Падежные окончания существительных словарный диктант

Словарные диктанты по русскому языку для 4 класса по теме “Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных”. Диктанты подобраны в соответствии с программами школ России и ФГОС.

Диктанты по русскому языку для 4 класса по теме: “Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения”. Диктанты подобраны в соответствии с программами школ России и ФГОС.

Словарные диктанты по русскому языку для 4 класса по теме “Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения.”. Диктанты подобраны в соответствии с программами школ России и ФГОС.

Содержание
  1. “Правописание падежных окончаний имён прилагательных”.
  2. Распределительные диктанты по теме “Правописание падежных окончаний имён существительных”.
  3. “Безударные окончания прилагательных мужского и женского рода”
  4. “Безударные окончания существительных 1 склонения”
  5. “Безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода”
  6. Выборочные диктанты по теме “Безударные падежные окончания имён существительных”.
  7. Предупредительные и объяснительные диктанты по теме “Безударные падежные окончания имён существительных”
  8. Проверочные диктанты по теме “Безударные падежные окончания имён существительных”
  9. “Безударные окончания существительных трёх склонений”
  10. Творческие диктанты по теме “Безударные падежные окончания имён существительных”
  11. Проверочные диктанты по теме “Безударные окончания существительных 1 и 3 склонения”.
  12. Выборочные диктанты по теме “Безударные гласные И-Е в окончаниях существительных”
  13. Проверочные диктанты “Безударные окончания существительных трёх склонений”

“Правописание падежных окончаний имён прилагательных”.

Задание: укажите число, род, падеж имён прилагательных, выделите окончания.

Словарный диктант 1.

Летней звёздной ночью, под крепким дубом, на свежем сене, по зимней дороге, свежие овощи, у высокого дерева, перед утренней зарядкой, около соседней деревни, тихим утром, горячее молоко, задние колёса, ранней весной.

Словарный диктант 2.

За синим морем, вечерние сумерки, дальние страны, за стройными кипарисами, осенним ненастным днём, возле могучего великана, в тёплой зимней одежде, с первыми весенними цветами, мягкую, свежую булочку.

Словарный диктант 3.

Следую современной моде, купила вечернее платье, в праздничном наряде, красивый плащ, ношу соломенную шляпку, в новом пальто, на удобном диване, приобрёл дорогую мебель, повесил огромное зеркало, перед старым зданием школы.

Словарный диктант 4.

Сорвал горькую ягоду, шёл по узкому проходу, под звуки грустной мелодии, пригласил на медленный танец, простудился в холодную погоду, однажды жарким летом, девушка в короткой юбке, маршировал чётким шагом, в голубом безоблачном небе.

Словарный диктант 5.

В дальнюю дорогу, поздней осенью, под мокрым плащом, с добрым человеком, в просторной комнате, дом с большим садом, около вражеского лагеря, выпил холодное молоко, с печальным взглядом, на ледяном полу, резвого малыша, ласковое слово.

Распределительные диктанты по теме “Правописание падежных окончаний имён существительных”.

Диктант 1. Задание: распределите имена существительные в три столбика по склонениям: 1-е, 2-е, 3-е.

По малину, в лагере, без мудрости, к лебедю, за рысью, учитель, в ягоде, до деревни, в плаще, в тени, земляника, с медалью, перед дождём, у журавля, с календарём, в колыбельке, мебель, с молодёжью, лопатой, одежда, у тополя, в комнате, гостем, гостья, за помощью, по аллее, в степи.

Диктант 2. Задание: распределите словосочетания в пять групп по падежам: винительный, родительный, дательный, творительный, предложный; выделите окончания имён существительных, укажите их род и склонение.

Выехал на шоссе, участник войны, посмотрел на портрет, показалось на горизонте, работал агрономом, заведовал библиотекой, был на экскурсии, катался на автомобиле, собрались около костра, подъехал к вокзалу, был шофёром, слез с дерева, лежал на печи, махал флажком, посвятил стихотворение маме, сломал руку.

Диктант 3. Задание: распределите пары слов на две группы по падежам: именительный, винительный; укажите род, склонение имён существительных, выделите окончания.

Лежит ведро – схватил ведро, тарахтит мотор – завёл мотор, стоит пень – увидел пень, растет дерево – нашёл дерево, стучит двигатель – починил двигатель, висело гнездо – свил гнездо, нарезал хлеб – колосится хлеб, застегнул ремень – ремень сделан из кожи, купили кресло – кресло находится у стены.

Диктант 4. Задание: распределите словосочетания на две группы по падежам выделенных имён существительных: именительный, родительный; укажите род, склонение существительных, выделите окончания.

