Перед вами текст диктанта «Скромная красота» для 9 класса.
Скромная красота
Лебеди — белая древность Земли. Окаменевшие останки птиц находят в пластах осадочных отложений, образованных более ста миллионов лет назад. Сегодня их шесть видов. Обликом все похожи, но окраска не у всех одинакова. Мы знаем двух белых. На парковых прудах царствует самый красивый из них — лебедь- шипун. Безупречная чистота линий тела, живописный изгиб шеи и мощь всей фигуры делают его одной из самых красивых на Земле птиц. Лебедь-кликун выглядит менее царственным, но так же силен, умен, сообразителен и вынослив, как и изящный его собрат. Кликунами лебедей называют за частые гортанные крики, выражающие эмоции птиц, а также служащие сигналами при перелетах.
Полная неожиданность — видеть лебедя черным. По какой причине природа распорядилась окрасить так австралийского лебедя, неясно, но красоты в этом монашеском одеянии птица не потеряла. Облик ее с тонкой шеей и красным клювом удивительно привлекателен, особенно в полете, когда видно яркую белизну маховых перьев на крыльях.
Выборочные диктанты требуют от учащихся нацеленности на поиск определенных орфограмм и способствуют формированию орфографической зоркости. Участвуя в выборочном диктанте учащиеся записывают из всего читаемого текста только определённые слова или их сочетания на изучаемые правила.
Выборочный диктант занимает не более 5 минут.
Выборочные диктанты по темам 2 класса
Выборочный диктант по теме «Слова с буквой Э»
1 Поэт пишет стихи. Экскаватор роет котлован. Движущаяся лестница называется эскалатором. В лесу раздаётся эхо. Мальчики пели дуэтом.
2. Эскимосы живут на севере. Все внимательно смотрели на экран. Детям понравилась экскурсия на завод. Этажерка заставлена книгами. Электрик исправил проводку.
1. Ульи – улей, сараи – сарай, герои – герой, играю – играй, караваи – каравай.
2. Стоит – стойка, лает – лайка, строит – стройка, моет – мойка, дай – даёт.
3. Добрые – добрый, клюй – клюёт, май – майка, кислые – кислый, мой — моет.
4. Круглый мяч, новая майка, кислый лимон, узкая кайма, страшная тайна.
5. Гуляй, да дело знай. Жили у бабуси два веселых гуся: один серый, другой белый – два весёлых гуся. Зайку бросила хозяйка. Мимо пролетел майский жук.
6. Серый зайка скок-поскок. Ты, собачка, не лай, мою детку не пугай. Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай. Пейте, дети, молоко — будете здоровы.
Выборочный диктант по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме буквами»
Запишите слова, которые начинаются с мягкого согласного звука.
1. Нос – нёс, ров – рёв, бил – был, лук – люк, вил – выл, мял – мал, вал – вял, тапки – тяпки.
2. Буря – бюро, мыл – мил, вилы – выли, рад – ряд, мел, вол – вёл, пылил – пилил, высок – висок.
3. Рябина, лимон, мячик, брёвна, тюбик, пряник, вилка, дети, зяблик.
Выборочный диктант по теме «Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака»
1. Учить – ум точить. Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. Сквозь зелень березок проглядывало солнце. Налетел ветер и закружил в воздухе пыль.
2. Труд кормит, а лень портит. Весенний день год кормит. Береги землю родимую, как мать любимую. Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость. Волков бояться – в лес не ходить. Скромность украшает человека.
3. С восходом солнца подул сильный ветер. Друг прислал мне письмо. Во ржи синеют васильки. Огромную пользу приносит лес людям. По реке плыли маленькие и большие льдины. Редька горькая на вкус.
4. Легко скользят коньки по дорожке. Мы делили апельсин. Морской берег покрывала крупная галька. Мальчик набросил на плечи пальто и выбежал на крыльцо. На берегу реки стояла мельница.
Выборочный диктант по теме «Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ЖИ-ШИ»
1. На столе стоит кувшин с водой. Расцвели душистые ландыши. Ребята, давайте жить дружно! Тише, мыши: кот на крыше. Чижик-пыжик, где ты был? Чижи и стрижи – птицы.
