Виды диктантов

Виды
письменных работ в зависимости от вида
цели:

Смысл
обучающих самостоятельных работ
заключается в самостоятельном выполнении
учащимися данных учителем заданий в
ходе объяснения нового материала.

Цель:
развитие интереса к изучаемому материалу,
привлечение внимания каждого ученика
к тому, что объясняет учитель. Здесь
сразу выясняется непонятное, выявляются
сложные моменты, дают себя знать проблемы
в знаниях, которые мешают прочно усвоить
изучаемый материал.

Состоят
из однотипных заданий, необходима для
выроботки определённых умений и навыков,
тем самым создаёт базу для дальнейшего
изучения дисциплины.

К
закрепляющим можно отнести работы,
которые способствуют развитию логического
мышления и требуют комбинированного
применения различных правил и теорем.
Они показывают насколько прочно,
осмысленно усвоен учебный материал. По
результатам проверки заданий данного
вида учитель определяет, нужно ли еще
заниматься данной темой.

повторные
работы. Перед изучением новой темы
преподаватель должен знать, подготовлены
ли учащиеся, есть ли у них необходимые
знания, какие пробелы смогут затруднить
изучение нового материала.

работы
развивающего характера могут быть
домашние задания по составлению докладов
на определенные темы, подготовка к
олимпиадам, научно-творческим конференциям,
сочинение математических игр, спектаклей.

На
занятиях – это самостоятельные работы,
требующие умения решать исследовательские
задачи.

творческие
работы, которые предполагают высокий
уровень самостоятельности. Это задания
на поиск второго, третьего и т.д. способа
решения задачи.

Контрольные
работы являются необходимым условием
достижения планируемых результатов
обучения.

Контрольные
задания должны быть равноценными по
содержанию и объему работы; должны быть
направлены на отработку основных
навыков; обеспечивать достоверную
проверку уровня обучения; они должны
стимулировать учащихся; позволять им
продемонстрировать прогресс в своей
общей подготовки.

Виды диктантов, их типология, классификация и методика проведения

Диктант
– это такой вид письменной работы, при
котором учитель диктует текст. А учащиеся
записывают на основе сложившегося ранее
навыка письма. Учитель диктует текст в
соответствии с произносительными
нормами русского языка.

Весь
текст прочитывается выразительно,
медленно. Учащиеся слушают его, уясняя
содержание. Затем текст читается по
отдельным предложениям. Учащиеся
приступают к записи предложения после
того, как оно прочитано учителем до
конца. Желательно, чтобы ученики запомнили
предложение и «про себя» повторили его
до записи: это предупреждает переспрашивание.
Учитель при диктовке текста должен
выдержать равномерный тем, чтобы не
было отстающих в письме. Важно читать
текст достаточно громко, внятно. Чтение
должно быть подсказывающим или, наоборот,
«подлавливающим» учеников. Если в
диктанте встречаются слова на ещё не
изученные правила, то эти слова следует
произносить чётко или выписать на доске.

После
записи всего текста учащимся учитель
прочитывает его целиком. Учащиеся следят
по тетрадям, проверяя написанное. На
проверку отводится 5 – 7 минут урока.

Диктант
по целям работы:

●Предупредительный
диктант – применяется с целью закрепления
полученных орфографических навыков.
Методика его проведения состоит в том,
что учитель читает текст по предложениям.
Вызванный ученик повторяет предложение
и объясняет, как надо писать слова. Слова
и части слов, написание которых
объяснялось, подчёркиваются. Ценность
предупредительного диктанта состоит
в том, что в этом орфографическом
упражнении чередуются анализ и синтез.
Ошибки предупреждаются до записи текста.
Этот вид диктанта лучше всего использовать
на начальном этапе изучения правила.

●Контрольный
диктант – дается после изучения большой
орфографической темы. Цель – контроль
за формированием навыков правописания.
Тексты насыщены словами на изученные
правила. К контрольному диктанту
предлагаются 1-2 грамматических заданий,
связанных с текстом. Задания выполняются
в тексте или выписывают слова из текста.
Тексты должны содержать те орфограммы,
которые изучены к моменту проведения
диктанта. Если встречается слово на
неизвестное правило, даются слова для
справок.

●Словарный
диктант – включают слова с непроверяемыми
написаниями; слова на то или иное правило
правописания, связанные с составом
слова (корень, приставка, суффикс); слова
и формы слов на правописание безударных
окончаний (падежные окончания имен
существительных и прилагательных,
личные окончания глаголов).

●Текстовые
диктанты представляют собой связный
текст.

Диктант
по форме работы:

●Зрительный
диктант – отличается тем, что текст,
предназначенный для записи, прочитывается
самими учащимися. Учитель записывает
его на доске. Ученики внимательно
вчитываются в текст, всматриваются в
орфограммы, распознают слова на изучаемое
правило. Можно эти правила повторить
при зрительной подготовке к записи
текста. Текст закрывается. Затем учитель
диктует. После записи учащиеся сами
проверяют написанное. Зрительные
диктанты особенно полезны при обучении
правописанию слов, не регулируемых
правилами.

●Творческие
диктанты – тоже обучающие, но с существенным
отличием в том, что ученики, опираясь
на данные слова или словосочетания,
самостоятельно создают текст. Творческий
диктант способствует развитию
самостоятельности учащихся, их речи и
мышления и служит средством повторения
и закрепления изученного материала.

