для 1 класса в букварный период
Диктанты по русскому языку для 1 класса по теме: “Слоги”. Диктанты подобраны в соответствии с программами школ России и ФГОС.
(каждый слоговой
ряд записывается учащимися с одного
прочтения учителем-логопедом).
жа ша ша ша
са ша
са за за за
жа жа
по бо по са
ца са
до то до ца
ча ца
ку гу гу ча
ща ча
ву фу ву ща
ша ша
(каждая строчка
слогов записывается учащимися с одного
прочтения учителем-логопедом).
Победа, бордюр,
бульвар, волейбол, паспорт, покупатель,
маршал, алмаз, хижина, художник, характер,
хоккей, палуба, продукты, фехтование,
гармошка, засада.
Собака на цепи,
отличная оценка, душистый ландыш, мощная
защита, свежий воздух, темный чердак,
колючий шиповник, чужие вещи.
Дворец. Снежная
королева жила среди вечных снегов и
льдин. Метели возвели стены. Буйные
ветры пробили окна и двери. Большие
белые залы тянулись до неба. Вьюги
разостлали пушистые ковры. Холодно и
пусто было в блестящих залах. Сюда не
заглядывало веселье. Веселились только
белые медведи. (42 слова)
Диктанты по русскому языку для 1 класса по четвертям, темам и видам (контрольные, проверочные, словарные диктанты и т.д.). Сборник диктантов будет полезен учителям и ученикам (их можно распечатать и использовать на уроках русского языка), а также родителям для самостоятельной работы дома с детьми.
Тексты для диктантов соответствуют программам школ России и ФГОС.
Объем проверочных и контрольных диктантов для 1 класса: 15–17 слов;Объем словарных диктантов для 1 класса: от 7 до 8 слов.
Диктанты по четвертям:
1 класс 1 четверть1 класс 2 четверть1 класс 3 четверть1 класс 4 четвертьИтоговые диктанты за 1 класс
Диктанты по темам 1 классаСловарные диктанты для 1 класса
Виды диктантов в 1 классе: зрительные диктанты, картинные диктанты,буквенные диктанты, словарные диктанты, выборочные диктанты, комментированные диктанты (письмо), объяснительные диктанты, предупредительные диктанты, творческие диктанты, свободные диктанты, контрольные и проверочные диктанты, диктанты с грамматическими заданиями, итоговый диктант.
Письмо под диктовку на уроках русского языка в 1-м классе начинается с прописи, заканчивается текстом, состоящим из нескольких предложений.
Буквенные диктанты и диктанты слияний вводят с самого начала обучения грамоте.
Словарные диктанты, диктанты по словосочетаниям, диктанты по предложениям проводятся в качестве текущих проверочных работ в течение всего года (приблизительно со второго полугодия).
Контрольные и проверочные диктанты по русскому языку для 1 класса проводятся, как правило, во втором полугодии.
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ НАЧАЛО ГОДА ДЛЯ 1-Х КЛАССОВ.
Ба – па па – ба
са – за за – са
са – ша ша – са
2. Исследование звукопроизношения
Рассказ по серии картинок. Пересказ.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ 2 класс
1. Записать под диктовку строчные буквы (в случае забывания обозначить букву точкой):
п, и, ш, т, щ, з, ё, л, д, у, б, э, ф, й, ч, е, ы, в, ж, ъ, х.
2. Записать заглавные буквы:
Г, З, Д, Р, Н, К, Ч, У, Е, Т, Ц, П, Л, В, М, Ф, Ё, Ж, Щ.
3. Диктант слогов:
ас, мо, осе, лы, ри, але, яр, мя, жу, са, шо, чи, ац, бапо, дожу, лери, ащу, зню, кор, пла, кро, аст, глу, арк, сми, кра, гро, глор, чит, щус.
4. Диктант слов различной структуры: Лыжи, круги, жили, куст, щука, улица, бант, аист, насмешка, уснёт, чищу, шарф.
5. Записать после однократного прослушивания:
У ёлки пушистый зайчик.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ 23класс
1. Диктант слов различной структуры:
Лыжи, ключ, круги, жили, старушка, заснуть, куст, щука, улица, бант, аист, насмешка, уснёт, грач, чищу, шарф, крыльцо.
