Образцы оформления заданий на уроках русского языка
Что значит «писать красиво»? Ответить на вопрос можно так: это графически правильно писать буквы, без ошибок, грамотно (с точки зрения орфографии) записывать слова, аккуратно и правильно оформлять выполненную работу. Для учащихся младшего школьного возраста такая задача оказывается сложной, так как они ещё не обладают в полной мере определённым уровнем распределения внимания, умением решать одновременно графические, орфографические и грамматические задачи с соблюдением правил оформления письменного задания.
Процесс письма — многогранный, но при правильной организации он позволяет формировать у учащихся культуру письменной речи и реализовывать требования учебной программы. Начинать это важное и нужное дело следует с первых дней пребывания ребёнка в учреждении образования. В период обучения грамоте, работая по образцу в тетрадях на печатной основе («Пропись 1», «Пропись 2», «Письмо»), дети приобретают первоначальные навыки письма букв, слов, предложений. Далее по мере продвижения от класса к классу процесс письма усложняется, требования к нему возрастают.
Во II классе учащиеся приступают к изучению русского и белорусского языков по учебникам, в которых представлены разные по содержанию и структуре упражнения. Перед учениками встаёт задача правильного оформления заданий, выполняемых в обычных тетрадях, в которых отсутствуют дополнительные ориентиры и подсказки.
Помочь учащимся разобраться с правильным оформлением заданий призван учитель. Приведённые в статье рекомендации по оформлению письменных работ помогут учителям снять многие вопросы, связанные с этой работой.
Начнём с того, что напомним ещё раз об общепринятых требованиях к оформлению письменной работы.
Во II – IV классах дата выполнения классной и домашней работы записывается на рабочей строке посередине тетради следующим образом:
На следующей строке (посередине) после даты пишется
во II – IV классах не пишется.
В обучающих работах на отдельной строке указывается вид работы (изложение, сочинение и др.), на следующей строке по центру записывается заголовок работы (без кавычек и точек).
Между датой и названием вида работы, названием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом линейки не пропускаются.
Между последней строкой текста обучающей работы и датой следующей работы пропускаются 2 линейки. В II – IV классах при переходе на следующую страницу дата и название обучающей работы от содержания не отделяются.
Во II – IV классах должна регулярно выполняться работа над ошибками. Она записывается в тех же тетрадях, в которых выполнялась соответствующая обучающая работа, отступив 2 строки вниз от предыдущего задания. Учащиеся II класса работу над ошибками делают, но дату и вид работы не пишут. В классах записывается вид работы (Работа над ошибками) без указания даты. Образец выполнения работы над ошибками даёт учитель:
наиболее типичные упражнения и задания из учебников по русскому и белорусскому языках, при записи которых могут возникать вопросы по их оформлению.
Начало записи таких упражнений оформляется красной строкой. Для этого учащийся от начала строки делает отступ, равный примерно ширине двух его пальцев. Первое слово пишется с большой буквы, остальные — с маленькой, в конце группы слов, словосочетаний, в конце предложения ставится точка. Если задание состоит только из отдельных слов, то последние отделяются друг от друга запятой.
Аналогично оформляется запись упражнений, в которых
Если необходимо записать предложения по памяти, ответить на вопросы и ответы записать или из текста упражнения выписать одно, два-три предложения (одно, два и более слов, словосочетаний), то учащиеся действует по известному алгоритму: первое слово пишут с большой буквы, остальные — с маленькой, в конце группы слов, словосочетаний, в конце предложений ставят точку.
Например. Упражнение 40 (Русский язык, III класс).
Прочитайте. Выпишите выделенные слова. Обозначьте в них корень.
по пашне. Рыхлит и причёсывает землю. Помогают ему плуг и борона. За трактором на поле выходит сеялка. Она засевает поле . Выросла пшеница. Урожай убирают . Работает на этих . Имя ему — земледелец.
Задание выполняется в тетради следующим образом.
Земледелец, трактор, пшеницей, комбайны, машинах, человек.