2. Ежи и жирафы – животные. Крыши домов покрыты пушистым снегом. В траве шуршит ёжик. Шило, ножик, пила – это инструменты. У машины шины. Малыши взяли карандаши и рисуют камыши.
Выборочный диктант по теме «Буквосочетания ЧА-ЩА»
На лугу дети собирали щавель. К. больному вызвали врача. Мама налила чай в чашки. В углу стоит кресло-качалка. За рекой берёзовая роща. Журчат ручьи, кричат грачи.
2. Капли росы сверкают в лучах солнца. Тишиной встречает нас лесная чаща. Летит над волной белокрылая чайка. Весело звучат голоса галчат. Надвинулась синяя туча, и капли дождя застучали по крыше.
Выборочный диктант по теме «Буквосочетания ЧУ-ЩУ»
1. И сбежали от грязнули и чулки, и башмаки. Ребята отправились в рощу. Старые вещи хранятся в чулане. По двору бегает курочка-чубатка. Девочка чумазая, где лицо измазала? Зимой птицам тяжело добывать пищу. Я ищу в лесу колоду, я хочу отведать мёду.
2. И сказала я лучу: я тоже двигаться хочу. Ученик решил трудную задачу. Если бьёт дрянной драчун слабого мальчишку, я такого не хочу даже вставить в книжку. У таракана усики, у мальчугана трусики. Я кручу, я верчу новую скакалку. Я без мамы не грущу.
Выборочный диктант по теме «Буквосочетания ЧК, ЧН»
1. Я за свечку, свечка – в печку. Белка там живёт ручная. Снесла курочка яичко. Первыми тетрадками были глиняные таблички. Мой брат — пограничник. Я тучка, тучка, тучка, я вовсе не медведь.
2. Набухли на деревьях почки. Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки. Синичка – воробью сестричка. В пустой бочке звона много. Бот торчат иголочки, значит, это ёлочка.
Выборочный диктант по теме «Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме» буквами
1. Школьники пришли на завод. Рабочие показали ребятам гараж. Выпал первый снег. Молодая ёлочка спряталась в сугроб. У стрижа короткий клюв.
2. Дельфины приплыли в залив. Кит – самое большое животное на свете. Команда быстро выполнила приказ. Морж выбрался на льдину. Глубокий ров наполнился водой.
3. Малыши играли в прятки. Подул резкий ветер. В роще росли стройные липки и берёзки. Лодка медленно скользила по воде.
4. Дети надели меховые шапки и шубки. У снеговика вместо носа — морковка. Девочки вскопали грядки. В аквариуме плавали золотые рыбки.
5. Лена моет чашки и ложки. У кошки острые зубки. Снег на ветках был похож на шапки.
6. Грудка у снегиря красного цвета. У белочки мягкое и тёплое гнёздышко. Я купила кошке к празднику сапожки.
Выборочный диктант по теме «Ударные и безударные гласные»
1. Наступила ранняя весна. Река сбросила лёд. На высоком дубе гнездо аиста. Солнце светит прямо в окно. Около ели глубокая нора. На море высокая волна.
2. Шумят сады. Ванин дедушка строит мосты. В нашем классе вместо парт столы. На поля вышли тракторы. В вазе свежие цветы. Коза щиплет травку.
3. Тихо плещется речная волна. Дети шли по узкой лесной тропе. Кругом лежат бескрайние поля. Трусливый и ленивый в дружбе живёт.
4. Кричат грачи. Зелёной веткой в окно стучится лето. Грибы прячутся в густой траве. Бабушка печёт блины.
Выборочный диктант по теме «Разделительный мягкий знак (Ь)»
1. Тело зверя покрыто шерстью. Осенью желтеют листья. Ульяна шьёт кукле платье. Ночью разгулялась вьюга.
2. Грачи и соловьи вьют гнёзда на деревьях. Татьяна и Серёжа — друзья. У собак отличное чутьё. На ужин мама приготовила оладьи с вареньем.
3. Днём я полю грядку, а вечером полью овощи. Птицы собрались в полёт, ведь скоро дождь польёт. У Ильи есть брат Демьян, братья очень дружны.
