Среди упражнений,
с помощью которых происходит формирование
умений и навыков, используется списывание
(простое и осложненное), обучающие
диктанты, а также упражнения творческого
характера: конструирование словосочетаний
и предложений, изложения и сочинения
малых форм; разные виды грамматического
разбора. В методике разработаны различные
виды обучающих диктантов. Рассмотрим
их виды и приемы проведения.
Комментированное
письмо.
Учитель
назначает комментатора и его помощника.
Первый объясняет написание продиктованного
и одновременно записывает слово или
предложение. Помощник дополняет
объяснение, если что-то было пропущено.
Главная цель этого вида работы –
предупреждение ошибок, поэтому класс
должен писать одновременно с комментатором,
не опережая его. Попутно развивается
орфографическая и пунктуационная
зоркость учащихся.
Диктант с
карточками
удобен на первых этапах закрепления:
дети записывают слова, поднимая карточку
с изучаемой орфограммой, что позволяет
учителю видеть, у кого есть затруднения.
Так, при изучении правила о чередовании
гласных А-О в корне ГАР-ГОР- будут
использованы карточки с буквами А и О.
Возможна такая работа и по пунктуации:
тогда на карточках будут изображены
знаки препинания. С помощью этого вида
работы можно оперативно в конце урока
провести устный диктант, чтобы установить,
насколько освоен новый материал.
Диктант с
обоснованием
используется в тех случаях, когда к
слову можно подобрать проверочное. С
помощью такой работы вырабатывается
орфографическая зоркость и навык
самоконтроля. К диктуемому слову дети
подбирают проверочное, записывают
сначала его, а затем продиктованное.
Например: доказали; запись: докажет –
доказали; шестой; шесть – шестой;
продвижение; двигает – продвижение.
Зрительный
диктант.
2-3 предложения записываются заранее на
доске. Учащиеся поочередно смотрят на
предложение, запоминают его и пишут в
тетрадях. При этом учитель строго
дозирует время предъявления примера.
Ценность этого вида работы в том, что
развивается внимание и зрительная
память детей. Текстом для диктанта могут
служить отрывки из любых школьных
учебников. Ученики по команде учителя
читают пример, запоминают его, затем
закрывают книгу и записывают предложение.
Затем так же переходят к следующей фразе
и т.д.
Выборочный
диктант
способствует развитию мышления учащихся.
Из диктуемых примеров или текста
выписываются слова или конструкции по
заданию учителя (например, только слова
с чередующимися гласными в корне слова;
или только предложения с деепричастными
оборотами). В методических пособиях
можно встретить также термины
«распределительный» и «сортировочный»
диктанты. Дети выписывают слова,
распределяя их в два столбика (например:
слова с –Н- и –НН-) или в несколько
столбиков, с учетом их принадлежности
к той или иной части речи.
Понятийный
диктант (его
еще называют «Замени одним словом»).
Учитель читает логическое определение
слова, а записать надо само понятие.
Например, при изучении несклоняемых
имен существительных такой диктант
помогает усвоить и смысл иноязычных
слов, обогащая словарь детей: 1. Порода
малорослых лошадей (пони); 2. аркан с
петлей для ловли животных (лассо); 3.
точное воспроизведение чьей-либо подписи
(факсимиле). С помощью такого диктанта
можно проверить и знание терминологии
русского языка.
Объяснительный
диктант
требует уже почти сформированного
навыка и носит полуобучающий,
полуконтрольный характер. Учащиеся
сначала записывают предложение, а затем
объясняют написание. Такую работу на
уроке изучения новой темы рекомендуется
проводить в конце занятия, когда правило
в основном освоено.
Самодиктант.
Ученики поочередно диктуют классу или
отвечающему у доски слова на заданное
правило, что расширяет их словарный
запас, учит видеть и удерживать в памяти
такие примеры.
Цифровой диктант
позволяет быстро проверить знания
детей. Учитель называет слово, дети в
числителе пишут его порядковый номер,
а в знаменателе нужную орфограмму.
Графический
диктант
можно применять при работе с составом
слова или для обозначения структуры
предложений при изучении синтаксиса и
пунктуации. Сами примеры не записываются,
а рисуются соответствующие схемы.
Диктант «Проверяю
себя» является
контрольно-обучающим. Это обычно
репетиция перед контрольной работой.
Дети сначала записывают текст под
диктовку учителя, отмечая знаком вопроса
на полях все затруднения в написании
слов или постановке знаков препинания.
Затем учитель читает текст по предложениям
и вместе с учениками выясняет все их
вопросы. При проверке выставляется две
оценки: одна – за работу на уроке (если
исправлены все ошибки, ученик получит
пятерку), вторая – за фактическую
грамотность (будут учтены все исправления
и оставшиеся неисправленными ошибки).
Польза от такой работы в том, что в
контрольном диктанте дети допускают
затем намного меньше ошибок, так как
затруднения выясняются
при их
активном
участии.
Чтобы правила
правописания усваивались на уровне
навыка, необходимы также упражнения
творческого характера, когда основное
внимание пишущих направлено на содержание
высказывания. Такими диктантами являются
творческие и свободные.