Ложка супа, гора золота, много зла, мало добра, песня лебедя, кастрюля щей, стакан молока, вся правда, башня из кирпича, чашка кофе, коробка из картона, ладошка ребёнка, конец марта, середина июля, капля дождя, ветка сирени, сетка на окне, центр мира, игра света, болезнь сердца, луч солнца, каша с молоком.

Повторение изученного в 5 классе Буквы и — е в падежных окончаниях существительных

I. Говорили о линии, станции, дороге, избушке, Лидии, Лиде; читали о Марии, Даше, Мите, Коле, Ксении, Надежде, Наталье, песне; учебники по химии, биологии, истории, математике, зоологии, географии, литературе, алгебре, физике, геометрии, экономике, технологии; побывали на лекции, в планетарии, в музее, в Третьяковской галерее, в зоопарке, на выставке, на экспозиции, на презентации.

II. Из теории, песни, экскурсии, лекции, аллеи, тетрадки, тетради; к Лидии, Лиде, Маше, Марии, Дарье, Ольге, Насте, Анне, Анастасии; о буре, туче, молнии, силе, деревне, площади, площадке, ели, елке; на пашне, тополе, станции, акации, березке, рябине, постели, постельке; о профессии, спектакле, делегации, долге, степени, ночи, образовании; найти в папке, альбоме, тетради, тетрадке, проруби, здании, сарае; ехать из Сибири, Рязани, Средней Азии, Америки, Африки, Австрии; на сирени, ветке, ветви, лошади, лошадке, квитанции, бумаге; к Рязани, Туле, мельнице, галерее, молодежи, березе, ели, елке.

III. Идти по дороге к избушке; во время пребывания в Италии; преуспевать в школе по истории, математике; побывать в Астрахани, в Ярославле; прилипнуть к яблоне; прикоснуться к черемухе; печатать в типографии; располагаться в селении возле речки; растут близ дороги; перелетала от лилии к лилии; росли у опушки; присутствовать на спектакле в театре; в причудливой местности; увидеть в лазури неба; посвятить Марии Андреевне; лечиться в санатории; бродить по аллее, по отмели; расположиться в здании; сделать из соломки; в белом инее; взбираться по лестнице; в сообщении об открытии выставки; пригореть на сковородке; участвовать в решении вопроса; в путешествии по Америке, по Европе, по Азии; стоял в раздумье; отдыхал на взморье; привыкнуть к опасности; отражаться в сиянии лучей; учиться мудрости; добираться до дороги; находиться возле палатки; в старинном предании; обвинить в пристрастном отношении; шли от деревни к деревне.

для учащихся основной школы

(орфограммы школьного курса)

2. Безударные гласные, не проверяемые ударением

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запомнить!

Правописание непроверяемых согласных нужно запомнить!

3. Чередование гласных в корне слова

пре – при

Различаются по лексическому значению слова

Запомнить правописание приставок

Запомнить правописание слов!

5. Правописание приставок на

6. Непроизносимые согласные корня

Подбери однокоренное слово, в котором  звук произносится отчётливо:

ать, устный – ус

ый – опасен, словеый – словеса

7. Разделительные ъ и ь

9. Правописание гласных после ц

10. Правописание гласных после шипящих

13. Правописание слов с пол (полу)

14. Правописание суффиксов существительных

6 – 7 классы

15. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных

16. Правописание суффиксов прилагательных

17. Правописание суффиксов глаголов

18. Правописание суффиксов причастий

19. Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов

20. Правописание О – А на конце наречий

21. Правописание падежных окончаний имён существительных

22. Правописание безударных окончаний прилагательных и причастий

1. Найти определяемое слово ( существительное или местоимение ), к которому относится прилагательное или причастие

с чёрным плащом, в контрольной работе, проверенной преподавателем, по волчьим повадкам, в синих сумерках

2. Поставить вопрос от определяемого слова ( существительного или местоимения ) к прилагательному или причастию. Окончания прилагательных и причастий совпадают с падежными окончаниями вопросов

с плащом ( каким ?) чёрным, в работе ( какой? ) контрольной, в работе ( какой? ) проверенной

Окончания прилагательных и причастий мужского рода в именительном и винительном падеже ( если определяемое слово обозначает неодушевлённый предмет ) отличается от падежных окончаний вопросов

чёрный (какой?) плащ, смелый солдат

23. Правописание безударных окончаний глаголов

24. Правописание числительных

25. Правописание наречий

26. Правописание местоимений

27. Правописание частиц

7 – 8  классы

28. Правописание частиц не и ни

29. Правописание предлогов

30. Правописание союзов

Падежные окончания причастий

I. Тихой весенней ночи; развесистый высокий дуб; зимним ясным днем; светлого голубого неба; свежим осенним утром; в старом сосновом лесу; в лесной таинственной глуши; по глухой дремучей тайге; под теплым летним дождем; в русской народной песне; красивой мелодией; барсучья нора; птичьих голосов; собачий мех; рыбачьей хаты; рыбачий промысел; лисья шуба; лисий хвост; заячий след; заячьего следа; ребячьи голоса; в дальнюю дорогу; в синем море; рыбачья лодка; охотничьи принадлежности; длинными осенними ночами; под низкими деревьями; у спокойной реки.

