Правила словарного диктанта

Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе

На уроках русского языка в начальной школе очень важна словарная работа, т.к. чтобы ребёнок овладевал русским языком практически, для этого ему необходимо знать определённое количество слов, т.е. обогащать свой словарный запас. Уже в 1 классе, на каждом уроке, в результате бесед, диалогов, рассказов обучающиеся знакомятся с новыми словами, усваивают их, повторяют и закрепляют слова, усвоенные ими ранее.

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.

В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.

Словарная работа преследует различные  и имеет разное

1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.

2. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов

3. Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр

4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.

Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.

Раскроем подробнее работу по первому и четвертому направлениям.

Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии. Великому русскому педагогу К. Д. Ушинскому принадлежат слова: “Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”.

(Кроме отдельных слов, требуют разъяснения смысла и многие фразеологические обороты: белая ворона, ни свет ни заря, столбовая дорога и т. д.)

Методикой разработано немало приёмов объяснения детям значения непонятных слов.

Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений.

Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде, в учебном фильме.

Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путём краткого словесного толкования.

Возможно применение следующих способов определений:

а) путём подбора к нему синонимов (изумрудный – ярко-зелёный);

б) путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют

данным словом (насекомые – это бабочки, жуки, муравьи

в) описательным способом (адресат – тот, кому отправляют письмо, телеграмму

г) путём родовидового определения (амбар – здание, постройка для хранения зерна

Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи, и главное – это учить детей правильному и точному употреблению слова.

Словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.

Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на активизацию детского словаря, и на развитие связной речи. Мы используем следующие задания:

1) различные виды работы с орфографическим словарем (см.далее);

2) подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка;

3) разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы они осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень – это значит найти главный внутренний смысл слова, это примерно то же, что зажечь внутри фонаря огонёк;

4) подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво;

5) “проникновение в тайну” слова. Часто этимология слова помогает ученику понять, почему именно так мы пишем слово. Кроме того, узнавание происхождения слова очень увлекательно для детей младшего школьного возраста;

6) различные виды работы с фразеологическими выражениями, загадками и отрывками из стихотворений; разгадывание кроссвордов;

7) составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини-рассказы.

При обучении детей правописанию мы обязательно используем орфографический словарь, причем не только маленький, находящийся, как правило, в конце учебника, но и специальное издание для школьников (под ред. Грушникова и др.), и самодельный словарик с собственными иллюстрациями. Чтобы рационально и эффективно использовать словарь, ученику необходимо знать принципы его построения, лексический состав и структуру.

Из упражнений, связанных с использованием словаря, применяем следующие:

а) Устные упражнения в отыскивании в словарике слов, названных учителем, в нахождении

в них “опасного” при письме места.

б) Выписывание из словаря слов по определённым смысловым, грамматическим и

прочим признакам (по теме “животные”, “вежливые слова” и др.; наречия: одушевленные имена существительные: ; имена существительные 1-го склонения: ягода, собака; слова с безударной гласной “а”: слова из трех слогов:слова с ударением на первом слоге:  и т. д. Приветствуются и собственные классификации детей).

в) Списывание слов с пропущенными буквами с заданием проверить написание по словарю. Пропуск трудных букв мобилизует внимание учащихся, а обращение к орфографическому словарю способствует закреплению правильного зрительного образа слова.

г) Упражнения в составлении словосочетаний и предложений со словами из словаря.

Постоянное обращение к словарю способствует созданию ценного навыка быстро схватывать и запоминать правильное написание слов. У нас словарь является постоянным спутником ученика в его повседневной работе на уроках.

В своей практике я в начале каждого урока использую словарные диктанты, которые занимают 2 – 3 минуты, но они позволяют держать в памяти обучающихся трудные слова; проверять, как обучающиеся усвоили их и работать индивидуально над допущенными ошибками. На уроках стараюсь использовать разнообразные приёмы, методы и способы, которые позволят обучающимся запоминать и грамотно писать словарные слова.

Приведу примеры таких упражнений:

Вставить пропущенные орфограммы и записать слова в алфавитном порядке:

Игра «Угадай слово». Учитель показывает карточку, на которой напечатан первый слог слова. Обучающиеся должны вспомнить и записать словарные слова, начинающиеся на этот слог.

-Ка- (Капуста, карандаш)

-Мо- (Молоко, мороз, молоток)

-Го- (Горизонт, горох, город)

Игра «Собери слово»

На доске напечатаны слоги. Прочитать слоги, из слогов каждой строки составить и записать словарные слова:

та – па – ло (Лопата)

даш – ран – ка (Карандаш)

ти – кар – на (Картина)

Выписать из словаря слова на тему «Овощи» (Горох, капуста, картофель, морковь, огурец, помидор), «Животные» (Заяц, медведь, корова), «Птицы» (Воробей, сорока, ворона, петух) и др.

