В животном мире у нас есть симпатии и антипатии

В животном мире у нас есть симпатии и антипатии Экодиктант

Диктанты по русскому языку для 4 класса по теме: “Глагол”. Диктанты подобраны в соответствии с программами школ России и ФГОС.

Утро на Атлантическом океане

Только что пробил колокол. Было шесть часов прелестного тропического утра на Атлантическом океане.

По бирюзовому небосклону, бесконечно высокому и прозрачно-нежному, быстро поднимается золотистый шар солнца, заливая радостным блеском водяную холмистую поверхность океана. Голубые рамки далекого горизонта ограничивают его беспредельную даль.

Как-то торжественно-безмолвно кругом.

Только могучие светло-синие волны, сверкая на солнце своими серебристыми верхушками и нагоняя одна на другую, плавно переливаются ласковым, почти нежным ропотом. Этот ропот точно нашептывает, что в этих широтах, под тропиками, вековечный старик-океан всегда находится в добром расположении духа.

Бережно несет он на своей исполинской груди плывущие корабли, не угрожая морякам бурями и ураганами.

Не видно сегодня ни одного белеющего паруса, не видно ни одного дымка на горизонте. Большая океанская дорога широка.

Изредка блеснет на солнце серебристою чешуйкой летучая рыбка, покажет черную спину играющий кит и шумно выпустит фонтан воды, высоко прореет в воздухе темный фрегат или белоснежный альбатрос, пронесется над водой маленькая серая петрель, направляясь к далеким берегам Африки или Америки, и снова пусто.

(К. М. Станюкович)

В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. Крокодилов не любит никто. Этот огромный ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может переломить ноги взрослой антилопе.

Крокодил – искусный охотник. * Часами он может лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза. Стоит кому-то приблизиться к водопою, от жажды потеряв бдительность, он мгновенно бросается на жертву; в Африке ею чаще всего бывают антилопы.

Размеры жертвы крокодила ничуть не смущают. **На суше он её не убивает, а тащит в воду и топит. Рвать жертву сразу хищник не станет, а поместит за корягу или в пещеру, вырытую для этого в берегу или под водой, и подождёт, пока добыча «отмокнет».

Желудок крокодила – адский химический комбинат, переваривающий шерсть, рога, копыта. * Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке, как в кислоте.

Суши крокодил не избегает. Излюбленное его занятие – греться на песчаном берегу водоёма. **При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая вперёд задние ноги. Здесь он хозяин.

(По В. Пескову)

1. Синтаксический разбор + характеристика + выписать словосочетания

1-й вариант – Часами он может лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено деепричастным оборотом).

Может лежать часами; может лежать в воде; высунув лишь ноздри, высунув на поверхность; высунув глаза; выпуклые глаза.

2-й вариант – На суше он её не убивает, а тащит в воду и топит.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми, соединенными союзами «а»; «и»).

Не убивает ее; не убивает на суше; тащит в воду.

2. Графически объяснить знаки препинания в 1-м, 2-м предложениях 2-го абзаца, 1 -м предложении 4-го абзаца, 2-м, 3-м предложениях 5-го абзаца.


В животном мире у нас есть симпатии и антипатии

3. 1) Подчеркнуть, надписав, сказуемые разных видов.

2) Подчеркнуть все обстоятельства в предложениях.

1-й вариант – *

2-й вариант – **

Входные диктанты для 3 класса по русскому языку. Цель работы — проверить умение писать под диктовку текст, включающий орфограммы по темам: глухие и звонкие согласные на конце слова, ударные и безударные слоги, удвоенные согласные (простейшие случаи), разделительный мягкий знак. Объем диктанта 35—45 слов.

Озеро Байкал. Много озёр на земле. Самое глубокое — озеро Байкал. Вода в Байкале чистая и прозрачная. Сядь в лодку, отплыви от берега, каждый камень увидишь на дне. Много сыновей у старика Байкала. Все они несут ему воду. А раздаёт всё это богатство его дочка Ангара.

Слова для справок: увидишь, несут, богатство, камень.

Калина. На высоком холме стоит наша деревня. Пришла осень. У каждого дома ярко горят кисти калины. Они радуют своей красотой. Здесь частые гости птицы. Бабушка Дарья и внучка Анна собрали калину. Вкусна калина вьюжной зимой.

