Словарный диктант омофонов и омофонов и работа над ним на уроке

Словарный диктант омофонов и омофонов и работа над ним на уроке Экодиктант

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

В русском языке есть слова, одинаковые по звучанию, но не связанные общим значением. Это омонимы. Кроме омонимов в языке выделяют слова, одинаковые по написанию, но различные по звучанию. Это омографы. Есть слова, одинаковые по звучанию, но различные по написанию. Это омофоны. С  этими словами мы будем сегодня работать. Мы продолжим отрабатывать навыки слитного и раздельного написания омонимичных частей речи.

2. Проверка домашнего задания

Придумать предложения с омофонами:

3. Новая тема

Вывод: Производные  предлоги входят в состав вопроса, их можно заменить другими предлогами, а между  предлогом и существительным  можно поставить вопрос или другое слово.

4. Словарная работа на закрепление

Костюм сшит впору, в пору тяжких испытаний, готовить подарок втайне, в тайне необходимо разобраться, подниматься ввысь, в высь поднебесную, разговоры насчет земли, положить деньги на счет, в течение шести лет, в течении реки, в продолжение месяца, в продолжении повести, вследствие холодов, в следствии по делу, идти навстречу ветру, идти на встречу с писателем.

5. Новая тема (продолжение)

Вывод: Союз можно заменить другим союзом. Частицу же можно убрать из предложения, частицу бы можно переставить на другое место. Местоимение можно заменить другим местоимением.

6. Творческая работа

Придумайте предложения, заменяя выделенные  союзы омонимичными частями речи.

1. Мы пришли в школу, чтобы учиться . Что бы вы мне посоветовали?
2. Мы тоже советуем вам отдохнуть. Я читаю то же, что и он.
3. Эта дорога длиннее, зато безопаснее. Мы любили его за то, что он был верным товарищем.
4. Мы не пришли к тебе вчера, потому что устали в дороге. Давай перейдем реку по тому мосту.

7. Диктант- миниатюра с самопроверкой

Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. Необходимо стараться в течение дня выполнять то, что намечено. С начала сентября приучите себя к этому и старайтесь делать это в продолжение всего года. Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.

Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение требует больше времени. Зато останется свободное время на любимые предметы. Загляни в словарь, в справочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного. Во время чтения выписывайте интересные мысли. Полезно также понравившиеся стихи заучивать наизусть, чтобы  обогащать свой язык, развивать память.

8. Диагностика качества усвоения материала

Бланковое тестирование.

1. В каких предложениях бы пишется слитно?

А) Что (бы) он ни делал, все выходило плохо.
Б) Я хочу, что (бы) мы жили в мире.
В) Я буду рядом, что (бы) ни случилось
Г) Всякий человек склонен рассуждать, что (бы) он сделал на месте другого.

2. В каких предложениях же пишется слитно?

А) Я думаю так (же), как и он.
Б) Он хорошо говорит по-испански, а так (же) по-французски.
В) Он говорит по-испански так (же) хорошо, как по-русски.
Г) Многие поступили бы так (же).

3. В каких предложениях за является предлогом?

А) По краю поля он спустился вниз, (за) тем круто повернул к реке.
Б) (За) тем лесом виднеется деревня.
В) Она улыбнулась, (за) тем медленно поднялась с кресла?
Г) Море темнело, (за) то небо начало светлеть.

4. В каких предложениях  в является предлогом?

А) Не приехал (в) следствие болезни.
Б) Обнаружены новые факты (в) следствии по делу.
В) (В) следствие дождей река вышла из берегов.
Г) Озеро образовалось  в) следствие землетрясения.

9. Итоги урока. Результаты тестирования

10. Домашнее задание

Внеклассное занятие “Омофоны”, посвященное
дифференцирующим написаниям, знакомит учащихся
с такими орфограммами в русском языке,
сознательное усвоение которых, совершенно
необходимо для повышения общей грамотности.
Сообщая о разных в структурном отношении
омофонах, следует также знакомить учащихся с
некоторыми случаями их стилистического
использования в создании шутливых и
сатирических каламбуров.

Занятие проводят сами учащиеся.

1-й ведущий. В нашей речи часто встречаются
омофоны. И сегодня мы в этом убедимся.

1. Мальчик полоскал собачку.

2. Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в
сторону.

3. Все уже спустились с горы, а Витя всё слизал.

4. Мама отварила дверь.

5. Бежит через долы, луга и лиса.

За беленьким зайцем рыжуха-леса. (см. рис1-4).