Выборочный диктант по теме «Удвоенные согласные в словах»
1. Алёша учится играть в теннис. Наш класс собрал коллекцию первоцветов. В субботу мы идём на экскурсию в музей. Дядя Филипп легко дёрнул вожжи, и лошади тронулись с места. В кассе уже не было билетов. Весной школьники посадили берёзовую аллею.
2. Результатом сложения двух слагаемых является сумма. Я люблю читать рассказы о животных. Трус не играет в хоккей. Поезд отошёл от перрона. Два раза в неделю Жанна посещает бассейн. На крыше установили длинную антенну.
3. Танюша очень аккуратная девочка. В программе представления было указано выступление группы гимнастов. По шоссе двигалась колонна автомашин. В телеграмме бабушка сообщала, что приедет в субботу. Нужно регулярно делать утреннюю гимнастику.
Выборочный диктант по теме «Заглавная буква в словах»
1. Пётр Климук – белорусский космонавт. Моя бабушка живёт в селе Заречье. Наш класс ездил на экскурсию в город Брест. Много песен сложено о реке Неман.
2. Дядя Фёдор, кот Матроскин и пёс Шарик – мои любимые книжные герои. Телевизионную передачу для детей ведут поросёнок Хрюша и зайчик Степашка. Корова Бурёнка заблудилась в лесу.
3. Много замечательных стихов написала Агния Барто. Доктора Айболита придумал детский писатель Корней Чуковский. Маму Серёжи Иванова зовут Татьяна Львовна. Учительница Алла Борисовна много рассказывает нам об истории нашей республики.
Выборочный диктант по теме «Предлог»
Выпишите предлоги вместе со следующими за ними словами.
1. Жёлтые листья шуршат под ногами. Над ручьём висела лёгкая кладочка. От мороза покраснели щёки. За рекой начинался сосновый лес. Таня аккуратно достала тетрадки из портфеля. Узкая тропинка вела к реке.
2. Пошла муха на базар и купила самовар. Приплывали два ерша, поливали из ковша. Скачет сито по полям, а корыто по лугам. А лисички взяли спички, к морю синему пошли. Вдруг откуда-то летит маленький комарик, и в руке его горит маленький фонарик. Из произведений К. Чуковского
3. А посуда вперёд и вперёд по полям, по болотам идёт. Утюги бегут, покрякивают, через лужи перескакивают. Топоры-то, топоры так и сыплются с горы. А фарфоровые блюдца над Федорою смеются. Вам ли бегать за воротами с воробьями желторотыми? Из сказки К. Чуковского «Федорино горе»
Выборочный диктант по теме «Слова с безударными гласными и парными звонкими и глухими согласными в корне»
1. Был дождливый день. Мальчик был одет в меховую шубу. Девочка грызла медовый пряник. В саду стояли пчелиные ульи. Тихо плещет речная волна
2. Ударил крепкий мороз. На шее у мальчика был мягкий шарф. Мама испекла сладкий пирог. Лошадь перешла на лёгкий бег.
Начальные классы » Конспекты уроков в начальной школе » Русский яз. 4 класс
Название «выборочный диктант» говорит само за себя. При чтении текста учителем ученик записывает не весь текст, а отдельные слова, словосочетания или предложения на изучаемые правила. Выборочный диктант длится не более 5 минут.
Преимущество выборочных диктантов: невозможность «механически» записывать слова или словосочетания, лишь на основе знания изученных правил и умения их применить.
Например, при повторении темы «Приставки и предлоги» учащиеся выписывают в один столбик слова с приставками, а в другой – с предлогами; «Мягкий знак» – столбик с мягким знаком в середине слова и на конце и т.п.
Выборочные диктанты для 4 класса
Выборочный диктант по теме «Падежные окончания имен существительных 1-го склонения»
Выборочный диктант по теме «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения»
Выборочный диктант по теме «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения»
Выборочный диктант по теме «Падежные окончания имён прилагательных женского рода»
Выборочный диктант по теме «Глагол»
Выборочный диктант по теме «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)»
Выборочный диктант по теме «Глаголы 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени»
Выборочный диктант по теме «Наречие»
Похожие публикации
Проверочная работа «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения»Самостоятельная работа по теме «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения»Проверочная работа по теме «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения»Словарные диктанты для 4 класса
Тексты контрольных диктантов по русскому языку распределены по темам и правилам, пройденным в 3 классе.