Слова для справок: калина, горят, собрали, красотой.

Субботний вечер. В субботу мы едем на дачу. Мы с сестрой любим бывать на реке. Тихо плывёт лодка. Ивы опустили ветки в воду. Они словно любовались своей красотой. В кустах смолкли соловьи. Лентой поплыл туман по реке. У ног дымилась вода. Пора домой. Уже вечер. (45)Слово для справок: вечер. Живая шляпа. Котенок Васька ловил мух. На комоде лежала шляпа. Васька уцепился когтями за шляпу. Она упала с комода. Васька сорвался и полетел вниз. А шляпа его накрыла. В комнате сидели Володя и Вадик. Шляпа выползла на середину комнаты. Ребята испугались. Что это за шляпа такая? (46)По Н. Носову.

В парке. Ночью вьюга намела большие сугробы. В город пришла зима. Чистый ковёр лёг на крыши домов. В парке старые липы махали мёрзлыми ветками. Хлопья снега падали на землю. На ветку сел снегирь. Алла и Витя дали птице корм. (39)Слова для справок: намела, пришла. Птицы. Зима прошла. Птичьи стаи летят на родину. Птицы спешат вить гнезда. У них много работы. Надо уничтожать гусениц и строить до­ма. Мальчики смастерили скворечник. Они повесили его высоко на дерево. Ребята прикрепили домик на солнечной стороне. Скворцы справляют новоселье. Ско­ро в гнезде запищат малыши. (45)

Дома. Мокнут и мёрзнут листья. С утра льёт дождь. Смолкли птицы. Даже воробьи спрятались. Плотная туча закрыла небо. Ольга сидит дома. Сестра Даша учит её вязать. Скоро у Ольги будет новая тёплая кофта. Холодно. Прошла чудная пора осени. (38)Слова для справок: вязать, будет, холодно. В школе. Ольга Иванова пришла в школу рано. Она дежурная. Девочка открыла окно. Свежий воздух влетел в класс. На столе стоят цветы. Их принёс Илья Жуков. У доски лежат мел и губка. Весело входят в класс мальчики и девочки. Начинается урок. Все читают сказку Пушкина. (45)Слова для справок: пришла, влетел, стоят, принёс, начинается.

Гроза. Целый день была сильная жара. От зноя все стало рыжим. Поле и лес ждали дождя. И вот надвинулась темная туча. Она быстро закрыла небо. Первые капли упали на землю. С липы слетел сухой лист. Хлынул проливной дождь. За лесом прогремел гром. Мальчики спрятались от дождя на крыльце. (48)

Вот так гриб!Был сильный дождь. Кругом лужи. Анна около дома увидела гриб. Но какой это был гриб! У гриба должны быть ножка и шляпка, а тут просто большой белый шарик. И всё-таки это гриб. Зовут его — дождевик. После дождя он тут. Вот так чудо! (45)Слова для справок: увидела, всё-таки, зовут, дождевик, его.

На дворе. Солнышко льёт свои тёплые лучи. Громко кричат за окном птицы. Они разбудили Аллу. Она бежит к окну. У крыльца стоят гуси. Девочка идёт за водой. Она ставит ведро с водой около дерева. Гусь опускает в ведро свою шею. Бежит струйка воды. А гусь и рад! (47)Слово для справки: кричат.

Апрель. Мы идем по лесным полянкам. Снега уже нет. В воздухе пахнет свежестью и прелыми листьями. Всюду слышны песни птиц. Появились первые лесные цветы — подснежники и медуницы. Над ними в солнечный день можно увидеть пчелку или шмеля. В апреле лес оживает. Скоро лето! (43)По Л. Ильченко.

Муравьишка. Солнышко уже за лес спускалось. Муравей сел на сухой листок. Дунул ветер — и упал листок с ветки. Несёт ветер листок через лес и деревню. Муравей чуть жив от страха. Листок упал на луг за деревней. Он упал на камень. Муравей ушиб ногу. Вот беда! (45)По В. Бианки. Слово для справки: несёт.

