Пустыня. Самолет приземлился на ровной, теплой земле

Пустыня. Самолет приземлился на ровной, теплой земле Экодиктант

Пустыня. Самолёт приземлился на ровную, горячую, как сковорода, глиняную площадку. Заглянув в лицо пустыни, я долго не мог прийти в себя.

Знакомая с детства по картинкам и книжкам пустыня теперь держала меня в своих совсем не ласковых объятиях.

Захватывающая дух жара, взбитая ветром пыль, полинявшее небо, верблюд с равнодушной мордой. На минуту показалось, что нет на земле ни больших городов, ни лесов, ни облаков на небе. Только этот вот горячий ветер и барханы, барханы. Таковы впечатления первого дня.

Есть жизнь в пустыне! Приспособилась она и к песку, и к жаре, и к безводью.

(По В. Пескову)

1. Подчеркнуть основы предложений.


Пустыня. Самолет приземлился на ровной, теплой земле

2. Указать типы односоставных предложений.

Захватывающая дух жара, взбитая ветром пыль, полинявшее небо, верблюд с равнодушной мордой (назывное).

На минуту показалось (безличное), что нет на земле ни больших городов, ни лесов, ни облаков на небе (безличное).

Но, пожив в Каракумах неделю, делаешь открытие (определенно-личное).

В песке зашевелились (неопределенно-личное).

Только этот вот горячий ветер и барханы, барханы (назывное).

3. Выполнить синтаксический разбор и построить схему предложения.

1-й вариант – третье предложение;


Пустыня. Самолет приземлился на ровной, теплой земле

2-й вариант – первое предложение четвёртого абзаца.

Но, пожив в Каракумах неделю, делаешь открытие.


Пустыня. Самолет приземлился на ровной, теплой земле

В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. Крокодилов не любит никто. Этот огромный ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может переломить ноги взрослой антилопе.

Крокодил – искусный охотник. * Часами он может лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза. Стоит кому-то приблизиться к водопою, от жажды потеряв бдительность, он мгновенно бросается на жертву; в Африке ею чаще всего бывают антилопы.

Размеры жертвы крокодила ничуть не смущают. **На суше он её не убивает, а тащит в воду и топит. Рвать жертву сразу хищник не станет, а поместит за корягу или в пещеру, вырытую для этого в берегу или под водой, и подождёт, пока добыча «отмокнет».

Желудок крокодила – адский химический комбинат, переваривающий шерсть, рога, копыта. * Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке, как в кислоте.

Суши крокодил не избегает. Излюбленное его занятие – греться на песчаном берегу водоёма. **При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая вперёд задние ноги. Здесь он хозяин.

1. Синтаксический разбор + характеристика + выписать словосочетания

1-й вариант – Часами он может лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено деепричастным оборотом).

Может лежать часами; может лежать в воде; высунув лишь ноздри, высунув на поверхность; высунув глаза; выпуклые глаза.

2-й вариант – На суше он её не убивает, а тащит в воду и топит.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми, соединенными союзами «а»; «и»).

Не убивает ее; не убивает на суше; тащит в воду.

2. Графически объяснить знаки препинания в 1-м, 2-м предложениях 2-го абзаца, 1 -м предложении 4-го абзаца, 2-м, 3-м предложениях 5-го абзаца.


Пустыня. Самолет приземлился на ровной, теплой земле

3. 1) Подчеркнуть, надписав, сказуемые разных видов.

2) Подчеркнуть все обстоятельства в предложениях.

1-й вариант – *

2-й вариант – **

Цель:
проверить  знания,  умения 
и  навыки  учащихся 
на  начало  учебного 
года.

Содержание  контрольного  диктанта 
направлено  на  выявление 
уровня  развития  умений, 
выбора  условий  для 
написания:

–  проверяемые 
безударные  гласные;

–  непроверяемые 
безударные  гласные;

–  правописание окончаний  имён 
существительных;

–  написание 
непроизносимых  согласных:

–  правописание 
корней  с  чередованием;

–  написание 
сложных  прилагательных;

–  н-нн 
в  причастиях  и 
прилагательных;

–  не 
с  прилагательными  и 
причастиями.

–  написание  
производных  предлогов;

–  запятая 
при  однородных  членах 
предложения;

–  запятая 
в  сложном  предложении;

–  запятые 
при  причастном  и 
деепричастном  обороте

Грамматические 
задания  направлены  на 
выявление уровня  сформированности  практических 
умений  и  навыков.

Утром  участники  похода 
снова  отправляются  в 
путь,  рассчитывая  сегодня 
подняться  на  вершину 
горы.  Она  невысокая, 
но  с  четырьмя 
уступами.