●Объяснительный
диктант – в большей степени способствуют
развитию самостоятельности учащихся
в усвоении программного материала.
Объяснительный диктант проводится
тогда, когда ученики достаточно хорошо
усвоили правила правописания и могут
самостоятельно применять их в практике
письма. Методика проведения данного
вида диктанта заключается в том, что
текст пишется без предварительного
объяснения и разбора орфограмм. Объяснение
написания проводится после записи.
Учитель диктует предложение, учащиеся
повторяют его и записывают в тетрадь.
Затем кратко объясняют написанное.

●Письмо
по памяти – проводится с целью закрепления
навыка правописания слов с различными
орфограммами, но преимущественно с
теми, запоминание которых основано на
зрительном восприятии. Как орфографическое
упражнение, оно ценно тем, что требует
от учащихся тщательной подготовки. Они
заучивают наизусть текст в несколько
строк, объясняют все орфограммы, знают
препинания, запоминают слова на ещё не
изученные правила (если они есть в
тексте). Заранее подготовленный текст
самостоятельно записывается учащимися.
После записи проводится проверка: дети
сличают текст с написанным на доске.
Такой вид диктанта развивает орфографическую
зоркость, умение видеть «опасные места».

Методика проведения диктантов разных видов

Контрольный
диктант.
Контрольным диктантом традиционно
называют слуховой пунктуационно-орфографический
диктант без изменения текста, занимающий
весь урок. Проведение такого диктанта
имеет смысл только в том случае, если
ему предшествовало выполнение целой
серии тренировочных упражнений на те
же правила и если учащиеся могут считаться
уже достаточно подготовленными.
Контрольный диктант не имеет целью
уличить детей в неграмотности, проверяем
усвоение того, чему учили.

Текст
для диктанта подбирает сам учитель.
Содержание текста должно быть понятным
детям, по характеру орфограмм и пунктограмм
диктант должен соответствовать программе
и разделам, пройденным к моменту его
проведения. Текст диктанта должен
включать не только орфограммы на
последние изученные правила, но и слова,
затруднившие учащихся в предыдущих
письменных работах (т.е. слова, которые
дети неверно написали в предыдущих
диктантах или письменных домашних
работах).

Замечено,
что к концу диктанта дети допускают
большее количество ошибок, описок,
помарок. Это объясняется утомлением
учащихся, ослаблением внимания к концу
напряженной работы. Замечено также, что
в начале диктанта при прочих равных
условиях может быть несколько больше
ошибок, чем в середине его, это нужно
отнести за счет того, что учащиеся еще
не успели сосредоточиться, втянуться
в работу. Поэтому наибольшее количество
орфограмм (тем более трудных) должно
быть в средней части текста. Готовые
тексты диктантов (в специальных сборниках,
методических пособиях для учителя),
как правило, не учитывают этой проблемы
и тем более не могут учесть подготовку
конкретного класса. В такой ситуации
учителю целесообразнее составить текст
диктанта самому, включив в него необходимые
для конкретного класса трудные слова
и распределив орфограммы и пунктограммы
с учетом психологии восприятия и
воспроизведения текста.

Если в тексте
диктанта вы не смогли обойтись без слов,
еще неизвестных детям, эти слова нужно
заранее выписать на доску, перед диктантом
объяснить их значение, а во время диктовки
обратить внимание ребят на написанное
на доске еще раз.

После
окончания диктовки надо дать ученикам
5-7 минут для самостоятельного исправления
ошибок. Проверка может проводиться
двумя способами: сразу после окончания
диктовки ребята начинают самостоятельную
проверку или учитель еще раз целиком
читает текст, подолгу останавливаясь
на точках, давая школьникам возможность
проверить каждое предложение (как
показывает практика, пауза по
продолжительности может быть равна
троекратному прочтению предложения в
нормальном темпе).

О диктанте
учащиеся должны быть предупреждены
заранее, полезно также назвать правила,
знание которых преимущественно будет
проверяться.

Контрольные
диктанты не рекомендуется проводить в
понедельник, субботу, после праздника,
сразу после каникул, на первом и последнем
уроках, в непривычной обстановке, не
следует пересаживать ученика на другое
место перед написанием диктанта (даже
в целях предупреждения списывания).

Контрольный
диктант может быть осложнен дополнительным
грамматическим заданием (например,
языковым разбором – полным или частичным).

Диктант
«Проверяю себя».
Преимущество этого диктанта перед
другими заключается в том, что он
тренирует не только в применении правил,
но, что самое важное, в обнаружении
орфограмм и пунктограмм, т.е. развивает
орфографическую и пунктуационную
зоркость.

Особенностью
данного диктанта является то, что по
написании его учащиеся имеют право
задать учителю любой вопрос, касающийся
правописания, получить ответ, исправить
ошибку, и оценка за это не будет.

Учащиеся
задают только те вопросы, которые их
более всего интересуют, поэтому степень
внимательности учеников обычно бывает
высокая, тем более что не исправленные
учеником, но объясненные в классе ошибки
считаются каждая за две.

Методика
проведения диктанта «Проверяю себя»
состоит в том, что учитель диктует, а
ученики в процессе записывания текста
подчеркивают все сомнительные для них
места, чтобы потом спросить, правильно
ли они написали. Такие подчеркивания
нужны, чтобы не забыть спросить после
написания всего диктанта. Наличие
исправлений не влияет на оценку, но
каждая пропущенная ошибка, как уже
говорилось, считается за две.