У моряДом дяди Андрея стоит у моря. Летом я там жил. Утром меня будил шум волн. Днём я любил наблюдать за их игрой. Красивы были их белые гребни. Сильные волны разбивались о скалы. Летели брызги воды. (37)Обратить внимание на написание слов: утром, разбивались, летели.

На реке. Летом Саша и Костя живут в деревне у бабушки. Они решили утром пойти на речку. Еще вчера мальчики нарыли червячков. Рано утром они тронулись в путь. Хорошо шагать по тропинке!Вот и знакомое место! Костя закинул удочку. Клюет! Мальчик вытянул удочку из воды. На крючке вертелся карась. (49)

Шишки. Кто не видел шишек хвойных деревьев? Все дети любят собирать их. А для лесных жителей шишки — лакомая еда. Дятел очень любит сосновые и еловые шишки. Белка тоже достает из шишек семена. Нет вкусней еды и для мышек. Шишки созревают на деревьях и угощают зверей и птиц вкусными семенами. (49)

Осень в лесу. В лес пришла ласковая тихая осень. Падают с деревьев сухие листья. Кусты шиповника окрасились в красный цвет. Горький запах дубовой коры наполняет воздух. Под ветками спряталась от солнца ежевика. Ребята часто приходили в лес. Но звери их не боялись. Саша принес зайчику капустный лист. Володя угостил репой дикую козу. Весело прыгал около них олень. (57)

Деревья у школы. В нашей деревне построили новую школу. Красивый белый дом в три этажа. Но кругом пусто, голо. Ученики с учителями стали сажать кусты и деревья. Одни ребята копали ямки. Другие опускали туда кусты и деревья. Саша и Сережа носили воду и поливали саженцы. Пройдет время. Зашумят деревья у школы. (51)

Карасик. Мама подарила Виталику красивую маленькую рыбку. Мальчик был очень рад подарку. До чего же хорошая рыбка была! Славный карасик!Первое время Виталик очень заботился о рыбке. Кормил ее, менял воду. А потом стал забывать даже покормить. Однажды к Виталику пришел друг Сережа. И Виталик отдал ему карасика за свисток. (50)По Н. Носову.

За городом. Раннее утро. В эти теплые дни не хочется сидеть дома. Мы выходим из города. Солнечный луч играет на капельках росы. В поле шумят зеленые колосья. Слышны веселые песни птиц. Мы входим в лесную чащу. В лесу тишина. Только тихо жужжат жуки и шелестят в траве ландыши. По тропинке бежит еж. (52)

Кит. Кит живет в океане. Сам он громадный, а глотка маленькая. В китовой пасти много пластинок. Это китовые усы. Кит наполняет свою пасть водой. Потом через усы ее процедит. Вода выльется, а рыбки и рачки останутся. Кит живет в воде. Но это не рыба. Китихи кормят своих малышей молоком. И дышат киты воздухом. Поэтому их называют зверями. (57)По Г. Юрмину.

Воробей. Сидит воробей на суку рябины и клюет ягоды. А на крыльце кот Самсон притаился. Он наблюдает за птичкой. Хочется коту воробья поймать. Только трудно ему с крыльца на дерево прыгнуть. Заметил кота Валерик и решил спасти воробья. Взял ком глины и кинул на рябинку. Воробей чирикнул и улетел. (49)По Н. Присяжнюк.

Тайны леса. Стояла солнечная погода. Целый день я ходил по лесу. К вечеру устал и сел на теплую землю. Трава задвигалась. Там прыгали маленькие жучки. В лесу всюду тайны. Замри на месте. Стань кустом или пнем. Лес откроет тебе свои тайны. Только будь терпелив. (44)

Кто как читает. В книге зимы каждый лесной житель пишет своим знаком. Люди учатся разбирать эти знаки глазами. Как же еще читать?А звери читают носами. Собака понюхала букву в книге зимы и поняла, кто здесь был. У зверей нос очень грамотный. Хорошо узнает след. (45)По В. Бианки.

