Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 сентября 2023 года; проверки требуют 3 правки.
Логотип Тотального диктанта
Почтовая марка России 2020 года, посвящённая акции, с цитатой К. Э. Циолковского из его статьи «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1911—1912)
14 апреля носители русского языка во всем мире написали Тотальный диктант В мире участниками акции стали больше 227 тысяч человек от мала до велика. Куратор «Тотального диктанта» Виктория Руцкая рассказала «АиФ-Юг» о том, почему люди приходят проверять знание родного языка, кому и зачем нужна грамотность и как исправлять ошибки других, чтобы не прослыть «граммар-наци».
Примерное время чтения: 3 минуты
Сюжет Тотальный диктант − 2020
4 апреля 2020 года состоится всемирная акция проверки грамотности «Тотальный диктант». В минувшем году к ней присоединились свыше 236 тысяч носителей русского языка в 1200 городах из 81 страны мира. Ожидается, что в этот раз «Тотальный диктант» напишут не менее 250 тысяч человек, что станет рекордом за все 16 лет существования акции.
Что такое «Тотальный диктант»?
«Тотальный диктант» — это ежегодная всемирная просветительская акция в форме добровольного диктанта для всех желающих. Ее участники могут проверить свою грамотность и владение русским языком.
Ежегодно диктант проводится по единому уникальному тексту, а его автором всегда выступает один из известных российских писателей. В разные годы ими были Павел Басинский, Андрей Усачев, Евгений Водолазкин, Алексей Иванов, Дина Рубина, Захар Прилепин и Дмитрий Быков. В 2020 году автором текста диктанта стал российский писатель, автор романа «Степные боги» Андрей Геласимов. Специально для акции он написал текст о жизни основоположника отечественной космонавтики Константина Циолковского.
«Тотальный диктант» является общественным проектом, который реализуется силами активистов и волонтеров. Организатором акции выступает фонд «Тотальный диктант», расположенный в Новосибирске. Именно здесь в 2004 году прошел первый диктант, подготовленный творческим объединением гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета.
В «Тотальном диктанте» может бесплатно принять участие любой желающий, вне зависимости от возраста, пола, образования и профессии.
Почему так популярен «Тотальный диктант»?
Акция «Тотальный диктант» с каждым годом становится масштабнее.
В прошлом году диктант писали свыше ста тысяч человек в 549 городах России и 58 странах. В этом году он проводится 16 апреля. Об организации акции и о своём отношении к ней рассказала Н. А. Илюхина, заведующая кафедрой русского языка и массовой коммуникации в Самарском университете. Она является председателем экспертной комиссии филологов в Самаре.
— Что такое «Тотальный диктант» и для чего он проводится?
– Эта акция (подчеркну — народная!) проводится уже 12 лет, ее инициатором выступили новосибирские студенты. И это не случайно: город известен своими академическими традициями. Суть акции в том, что все, кто хочет проверить свою грамотность, в один день собираются в огромных аудиториях и пишут под диктовку один и тот же текст, который затем проверяют филологи. Кстати, подготовка мероприятия ведется силами инициативной общественной группы (в Самаре в этом году эту работу координирует Е. М. Бондарчук), а филологи, в том числе студенты, привлекаются лишь для проверки работ, консультаций и проведения подготовительных занятий для желающих.
— Как вы относитесь к идее «Тотального диктанта»?
– Со словом «диктант» у всех нас ассоциируется школа, контрольная работа, боязнь получить плохую отметку и т. д. И вдруг объявляется добровольный диктант. Как это понимать и как к этому относиться? Идея мне кажется необычной, интересной и плодотворной. Прежде всего она нацелена на практическую пользу (организаторы называют акцию образовательной), есть в ней и элемент игры: возможность вернуться на часок в свое школьное детство и при этом ощутить, что твой порыв совпал с желанием сотен тысяч других людей. Русский язык, воплощенная в нём история и богатейшая культура, — наши корни, то, что нас безусловно объединяет. И «Тотальный диктант», в частности, привлекает внимание к своему языку. Это тот случай, когда у многих возникает вопрос: а хорошо ли я знаю свой родной язык, государственный язык России, могу ли считать себя орфографически грамотным человеком? Понимание того, что в этот момент этот текст осмысляют и записывают сотни тысяч соотечественников разного возраста, разных конфессий, разных взглядов, разных профессий, рождает ощущение единения.