Перед
тем как применить диктант «Проверяю
себя», необходимо объяснить учащимся
сущность работы и порядок её проведения,
подготовить их к тому, чтобы они не
стеснялись спрашивать, но и не стремились
спросить обо всех абсолютно сомнительных
случаях.
На один и тот же вопрос учитель дважды
не отвечает, поэтому ученики должны
быть предельно внимательны при проверке.
Учитель сложность вопроса не комментирует,
отвечает на любой заданный вопрос
коротко, четко, в серьезной и доброжелательной
форме. Проверка организуется по каждому
предложению по порядку, начиная с
первого, чтобы у детей была возможность
быстро найти в своей тетради орфограмму
или пунктограмму, которую комментирует
учитель.

Самопроверочный
диктант
(диктант с самопроверкой). Диктант этого
вида имеет меньший объем, нежели обычный
текстовый диктант. На написание под
диктовку отводится до 20 минут урока,
остальное время используется для
самопроверки и языкового разбора.

Для
организации такой работы текст диктанта
нужно заранее размножить, если его нет
в учебной книге, экземпляр текста для
самопроверки выдается после написания
под диктовку каждому
ученику. Ребята сверяют текст в тетради
с контрольным экземпляром, делают
исправления, оценка снижается только
за пропущенные ошибки, причем каждая
считается за две, как при написании
диктанта «Проверяю себя». Чтобы повысить
осознанность выполняемой работы, дается
дополнительное задание в виде
орфографического и пунктуационного
разбора трудных случаев написания.

Данный вид
диктанта эффективен при изучении так
называемых словарных слов. Проверку
словарного диктанта по контрольной
карточке необходимо сопровождать
орфографическим чтением: ученик, сверяя
слово, тихо произносит его так, как оно
пишется (т.е. проговаривая каждую букву).

Подготовленный
диктант.
Текст, по которому будет проведена
диктовка, указывается заранее. В течение
2-3 дней ребята должны изучить его, найти
объяснение всем трудным случаям написания
(могут обращаться за помощью к
одноклассникам, учителю, учебникам).
После написания под диктовку учащимся
целесообразно раздать индивидуальные
задания для орфографического и
пунктуационного разбора, т.е. для
письменного объяснения некоторых
трудных случаев написания. Этот вид
диктанта, как и предыдущие два, дают
возможность школьникам «учиться
победно» (В. Ф. Шаталов), но и оценивается
так же строго.

Диктант с
обоснованием.
Проводится как орфографический. Сущность
данного вида диктанта заключается в
следующем:


ученик должен письменно
и предельно сжато
обосновать написание диктуемого слова,
что требует максимального напряжения
внимания и памяти пишущего (если диктуется
текст, то перед началом работы учитель
называет орфограмму, требующую объяснения;
например, перед диктовкой дается задание
письменно обосновать выбор безударной
гласной в окончаниях всех частей речи);


обоснование должно предшествовать
написанию, что приучает детей сначала
подумать, а потом написать; правда, как
показывает практика, учащимся легче
пропустить букву при написании слова,
дать письменное обоснование выбора
буквы, а затем вписать её в слово. Шутя
мы называем такую запись «письмо с
дырками»;


обоснование может заключаться в написании
проверочного слова, в ссылке на падеж,
спряжение и т.д., графическом обозначении
орфограммы. Запись слова с обоснование
может выглядеть так: Мы
часто (писать
– 1 спр.) пишем
друзьям письма. Зима (расстелить
– искл.) расстелет
на поле пуховое белое одеяло;

или
сначала так: р
стение, прик
сновение,
приб раю,
(на равные части, искл.) пор
вну
– затем (после графического объяснения)
так: растение,
прикосновение,
прибираю,
(на равные
части, искл.) поровну.

Разъяснив
ребятам, в чем заключается сущность
работы, учитель медленно диктует текст,
делая паузы там, где необходимо при
письме дать объяснение.

Самодиктант
(письмо по памяти). Для усвоения ряда
орфограмм, запоминание которых
основывается по преимуществу на
зрительных восприятиях, наряду с другими
видами работ используется и письмо по
памяти. Самодиктант может проводиться
с целью усвоения и закрепления навыка
правописания слов с безударными гласными,
слитного и раздельного написания
наречий, традиционных написаний и
написаний, представляющих собой
исключения из правила.

Текст диктанта
заучивается наизусть после орфографического
и пунктуационного анализа в классе;
текстом для такого вида работы может
также служить любой (подходящий с точки
зрения правописания) известный детям
текст, например стихотворение или
прозаический отрывок, которые ученики
заучивали для урока литературы.

Этот диктант,
как и подготовленный, оценивается строже
других, так как у ребят была возможность
не просто заучить графический облик
текста, но осознанно запомнить, как
правильно расставить знаки препинания
и написать слова.

После написания
такого диктанта учитель может дать
дополнительное (может быть и индивидуальное)
задание, например:

– выпишите слова
с безударной гласной в корне, сначала
– с проверяемой ударением, затем с
непроверяемой, потом с чередующимися
гласными в корне слова;

– расставьте
ударения в словах и подчеркните в тексте
диктанта все безударные гласные;


графически объясните обособление
определений;


графически на полях объясните отсутствие
запятой перед союзом И в сложном
предложении и т.п.