Тексты контрольных диктантов для 3 класса распределены по темам:
безударные гласные в корне слова,
парные согласные в корне слова,
Слова с буквой Е в корне проверяемой буквой Ё,
слова с двумя безударными гласными,
приставки и предлоги,
разделительный твёрдый знак (Ъ)»,
глагол неопределенная форма глагола. Н Е с глаголами»
Контрольные диктанты по темам 3 класса
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного за 2 класс»
Лесник Илья Петрович чистил просеку в ельнике. Он увидел узкую лисью нору. В норе был лисёнок. Лесник взял зверька и принёс домой. По двору носился щенок Булька. Лисёнок и щенок стали жить вместе. Малыши подружились и часто играли. Лисёнок прятался. Булька искал друга. Ранним утром друзья убегали в лес. Но вечером возвращались домой. (54 слова)
Вечером шёл дождь. Под утро мокрую траву схватил мороз. Она мягко трещала под ногами. Я стоял и слушал прощальную песню леса. С неба упал резкий журавлиный крик. Птицы летели узким клином. Вдруг строй нарушился. Птицы заметались.
Что случилось? Почему с грустью закричали журавли? Птицы построились в круг. Долго кружились над Волгой. Прощались. (53 слова) По И. Васильеву
Контрольный диктант по теме «Текст»
До первого дождя
Татьяна и Маша – подружки. Однажды девочки шли в школу. Вдруг начался дождь. Маша была в плаще. Таня – в одном платье. Таня попросила Машу снять плащ. Они бы вместе им накрылись. Но Маша побоялась промокнуть.
Удивилась учительница. Шли девочки вместе. У Маши платье сухое, а у Танюши мокрое. Их дружба до первого дождя. (55 слов) По В. Осеевой
Мальчишки ловили скворчонка. Птенчик вырвался, но на затянулась нитка. Однажды нитка зацепилась за сук. Скворец повис вниз головой.
Подлетела галка и стала разрывать нитку.
Увидел скворца кот и полез на дерево. Галка клюнула его между глаз. Кот свалился на землю. Галка снова принялась за работу.
Увидели это рабочие. Один влез на дерево и освободил пленника. Скворец и галка подружились. (61 слово) По Б. Рябинину
Контрольный диктант по теме «Предложение»
На охоте гончая выгнала зайца к озеру. Заяц метался из стороны в сторону. Везде худо. Бедняжка прыгнул в озеро и поплыл. Собака за ним.
Заяц круто повернул назад и прыгнул на спину собаке. Заяц верхом на собаке!
Собака поплыла к берегу. Там она достанет зайца! Осталось несколько метров. Заяц как рванёт с собачьей спины на сушу. 1олько£щ и видели. А говорят, зайцы трусы! (65 слов) По Б. Рябинину
В гостях и дома
Витя и Илья учились в третьем классе. Мальчики дружили. В воскресенье Витя пригласил товарища в гости. Войдя в квартиру, Илья снял пальто и шапку. Он аккуратно повесил их на вешалку. Мальчик вежливо поздоровался с родными Вити. Поиграли друзья и пошли к Илье.
Дома Илья швырнул грязные ботинки под шкаф. Пальто и шапку бросил бабушке и приказал повесить. Витя удивленно наблюдал странную перемену в поступках друга. (69 слов) По А. Митта
Вася и Гриша скучали во дворе. Решили они пойти погулять. Друзья взяли санки и зашагали по тропе.
Вот и горка. Уселись мальчики на санки и покатили вниз. Только снежок заскрипел и закружился за санями. Вдруг Вася вылетел из санок и свалился в сугроб. Он сильно ударил ногу и не мог сам встать.
Гриша усадил товарища на санки и повёз в больницу.
Врачи оказали Васе помощь. (67 слов)
Контрольный диктант по теме «Слово»
На верхних ветвях молодой груши построила гнездо мухоловка. В гнезде на мягком пуху лежали птичьи яйца.