Словарный диктант омофонов и омофонов и работа над ним на уроке

Словарный диктант омофонов и омофонов и работа над ним на уроке

Словарный диктант омофонов и омофонов и работа над ним на уроке

Словарный диктант омофонов и омофонов и работа над ним на уроке

( Учащиеся указывают на ошибки, подбирают
проверочные слова).

3-й ведущий. Да разве один Коля делает такие
ошибки? Хорошо, если эти ошибки вызывают только
смех, но иногда они приводят к печальным и
досадным недоразумениям.

4-й ведущий. Я расскажу вам об одном случае.
Знаете ли вы знаменитого Сеню Булкина? Не знаете?
Странно. О нём так много говорят. Сеня Булкин –
это весёлый и добрый мальчик. Но он не в ладах с
грамматикой. И поэтому его жизнь полна забавных,
а иногда и печальных приключений.

1-й ведущий. Однажды летом Сеня Булкин
отправился отдыхать в деревню к бабушке. Вскоре
его мама получила письмо. Вот оно. ( На доску
проецируется текст, написанный от руки).

Живу хорошо. Вначале я скучал, потом обижал всех
знакомых ребят, и мне стало весело. Однажды
бабушка дала мне какой-то плот, и я его съел. Утром
мы с Мишкой помогли бабушке: вымыли пол и дверь
изъели.

2-й ведущий. Прочитав письмо, мать
забеспокоилась: что случилось с сыном? Почему
Сеня вздумал обижать ребят, что за странный
аппетит появился у ребёнка : съел целый плот и ещё
с другом дверь изъели. Она стала думать, что её
сын серьёзно заболел,и уже хотела ехать в
деревню, чтобы показать его врачам. Однако вскоре
выяснилось, что сын её был здоров и весел, дверь у
бабушки цела, никто из ребят не был обижен
добродушным Сеней.

3-й ведущий. Почему же Сенино письмо вызвало
такое беспокойство матери? (Дети указывают на
ошибки). Чем же объяснить то, что Коля и Меня
сделали такие смешные ошибки? Вы скажете, что они
не знают орфографических правил. Это верно.

4-й ведущий. И тот, и другой писали слова так,
как они их произносят и как слышат сами. Вот и
ошибки! А ведь многие ребята мечтают о том, чтобы
писать так, как говорим. Но, как видите, не всегда
можно писать слова так, как их произносят.

1-й ведущий. Слова “обижал” и “обежал”,
“полоскал” и “поласкал”, “лиса” и “леса”,

“волы” и “валы” разные по смыслу, но
произносятся одинаково. Во многих случаях только
различное написание даёт нам возможность
разграничить их по смыслу. Такого типа слова мы
называем омофонами.

2-й ведущий. Итак, омофоны – это такие
различные по смыслу слова, которые произносятся
одинаково, но пишутся по-разному. Само слово омофон
составлено из двух греческих слов: омос – одинаковый
и фоне – звук.

Проводится игра “Подумай”. Условие игры: кто
больше подберёт слов – омофонов за 5 минут.

После игры на доску вывешивается таблица:

Учащиеся указывают различия в написаниях,
объясняют значение омофонов.

3-й ведущий. Интересно отметить, что в русском
языке омофонами могут быть не только слова, но и
отдельные морфемы: корни, приставки, суффиксы,
окончания.

4-й ведущий. Омофонами часто бывают родовые и
падежные окончания слов. Напишите: домишко и
мальчишка. Окончания звучат одинаково, но
окончание –о указывает, что это имя
существительное , неодушевлённое, в форме
именительного или винительного падежа,
единственного числа; второе – имя
существительное, одушевлённое, и только в форме
именительного падежа единственного числа.

1-й ведущий. ( Пишет на доске).

Допишите окончания так, чтобы образовались два
разных имени существительных, обозначающих два
разных предмета. (ножища – нога, ножище – нож).
Различные написания созвучных окончаний
помогают разграничить имена существительные и
по грамматическому роду.

2-й ведущий. Итак, мы рассмотрели омофоны –
слова и омофоны – морфемы. Сейчас мы
познакомимся ещё с одним видом омофонов. Вы его
легко определите, когда прослушаете шутливое
стихотворение О. Поскребышева “Почему воробья
назвали воробьём?” (Ученик читает стихотворение.
Учащиеся находят омофоны).

3-й ведущий. В данном случае созвучными
оказались уже не отдельные слова или части слов,
а слово с одной стороны, и словосочетание – с
другой. (воробей – вора бей).

4-й ведущий. Как было уже сказано, омофоны
одинаково звучат, но пишутся по-разному.
Омофонами могут быть: слово и другое слово; часть
слова и часть другого слова; слово и сочетание
слов; сочетание слов и другое сочетание слов.