II. Густая желтеющая рожь; в лучах заходящего солнца; о надвигающейся грозовой туче; у бурлящей горной речонки; об упавшем осеннем листке; расчищенного песчаного берега; нависших свинцовых облаков; высокими растущими деревьями; в синеющем морском просторе; разросшегося колючего куста.

III. У протекающей в зарослях тростника речонки; проснувшейся природой; по расстилавшейся впереди равнине; в голубеющем морском просторе; в сверкающих на солнце лужах; о моросящем осеннем дожде; приближавшихся зимних холодов; с замирающим сердцем; показавшееся из-за туч солнце; у дымящегося костра; в бушующем океане; о льющемся летнем дожде; под намокшим деревом.

IV. В проснувшемся лесу; на трепещущих листьях; шепчущих кустов; тающего снега; огнем охваченные тучи; пожелтевшими листьями; пропадающих голосов; рокочущего моря; в посветлевшем воздухе; потемневшим горизонтом; разбушевавшейся метели; у построенного дома; скользящим шагом; в царившей тишине; на прогнувшемся мосту; на раскачивающуюся березу; в улыбавшемся малыше; о льющемся дожде; расчищенной дорожкой; в голубеющем просторе; по протоптанной дорожке; в темнеющем лесу; бушующего моря; смеющимся малышом; падающего листа; спеющих ягод.

V. О колеблющемся на ветру флаге; падающего кленового листка; пахнувшим сеном; у волнующегося озера; вдоль задымившейся от тумана речонки; у расстилавшегося лесного болота; бьющими из-под земли ключами; вытянувшихся к небу стволов берез; в бушующем море; прозвучавшего в лесу выстрела; шел скользящим шагом; плавающей у берега птицы; разросшегося куста; об улетающих на зиму птицах; в движущемся предмете; несущимся вниз потоком; любоваться падающими на землю снежинками; в тонущей дымке; в потемневшей от приближающейся тучи роще.

Безударные проверяемые гласные в корне слова.

Непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Проверяемые звонкие и глухие согласные.

Непроверяемые согласные, включая двойные.

Разделительные Ъ и Ь.

Гласные и, у, а, ы после шипящих и ц.

Гласные о-е после шипящих и ц в корне слова.

Буквы о – е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях различных частей речи.

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

Спортивный зал, седой старик, посидеть на лавочке, почтовая марка, грибной дождь, подержать портфель, говорить о планах, поласкать ребёнка, полоскать бельё, беговая дорожка, молодой врач, удивительный день, примирять противников, примерять пальто, увлекательный рассказ, побелить стены, спешить в школу, спишите текст, запевать песню, запивать лекарство.

Правописание согласных в корне слова (проверяемых, непроизносимых)

Властный голос, ветка хрустнула, редкий цветок, грустная песня, робкая улыбка, взять деревяшку, устный ответ, опасный трюк, узкая дорожка, звёздное небо, громко свистнуть, крупная морковь, местный житель, зелёная травка, доблестный рыцарь, известный певец, получить повестку, чудесный голос, выдать справку, резкое движение, долгая поездка, ловкий зверёк.

Крутой подъём, объяснить правило, сел на скамью, дружная семья, льёт дождь, съедобный гриб, большой объём, весёлые воробьи, высокие колосья, съезд учителей, злая вьюга, написать объявление, съёжился от холода, седьмой подъезд, лисьи следы, родные братья, шью платье, печенье с орехами, отъехать ночью, посыпать солью, предъявить пропуск.

-Тся и -ться в глаголах

Ребёнок веселится, отправились купаться, бороться с плохими привычками, снег искрится, решил отказаться от поездки, строится дом, собрание переносится, люблю трудиться, отец трудится, старается не волноваться, листва распустится, кататься на велосипеде, колесо катится, обещал вернуться, не надо бояться, рано просыпаться, стон вырывается.

Буквы З и С на конце приставок

Бесстрашный человек, рассердить родителей, безграничный лес, громко вскрикнуть, избежать опасности, сделать уроки, тяжело вздыхать, беззвёздная ночь, бесцветные глаза, сжатые губы, роза расцвела, здешний житель, в комнате беспорядок, сдвинуть брови, крепкое здоровье, рассмешить друзей, подойти бесшумно, беззаботный юноша, высоко взлететь, исправить ошибку, изменения в расписании, высокое здание.