Что касается практической пользы, то дело не ограничивается написанием диктанта — за два месяца до него начали работать бесплатные занятия для всех желающих. У нас в университете они проводятся по субботам в корпусе на ул. Потапова. Многие студенты, взрослые, солидные люди используют это как возможность повысить грамотность своей письменной речи. И раз люди приходят в выходной день (а в последнюю субботу на занятия пришли 28 человек), значит, есть практический интерес к акции.
— Люди, которые пишут диктант, кто они?
– Этот диктант пишут люди от мала до велика: приходят школьники, студенты, взрослые, пенсионеры, люди разных профессий — журналисты, врачи, преподаватели и т. д.
— Среди участников, написавших плохо, есть те, кто говорит: «Приду в следующем году и напишу лучше», и такие, кто во всё винит сложность текста и условия проведения. Кто из них прав?
– Текст, подготовленный для Тотального диктанта, простым не бывает, но он для всех одинаков, все находятся в одних и тех же условиях. В разные годы степень орфографической сложности текста бывает разной. И чем он сложнее, тем больше у человека, написавшего диктант неудачно, оснований для самооправдания, если он в нем нуждается. После диктанта есть возможность проконсультироваться, проанализировать свои ошибки. В этих текстах нередки спорные моменты, и при проверке они считаются не ошибкой, а допустимым вариантом.
— Как подбирают тексты для диктанта?
– Оргкомитет обращается с просьбой подготовить текст к кому-либо из известных писателей или публицистов. На днях на пресс-конференции в пресс-центре ТАСС объявлено, что в этом году текст подготовлен детским писателем, поэтом, драматургом и сценаристом Андреем Усачевым, который специально написал текст для взрослых, одобренный экспертами. Сам текст заранее не обнародуется, он состоит из трех частей: первую часть пишут участники на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири и в зарубежных странах, входящих в этот часовой пояс, вторая часть будет читаться в городах Урала и Западной Сибири, а третью продиктуют в городах европейской части России, Европы и Америки.
Замечу, что для чтения текста в разных городах стараются пригласить узнаваемых людей, не обязательно филологов. Так, в прошлом году на разных московских площадках текст диктовали актёр Константин Хабенский, телеведущая Яна Чурикова. Говорят, что личности популярных людей в качестве «диктаторов» резко повысили интерес их поклонников к участию в мероприятии, создали особую атмосферу. На главной площадке — в Новосибирском университете — по традиции диктовать текст будет его автор.
— Что бы вы посоветовали тем, кто хочет участвовать, но стесняется?
– Для стеснительности нет никаких оснований — оценки не обнародуются и, шутливо говоря, ни на что не влияют! Каждый участник сможет их узнать в личном электронном кабинете, который оформляется при регистрации участников. Кстати, те, кто не сможет прийти в назначенное место, смогут написать диктант онлайн на сайте www.totaldict.ru. Всех интересующихся этой акцией приглашаем в группы, созданные в социальной сети «Вконтакте»: http://vk.com/td_ssau; vk.com/totaldict_samara .
Беседовала Алла Венцова
Любители русского языка ждут апреля с особым настроением: в этом месяце традиционно проводится “Тотальный диктант”. В 2019 году — уже в 16-й раз. За это время проект вырос из небольшой общественной инициативы в грандиозное международное событие. Писать диктант собираются жители более тысячи городов в более чем 76 странах мира, а также неограниченное число онлайн-участников.
В этом году проект расширился. Онлайн-трансляция будет вестись с четырех (а не трех, как раньше) часовых зонах: в 08:00 мск во Владивостоке, в 11:00 мск в Новосибирске, в 14:00 мск в Москве, Санкт-Петербурге и Таллине и в 23:00 мск в Америке. К диктанту подключатся новые страны, например, Куба.
Руководитель проекта “Тотальный диктант” Ольга Ребковец рассказала о том, что ждет участников в этом году и зачем вообще быть грамотным.
В чем смысл “Тотального диктанта”?
Прежде всего, это возможность проверить и повысить уровень своей грамотности. Но постепенно мероприятие стало для участников способом проникнуться ностальгией по школьным годам и весело провести выходной в компании друзей или семьи.
“В целом это глобальный праздник русского языка, который, как Новый год, проходит раз в год, шагает по планете в разных часовых зонах и для каждого значит что-то свое”, — говорит Ребковец.