Объяснительные и проверочные диктанты по теме “Глаголы на -ся, -сь”

Задание к диктантам: Подчеркнуть глаголы на -ся. Поставить к ним вопросы. Пословицы

Вариант 1.1. Чем хвалиться своей силой, лучше слабым помоги. 2. У кого хлеб родится, тот всегда веселится, 3. От здоровья не лечатся. 4. Кто любит трудиться, у того хлеб родится. 5. Берег обрушивается, неопытный ошибается. 6. В тихом омуте черти водятся. 7. Всякий своим разумом кормится. 8. Учиться — всегда пригодится. Вариант 2.1. Одинокое дерево ветра боится, одинокий человек беды страшится. 2. Волков бояться — в лес не ходить. 3. Без ветра листья не шевелятся. 4. Золото и в болоте светится. 5. Недаром говорится, что дело мастера боится. 6. Не плюй в колодец! Пригодится воды напиться. 7. За всё берётся, да не всё удаётся. 8. За всё браться — ничего не сделать.

Диктант “Как здороваются люди”. У некоторых людей вообще нет привычки здороваться. Это сразу выдаёт плохо воспитанного человека. Вот встретились товарищи. Мальчик должен первым поздороваться с девочкой. Но первым он руку не подаёт. Он ждёт, пока подаст руку девочка. Вы встретили на улице взрослого знакомого человека. Младший первым здоровается со старшим. Ваша подружка здоровается со своим другом. Это же надо сделать и вам. Друг моего друга — мой друг. 66 слов. ( «Детская энциклопедия» )

Диктант “Защитная окраска”Как разнообразна и красива окраска различных животных! Как не любоваться яркими жуками, бабочками, удивительными птицами! Какое же значение имеет окраска в жизни животных? Чаще всего она сливается с общим природным фоном. Животные пустыни имеют песочный или бурый цвет. Шубка полярных жителей белая. Многие насекомые луга и леса имеют зелёный цвет. Окраска помогает животным скрываться от своих врагов, облег-чает охоту, позволяет подкрасться и овладеть добычей.66 слов. ( «Детская энциклопедия» )

Диктант “Утренние звуки”. Я выхожу на балкон освежиться и полюбоваться чудесной картиной утра. Вся окрестность, весь сад озаряется светом солнца. Всё дышит свежестью и жизнью. Всюду капли утренней росы. Воздух свеж и прозрачен. Из сада доносятся разнообразные голоса мелкого птичьего племени. Яснее других слышится пение двух малиновок. В небе раздаются серебряные голоса жаворонков. Из соседнего села слышатся весёлые звуки пастушьего рожка, который созывает стадо.63 слова.

Предупредительные диктанты по теме “Глаголы на -ся, -сь”

Диктант 1. Задание: Записать и прочитать глаголы. Поставить к ним вопросы.

Встретиться, радуется, удивляться, встречаться, поднимается, удаляться, мучиться, укрываться, заниматься, подписывается, объедаться, помчаться, крутиться, лечиться, забраться, катится.

Диктант 2. Задание: Записать и прочитать предложения. Подчеркнуть глаголы в неопределённой форме.

1. Мой брат учится в десятом классе. Ему осталось учиться в школе один год. 2. Листья начали кружиться в воздухе. Над водой кружится кленовый листик. 3. По утрам надо умываться. Котёнок умывается языком и лапкой. 4. Настоящему спортсмену приходится много трудиться. Чемпион много трудится.

Объяснительные и проверочные диктанты по теме “Прошедшее время глаголов”

Задание к диктантам: Подчеркнуть глаголы прошедшего времени. Указать их род. Диктант “Лебедь”Лебеди стаей летели из холодной стороны в тёплые земли. Все очень устали. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он не мог лететь дальше. Тогда он распустил крылья, пошёл вниз и опустился на воду. Его товарищи совсем скрылись из вида. Лебедь загнул назад шею и закрыл глаза. Вода плескала в белую грудь птицы. Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. На востоке краснела заря. Месяц и звёзды стали бледнее. Лебедь вздохнул, взмахнул крыльями и полетел один над волнами.82 слова, , (По Л. Толстому)

Диктант “Под снегом”Спит природа. Зелёное царство заслужило этот отдых. Слишком долго работало оно неустанно. Работало на полях и в садах и дало нам цветы. Мы делали из них красивые букеты. Работало оно на лугах и дало нам траву. Мы скосили её на душистое сено. Работало на полях и дало нам рожь и пшеницу. Работало на огородах и в садах и дало нам овощи и сочные фрукты. Придёт весна. От её тёплого дыхания проснётся природа и опять развернётся во всей своей красе.82 слова, (По Д, Кайгородову)