. При изучении словарных слов использую загадки.

«Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, пчёлы и медведи» (Малина)

«На грядке длинный и зелёный,

А в кадке жёлтый и солёный» (Огурец)

«Как на нашей грядке

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

К осени краснеют» (Помидоры)

Заменить предложение одним словарным словом:

А) Комната для занятий в школе. ( Класс)

Б) Асфальтированная скоростная дорога. ( Шоссе)

В) Название государства, в котором мы живём. ( Россия)

Г) Название языка, на котором мы говорим. ( Русский)

Д) Человек, совершающий поездку в каком – либо виде транспорта. ( Пассажир)

Е) Дорога, с высаженными по обеим её сторонам деревьями. ( Аллея)

Найти в каждой строке «лишнее» слово:

А) Трамвай, самолёт, урожай, трактор.

Б) Картофель, морковь, капуста, солома, огурец.

. Картинный диктант.

Дан предмет. Обучающиеся называют этот предмет, записывают слово, называют орфограмму, которую необходимо запомнить, подчёркивают её, ставят знак ударения.

Составление кроссвордов к словарным словам.

Для выполнения этого вида работы требуется много времени. Поэтому его можно использовать в качестве домашней работы, во внеклассной работе.

Составление предложений со словарным словом.

Обучающиеся устно составляют предложение с заданным словарным словом. Все предложения выслушиваются, а лучшее предложение (по мнению обучающихся) записывается в тетрадь под диктовку с комментированием орфограмм.

Учитель должен помнить, что систематическая работа на уроках вызывает у обучающихся интерес к словарной работе, помогает обогащать словарный запас, вырабатывает орфографическую грамотность, развивает речь, внимание, формирует уважение и любовь к русскому языку в целом.

Письмо с комментированием. Вызванный ученик по слогам проговаривает слово, а все пишут, например: со-ро-ка, во- ро-на, ко-ро-ва.

“Замени одним словом”:

При изучении темы “Имя существительное” даю ученикам упражнения по словарю, например:

14. Вызываю четырёх учеников к доске. Даю им задания. Первому записать пять словарных слов – названия птиц, второму -названия овощей, третьему –ягоды, четвёртому –посуду.

15. Записать как можно больше слов с гласной О чисто, красиво, грамотно и уложиться в отведённое время.

16. Записать по три-пять слов с ударением на первом слоге, на втором слоге.

17. На доске записываю в три столбика слова с пропущенной безударной гласной, не проверяемой ударением. От каждого ряда вызываю по одному ученику, они вставляют нужную букву.

18. Игра в “цепочку”. Даю задание учащимся написать цепочку из восьми слов с безударными гласными в корне.

19. До начала урока записываю на доске около десятка слов с пропущенной безударной гласной, непроверяемой ударением. Ученики списывают слова с доски и вставляют пропущенные буквы.

20. “ Под каждой буквой столбик слов”. Записываю на доске несколько букв и предлагаю учащимся под каждой буквой написать 3-4 словарных слова, начинающихся с этой буквы. Получается такая запись:

. “ Допиши пропущенные буквы”.

(потом, топор, горох)

– Какое слово лишнее? ( “Прекрасный”. Это прилагательное.)

– Запишите слова в тетрадь, проверьте по словарику .

СШАТЬЛЫ, ЛОЗВЕЙСО, АМОЛОС, ЛИЦАСТО.

– Расшифруйте слова (слышать, соловей, солома, столица).

– Найдите лишнее слово. Объясните значение этих слов. Запишите слова в тетрадь.

– Восстановите слова(север, теперь, тарелка). Запиши в тетрадь.

Т. П. РЬ . ЕВЕР . АР. ЛКА

. Игра “Гласные потерялись”.

26. На уроке закрепления знаний слов с двойными согласными провожу игру “Замени одним словом”.

– Комната для занятий в школе.

– Один из выходных дней.

– Место для купания и плавания.

– Дорожка, по обеим сторонам которой посажены деревья.

– Место на вокзале, куда приходят поезда.

– Спортивная игра на льду или траве.

– Единица массы.

(класс, суббота, бассейн, аллея, перрон, хоккей, тонна).

. “ Продиктуй товарищу”.

