Контрольные диктанты по русскому языку 3 кл.
по программе «Школа России» по учебнику Канакиной В. П.
Контрольный диктант №1.
Прощание с осенью.
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.
( 49 слов)
1. В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
2. Указать над каждым словом части речи.
3. Выписать словосочетания с вопросами.
Контрольный диктант №2. 3 кл.
Было тёплое утро. Мальчик выбежал на крыльцо. В ведре с водой играл лучик солнышка. Брызги холодной воды летели во все стороны. Это мальчик умывался.
На руку мальчика села божья коровка. Она ловко и быстродвигалась. На круглой спинке показались два крепких крылышка. Мелькнула тёмная головка, и букашка скрылась в чаще куста.
Малыш был очень удивлен.
1. Разберите второе предложение по членам.2. Укажите части речи в восьмом предложении.
3. Выпишите из диктанта: 1слово с безударной гласной в корне,
подчеркните её, поставьте ударение, напишите проверочное слово.
1 слово с парной звонкой или глухой согласной, подчеркните её, напишите проверочное слово.
Контрольный диктант №3. 3 кл.
Ноябрь. Пришли первые морозные деньки. Падают с неба белые звёздочки. Снежный ковёр укрывает поля и леса. На деревьях блестят пушистые снежинки. С берёз и осин листва давно опала. Только на дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу.
Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Это оляпка или водяной воробей.
Контрольный диктант №4. 3 кл.
Шли ребята через лес прямой дорогой. Тропинки замело снегом. Побежали дети по звериным следам и заблудились. Испугались ребята. Стали кричать. Молчит зимний лес.
Вдруг Никита увидал знакомые следы. Тут пробегала собака. Они всегда приведут к жилью. Так учил мальчика дедушка. Ребятишки направились по следам и вышли на лесную сторожку.
Слова для справок: приведут, знакомые.
Контрольный диктант №5. 3 кл.
Стоит чудесный зимний денёк. Под моё окошко летят прелестные птички. Смотрю на синиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой берёзы. На голове чёрная шапочка. Спина, крылья и хвостик жёлтые. На короткую шейку птичка словно галстучек повязала. Грудка яркая, жёлтая. Будто жилет синица надела. Хороша птица!
Клювик у птички тоненький. Едят синички вкусное сало. Радостно им. (56 слов)
Слова для справок: будто, словно.
Контрольный диктант №6. 3 кл.
У Тани был день рождения. В этот праздничный день она получила много подарков. Мама подарила Тане красивое платье. Бабушка связала внучке чудесный шарф и тёплую шапку. От сестры Таня получила кофту и платок. Папа купил дочке книгу. Таня очень радовалась. Книгу девочка читала весь день. В ней были интересные сказки о животных. На другой день Таня стала рисовать картинки к сказкам.
Контрольный диктант №7. 3 кл.
Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у речки. А вот и первая рыбка – ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.
Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овражке журчал маленький ключик. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.
Контрольный диктант №8. 3 кл.
По цветам можно узнать время. Раннее летнее утро. К шести часам открыл синий глазок колокольчик. Подняли золотые головки одуванчики. Краснеют нежные цветочки полевой гвоздики. Следом расправляет широкие лепестки шиповник. Вспыхнул яркий огонёк мака. К восьми часам распустились жёлтая кувшинка, белая лилия.
Спадает летняя жара. Оживают другие цветы. Распустились душистый табак и луговая дрёма.
Посади на клумбах цветочные часы. Они покажут точное время.
Слова для справок: лепестки, подняли.
Контрольный итоговый диктант №9. 3 кл.
Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зелёный лужок прилетели пчёлы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели.
К лесной опушке слетаются птицы. Звенят в воздухе их радостные песенки. Прибегают на полянку лесные зверьки. Слышны разные звуки, шорохи, голоса. Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке сосенки. Ёжик пробежал в своё жилище. Хлопочут усердные муравьи.
Слова для справок: торопятся, опушка, звенят, шорохи.
Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке сосенки.
3. Разобрать слова по составу.
