Пустыня. Самолёт приземлился на ровную, горячую, как сковорода, глиняную площадку. Заглянув в лицо пустыни, я долго не мог прийти в себя.
Знакомая с детства по картинкам и книжкам пустыня теперь держала меня в своих совсем не ласковых объятиях.
Захватывающая дух жара, взбитая ветром пыль, полинявшее небо, верблюд с равнодушной мордой. На минуту показалось, что нет на земле ни больших городов, ни лесов, ни облаков на небе. Только этот вот горячий ветер и барханы, барханы. Таковы впечатления первого дня.
Есть жизнь в пустыне! Приспособилась она и к песку, и к жаре, и к безводью.
(По В. Пескову)
1. Подчеркнуть основы предложений.
2. Указать типы односоставных предложений.
Захватывающая дух жара, взбитая ветром пыль, полинявшее небо, верблюд с равнодушной мордой (назывное).
На минуту показалось (безличное), что нет на земле ни больших городов, ни лесов, ни облаков на небе (безличное).
Но, пожив в Каракумах неделю, делаешь открытие (определенно-личное).
В песке зашевелились (неопределенно-личное).
Только этот вот горячий ветер и барханы, барханы (назывное).
3. Выполнить синтаксический разбор и построить схему предложения.
1-й вариант – третье предложение;
2-й вариант – первое предложение четвёртого абзаца.
Но, пожив в Каракумах неделю, делаешь открытие.
В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. Крокодилов не любит никто. Этот огромный ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может переломить ноги взрослой антилопе.
Крокодил – искусный охотник. * Часами он может лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза. Стоит кому-то приблизиться к водопою, от жажды потеряв бдительность, он мгновенно бросается на жертву; в Африке ею чаще всего бывают антилопы.
Размеры жертвы крокодила ничуть не смущают. **На суше он её не убивает, а тащит в воду и топит. Рвать жертву сразу хищник не станет, а поместит за корягу или в пещеру, вырытую для этого в берегу или под водой, и подождёт, пока добыча «отмокнет».
Желудок крокодила – адский химический комбинат, переваривающий шерсть, рога, копыта. * Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке, как в кислоте.
Суши крокодил не избегает. Излюбленное его занятие – греться на песчаном берегу водоёма. **При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая вперёд задние ноги. Здесь он хозяин.
1. Синтаксический разбор + характеристика + выписать словосочетания
1-й вариант – Часами он может лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено деепричастным оборотом).
Может лежать часами; может лежать в воде; высунув лишь ноздри, высунув на поверхность; высунув глаза; выпуклые глаза.
2-й вариант – На суше он её не убивает, а тащит в воду и топит.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми, соединенными союзами «а»; «и»).
Не убивает ее; не убивает на суше; тащит в воду.
2. Графически объяснить знаки препинания в 1-м, 2-м предложениях 2-го абзаца, 1 -м предложении 4-го абзаца, 2-м, 3-м предложениях 5-го абзаца.
3. 1) Подчеркнуть, надписав, сказуемые разных видов.
2) Подчеркнуть все обстоятельства в предложениях.
1-й вариант – *
2-й вариант – **
Цель:
проверить знания, умения
и навыки учащихся
на начало учебного
года.
Содержание контрольного диктанта
направлено на выявление
уровня развития умений,
выбора условий для
написания:
– проверяемые
безударные гласные;
– непроверяемые
безударные гласные;
– правописание окончаний имён
существительных;
– написание
непроизносимых согласных:
– правописание
корней с чередованием;
– написание
сложных прилагательных;
– н-нн
в причастиях и
прилагательных;
– не
с прилагательными и
причастиями.
– написание
производных предлогов;
– запятая
при однородных членах
предложения;
– запятая
в сложном предложении;
– запятые
при причастном и
деепричастном обороте
Грамматические
задания направлены на
выявление уровня сформированности практических
умений и навыков.