Проект уже стал брендом. Многие участники показывают полученный после диктанта сертификат с оценкой при приеме на работу. А Уральский федеральный университет стал добавлять один балл отличникам проекта при поступлении.
Участие в диктанте бесплатное.
Оценки станут известны 17–19 апреля. В Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске — 26 апреля. Результаты появятся в личном кабинете участника на сайте проекта. Также там будет размещен скан работы с пометками проверяющего, чтобы каждый участник увидел, какие именно ошибки он допустил.
“Цель “Тотального диктанта” — не расставить оценки, а дать возможность каждому понять, какие он делает ошибки, вдохновить на работу над собой. Поэтому, если вы получили двойку, не стоит расстраиваться и стыдиться. Во-первых, оценку видите только вы. Во-вторых, за год можно подготовиться и в следующий раз улучшить результат. У нас есть такие примеры”, — говорит Ребковец.
Как подготовиться к диктанту?
В некоторых городах 22 февраля стартовали очные курсы подготовки. Уроки также доступны всем на сайте проекта. С 13 марта открывается онлайн-школа “Тотального диктанта” — это несколько видеолекций, на которых филологи разберут наиболее актуальные для текста этого года правила.
“Конечно, существуют ошибки, которые повторяются из года в год: одно или два “н”, слитное или раздельное написание “не”, запятые. Они кочуют из курса в курс. Но каждый год программа обновляется, так как есть особенности именно этого автора или текста, на которые составители программы хотят обратить внимание”, — поясняет Ребковец.
Кроме того, на сайте проекта размещен онлайн-курс “Никогда не пиши “ни когда”, который не привязан к конкретному диктанту и охватывает 28 основных тем русского языка.
Кто и как выбрал текст для “Тотального диктанта 2019”?
Текст каждый раз специально пишет новый автор проекта, к выбору которого организаторы подходят тщательно. ” Миссия проекта — продвижение современной русской литературы. Поэтому мы всегда ориентируемся на то, чтобы это был хороший современный писатель. Остальное зависит от того, насколько человек готов ввязаться в эту авантюру, потому что ему придется прожить с проектом больше года: с начала работы над текстом в мае до завершающего мероприятия в следующем июне”, — говорит Ребковец.
После того как текст готов, его изучают эксперты, которые оценивают, равны ли все части по объему и сложности, и иногда предлагают автору внести правки. Например, заменить где-то слово, чтобы “отработать” какое-то правило, объединить простые предложения в одно сложное, изменить тяжелый для восприятия на слух фрагмент.
В этом году автором проекта стал российский писатель, литературовед и критик, лауреат премии “Большая книга” Павел Басинский. Для диктанта он написал четыре текста, вдохновленные русской литературой. Это детективные истории на основе биографии Льва Толстого, “маленькой трагедии” Пушкина “Моцарт и Сальери”, поэмы Гоголя “Мертвые души” и драмы Горького “На дне”, в которых он пытается расследовать, как же все было на самом деле.
Ребковец обещает, что тем, кто успеет перечитать классику, писать диктант будет интереснее.
Зачем диктанту нужна столица?
Столица проекта становится его центральной площадкой, к ней приковано всеобщее внимание. Сюда приезжает автор, который лично диктует написанный им текст. Отсюда же ведется одна из онлайн-трансляций. В городе проводятся разные акции и мероприятия, посвященные русскому языку.
Отбор столицы проходит в два этапа. Сначала на сайте проекта открывается народное голосование за города-кандидаты, которые подали заявки. В этом году было 13 претендентов. В финал выходят пять самых популярных городов, представители которых потом уже очно защищают свои проекты на родине акции, в Новосибирске. Жюри оценивает опыт городской команды, наличие экспертов, партнеров и ресурсов, а также программу мероприятий в городе и возможный эффект от события.
В этом году победил Таллин, который обошел Ставрополь, Пензу, Казань и Ростов-на Дону.
Как и в прошлом году, символическая передача статуса столицы пройдет в виде автопробега: 11 марта путешественники стартовали во Владивостоке, проедут через 27 городов и 7 апреля прибудут в Таллин. Экипаж будет периодически меняться. В пунктах остановки пробега запланированы лекции, мастер-классы, различные акции. По итогам поездки четыре писателя напишут книгу об увиденных местах и встреченных людях, а филологи проведут исследование о топонимике регионов.
Почему важно быть грамотным?