СБОРНИК ДИКТАНТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 3 КЛАССА
по теме: « Изменение имён существительных по падежам». (3 класс – 1 четверть)
Наступают осенние дни. Грустный вид у природы. Земля оделась
сухими листьями. Они в сырую погоду мягкие и пухлые. В морозные
дни листья жёсткие и хрупкие. Одинокие золотые монетки висят на
осине. Ветер несёт листья по тропинке к опушке леса. Мы подъезжаем
к реке. Она выпрямилась и стала шире. От холода в ней пропал во-
дяной цвет. От морозов трава у берегов завяла и опустилась на дно
речки. Смолкли птичьи голоса. Природа ждёт прихода зимы. (73 слова)
Проверяются умения писать слова с орфограммами:
– слова с безударными гласными в корне – 14 слов;
– слова с проверяемыми согласными в корне – 6 слов;
– слова с приставками – 9 слов;
– слова с предлогами – 11 слов;
– слова с сочетаниями чк, жи-ши, ча-ща – 2 слова;
– слова с мягким знаком – 7 слов;
– слова из словаря – 6 слова.
– Выпишите из диктанта существительные во множественном числе и
образуйте форму единственного числа.
– Определите род существительных.
1 вариант – Земля , хвост, скатерть, зелёные, дождь, окно, крыльцо;
2 вариант – Ветер, осина, зеркало, погода, объявление, золотые, берег.
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают с берёз лёгкие жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись серебряные нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние цветы.
Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.
Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.
Легко дышится в осеннем лесу. Тишь стоит кругом!
1. Выпишите в три столбика существительные (по склонениям).
2. Укажите род и падеж существительных. Выделите в них окончания.
3. Разберите по членам предложения третье предложение. Укажите части речи. Определите падеж существительных.
по теме: «Глагол»
Длинный день летом, как никогда в году. Красочно садится солнце. Долго тлеет зарево заката.
Леса, покрытые нежными светло-зелёными листьями, становятся красивыми и привлекательными.
В светлой зелени лесов и парков птицы звонкими голосами встречают рассвет. Кукует кукушка, среди кустарников, растущих вблизи водоёмов, поёт соловей. Слышится звонкая песнь дрозда.
Появляются детёныши у многих пушных зверей.
В поле и на лугу в ясные дни много насекомых. Рано утром просыпаются пчёлы.
1. Выпиши глаголы. Напиши к ним вопросы, на которые они отвечают.
2. Укажи, каким членом предложения служит каждый глагол.
3. Выпиши слова с двойными согласными. Раздели их для переноса.
4. Подчеркни в словах сочетания
5. К слову напиши проверочное слово. Поставь ударение.
6. Выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв.
7. Подчеркни слова, в которых есть разделительный мягкий знак.
Диктант №2 Скоро будет ненастье
Утром на небе виднеются багровые лучи. Туманы после рассвета не исчезают. Превращаются в низкие слоистые облака.
Перед ненастьем хорошо видны яркие лучи, которые стрелами расходятся из-за облаков, закрывающих солнце.
Дым из труб и от костра стелется понизу. Днём и ночью температура воздуха почти не меняется. Отчетливо слышны вокруг звуки.
Утром появляется радуга. Соль становится влажной. Рыба не клюёт.
1. Выпиши глаголы вместе с существительными, к которым они относятся.
2. Поставь вопросы. Укажи время глаголов.
3. Выпиши слова с разделительным мягким знаком. Раздели слова на слоги.
4. Подчеркни в словах известные орфограммы.
по теме: «Безударные падежные окончания имён существительных». (3 класс – 2 четверть)
Зима завалила деревню пушистым снегом. Стояли мягкие серые
дни. С верхушки старой ели сорвалась птица. Посыпался серебристый
иней. Он белой пылью осел на куст сирени. В доме трещала печь.
Пахло дымом. Порывы сильного ветра уносили запах дыма к речке.
Группой шли женщины к проруби за водой. Над крутым обрывом
Разместилась старая беседка. Ступеньки её поседели от инея. Мы взяли
Лопаты и расчистили дорожку к беседке. Показалось зимнее солнце.
– слова с проверяемыми согласными в корне – 4 слова;
– слова с приставками – 13 слов;
– слова с предлогами – 9 слов;
– слова из словаря – 6 слов;
– существительные с безударными падежными окончаниями – 9 слов;
– прилагательные с безударными падежными окончаниями – 6 слов.