Утром участники похода
снова отправляются в
путь, рассчитывая сегодня
подняться на вершину
горы. Она невысокая,
но с четырьмя
уступами.
Едва приметная
извилистая тропинка вьётся
по берегу неширокой
горной речонки, берущей начало
у ледника, а
затем резко взбирается влево.
Путешественники с трудом
преодолевают крутой подъём.
Тропинка огибает беспорядочные
нагромождения камней, осложняющие
путь. Приходится преодолевать
и эти препятствия.
Мешают и заросли
дикой малины, усеянные
ещё неспелыми ягодами. Её
колючие ветви цепляются
за рюкзаки, одежду.
Вот и
вершина. Здесь туристы
располагаются на отдых.
Отсюда открывается чудесная
панорама. Слева от
подножия горы расстилается долина,
покрытая тёмно-зелёным лесом.
Кое-где блестят на
солнце зеркала небольших
озёр. В течение
тысячелетий зарастали их
берега густой растительностью. Справа
простирается бесконечная цепь
холмов, сплошь покрытых
зеленью.
Весь день
туристы наслаждались красотой
гор, загорали, распевали
под аккомпанемент гитары
песни. Только к вечеру,
боясь заблудиться в темноте,
они вернулись на
тропу, ведущую в
лагерь, делясь своими впечатлениями
о походе. (147
слов)
1. Разобрать слова
по составу.
Вариант:
беспорядочные, тропинка
вариант: бесконечная, усеянные
Вариант: камней вариант:
лесом
3. Синтаксический
разбор предложения.
Вариант:
Тропинка огибает
беспорядочное нагромождение камней,
осложняющих путь.
Вариант: Справа
у подножия горы
расстилается долина, покрытая
тёмно-зелёным лесом.
Содержание контрольного диктанта
направлено на выявление
уровня развития умений,
выбора условий для написания:
– н-нн
в прилагательных;
– не
с прилагательными, наречиями
и глаголами;
– запятые
при причастном и
деепричастном обороте
Грамматические
задания направлены на
выявление уровня сформированности практических
умений и навыков:
– синтаксического
разбора предложения;
– разбора по составу
слова;
– умения
подбирать проверочные слова.
Я
вышел из дома ночью,
потому что предполагал
добраться до утиного
озера к рассвету.
Шёл по пыльной
дороге, спускаясь в неглубокие
овраги, поднимался на
пригорки, пересекая редкие
сосновые борки, с
застоявшимся в них
запахом смолы и
земляники, снова выходил
к полю.
Никто
не обгонял меня,
и я ни с
кем не встретился.
Вдоль дороги тянулась
рожь. Она созревала
уже и стояла
неподвижно, чуть-чуть светлея
в темноте. Скоро
дорога ушла влево,
и я ступил
на твёрдую тропинку,
извивающуюся вдоль берега
небольшой, но глубокой
речонки. Плывущие по
ней брёвна изредка
сталкивались друг с
другом, и тогда
раздавался слабый звук,
будто кто-то стучал
топором по дереву.
На
другой стороне реки
яркой точкой горел
костёр, и узкая
прерывистая полоска света
тянулась от него
далеко по воде.
Я
прибавил шаг, миновал
осиновый подлесок и
в небольшой ложбинке,
окруж1нной со всех
сторон густым лесом,
увидел костёр. Возле
него, подперев рукой голову, пристроился человек. Он
что-то негромко напевал.
1. Выписать по одному
слову с орфограммой
в корне:
Безударной
гласной, проверяемой ударением
– 1-й вариант
Чередующейся
гласной – 2-й
вариант
2. Разобрать
слово по составу:
застоявшимися –
1-й вариант извивающуюся –
2-й вариант
3. Произведите
синтаксический разбор предложения:
Она созревала
уже и стояла
неподвижно, чуть-чуть светлея
в темноте. –
1-й вариант
Возле него,
подперев рукой голову,
пристроился человек. –
2-й вариант