Немой
диктант может проводиться и с показом
орфографических карточек, на которых
написаны слова с пропуском букв. Учитель
молча показывает карточки, дети записывают
слова, вставляя пропущенные буквы; затем
учитель в том же порядке показывает
карточки с этими словами, но без пропусков
букв – дети сверяют написанное в тетради
(как в диктанте с самопроверкой). Можно
для немого диктанта использовать и
картинки, на которых изображены предметы,
действия и т.п. Можно даже подготовить
с несколькими учениками накануне урока
сценку-пантомиму, которую они разыграют
перед остальными учащимися в качестве
текста диктанта. Наблюдая за действиями
ребят, одноклассники по заданию учителя
должны будут записать либо предложения
определенной структуры, либо слова
заданной части речи, либо слова с заданной
орфограммой и т.д. Одна из основных
задач – полная тишина в классе!

«Зри в
корень».
Как показывает анализ сочинений
выпускников школы, одной из самых
частотных остается ошибка, отражающая
незнание орфограммы №1 – это безударные
гласные в корне слова, проверяемые
ударением. Ошибки на это правило не
являются однотипными, так как всякий
раз ученик должен продемонстрировать
умение подбирать конкретное проверочное
слово. А умение это опирается на понимание
смысла слова, на знание лексического
значения корня, которое ученик должен
соотносить с определенным графическим
обликом (например: скрипеть – скрепить,
прожевал – проживал, старожила –
сторожила, развивался – развевался и
т.п.).

Учитывая
знание школьников о морфологическом
принципе русской орфографии, который
утверждает единообразное написание
морфем, и о чередовании звуков в корнях
слов, диктант «Зри в корень» решает
задачу привлечь внимание ребят к
графическому виду корня и сформировать
умение соотносить значение корня и его
написание.

Опорными
в данном случае являются умения ставить
в слове ударение и производить разбор
слова по составу (в частности, находить
корень).

– учитель диктует
слова с безударными гласными в корне
слова, ученики записывают только корень
услышанного слова;


открываем заранее заготовленный на
закрытой доске текст диктанта, корни в
словах выделены, учащиеся сверяют
зафиксированные в тетради корни
услышанных ими слов и выделенные корни;

– объясняем ошибки.

В
качестве подготовительного упражнения
можно предложить следующее: на доске
записываем корни слов, учащимся даем
задание записать в тетрадь с каждым
корнем слово, но корень в примере должен
быть безударным. Во время устной проверки
подбираем проверочное слово.

«Четвёртое
лишнее».
По содержанию может быть любым. Развивает
логическое мышление детей: в процессе
выполнения учащиеся активно сопоставляют
языковые факты. Сложным является не
только выполнение диктанта, но и его
составление. Обычно это тематическая
подборка, 4-5 строк из четырех слов, одно
из которых должно отличаться от
всех
только одним признаком (составителю
диктанта необходимо всесторонне
проанализировать слова, которые он
включает в диктант). Например:

«Культура
речи. Форма множественного числа
существительных»

3.
Грабли, туфли,
грязнули, мямли (нулевое окончание в
Р.п.).

4.
Доктор, директор, профессор, ректор
(окончание -а
в Им.п.).

Можно записать
под диктовку весь текст диктанта, затем
дать время ребятам подумать, после чего
попросить назвать лишнее слово в каждой
строке, объясняя выбор. А можно то же
самое делать построчно.

«Подскажи
словечко».
Орфографический диктант с изменением
текста. Включает элемент занимательности:
дети должны подобрать слово в рифму
прочитанному учителем, но с заданной
орфограммой. Например, тема «Слитное и
раздельное написание наречий»:

Два
цветка, два гладиолуса

Великаны
сосны в ясный день

Когда учитель
в первый раз предлагает пятиклассникам
такой диктант, он может предварить
работу стишком из детской книжки:

Гладко,
плавно лился стих,

Вдруг
споткнулся и притих.

Ждёт он
и вздыхает:

Чтобы
снова в добрый путь

Стих
потёк, как речка,

Подскажи
словечко. (Е. Серова)

Чаще всего
этот диктант используют для изучения
слов с непроверяемой орфограммой
(словарных слов). Учитель сам может
сочинить для нужных ему слов двустишия
или четверостишия. Например:

Рвутся в небо
неустанно

Брызги света всюду
льют!

По реке плывет
бревно –

Ох, и злющее оно!

Тем, кто в речку
угодил,

Живет спокойно,
не спешит,

На всякий случай
носит щит.

Под ним, не зная
страха,

Он ходит, голову
задрав,

Не потому, что
важный граф,

Не потому, что
гордый нрав,

Трещала с самого
утра:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»
А что – пора?

Такая с ней морока,

Погляди
на молодцов: Золотой
и молодой

Веселы
и бойки, За неделю
стал седой,

Волокут
со всех концов А денёчка
через два

Матерьял
для стройки Облысела
голова.

Без
работы, хоть убей,
Спрячу-ка в карманчик

Злая,
как волчица, Муха ахнула
сперва: «Ах, какие кружева!»

Жжётся,
как горчица! А попала в кружева
– и пропала голова!

Что
это за диво?! Бедняжка,
словно в тине,

«Пойми
меня».
Лексический диктант с изменением
текста. Целью является запоминание
(разучивание) лексического значения
слов, которые учитель использует в
работе по обогащению словарного запаса
школьников. Текстом диктанта являются
лексические значения слов, т.е. учитель
читает определения понятий, а ученики
записывают в тетрадь слово, соответствующее
этому определению. Во время проверки
может быть проведена попутно
орфографическая работа (ученик, называющий
записанные им слова, может просто
прочитать слово орфографически, т.е.
выговаривая его так, как оно пишется).
Например:

Учитель
читает
Ученики записывают

1.
Мировосприятие, проникнутое жизнера-
оптимизм

достностью,
верой в лучшее.