Работа по группам. ( Каждой группе раздаются
карточки, учащиеся находят омофоны, определяют, к
какому типу они относятся).

Склонив главу, натужа грудь.
Склонив главу на ту же грудь.
Дай на сок.
Дай носок.
Афины строят.
А финны строят.
4. На копейку чернил.
На-ка, пей, кучер Нил.
Слушай, мы были там.
С Лушей мы были там.
6. Говорят, на балконе не ходят.
Говорят, на бал кони не ходят.
7. Она нас ищет.
Ананас ищет.
8. Там арка упала.
Тамарка упала.
Ведь это не мой гость.
Ведь это немой гость.

1-й ведущий. Как можно было заметить, омофоны в
устной речи порождают неясность в выражении
мысли или двусмысленности.

Первый: Да не вылил! Я говорю: вы ли, не вы ли?

Второй: Ах, выли. ( В публику). Кто? Они выли? А
зачем они выли?

Второй: Нет, я не выл!

Первый: Ну, и они не выли!

Второй: Боюсь, вы один понимаете, что хотите
сказать.

Второй: Кто это мы?

Второй: Кто вымытые?

Второй: Все вымытые. ( В публику) Это они вымытые?
А кто же, по-вашему, немытый? Про кого вы говорите?
Не про меня ли?

Первый: Что променяли?

Второй: Я говорю – не про меня ли?

Первый: Ах, не променяли! А что не променяли?

Второй: Я же про себя говорю – не про меня ли?

Первый: Ах, вас не променяли?

Второй: Нет, нам никак не разобраться. ( Оба
уходят).

2-й ведущий. Как видите, они не поняли
друг друга. Истинный смысл высказывания нередко
можно определить только при помощи
разграничивающих написаний. Во многих же случаях
лучше всего строить фразу так, чтобы не возникало
двусмысленности. Для этого следует иногда
изменить порядок слов в предложении.

Учитель. Омофоны используются для создания
разного рода словесных острот, каламбуров,
которые нередко принимают афористичный, а чаще
даже сатирический характер. Это игра слов :
говорится одно, но в сказанном заключён и тонкий
намёк на другое. ( Учитель читает каламбуры
известного поэта ХIХ века Э. Минаева).

(Учащиеся указывают омофоны, определяют их
характер).

Подведение итогов занятия.

Совершенное знание родного языка – дело очень трудное. Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

Цель заданий, предлагаемых в данном занятии, – способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать у них познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Формой занятий по развитию речи учащихся может быть специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг или внеклассные факультативные занятия

Тема: Омофоны, омоформы.

Цель: познакомить с такими разновидностями омонимов, как омоформы и омофоны. Развивать интерес к языку, внимание, память.

Не спеши языком – торопись делом

Крепкий орешек сразу не раскусишь

Задание № 2. Вспомни, какие слова мы называем ОМОНИМЫ.

А как ты думаешь, можно ли назвать омонимом слово ТРИ, если оно обозначает разные части речи:

1) количество предметов (три игрушки); 2) действие (три тряпкой)

или слово МОЙ – 1) действие (мой руки); 2) мой (чей?) костюм?

(Нет. Омонимы являются одинаковыми частями речи.)

Если слова одинаково звучат и пишутся, но являются разными частями речи, они называются ОМОФОРМАМИ: ЧАСОВОЙ (солдат на посту) и ЧАСОВОЙ механизм. Некоторые слова в русском языке произносятся одинаково, но пишутся по-разному: ЛУГ – ЛУК, ГРИБ – ГРИПП, ВЕЗТИ – ВЕСТИ. Такие слова имеют название ОМОФОНЫ.

Задание № 3. Найди и подчеркни в стихах омоформы:

В полях, не кошенных косой.

Всё утро дождик шёл косой. Л. Кондырев

Веснушкам нету сноса,

Не исчезают с носа.

Я, не жалея мыла.

Нос терпеливо мыла. Я. Козловский

СТИХ – 1) стихотворение, 2) прекратился (дождь, ветер).

ЛАЙ – 1) лай собаки, 2) приказ лаять.

ТЕЧЬ – 1) попадание воды внутрь корабля, 2) движение воды (вода будет течь).

ВТОРОЕ – 1) место, 2) блюдо (съесть на второе).

РОДНЫЕ – 1) места, края, где родился и рос, 2) родственники.

Задание № 4. Подбери и вставь в загадку подходящие по смыслу омоформы:

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Упражнения для мышечной релаксации. Устройтесь поудобнее и расслабьтесь. Наморщите лоб, сделайте это очень сильно. А теперь перестаньте морщить лоб и расслабьтесь. Повторите упражнение несколько раз. Нахмурьтесь и сильно наморщите брови. Разгладьте лоб и расслабьтесь. Повторите упражнение несколько раз. Теперь закройте глаза. Вспомните что-нибудь весёлое, приятное.