В современном обществе, где каждый создает и обрабатывает множество текстов, а коммуникация преимущественно осуществляется письменно, грамотность стала важной компетенцией. Личный успех человека зачастую зависит от того, насколько четко и правильно он сможет донести мысль до собеседника.
“Резюме, написанное с ошибками, может оставить плохое впечатление даже о самом хорошем кандидате. А неграмотно составленные сотрудниками деловые письма негативно отражаются на имидже компаний”, — говорит Ребковец.
Она приводит в пример историю экс-министра образования Башкирии Гульназ Шафиковой, которая в прошлом году опубликовала в социальной сети пост с несколькими грамматическими ошибками, чем вызвала общественный резонанс.
“Долгое время существовало мнение, что если в школе была пятерка по русскому, то это навсегда. Но грамотность — это то, что нужно постоянно прокачивать. К сожалению, сейчас в России отсутствует комплексная система обучения взрослых. Конечно, есть отдельные курсы и репетиторы, но их мало для удовлетворения общественного запроса. Мы надеемся, что “Тотальный диктант” не только введет грамотность в моду, но и поможет создать целую индустрию”, — говорит Ребковец.
То, что нельзя прогуглить
Использовать в “Тотальном диктанте” тексты современных писателей начали из-за решившего списать студента.
2009 год — последний, когда в диктанте использовали классическое произведение (кусочек из “Невского проспекта” Гоголя). В тот год один из участников пока еще локального, сосредоточенного в Новосибирском государственном университете проекта, не слушая диктующего, переписал весь отрывок из интернета, вместе с сокращенным филологами предложением.
Что такое “Тотальный диктант”?
Идея проведения диктанта для всех желающих принадлежит членам студенческого клуба гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета “Глум-клуб”. Впервые мероприятие состоялось 11 марта 2004 года.
В течение первых пяти лет в акции, проводившейся только в Новосибирске, участвовало в среднем по 200 человек. Для диктантов организаторы выбирали отрывки из произведений Льва Толстого, Александра Бека, Ивана Соколова-Микитова, Василя Быкова, Редьярда Киплинга. Диктовали эти тексты преподаватели гуманитарного факультета НГУ.
В 2009 году организаторы пригласили прочитать отрывок из повести Николая Гоголя “Невский проспект” известного музыканта и поэта Псоя Короленко (настоящее имя — Павел Лион). Это нововведение значительно повысило интерес к акции: число участников достигло 600 человек.
В 2010 году мероприятие привлекло 2400 участников. Текст для диктанта специально подготовил писатель Борис Стругацкий. Впоследствии авторами текстов становились другие известные прозаики: Захар Прилепин, Дина Рубина, Алексей Иванов, Евгений Водолазкин.
К 2014 году у диктанта появились бесплатные подготовительные курсы и онлайн-трансляция.
В 2019 году акция прошла в 1200 городах по всему миру, в нем приняли участие более 236 тыс. человек.
Исключить возможность списывания в будущем году, не прибегая к толпе наблюдателей и металлодетекторам, организаторы решили, выбрав текст, который невозможно загуглить, специально написанный для “Тотального диктанта”. Осталось только найти автора. Через общего знакомого студентам удалось добраться до Бориса Стругацкого.
“Борис Натанович тогда сказал, что диктанты ненавидит и вообще диктатуру ни в каком виде не приемлет. Но все-таки согласился ответить на пару вопросов и разрешил нам использовать ответы в качестве текста диктанта. Мы спросили, что он думает о современном русском языке и современной русской литературе”, — рассказывает директор фонда “Тотального диктанта” Ольга Ребковец. С тех пор каждый год текст диктанта пишет кто-то из современных русских писателей.
Выбор автора диктанта — субъективное командное решение, на которое влияют популярность автора, шорт-листы литературных премий, топы читаемых книг и вкусы филологов, работающих в проекте, рассказывает председатель филологического совета “Тотального диктанта” Владимир Пахомов. Организаторы хотят познакомить аудиторию с авторами, которых любят сами, и показать ей разные грани литературного процесса.
“У нас были писатели-женщины и писатели-мужчины; был детский писатель Андрей Усачев; были писатели, которые больше любят исторические темы, например Леонид Юзефович; были писатели-филологи и писатели, которым не чужда публицистика, например Дмитрий Быков. В следующем году будет Дмитрий Глуховский. Авторов, которые работают в тех же жанрах, что и он, — антиутопия и постапокалипсис, — у нас еще не было. И не то чтобы мы решили, что раз у нас такой чумовой 2020 год, то надо взять автора, который пишет на эти темы, просто так совпало”, — говорит Владимир Пахомов.