2. Особые права,
льготы, данные законом.
привилегия

3. Случай,
поступок, имевший место в прошлом,

и
служащий примером или оправданием для
прецедент

последующих
случаев этого же рода.

4. Первенство
по времени в открытии,

изобретении
чего-нибудь; преимущественное
приоритет

«По следам
выполненных упражнений».
Текст диктанта могут составить и сами
ученики: в него включаются слова из
ранее выполненных письменных работ, в
этих словах были допущены ошибки.
Возможно, над ними уже проводилась
работа, но для формирования орфографического
навыка необходимы систематические
упражнения. Один ученик может писать
под диктовку на закрытой доске, остальные
в тетрадях. По очереди (по цепочке)
ребята называют слова, в которых когда-то
ошиблись, подчеркивают орфограммы.
Проверка проводится «с доской»: все
вместе проверяют работу ученика на
закрытой доске, объясняют правильное
написание слов.

Если
преподаватель заинтересован в успехах
своих ребят, он ведет учет ошибок каждого
ученика, проверяя диктанты, сочинения,
изложения и письменные домашние работы.
Это и будет материалом для данного
диктанта.

Сигнальный
диктант.
Проводится устно (без записи), позволяет
экономить время урока, проконтролировать
процесс усвоения материала. Первоначально
введен в работу как словарный
орфографический диктант с изменением
текста, сейчас используется более
широко. Для ответа учащиеся используют
сигнальные карточки, на которых изображены
буквы И, Е, А, О, т.е. «конкурирующие» при
написании слов с безударными гласными.

У
всех ребят карточки одного размера
(четверть тетрадного листа), буквы
нарисованы одинаково и тоже одного
размера, кроме того, на всех карточках
одинаково использован цвет: буквы А,
И, например, синего цвета, а буквы О, Е
– красного (если сигнальный диктант
используется в обучении несколько лет,
то цвет букв важно не менять). Для
слитно/раздельных написаний можно
использовать «светофор»: красная
карточка означает слитное написание,
желтая – дефисное (полуслитное), зелёная
– раздельное.

Объявляется
тема, например: «Безударные гласные в
корне слова» или «Безударные личные
окончания глагола» и т.д. Учитель диктует
слово – дети поднимают нужную букву
(карточку). Преподаватель сразу видит,
насколько хорошо в целом дети усвоили
материал (благодаря цвету) и кто из ребят
ошибся. Этого ученика просят объяснить,
почему он дал такой ответ.

Графический
диктант.
Это диктант с изменением текста, причем
изменение текста достигает как бы
предела: учащиеся записывают текст в
виде условных знаков (т.е. не пишут даже
слов). Первоначально этот диктант
использовался только при изучении
синтаксиса и пунктуации. Вместо
предложений ученики записывали схемы
этих предложений (следовательно, умение
составлять схему является опорным в
данном случае).

От
обычного составление схем эта работа
отличается тем, что схемы составляются
не после записи предложения, а вообще
без визуального восприятия его.
Предложение может быть записано (или
представлено уже в готовой записи)
только после составления схемы на этапе
проверки. Преимущество графического
диктанта перед обычным составлением
схем в том, что развивает у школьников
грамматическую зоркость, учит воспринимать
на слух не только конкретное содержание
текста, но и его грамматическую структуру.

Этот
диктант требует сложной мыслительной
работы и определенного уровня усвоения
материала, поэтому графический диктант
можно считать упражнением, подводящим
итог работе над темой.

Выборочный
диктант.
Этот вид диктанта не только совершенствует
определенные практические навыки
ученика в области русского языка, Но и
активно влияет на развитие его
познавательных способностей – внимания,
памяти, мышления.

Трудность
этого вида диктанта в том, что диктуемый
учителем текст воспринимается только
на слух, одновременно над ним производится
аналитико-синтетическая работа по
выбору необходимого материала в
соответствии с заданием, а результаты
должны быть точно зафиксированы в
тетради. Поэтому до проведения этого
диктанта нужно научить детей производить
выборочное списывание. Это упражнение
легче, т.к. текст воспринимается визуально,
и ученик может сколько угодно раз
вернуться к написанному при анализе.

Выборочно-распределительный
диктант.
Из воспринятого на слух текста ученики
должны выбрать 2 или 3 указанных языковых
факта и на основании определенных
признаков распределить их в 2 или 3
столбика. Например, дается задание
найти в диктуемом тексте слова с
безударными гласными в корне слова и
записать их, распределяя в столбики:
1) проверяемые ударением, 2) непроверяемые,
3) чередующиеся.

Этот
вид диктанта сложнее, чем выборочный,
т.к. в работе над воспринимаемым на слух
текстом добавляется еще одна мыслительная
операция. Ученику нужно не только
опознать (выбрать) языковое явление по
определенным признакам (т.е. сопоставить
с остальными языковыми фактами), но и,
сравнивая уже выбранное, распределить
в группы в соответствии с каким-то
признаком.

Свободный
диктант.
Одна из основных целей этого диктанта
– развитие
речи учащихся.
Свободный диктант – это такая запись
воспринимаемого на слух текста, при
которой учащимся предоставляется право
свободного выбора слов и речевых
конструкций для изложения данного
содержание. Но это не изложение, так как
право заменить слово или конструкцию
предложения (не исказив при этом смысла
диктуемого текста) должно быть
мотивировано стремлением ученика не
допустить ошибку. Кроме того, дети не
пересказывают текст, а записывают его
под диктовку
учителя, но диктует он не предложениями
(как, например, при проведении контрольного
диктанта), а законченными по смыслу
фразами в несколько предложений – два
или три. Перед учащимися ставится задача,
как можно ближе к тексту изложить
диктуемое, при этом можно заменять
синонимами слова, в написании которых
ученик сомневается, и выбирать
синтаксические конструкции, пунктуационное
оформление которых не затрудняет
ученика.