Свободный диктант
особенно
полезно проводить в классах, где дети
не умеют писать изложения, так как не в
состоянии подробно запомнить текст.
Для этого вида работы нужно использовать
связный текст, который легко членится
на 2-3 небольших абзаца. Сначала учитель
знакомит детей со всем отрывком, а затем
диктует его по абзацам. Послушав первый
абзац, дети записывают его, стараясь
как можно подробнее воспроизвести
услышанное, а также употребить изучаемое
языковое явление. Так записываются все
части диктанта. В конце работы 1-2 человека
читают свои изложения, а класс оценивает,
насколько им удалось справиться с
заданием. При этом ученики усваивают
путем подражания образцы литературного
языка.
«Немой диктант»
представляет собой репортаж с места
события. Учитель намечает порядок
действий, которые он или кто-то из
подготовленных учеников продемонстрирует
классу, а зрители должны будут описать
эти действия, употребив слова на изучаемое
правило. Так, слова с приставками ПРЕ-
и ПРИ- будут естественно использованы
при обозначении действий учителя:
приклеив марку к конверту, он прикрепляет
его кнопкой к доске; затем, приоткрыв
дверь, присядет на стул. Начало и конец
сценки учитель обозначает хлопками в
ладоши. Такая работа развивает
наблюдательность и вызывает неподдельный
интерес к изучаемому материалу.
Виды диктантов
Лекция по методике преподавания русского
языка. Н. М. Ротанова
В
Словаре русского языка значение слова
«диктант» определяется так: диктант
– письменная работа для упражнения в
правописании, состоящая в записывании
диктуемого текста.
Следовательно, главное в диктанте –
это запись слова со слуха, запись,
которая рассчитана на выработку умения
найти орфограмму (пунктограмму) и
правильно записать её. Сущность такого
упражнения очень верно определила Л. П.
Федоренко: «Диктант является упражнением,
которое строится на сравнении произношения
с написанием».
Современная
методика предлагает новые виды диктантов,
и определение самого понятия тоже
несколько изменилось (усложнилось):
диктант –
практический метод обучения, метод
формирования учебно- языковых, правописных
и речевых умений; это упражнение,
состоящее в воспроизведении услышанного
(в записывании диктуемого) текста или
его элементов, а также зрительно
воспринятого и, в отличие от списывания,
фиксируемого по памяти
(т.е. во время записи графический облик
воспринятого мысленно воспроизводится).
Все виды
диктантов можно разделить на группы
по определенным основаниям:
Терминология
(названия) диктантов, отличающихся по
методике проведения, не вполне корректна,
однако именно так их называют в школьной
практике преподавания, поэтому мы
используем те же названия для разных
видов диктантов.
Методика проведения диктантов разных видов
Контрольный
диктант.
Контрольным диктантом традиционно
называют слуховой пунктуационно-орфографический
диктант без изменения текста, занимающий
весь урок. Проведение такого диктанта
имеет смысл только в том случае, если
ему предшествовало выполнение целой
серии тренировочных упражнений на те
же правила и если учащиеся могут считаться
уже достаточно подготовленными.
Контрольный диктант не имеет целью
уличить детей в неграмотности, проверяем
усвоение того, чему учили.
Текст
для диктанта подбирает сам учитель.
Содержание текста должно быть понятным
детям, по характеру орфограмм и пунктограмм
диктант должен соответствовать программе
и разделам, пройденным к моменту его
проведения. Текст диктанта должен
включать не только орфограммы на
последние изученные правила, но и слова,
затруднившие учащихся в предыдущих
письменных работах (т.е. слова, которые
дети неверно написали в предыдущих
диктантах или письменных домашних
работах).
Замечено,
что к концу диктанта дети допускают
большее количество ошибок, описок,
помарок. Это объясняется утомлением
учащихся, ослаблением внимания к концу
напряженной работы. Замечено также, что
в начале диктанта при прочих равных
условиях может быть несколько больше
ошибок, чем в середине его, это нужно
отнести за счет того, что учащиеся еще
не успели сосредоточиться, втянуться
в работу. Поэтому наибольшее количество
орфограмм (тем более трудных) должно
быть в средней части текста. Готовые
тексты диктантов (в специальных сборниках,
методических пособиях для учителя),
как правило, не учитывают этой проблемы
и тем более не могут учесть подготовку
конкретного класса. В такой ситуации
учителю целесообразнее составить текст
диктанта самому, включив в него необходимые
для конкретного класса трудные слова
и распределив орфограммы и пунктограммы
с учетом психологии восприятия и
воспроизведения текста.
Если в тексте
диктанта вы не смогли обойтись без слов,
еще неизвестных детям, эти слова нужно
заранее выписать на доску, перед диктантом
объяснить их значение, а во время диктовки
обратить внимание ребят на написанное
на доске еще раз.