2. Записать после однократного прослушивания:
3. Слуховой диктант:
Ярко светит весеннее солнце. Его яркие лучи били в глаза. На ветвях деревьев распевали скворцы. В воздухе пахло сосной, мокрой травой. На желтые пушистые цветы вербы прилетели дикие пчелы. Они тоже радовались теплой весне.
Логопедический диктант 4 класс
Как пышно цветёт и зеленеет луг! Он похож на пёстрый ковер. Много здесь разных трав и цветов. Колосья дикого овса золотятся на солнце. Из земли выглядывают красные и белые головки мака. Качаются синие колокольчики. На сырых местах целыми полянами красуются голубые неза¬будки. Порхают над цветами резвые бабочки. (49 слов)
1. Поставить в словах ударения.
2. Найти 3 слова с 4-мя гласными и записать их по слогам (зе-ле-не-ет, зо-ло-тя-тся, ка-ча-ю-тся, по-ля-на-ми, кра-су-ю-тся, го-лу-бы-е, не-за-бу-дки).
3. Подчеркнуть мягкие согласные в четвёртом предложении.
4. Слоговой диктант. Записать слоги: бья, бя, пё, пьё, лью, ню, тье, зья, те, вьи.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ КОНЕЦ ГОДА ДЛЯ 1-Х КЛАССОВ.
Логопедический диктант 3 класс
Наступает весна. Пора встречать пернатых гостей. Ребята решили сделать для них домики. Они выбрали новые, гладкие доски. Красивые дома вышли. Но не стали жить в них птицы. Они не любят гладких досок. Скользко им, как людям на льду. Стайки птиц облюбовали сад. Они нашли старые скворечники. Закипела работа. Птицы носили мох, перья, солому. Чудное пение птиц разносилось по всей окрестности.
1. Найдете в диктанте слово ОКРЕСТНОСТИ, выпишите его и составьте звуковую схему.
2. Запишите под диктовку 5 существительных в столбик:
Подберите к существительным однокоренные прилагательные женского рода, запишите их рядом и выделите корень.
Словарные диктанты на каждый урок. Часть 1
Но этот путь не лёгкий, ибо существует такая категория слов, которую нельзя проверить — их нужно запомнить! Речь о словарных словах. Кропотливая работа по их усвоению начинается в начальных классах. Перед педагогом на этом этапе стоит несколько ключевых задач. Прежде всего предстоит ознакомить ребят с лексическим значением новых для них слов и словосочетаний. Столь же важно помочь усвоить грамматические формы, образование которых заведомо вызывает затруднения. И, наконец, обучить детей орфоэпическому произношению слов, соблюдению нормативного ударения.
Зададимся вопросом: что необходимо для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами? Ответ один: систематическая словарно-орфографическая работа. Однако зачастую этот процесс ограничивается контрольно– повторительными упражнениями. Работа над пробелами в знаниях сводится к многократному выписыванию слов, в которых допускаются ошибки. Нередко этот процесс никак не связан с изучением основного грамматико-орфографического материала, проводится в отрыве от него, нарушая логический ход урока. Как результат — ошибки повторяются, поскольку нет активной мыслительной деятельности самих учащихся.
Успех словарно-орфографической работы зависит от соблюдения нескольких условий. Прежде всего, это чёткое планирование слов, подлежащих изучению. Словарно-орфографическая работа должна сочетаться с освоением основных программных тем. В этом процессе следует уделить особое внимание тренировочным упражнениям, которые опираются на зрительные, рукодвигательные, артикуляционные восприятия. Работа с орфографическим словарём должна быть систематичной и разносторонней. Ещё одно важное звено этой цепи — постоянный контроль над усвоением написания трудных слов.
В системе тренировочных упражнений по орфографии ведущее место занимают диктанты. Изучив все их виды, можно использовать полную палитру подобного материала, развивая у ребят навыки и умения, которые пригодятся им в будущем. Небольшие словарные диктанты на каждом уроке будут способствовать уменьшению ошибок, что создаст ситуацию успеха, так важную для ребёнка на старте школьной жизни.