Мухоловка часто отлучалась за пищей. Однажды на дереве появилась кошка. Она ползла по ветке к гнёздышку. Отважная Столовка стремительно проносилась перед самым носом кошки л ла её крыльями и жалобно пищала.
На помощь подружке поспешила другая птичка. Вдвоём они прогнали кошку от гнезда. (60 слов) По В. Чернышеву
Дед купил яблоко. Большое, золотистое, прозрачное. Хотел съесть, но решил детей порадовать.
Угостил внучку Нину. Только она хотела откусить, как пришла мама. Нина дала яблоко маме.
Мама полюбовалась яблоком и угостила Мишеньку. Он самый маленький. Мальчик даже ножками затопал. Какое красивое яблоко!
Миша посмотрел на всех. Взял нож, разрезал яблоко на четыре части. Вкусное было яблоко. Все ели и хвалили Мишу. (62 слова) По В. Хомченко
Буська сидел на крыше. Он прыгнул на чужачку, вцепился когтями в длинную шерсть. Собака бежать со двора. Так кот и выехал на улицу верхом на собаке. Как в цирке! (72 слова) По Б. Рябинину
Контрольный диктант по теме «Состав слова»
Наша семья живёт в селе Заречье. На краю села есть большой пруд. Настала настоящая зима. Наш пруд замёрз. Мальчики и девочки пошли на пруд. Они отчистили лёд от снеговой замети. Лёд был гладкий и прозрачный. Получился хороший каток. Быстро летят коньки по скользкому льду.
Группа девочек везёт на санках малыша. Он рад. Мороз румянит щеки. Весело зимой! (59 слов)
Где зимуют бабочки?
Наступили холодные осенние дни. Ночью мороз покрыл лужи первым ледком. Куда пропали весёлые бабочки? Одни залетели в сарай. Там они заползли в стенные щели и заснули. Другие укрылись в кучах сухих листьев на лесных полянах.
Вьюги намели большие сугробы. Бегают по лесу лисицы и ласки. Ищут добычу. Не найти им бабочек под снегом. (56 слов)
Контрольный диктант по теме «Безударные гласные в корне слова»
В сады заглянула ранняя осень. А там поспевают зимние сорта яблок. Ветви деревьев низко наклонились от тяжёлых плодов
Пришла пора собирать урожай. Школьный сад наполнился весёлыми голосами. Каждый из учеников спешит набрать полную корзину. Всюду слышны шутки и звонкий смех.
На мягких подстилках из соломы лежат большие горы яблок. Красиво выглядит крупная жёлтая антоновка. (56 слов) По Г. Скребицкому
Всё лето прожила Дюймовочка в лесу. Она ела сладкий цветочный мед и пила утреннюю росу. Из широких стеблей травы малышка сплела себе кроватку. Так пробежало лето. Прошла и осень. Приближалась длинная холодная зима. Все птицы улетели. Цветы завяли и пожелтели. Дюймовочка дрожала от холода. Пошёл снег. Дюймовочка накрылась высохшим листочком. Лист не грел. Дюймовочка стала искать жильё на зиму. (60 слов) По Г. Х. Андерсену
Контрольный диктант по теме «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»
Огород портила мусорная куча. Садовник набросал на мерзкую кучу земли, посадил семечки тыквы.
Протянула тыква гибкие стебли. Всю кучу заплела. По плетню вьётся, по веткам берёзки. Красиво!
Зацвела тыква большими жёлтыми колокольчиками. Жужжит над ней пчелиный народ. Под крупными листьями появилась завязь. Одни тыквочки на бутылочки похожи, другие на колбаски, третьи на чайнички.
У круглых тыкв дядя Илья вырезал глазки, бровки, широкие рты. Глазеют весёлые тыквы. Улыбки у прохожих вызывают. (72 слова) По Э. Шиму
Наша группа идёт по глухой тайге. Безлюдье. Узкая тропка выводит на поляну. В центре крошечная сторожка. Замок заменила еловая палочка. За дверью находим поленницу сухих дров и спички. На широких полках стоят коробка с солью, сахар, пачки чая, лежат мешочки с сухарями. На стене висит связка лука. На столе ножик, ложки, кружки. Над столом записка, где искать воду.