Едва  приметная 
извилистая  тропинка   вьётся 
по  берегу  неширокой 
горной  речонки, берущей  начало 
у  ледника,  а 
затем резко  взбирается  влево. 
Путешественники  с  трудом 
преодолевают  крутой  подъём.

Тропинка  огибает  беспорядочные 
нагромождения  камней,  осложняющие 
путь.  Приходится  преодолевать 
и  эти  препятствия. 
Мешают  и   заросли 
дикой  малины,  усеянные 
ещё неспелыми  ягодами.  Её 
колючие  ветви  цепляются 
за  рюкзаки,  одежду.

Вот  и 
вершина.  Здесь  туристы 
располагаются  на  отдых. 
Отсюда  открывается  чудесная 
панорама.  Слева  от 
подножия  горы расстилается  долина, 
покрытая  тёмно-зелёным  лесом. 
Кое-где  блестят  на 
солнце  зеркала  небольших 
озёр.  В  течение 
тысячелетий  зарастали  их 
берега  густой  растительностью.  Справа 
простирается  бесконечная  цепь 
холмов,  сплошь  покрытых 
зеленью.

Весь  день 
туристы  наслаждались  красотой 
гор,  загорали,  распевали 
под  аккомпанемент  гитары 
песни.  Только  к вечеру, 
боясь заблудиться в  темноте,
они  вернулись  на 
тропу,  ведущую  в 
лагерь,  делясь своими  впечатлениями 
о  походе.  (147 
слов)

1.   Разобрать  слова 
по  составу.

Вариант: 
беспорядочные,  тропинка                         
вариант:  бесконечная,  усеянные

Вариант:   камней                                               вариант: 
лесом

3. Синтаксический 
разбор  предложения.

Вариант: 
Тропинка  огибает 
беспорядочное  нагромождение  камней, 
осложняющих  путь.

Вариант:  Справа 
у  подножия  горы  
расстилается  долина,  покрытая 
тёмно-зелёным  лесом.

Содержание  контрольного  диктанта 
направлено  на  выявление 
уровня  развития  умений, 
выбора  условий  для  написания:

–  н-нн 
в  прилагательных;

–  не 
с  прилагательными,  наречиями 
и  глаголами;

–  запятые 
при  причастном  и 
деепричастном  обороте

Грамматические 
задания  направлены  на 
выявление уровня  сформированности  практических 
умений  и  навыков:

– синтаксического 
разбора  предложения;

– разбора  по  составу 
слова;

– умения 
подбирать  проверочные  слова.

Я 
вышел  из  дома ночью, 
потому  что  предполагал 
добраться  до  утиного 
озера  к  рассвету. 
Шёл  по  пыльной 
дороге,  спускаясь  в неглубокие 
овраги,  поднимался  на 
пригорки,  пересекая  редкие 
сосновые  борки,  с 
застоявшимся  в  них 
запахом  смолы    и 
земляники,  снова  выходил 
к  полю.

Никто 
не  обгонял  меня, 
и  я ни  с 
кем  не  встретился. 
Вдоль  дороги  тянулась 
рожь.  Она  созревала 
уже  и  стояла 
неподвижно,  чуть-чуть  светлея 
в  темноте.  Скоро 
дорога  ушла  влево, 
и  я  ступил 
на  твёрдую  тропинку, 
извивающуюся  вдоль  берега 
небольшой,  но  глубокой 
речонки.  Плывущие  по 
ней  брёвна  изредка 
сталкивались  друг  с 
другом,  и  тогда 
раздавался  слабый  звук, 
будто  кто-то  стучал 
топором  по  дереву.

На 
другой  стороне  реки 
яркой  точкой  горел 
костёр,  и  узкая 
прерывистая  полоска  света 
тянулась  от  него 
далеко  по  воде.

Я 
прибавил  шаг,  миновал 
осиновый  подлесок  и 
в  небольшой   ложбинке, 
окруж1нной  со  всех 
сторон  густым  лесом, 
увидел  костёр.  Возле 
него,  подперев  рукой  голову,  пристроился человек.  Он 
что-то  негромко  напевал.

1. Выписать  по  одному 
слову   с  орфограммой 
в  корне:

Безударной 
гласной,  проверяемой  ударением 
–  1-й  вариант

Чередующейся 
гласной  –  2-й 
вариант

2. Разобрать 
слово  по  составу:

застоявшимися  – 
1-й  вариант                                           извивающуюся  – 
2-й  вариант

3. Произведите 
синтаксический  разбор  предложения:

Она  созревала 
уже  и  стояла 
неподвижно,  чуть-чуть  светлея 
в  темноте.  – 
1-й  вариант

Возле  него, 
подперев  рукой  голову, 
пристроился человек.  – 
2-й  вариант

Оцените статью
Экодиктант - Помощь