Учитель за короткое время может определить уровень знаний учащихся. Диктант быстро проверяется, учащиеся сразу могут узнать результат своей учебной деятельности.
Диктант для первичного ознакомления проводится на первом этапе знакомства со словарным словом. Данный вид диктанта позволит избежать ошибок, т. к. словарное слово записывается постепенно, по буквам. Буквы, обозначающие слабую позицию звука в новом словарном слове, во вспомогательных словах даются в сильной позиции. По возможности, для вспомогательных слов можно использовать другие словарные слова (обучение с опережением, набор слов варьируется по усмотрению учителя).
Учащимся предлагается записать:
1. Только первые буквы слов:
Азбука, Лимон, Фонарь, Адрес, Воробей, Иней, Телефон (алфавит).
2. Только последние буквы слов:
космоС, конверТ, берёзА, учениК, комнатА, телефоН (стакан).
солоВей, дорОга, Ребята, помидОр, магазиН, сАхар (ворона).
Буквенный диктант можно использовать для совместного с учащимися определения темы урока. Учащимся необходимо молча ответить на вопрос учителя, записать букву, которая обозначает гласный или согласный звук в слабой позиции. Например, II класс, тема «Алфавит».
АЛФАВИТ: вАгон, соЛнце, коФта, квАртира, аВтобус, сИница, лесТница.
Можно предложить записать буквы, которыми надо обозначить первый звук в каждом услышанном слове (строчная — заглавная буквы):
Задание выполняется с опорой на таблицу (диктант «Шифровка»), возможно использование перфокарт.
• Таблица «Алфавит».
Записать слова по номеру буквы в алфавите:
19, 17, 1, 9, 10, 2, 16 — спасибо;
10, 9, 3, 10, 15, 10, 20, 6 — извините.
• Специально составленная таблица:
Комната, картина, конфета, корзина, крапива (одинаковое количество букв в словах).
Комната, конфета, корзина, коньки, корова (различное количество букв в словах).
Таблица другого плана:
Ещё один вариант таблицы:
Или такой вариант:
Ключ: 2–3, 1–5, 2–8, 1–5, 2–6, 1–3, 1–7.
Используя межпредметные связи, учитель может использовать следующий вариант, где ключи задаются по стрелке часовой, минутной, по двум стрелкам с различными формулировками (рис. 1).
По минутной стрелке:
По часовой стрелке:
По двум стрелкам (больше подходит для слогового диктанта):
Диктант для повторения проводится на любом уроке и его этапе.
1. Словарное слово, с которым учащиеся познакомились на уроке, записывается в столбик. На каждую букву этого слова следует записать (диктант «Шифровка», самодиктант, взаимодиктант или коллективный диктант) раннее изученные слова:
2. При систематической работе задания можно усложнять. Следует записать слова по условию учителя. Например:
Диктант для промежуточного контроля проводится при условии изучения определённой группы слов для текущего контроля и последующей коррекции. Целесообразно использование дополнительных грамматических заданий для определения темы урока, повторения пройденного материала.
1. Учащимся предлагается записать слово по буквам:
2. Диктант «Убери лишнее». Учащимся предлагается записать буквы под диктовку, зачеркнуть парные глухие согласные, подчеркнуть оставшиеся буквы. Задание:
К Б П Е С Р Ё Т З К А Ш (берёза).
3. Необходимо записать только букву, написание которой нужно запомнить.
Один гласный в слабой позиции:
яблОня, ветЕр, рЯбина, квАртира, сОбака, Орех, берЕг, дятЕл, кОстёр, пАльто, нЕделя, пОгода, месЯц, дЕкабрь, учитЕль, рЕбята, сахАр, мОрковь, Язык, щЕнок, Ещё, дЕжурный.
Два гласных в слабой позиции:
чЕмОдан, кОрИдор, бОлотО, сАпОги, кАрАндаш, хОрОшо, мАгАзин, пОмИдор, вОскрЕсенье, яблОкО, тОварИщ, смОродИна, чЕлОвек, ОкЕан.