Работа
начинается с прочтения текста целиком,
определения темы и основной мысли
текста, могут быть проведены и
стилистические упражнения по тексту
до его записи под диктовку.

В жизни
довольно часто встречаются ситуации,
когда необходимо коротко, но не искажая
содержания, зафиксировать услышанное
(например, запись протокола).

Диктант с
продолжением.
Одна из основных целей этого диктанта
– развитие
речи
учащихся. Поглощенные возникающими
перед ними орфографическими и
пунктуационными задачами, ученики не
воспринимают (или почти не воспринимают)
содержание диктуемого, тем не менее это
бывает крайне важно, причем не только
для пунктуационного оформления текста,
но и для решения орфографических проблем
(например, слитного и раздельного
написания НЕ, выбора НЕ/НИ).

Диктант
с продолжением – один из видов работы,
решающих эту проблему. Вначале ученики
записывают под диктовку текст, затем
создают свой, тематически связанный с
продиктованным (объем последнего зависит
от характера задания и времени, которое
остается на эту работу).

Текст
диктанта с продолжением по количеству
слов, насыщенности орфограммами и
пунктограммами и т.п.) должен отвечать
требованиям, предъявляемым к текстовому
диктанту вообще (см. информацию о
контрольном диктанте). Кроме того, текст
этого диктанта должен быть таким, чтобы
можно было его продолжить.

Все тексты
для таких диктантов можно разделить на
две группы:

1.
Тексты, которые обрываются так, что
ясно, в каком направлении они могут быть
продолжены. Такие тексты представляют
собой:

а) начало
повествования, доведенного до такого
момента, который подсказывает в общих
чертах дальнейшее развитие действия;
или обрывается перед кульминацией –
дети придумывают её и развязку события;

б)
начало рассуждения, в котором сформулирован
только тезис, или тезис и одно – два
доказательства, или тезис плюс
доказательства, а выводы делает ученик;

в)
начало описания, в котором содержится
его замысел, передается общее впечатление
от описываемого предмета и раскрываются
некоторые из его признаков.

2.
Тексты, представляющие собой законченные
или относительно законченные по смыслу
отрывки, отталкиваясь от которых можно
организовать самостоятельные высказывания
учащихся. Эти тексты либо оканчиваются
вопросом, либо позволяют поставить
вопросы, на которые детям предстоит
ответить. Вопрос может требовать
повествования (рассказа о каком-либо
событии), описания каких-либо объектов
и, наконец, более или менее развернутых
рассуждений для выражения своего мнения.

Диктант
с продолжением можно провести и с
использованием картины (репродукции
картины). В тексте, записываемом под
диктовку, содержатся сведения о
художнике, характеризуется его творчество
и дается ключ к описанию одной из его
картин (репродукция которой вывешивается
в классе). В продолжениях диктанта
учащиеся описывают изображенное на
картине и высказывают свое отношение
к ней.

Перед
проведением данного вида диктанта
учащимся четко объясняется задача по
продуцированию собственной речи. После
того как прочитан текст диктанта,
учитель задает вопросы детям по содержанию
текста и приступает к диктовке, как это
делается обычно. Ко второй части работы
ученики приступают после проверки
диктанта. Задание к сочинению по диктанту
можно (желательно) записать на доске,
чтобы свести к минимуму вопросы учащихся
о предстоящей работе. Самое сложное в
самостоятельной работе учащихся –
писать в авторском ключе, но такая
необходимость возникает, если текст
диктанта представляет собой яркий,
самобытный образец авторского слога.

За работу
выставляется две отметки: одна – за
диктант (в ней учитываются орфографические
и пунктуационные ошибки), другая – за
продолжение, она выставляется в
соответствии с нормами оценки сочинений
и изложений, т.е. за продолжение выставляем
тоже две отметки – за содержание и
грамотность.

Творческие
диктанты.
Одна из основных целей такого диктанта
– развитие
речи
учащихся. К творческим диктантам относят
упражнения, при выполнении которых
учащиеся вставляют
в
диктуемый учителем текст заданные
языковые средства или заменяют
какие-либо языковые средства (задание
оговаривается заранее) синонимами,
лексическими, грамматическими.

При использовании
этого вида диктанта ставятся две задачи:

1)
научить школьников пользоваться
определенными языковыми средствами
(например, вставляя в текст подходящие
по смыслу обобщающие слова, учащиеся
запоминают их, для ребят становится
более понятным конкретизирующий смысл
однородных членов, употребленных при
обобщающих словах; вместе с тем дети
тренируются в расстановке знаков
препинания);

2)
научить школьников точно и более ярко
описывать действительность, при
необходимости используя образные
средства языка; подбирая синонимы,
ребята учатся избегать ненужных повторов,
тавтологий, смысловой избыточности;
начинают лучше чувствовать оттенки в
значении близких по смыслу языковых
средств.

Творческий
диктант можно проводить с использование
картины или художественной фотографии
(репродукции вывешиваются заранее на
доске).