Запись в тетради будет выглядеть так:
Запись предложений оформляют следующим образом:
Например. Упражнение 39 (Русский язык, II класс).
Прочитайте. Отгадайте загадку. Запишите загадку вместе с отгадкой.
Я стою на ножке толстой,
я стою на ножке гладкой
под коричневою шляпкой
с белой бархатной подкладкой
Текст загадки записывается в тетради в столбик. Если стихотворная строка не может быть записана на одной строке в тетради, стихотворный текст записывается в строчку, т. е. с сохранением всех требований, которые предъявляются к письменному оформлению предложения: первое слово пишется с большой буквы, причём, записывается с красной строки; далее все слова пишутся с маленькой буквы; в конце предложения ставится точка.
Я стою на ножке толстой, я стою на нож кс гладкой под коричневою шляпкой с белой бархатной подкладкой. ( Гриб.)
Например. Упражнение 104 (Русский язык, II класс).
В тетрадь записывается не только текст стихотворения, но и заголовок. Заголовок работы (без кавычек и точки) располагается по центру на первой строке. Между заголовком и текстом не пропускаются линейки. Текст записывается традиционно, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к письменному его оформлению.
Запись будет выглядеть так:
Образуйте однокоренные слова с корнями лес-, рыб-. Запишите их.
Образец записи в тетради:
Ещё пример. Практыкаванне 33 (Беларуская мова, II класс).
Прачытайце словы падзякі і запішыце іх.
Начало записи таких упражнений не оформляется красной строкой. Чтобы запись сохранила форму столбика, слова подписываются строго друг под другом. Между столбиками слов организуется определённое пространство. Слова и словосочетания пишутся с маленькой (строчной) буквы. При этом запятые между словами и точка в конце работы не ставятся.
В упражнении 23 (Русский язык, II класс) содержательная, часть представлена двумя столбиками слов.
Запись в тетради:
Следующий пример. В упражнении 63 (Русский язык. класс) содержательная часть представлена группой слов, которые необходимо записать столбиком.
Сначала выписываются из текста слова, относящиеся к первой группе. Запись оформляется красной строкой, первое слово пишется с большой буквы. Все остальные слова записываются в ряд через запятую. Заканчивается запись точкой. Затем выписываются слова второй группы, также первое слово пишется с большой буквы с красной строки; между словами ставится запятая, в конце работы — точка.
образцы оформления записей письменных контрольных работ.
1. Контрольная работа, которая включает диктант и грамматическое задание.
Письменные контрольные работы по русскому и белорусскому языкам оформляются в тетрадях для контрольных работ так же, как и обучающие письменные работы. На определённой строке, отступив от предыдущей работы 2 строки, необходимо записать по центру дату выполнения работы. На следующей строке по центру указывается вид работы: с большой буквы пишется слово (без кавычек и точки). Далее записывается с большой буквы заголовок диктанта.
Между датой и названием вида работы, названием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом диктанта линейки не пропускаются.
Если работа включает грамматическое задание, тогда после записи текста диктанта по центру записывается с большой буквы слово рядом указывается номер варианта арабской цифрой без точки (вид работы не указывается). Каждое задание выполняется на новой рабочей линейке без оформления красной строкой. Номер задания обозначается арабской цифрой, после которой ставится точка. Первое слово задания пишется с большой буквы.
Например. Контрольная работа № 9 (М. Б. Анти-пова, Е. А. Гулецкая. Сборник контрольных работ по русскому языку. 2-4 классы, с. 30).
2. Контрольный словарный диктант.
Контрольный словарный диктант выполняется в тетрадях для контрольных работ. По центру рабочей строки записывается дата выполнения работы. Вид работы не указывается. Первое словарное слово пишется с большой буквы, причём записывается с красной строки. Все остальные слова пишутся в ряд через запятую. В конце работы ставится точка.
Еще раз подчеркнём, что материал статьи носит Учитель творчески подходит к оформлению записи содержательной части того или иного упражнения, пример которого не вошёл в статью. Запись таких упражнений можно оформлять по аналогии с упражнениями указанного вида.