Три гласных в слабой позиции:
тЕлЕвизОр, благОдАрить, бИблИОтека, АвтОмОбиль, тЕмпЕрАтура, нАОбОрот, вЕлОсИпед.
Гласный второго слога:
калЕндарь, инжЕнер, интЕресно, горИзонт, карАндаш, алфАвит, автОмобиль, элЕктричество, космОнавт, библИотека.
Последний звук каждого слова:
огороД, языК, карандаШ, обеД, завоД, гороД, арбуЗ, горизонТ, завтраК, багаЖ, моркоВь, мороЗ, велосипеД.
празДник, лесТница, чуВство, сверсТник.
Двойной согласный (использование словаловушки):
аЛЛея, груППа, ваННа, аККуратный, каССа, паССажир, миЛЛион, хоККей, теННис, баССейн, троЛЛейбус, коридор, теРРаса, жуЖЖат.
Слоговые диктанты схожи с буквенными. Нюанс данных диктантов заключается в правильном определении границ слога в русском языке.
1. С опорой на слоговую таблицу (рис. 2) (диктант «Шифровка», где возможно использование перфокарт). Данную работу следует начинать с первого класса, показывая учащимся определённые слоги для составления и последующего чтения слова. Для поддержания интереса и разнообразия видов упражнений на уроке можно использовать задания, аналогичные буквенным диктантам, усложнив таблицу цифровым и буквенным обозначением строк и столбцов.
Таблица может быть составлена специально с учётом тематики слов или темы урока. Например, составить названия учебных принадлежностей:
Рюкзак, ранец, портфель, тетрадь, альбом, карандаши, пенал
Одновременно можно вести работу с синонимическим рядом слов.
1–4, 2–7, 1–9 — столица
2–4, 3–9, 2–7, 1–6 — Республика
2–9, 3–5, 1–8 — Беларусь
3–1, 2–7, 1–9 — улица
2–6, 3–8 — город
2–8, 1–5 — метро
2–5, 2–7, 1–7, 3–6, 1–6 — библиотека
Схемы-угадайки (количество слогов для данного задания условно или задано учителем):
2. Диктант «Слог потерялся».
словарные слова, которые начинаются со слога:
словарные слова со слогом в середине слова:
словарные слова со слогом в конце слова:
3. Слоговой диктант. Такой вид диктанта удобен при проведении работы по каллиграфии или совместном определении темы (проблемы) урока. Следует записать первый (второй, третий; предшествующий или последующий) слог:
Запишите только безударный слог:
4. Диктант «Слоговое сложение». Учащимся предлагается записать второй (первый, третий; предшествующий, последующий) слог, составить слово:
ударный слог (для предупреждения ошибок при введении нового слова):
Словарные диктанты с ДОПОЛНЕНИЕМ
1. Большая буква в именах. Дополнить словарным словом:
Ирина Борисовна — учитель, учительница; Жучка — собака; Пеструшка — корова; Советская — улица; Гомель — город; Минск — столица; наша страна — Республика Беларусь.
2. Части речи, род имён прилагательных.
Добавь слово (один выбор):
Добавь слово (несколько выборов):
3. Диктант словосочетаний (переносное значение слов, род имён прилагательных):
4. Продолжи ассоциации словарным словом:
Словарные диктанты с ИЗМЕНЕНИЕМ
1. Разделительный мягкий знак, однокоренные слова, изменение числа имён существительных, части речи:
воробей — воробьи, воробьиный, муравей — муравьи, муравьиный, соловей — соловьи, соловьиный, ворона — вороньё.
2. Непроизносимые согласные. Записать однокоренные имена прилагательные:
капуста — капустный, интерес — интересный, счастье — счастливый, праздник — праздничный, ненастье — ненастный.
капуста — кочан, помидор — томат, алфавит — азбука, класс* — комната, класс* — ребята, ученики.
4. Образование однокоренных имён прилагательных.
При изучении написания двойных согласных на стыке морфем:
Беларусь — белорусский, камень — каменный, картина — картинный, телефон — телефонный, чемодан — чемоданный, лимон — лимонный, вагон — вагонный, путешествие — путешественник.