После
окончания диктовки надо дать ученикам
5-7 минут для самостоятельного исправления
ошибок. Проверка может проводиться
двумя способами: сразу после окончания
диктовки ребята начинают самостоятельную
проверку или учитель еще раз целиком
читает текст, подолгу останавливаясь
на точках, давая школьникам возможность
проверить каждое предложение (как
показывает практика, пауза по
продолжительности может быть равна
троекратному прочтению предложения в
нормальном темпе).
О диктанте
учащиеся должны быть предупреждены
заранее, полезно также назвать правила,
знание которых преимущественно будет
проверяться.
Контрольные
диктанты не рекомендуется проводить в
понедельник, субботу, после праздника,
сразу после каникул, на первом и последнем
уроках, в непривычной обстановке, не
следует пересаживать ученика на другое
место перед написанием диктанта (даже
в целях предупреждения списывания).
Контрольный
диктант может быть осложнен дополнительным
грамматическим заданием (например,
языковым разбором – полным или частичным).
Диктант
«Проверяю себя».
Преимущество этого диктанта перед
другими заключается в том, что он
тренирует не только в применении правил,
но, что самое важное, в обнаружении
орфограмм и пунктограмм, т.е. развивает
орфографическую и пунктуационную
зоркость.
Особенностью
данного диктанта является то, что по
написании его учащиеся имеют право
задать учителю любой вопрос, касающийся
правописания, получить ответ, исправить
ошибку, и оценка за это не будет.
Учащиеся
задают только те вопросы, которые их
более всего интересуют, поэтому степень
внимательности учеников обычно бывает
высокая, тем более что не исправленные
учеником, но объясненные в классе ошибки
считаются каждая за две.
Методика
проведения диктанта «Проверяю себя»
состоит в том, что учитель диктует, а
ученики в процессе записывания текста
подчеркивают все сомнительные для них
места, чтобы потом спросить, правильно
ли они написали. Такие подчеркивания
нужны, чтобы не забыть спросить после
написания всего диктанта. Наличие
исправлений не влияет на оценку, но
каждая пропущенная ошибка, как уже
говорилось, считается за две.
Перед
тем как применить диктант «Проверяю
себя», необходимо объяснить учащимся
сущность работы и порядок её проведения,
подготовить их к тому, чтобы они не
стеснялись спрашивать, но и не стремились
спросить обо всех абсолютно сомнительных
случаях.
На один и тот же вопрос учитель дважды
не отвечает, поэтому ученики должны
быть предельно внимательны при проверке.
Учитель сложность вопроса не комментирует,
отвечает на любой заданный вопрос
коротко, четко, в серьезной и доброжелательной
форме. Проверка организуется по каждому
предложению по порядку, начиная с
первого, чтобы у детей была возможность
быстро найти в своей тетради орфограмму
или пунктограмму, которую комментирует
учитель.
Самопроверочный
диктант
(диктант с самопроверкой). Диктант этого
вида имеет меньший объем, нежели обычный
текстовый диктант. На написание под
диктовку отводится до 20 минут урока,
остальное время используется для
самопроверки и языкового разбора.
Для
организации такой работы текст диктанта
нужно заранее размножить, если его нет
в учебной книге, экземпляр текста для
самопроверки выдается после написания
под диктовку каждому
ученику. Ребята сверяют текст в тетради
с контрольным экземпляром, делают
исправления, оценка снижается только
за пропущенные ошибки, причем каждая
считается за две, как при написании
диктанта «Проверяю себя». Чтобы повысить
осознанность выполняемой работы, дается
дополнительное задание в виде
орфографического и пунктуационного
разбора трудных случаев написания.
Данный вид
диктанта эффективен при изучении так
называемых словарных слов. Проверку
словарного диктанта по контрольной
карточке необходимо сопровождать
орфографическим чтением: ученик, сверяя
слово, тихо произносит его так, как оно
пишется (т.е. проговаривая каждую букву).
Подготовленный
диктант.
Текст, по которому будет проведена
диктовка, указывается заранее. В течение
2-3 дней ребята должны изучить его, найти
объяснение всем трудным случаям написания
(могут обращаться за помощью к
одноклассникам, учителю, учебникам).
После написания под диктовку учащимся
целесообразно раздать индивидуальные
задания для орфографического и
пунктуационного разбора, т.е. для
письменного объяснения некоторых
трудных случаев написания. Этот вид
диктанта, как и предыдущие два, дают
возможность школьникам «учиться
победно» (В. Ф. Шаталов), но и оценивается
так же строго.
Диктант с
обоснованием.