Задание № 5. Подбери и запиши пару к омофонам.

Везти – вести, пруд – (прут), плод – (плот), лез – (лес), стог – (сток), балл – (бал), слизать – слезать, бочок – (бачок), полоскать – (поласкать), запивать – (запевать), отворить – (отварить), вера – Вера, надежда – (Надежда), вена – (Вена).

Играть играй, да дело знай

Цели: 1. Познакомить детей с многообразием и богатством русского языка на примере слов – омонимов, омофонов, омоформ.

Тема: Омонимы, омофоны, омоформы

Новый материал. Многозначные слова. Словарный диктант

Ключ, рукав (у реки; у одежды), охота (когда очень хочется чего-то; на животных), дробь (барабанная; математическая), дисциплина (воспитание; школьный предмет), коса, баранка (руль авто; кондитерское изделие).

– Итак, ребята, как же называются такие слова? – Многозначные.

Учитель: Запомните, ребята, что многозначные слова имеют всегда какой-то общий признак.

Слова – омонимы, омофоны и омоформы.

Учитель: Но в русском языке встречаются слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению, например: ключ, мир, коса, заставить, настаивать и другие. Объясните их значения.

Дети: Ключ – от замка и ключ – родник, а ещё гаечный ключ.

Мир – вселенная и мир – спокойствие.

Коса – у девочки, коса – инструмент и коса прибрежная, песчаная.

Заставить – принудить и заставить – загородить;

Настаивать – принуждать и настаивать – приготовлять настой.

Учитель: Такие слова называются омонимами. ( В тетрадь записать омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению.) В отличие от многозначных слов, омонимы представляют собой совершенно разные слова, так как обозначают собой разные предметы, признаки, действия. Омонимы всегда принадлежат к одной части речи.

(существительные – завод у игрушки и завод приборостроительный; Глаголы топить – корабли и топить баню)

Запишите предложения. Определите, есть ли в них омонимы.

Апельсин – плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот. Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь. Топить корабль. Печку нужно топить. Я лечу горло. Я лечу на самолете.

Вывод: В русском языке есть полные омонимы и частичные (омофоны, омоформы, омографы)

Омофоны (от греч. homós — одинаковый и phōnē — звук), слова одинаковые по звучанию и написанию, но принадлежащие к разным частям речи и различающиеся на письме (бал — балл)

– Кто сможет привести примеры таких слов? (гриб и грипп, слизать и слезать, везти и вести)

Учитель: Послушайте стихотворение. Слайд

Решили лисы кролика запечь,

А кролик из духовки – прыг за печь.

Потом за лавку и в окошко с лавки,

Умчался в лес, где распевали славки.

Дым из трубы ползёт, свиваясь в жгут,

Дрова сегодня зря лисицы жгут.

Учитель: Какие интересные слова вам встретились в стихотворении? Чем они интересны? К какой группе слов они будут относиться?

Запечь(глагол) – и за печь (существительное с предлогом– омофоны, так как они только произносятся одинаково, но пишутся по-разному.

С лавки (существительное с предлогом) и славки (птицы –сущ.) – тоже омофоны .

Жгут – существительное и жгут – глагол, это омоформы. Так как пишутся и слышатся одинаково, но принадлежат к разным частям речи.

Омоформы – слова, которые звучат одинаково только в отдельных формах (стих – стихотворение; ветер стих; стекла – стекло в Р. п.; глагол – вода стекла).

(Три – числительное и глагол, мой – местоимение и глагол, стих – существительное и глагол)

Омографы — слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (му́ка — мука́).

Учитель: Послушайте ещё одно стихотворение

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

Если в норке нету норки,

Может норка возле норки?

Нет нигде. Пропал и след.

Норка здесь. А норки – нет! (А. Шибаев)

Учитель: Какие слова из новых групп вам встретились? (Норка – животное с ценным мехом и норка – нора – домик для животного в земле. Это омонимы. Так как они принадлежат к одной части речи.)

Учитель: А почему это не просто многозначные слова?

Дети: Потому что у них нет никакого общего признака.

Учитель: Такие шуточные стихотворения, в которых есть слова с разными значениями, называются КАЛАМБУРАМИ

Каким ключом нельзя отвернуть гайку?

Какую соль не кладут в суп?

Из каких ноготков нельзя собрать букет?

В каких лесах нельзя заблудиться?

Из какого крана не льётся вода?

Какой лук не кладут в суп?