НОРМЫ ОЦЕНКИПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТИ УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
Часть I . О ЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
(«5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Часть 2. Н ОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
I. Рекомендуемые нормы оценки за
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) (за диктант и за дополнительное задание).
оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Критерии оценки орфографической грамотности
В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.
представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).
Орфографические ошибки бывают:
1) на изученные правила;
2) на неизученные правила;
3) на правила, не изучаемые в школе.
Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.
Среди ошибок на изученные правила выделяются . Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).
К негрубым относятся ошибки
1) в словах-исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;
4) в написании с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;
5) в написании
6) в написании собственных имен нерусского происхождения;
7) в случаях трудного различения
При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки
В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка
К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.
Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах , то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова – определения спряжения глагола.
Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.
– это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.
Критерии пунктуационной грамотности
Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые
1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);
2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;
3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, – самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.
Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.
Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.
Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.
II. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ
Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:
Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.
Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Критерии и нормативы оценки языкового оформления
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
– умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы – лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) – и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы
При оценке обучающих работ учитываются:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться
, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Единый орфографический режим.
Одним из требований единого орфографического режима является унифицированы; грамотное оформление школьной документации
Порядок ведения тетрадей учащимися.
прописи) уч-ся 1кл. надписываются только учителем со 2 класса
соблюдать поля, в 1 кл. тоже;
в 1 кл. в Iполугодии дата работ по русскому языку и математике не пишется.
Со IIполугодия в 1кл, а также во 2 и 3 кл проставляется дата исполнения
работы: число арабской цифрой, название месяца — прописью (Пр.— 2 марта.)
В 4 класс дата выполнения работы (число и название) пишется прописью —
По русскому языку;
не писать название темы урока в 1, 2, 3 кл., писать тему урока с 4 класса.
Писать названия письменных работ (изложения, сочинения и др.);
слова: «контрольная работа», «упражнение», «задача», «пример) не писать,
не писать также и знак «№»;’
обозначать номер упражнения, задачи арабской цифрой и указывать вид
выполняемой работы , где выполняется работа (классная или домашняя);
соблюдать красную строку;
1—4 классов текст каждой новой работы должны начинать писать
с красной строки той же странице тетради, где написана дата и наименование
Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях по русскому языку строку не пропускать. По математике пропускать только 1—2 клетки. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименование вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать две линейки, а в тетрадях по математике — 4 клеточки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу);
выполнять аккуратно подчеркивания, условные обозначения карандашом, с применением линейки;
исправлять ошибки следующим образом:
неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать, косой линией; вместо зачеркнутой надписывать буквы, слова, предложения. Не заключать неверны написания в скобки;
учителя должны прописывать образцы написания цифр букв в рабочих тетрадях по математике и русскому языку с 1 по 4 класс включительно;
по русскому и математике в 1—4кл и в Iполугодии 5кл. после урока у всех учащихся;
и сочинения по русскому языку, также все виды контрольных работ по предметам к следующему уроку.
контрольные диктанты и работы по математике в 1—4 классах проверяются и возвращаются уч-ся к следующему уроку;
изложения и сочинения в начальных классах проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку, чтобы провести анализ и работу над ошибка ми;
подчёркивания и исправление ошибок — только красной пастой. На поля выносят номер орфограммы для орфографических ошибок и номер из памятки по стилистике.
Считать однотипной ошибкой одну и ту же ошибку в одном слове, даже если она повторяется несколько раз, считать её за одну ошибку.
Если ошибка на одно и тоже правило, но допущена в разных словах, то она однотипной не считается и в каждом слове засчитывается за ошибку.
Работа над ошибками:
проводится в тех тетрадях, выполнялись письменные работы.
По рабочим тетрадям:
получив тетради, дети дома (в случае массовой ошибки учитель планирует и корректирует работу в классе) после указания даты выполнения работы и слов: «Работа над ошибками» выполняют её, оставляют строчку или 2 клетки для пометки учителя и пишут: «Домашняя работа».
В рабочих тетрадях детей выставляются две оценки:
2— за общее впечатление от работы.