Буквы А – О в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-

Сложное предложение, излагать мысли, изложить требования, бесплатное приложение, располагать свободным временем, имя прилагательное, написать изложение, расположение комнат, предлагать помощь, предполагаемый ответ, первое слагаемое, отложить важное дело, увлекаться стихосложением, переложить вещи, возлагать цветы, заложить камень.

Буквы А – О в корнях -РАСТ-, -РОС-

Роща разрослась, заросли шиповника, отраслевое совещание, девочка подросла, малыш подрастает, жить в Ростове, комнатное растение, морские водоросли, зрелый возраст, богатая растительность, имя Ростислав, растительное масло, крошечный росток, нарастающий гул,, роза выросла, отрасль народного хозяйства.

Буквы Ё – О после шипящих в корне

Жёлтый карандаш, трудолюбивые пчёлы, чёрный шёлк, крупный крыжовник, чёрствый хлеб, шов разошёлся, горький шоколад, жёсткая подушка, шорох листьев, зубная щётка, зачёт по математике, широкое шоссе, тонкая чёрточка, узкая щёлка, яркие шорты, модная причёска, вести строгий учёт, созревшие жёлуди, железный шомпол, шофёр автобуса.

Буквы И – Ы после Ц

Тёплые рукавицы, мощный циклон, прослушать лекцию, цыганская песня, большая порция, длинные пальцы, выступать в цирке, сестрицын циркуль, спортивная секция, подошёл на цыпочках, цитата из статьи, смелые бойцы, сложить цифры, русские пословицы, забавный цыплёнок, подъехать к станции, отдыхать в Греции, лисицын хвост, школьная традиция.

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных

На городской площади, отметка по географии, шагать по тропинке, рассказать о молодёжи, искупался в речушке, текст о художнике, статья о поэзии, встречать на пристани, приехать к бабушке, спрятаться на крыше, рисунок в тетради, жить в деревне, отдыхать в Индии, искупался в проруби, подготовился к встрече, греться на солнышке, нуждался в помощи.

Задание: сгруппируйте словосочетания, заполните таблицу.

Бродить по алле., подъехал к Самар., побывать в Итали., написать Лиди., купаться в проруб., сочинение о педагог., кататься на лошад., работать на фабрик., рассказать о жилищ., участвовать в мероприяти., стоять в очеред., избавиться от привычк., отправить письмо дедушк., встреча на перрон., изучать историю Греци., прокатился на автомобил., играть на роял. .

Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Работать врачом, любоваться пейзажем, рисовать карандашом, гордимся отцом, черпать ковшом, прилететь с добычей, открыть дверь ключом, любоваться столицей, выращивать птенцов, ярким лучом, тёмной тучей, осветить свечой, спорить с товарищем, играть с малышом, задумался над задачей, погнался за грачом, укрыться плащом, упражнение с обручем.

Правописание мягкого знака после шипящих в существительных, кратких прилагательных, глаголах

Ненавидишь ложь, быстро бежишь, оказать помощь, помочь родителям, весёлый малыш, кофе горяч, запрячь лошадей, думаешь о хорошем, дуб могуч, прилечь в тени, мой товарищ, кустарник колюч, пишешь изложение, громко говоришь, сжечь бумагу, ландыш пахуч, испечь пирог, бабушкина брошь, произнести речь, медведь неуклюж, умеешь рисовать.

Прилеч(?), богач(?), отреж(?), тягуч(?), пляж(?), полноч(?), набьёш(?), помоч(?), смерч(?), колюч(?), обруч(?), реч(?), свеж(?), сыпуч(?), брош(?), ненавидиш(?), меч(?), мелоч(?), жгуч(?), овощ(?), кипиш(?), врач(?).

Буквы Е – И в корнях с чередованием

Запереть дверь, убирать квартиру, замереть от страха, пробираться сквозь заросли, протирать глаза, постелить скатерть, собираются друзья, соберёмся на праздник, стирать с доски, вытереть пятно, блестеть на солнце, опираться на палку, сочетания слов, замирать от восторга, зажигательный танец, не задирай нос, всё замерло, взбираемся на вершину горы.

Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов

Свяж.шь варежки, чист.шь картофель, напиш.шь диктант, расскаж.шь товарищу, тяжело дыш.шь, распил.м бревно, собака громко ла.т, исправ.шь ошибку, обид.шь одноклассника, покаж.шь подарок, выразительно чита.шь, гас.м свечи, медленно движ.шься, брод.шь по роще, кол.шь дрова, девочка плач.т, стел.шь постель, плохо слыш.шь.