Какой журавль никогда не летает?

Какой губкой нельзя мыться?

Какой кистью не выкрасишь стену?

Какой лопаткой не вскопаешь грядку?

Итог занятия. С какими словами мы сегодня познакомились? Чем они интересны и в чём их особенности?

Школа развития речи.

Юным умникам и умницам.

Задание № 1. Подумай и ответь, какие волшебные средства были в сказках.

Сказка А. Волкова «Урфин Джюс и его деревянные солдаты. ( Живительный порошок.)

Если слова одинаково звучат и пишутся, но являются разными частями речи, они называются ОМОФОРМАМИ: ЧАСОВОЙ (солдат на посту) и ЧАСОВОЙ механизм. Некоторые слова в русском языке произносятся одинаково, но пишутся по-разному: ЛУГ – ЛУК, ГРИБ – ГРИПП, ВЕЗТИ — ВЕСТИ. Такие слова имеют назва ни е ОМОФОНЫ.

В полях, не кошенных косой .

Всё утро дождик шёл косой . Л. Кондырев

Я, не жалея мыла .

Нос терпеливо мыла . Я. Козловский

Запомни некоторые пары омоформ.

Белое _______ землю ____________. ( Белое покрывало землю покрывало.)

Отгадай загадку. ( Снег.)

Везти – вести, пруд – (прут), плод – (плот), лез – (лес), стог – (сток), балл – (бал), слизать – слезать, бочок – (бачок), полоскать – ( поласкать), запивать – (запевать), отворить – (отварить), вера – Вера, надежда – (Надежда), вена – (Вена).

Цель: познакомить с разновидностью омонимов.

1. Рассказ учителя.

В русском языке немало слов, которые по произношению совпадают с двумя и даже с тремя другими:

отворот – от ворот

изреки – из реки

порублю – по рублю

согнем – с огнем

Такие омофоны часто встречаются в народных прибаутках, поговорках, пословицах.

Например (вывесить таблицу):

• Строчить да расстрачивать – только время зря растрачивать.

• Не под дождем – постоим да подождем.

• Хочется полежать, да надо поле жать.

• Нечего говорить про жито, когда оно прожито.

При неожиданном сближении омофонов получились всякого рода каламбуры.

Каламбур – это игра слов, шутка, основанная на одинаково звучащих, но разных по смыслу словах.

Поэт Д. Минаев так говорит о своей поэзии:

Рифмы – вот моя стихия

И легко пишу стихия.

Без раздумья, без отсрочки

Я бегу к строке от строчки:

Даже к финским скалам бурым

Обращаюсь с каламбуром.

Выразительность стихов от таких рифм увеличивается.

Найдите омофоны в предложениях (читать с таблицы):

Она отворила дверь. Мать отварила грибы.

Хороша ключевая водица. Тебе нечего с ним водиться.

В колесе сломалась спица. Мне сегодня что-то не спится.

2. Проверяем диктант.

Наполеон сеял рожь. ( На поле он сеял рожь.) Мешки ело жили в кучу навоз. ( Мешки сложили в кучу на воз.) Вокруг нашей деревни лиса. ( Вокруг нашей деревни леса.) У нее в глазах груздь. ( У нее в глазах грусть.) Выходной переносица на субботу. ( Выходной переносится на субботу.) Он оставался дома с утками. ( Он оставался дома сутками.)