– Найдите существительные в Р.п. и Д.п. Обозначьте орфограмму.
по теме: «Имя прилагательное».
(3 класс – 3 четверть)
Земля покрылась белым снежным ковром. Ранним утром я и мой
товарищ Андрей отправились в зимний лес. Ночью вьюга занесла все
дорожки и тропинки. Мы скользили на лыжах по лесным полянам.
Вокруг стояли красивые деревья в зимнем убранстве. Стройные берёзы
и осины покрыты пушистым снегом. С ветки летит на шапки мягкий
снежок. Мы подъехали к избушке лесника. Она стоит на опушке боль-
шой сосновой рощи. Вдруг выглянуло зимнее солнце. Яркий луч его
осветил стройные деревья.
– слова с безударными гласными в корне – 17 слов;
– слова с проверяемыми согласными в корне – 5 слова;
– слова с приставками – 6 слов;
– слова с предлогами – 8 слов;
– слова с шипящими на конце – 2 слова;
– слова с мягким знаком – 8 слов;
– слова из словаря – 3 слова.
– существительные с безударными падежными окончаниями – 10 слов;
– прилагательные с безударными падежными окончаниями – 7 слов.
– Подчеркнуть все прилагательные;
– Морфологический разбор прилагательного:
1 вариант – снежным (ковром); 2 вариант – (по) лесным (полянам);
– Вставить пропущенные окончания, определить падеж прилагательного:
– определять падежи имен прилагательных;
– распознавать падежи имён прилагательных;
– писать безударные падежные окончания прилагательных;
– делать морфологический разбор прилагательного.
– распознавать существительные в Р.п. и Д.п.
– писать безударные падежные окончания.
по теме: «Главные и второстепенные члены предложения».
(3 класс – 4 четверть)
Наступила весна. С голубого неба льются лучи яркого солнышка.
Ручьи с весёлым шумом несутся с гор. Речка бежит широкая и бурная.
На деревьях появились маленькие листочки. На старой берёзе уже
возится грач. В чистом весеннем воздухе поют птицы. Показалась
молоденькая травка. Школьники сделали гряды на своём огороде и
посадили новые сорта овощей. Летом они будут проводить борьбу с
вредными насекомыми, а к осени устроят выставку овощей. Ребята
сделали скворечники и написали красочные плакаты.
( 72 слова)
– слова с безударными гласными в корне – 21 слово;
– слова с проверяемыми согласными в корне – 2 слова;
– слова с сочетаниями чк, жи-ши, ча-ща – 6 слов;
– слова с мягким знаком – 9 слов;
– слова из словаря – 5 слов.
– существительные с безударными падежными окончаниями – 7 слов;
– прилагательные с безударными падежными окончаниями – 11 слов.
– В предложение выделить главные и второстепенные члены.
Выписать слова парами с вопросом.
1 вариант – В чистом весеннем воздухе поют птицы.
2 вариант – На деревьях появились маленькие листочки.
– определять и выделять нужными линиями все члены предложения;
– выделять из предложения словосочетания.
Контрольные диктанты по русскому языку для 3 класса
Входной диктант по русскому языку
для 3-го класса
проверить навык правописания слов на диапазоне изученных правил и элементарные знания по русскому языку. Текст диктанта включает все изученные во 2 классе орфограммы: гласные после шипящих, раздельное написание предлогов со словами, звонкие и глухие согласные на конце и в корне слова, безударные гласные, непроизносимые согласные, разделительный ь, большая буква в собственных именах.
40 – 45 слов.
Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.
I вариант II вариант
Листья, падают, берёз, с, золотые ногами, шуршит, трава, сухая, под
2. Разбери слова по составу.
I вариант II вариант
пробежка прогулка
осенняя длинная
поход подъезд
беленький серенький
Пеньки, ежи Деньки, ерши
Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу.
1 вариант – 5 предложение (Они клевали гроздья сладких ягод)
2 вариант – 8 предложение (Рябчики пролетели в лесную чащу)
1 вариант – из второго предложения
2 вариант – из пятого предложения
Контрольный диктант по теме: « Слово и слог. Состав слова»
В ноябре похолодало. Стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья. С берёз и осин листва давно опала. Земля покрыта ковром из листьев. Только на дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу. Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу речки сидела птичка. Это запела синичка.