Диктовка
проводится медленнее, чем обычно. До
введения в практику обучения данного
вида диктанта целесообразно провести
предварительную работу со зрительным
восприятием текстов, особенно важно
обратить внимание учащихся на
грамматические синонимы (дети, например,
должны чувствовать разницу в оттенках
смысла, передаваемого такими конструкциями,
как личное двусоставное предложение и
односоставное безличное: Как
пахнут земляника и грибы! – Как пахнет
земляникой и грибами!
В первом случае называется конкретный
запах, а во втором характеризуется
напоённость воздуха лесными запахами).

После
выполнения работы вставки и замены
обсуждаются в классе: два – три ученика
зачитывают свои работы, объясняя выбор
языковых средств, другие дети предлагают
свои варианты замены или вставки.

Ставим задачу:
Включить в описание языковые средства,
характеризующие цвет, запах, звуки;
передать настроение говорящего.
Использовать разнообразные языковые
средства, включая образные.

У
преподавателя должен быть образец
выполненной работы (исходный текст).
Например: Красив
и наряден лес в дни ранней осени. Золотятся
березы, костром горят рябины. Словно
груды малахита, зеленеют молодые ели.
Весёлым многоцветьем радуют осины.
Шелестят под ногами опавшие листья,
кое-где цветут запоздалые цветы, разбавляя
яркие краски леса грустным приветом
ушедшего лета.

Творческий
диктант с заменой
языковых средств легче для учащихся,
правда, это зависит от словарного запаса
ребят и знания грамматических синонимов.

В
качестве пропедевтического упражнения
можно использовать стилистический
анализ текста, по содержанию похожего
на текст творческого диктанта. Например:
Ах, какое
было яркое, ослепительное солнце! Оно
светило, горело изо всех сил. И снег,
блестящий, искрящийся на деревьях,
крышах и заборах, ослепительно сверкал.
Густой дым вышел из трубы кверху, прямо
в синее, ярко-лазоревое небо. Ну и весёлая
же, радостная была Москва в этот солнечный
зимний день.

Восстановленный
диктант.
Одна из основных задач данного вида
работы – развитие
речи
учащихся. Для диктовки используется
связное высказывание. Текст должен быть
небольшим по объему, понятным по
содержанию, несложной структуры, при
этом образцовым с точки зрения связности
и использованных языковых средств.

На
доске: 1. П, и П. становилось
(стать),
свежо
(свежий),

Лекция по методике преподавания русского
языка. Н. М. Ротанова

В
Словаре русского языка значение слова
«диктант» определяется так: диктант
– письменная работа для упражнения в
правописании, состоящая в записывании
диктуемого текста.
Следовательно, главное в диктанте –
это запись слова со слуха, запись,
которая рассчитана на выработку умения
найти орфограмму (пунктограмму) и
правильно записать её. Сущность такого
упражнения очень верно определила Л. П.
Федоренко: «Диктант является упражнением,
которое строится на сравнении произношения
с написанием».

Современная
методика предлагает новые виды диктантов,
и определение самого понятия тоже
несколько изменилось (усложнилось):

диктант –
практический метод обучения, метод
формирования учебно- языковых, правописных
и речевых умений; это упражнение,
состоящее в воспроизведении услышанного
(в записывании диктуемого) текста или
его элементов, а также зрительно
воспринятого и, в отличие от списывания,
фиксируемого по памяти
(т.е. во время записи графический облик
воспринятого мысленно воспроизводится).

Все виды
диктантов можно разделить на группы
по определенным основаниям:

Терминология
(названия) диктантов, отличающихся по
методике проведения, не вполне корректна,
однако именно так их называют в школьной
практике преподавания, поэтому мы
используем те же названия для разных
видов диктантов.

Словарный диктант. Проведению словарного диктанта должна предшествовать работа по раскрытию значения слова, орфографическая и грамматическая (слово должно быть употреблено в словосочетаниях и предложениях) работа над словом.

Словарный диктант состоит из отдельных слов и словосочетаний, сгруппированных тематически. Особенность словарного диктанта в том, что работа над правописанием отдельных слов сосредоточивает внимание учащихся на определенных орфограммах. Языковой материал словарных диктантов можно использовать для составления предложений или небольших связных текстов. Важно, чтобы текст одного и того же словарного диктанта или его части повторялся несколько раз через определенные промежутки времени.

Проведение словарного диктанта занимает 5–10 минут.

Предупредительный диктант. Это такой вид упражнений, когда объяснение орфограмм и пунктограмм проводится до записи в тетрадях. Он может проводиться в двух вариантах: с показом текста (зрительный) и без показа текста (слуховой). В классе со слабой подготовкой следует отдавать предпочтение первому варианту. При проведении зрительного предупредительного диктанта предложение или слова с орфограммами записываются на доске, затем разбираются, после этого написанное на доске закрывается – и учащиеся под диктовку пишут слова или предложение. Затем текст открывается, учащиеся сверяют его со своей записью и исправляют допущенные ошибки.

При слуховом предупредительном диктанте перед записью текста учащиеся устно повторяют правила орфографии и пунктуации, на которые проводится диктант. Трудные случаи разбираются вместе с учителем. Затем следует запись под диктовку. Предупредительный диктант позволяет произвести двойную проверку. На обратной стороне доски диктант вместе с классом пишут два ученика – один сильный, другой слабый. После диктанта проверяем сначала работу сильного ученика, потом учащиеся сверяют ее со своей записью в тетрадях, и только потом класс проверяет то, что написал слабый ученик, и исправляет его ошибки на доске. Таким образом, работа над каждой орфограммой проводится многократно.

Проведение предупредительного диктанта – от 10 до 15 минут.