Проводится как орфографический. Сущность
данного вида диктанта заключается в
следующем:
–
ученик должен письменно
и предельно сжато
обосновать написание диктуемого слова,
что требует максимального напряжения
внимания и памяти пишущего (если диктуется
текст, то перед началом работы учитель
называет орфограмму, требующую объяснения;
например, перед диктовкой дается задание
письменно обосновать выбор безударной
гласной в окончаниях всех частей речи);
–
обоснование должно предшествовать
написанию, что приучает детей сначала
подумать, а потом написать; правда, как
показывает практика, учащимся легче
пропустить букву при написании слова,
дать письменное обоснование выбора
буквы, а затем вписать её в слово. Шутя
мы называем такую запись «письмо с
дырками»;
–
обоснование может заключаться в написании
проверочного слова, в ссылке на падеж,
спряжение и т.д., графическом обозначении
орфограммы. Запись слова с обоснование
может выглядеть так: Мы
часто (писать
– 1 спр.) пишем
друзьям письма. Зима (расстелить
– искл.) расстелет
на поле пуховое белое одеяло;
или
сначала так: р
стение, прик
сновение,
приб раю,
(на равные части, искл.) пор
вну
– затем (после графического объяснения)
так: растение,
прикосновение,
прибираю,
(на равные
части, искл.) поровну.
Разъяснив
ребятам, в чем заключается сущность
работы, учитель медленно диктует текст,
делая паузы там, где необходимо при
письме дать объяснение.
Самодиктант
(письмо по памяти). Для усвоения ряда
орфограмм, запоминание которых
основывается по преимуществу на
зрительных восприятиях, наряду с другими
видами работ используется и письмо по
памяти. Самодиктант может проводиться
с целью усвоения и закрепления навыка
правописания слов с безударными гласными,
слитного и раздельного написания
наречий, традиционных написаний и
написаний, представляющих собой
исключения из правила.
Текст диктанта
заучивается наизусть после орфографического
и пунктуационного анализа в классе;
текстом для такого вида работы может
также служить любой (подходящий с точки
зрения правописания) известный детям
текст, например стихотворение или
прозаический отрывок, которые ученики
заучивали для урока литературы.
Этот диктант,
как и подготовленный, оценивается строже
других, так как у ребят была возможность
не просто заучить графический облик
текста, но осознанно запомнить, как
правильно расставить знаки препинания
и написать слова.
После написания
такого диктанта учитель может дать
дополнительное (может быть и индивидуальное)
задание, например:
– выпишите слова
с безударной гласной в корне, сначала
– с проверяемой ударением, затем с
непроверяемой, потом с чередующимися
гласными в корне слова;
– расставьте
ударения в словах и подчеркните в тексте
диктанта все безударные гласные;
–
графически объясните обособление
определений;
–
графически на полях объясните отсутствие
запятой перед союзом И в сложном
предложении и т.п.
Немой
диктант может проводиться и с показом
орфографических карточек, на которых
написаны слова с пропуском букв. Учитель
молча показывает карточки, дети записывают
слова, вставляя пропущенные буквы; затем
учитель в том же порядке показывает
карточки с этими словами, но без пропусков
букв – дети сверяют написанное в тетради
(как в диктанте с самопроверкой). Можно
для немого диктанта использовать и
картинки, на которых изображены предметы,
действия и т.п. Можно даже подготовить
с несколькими учениками накануне урока
сценку-пантомиму, которую они разыграют
перед остальными учащимися в качестве
текста диктанта. Наблюдая за действиями
ребят, одноклассники по заданию учителя
должны будут записать либо предложения
определенной структуры, либо слова
заданной части речи, либо слова с заданной
орфограммой и т.д. Одна из основных
задач – полная тишина в классе!
«Зри в
корень».
Как показывает анализ сочинений
выпускников школы, одной из самых
частотных остается ошибка, отражающая
незнание орфограммы №1 – это безударные
гласные в корне слова, проверяемые
ударением. Ошибки на это правило не
являются однотипными, так как всякий
раз ученик должен продемонстрировать
умение подбирать конкретное проверочное
слово. А умение это опирается на понимание
смысла слова, на знание лексического
значения корня, которое ученик должен
соотносить с определенным графическим
обликом (например: скрипеть – скрепить,
прожевал – проживал, старожила –
сторожила, развивался – развевался и
т.п.).
Учитывая
знание школьников о морфологическом
принципе русской орфографии, который
утверждает единообразное написание
морфем, и о чередовании звуков в корнях
слов, диктант «Зри в корень» решает
задачу привлечь внимание ребят к
графическому виду корня и сформировать
умение соотносить значение корня и его
написание.
Опорными
в данном случае являются умения ставить
в слове ударение и производить разбор
слова по составу (в частности, находить
корень).
– учитель диктует
слова с безударными гласными в корне
слова, ученики записывают только корень
услышанного слова;
–
открываем заранее заготовленный на
закрытой доске текст диктанта, корни в
словах выделены, учащиеся сверяют
зафиксированные в тетради корни
услышанных ими слов и выделенные корни;
– объясняем ошибки.
В
качестве подготовительного упражнения
можно предложить следующее: на доске
записываем корни слов, учащимся даем
задание записать в тетрадь с каждым
корнем слово, но корень в примере должен
быть безударным. Во время устной проверки
подбираем проверочное слово.
«Четвёртое
лишнее».
По содержанию может быть любым. Развивает
логическое мышление детей: в процессе
выполнения учащиеся активно сопоставляют
языковые факты. Сложным является не
только выполнение диктанта, но и его
составление. Обычно это тематическая
подборка, 4-5 строк из четырех слов, одно
из которых должно отличаться от
всех
только одним признаком (составителю
диктанта необходимо всесторонне
проанализировать слова, которые он
включает в диктант). Например:
«Культура
речи. Форма множественного числа
существительных»
3.