Ученик диктует словарные слова своему товарищу по парте, а затем проверяет их написание. Слова для этого задания ученики берут в конце тетради-учебника “Словарные слова” (авторы О. В. Узорова, Е. А. Нефедова, см 1-2кл. стр.71, 3кл. стр.126, 4кл. стр.129-130)

Словарный диктант 1

Аптека, бассейн, вокзал, валенки, урожай, телефон, солдат, костёр, лестница, комбайнёр.

Словарный диктант 2

Аллея, трактор, молоток, квартира, жёлтый, библиотека, животное, растение, инженер, народ.

Словарный диктант 3

Футбол, сахар, огород, космос, кастрюля, автобус, берёза, горох, картина, метель.

Словарный диктант 4

Отец, пассажир, капуста, ботинки, земляника, космонавт, овёс, пшеница, рисунок, солома.

Словарный диктант 5

Картофель, магазин, ракета, песок, тарелка, сирень, улица, хоккей, трамвай, соловей.

Словарный диктант 6

Шоссе, топор, осина, праздник, помидор, орех, календарь, огурец, багаж, адрес.

Все приведённые приёмы работы со словарными словами способствуют развитию у учащихся любознательности. Повышают интерес к слову, воспитывают у них любовь к русскому языку. Мой опыт показывает, что планомерное применение названных приёмов даёт повысить эффективность обучения непроверяемым написаниям.

проводятся в качестве текущих в рабочих тетрадях, а в качестве проверочных – в контрольных. Списки слов даны в программе, а также в конце учебника.

Количество слов для словарного диктанта

1 класс – 7-8 слов

2 класс – 10-12 слов

3 класс – 12-15 слов

4 класс – до 20 слов

Оценки за словарный диктант (при количестве слов 15-20

«5» – нет ошибок

«4» – 1-2 ошибки

«3» – 3-4 ошибки

«2» – 5-7 ошибок

«1» – более 7 ошибок

– это вид слухового или зрительного диктанта, в котором диктуются слова, а не предложения или текст.

Словарный диктант может быть:

Преимуществом его является то, что он позволяет в короткое время записать большое количество слов, концентрировать внимание учащихся на нужных орфограммах, обога- щать и активизировать словарь учащихся. На словарный диктант обычно уходит от 5 до 10 минут учебного времени. В словарные диктанты, как правило, включают не только трудные в орфографическом отношении слова, предназначенные для обязательного заучивания в каждом классе, но и те слова, в которых школьники допускают ошибки при написании изложений, сочинений или при выполнении других домашних и классных письменных упражнений.

В методике преподавания русского языка в школе выделяют довольно разнообразные виды словарных диктантов:

1) словарно-орфографический диктант,

2) словарный тематический диктант,

3) терминологический словарный диктант,

4) словарный диктант с комплексным заданием,

5) словарный диктант с грамматическим заданием,

6) словарный диктант с самопроверкой,

7) словарный диктант с взаимопроверкой,

8) словарный диктант с сопоставлением,

9) словарный диктант с элементами игры,

10) выборочный словарный диктант,

11) словарный диктант с использованием сигнальных карточек,

12) словарный диктант с усложнением дидактического материала,

13) словарный диктант с опорой на этимологический анализ слов,

14) словарный самодиктант с использованием однокоренных слов,

15) словарный диктант по картине,

16) словарный диктант с продолжением,

17) словарный диктант с обобщением,

18) диктанты, включающие словарные слова, основанные на ассоциациях,

19) словарный диктант по образцу тестовых заданий.

И некоторые другие виды.

Контрольный словарный диктант оценивается в соответствии с принятыми «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Рассмотрим отдельные виды словарных диктантов.

– вид упражнения, которое очень часто применяется на уроках русского языка с начальной школы и по 11 класс. Этот диктант выполняет и обучающие, и контролирующие функции, он позволяет учителю очень быстро (в течение 3-6 минут) получить представление о том, как усвоен материал. Словарно- орфографический диктант проводится и по материалу изученной орфографической темы, и на основе «трудных», словарных слов.

Терминологический словарный диктант. Тематические словарные диктанты обычно подразделяют на терминологические диктанты и словарные диктанты на заданную тему. Терминологические словарные диктанты могут состоять из уже изученных лингвистических (литературоведческих, математических и т.п.) терминов. Так, например, во втором полугодии 5 класса можно предложить такой диктант: Синтаксис, пунктуация, морфология, морфемика, фонетика, антонимы, синонимы, диалектизмы, профессионализмы, транскрипция, интонация, омонимы, орфография, орфоэпия, фразеологизмы, этимология, олицетворение, эпитет, метафора.