При изучении чередования согласных в корне слова и беглых гласных:
дорога — дорожный, заяц — заячий, молоко — молочный, мороз — мороженый, яблоко — яблочный, ветер — ветреный, сапоги — сапожный, собака — собачий, улица — уличный.
При изучении частей речи (слово-ловушка, невозможность подобрать однокоренное слово):
овощ — овощной, картофель — картофельный, огурец — огуречный, морковь — морковный, помидор — томатный.
5. Записать имена существительные, изменив их на форму мн.ч. Р.п.:
урожай (чего?): картофель (картофеля), пшеница (пшеницы), морковь (моркови), яблоко (яблок), лимон (лимонов), помидор (помидоров), апельсин (апельсинов); пара (чего?): туфли (туфель), ботинки (ботинок), сапоги (сапог), перчатки (перчаток).
6. Правописание суффиксов:
7. Слово с гласным в сильной позиции, словарное слово-ассоциацию с таким же гласным:
зАяц — капуста; бумАгА — карандаш, газета; пенАл — карандаш; хвОст — собака, корова; Овощ — огурец, кочан, морковь, горох; мЕл, портфЕль — ученик, тетрадь, пенал; кАсса — пассажир, багаж, вагон; шАпка — пальто, сапоги; мЕсяц, снЕг, вЕтер — декабрь, февраль; крАски — картина, альбом; перИла — лестница; Осень — октябрь, ноябрь; клЕтка, линЕйка — тетрадь; дЕти — учитель.
8. Однокоренные глаголы (переносное значение слов):
собака — собачиться, футбол — футболить, дежурный — дежурить, зарядка — заряжаться, мороз — морозить, сахар — засахариться, учитель — учиться, хорошо — хорошеть, извините — извиниться, праздник — праздновать, благодарность — благодарить, чувство — чувствовать, рисунок — рисовать, камень — каменеть, мечта — мечтать, температура — температурить, интерес — интересоваться, красивый — красоваться, осторожно — осторожничать, поздравление — поздравлять, торжество — торжествовать, хозяин — хозяйничать, команда — командовать, качели — качаться, путешествие — путешествовать.
Этот набор слов можно использовать для выборочного или выборочно-распределительного диктанта: правописание -ться / -тся; глаголы, которые образованы с помощью приставок; чередование в корне слова. Если из данной группы продиктовать сразу глаголы, то можно использовать изменение (записать глаголы во лице единственного числа) или распределение по І–ІІ спряжению.
9. Имена существительные в предложном падеже (+ правильное употребление предлогов, *употребление несклоняемых имён существительных):
конфета, *пальто, салат, морковь, товарищ, картофель, чемпион, *шоссе, улица, корабль, ладонь, семечка.
10. Записать имена существительные во мн. числе (правильное написание окончаний, *словаловушки):
адрес — адреса, мастер — мастера, город — города, месяц — месяцы, инженер — инженеры, шофёр — шофёры, *человек, *ребёнок, берег — берега.
Диктанты СЛОВОСОЧЕТАНИЙ и ТЕКСТОВ
Такого вида упражнения даны в учебниках для IV класса при изучении падежей имён существительных, употребления предлогов в речи. Диктанты словосочетаний целесообразно использовать с дополнительным грамматическим заданием (постановка смысловых и падежных вопросов, определение главного и зависимого слова в словосочетании, отличие от предложения, правильное употребление предлогов, определение падежа имени существительного, род имён прилагательных).
дорога без асфальта, стакан молока, ел без аппетита, кочан капусты, берлога медведя, спектакль артиста, одевать ребёнка, надевать пальто, скафандр космонавта, квартира соседа, футбольная команда, камень на сердце, каникулы в деревне (в ноябре), пенал (тетрадь) в рюкзаке, машина на улице, памятники Беларуси, корзина с овощами, урожай картофеля, благодарить человека, мечтать о космосе, портфель ученика, концерт пианиста, ладонь человека, конфета с орехами, салат из помидоров, поздравление к торжеству, порядок в комнате, килограмм моркови, билет в театр, пассажир автобуса, лестница наверх, коллекция ученика, скоро каникулы, белорусский язык, шоколадная конфета, красивая посуда, маленькая ягода, дежурный ученик, яблочный пирог, аккуратная тетрадь, праздничный концерт, овощной салат, песчаный берег, оранжевая пуговица, ненастная погода, компьютерный класс, овощной магазин, городской транспорт, неуклюжий медведь, уличный футбол, экскурсионный автобус, конфетная коробка, прекрасное решение, шоссейная дорога.