Диктант “Как волки учат своих детей”Молодой пастух пас овец. Вдруг из леса выскочил большой волк, схватил ягнёнка, зарезал его и понёс. Навстречу выскочил волчонок и бросился к ягнёнку. Старый отдал нести ягнёнка молодому волку. Сам он налегке побежал рядом. Пастух стал звать на помощь. На его крик сбежались люди с собаками. Старый волк решил оставить ученье. Он подбежал к молодому, выхватил у него ягнёнка, перекинул себе на спину. Оба волка побежали скорее и скрылись из глаз.77 слов. ( По Л. Толстому )

Диктант “Как измерить время”. Ещё древние люди начали считать, сколько ночей они провели на охоте. Они ставили отметки на скалах. Рыцари на турнирах использовали песочные часы. Песок из верхней части пересыпался в нижнюю. Тогда схватка заканчивалась. Люди пользовались и солнечными часами. Днём тень от солнца двигалась по круглому циферблату, Египтяне ставили сосуд с водой. Вода вытекала через крошечную дырку. А люди следили за отметками на стенках сосуда. Но нужна была единая мера времени. Люди изобрели точные часы с маятником.78 слов.

Предупредительные диктанты по теме “Прошедшее время глаголов”

Диктант 1Задание: Записать и прочитать глаголы. Поставить к ним вопросы.

Горела, крутился, учились, резал, слепило, покрасил, отправилась, сгорело, узнали, летели, вырубили, пёк, мок, завертелись, зашумел, поздравил, набирала, воевали.

Диктант 2. Задание: Записать предложения. Поставить вопросы к глаголам.

1. Кукушка на суку печально куковала. 2. Голодная кума Лиса залезла в сад. 3. Медведь попался в сеть. 4. Купец на ярмарку привёз полотна. 5. На тонком стебельке качалась Муха. 6. Змея лежала под колодой. 7. Какой-то птицелов весною наловил по рощам соловьёв.8. Поймала Кошка Соловья. 9. Крестьянин засевал овёс. 10. У Льва служила Белка. 11. Волк из лесу в деревню забежал. 12. Слепой Осёл в лесу с дороги сбился. 13. Затеял Лев богатый пир.(И. Крылов)

Объяснительные и проверочные диктанты по теме “Будущее время глаголов”

Задание к диктантам: Подчеркнуть глаголы будущего времени. Поставить к ним вопросы.

Диктант “Тепло от солнца”Выйди в тихий морозный день в поле или лес. Посмотри вокруг себя и послушай. Везде снег, реки замёрзли, деревья стоят голые, ничего не шевелится. Посмотри летом. Реки бегут, шумят. В каждой лужице лягушки кричат. Птицы свистят, поют. Мухи и комары вьются, жужжат. Деревья, травы растут. Вырастут хлеба, плоды, деревья. Насытятся животные. Люди построят себе дома, города. Из тепла делается движение, из движения тепло. И тепло, и движение от солнца.71 слово. ( По Л. Толстому)

Диктант “Сад цветёт”Прекрасна пора цветения садов! Вокруг розоватого цветка яблони кружится толстый шмель. На ветке нарядной вишенки заливается соловей. Белоснежная груша протянула свои ветви. Воздух наполнен медовым ароматом. Скоро облетят лепестки и завяжутся упругие плоды. После летних дождей они вырастут и наполнятся сладостью. Жаркое летнее солнышко зарумянит их бока. Тяжёлые ветви опустятся до земли. Скорее бы попробовать новый урожай!59 слов.