Ночуем. Оставляем часть своих запасов. Закон тайги – помогай товарищу. По Э. Цюрупе
Контрольный диктант по теме «Слова с буквой Е в корне проверяемой буквой Ё»
Кому смех, кому слёзы
Вода ручьями потекла, весну принесла. Греет весеннее солнышко. Тепло. Всем веселье, а березняки горючими слезами плачут.
Под солнечными лучами сок быстрее течёт по телам берёз. Сквозь кору он выступает на стволы. Берёзовый сок — здоровое и полезное питьё. Люди легко надрезают кору и наполняют им бутылки, ведёрки.
Часто у берёз вытекает много сока. Деревья засыхают и гибнут. Ведь сок у берёз как у нас кровь. (68 слов) По В. Бианки
Контрольный диктант по теме «Слова с двумя безударными гласными в корне»
Зимние холода. Мрачные низкие небеса. Где искать пищу? Лиса голодала. Она вышла к полотну дороги. Легла в дорожную борозду. С деревьев слетелось вороньё. Звучат резкие голоса. Птицы уселись далеко от лисы. Они хотели клевать её, но страшились.
Лиса лежала как мёртвая. Волоски не трепетали. Вороны подлетели ближе. Одна долбанула лису в пушистый хвост. Другая шагнула к голове и клюнула в нос. Лиса вскочила и схватила глупую ворону. (69 слов)
Май – это бушующая сирень и душистые ландыши. Кукованье кукушки и соловьиная песня. Жужжанье майских жуков в березняке и птичье щебетанье. Самый хлопотливый и самый голосистый месяц в лесу – май.
В первой половине мая точно лёгкая дымка покрывает лес. Набухают молодые почки. Многие деревья зацветают. Качают длинными серёжками березки. Распускают зеленовато-жёлтые цветочки клёны. Отцветает осина. Её толстые красные серёжки точно жирные волосатые червяки, падают на землю. (66 слов) По Н. Плавильщикову
У нас гостили дорогие гости. Ранним вечером гуляли, увидели деревенский пруд. Рады – рыбку половить можно.
Зеркальная гладь пруда закачалась. В глубине туманно засветились огоньки. И вот спешит к берегу череда рыб.
Гости развеселились. Странная рыба – сама в руки идёт. Рыба у нас особая, домашняя. Серебряные караси. Они давно к людям привыкли. Голодать не голодают. Но от людей пищу ждут.
А про крючки и удочки наши караси не знают. (11 слово) По Э. Шиму
Контрольный диктант по теме «Непроизносимые согласные в корне слова»
Вот и пришла поздняя осень. На дворе стоит ненастная погода. Мрачные низкие тучи закрыли солнце? В опустевших садах гуляет резкий холодный ветер. Он сильно качает голые ветки деревьев. Моросит привычный осенний дождь. По утрам бывают лёгкие заморозки. Замерли окрестные-поля. Стоят голые и озябшие. Пустынная дорога убегает в серую даль.
Грустные чувства наполняют сердце. Умчались чудесные летние деньки. Нас ожидает долгая зима. (64 слова) По П. Грушникову
Одинокий грустный лист кружит на ветру. Весной он был зелёный и счастливый. Он находился на ветке. Рядом висела прелестная вишенка. Лист полюбил её всем сердцем. Свежий ветер часто звал побродить по снегу. Листик отказывался. Ведь рядом была прекрасная вишенка.
Потом счастье кончилось. Вишенка пропала.
Стояла ненастная осенняя погода. Все листья с деревьев облетели. Листик один оставался на ветке. Бедняжка пожелтел от горя. (64 слова) По Ф. Кривину
Контрольный диктант по теме «Правописание приставок»
Чик и Чирика
Чик и Чирика – молодые воробьи. Они поженились и отлично зажили одной семьёй. Для гнезда выбрали широкую щель под крышей. Натаскали соломы, перьев. Чирика отложила яички. Чик полетел добывать червячков.
Чирика выглянула из гнезда. С крыши протянулась лапа с когтями. Рванулась Чирика. Пучок перьев остался у кота. Он запустил в щель длинную лапищу и выволок гнездо. Проглотил яички! Скинул лёгкое гнёздышко на землю.