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУБ. И. МАТВЕЕВ,Омофоны и работа над ними на уроках
русского языкаОмофоны – это омонимы, возникшие
вследствие действия фонетических законов
русского языка: одинакового произношения
некоторых гласных в безударном положении, а
также оглушения звонких согласных в конце слова
и в середине слова перед глухими: придел –
предел, претворяться – притворяться, дужка –
душка, прут – пруд и др. Омофоны бывают однозначные и
многозначные. Например, у каждого из омофонов изморозь –
изморось можно выделить одно значение. Первый
означает род инея, образующегося из оседающих
частиц влаги при морозе, тумане. В запушенные изморозью
окна сочился розовый сумрачный свет (М. Шолохов.
Поднятая целина). Второй – очень мелкий,
моросящий дождь. ( Серый, ненастный день почти
незаметно превратился в сумерки; в воздухе
сеялась мелкая изморось (В. Слепцов.
Трудное время). Омофоны кампания и компания многозначны.
Существительное кампания имеет три значения:
1. Совокупность военных операций, объединенных
общим стратегическим замыслом и осуществляемых
на определенном этапе войны на одном театре
военных действий. В это время открылась
польская кампания. Вся молодежь спешила
определяться в полки (М. Лермонтов. Княгиня
Лиговская). 2. Совокупность мероприятий для
осуществления очередной важной
общественно-политической или хозяйственной
задачи. В стране началась подготовка к
очередной избирательной кампании. 3. Период
непрерывного плавания или похода
военно-морского флота. Загар, полученный в
летнюю морскую кампанию, не сходил и зимой с
его худого скуластого лица (А. Игнатьев. 50
лет в строю). У омофона компания два значения: 1.
Общество, группа лиц, проводящих вместе время. Он
не отказался ехать с нами в компании после
бала в новый трактир (Л. Толстой. Два гусара).
2. Торговое или промышленное предприятие,
торгово-промышленное объединение
предпринимателей. Нефтяная компания
приступила к разработке нового месторождения
черного золота. Некоторые омофоны обладают широкими
словообразовательными возможностями, например, предать
– придать, преступить – приступить:
предать, предатель, предательство,
предательский; придать, приданое, приданный,
придача (в придачу) и др. Или: преступить,
преступник, преступница, преступление,
преступность; приступить, приступ, приступиться. Строго избирательна, как правило,
сочетаемость омофонов. Так, существительное придел
свободно сочетается с прилагательными (старый,
новый, древний, старинный), а его омофон предел
сочетается с существительным в род. падеже (предел
жизни, желаний, мечтаний, скорости, прочности). Некоторые омофоны входят в состав
фразеологических оборотов, которые часто
употребляются как в разговорной, так и в книжной
речи. Например: предать земле, предать огню и
мечу, теплая компания, водить компанию с кем-л.,
пребывать в неведении и т.д. Значение подобных
выражений обычно известно далеко не всем
учащимся. Поэтому необходимы специальные
упражнения для раскрытия значения этих
словосочетаний. Список омофонов, изучаемых в средней
школе, невелик, но большая часть их
характеризуется высокой частотностью
употребления в различных стилях речи, прежде
всего разговорном, в языке художественной
литературы. Вот некоторые данные по «Частотному
словарю русского языка» под редакцией Л. Н.
Засориной: пребыть, пребывать – 8, прибыть,
прибывать – 16; предать – 13, придать –
30; кампания – 17, компания – 73; развеваться
– 2, развиваться – 91; преступить – 1, преступление
– 46, приступить – 40, предел – 114. В «Частотном словаре» нет омофонов предел
– придел (боковой алтарь в церкви, пристройка),
презреть – призреть, но это еще не
свидетельствует об их редкой употребительности.
Несомненно, что церковная лексика в наши дни
стала использоваться чаще, чем раньше, а омофоны презреть
– призреть входят в словарь языка Пушкина,
А. Н. Островского, Л. Толстого. Основная стилистическая функция
омофонов, как и омонимов, – повышение
выразительности, яркости высказывания.
Столкновение в одном предложении одинаковых по
звучанию, но разных по смыслу слов усиливает
экспрессивность речи. На основе омофонии созданы
многие загадки, пословицы (Не под дождем –
постоим да подождем), каламбуры (Приятно
поласкать дитя или собаку, но всего необходимее
полоскать рот. Козьма Прутков). При изучении омофонов главная задача
преподавателя, помимо обогащения словарного
запаса учащихся, состоит в выработке у них