“Безударные окончания прилагательных мужского и женского рода”

Колючее растение, к холодному сентябрю, острый на язык, о студёном феврале, в ближайший понедельник, с горячим молоком, с дружеским визитом, на космическом корабле, январский мороз, шерстяной берет.

На близкое расстояние, огромный памятник, в крещенский мороз, министерский портфель, со зверским аппетитом, песчаное дно, волшебный свет, праздничный салют, о солдатском подвиге.

“Безударные окончания существительных 1 склонения”

Спал в колыбельке, из мелкой морковки, о ряженке в бутылке, на картине в галерее, о люстре в комнате, отметить на странице, о принцессе на горошине, о работнице на фабрике, о котлете на сковородке, в будке у собачки.

Жили в столице, готовить из малины, ехать в машине, в норке около берёзки, на полке в библиотеке, шёл по дороге, яблоки под яблоней, мелодия на пластинке, сидел в кабине, о посуде в мойке, о встрече в беседке.

“Безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода”

В февральскую стужу, о героической победе, в субботний вечер, январскую стужу, к томатному соку, о жёлтой соломе, русским языком, на хоккейной площадке, в плавательном бассейне, к пожилому ветерану.

Горячий компот, со сладким сиропом, фиолетовая сирень, звонкий соловей от чёрного хлеба, к зрелой пшенице, о русском севере, для хорошего огорода, об известном пловце, первозданная красота, оранжевый апельсин

Выборочные диктанты по теме “Безударные падежные окончания имён существительных”.

Задание к диктантам 1-7: Выписать существительные с безударными окончаниями, выделить окончания.

Диктант 1. В апреле в воздухе заметно потеплело. Утренний иней быстро исчез с крыши сторожки. На пригорке обсохла земля. Скоро в роще зацветут ландыши.

Диктант 2. Был праздник. Вечером весь народ вышел на улицу. В небе вспыхнули огни салюта. На площади люди пели песни, водили хоровод. На груди у Зои Петровны сверкал орден.

Диктант 3. Мы шли сосновым лесом. Жара густо настоялась в хвое. Вид местности был усталым. Тропинка вывела нас к реке. Мы отдыхали под большим деревом.

Диктант 4. Путники подъехали к знакомой местности. В ущелье слышен был шум ручья. На зелени блестели капли воды. Кругом было свежо и сыро.

Диктант 5. Ранним утром старик вышел из сторожку. За одну ночь всё в природе изменилось. Низкие облака чуть ли не цеплялись за верхушки елей. В воздухе кружилась живая сетка из мягких снежинок. Старик с собакой в лодке поехали за рыбой. По Д. Мамину-Сибиряку.

Диктант 6. Мы подошли к аллее старого парка. По краям росли кусты сирени, черёмухи. Весело щебетала маленькая птичка. Она радовалась солнцу, свободе. Хорошо посидеть в беседке.

Диктант 7. На лесной вырубке пахнет мёдом от цветов, смолой от сосен. В зелёной травке стрекочет кузнечик. Ребятишки пришли на вырубку за земляникой. Мама нашла гриб. О своей находке она крикнула ребятам.

Задание к диктантам 8 – 11: выпишите имена существительные в контексте словосочетаний, укажите род, число, падеж, склонение существительных, выделите окончания.

Диктант 8.1. По полям и по долинам дождик хлынул проливной. ( Ю. Яковлев) 2. Над древними башнями небо цветёт золотыми ромашками. ( С. Прокофьев) 3. В лесах, на горах, в морях, в реках – повсюду мы братьев найдем. ( В. Лебедев-Кумач) 4. Ромашки спят с открытыми глазами. Полями, перелесками, лесами неслышно бродит ветер молодой. ( Л. Татьяничева) 5. Самолётик-самолёт, захвати меня в полёт, пролети над облаками, над лугами, над пашнями, над домами нашими. ( Л. Демьянов) 6. В разных краях и странах наших друзей не счесть. ( Н. Найдёнова)

Диктант 9.1. Художники создают новые картины. 2. Кустарники заставляют молодые деревья тянуться к свету. 3. На огороде давно собрали овощи, а в саду – яблоки и груши. 4. В воздухе кружились ласточки и стрижи. 5. Горизонт закрыли чёрные тучи. 6. Снегири клевали в кормушке ягоды, кусочки хлеба. 7. Льды закрыли озёра, реки, пруды, снега укутали леса, поля, луга, степи, холмы. 8. Строители возводят новые дома. 9. После грозы побежали звонкие ручейки. 10. Берега реки желтели от цветов лилии.