Диктант “Зимняя жизнь растений”Зимой лес покрыт толстым слоем снега. Жизнь растений замирает. Раскопай снег в зимнем лесу. Под одеялом из опавших листьев теплится жизнь. Сквозь старую листву пробиваются белые ростки. В каждом ростке можно различить будущие листочки и даже бутоны цветков. Под снегом растение не только живёт. Оно ещё и растёт. К концу зимы снежный покров станет тонким. К растениям начнёт проникать свет. Ростки станут ещё больше, позеленеют. Перед весенним теплом и бутоны наберут свой цвет.76 слов, («Детская энциклопедия»)

Диктант “Мартовский снег”. Почему в марте снег становится тёмным и тяжёлым? Всю зиму падали с деревьев на снег обломки веточек, маленькие кусочки коры, хвоинки. Дятел долбил кору, белка шелушила еловую шишку. На верхушке ели хозяйничали клесты. Сверху сыпался всякий сор. Вот выпадет снег, прикроет старый мусор. А на чистый снег ляжет новый. Придёт оттепель. Снег осядет, вода от талого снега просочится вниз. А мусор словно поползёт из оседающего снега наверх.69 слов, (Из журнала)

Диктант “Весеннее пробуждение”. Зима ушла. От горячих лучей солнца плавятся сугробы. Всё вокруг оживает. Через три дня загудит весна. Весь снег вокруг нашего домика покрыт чёрной пылью. Приблизил я ладонь к этому грязному снегу. Да это же ползают разные жучки и паучки! Даже комарики перелетают. Талая вода проникает под снег. Разбудит она спящего на земле под снежным одеялом маленького розового лягушонка. Выползет он и отправится путешествовать к болотцу. Не справится больше с нашей весной мороз.74 слова. ( По М. Пришвину)

Распределительные диктанты по теме “Глагол”

Диктант 1. Задание к диктантам: запишите глаголы по лицам в три столбика.

Учишься, дрожишь, кормит, режут, делает, рисуем, читаешь, подпрыгнет, встают, жалуюсь, жалеет, плачет, бегаешь, выскочит, отрываемся, взлетаем, шепчу, пишете, шумят, балуемся, везём, несутся, радуешься, смотришь, выглядывает, спрыгну, ответим, карабкается, вяжем, лежим, пьёте, гуляете, стрижёшь.

Диктант 2. Задание: запишите глаголы по числам в два столбика.

Выбросим, укутаю, трясешься, огорчаюсь, волнуются, пьём, струится, текут, парят, вернусь, стремимся, расскажешь, подскажете, проложим, люблю, надеюсь, шуршит, шепчут, падаете, играешь, работают, отдыхаете, танцует, тает, сидят, волнуемся, наговорится, зеленеют, пестреет, закипит.

Диктант 3. Запишите глаголы по временам в два столбика: настоящее время и будущее простое время.

Погубишь, вытащу, постелю, ходит, бродят, каркает, поможем, уберёт, завяжу, погрузим, собирает, сдаёшь, светит, спят, звенишь, зацветут, обрадуемся, ляжет, блестят, грызёте, выйдут, вьёшь, несёт, завянет, съедим.

Диктант 4. Задание: запишите словосочетания в две группы по окончаниям глаголов.

Вкусно поужинаешь, заснёшь, как убитый, встанешь утром, выпьешь чаю, выйдешь на прогулку, бродишь по тропинкам, дышишь свежим воздухом, быстро устанешь, присядешь на берегу пруда, ляжешь на траву, работаешь в огороде, отдыхаешь после обеда, идёшь на реку, ищешь грибы, рвёшь цветы, плетёшь венки, делаешь букеты, ловить бабочек, удишь рыбу, придёшь домой.

Диктант 5. Запишите глаголы в два столбика по спряжениям: первое и второе.

Читать, носить, желтеть, белеть, хвалить, решать, любить, кормить, поить, гулять, готовить, таять, махать, лечить, болеть, верить, заправить, сохнуть, трогать писать, зеленеть, просить, варить, скучать, рыдать, лаять, проветрить, строить, бегать, колоть, пилить, отодвинуть, плакать, завтракать.

Задание к диктантам 6 – 7: запишите глаголы в две группы по спряжениям: первое и второе.

Диктант 6. Остановит, приспосабливает, гладит, изготовить, наклею, хвалю, соберу, согревает, уходит, пройдёт, поведу, сворачиваем, вертит, любим, дразнит, дарит, колотит, двигает, машет, стану, вредит, дышу, вью, красит.