Горько плакала Чирика. (68слов) По В. Бианки
Многие растения отлично предсказывают местную погоду Первое место занимает красавица наших лесов – берёза. Если у берёз течёт много сока – лето будет дождливым. Если весной берёза раньше ольхи листочки распустит – лето будет ветреным. А ольха раньше – холод и дожди замучают. Листья опадают у берёз чисто – к лёгкому урожайному году. Если осенью листья берёз пожелтели с верхушки, то следующая весна будет ранняя. Если листья пожелтеют сначала снизу, то весна будет поздняя. (71 слово) По И. Дмитриевой
Контрольный диктант по теме «Приставки и предлоги»
Дюймовочка плыла мимо речных берегов. В окрестных кустах напевали птички. Они восхищались прекрасной маленькой девочкой. Прелестный белый мотылёк покружился над ней и уселся на листок.
Дюймовочка стащила пояс с платья. Одним концом она обвязала мотылька. Другой конец привязала к листку. Листок поплыл по реке быстрее. Дюймовочка ужасно обрадовалась. Гадкая жаба не догонит ее. А вокруг было так красиво! (58 слов) По Г. Х. Андерсену
Рудуду решил пускать пузыри. Надо смешать мыло с водой и дуть в длинную трубочку. Лёгкие прозрачные шарики поднялись под потолок. Рудуду пришла в голову интересная мысль. Oн наполнил водой три чашки. Влил в них разные краски. По комнате полетели красные, синие и зелёные пузыри. Будто кружились чудесные ёлочные игрушки. А потом они стали лопаться. На стене, на полу, на стульях оставались пятна. Пришла мама. И тоже стала разноцветной. В доме началась уборка. (74 слова) Из сборника «Рикики, Рудуду и их друзья»
Сытых мороз не страшит
У животных всё дело в сытости. Хороший обед греет. Пища по жилам тепло гонит.
Подкожный жирок – прекрасная подкладка под шерстяную шубку. Холод под шерсть подползёт, сквозь перья и мягкий пух проскользнёт. А жир под кожей самый лютый мороз не пробьёт.
Была бы пища. А где взять пишу зимой? Рыщут волки. Бродят лисы. Пустынно в лесу. Зверьки и птички спрятались. Днём летают вороны. Ночью летают совы. Ищут добычу. Голодно в лесу! (74 слова) По В. Бианки
Контрольный диктант по теме «Разделительный твёрдый знак (Ъ)»
Жук и ромашка
Жила прелестная ромашка. Дружила она с жуком. Жук много летал и много знал. Ромашка часто слушала интересные рассказы друга.
Однажды жук пропал. Заплакала ромашка. Попросила ветерок погадать, прилетит ли друг. Гадал ветерок, гадал. Легко отрывал и уносил лепестки. Объяснил, что жук не прилетит. Голая, жалкая стояла ромашка.
А жук скоро объявился. Ведь он был верным другом. Но труд. но было жуку узнать свою подружку. С грустным жужжанием пролетел он мимо. (72 слова) По И. Шахраю
Многие сказки объясняют рождение янтаря. Одна рассказывает о прекрасной богине моря. Она и простой рыбак полюбили друг друга и объявили о своей любви. Разъярился верховный бог. Разрушил он чудесный подводный дворец красавицы.
Теперь морские волны выносят на берег обломки янтаря.
А вот научное объяснение. Из стволов деревьев вытекала и твердела смола. Кусочки смолы пролежали в земле миллионы лет и превратились в прекрасный камень. Часто в янтаре видны пленники. Это стебельки трав, бабочки, жучки. (74 слова) По В. Сейраняну
На воскресенье объявили массовый поход на лыжах. Утром у подъезда школы собрались ребята. Учитель Илья Васильевич объяснил, как идти по маршруту. Весёлая толпа отъехала от ворот школы. Скоро въехали в лес и разъехались в разные стороны. Лыжи легко скользили по снегу.