Вторая оценка в журнал не заносится, в дневник ее выставлять нужно.
Оценки в журнал за домашние и классные письменные работы выставляются за наиболее значимые работы (по усмотрению учителя).
За сочинение и изложение в 2 и 3кл. выставляется только одна оценка — за содержание и грамотность (и в журнал, и в тетрадь), в 4 классе – две.
В 3 классе — одно контрольное изложение в конце года.
В 4 классе — по полугодиям (одно изложение и одно сочинение).
Частота проведения творческих работ: 2,3,4 классах -1 раз 14 дней.
За контрольное изложение и сочинение «2» ставить в журнал; все остальные
изложения и сочинения начальной школы
изложения и сочинения «2» не ставить. Если таковая случится, то с этим учеником подработать и поставить оценку.
Один раз в десять дней должен проводиться словарный диктант, двойки за него не выставляются. Словарный диктант выполняется в рабочей тетради.
Контрольное списывание и контрольные словарные диктанты проводятся в тетрадях для контрольных работ по русскому языку. Со IIполугодия 2 класса проводится 1 раз в полугодие контрольный словарный диктант
Тетради для творческих работ должны быть у каждого ученика.
За диктант выставляются две оценки, только в том случае, если он был сграмматическим заданием, но это помечается в журнале. Для проверки выполнения грамматических разборов предлагается не более 3 видов грамматического разбора, а не 4 — 5 зданий подобного рода, что бывает в некоторых школах И только хорошо успевающим уч-ся можно предложить дополнительное задание повышенной трудности требующее языкового развития, смекалки и эрудиции. Дополнительное задание оценивается отдельно, оценка выставляется в свободную клетку.
При выставлении оценок за диктант с грамматическим заданием должно быть чёткое разграничение: за диктант – отдельная; за грамматическое задание также выставляется отдельная оценка.
Контрольное списывание может быть с грамматическим заданием — также помечать в журнале и тогда выставлять две оценки. Во 2 классе по 1—4 контрольного списывания нет — замечание ИУУ. Как таковой вид работы есть, но в журнал не ставить отрицательной оценки. В журнале делать запись: «Контрольное списывание (обучающее)».
Оценки за словарный диктант и арифметические диктанты выставляются с момента оценивания, во 2 классе, в случае получения отрицательных оценок оставлять пустые клеточки.
арифметический диктант по математике проводится один раз в 10—14 дней, «двойки» за него не выставляются.
За контрольный устный счёт «2» выставлять. Он проводится 1 раз в месяц. Контрольный устный счёт начинается с четвертой четверти Iкласса.
Устный контрольный счёт проводится в контрольных тетрадях по математике. Оценки выставляются за устный контрольный счёт с момента оценивания детей (со П четверти 2 класса).
Объем заданий устного контрольного счёта
Самостоятельные работы проводятся на стадии формирования навыка и закрепления. Особенно, если тема большая и сложная, если небольшая, несложная, то можно и одну, но не позднее, чем за 2-3 урока до контрольной работы.
По труду, изо, музыке, физкультуре задания на дом не давать и в журнал не записывать. Записи тем по этим предметам должны быть только в графе «Тема урока». За ведение тетради по музыке оценки не выставляются в журнал. Там, где безоценочная система, оценки не выставлять нигде (1 класс и Iчетверть 2 класса);
Домашние задания не давать и не записывать их в журнал в 1 классе. Со 2 класса согласно СанПина от 28112002года №44 дз записывать в журнал с 1 сентября.
Все школы района с прошлого учебного года оценивают уч-ся 2 класса со 2четверти по решению педсовета.
При безоценочной системе оценки за поведение не выставляются.
Вообще, оценки по поведению бывают: «удовлетворительные», «хорошие»,«неудовлетворительные» — но не «4» и «5».
При записи в журнале сочинения, изложения перед этими словами написать:«Развитие речи(р/р)», слово «изложение» или «сочинение» и тему.
Наименование предмета «Чтение» — не писать — «Литературное чтение».