Диктант 7. Сверкает, надевает, бормочет, танцует, терпит, зависит, крутит, обижает, обидит, держит, лепит, вырастить, изменить, моешь, учишь, спешат, греют, доказать, болеют, верим, чертите, мучит, повесят, лепечут, готовим.

Диктант 8. Задание: запишите глаголы в две группы по спряжениям: первое и второе.

Гудит, горит, шумит, шалит, плывёт, звенит, сидит, журчит, коптит, лежит, летит, ревёт, рычит, урчит, молчит, везёт, растёт, польёт, заблестит, пищит, отцветёт, галдит, говорит, решит.

Предупредительные диктанты по теме “Глагол”

Диктант 1. Задание: Записать сочетания слов. Поставить вопросы к глаголам.

Гуляет ветер, носились птицы, пролетел год, выпадет снег, проснулись дети, приехали гости, начнётся октябрь, плачет иволга, кони мчались, послышался шум, светит луна, заря пылала, польют дожди, замелькали огоньки, вылетит сокол, будем учиться прилежно.

1. А по двору метелица ковром шелковым стелется. 2. Еду. Тихо. Слышны звоны под копытом на снегу. Только серые вороны расшумелись на снегу. 3. Ветер резвый уснул на пути. 4. Бежит, струится маленький серебряный ручей. 5. Колесом за сини горы солнце тихое скатилось. 6. Своим блеском луна всё вокруг серебрит. 7. Сердце мне печаль расколет. 8. Прощай же, море! Не забуду твоей торжественной красы. 9. Горят серебряные росы. 10. Задремали звёзды золотые. 11. Плачет где-то иволга. 12. Льётся по равнинам берёзовое молоко. 13. Пляшет ветер по равнинам. 14. Как метель, черёмуха машет рукавом.(С. Есенин)

Предупредительные диктанты по теме “Неопределённая форма глаголов”

Диктант 1. Задание: Записать глаголы. Поставить к ним вопросы.

Говорить, молодеть, захотеть, мыть, выучить, долететь, нести, везти, нарисовать, мечтать, кружить, прочитать, прийти, бежать, спать.

Диктант 2. Задание: Записать и прочитать предложения. Поставить вопросы к глаголам.

1. Ему нужно лечиться, а он не лечится. 2. Кони быстро мчатся. Здесь опасно так мчаться. 3. Солнце начинает садиться. Солнце уже садится. 4. Малыш не ложится спать. Ему давно пора ложиться. 5. Вечно он торопится. Не нужно торопиться. 6. Он не интересуется учёбой. Надо интересоваться учёбой.

Объяснительные и проверочные диктанты по теме “Настоящее время глаголов”

Задание к диктантам: “Подчеркнуть глаголы настоящего времени. Указать их лицо и число.”

Пословицы1. Каждый кулик своё болото хвалит. 2. Сила и солому ломит. 3. Слухами земля полнится. 4. Не топор кормит, а работа. 5. Кто любит жизнь, тот любит труд. 6. Знание и ремесло человека красят. 7. Дело мастера боится. 8. Умелые руки не знают скуки. 8. Грибы ищут — по лесу рыщут. 10. Цыплят по осени считают.

Диктант “Как делают бумагу”Бумага попала к нам с Востока. Там её делали из коры тутового дерева. Потом бумагу делали из старого тряпья. Варили клейкую массу, отжимали воду. Сейчас бумагу делают из обыкновенной древесины. Сначала надо срубить деревья, очистить их от веток и сучьев. Затем брёвна распиливают, разбивают на щепки, проваривают в специальных растворах. Машина перемешивает бумажную массу, отжимает воду, отутюживает, отглаживает бумагу горячими валиками, сматывает в огромные рулоны. И отправляется она на фабрики. Там делают тетради, печатают книги, газеты, журналы.81 слово. («Детская энциклопедия»)

Диктант “Как переходить улицу”Улицы современных городов заполнены грузовыми и легковыми автомобилями, автобусами, троллейбусами, трамваями. Беспорядок на улицах сделал бы нашу жизнь трудной и опасной. Поэтому существуют правила уличного движения. Это закон для улиц и дорог. Переходить улицу можно по пешеходной дорожке с белыми полосами, по подземному туннелю. На перекрёстках идите только на зелёный свет. Мостовая служит для автомобилей, а тротуары — для пешеходов. Пропусти автомобиль, посмотри налево. Дойди до середины дороги, посмотри направо. Только потом иди дальше.76 слов.