Грабли, туфли,
грязнули, мямли (нулевое окончание в
Р.п.).
4.
Доктор, директор, профессор, ректор
(окончание -а
в Им.п.).
Можно записать
под диктовку весь текст диктанта, затем
дать время ребятам подумать, после чего
попросить назвать лишнее слово в каждой
строке, объясняя выбор. А можно то же
самое делать построчно.
«Подскажи
словечко».
Орфографический диктант с изменением
текста. Включает элемент занимательности:
дети должны подобрать слово в рифму
прочитанному учителем, но с заданной
орфограммой. Например, тема «Слитное и
раздельное написание наречий»:
Два
цветка, два гладиолуса
Великаны
сосны в ясный день
Когда учитель
в первый раз предлагает пятиклассникам
такой диктант, он может предварить
работу стишком из детской книжки:
Гладко,
плавно лился стих,
Вдруг
споткнулся и притих.
Ждёт он
и вздыхает:
Чтобы
снова в добрый путь
Стих
потёк, как речка,
Подскажи
словечко. (Е. Серова)
Чаще всего
этот диктант используют для изучения
слов с непроверяемой орфограммой
(словарных слов). Учитель сам может
сочинить для нужных ему слов двустишия
или четверостишия. Например:
Рвутся в небо
неустанно
Брызги света всюду
льют!
По реке плывет
бревно –
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку
угодил,
Живет спокойно,
не спешит,
На всякий случай
носит щит.
Под ним, не зная
страха,
Он ходит, голову
задрав,
Не потому, что
важный граф,
Не потому, что
гордый нрав,
Трещала с самого
утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»
А что – пора?
Такая с ней морока,
Погляди
на молодцов: Золотой
и молодой
Веселы
и бойки, За неделю
стал седой,
Волокут
со всех концов А денёчка
через два
Матерьял
для стройки Облысела
голова.
Без
работы, хоть убей,
Спрячу-ка в карманчик
Злая,
как волчица, Муха ахнула
сперва: «Ах, какие кружева!»
Жжётся,
как горчица! А попала в кружева
– и пропала голова!
Что
это за диво?! Бедняжка,
словно в тине,
«Пойми
меня».
Лексический диктант с изменением
текста. Целью является запоминание
(разучивание) лексического значения
слов, которые учитель использует в
работе по обогащению словарного запаса
школьников. Текстом диктанта являются
лексические значения слов, т.е. учитель
читает определения понятий, а ученики
записывают в тетрадь слово, соответствующее
этому определению. Во время проверки
может быть проведена попутно
орфографическая работа (ученик, называющий
записанные им слова, может просто
прочитать слово орфографически, т.е.
выговаривая его так, как оно пишется).
Например:
Учитель
читает
Ученики записывают
1.
Мировосприятие, проникнутое жизнера-
оптимизм
достностью,
верой в лучшее.
2. Особые права,
льготы, данные законом.
привилегия
3. Случай,
поступок, имевший место в прошлом,
и
служащий примером или оправданием для
прецедент
последующих
случаев этого же рода.
4. Первенство
по времени в открытии,
изобретении
чего-нибудь; преимущественное
приоритет
«По следам
выполненных упражнений».
Текст диктанта могут составить и сами
ученики: в него включаются слова из
ранее выполненных письменных работ, в
этих словах были допущены ошибки.
Возможно, над ними уже проводилась
работа, но для формирования орфографического
навыка необходимы систематические
упражнения. Один ученик может писать
под диктовку на закрытой доске, остальные
в тетрадях. По очереди (по цепочке)
ребята называют слова, в которых когда-то
ошиблись, подчеркивают орфограммы.
Проверка проводится «с доской»: все
вместе проверяют работу ученика на
закрытой доске, объясняют правильное
написание слов.
Если
преподаватель заинтересован в успехах
своих ребят, он ведет учет ошибок каждого
ученика, проверяя диктанты, сочинения,
изложения и письменные домашние работы.
Это и будет материалом для данного
диктанта.
Сигнальный
диктант.
Проводится устно (без записи), позволяет
экономить время урока, проконтролировать
процесс усвоения материала. Первоначально
введен в работу как словарный
орфографический диктант с изменением
текста, сейчас используется более
широко. Для ответа учащиеся используют
сигнальные карточки, на которых изображены
буквы И, Е, А, О, т.е. «конкурирующие» при
написании слов с безударными гласными.
У
всех ребят карточки одного размера
(четверть тетрадного листа), буквы
нарисованы одинаково и тоже одного
размера, кроме того, на всех карточках
одинаково использован цвет: буквы А,
И, например, синего цвета, а буквы О, Е
– красного (если сигнальный диктант
используется в обучении несколько лет,
то цвет букв важно не менять). Для
слитно/раздельных написаний можно
использовать «светофор»: красная
карточка означает слитное написание,
желтая – дефисное (полуслитное), зелёная
– раздельное.