орфографических навыков. Решить эту задачу,
которая часто не вполне ясна обучаемым, можно
только раскрытием значения омофонов. Для этого
предлагаем упражнения следующего типа:1. Подберите однокоренные слова к
омофонам. Предел – придел, поседеть – посидеть,
презреть – призреть, преступить – приступить,
палить – полить. Образец: предел – предельный,
беспредельный; придел – приделать. Ключи: поседеть – седеть, седой;
посидеть – сидеть, сиденье, сидячий; презреть –
презирать, презрение, презрительный; призреть –
призрение; преступить – преступление,
преступник, преступница, преступный; приступить
– приступ, приступиться; палить – пальба,
спалить; полить – полив, поливка, поливальный.2. Составьте словосочетания с
омофонами.1. Предать – придать. 2. Кампания –
компания. 3. Пребывать – прибывать. 4. Поласкать
– полоскать. 5. Преклонить – приклонить. 6.
Претворить – притворить. Образец: предать товарища,
предать суду, забвению; придать храбрости,
значение, смысл. Ключи: 2. Кампания –
севастопольская, финская; избирательная,
посевная, уборочная. Компания – дружная, веселая,
плохая; нефтяная, газовая, по производству
компьютеров; компания друзей, единомышленников. 3.
Пребывать в столице (офиц. и книжн.), в
ожидании, в унынии; прибывать на станцию, в весе, в
чье-л. распоряжение. 4. Поласкать ребенка,
кошку, собаку; полоскать рубашку, белье, носки,
рот, горло. 5. Преклонить голову, колени,
знамена; приклонить (разг.) ветку дерева к
земле. 6. Претворить в жизнь, в дело;
притворить окно, дверь.3. Определите значение выделенных
слов. Ключи: 1. Изменнически выдать,
вероломно отдать во власть, распоряжение кого-л.
2. Отдать в чье-л. распоряжение, вверить кому-,
чему-л. 3. Подвергнуть какому-л. действию, привести
в какое-л. состояние. 4. Дать в дополнение к кому-,
чему-л.; прибавить. 5. Дать, сообщить (какое-л.
качество, свойство, какую-л. особенность). 6.
Приписать что-л. чему-л., вложить во что-л. какой-л.
смысл. 7. Начать что-л., приняться за что-л. 8. ( Устар.)
Близко подойти, подступить. 9. ( Устар.) Перейти,
переступить через что-л. 10. Нарушить что-л.,
изменить чему-л.4. Дайте толкование омофонам,
выделенным в тексте. Ключи: 1. ( Устар.) Превратить во
что-л., придать чему-л. иное содержание. 2.
Воплотить во что-л. реальное, осуществить на деле,
реализовать. 3. Закрыть, обычно неплотно. 4.
Превратиться, перевоплотиться во что-л. 5.
Представиться каким-л., кем-л. с целью ввести в
обман, в заблуждение. 6. Легенда. 7. Прибавление,
усиление. 8. Убедить. 9. Нагнув, приблизить к
кому-, чему-л. 10. Выразить чувство глубокого
уважения, благоговения.6. Подберите синонимы к
выделенным словам.1. Казалось, что нет и не будет предела
этим лесам (В. Белов. Кануны). 2. Дела давно
минувших дней, преданья старины глубокой (А. Пушкин.
Руслан и Людмила). 3. Несмотря на свои
преклонные годы, он не чуждался компании
молодежи. 4. Пугачева и его сподвижников предали
казни. 5. Чем бы ни случалось ему заниматься по
ночам, днем он неукоснительно пребывал на
служебной работе (С. Голубов. Когда крепости
не сдаются). 6. Фамусов призрел Молчалина и
назначил своим секретарем. 7. Шаровары алого
дорогого сукна были запачканы дегтем для
показания полного к ним презрения (Н. Гоголь.
Тарас Бульба). 8. Пора приступить к работе. 9.
Всю ночь по осажденному городу палили
тяжелые орудия. 10. Не в его характере было умалять
заслуги своих товарищей. Ключи: 1. Конец. 2. Легенда. 3. Общество.
4. Казнить. 5. Находиться. 6. Приютить. 7. Пренебрежение.
8. Начинать. 9. Стрелять часто, залпами. 10. Преуменьшать.7. Замените причастия
придаточными определительными с союзным словом который. Образец: Развивающаяся быстрыми
темпами промышленность – промышленность,
которая развивается быстрыми темпами.1. Флаг, развевающийся на здании мэрии.
2. Развивающаяся страна. 3. Поседевший от нервного
потрясения молодой человек. 4. Посидевший на
сквозняке больной. 5. Поласкавший малыша отец. 6.
Полоскавшая белье женщина. 7. Твой друг,
пребывающий в горе. 8. Прибывающий на станцию
поезд. 9. Преклоняющийся перед твоей эрудицией
Сергей. 10. Приклонивший к земле ветку яблони
садовник. 11. Скульптор, претворивший свою идею в
жизнь. 12. Посетитель, притворивший за собой дверь.
13. Андрий, предавший своих боевых товарищей. 14.
Слова преподавателя, придавшие сказанному
особый смысл. 15. Раскольников, преступивший
закон. 16. Рабочие, приступившие к работе. 17.