3. Помимо терминологических диктантов, на уроках русского языка пишут и так называемые , включающие слова на определенную тему. Например, музыка.

4. Повышает орфографическую грамотность самостоятельный подбор школьниками однокоренных слов к словам с трудными орфограммами. Для этого можно рекомендовать словарный самодиктант с привлечением однокоренных слов. К диктуемому учителем словарному слову подберите как можно больше (но не менее 5) однокоренных слов, записав их через черточку. Например: Очаровательный – (чары, очаровывать, очаровать, очарование, чародей, чародейка, чаровница, разочаровать, разочарование.

Словарные диктанты с опорой на этимологический анализ могут быть разные. Например: 1) запишите под диктовку слова, имеющие в своем составе исконно-русскую приставку со- со значением совместимости: соратник, союз, союзник, союзнический, сосед, соседский, соседствовать, соревнование, соревновательный, сотрудничать, сотрудник, сотоварищ, со- ученик, соавтор, согражданин, соучастник

6. Специально составленные диктанты, включающие словарные слова, основанные на ассоциациях и потому помогающие хорошо запомнить правописание иностранных слов. Например, с удвоенными согласными: 1) С аккумулятором надо обращаться аккуратно. 2) Я не могу тебе аккомпанировать на гитаре, потому что знаю всего три аккорда, – лучше пусть твой брат играет на аккордеоне.

Словарный диктант с элементами игры может проводиться по-разному: Диктант как прием обучения орфографии, пунктуации, развития речи учащихся.

1) Вызванный к доске ученик под диктовку учителя пишет не одно слово, а ряд уже отработанных ранее словарных слов и пишет до тех пор, пока не ошибется в каком-либо слове. Словарные слова ученику диктует как учитель, так и учащиеся. Вторым к доске вызывается ученик, предложивший такое «трудное» слово, в котором первый пишущий допустил ошибку.

2) К доске вызывается два ученика. Они вместе с классом пишут словарные слова, которые диктует учитель. По окончании работы каждый из них проверяет работу «соперника», исправляет ошибки и оценивает.

3) Шуточный (игровой) диктант, включающий словарные слова, с заданием: Попробуй написать без ошибок! Дрожжи не могут дрожать, Вожжи не могут визжать, А те, кто умеет жужжать, Совсем не хотят дребезжать. Текст этого шуточного диктанта можно использовать и для проведения выборочного словарного диктанта.

Словарный диктант по картине. При подготовке предстоящей работы по развитию речи возможно практиковать словарный диктант по картине, цель которого – обогатить словарный запас учащихся и повторить правописание «трудных» слов.

Слова с непроверяемыми написаниями в школьной практике обычно называют “трудными”: написание их действительно трудно, а чаще всего невозможно подвести под известные ученикам правила. Определенные трудности вызывает проведение словарной работы и у учителей – дети продолжают делать ошибки в словах из “Словаря”, и в этом справедливо видится одно из проявлений общей беды нашей системы обучения – падение орфографической грамотности.

Активизация словаря – одно из важнейших направлений словарной работы на уроках . Решение этой практической задачи должно осуществляться на каждом уроке русского языка и чтения. Работа со словом важна и многообразна. Как важно научить ребят наблюдать думать, читать, передавать мысли слова!

Практика работы показывает и подтверждает эффективность хорошо продуманной системы словарной работы, суть которой в том, чтобы слово школьникам было правильно воспринято в текшее, понято со всеми его оттенками и особенностями, вошло бы в активный словарь и было употреблено самостоятельно в нужной ситуации.

Опыт работы над словарными словами подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа над словами, которая планируется на каждый урок и на перспективу. С такой позиции я строю работу над “трудными” словами на протяжении всех лет обучения.

При введении нового слова с непроверяемым написанием работы провожу обычно в такой последовательности;

а) чтение загадки , отгадывание её учащимися (см.загадки в приложении), ученики доказывает, что разгадка правильная;

б) рассматривание предмета или его изображения (например,детирассматривали на предметной картинке изображения инструментов,называют их ( молоток,топор,лопата), определяет значениеинструментов, объясняет отличительные признаки );

в) описание признаков предмета или предъявления слова-синонима:

– у нею на головке синее пятнышко,грудка жёлтая,хвостик черный, спинка зеленоватая, а щёчки белые. Песенка у неё звонкая, а иногда она громко кричит “си-си-си”, словно всем говорит своё имя (синица);

– чаще всего около человека живут. Зимой где крошки подбирает, где зернышками полакомится. Воруют друг у друга, крича чик-чирик! чик-чирик! Вор-вор-вор!” (воробей)

-Крылья зеленовато-синие,голова и хвост черные, как у вороны, а бока белые. Хвост длинный,прямой,будто стрела, приподнят к верху (сорока).