Объявляется
тема, например: «Безударные гласные в
корне слова» или «Безударные личные
окончания глагола» и т.д. Учитель диктует
слово – дети поднимают нужную букву
(карточку). Преподаватель сразу видит,
насколько хорошо в целом дети усвоили
материал (благодаря цвету) и кто из ребят
ошибся. Этого ученика просят объяснить,
почему он дал такой ответ.
Графический
диктант.
Это диктант с изменением текста, причем
изменение текста достигает как бы
предела: учащиеся записывают текст в
виде условных знаков (т.е. не пишут даже
слов). Первоначально этот диктант
использовался только при изучении
синтаксиса и пунктуации. Вместо
предложений ученики записывали схемы
этих предложений (следовательно, умение
составлять схему является опорным в
данном случае).
От
обычного составление схем эта работа
отличается тем, что схемы составляются
не после записи предложения, а вообще
без визуального восприятия его.
Предложение может быть записано (или
представлено уже в готовой записи)
только после составления схемы на этапе
проверки. Преимущество графического
диктанта перед обычным составлением
схем в том, что развивает у школьников
грамматическую зоркость, учит воспринимать
на слух не только конкретное содержание
текста, но и его грамматическую структуру.
Этот
диктант требует сложной мыслительной
работы и определенного уровня усвоения
материала, поэтому графический диктант
можно считать упражнением, подводящим
итог работе над темой.
Выборочный
диктант.
Этот вид диктанта не только совершенствует
определенные практические навыки
ученика в области русского языка, Но и
активно влияет на развитие его
познавательных способностей – внимания,
памяти, мышления.
Трудность
этого вида диктанта в том, что диктуемый
учителем текст воспринимается только
на слух, одновременно над ним производится
аналитико-синтетическая работа по
выбору необходимого материала в
соответствии с заданием, а результаты
должны быть точно зафиксированы в
тетради. Поэтому до проведения этого
диктанта нужно научить детей производить
выборочное списывание. Это упражнение
легче, т.к. текст воспринимается визуально,
и ученик может сколько угодно раз
вернуться к написанному при анализе.
Выборочно-распределительный
диктант.
Из воспринятого на слух текста ученики
должны выбрать 2 или 3 указанных языковых
факта и на основании определенных
признаков распределить их в 2 или 3
столбика. Например, дается задание
найти в диктуемом тексте слова с
безударными гласными в корне слова и
записать их, распределяя в столбики:
1) проверяемые ударением, 2) непроверяемые,
3) чередующиеся.
Этот
вид диктанта сложнее, чем выборочный,
т.к. в работе над воспринимаемым на слух
текстом добавляется еще одна мыслительная
операция. Ученику нужно не только
опознать (выбрать) языковое явление по
определенным признакам (т.е. сопоставить
с остальными языковыми фактами), но и,
сравнивая уже выбранное, распределить
в группы в соответствии с каким-то
признаком.
Свободный
диктант.
Одна из основных целей этого диктанта
– развитие
речи учащихся.
Свободный диктант – это такая запись
воспринимаемого на слух текста, при
которой учащимся предоставляется право
свободного выбора слов и речевых
конструкций для изложения данного
содержание. Но это не изложение, так как
право заменить слово или конструкцию
предложения (не исказив при этом смысла
диктуемого текста) должно быть
мотивировано стремлением ученика не
допустить ошибку. Кроме того, дети не
пересказывают текст, а записывают его
под диктовку
учителя, но диктует он не предложениями
(как, например, при проведении контрольного
диктанта), а законченными по смыслу
фразами в несколько предложений – два
или три. Перед учащимися ставится задача,
как можно ближе к тексту изложить
диктуемое, при этом можно заменять
синонимами слова, в написании которых
ученик сомневается, и выбирать
синтаксические конструкции, пунктуационное
оформление которых не затрудняет
ученика.
Работа
начинается с прочтения текста целиком,
определения темы и основной мысли
текста, могут быть проведены и
стилистические упражнения по тексту
до его записи под диктовку.
В жизни
довольно часто встречаются ситуации,
когда необходимо коротко, но не искажая
содержания, зафиксировать услышанное
(например, запись протокола).
Диктант с
продолжением.
Одна из основных целей этого диктанта
– развитие
речи
учащихся. Поглощенные возникающими
перед ними орфографическими и
пунктуационными задачами, ученики не
воспринимают (или почти не воспринимают)
содержание диктуемого, тем не менее это
бывает крайне важно, причем не только
для пунктуационного оформления текста,
но и для решения орфографических проблем
(например, слитного и раздельного
написания НЕ, выбора НЕ/НИ).
Диктант
с продолжением – один из видов работы,
решающих эту проблему. Вначале ученики
записывают под диктовку текст, затем
создают свой, тематически связанный с
продиктованным (объем последнего зависит
от характера задания и времени, которое
остается на эту работу).