Диктант 10. В давние времена из Америки вывезли прелестный золотистый цветок. Заморский красавец был высок. Крупные листья цветка были его украшением. Большая круглая голова была похожа на солнце. Она всегда стояла лицом к светилу. В одной из деревень России крестьянин Бокарёв задумался о пользе этого цветка. Он испытывал стебель, корень, сушил листья. Искатель дошёл до головы растения. Бокарёв вываривал и давил мягкие зёрна. Он увидел золотистые капельки. Радостно было человеку, что он нашёл новое масло.(По Е. Пермяку)

Диктант 11. Покос продолжался около недели. Я с отцом жил в хорошей палатке, с костром, чайником. Спали мы на свежем сене, удили рыбу. Кроме того, я ходил дальше вверх по реке, где были озёра в ивняке, и стрелял уток. Уток мы варили охотничьим способом, в гречневой каше. Несмотря на мою действительную страсть к охоте, у меня никогда не было должной заботы и терпения снарядится как следует. В охоте мне нравился элемент игры, случайности. Не удивительно, что добычи у меня было мало.(По А. Грину)

Предупредительные и объяснительные диктанты по теме “Безударные падежные окончания имён существительных”

Диктант “На ферме”Спит село. Но вот скрипнули двери. Послышались на улице голоса. Это доярки спешат к ферме. Пора начинать утреннюю дойку. Рогатые головы повернулись к двери. Они ждут хозяйку. Доярки спешат. Коров надо подоить и выгнать на пастбище. У каждой бурёнки свой характер. Доярка это знает. Трудно доить руками. К концу работы они болят. Теперь на помощь им пришли машины.

Диктант “Борис Петрович Житков”. Ему не было и десяти лет, а он уже отлично плавал и нырял. Один уходил на лодке далеко в море. Это мы говорим о Борисе Петровиче Житкове. Борис Житков мечтал о дальнем походе, поездке. Его мечта сбылась. Он много путешествовал. Однажды по про-сьбе Корнея Чуковского он написал рассказ. Дети любят морские рассказы Житкова. В них говорится о храбрости и смелости.

Диктант”Зимний жаворонок”. Медленно ползёт по улице рассвет. В воздухе раздаётся пересвист птицы. Это проснулся и бежит к дороге хохлатый жаворонок. С первым снегом появляется он на деревенской улице, на окраине города. Весь день жаворонок в поисках пищи. Летает он мало, а бегает быстро. В стужу он прыгает на одной ножке. Другую ножку прячет под перья. Ночью ему тепло. Он лежит в ямке. Лапки и клюв жаворонок прячет в густые перья.

Диктант”Белые фигурки”. Всю ночь переговаривались деревья. В лес пришла зима. Она разместилась на верхушках елей, пнях, ветках. Вот вылез из сугроба лесной человек в папахе и бурке. Он оглядел побелевший лес. К старой ёлке прижалась группа ёлочек. Около высокой ели стоит сказочный медведь. Лес полон волшебных зверей и птиц. Но нет их следов на белой скатерти снега.

Диктант”Полярная сова”. Полярные совы живут в тундре. В ночной тишине пролетают они над снегами. Кормом птиц являются мыши. Многие зайцы побывали в когтях полярной совушки. Терпеливо дежурит сова на своём посту. Часами ожидает она своей добычи. Охотнику редко удаётся подойти к птице. Зимнее оперение её кажется белее снега. По И. Соколову-Микитову.

Диктант “Деревья”. На нашей улице растут высокие тополя. Весной по деревне идёт удивительный запах. Это пахнут лопнувшие почки на тополе. Дерево посажено человеком. Человека нет, а память о нём живёт. На речке Чернушке я видел дубы. Вы знаете речку Чернушку? Это там погиб Александр Матросов. На краю полянки большой дуб. Этот дуб видел тяжёлые бои. Если бы деревья могли говорить, они о многом бы нам рассказали. По И. Васильеву.

Диктант “Светлячки”. Вечером у лесной тропинки мы увидели светлячков. Мы поймали одного. Он ползал по ладони и освещал на коже все морщинки и бугорки. Мы собрали в коробку несколько светлячков и посадили их на листья сирени. Всю ночь на сирени под нашими окнами горели, переливались зелёные огоньки. В тёплые летние дни вдоль тропинки много появляется светлячков. По И. Соколову-Микитову.

Диктант “Зимой”. Зима завалила городок пушистым снегом. Стояли мягкие серые дни. С верхушки старого дерева сорвалась птица. Посыпался серебристый иней. Он белой пылью осел на куст сирени. В доме трещали печи. Пахло дымом. Группой шли женщины к проруби за водой. Над крутым обрывом стояла старая беседка. Ступеньки её поседели от инея. Утром расчистили к беседке дорожку. По К. Паустовскому.