“Я подумал, что раз уж апокалиптическая обстановка сама себя реализовала, то как-то размышлять и фантазировать на эту тему уже бессмысленно и не очень интересно. Мне хотелось, наоборот, что-то совершенно не фантастическое на этот раз предложить и даже не жанровое, не очень развлекательное, а просто какую-то живую историю. И история эта была вдохновлена некоторыми событиями, происходившими в моей семье, разговорами с моими близкими, то есть она такая, в общем, личная история, фантастического в ней ничего совершенно нет”, —
Этот текст диктанта организаторы решили . Короткометражку “Обещание” участникам покажут прямо перед диктантом, а затем картина будет заявлена к участию в конкурсных программах российских и международных кинофестивалей.
С каждым годом количество обязательств автора перед командой “Тотального диктанта” растет. Борис Стругацкий пообещал просто ответить на пару студенческих вопросов, а через год Дмитрий Быков поехал в Новосибирск, чтобы продиктовать собственный текст. В 2012 году Захар Прилепин должен был написать произведение из трех самостоятельных частей, поскольку к тому времени у диктанта появились три часовые зоны. В 2018 году Гузель Яхина согласилась продиктовать свой текст в столице “Тотального диктанта” и только спустя полгода подготовки узнала, что поедет во Владивосток. В 2019 году добавилась еще одна часовая зона — Северная и Южная Америка, и Павлу Басинскому пришлось написать уже четырехчастный текст.
“В мае-июне мы договариваемся, в июле получаем текст и начинаем вместе с автором с ним работать. Это действительно плотное взаимодействие, мы живем с писателем целый год, а с Андреем Геласимовым даже полтора из-за переноса диктанта на октябрь из-за пандемии. Для писателя “Тотальный диктант” — это еще и публичные активности: пресс-конференции, интервью, диктовка и сопутствующие ей мероприятия”, — объясняет Ольга Ребковец.
Иногда авторы пишут тексты специально для диктанта, иногда — используют отрывки из еще неопубликованных книг. У Евгения Водолазкина это были фрагменты из “Авиатора”, а у Гузель Яхиной — из романа “Дети мои”.
“В 2020 году Андрей Геласимов написал историю о Константине Циолковском. После диктанта было очень много запросов от участников о том, что они хотят, чтобы это стало книгой, чтобы это было рассказано в формате романа. И вот Андрей Геласимов ушел думать о том, чтобы написать эту книгу, хотя изначально это было отдельное произведение, именно текст диктанта”, — рассказала Ольга Ребковец.
Правки, которые филологи с позволения автора вносят в текст, имеют обычно формальный характер. Части текста должны быть равны по объему (270–285 слов) и сложности, без труднопроизносимых оборотов, которые диктор не сможет выговорить, а участники — понять на слух.
“С Евгением Водолазкиным была интересная история, когда у нас в одной части текста было слово “вполоборота”, а в другой — “вполуха”, и мы просили очень какое-то слово на это же правило добавить в третью часть. Но стилистически, художественно никакое такое слово не ложилось, и он отказался, — рассказывает Ольга Ребковец. — Потом мы видели дисбаланс в оценках, потому что одна орфографическая ошибка — это уже не “пять”. Но последнее слово всегда, конечно, остается за автором”.
Неврожденная грамотность и другие неожиданности
“Тотальный диктант” сильно сложнее, чем школьные диктанты. Школьный диктант — это всегда конкретная методическая задача. В Тотальном может встретиться все, что угодно, могут встретиться правила, которые не изучаются в школе, сложные словарные слова. Наши авторы пишут в первую очередь художественный текст, а уже во вторую — решают наши филологические задачи”, — объясняет Владимир Пахомов.
Организаторы говорят, что почти в каждом диктанте встречаются базовые правила, стабильно вызывающие трудности. Одна и две “н”, “о-ё” после шипящих, раздельное и слитное написание “не”, двоеточия, тире или прямая речь. Тем не менее угадать, что именно вызовет наибольшие трудности, бывает сложно. Среди неожиданных слов, в которых участники диктанта массово допускали ошибки, Ольга Ребковец назвала, например, слова “коммунизм” и “перрон”, “стерлядь” и “коньяк”, “философский” и “приемлемый”.