1 вариант – из первой части текста
2 вариант – из второй части текста
1 вариант – корм
2 вариант – свист
Контрольный диктант для 3-го класса
за I четверть
проверить, насколько прочно сформирован навык правописания слов с разделительным мягким знаком, удвоенными согласными, звонкими и глухими согласными в корне слова, безударными гласными.
Октябрь. На дворе стоит глубокая осень. Скучная картина! Льют частые дожди. Осенний ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковёр из пёстрых листьев. Ласточки, соловьи улетели на юг. Сороки, вороны летят к жилью людей. Звери спрятались в тепло. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи. (48 слов)
1. Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите словосочетания.
На опушке леса растут рыжие лисички.
Осенью деревья надели яркий наряд.
2. Подберите однокоренные слова с данными корнями.
-сад- -цвет-
3. Разберите слова по составу.
Осенний, пробежка, журавлёнок,
бабушка, девочка. Лимонный, походка, тюленёнок,
Контрольный диктант по теме: « Правописание безударных гласных в корне слов»
Идёт мелкий снежок. Пушистые хлопья снега легли на землю и деревья. На поляне стояла молоденькая стройная ёлочка. Ребята ршили украсить её. Они повесли на лесную красавицу ягоды рбины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку положили кчан капусты. Утрм над ёлкой кружилсь стайка птиц. Вечерм прибежали два зайца. Они угощалсь вкусным ужин
1 вариант Кормушка, прилёт, подводники
2 вариант Сахарница, заход, заморозки
за I полугодие
Цель работы – проверить умение применять правила правописания слов со звонкими и глухими согласными, безударными гласными в практике письма: умение обнаруживать орфограммы, проверять их написание изменением формы слова, подбором однокоренных слов.
Чудесен русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.
Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостиком. Полетела легкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.
(По И. Соколову-Микитову)
1. Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите словосочетания.
Голодные синички прилетели к кормушке.
Серенькая белочка спряталась в дупле.
I вариант II вариант
морозец журавлик
пробежка погрузка
длинный ранний
постучал пробежал
прилетят замерзают
3. Запиши слова в 3 столбика.
Стоит чудесный зимнй день. Падет лёгкий пушистый снег. Деревья деты в белшубки. Спит пруд под ледй. На земле лежит толстый снежный п. Ребята выбежли на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки делали ему из светлых льдинок рот и нос из морковки, а брови из уг и весело всем!
1 вариант Берёзка, подорожник, капуста.
2 вариант Ягодка, подберёзовик, помидоры.
Контрольный диктант по теме: «Собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Мы стали жить на берегу Волги. Зимой река замёрзла. Рыбаки собрались на лёд ловить рыбу. Рыбак Андрей взял собой сынишку Ваню. Далко выехали рыбаки. льду ямки и спустили в воду сети. Светило солнце. Всем было весело. Ваня был очень рад. Он помогал выпутывать из сетей рыбу. Рыбы наловил
1 вариант – в первом предложении
2 вариант – в десятом предложении
Контрольный диктант по теме: « Имя существительное»
Владимир жил в тайге. Сторожка стояла на берегу реки Краснуха. Кругом тишь. За много лет Вова изучил эту местность. Он хорошо знал всех . У берегов тих шуршал камыш. В е каждую весну строли свои гнёзда утки. Вот появились и первые утята. Ранутром мать выводила их на берег. Малыши щипали нежную травку. Мать была
1 вариант – 6 предложения ( У берегов тихо шуршал камыш)
2 вариант – 9 предложения ( Рано утром мать выводила их на берег)
1 вариант – первого предложения ( Владимир жил в тайге)
2 вариант – десятого предложения ( Малыши щипали нежную травку)
Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»
Раннее утро. Небо серое. Голые сучья деревьев мокли от снега и дождя. Но вот с реки потянул лёгкий ветерок. На тёмном небе показались прсветы, и выплыляркое солнце. Вся природа ожила и засверкала. Струйки тёплого пара шли от серых бугров и старых пней. С каждым часом прталины становились шир. Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще. В воздухе зазвенели их голоса.