Диктант “Карпы гуляют”. В жаркий солнечный день мы отправились на рыбалку. От, деревни к речке вела извилистая тропка. Мы подошли к реке. На её поверхности появилась рябь. Я заметил, что это ходят караси и карпы. Рыба гуляла, грелась на солнышке. У самой поверхности воды показались два громадных карпа. Они тихо шевелили плавниками. Захваченный этим зрелищем, я уже не думал о рыбалке.

Диктант “Цветут пески”. Хороша весна в пустыне. Пройдут дожди, станет греть солнце, и земля зазеленеет. На одном квадратном метре взойдут сотни ярких цветов. Они спешат. Им нужно успеть отцвести и дать плоды. Коротка весна в пустыне, и коротка жизнь цветов. Всё сильнее греет солнце. Цветы вянут. Но в почве уже лежат семена. В один из весенних дней они украсят пустыню своим пёстрым ковром.(62 слова) (По В. Синедской)

Новая орфограмма: Безударные гласные И-Е в падежных окончаниях существительных

Повторяем орфограммы и пунктограммы:1. Сочетания букв жи, ши2. Правописание глухих и звонких согласных в корне слова3. Проверяемые безударные гласные в корне слова4. Правописание слов с двойными согласными5. Раздельное написание предлогов6. Гласные и согласные буквы в приставках7. Слова с непроизносимыми согласными8. Большая буква в начале предложения9. Точка в конце предложения

Словарное слово — хороши.

Диктант “Розовая смолка”. У каждого цветка свой “секрет”. Есть он и у розовой смолки. Тронешь её стебель и чувствуешь, что пальцы приклеились. Для чего же смолке липкий смолистый стебелёк? В розовом цветке смолки – сладкий нектар. Насекомые об этом знают. Пчёлам, для которых предназначено это лакомство, легко дотянуться хоботком до сладкого нектара. А вот непрошеным гостям сложнее. Поползёт муравей по стеблю к цветку – и тут же прилипнет.(По В. Канакиной)

Диктант “Лесной гастроном”. В походе у тебя осталось мало продуктов. К твоим услугам гастроном природы. Лес тебя накормит. Вот одуванчик. Из молодых листьев одуванчика делают салат. Из молодых корней лопуха делают муку. А колокольчики? Их листья и сладкие корни тоже съедобные. В лесу много вкусных ягод и грибов. В далёких походах вкусны грибы лесные и луговые. Весной на лугах видны белые пятна. Это сладкие майские грибы. Летом растут рыжики, лисички, грузди, маслята.

Проверочные диктанты по теме “Безударные падежные окончания имён существительных”

Диктант “Друзья леса”. Круглый год ребята нашей школы охраняют лес. Перед новогодним праздником проводят дежурство на дороге. Сотню лесных красавиц они спасли от гибели. Весной оберегают русские берёзки от любителей берёзового сока. В лесу много посадок. Саженцы прижились, окрепли, подросли. Радостно смотреть на них, переходя от поляны к поляне. На скатерти снега следы птиц и зверей. Вот к норке прибежала мышь. Тишина в лесу. Красив наш лес. Береги его красоту!

Слова для справок: новогодним, любителей, прижились. Примечание. Предупредить детей о постановке запятых.

Диктант “Ёлка”. Было ясное морозное утро. Окна покрылись густым слоем снежных листьев и цветов. В комнату внесли большую ёлку. От ёлки потянуло холодком. Но вот веточки её оттаяли, распушились. В доме запахло хвоей. Ребята стали наряжать ёлку. На лесной красавице появились хлопушки, бусы, длинные бумажные цепи. От веточки к веточке потянулись золотыепаутинки. На самой верхушке ёлки мальчики укрепили звезду. Ёлка ожила, засветилась огнями.

Диктант “Зимой в лесу”. Раннее утро в лесу. Спокойно наступает рассвет. Мягко хрустит под ногами снег. Инеем украсились берёзки. На снегу видны узоры следов. Вот цепочкой вьётся по лесной опушке след лисицы. По самому краю полянки прошли волки. Вдруг над опушкой пролетела весёлая стайка птиц. Она разместилась на вершине сосны. С ветки лесной красавицы свалилась снежная шапка. Она легла на старый пень. Хорошо пахнет в лесу смолой и хвоей.

“Безударные окончания существительных трёх склонений”

Простыл на морозе, мечтал об отдыхе, был в кабинете, доехал на машине, об облаке на горизонте, о вылете самолёта из аэропорта, о помидоре на тарелке, об уборке на комбайне, на пастбище, на Красной площади.

У дяди в портфеле, о фонтане на площади, о месте в автобусе, ехать на трамвае, о чае без сахара, от поездки в электричке, о мужественности на портрете, о билете на концерт, о жидкости в стакане, о выпи на болоте.