“Мы видим, что в тех городах, где диктант проходит много лет, где есть сформированное ядро аудитории, где ежегодно проводятся курсы по подготовке, там растет количество пятерок, и оно растет именно за счет постоянной многолетней работы. Это опровергает миф о врожденной грамотности и безграмотности. Мы прекрасно видим это на примере тех участников, которые начинают писать “Тотальный диктант” с двойки и постепенно доходят до четверки или даже до пятерки”, — уверена Ольга Ребковец.
С помощью “Тотального диктанта” невозможно проверить уровень знания русского языка у населения. Его аудитория — люди, которые по крайней мере считают важным писать и говорить правильно, даже если текущий уровень грамотности их самих не устраивает. По “Тотальному диктанту” нельзя отследить динамику грамотности людей из года в год, ведь уровень сложности текста постоянно меняется. Диктант — в первую очередь проверка собственной языковой компетентности без внешнего давления.
“Мне кажется, когда “Тотальный диктант” создавался, мало кто думал, что это станет явлением и русского языка, и русской литературы, и русской культуры, что все так удачно сложится. Я думаю, что весь потенциал диктанта не раскрыт до конца, это очень мощная объединяющая акция, и нас впереди ждет еще много открытий”, — говорит Владимир Пахомов.
Использованы материалы ТАСС-ДОСЬЕ
Проведение тотального диктанта основывается на следующих принципах:
Этот раздел представляет собой неупорядоченный список разнообразных фактов о предмете статьи.
Пожалуйста, приведите информацию в энциклопедический вид и разнесите по соответствующим разделам статьи. Списки предпочтительно основывать на вторичных обобщающих авторитетных источниках, содержащих критерий включения элементов в список.
Задачи и организация
Задачами диктанта являются:
Девиз тотального диктанта: «Писать грамотно — это модно!».
В чем отличие «Тотального» диктанта от школьного?
«Тотальный диктант» намного сложнее школьного диктанта. Все дело в том, что специально для акции авторы пишут тексты, которые содержат несколько вариантов расстановки знаков препинания. В некоторых предложениях число различных комбинаций может достигать полусотни. При этом для школьных диктантов обычно используют упрощенные и адаптированные тексты, почти не допускающие вариантов в орфографии и пунктуации.
Организаторы акции отмечают, что изобилие вариантов расстановки знаков препинания — это не случайность, а особенность настоящего русского языка, который не ограничен рамками школьной грамматики.
«Тотальный диктант» демонстрирует, что правописание допускает различные варианты. Акция также развенчивает миф о том, что высший балл на уроке русского языка в школе означает блестящую грамотность.
При этом стоит отметить, что ежегодно несколько тысяч человек пишут текст диктанта без ошибок или с их минимальным количеством.
Он или оно?
– Не раз доводилось слышать мнение, зачем, мол, нужна грамотность – в современном мире куда важнее более утилитарные знания. Даже изучение английского поможет больше зарабатывать. Так зачем же нужна грамотность?
– Вы преподаете русский язык подросткам 16-18 лет, которые уже выбрали будущую профессию. Скажите, им интересно на занятиях?
– По-разному, одни проявляют заинтересованность, другие выполняют лишь минимум заданий. В одних группах учатся хорошо, отвечают, в других относятся спустя рукава, их позиция такова, что, «язык не нужен – получу профессию и буду спокойно работать». Конечно, важны все предметы, но русский язык, я считаю, должен знать каждый.
– Нужно ли защищать русский язык, на ваш взгляд, и если да, то от чего?
– Язык, безусловно, нужно защищать, например, от нецензурных выражений, которые сейчас встречаются очень часто.
– Необходимо, чтобы эти слова не проникли в язык, не стали литературной нормой. Нужно знать границы городского просторечия, диалектов, встречающихся в сельской местности, хотя, с другой стороны, слова из этих разновидностей языка, спустя десятилетия, могут проникать в литературный язык и становиться его частью – это естественный процесс.
– Слово «кофе» с 2009 года официально можно употреблять в среднем роде – это вариант нормы. Наверняка многие, уж филологи особенно, такого точно не хотели, но если существенная часть людей начинает говорить «неправильно», то это превращается в норму.