Текст
диктанта с продолжением по количеству
слов, насыщенности орфограммами и
пунктограммами и т.п.) должен отвечать
требованиям, предъявляемым к текстовому
диктанту вообще (см. информацию о
контрольном диктанте). Кроме того, текст
этого диктанта должен быть таким, чтобы
можно было его продолжить.
Все тексты
для таких диктантов можно разделить на
две группы:
1.
Тексты, которые обрываются так, что
ясно, в каком направлении они могут быть
продолжены. Такие тексты представляют
собой:
а) начало
повествования, доведенного до такого
момента, который подсказывает в общих
чертах дальнейшее развитие действия;
или обрывается перед кульминацией –
дети придумывают её и развязку события;
б)
начало рассуждения, в котором сформулирован
только тезис, или тезис и одно – два
доказательства, или тезис плюс
доказательства, а выводы делает ученик;
в)
начало описания, в котором содержится
его замысел, передается общее впечатление
от описываемого предмета и раскрываются
некоторые из его признаков.
2.
Тексты, представляющие собой законченные
или относительно законченные по смыслу
отрывки, отталкиваясь от которых можно
организовать самостоятельные высказывания
учащихся. Эти тексты либо оканчиваются
вопросом, либо позволяют поставить
вопросы, на которые детям предстоит
ответить. Вопрос может требовать
повествования (рассказа о каком-либо
событии), описания каких-либо объектов
и, наконец, более или менее развернутых
рассуждений для выражения своего мнения.
Диктант
с продолжением можно провести и с
использованием картины (репродукции
картины). В тексте, записываемом под
диктовку, содержатся сведения о
художнике, характеризуется его творчество
и дается ключ к описанию одной из его
картин (репродукция которой вывешивается
в классе). В продолжениях диктанта
учащиеся описывают изображенное на
картине и высказывают свое отношение
к ней.
Перед
проведением данного вида диктанта
учащимся четко объясняется задача по
продуцированию собственной речи. После
того как прочитан текст диктанта,
учитель задает вопросы детям по содержанию
текста и приступает к диктовке, как это
делается обычно. Ко второй части работы
ученики приступают после проверки
диктанта. Задание к сочинению по диктанту
можно (желательно) записать на доске,
чтобы свести к минимуму вопросы учащихся
о предстоящей работе. Самое сложное в
самостоятельной работе учащихся –
писать в авторском ключе, но такая
необходимость возникает, если текст
диктанта представляет собой яркий,
самобытный образец авторского слога.
За работу
выставляется две отметки: одна – за
диктант (в ней учитываются орфографические
и пунктуационные ошибки), другая – за
продолжение, она выставляется в
соответствии с нормами оценки сочинений
и изложений, т.е. за продолжение выставляем
тоже две отметки – за содержание и
грамотность.
Творческие
диктанты.
Одна из основных целей такого диктанта
– развитие
речи
учащихся. К творческим диктантам относят
упражнения, при выполнении которых
учащиеся вставляют
в
диктуемый учителем текст заданные
языковые средства или заменяют
какие-либо языковые средства (задание
оговаривается заранее) синонимами,
лексическими, грамматическими.
При использовании
этого вида диктанта ставятся две задачи:
1)
научить школьников пользоваться
определенными языковыми средствами
(например, вставляя в текст подходящие
по смыслу обобщающие слова, учащиеся
запоминают их, для ребят становится
более понятным конкретизирующий смысл
однородных членов, употребленных при
обобщающих словах; вместе с тем дети
тренируются в расстановке знаков
препинания);
2)
научить школьников точно и более ярко
описывать действительность, при
необходимости используя образные
средства языка; подбирая синонимы,
ребята учатся избегать ненужных повторов,
тавтологий, смысловой избыточности;
начинают лучше чувствовать оттенки в
значении близких по смыслу языковых
средств.
Творческий
диктант можно проводить с использование
картины или художественной фотографии
(репродукции вывешиваются заранее на
доске).
Диктовка
проводится медленнее, чем обычно. До
введения в практику обучения данного
вида диктанта целесообразно провести
предварительную работу со зрительным
восприятием текстов, особенно важно
обратить внимание учащихся на
грамматические синонимы (дети, например,
должны чувствовать разницу в оттенках
смысла, передаваемого такими конструкциями,
как личное двусоставное предложение и
односоставное безличное: Как
пахнут земляника и грибы! – Как пахнет
земляникой и грибами!
В первом случае называется конкретный
запах, а во втором характеризуется
напоённость воздуха лесными запахами).
После
выполнения работы вставки и замены
обсуждаются в классе: два – три ученика
зачитывают свои работы, объясняя выбор
языковых средств, другие дети предлагают
свои варианты замены или вставки.
Ставим задачу:
Включить в описание языковые средства,
характеризующие цвет, запах, звуки;
передать настроение говорящего.
Использовать разнообразные языковые
средства, включая образные.
У
преподавателя должен быть образец
выполненной работы (исходный текст).
Например: Красив
и наряден лес в дни ранней осени. Золотятся
березы, костром горят рябины. Словно
груды малахита, зеленеют молодые ели.