Мы с друзьями подъехали к горе. Подъём в гору был крутой. Легче объехать. Лыжня пересекала берёзовую рощу. Как молчалив зимний лес! Как он красив! (67 слов)
Контрольный диктант по теме «Части речи. Имя существительное. Мягкий знак на конце существительных после шипящих»
Мальчик катался на коньках и провалился под лёд. По берегу солдат. Он снял шинель и шапку, прыгнул в воду и вытащил
Прибежала мать мальчика. Плачет, благодарит солдата, приглашает домой. Солдат оделся и помчался в военный городок.
Женщина пришла искать спасителя. Объявили по радио, пригласили солдата в штаб. Никто не пришёл. Построили солдат. Женщина прошла вдоль строя. Не узнала солдата.
Женщина пошла к воротам. Вдруг она вернулась и низко поклонилась всем солдатам. (74 слово) По В. Хомченко
Угас последний луч солнца. Нагретая земля дышала теплом, как печь. Темень и тишь затопили окрестности. Ночь была душная, жаркая.
Мой товарищ спал. Я оставил шалаш и направился к селу. Приближалась полночь. Иногда слышался плач одинокой птицы. Вдруг прозвучал сигнал тревоги. Поднял тревогу сторож. Загорелся сарай с рожью. Подъехали пожарные машины. Прибежали сельские жители. Каждый хотел оказать помощь пожарным. Особенно старалась молодёжь. Рожь была спасена. (65 слов) По С. Уразову
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Осенью мы выкопали стройную кудрявую берёзку и посадили в ящик. Ящик принесли в самую светлую и тёплую комнату. Пусть зеленеет красавица всю зиму.
В саду властвовала поздняя осень. Желтели и падали листья. А берёзка стояла свежая и зелёная.
Ночью ударил мороз. Листья с деревьев летели частым дождём. И наша берёзка в эту морозную ночь пожелтела.
Комнатное тепло не спасло берёзку. Через день её листья облетели. Пришлось весной посадить берёзку на старое место. (73 слова)
По К. Паустовскому
Контрольный диктант по теме «Глагол»
В зоопарке Стокгольма простудился жираф. За животными там хороший уход. Но родился жираф в Африке. А тут север. Жираф чихал и кашлял.
Ребятишкам жаль жирафа. Надо помочь! Мама Глории вяжет тёплые носки, варежки. Глория никогда не болела. Триста ребят купили самую красивую и пушистую шерсть. Вязали все по очереди.
Триста празднично одетых ребят явились в зоопарк Служители не понимали, что притащили дети. Развернули свёрток. Кому такой длинный шарф? Жирафу! Пусть не болеет. (74 слова) По Б. Рябинину
Контрольный диктант по теме «Неопределенная форма глагола. Н Е с глаголами»
Когда люди радуются
Научился Алёша столярничать. Сделал прекрасный самокат. Катался-катался, а на него никто не смотрит. Бросил мальчик самокат.
В школе ребята собрались рассаду помидоров выращивать. Ящики обещали смастерить старшеклассники.
Алёша решил сам ящики сделать. Трудился субботу и воскресенье. А в понедельник принёс в класс два аккуратных ящичка. Товарищи похвалили Алёшу. Учительница тоже обрадовалась.
Удивился Алёша. Почему его не хвалили, когда он самокат сделал? (65 слов) По С. Баруздину
Дюймовочка и ласточка
Крот прорыл к жилью мыши длинный ход. Дюймовочка увидела мёртвую ласточку. Крылышки прижаты к телу. Лапки и головка спрятаны в пёрышки.
Ночью девочка не спала. Сплела ковёр и аккуратно завернула ласточку. Грустно свесила голову на грудь птицы. Её сердце стучало! Ласточка не умерла, она застыла от холода. Теперь согрелась и ожила.
Дюймовочка ухаживала за птицей. Крот с мышью не знали. Девочка не рассказывала им. Они не любили птиц. (71 слово) По Г. Х. Андерсену
В июльские вечера в степи уже не кричат перепёлки. Не поют в лесных овражках голосистые соловьи. Не пахнут душистые цветы. Но степь еще прекрасна и наполнена жизнью. Вот зайдёт солнце. Горячую землю мягко окружит ночная прохлада. Необъятная степь легко дышит широкой грудью. Ночью свежий ветер несёт чудесные запахи степной травы. (51 слово) По А. Чехову