Противник, паливший из пушек несколько часов. 18.
Девушка, полившая цветы.8. Вставьте в омофоны пропущенные
буквы. Объясните свой выбор.1. Пос_деть от горя, пос_деть на
скамейке. 2. Св_ла пятно, св_ла гнездо. 3.
Пол_скать щенка, пол_скать горло. 4. Выражать
пр_зрение, оставить без пр_зрения. 5. Волосы
разв_ваются на ветру, быстро разв_валась
промышленность. 6. Постоянная к_мпания,
предвыборная к_мпания. 7. Древнее пр_дание,
пр_дание пехоте танков. 8. Пр_бывание у власти,
пр_бывание воды в реке. 9. Пр_зрение к роскоши,
пр_зрение бедных. 10. Ржавый б_чок, лечь на правый
б_чок.9. Вставьте вместо точек нужное
слово. Ключи: 1. Придел. 2. Предел. 3. Предание.
4. Придать. 5. Преклонить. 6. Прибыть. 7. Компания.
8. Кампания. 9. Изморозь. 10. Изморось.10. Как вы понимаете данные
словосочетания? Составьте с ними предложения.1. На пределе. 2. Предать анафеме. 3.
Предать земле. 4. Негде (некуда) голову преклонить.
5. Преклонить колена. 6. Нашего полку прибыло. 7.
Теплая компания. 8. За компанию. 9. В компании. 10. Не
приведет к добру. Ключи: 1. В крайней степени
напряжения (нервы на пределе), раздражения (он
на пределе). 2. Отлучить от церкви; проклясть. 3.
Похоронить. 4. Не иметь пристанища, быть
бесприютным. 5. Опуститься, стать на колени. 6. Нас
стало больше, прибавилось людей таких, как мы. 7.
Группа людей, близко знающих друг друга и обычно
вместе развлекающихся. 8. Вместе с другими, только
потому, что то же самое делают другие. 9. Вместе с
другим(и). 10. Плохо кончится.11. Как вы понимаете эти выражения?
Составьте предложения с ними.1. Не компания. 2. Водить компанию. 3.
Поддержать компанию. 4. Составить компанию. 5.
Живое предание. 6. Отойти в область предания. 7.
Некуда голову приклонить. 8. На месте
преступления. 9. Пребывать в неведении. 10. Вести
борьбу. Ключи: 1. Кто-то не подходит кому-л.
как товарищ, приятель. 2. Иметь с кем-л. знакомство,
проводить с кем-л. время. 3. Стать участником
чего-л. вместе с другим, другими. 4. Не отказаться
от участия в чем-л., задуманном какой-л. группой
лиц. 5. Предание, которое живо в устах народа, не
забыто. 6. Перестать существовать, употребляться
и т.п.; исчезнуть. 7. Найти пристанище,
пристроиться. 8. Поймать, застать, накрыть. Обычн.
шутл. – во время совершения чего-л.
предосудительного; врасплох. 9. Не знать. 10.
Бороться.12. Замените выделенные слова
синонимами.1. Умоляю тебя не делать этого. 2.
Через полчаса Поттягин, придумав извинительную
фразу, которая бы удовлетворила пассажира и не умалила
его достоинства, входит в вагон (А. Чехов. Ну,
публика!). 3. Галя отварила кастрюлю картошки и
теперь едва успевала подкладывать гостям (С. Крутилин.
За косогором). 4. Калиныч отворил нам
избушку, увешанную пучками сухих душистых трав,
уложил нас на свежем сене (И. Тургенев. Хорь и
Калиныч). 5. Он вовремя понял, что попал в дурную компанию.
6. Ну, это еще вопрос, кто кого сумеет провести.
7. В день похорон выпал такой снег, что не было
возможности провезти тело покойника в
Неклюдово (С. Аксаков. Детские годы
Багрова-внука). 8. Нужно учиться вести себя
достойно в любой ситуации. 9. Однажды Лебедь, Рак
да Щука везти с поклажей воз взялись (И. Крылов.
Лебедь, Щука и Рак). 10. Друзья готовы были часами
вести беседу. Ключи: 1. Просить. 2. Унизить.
3. Сварить. 4. Открыть. 5. Общество. 6. Обмануть.
7. Доставить. 8. Поступать. 9. Двигать. 10. Беседовать.13. Назовите авторов крылатых слов.1. Свежо предание, а верится с трудом. 2.
Темной старины заветные преданья. 3. Дела давно
минувших дней, / Преданья старины глубокой. Ключи: 1. А.Грибоедов. Горе от
ума. 2. М.Лермонтов. Родина. 3. А.Пушкин.
Руслан и Людмила. 14. Выучите стихи, а затем запишите
их по памяти. На выставке резьбы по дереву всеобщее
внимание привлекла небольшая композиция под
названием «Тройка». Все в этом удивительном
изделии поражало зрителей необычайной точностью
изображения. Искусный мастер блестяще претворил
свой замысел: показать радость и стремительность
езды на лошадях. Каждая деталь была тщательно
продумана: и мчавшиеся по первопутку кони с
развевающимися по ветру гривами, и скользящие по
снегу сани, и лихой возница. На миниатюрной дужке
красавца коренника, зримо развивающего скорость,
был приделан крохотный колокольчик, который,
казалось, заливался звоном. Пристяжные, склонив
головы, лихо неслись вскачь. Возница с вожжами в руках привстал и,
чувствовалось, собирается крикнуть: «А ну,
залетные!».

Оцените статью
Экодиктант - Помощь