Нацвопрос
Что показал “Тотальный диктант” – насколько хорошо мы знаем русский язык?
12 ноября 2022, 15:06
12 ноября 2022, 16:06
12 ноября 2022, 17:06
12 ноября 2022, 18:06
12 ноября 2022, 19:06
12 ноября 2022, 20:06
12 ноября 2022, 21:06
12 ноября 2022, 22:06
12 ноября 2022, 23:06
13 ноября 2022, 00:06
13 ноября 2022, 01:06
Проект “Тотальный диктант” провел серию фестивалей грамотности в регионах. Насколько хорошо мы знаем русский язык? Можно ли проверить знания грамотности на родных языках народов России?
САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире “Вести ФМ” программа “Нацвопрос”. В студии Марат Сафаров. В этом году летом мы уже встречались с Ольгой Ребковец – директором фонда “Тотальный диктант”, членом Совета при президенте Российской Федерации по русскому языку. Говорили о проекте, напоминали о нем всем, кто еще не присоединился. Ну, за 18 лет пока тотальный диктан на просторах нашей страны и за ее пределами очень активно развивается, я думаю, что многие или слышали, или кто-то в семье, друзья принимали участие, или были непосредственными участниками Тотального диктанта. Но помимо такого основного дня в году, когда Тотальный диктант, можно сказать, выбирает и свою столицу, и проходит кульминация этого мероприятия ежегодного, есть и большая каждодневная, может быть, даже в чем-то рутинная (хотя понятно, что работа творческая, она не может быть рутинной) работа такая, когда проходят разные важные мероприятия. Летом мы анонсировали одну из них – это Фестиваль грамотности. А выяснилось, еще до эфира пока мы общались с Ольгой Александровной, что не фестиваль, а фестивали, и их было много, и они будут продолжаться. Давайте с этого начнем. Ольга Александровна, приветствуем вас в эфире “Вести ФМ”.
РЕБКОВЕЦ: Здравствуйте, здравствуйте.
САФАРОВ: Итак, в этом году, в 22-м, столицей Тотального диктанта был Ярославль наш древний. И так или иначе, вы в него все равно вернулись. Весной прошел диктант, но, я так понимаю, в начале осени вновь команду Тотального диктанта и участников Ярославль принимал.
РЕБКОВЕЦ: Да, сбылась наша мечта – наконец мы смогли приехать в Ярославль с большим фестивалем, это был Фестиваль грамотности. 8 сентября мы все отмечали Международный день грамотности, и именно к этому дню мы и приурочили все события. Вообще 7 по 12 сентября мы в Ярославле были большой командой, там были и эксперты Тотального диктанта, и наши друзья-филологи, и автор Тотального диктанта приехал (Тотального диктанта следующего, 2023 года). И именно там мы узнали его имя, узнали, что Василий Авченко – писатель из Владивостока для всех нас напишет текст Тотального диктанта, и мы его будем писать 8 апреля 2023 года.
А в Ярославле была очень насыщенная программа. С одной стороны, мы в университете для студентов и преподавателей читали лекции, мастер-классы, был у нас чудесный разговор про диалекты тоже совместно с ярославскими филологам и нашим приглашенным диалектолом – заместителем директора Института языкознания Российской академии наук Игорем Исаевым. Мы выезжали, мы не только в Ярославле проводили мероприятия, но еще и выезжали в районы области, поэтому у нас такой охват получился хороший.
САФАРОВ: Я знаю, что вы были в замечательном городе, который я для себя в этом году открыл и полюбил, это город Тутаев на Волге, разделенный Волгой, замечательный Романов-Борисоглебск, и туда тоже ваша команда доехала.
РЕБКОВЕЦ: Да, в Тутаеве, в Рыбинске мы были. В общем, было все здорово и замечательно. И такой, наверное, вишенкой на торте был финальный день, когда мы на открытой площадке в музее-заповеднике проводили открытые лекции, разговаривали о литературе, писали демо-диктант небольшой. И к нам приехал еще один автор Тотального диктанта (автор 2016 года) Андрей Усачев, который устроил такой концерт для детей. В общем, в музее-заповеднике, мне кажется, тоже хорошо у нас все получилось.
Полностью слушайте в аудиоверсии!