– Все-таки «кофе» пока употребляется в мужском роде, средний – второстепенный вариант. В целом же язык существует в обществе, он социален, и развитие общества естественным путем влияет на развитие языка. К сожалению, так и есть – если большинство населения будет употреблять форму слова, которая не является нормативной, то существует большая вероятность, что с годами именно такой, когда-то неверный вариант, станет нормой. Так что не стоит особо удивляться, если через десятилетия нормой станет ударение «звОнит», чего, конечно же, не хотелось бы филологам, а «кофе» полностью перейдет в средний род.
Зачем нужен «Тотальный диктант»?
«Тотальный диктант» призван показать важность грамотности. Организаторы акции надеются убедить людей, что заниматься русским языком увлекательно и полезно, хоть и нелегко. Также «Тотальный диктант» ставит своей целью объединить всех, кто умеет или хочет писать и говорить по-русски.
Какие ошибки «не считаются»?
Федор Пономарев, «АиФ-Юг»: В этом году за парты сели больше 227 тысяч человек – с каждым годом число увеличивается. Для чего же диктант нужен?
Виктория Викторовна Руцкая, магистрант филологического факультета Кубанского государственного университета, преподаватель русского языка и литературы в АНПОО КИПО, главный филолог в акции «Тотальный диктант» в Краснодаре.
Виктория Руцкая: Во-первых для того, чтобы каждый мог оценить свою грамотность, насколько хорошо он знает русский язык, владеет им. Я курирую «Тотальный диктант» в Краснодаре первый год, до этого три года проверяла работы, собирала команду. Во время проверки все сомнения, связанные с особенностями почерка, разрешаются в пользу пишущего – это одна из главных особенностей диктанта. Текст все-таки авторский, в нем могут варьироваться знаки препинания – на одном месте может стоять и запятая, и точка с запятой и т.д., поэтому в сложных ситуациях расстановки знаков препинания всегда, как правило, находятся несколько вариантов. Перед диктантом штаб филологов в Новосибирске разрабатывает эти правила, определяет места, где возможны варианты, и рассылает необходимые инструкции по регионам. Хорошие диктанты перепроверяют несколько раз, и только потом мы заносим в базу оценки, чтобы каждый написавший смог посмотреть.
– На ваш взгляд, изменились ли знания участников диктанта за три года? Может, у вас появился своеобразный рейтинг ошибок – в чем чаще всего возникают трудности: в орфографии, в пунктуации?
– Тенденции к ухудшению знаний нет – напротив, с каждым годом все больше участников диктанта получают пятерки. Чаще всего наблюдаются орфографические ошибки. Что касается пунктуации, то некоторые люди ставят свои «авторские знаки», которые абсолютно не требуются. Порой ошибки случаются в окончаниях, когда чтец нечетко проговаривает текст. В написании имен собственных вместо большой буквы пишут маленькую, но, повторюсь, проверяющие идут навстречу пишущим, поэтому описки, неверно расслышанные и неправильно понятые слова (если в них нет ошибок) не считаются.
– Кто и зачем приходит написать диктант – может, молодежь просто потусить, взрослые – детей приобщить?
– К нам приходят люди разных возрастов – от семи до девяноста лет. Да-да, в прошлом году мама с папой привели семилетнего мальчика, и он написал диктант, хоть и сделал около 80 ошибок. Много и бабушек, и дедушек, и молодежи, и школьников. Люди участвуют в акции «Тотальный диктант» абсолютно осмысленно, чтобы проверить свои знания. Например, студенты, поступив в вузы на биологический, математический, химический факультеты, конечно, уже не пишут диктанты, как в школе, но вспомнить, как это, и проверить, не забыли ли еще знания, хочется. Диктант потому и востребован, что многие хотят проверить себя.
В начале 2000‑х годов студенческий клуб «Глум-клуб» гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета, возглавляемый президентом клуба — выпускницей НГУ Екатериной Косых, предложил идею организации массового диктанта. Первый диктант прошёл в стенах НГУ 11 марта 2004 года в рамках мероприятия «Дни гуманитарного факультета НГУ».