– Прочитайте слово на карточках -(везде, теперь).

Подберите к ним слова близкие но значению.(синонимы) -везде- повсюду, теперь – сейчас, (однажды-как-то раз,когда-то ранним) и др.

На данном этапе стараются уделять большое внимание упражнениям лексического характера, т.к. они способствуют осознают значение трудных слов и правильности их использования в речевой практике. С этой целью использую упражнения вида:

Сирень посадили у нас под окном. Весной красивым становится дом.

2. Как мой садик свеж и зелен! Распустилась в нём сирень.

П. Прочитайте и объясните значение каждого из однокоренных

Вот и лето подоспело – и земляника покраснела.

2. Земляника «земляничка – красненькая невеличка,беленький цветочек и тройной листочек.

3. Но ежели вы жили возле земляничника, значит, земляничное варенье вам привычное.

(М. ЯСнов) (2-3 и. 1-3)

(Этот вид упражнения заканчивается наблюдением над единообразным наливанием корня в однокоренных словах).

. Запишите только те однокоренные слова (осина,осинник,осиновый, осинка, подосиновик), которые соответствуют следующим значениям:

молодая осинка 2) осиновый лее, 3) гриб«который чаще всего встречается в осиновом лесу (2 кл., 1-3),

IV. Прочитайте и объясните различил в значении каждой  слов. Составьте предложение с любым словом; морковь,- морковка, желтый-желтоватый, ветер-ветрище, корова – коровенка,сверкать-свернуть).

V. Объясните, кого так называет: библиотекарь,тракторист,комбайнер, шофер, телефонист.

VI. Выпишите предложения подходящие по смыслу слова из “словаря”.

это обувь, а – это одежда .

Знакомя детей с лексическим значением слова , на некоторых уроках я рассказываю о том, что в составе русского современного языка есть разные по происхождению группы слов : исконно

русские слова и заимствованные (шофер,метро,шоссе,автомобиль). Сообщаю детям о том, что с развитием общества развивается и наш язык; одни слова устраивает,выходят из употребления,на смену им появляется новые ,

Задание тина “Знаешь ли ты?”

Знаете ли вы происхождение слова библиотеки?

Это слово пришло в русский язык из греческого языка,сложено оно из двух древнегреческих частей: библион- книга, тэке -хранилище книг.

II. Знаете ли вы что слово завтра образовалось путем слияния предлога за существительного утро в форме родительного падежа и единственного числа! Раньше говорили: заутро.т.е. на следующий день. Постепенно слово заутро претерпевало изменения: ударение переходило на первый слог , а гласный звук (у) изменился на согласные (в). Теперь в нашей речи употребляется только слова завтра.

Изучение слов с непроверяемыми написаниями даёт возможность познакомить детей с фразеологизмами, устойчивыми сочетаниями слов. К числу допустимых для восприятия младшими школьниками фразеологизмов, которые нежно предложить для наблюдения при изучении трудных слов, могут быть такие: прокатить с ветерком; заячья душа; море по колено; язык заплетается;яблоку негде упасть и др.

Вот примеры упражнений, которые можно предложить ученикам для наблюдения над фразеологизмами.

Прочитайте и объясните значение выделенных выражений

В дым разругаетесь

Помните о том,

Что может быть беда;

Потом – сгорите со стыда;

Прочитайте,объясните, когда так говорят.

В нашей речи есть выражения: исчезнуть с горизонта, появиться на горизонте. Что они обозначает? Выражение исчезнуть с горизонта употребляется тогда, когда говорят о человеке, который уже давно не появлялся в кругу его знакомых, близких.(Этот человек совсем исчез с моего горизонта, и я не знаю , где он).

3. Составьте предложение или небольшой текст,где можно употребить любое из данных выражений: медведь на ухо наступил, бежать во все лопатки, море по колено.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. В каких случаях жизни так говорят?При ознакомлении детей со словарными словами осуществляю большую работу над выработкой навыков правильного употребления в речи неизменяемых имен существительных (пальто,метро.шоссе,кофе и ну.), имен существительных в форме родительного падежа множественного числа, словосочетаний некоторых имен существительных (картофель, помидор) с другими словами.

Кроме того,знакомство с “волшебными словами” (здравствуйте, спасибо, до свидания,пожалуйста) позволяет формировать навыки речевого этикета у детей, т.к. делает детей вежливыми, доброжелательными , культурными.

Оцените статью
Экодиктант - Помощь