2. Обучающие диктанты.
Около школы огород. Он засажен капустой, морковкой, огурцами и помидорами. Ребята осенью снимают урожай. Из овощей готовят разные салаты. Вкусные и сладкие ягоды, сочные яблоки идут на школьные завтраки.
Я учусь во втором классе. У нас дружный коллектив. Мы проводим интересные праздники. Юннаты ухаживают за растениями. По субботам ходим в бассейн. С ребятами любим играть в футбол, хоккей и теннис.
Однажды мы всем классом ходили в театр. Учительница Анна Ивановна была с нами. Мы взяли билеты в кассе. В театре шла сказка «Красная Шапочка». На уроке русского языка мы описали свой коллективный поход в театр.
Уныло воет осенний ветер. Липовая аллея усыпана жёлтыми листьями. Тихо, не жужжат пчёлы, не поют птицы. Мы собрали коллекции листьев. Завтра в классе будем писать рассказ об этой экскурсии.
В начале апреля в воздухе потеплело. Дороги почернели после зимы.
Утренний иней быстро тает. Птицы возвращаются из тёплых краёв. В школе объявлен праздник птиц.
Наш город растёт с каждым днём. Строят новые заводы и фабрики. В городе много театров, музеев, библиотек. Красивые автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи ходят по городу.
С рябины облетели листья. На ней висят гроздья красных ягод. Много ягод и на черёмухе. К рябине слетаются стайки снегирей. Они любят спелые ягоды рябины. На берёзах можно увидеть ворон и чижей. На кустах черёмухи копошатся синицы. Мы сделали для птиц кормушки.
Сегодня ребята нашего класса соберутся на вокзале. Мы едем в лагерь. У нас последний вагон. Все удобно сели на скамейки и стали смотреть в окна. Овраги покрыты цветами. Пестреют васильки, ромашки. Около деревень зеленеют огороды с морковью, капустой, помидорами, картофелем. На полях зудят трактора, работают комбайны.
3. Работа с текстом.
Дайте полные письменные ответы на вопросы, запишите:
Диктант словосочетаний (ц с, ц ч, ш с, ш щ, ж з, ч ть, ч ш, ч щ).
Царский дворец,
отличная оценка, душистый ландыш, мощная
защита, свежий воздух, темный чердак,
колючий шиповник, чужие вещи.
Диктант текста
Дворец. Снежная
королева жила среди вечных снегов и
льдин. Метели возвели стены. Буйные
ветры пробили окна и двери. Большие
белые залы тянулись до неба. Вьюги
разостлали пушистые ковры. Холодно и
пусто было в блестящих залах. Сюда не
заглядывало веселье. Веселились только
белые медведи. (42 слова).
(из «Энциклопедического
словаря юного филолога»).
Представьте себе
огромную кладовую, которая существует
в памяти людей, в ней множество «полочек»,
«ячеек», где в определенной системе, в
определенном порядке хранятся различные
средства. Ими пользуются люди, когда
говорят или пишут.
Например, для
устной речи в этой «кладовой» есть
«отделение», в котором, не смешиваясь
друг с другом, хранятся звуки. « Беря»
нужные звуки и «выстраивая» их один за
другим, мы получаем звучащее слово.
А потом из нескольких
предложений, имеющих определенную
последовательность, способных распадаться,
но обладающих смысловой связанностью,
можно создать текст, воздействуя таким
образом на чувства, мысли, речь другого
человека.
Эта огромная,
сложно устроенная «кладовая» и есть
язык, представляющий собой систему
сложную, но очень интересную.
Определение лидера
занятия с учетом количества набранных
звезд каждым учащимся.
- Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как
преодолеть трудности в обучении детей.
М., 2000. - Баранникова Л. И. Основные сведения о
языке. М., 1982.