1 вариант – в первой части текста
2 вариант – во второй части текста
1 вариант – пятого предложения (На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце)
2 вариант – девятого предложения (Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще)
Контрольный диктант по русскому языку
для 3-го класса за III четверть
Цель работы – проверить умения писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми и непроверяемыми ударением, звонкие и глухие, непроизносимые согласные в корне слова; проверять гласные и согласные в корне; обозначать гласные и согласные в приставках; писать разделительный в наиболее употребляемых словах; правильно писать существительные мужского и женского рода с шипящими на конце.
В лесной глуши.
Тропинка привела нас в лесную глушь. На изумрудных полянках играет солнечный луч. От цветов рябит в глазах. На листочках дрожат капельки росы. Весело поют зяблики. Радостная песня соловья наполняет все вокруг.
Интересно поглядеть на зверей. На дорожку выбежал зайчишка. Малыш еще не знает страха. Около норы играют лисята. Повадки лисят известны. Обнялись, повалились на траву и катают друг друга. Мать-лисица сторожит детенышей.
1. Синтаксический разбор предложения.
Побежали по тропинкам хлопотливые муравьи.
Надулись на деревьях пахучие почки.
2. Выбери из группы слов синонимы и запиши их
Голубой, лазурный, бирюзовый, янтарный, небесный
Желтый, лилейный, золотой, янтарный, лимонный.
Контрольный диктант по теме«Местоимение. Глагол»
Наступила весна. Синее небо. Апрельское солнце. Немножксвета. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие зелёные листочки. Проснулась пчёлка. Она разбудила своих подруг. Пчёлки вылетли из улья. Вот под кустиком они увидли синий цветочек. Этбыла синяя фалка. Она открыла свою чашчку. Там был сладкий сок. Пчёлки напились вкусного сока и весело полетели домой. Здравствуй
1 вариант – 8 предложения (Она разбудила своих подруг)
2 вариант – 12 предложения (Она открыла свою чашечку)
1 вариант – в единственном числе
2 вариант – во множественном числе
Контрольный диктант по теме: «Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи»
Встреча с гадюкой
Узкая тропинка привела нас в лесную глушь. Редкникал солнечный луч. Громадные ели и сосны стояли угрюм. Они опустили могучие ветки. Вдруг старый пень зашвелился. Там была нора гадюки. Мы вышли на лесную поляну. Радостные песни птиц встретили нас. Жуали мохнатые шмели. Появился лесник. Он успокоил нас. Подъехала машина, и мы отправсь домой. Шипение гдюки звучало в ушах. Г
1 вариант – в 4 предложении (Они опустили могучие ветки)
1 вариант – из первой части текста
2 вариант – из второй части текста
Итоговый контрольный диктант для 3 класса
проверить умение правильно писать слова с безударными гласными в корне в более трудных случаях (слова с приставками, слова с затененными корнями); с согласными в корне (звонкими-глухими,удвоенными и непроизносимыми); слова с непроверяемыми написаниями; гласные и согласные в приставках;существительные мужского и женского рода с шипящими на конце, безударные падежные окончания имён существительных;не с глаголами; родовые окончания имён прилагательных; проверить, как учащиеся могут использовать на практике теоретические сведения об однородных членах предложения.
– 65-75 слов.
Сколько прекрасных мастеров поёт в берёзовой роще, в широком поле! На все лады звенят жаворонки, дрозды, соловьи.
В весеннем лесу можно услышать певчего дрозда. Ясным голосом выводит он гимн весне. Русский лес наполняет его звонкая трель.
Жаворонок – ранний певец. Только заиграл на горизонте луч солнца, в ясной лазури уже звучит радостная песня. Самого певца не видно в небесной вышине.
Лучший певец русского леса – соловей. Он запевает поздним вечером. Всю ночь не умолкают чудесные звуки.
1. Найди в тексте однородные члены предложения и подчеркни их.
2. Выполни синтаксический разбор предложения. Выпиши словосочетания.
Весной на опушке леса зацвела душистая черёмуха.
В мае над кустом сирени жужжат мохнатые шмели.
3. Выполни морфологический разбор имени существительного.
I вариант II вариант
На опушке – Над кустом –