Внеклассное чтение записывать вместе с литературным чтением, в названии предмета Литературное чтение» особых пометок не делать, В записи тем уроков делать пометку «Внеклассное чтение».
Частота проведения внеклассного чтения: 1 класс—Iраз в неделю 10—15 мин. от урока; 2 класс —1 раз в неделю; если в 3 и 4 классе по 5 часов литературного чтения, то внеклассное — Iраз а неделю, если по 4 часа — то 1 раз в две недели.
Если вводится чистописание во 2 классе, то записывать темы раздел «Русский язык», помечая, что это чистописание, аналогично внеклассному чтению.
Не делать в журнале запись «Контрольный срез знаний», а только «Самостоятельна работа» или «Контрольная работа».
При проведении контрольного чтения такую запись в журнал не делать и оценки в отдельную графу не выставлять, а вразброс. Делать запись и выставлять оценки в отдельную графу только при полугодовом и годовом контроле. Темы уроков должны соответствовать учебным темам, искажения недопустимы. Тему «Подготовка к контрольной работе» не писать; не писать
также «Повторение», «Повторение пройденного», «Закрепление», ‘Закрепление пройденного». Если идет повторение, то тему, по которой производится повторение, писать.
При оформлении записи в журнале писать
по русскому языку: Контрольный диктант по теме (какой
по математике: Контрольная работа по теме: (какой?).
Оценки за четверть выставляются сразу за последним столбцом. Ниже списка уч-ся после окончания четверти
но плану положено провести уроков.
проведено и подпись учителя.
Писать не там, где находятся темы уроков, а ниже списка учащихся.
Если на уроках труда изготовлялись какие-либо поделки, то сначала писать: «Работа с бумагой» (с тканью и т. д.) и что делали конкретно. « Окружающий мир» и ОБЖ писать в журнал совместно: при записи темы писать сначала тему «Окружающего мира», затем ОБЖ и тему по ОБЖ.
В журнал: название предмета: «Окружающий мир. О БЖ.» (1—2 кл.) или«Природоведение, ОБЖ.» (3-4 кл.).
Самостоятельные и контрольные работы в 1 классе, диктанты, устный контрольный счёт должны вписываться в журнал. Итоговые контрольные работы
После проведения контрольной работы, диктантов и их анализов задавать дз и записывать его в журнал.
Определить сроки проведения контрольных работ с 15-22 мая во 2-4 классах.
Перегрузки: по русскому языку не писать на двух уроках подряд диктант, сочинение, изложение
по математике — самостоятельные и контрольные работы .
При составлении календарно-тематического планирования развести виды контроля хотя бы через 1-2 урока.
Математика: контрольная работа, самостоятельная, устный контрольный счёт, арифметический диктант.
Русский язык: диктант, словарный диктант, изложение, сочинение, контрольное списывание.
календарь природы (ввести фенологические наблюдения по временам года,вместо «Труд людей в городе» или др. не несущей информации рубрики. Разбить класс на группы и по неделям — что именно видели. Учить наблюдать за природой- сначала «замечать», «видеть», потом «любить»
уголок труда + безопасность;
уголок чтения, где со 2 класса начинает накапливаться материал «Моё мнение о прочитанном произведении»;
уголок для родителей (со сменным материалом), выставка детских работ
(работы должны быть подписаны). Уголок для родителей лучше сделать общим в рекреации и вести его по очереди;
Названия и порядок для записи предметов в классный журнал*
«Русскийязык», «Литературное чтение», «Иностранный язык»,«Математика», «Введение
в историю»,«Окружающим мир. О БЖ.» (1—2 кл.), «Природоведение ОБЖ» (3—4 кл.),
«Музыка»,«Изобразительное искусство», «Физическая культура», «Трудовое обучение»
или «технология»(в зависимости по какой программе работаете).
«Обучение грамоте» — в период изучения азбуки в 1 классе, после этого
писать (наследующей странице соответственно): «Русский язык» и «Литературное чтение».
«День знаний» писать на те уроки, которые будут по расписанию, и написать урок в нетрадиционной форме — экскурсия, беседа, диспут, на одном уроке (чтение).