Подготовленный диктант. Этот вид упражнения предлагает учебник. Дома учащиеся записывают слова с пропущенными орфограммами, а в классе эти же слова мы пишем под диктовку.

Проведение подготовленного диктанта – 5–6 минут.

Выборочный диктант. При выборочном диктанте производится запись не всего текста, а лишь отдельных слов, словосочетаний или предложений.

Например, при отработке навыков различия приставок и предлогов учащиеся выписывают в один столбик слова с приставками, а в другой – с предлогами. При изучении числительных можно предложить запись в два столбика следующих числительных: простых и составных, с мягким знаком в середине слова и на конце и т.п.

Проведение выборочного диктанта занимает обычно до 5 минут.

Объяснительный диктант. Учитель диктует текст по предложениям, а учащиеся записывают в тетрадях. После записи один из учеников читает свою запись и объясняет орфограммы и пунктограммы, остальные следят за своими тетрадями и исправляют допущенные ошибки. Такое упражнение повышает самостоятельность учащихся и повышает у них фонематический слух. Объяснительный диктант позволяет провести на уроке индивидуальную работу с учеником. Учителю требуется заранее подобрать такие примеры, в которых учащиеся допускают наибольшее количество ошибок, а при проверке спрашивать именно тех, для кого эти ошибки характерны.

Проведение объяснительного диктанта занимает от 10 до 20 минут.

Письмо по памяти. Для этого вида работы чаще всего предлагаются стихотворные тексты, которые заранее специально заучиваются наизусть, а потом ученик сам себе диктует текст. На уроке по памяти можно заучивать и правила, а потом их записывать под самодиктовку или можно надиктовать текст соседу, а потом проверить у него написанное.

Время, затраченное на этот вид работы, – 8–12 минут.

Свободный диктант. Этот вид упражнения готовит учащихся к сжатому изложению, поэтому его не стоит игнорировать. Целью такого диктанта всегда является отработка грамматических навыков построения словосочетаний и предложений, а также грамотного употребления словоформ. Учитель читает текст целиком, а затем по частям (необязательно по предложениям, можно и по абзацу). Ученики не дословно, а свободно записывают прочитанное учителем. Использование синонимического ряда только приветствуется, даже если слово было заменено синонимом только потому, что ученик не знал, как правильно записать диктуемое слово.

Время свободного диктанта – до 10 минут.

Творческий диктант. Это – упражнение, в процессе выполнения которого производятся переделка текста, изменение его. Учащиеся по заданию учителя распространяют предложения второстепенными членами предложения (например, определениями), или дополняют их второстепенными членами предложения, или вводят в текст вводные слова и предложения. К таким диктантам относится и запись текста от определенного лица (например, если текст передается от первого лица, следует записать его от третьего; или наоборот – текст от третьего лица записать от первого). Этот вид работы также является важной частью подготовки к сжатому изложению.

Творческие диктанты могут быть и такими: с определенными словами, записанными на доске или карточке, составить связный текст или предложения на определенную тему.

Время для проведения творческого диктанта – от 5 до 30 минут.

Диктант с грамматическим заданием. Помимо текста диктанта, учащимся дается определенное грамматическое задание: например, подчеркнуть грамматические основы во всех предложениях, обозначить род или число существительных (либо всех, либо определенного абзаца), обозначить все суффиксы прилагательных, выделить личные окончания глаголов и т.п.

Проведение диктанта с грамматическим заданием – 30–40 минут.

Контрольный диктант. Контрольный диктант является основным средством проверки грамотности учащихся и усвоения ими изученного материала. Контрольные диктанты проводят после изучения определенной темы, в конце учебной четверти, полугодия, учебного года. Виды контрольных диктантов: полный (контрольный диктант без изменения текста), контрольный диктант с грамматическим заданием, выборочный контрольный диктант, словарный контрольный диктант и т.п.

Материалом для контрольных диктантов служат отрывки из произведений художественной литературы, изучаемой на уроках литературы или рекомендованной для внеклассного чтения. Тексты могут быть взяты и из периодической печати, но учителю следует особенно тщательно отбирать публицистический материал, так как современная пресса далека от совершенства. Материал должен быть разнообразным, обогащать речь школьников, расширять их кругозор, способствовать общему развитию учащихся и отвечать воспитательным задачам школы.

Учитель диктует текст в соответствии с произносительными нормами русского языка. Сначала ученики слушают весь текст, который медленно и выразительно читает учитель. Затем текст читается по отдельным предложениям. Учащиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Диктуя текст, учитель выдерживает равномерный темп, спокойный тон, предупреждая тем самым отставание в письме. При этом важно читать текст громко и внятно, четко произнося слова. Чтение учителя не должно быть подсказывающим или “подлавливающим” ученика.

Когда учащиеся запишут весь текст, учитель читает его снова целиком от начала до конца, делая небольшие остановки между отдельными предложениями. Дети, следя по тетрадям, проверяют написанное.

Оба варианта орфографического задания учитель записывает на доске до того, как начнет диктовать текст (до окончания диктанта задания закрыты). После написания диктанта и его проверки учитель читает вслух варианты задания и поясняет их. Затем дети самостоятельно выполняют работу.

Еще раз обращаем ваше внимание на то, что учитель не исправляет ошибки, а лишь подчеркивает слова, в которых они встретились. Это дает возможность детям самостоятельно найти и исправить допущенные ошибки, выполнить работу над ошибками качественно.

Оцените статью
Экодиктант - Помощь