Часть 3. Вечер
Встречные, замечая семенящую фигурку учителя, иногда окликали его и заговаривали о школьных успехах своих отпрысков. Однако тот, запыхавшийся от быстрой ходьбы, отвечал неохотно, короткими фразами: времени было в обрез. В подтверждение доставал из кармана часы, бросал на них сокрушённый взгляд и, качая головой, бежал дальше. Куда он бежал, Бах и сам не смог бы объяснить.
Разбор текста диктанта вместе с подробными комментариями
Вятка
Это был странный мир: по утрам за окном не пели птицы, не шелестела трава, собаки лаяли совершенно беззвучно, а мужики, то и дело ругающиеся на улицах, широко раскрывали рты, но ни единого звука оттуда не доносилось. В десять лет, после тяжело перенесённой скарлатины, Костя почти оглох, и вот уже шестой год его окружал мир тишины и покоя.
Слова «громкий», «звучно», «шуметь» не значили в этом мире ничего. Они напоминали символы давно исчезнувшей цивилизации, оставленные как загадка потомкам на стенах древней пещеры. Для того чтобы проникнуть в эту пещеру, у Кости недоставало ни сил, ни возможностей, ни средств.
Он ещё помнил звуки, однако существовали они в его голове отдельно от людей, других живых существ и предметов, которые эти звуки производили. Это было, как если бы он видел тени, а самих предметов, эти тени отбрасывающих, видеть не мог.
Он смотрел на мир, как рыба из-под воды смотрит на берег, и всё, что он видел там, на залитом солнцем берегу, казалось ему странным и в то же время недосягаемо красивым. Шестой год Костя продолжал жить на другой планете, куда прилететь, кроме него, не мог уже больше никто — даже такой же, как он, внезапно оглохший мальчик. Ибо у каждого глухого мальчика должна быть своя планета.
Зато он оставался неуязвим для того дурного, что терзает людей со слухом. Он видел, как люди плачут, услышав какие-то слова, как они бледнеют от ненависти или от страха, и был согласен не слышать то, что услышали они. Когда учителя бранили его за бестолковость, а сверстники дразнили глухой тетерей, он лишь безмятежно смотрел на них. Даже о том, что его отчислили из гимназии, Костя узнал не сразу: директор что-то долго объяснял ему, но мальчик не всё успел понять по губам.
Урок третий
Путешественник, учёный, писатель Владимир Арсеньев оставил огромное наследие, часть которого, как ни странно, не осмыслена до сих пор, – имею в виду прежде всего дневники и письма.
Арсеньев продолжил начатое русскими первопроходцами открытие Дальнего Востока. По-настоящему освоенным становится только то, что переплавлено в художественные образы. Именно Арсеньев, этот очарованный странник, рассказал миру об Уссурийском крае, сделав его фактом культуры.
Самоучка, не имевший академического образования, он стал учёным широчайшего, воистину ломоносовского профиля. За его плечами были только два года юнкерского пехотного училища, всё остальное – самообразование, которое военный географ Арсеньев продолжал всю жизнь. Изучал языки коренных народов, занимался археологией, этнографией и полутора десятками других наук.
Составлял геополитические прогнозы, часть из которых сбылась уже после его смерти, а часть небезынтересна и поныне, помогал царской и советской властям заселять и развивать дальневосточные периферии.
Жёстко критиковал современную ему цивилизацию, не признавая технического прогресса в отсутствие нравственного. Видя, что происходит с природой из-за бездумного отношения к планете и желания поскорее извлечь выгоду, называл человека бичом Земли, самым ужасным, свирепым и беспощадным хищником. Арсеньев считал тайгу храмом и не мог равнодушно смотреть на ее осквернение. В итоге он был вынужден прийти к невесёлой мысли: «Цивилизация родит преступников».
Арсеньев, вне всякого сомнения, незаурядный прозаик, и было бы неверно считать его книги слегка обработанным полевым дневником. Это самобытный философ, тонкий лирик, учившийся описанию и осмыслению природы у русских классиков, и даже мистик.
Важна, конечно, и сама личность Арсеньева – интеллигента, пассионария, человека железной воли. Скрывая многочисленные недуги, он до конца дней ходил в тяжелейшие походы и никогда не жаловался. Твердил: «Работай или умри».
Уроженец Петербурга, он по собственному желанию навсегда перебрался на Дальний Восток, городу всю жизнь предпочитал тайгу. Жизнь его – нечастый для России пример успеха, достигнутого не покорением, а, напротив, оставлением столицы.