3. Власенко И. Т. Особенности словесного
мышления взрослых и детей с нарушениями
речи. М.,1990.
- Лурия А. Р. Очерки психофизиологии
письма. М., 1950. - Парамонова Л. Г. Правописание шаг за
шагом. С Пб, 1998. - Письмо и чтение: трудности обучения.
//Под ред. О. О. Иншаковой. М., 2001. - Синицын В. Путь к слову. М., 1997.
8. Спирова Л. Ф. Особенности речевого
развития учащихся с тяжелыми нарушениями
речи. М.,1980.
9. Узорова, Нефедова Е. А. Практическое
пособие по развитию речи. М., 1997.
10. Шклярова Т. В. Русский язык. Сборник
упражнений. М., 1997.
11. Ястребова А. В., Бессонова Т. П.
Инструктивно методическое письмо о
работе учителя-логопеда при
общеобразовательной школе. М., 1996.
Антуан де Сент
Экзюпери.
Соседние файлы в папке uchebnie-logopedia
Диктант слов (о а, и у, б д, б в, п т, х ж, л м).
Добро, правда,
свобода, комната, забота, турнир, изумруд,
турист, будильник, дружба, победа,
байдарка, любовь, бульвар, волейбол,
простор, пустыня, путник, паспорт,
покупатель, хижина, художник, алмаз,
маршал, молодец.
Свободный диктант.
(каждое предложение
текста записывается учащимися с одного
прочтенияучителем-логопедом).
Золотая осень. Мы
часто ходим в ближний лесок. Красив
русский лес осенью. Яркие краски радуют
глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась
пестрым ковром. Шуршит под ногами
пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи
песни. Вода в лесных ручьях чистая.
Хорошо дышать свежим воздухом. (42 слова).
Диктант. Утро.
(4 класс). Самое
лучшее в мире смотреть, как рождается
день! В небе вспыхнул первый луч солнца.
Ночная тьма тихонько прячется в ущелья
гор и трещины камней, в густой листве
деревьев и в кружевах травы. Вершины
гор улыбаются ласковой улыбкой. Волны
моря высоко поднимают белые головы. Они
кланяются солнцу, как придворные
красавицы своему королю. Доброе солнце
смеется.
(54 слова). ( По М.
Горькому).
Диктант. Ночью
в лесу. (5 класс). Ночью
мы с товарищем заблудились в лесу. В
ясную ночь дорогу здесь найти легко. Но
вечером тучи закрыли звезды. Началась
сильная гроза. Загремел гром. Хлынул
дождь. Мы прижались к скрипучему стволу
ольхи. Гроза шла со всех сторон. Близко
от нас рухнуло старое дерево. Мы покинули
свое убежище и двинулись дальше. Утро
застало нас на склоне глубокого оврага.
За редкими деревьями виднелась степь.
Диктант. Водопад.
(6 класс). Перед
нами мощный поток воды, который бурно
устремляется вниз с большой высоты.
Далеко разносится грохот низвергающейся
с обрыва воды. Все кругом вздрагивает
от шума. Беспрерывно падает вода и
рассыпается внизу на миллиарды мелких
брызг. Путешественники смотрят в
безмолвном восхищении на это чрезвычайно
красивое явление природы. Особенный
восторг у зрителей вызывает водопад в
безоблачные дни, когда бесчисленные
капельки как бы растворяются в воздухе.
Диктант. Глагол.
(7 класс). Глагол
это не отдельное понятие, как имя
существительное, это сообщение о чем
то. Это и не описание внешности, как имя
прилагательное. Когда то глаголом
называли всякое слово. Вспомните у
Пушкина: «Глаголом жги сердца людей».
Глагол это действие, которое повторяет
жизнь. Навсегда очарованы мы прозой
Пушкина, у него каждое третье слово
глагол. Глагол самая необходимая часть
речи. Именно среди глаголов мало
заимствований. Он точней и быстрей
отражает потребности разговора и мысли.
Ведь и назначение глагола – выражать
само действие, ход мысли.
(79 слов). ( По В.
Колесову).
Диктант. Художник.