Диктант “Как стать точным”. Очень важно воспитать в себе привычку уважать своё и чужое время. Вот несколько приёмов. Они помогут тебе овладеть своим временем.1. Приучаешься вставать без будильника в назначенное время. 2. Держишь все свои книги и вещи в порядке. Тогда ты быстро найдёшь всё необходимое. 3. Готовишь с вечера всё, что будет нужно завтра. 4. Выходишь из дома заранее. Лучше придёшь раньше, чем опоздаешь. 5. Не обещай того, чего не можешь выполнить. Планируй своё время.76 слов.

Предупредительные и объяснительные диктанты по теме “Глагол”

Диктант 1. ” Кит”. Кит – самое большое животное на свете. Он имеет длинное тело – в двадцать пять метров и больше. Большой кит весит шестнадцать тонн. В пасть кита входит лодка. Но глотка у него узкая. Он глотает только мелкую рыбёшку. Киты живут в океане. Они плавают небольшими стаями по три или четыре кита вместе. Детёныши имеют длину около восьми метров. Растут они медленно. Взрослым считают кита в двадцать лет.

Диктант 2. Мы разглядели в высокой траве и поймали маленького червячка. Конец его мягкого брюшка светился зеленоватым холодным огоньком, очень похожим на крошечный фонарик. В тёплые летние ночи вдоль тропинки появлялось очень много светлячков. Вечерами мы выходили слушать соловья. И нам казалось, что вся тропинка, как в праздник, украшена зелёными фонариками-огоньками.(И. Соколов-Микитов)

Диктант 3. Вспучилась чёрная земля. Высунулся из неё крот. Нос – бурав, лапы – лопаты, зубы – ножи. Не любит крот ясного солнца и свежего ветра. Всю свою жизнь он живёт в тёмном и сыром подземелье. Крот землю копает, туннели строит, червяков ловит. Даже за сухой травой для гнезда на улицу не вылезает. Он вытягивает её за корни из земли. Хочет крот на наш белый свет хоть одним глазком взглянуть. Высунет он голову и рот разинет от удивления!(По Н. Сладкову)

Диктант 4. Почки раскрываются. На каждом зелёном клювике висит по прозрачной капельке. Возьмёшь почку, разотрёшь её, потом долго пахнет берёзой, черёмухой. Понюхаешь почку на ветке черёмухи и вспомнишь, как в детстве ел чёрные ягоды горстями. Ветер тёплый. Тишина. И вот деревья начинают разговаривать. Берёза белая с другой берёзой перекликаются. Молодая осинка зовёт другую осинку, машет ей веточкой. Черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытой почкой.(По М. Пришвину)

Объяснительные и проверочные диктанты по теме “Неопределённая форма глаголов”

Задание к диктантам: Подчеркнуть глаголы в неопределённой форме. Поставить к ним вопросы.

Диктант “Кузька”Идёт Данила по лесной дорожке. За ним бежит маленький щенок Кузька. Дорогой можно ему полаять на аистов, можно порыскать в кустарниках, выгнать зайца. А можно наскочить на ежа, покатать его лапой по траве и порычать. Данила сердится на Кузьку. Кузька приседает на лапках и подымает на Данилу виноватые глаза. Данила поворачивается спиной и шагает дальше. Кузька снова пускается вперёд. Но в кустах роса. А мокнуть Кузьке не хочется. И он послушно семенит за Данилой.75 слов. ( По Григору Тютюннику)

Диктант “Правила поведения в магазине”Уступить дорогу в дверях магазина должен входящий. Сначала он даёт возможность выйти из магазина. Потом он входит сам. При этом нужно придерживать двери, чтобы они не ушибли идущих за ним людей. К продавцу нужно обращаться вежливо. Нельзя перебивать его разговор с покупателем. Некрасиво стремиться купить что-то без очереди. Иногда вам нужно спешить. Тогда попросите стоящих в очереди людей пропустить вас без очереди. Так поступает воспитанный человек.70 слов.

Оцените статью
Экодиктант - Помощь