Весёлым многоцветьем радуют осины.
Шелестят под ногами опавшие листья,
кое-где цветут запоздалые цветы, разбавляя
яркие краски леса грустным приветом
ушедшего лета.
Творческий
диктант с заменой
языковых средств легче для учащихся,
правда, это зависит от словарного запаса
ребят и знания грамматических синонимов.
В
качестве пропедевтического упражнения
можно использовать стилистический
анализ текста, по содержанию похожего
на текст творческого диктанта. Например:
Ах, какое
было яркое, ослепительное солнце! Оно
светило, горело изо всех сил. И снег,
блестящий, искрящийся на деревьях,
крышах и заборах, ослепительно сверкал.
Густой дым вышел из трубы кверху, прямо
в синее, ярко-лазоревое небо. Ну и весёлая
же, радостная была Москва в этот солнечный
зимний день.
Восстановленный
диктант.
Одна из основных задач данного вида
работы – развитие
речи
учащихся. Для диктовки используется
связное высказывание. Текст должен быть
небольшим по объему, понятным по
содержанию, несложной структуры, при
этом образцовым с точки зрения связности
и использованных языковых средств.
На
доске: 1. П, и П. становилось
(стать),
свежо
(свежий),
Различают
диктанты обучающие и контрольные.
Контрольные, как правило, проводятся
после изучения одной большой темы,
например, после изучения различных
частей речи или отдельных синтаксических
единиц, а также в конце четверти,
полугодия, учебного года. Для выполнения
этого вида работы отводится самостоятельный
урок.
Обучающие
диктанты
занимают на уроке его небольшую часть.
Выделяют несколько видов обучающих
диктантов. Подробнее остановлюсь на
тех диктантах, которые наиболее часто
использую во время урока. Проиллюстрирую
это на примере урока в 6 классе по теме
“Не с существительными”. Одним из
“быстрых”, на мой взгляд,
является графический диктант,
когда не нужно писать, а только чертить.
Задание может быть таким:
–
Составьте схемы предложений Невезение
и неудачи преследовали меня.
Знайка
дорожкой бежит, а незнайка на печи лежит.
Самым
распространенным обучающим диктантом,
используемым учителем почти на каждом
уроке в 5-7 классах, считается орфографический.
Он позволяет сформировать навыки
грамотного письма.
–
Запишите словосочетания, обозначьте
орфограммы в словах с не.
Не
был в школе, ненастный день; не внимание,
а рассеянность, голубая незабудка,
справедливое негодование, держать в
неволе, проявить неаккуратность,
атаковать неприятеля, ненавидеть ложь,
не видеть ошибку.
При выборочном диктанте
из читаемого текста записываются только
определённые слова или их сочетания на
изучаемые правила. Например,
– Выпишите
из стихотворения Б. Заходера только
существительные, которые без не не
употребляются.
Побывал
я однажды в стране,
Где исчезла частица
НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением,
Что
за лепое положение?
Но
кругом было тихо-тихо,
И во всем
была разбериха
И
на взрачной клумбе
у будки,
Голубые цвели забудки
И
погода стояла настная
И
гуляла собака счастная
И,виляя
хвостом уклюже,
Пробегала пролазную лужу.
Мне
навстречу без всякого страха
Шел
умытый, причесанный ряха,
А
за ряхой по
травке свежей
Шли суразный дотепа и вежа,
А
из школы, взявшись под ручки,
Чинным
шагом вышли доучки.
И
навстречу всем утром рано
Улыбалась
царевна – смеяна,
Очень
жаль, что только во сне
Есть страна
без частицы НЕ.
Лексический диктант
способствует расширению словарного
запаса школьников, а такжеразвивает
речевые умения: ведь такой диктант может
проводиться не только учителем, но и
учениками.
–
Определить слова по их лексическому
значению.
Ещё
одним видом обучающих диктантов
является распределительный.
Подобная работа может строиться следующим
образом:
–
Распределите слова по двум столбикам
в зависимости от написания в них не.
(Текст дан на доске)Книга
– друг человека. В ней открывается
прекрасный мир, воспитывается
(не)праздность, а доброта. Читая книги,
мы плачем над (не)счастьями и (не)взгодами
людей, которые страдали от(не)справедливости,
(не)вежества. Мы любим книги, где герои
борются с (не)правдой.
Цифровой диктант
можно использовать на уроках закрепления
или обобщения изученного материала.
Его преимущество заключается в том, что
можно быстро проверить уровень усвоения
темы учениками.
–
На доске даны предложения, в них есть
слова с не.
Ребята 1 варианта напишут цифры тех
предложений, где не пишется слитно, а 2
варианта – раздельно.
Реже
на уроках использую такие обучающие
диктанты, как творческий,
когда учащиеся вносят в текст по заданию
учителя различные изменения; свободный, который
близок к изложению, и так называемый самодиктант,
позволяющий ученикам самим придумывать
примеры на заданное правило. Использование
диктанта на разных этапах урока помогает
сделать его увлекательным, активизировать
детей, реализовать комплекс педагогических
задач.