Задание к диктантам 3-6: определите склонение, падеж и число имён существительных, выделите окончания.

Нашёл в коробке, ударил по щеке, пух из перины, боль от раны, ветка черёмухи, подошёл к конюшне, погладил по головке, свернул к реке, остался без поддержки, вытащил из корзины, подлетел к площадке, показал братишке, стучал по стене, вышел из кухни, жил у тёти Наташи, жители деревни, подошли к сторожке, бегали по площадке, путь к победе, доверять подруге, остановиться недалеко от лужайки, замесить тесто в квашне, наварила каши, шли по опушке.

Нарисовал на странице, думают о дружбе, отыскал на карте, жил в чистоте, стоял на горе, крышка от банки, беспокоился о сестричке, говорил о весне нагнулся к земле, карабкался по скале, готовился к встрече, расположился в палатке, помог однокласснице, подарил внучке, обратился к бабушке, рос в семье, находился при усадьбе, поднимался по лестнице, отправил по открытке, написал дедушке, сидел на ступеньке.

На полках библиотеки, упал с крыши, читать в газете, гулял по аллее, мечтал об игрушке, открылся при школе, помог старушке, свалился с крыши, обещал дочке, капелька влаги, снял с цепочки, явился без маски, ветка берёзы, слова из песни, снял с полки, вышагивал по комнате, отправился к родственнице, пришёл со стороны, не было ни одной звёздочки, подъехали к заставе, парус яхты, заплыли на льдине, забыли на даче, ложка сметаны.

Словарный диктант 6.

Овощи с грядки, вылил из кастрюли, пожарил на сковородке, дверца духовки, запер в кладовке, свернул с дорожки, с оленем, за царём, с принцем, направился к калитке, кормит из чашки, поит из ложки, кувыркался в траве, записал в тетрадку, обложка книги, варенье из вишни, гости из Риги, участвовал в драке, проводил до машины, гнездо чайки, птенцы ласточки, катался в лодке, доверять правительству, в халате, с лебедем.

Творческие диктанты по теме “Безударные падежные окончания имён существительных”

Задание к диктантам: Используя данные словосочетания, составить текст на следующие темы.

Диктант “Зимнее утро”. Кружились в воздухе, ложились на крыши домов, озябшую землю, покрылись чистой белой скатертью, побежали к горке.

Диктант “Кормушки”. Сильные морозы, на старом тополе, к веточке прикрепили, узнали по ярко-красной грудке, рады прилёту.

Диктант “За городом”. Воскресное утро, спешили за город, на чистой скатерти снега, устремились к поляне, засыпана инеем, упала с ёлки, с ели.

Проверочные диктанты по теме “Безударные окончания существительных 1 и 3 склонения”.

Предложение под диктовку.

Предложения под диктовку.

Выборочные диктанты по теме “Безударные гласные И-Е в окончаниях существительных”

Диктант 1. I. 1. Мы шли по лесу, и по охотничьей привычке я замечал путь. ( И. Соколов-Микитов) 2. По липовой аллее на дорожке разгуливают снегири. ( М. Пришвин) 3. Осенью и зимой найдём мы на конце каждой сосновой ветки несколько почек. ( Д. Кайгородов) 4. В шиповнике по берегам Старицы уже притаилась ночь. ( К. Паустовский) 5. На тёмном небе начинали мелькать звёзды. ( М. Лермонтов) 6. Чтоб в почёте быть, надо труд свой любить. 7. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. ( Пословицы) 8. Сосна растёт и на плотной глине, и на чистом песке.

Диктант 2.1. Высоко в воздухе звенят жаворонки. 2. Мама погладила дочку по головке, 3. В воскресенье мы катались на лодке. 4. Наша собака спит у двери на коврике. 5. Мой папа работал на стройке. 6. Рыбе нужна чистая вода. 7. В школе мы узнаём много нового. 8. Летом ребята побывали в Москве. Много интересного увидели они в столице. 9. Мы провели воскресенье в парке. 10. На льдине отдыхала стая моржей.

Проверочные диктанты “Безударные окончания существительных трёх склонений”

О сирени в руке у Кати, в колыбельке у Маши, о строгости учительницы Ольги Павловны, в кроватке Даши, на кровати у Катеньки, о мебели в комнате, котлеты из моркови, на сердцевине ромашки, мука из пшеницы.

Одеваться по погоде, об удалённости от столицы, о медовой акварели, двигался по спирали, о ёмкости бидона, налить из кастрюли, о сдержанности учительницы, о капусте на тарелке, ушёл без панамки, о ловкости медведицы

Оцените статью
Экодиктант - Помощь