Первые шесть диктантов писали в Новосибирске в стенах НГУ, тексты были взяты из произведений русской классики. Затем мобильный интернет стал общедоступным, и стало понятно, что любой текст классики можно найти в Интернете и списать прямо на диктанте. Что такое возможно, организаторы поняли, когда в одной из работ, претендовавших на пятерку, обнаружили лишние предложения — которые были в тексте произведения, но при этом их не было в предложенном участникам тексте диктанта. Возникла необходимость создавать уникальные тексты, которые бы не публиковались в сети до момента проведения Тотального диктанта. Автором первого текста, написанного специально для ТД, стал писатель Борис Стругацкий. Первые пять диктантов читали преподаватели гуманитарного факультета НГУ. Затем, чтобы сделать мероприятие более зрелищным и более интересным для участников и для СМИ, для чтения начали приглашать известных артистов.
В настоящий момент главный организатор русскоязычного диктанта — Ольга Ребковец, выпускница Гуманитарного факультета НГУ, живёт в Новосибирске.
Главный штаб ТД находится в новосибирском Академгородке.
В разные годы в новосибирском (основном) штабе Диктанта были различные соорганизаторы. В качестве экспертов организаторы привлекали филологов НГУ. Руководителем группы экспертов вот уже несколько лет является доктор филологических наук, профессор Новосибирского государственного университета (НГУ) Наталья Борисовна Кошкарёва.
В 2009 году читать текст пригласили певца Псоя Короленко. С этого момента популярность мероприятия стала расти.
В 2010 году мероприятие проходило не только в НГУ, но и в школах, вузах, библиотеках, магазинах Новосибирска.
В феврале 2011 года «Тотальный диктант 2010» был удостоен престижной премии «Серебряный лучник» (подробнее).
Мероприятие является добровольным как для организаторов, так и для авторов и дикторов текстов. Финансовая поддержка спонсоров используется для закупки канцелярии (ручек, бумаги, планшетов), привлечения участников (листовки, плакаты), оплаты проезда организаторов и труда проверяющих.
– «Тотальный диктант» из локального университетского проекта вырос до общероссийской акции, значит, количество людей, желающих знать русский язык, растет. С другой стороны, на мой субъективный взгляд, увеличивается и число ошибок, порой совершенно дурацких, в объявлениях, в СМИ, в Интернете. Как уживаются две эти противоположные тенденции?
– Действительно, все началось в Новосибирске в 2004 году и проходило в форме акции студентов гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета, а сейчас «Тотальный диктант» – всемирная акция. И количество участников увеличивается – только в Краснодаре его писали больше полутора тысяч человек. С другой стороны, все мы допускаем ошибки и в устной, и в письменной речи, не исключение и средства массовой информации. Для того и нужен диктант, чтобы люди написали, проверили себя, посмотрели на свои ошибки и стали больше внимания уделять грамотности.
– Конечно, язык и речь человека должны быть грамотными, но порой указывать на ошибки просто некорректно. А если вы все-таки собираетесь поправить кого-то, то сделать это нужно, на мой взгляд, максимально доброжелательно, с юмором, чтобы не задеть человека, не обидеть его.
– У Джорджа Оруэлла в романе «1984» есть такое понятие «двоемыслие» – способность придерживаться двух противоположных убеждений одновременно. А мы не лукавим, когда учим детей писать правильно, а сами в интернет-переписке забываем про запятые, большие буквы и другие правила русского языка?
– В Интернете такое наблюдается далеко не первый год, поэтому, можем сказать, в Сети есть уже свой сформировавшийся слэнг, которым пользуются и подростки, и взрослые. Здесь можно сокращать слова, например, писать «спс» вместо «спасибо», «пжлст» вместо «пожалуйста», «норм» и т.д.
– А это хорошо или плохо?
– Как существует литературный язык, так существует и жаргон, например, молодежный. От этого никуда не деться, нужно просто понимать, что литературный язык главенствует в речевой иерархии, жаргон и просторечие находятся гораздо ниже. Но все слои языка имеют право на существование.
Если большинство населения будет употреблять форму слова, которая не является нормативной, то с годами именно такой, когда-то неверный вариант, станет нормой.
– Есть такой интернет-мем – рядом две картинки с древним пиктографическим письмом, проще говоря, картинками и современным сообщением с эмодзи и вопрос: «Неужели мы возвращаемся в прошлое»? Так вот, не оглупляют ли нас эти эмодзи-смайлики – ведь люди уже в переписке без смайлика не понимают, шутишь ты или говоришь серьезно?
– Смайлики и эмодзи упрощают понимание, потому что не все люди во время общения могут уловить иронию, сарказм собеседника и т.д. Но, отчасти, употребление этих «значков» упрощает не только понимание, но и мыслительный процесс.