(8 класс). Это,
пожалуй, единственный случай в мире,
когда, обреченный на неподвижность и
медленное умирание, художник создавал
самые праздничные и радостные полотна.
Тысячи веселых людей населяют картины
Кустодиева. Они ходят на ярмарки,
устраивают угощения, кружатся в пляске,
катаются с гор. А художник создает эту
многоголосицу сначала полулежа в кресле
качалке, потом и вовсе лежа, при каждом
взмахе кисти превозмогая страшную боль
в позвоночнике и зная, что уже никогда
не встанет с постели.
Диктант. Осень.
(9 класс).
Глубокая осень.
Серое небо, низкие, тяжелые, влажные
облака; голы и прозрачны становятся
сады, рощи и леса. Все видно насквозь в
самой глухой древесной чаще, куда летом
не проникал глаз человеческий. Старые
деревья давно облетели, и только некоторые
молодые березки сохраняют еще свои
увядшие желтоватые листья, блистающие
золотом, когда тронут их косые лучи
невысокого осеннего солнца.
(80 слов). ( По С.
Аксакову).
ТАБЛИЦА СЛОВ
Выборочные и творческие диктанты на тему
Вариант 1. Задание: Выписать слова, состоящие из двух слогов. Буква, алфавит, звук, предложение, страна, берёза, сосна, ки¬парис, каштан, яблоня, груша, вишня, виноград, слива, точка.
Вариант 2. Задание: Записать слова в два столбика: в первый — слова с одним слогом, во второй — с двумя слогами. Кровать, поезд, нож, врач, люди, поле, коса, таз, пилят, сон, сыр.
Вариант 3. Задание: Записать слова в два столбика: в первый — с двумя слогами, во второй — с тремя слогами. Улица, переулок, проспект, город, трамвай, троллейбус, ав¬тобус, метро, здание, широкий, новый, зелёная, хорошая.
Вариант 4. Задание: Записать слова в два столбика: в первый — с тремя слогами, во второй — с четырьмя слогами. Больница, машина, ученики, товарищи, мальчики, человек, лисица, молоко, тарелка, наливают, говорят, подруга, облако.
Вариант 5. Задание: Разделить слова на слоги. Поставить ударение. Дети, птица, весна, осень, лампа, Москва, город, обед, стакан, школа, ромашка, урожай, сладкий, весёлый, высокий, добрый, читает, гуляет, возит, пишет, делают.
Вариант 6. Задание: Разделить слова для переноса. Ручка, учитель, карман, уроки, доска, имена, сумка, кошка, девочка, ягоды, Алёша, зелень, альбом, воробьи, ка¬мень, Россия, письмо, учебник, портфель, квартира, животное, хороший, лесной, большой, умеет, учатся, бегают.
Гласные звуки и обозначение их на письме. Деление слова на слоги. Ударение. Перенос слова.
Диктант “Пословицы”. Задание: Записать пословицы. Поставить ударение в выделенных словах, разделить их на слоги.1. В труде — счастье. 2. Труд горы сравнивает. 3. Одна пчела много мёду не принесёт. 4. Сперва подумай, а потом начинай. 5. Делу время, потехе час. 6. Неумелая рука портит дело.
Диктант “ГОРКА”Вчера была метель. На улице большие сугробы. Снег мягкий и пушистый. Дети рады зиме. Таня взяла санки. Вот ледяная горка. Там веселье и громкий смех.(26 слов)Задание: Разделить выделенные слова для переноса. Диктант “ОСЕНЬ В ПРОСТОКВАШИНО”Все были заняты делом. Кот Матроскин за последними грибами ходил и капусту засаливал. Дядя Федор задачник для третьего класса осваивал. А пёс Шарик телёнка воспитывал.(28 слов) (Э. Успенский)Задание: Разделить выделенные слова для переноса.
Диктант “ЗИМОЙ В ПРОСТОКВАШИНО”Тихо и хорошо в Простоквашино. За окном первые снежинки пролетают. Сидят за столом папа, мама, дядя Фёдор, Матроскин и почтальон Печкин. В лото играют.(23 слова) (По Э. УспенскомуЗадание: Разделить выделенные слова для переноса.