Итоговый диктант «На охоте»
Охотник по узкой тропинке шёл от деревни к роще. Здесь он бродил и раньше. Местность ему знакома. За речкой лежит болото, а дальше лесная глушь.
Над мрачным болотом нависли клочья тумана. Тишина. Свежий ветерок колышет чуткую лесную траву, сушит росу. Сапог старика завяз в тине, и он с большим трудом вытащил ногу. Дальше надо продвигаться осторожно. Охотник шепчет псу: «Джек, иди!»
Собака бросается в заросли тростника и бесшумно прокрадывается по болоту. В кустах слышится шорох, и в небо взлетает утка. Старик поднял ружьё и выстрелил. Птица тяжело метнулась в чахлый березняк. Но от Джека не спрячешься и не спасёшься. Пёс несёт добычу в шалаш. Объём слов: 104
Контрольный диктант в 11 классе № 1
: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям учебной программы на начало учебного года.
Содержание контрольной работы направлено на выявление уровня развития умений выбора постановки знаков препинания:
– при однородных членах предложения;
– при обособленных определениях и обстоятельствах;
– в сложных предложениях.
Условий для написания
– проверяемых безударных гласных и проверяемых согласных в корне слова;
– приставок и предлогов;
– безударных падежных окончаний существительных, прилагательных и причастий;
– не с разными частями речи.
направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
– выполнение синтаксического разбора сложного предложения;
– построения сложного предложения из простого осложнённого предложения;
– составления предложения с прямой речью.
Критерии оценки знаний учащихся
• «5» – за работу, в которой нет ошибок.
• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.
• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
«5» – безошибочное выполнение всех заданий;
«4» – если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;
«3» – правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами
«2» – если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.
Охота с ястребом
Старик Айтей не смог уснуть, думал о сыне.
Однажды они с Абдрахманом поехали охотиться с ястребом. Мальчик был уже заправским охотником. С трещоткой мальчик поскакал вперёд, а Айтей ждал на вершине холма верхом на крупной гнедой лошади.
Маленький Абдрахман знал, что если неправильно вспугнуть птицу, то можно испортить всю охоту.
Как только стая гусей обогнула озеро и приблизилась к возвышенности, где стоял Айтей, охотник подбросил вверх своего ястреба. Птица, со свистом рассекая воздух острыми крыльями, понеслась над самой землёй.
Гуси почуяли опасность. Двое из них продолжали лететь вперёд, трое шарахнулись куда-то в сторону, остальные ринулись вниз.
Ястреб взвился в поднебесье, точно стрела, выпущенная из лука.
Охотник видел, как скрестились в небе гусь и ястреб. Вот уже оба камнем падают вниз. Мальчика захватило зрелище. Не помня себя, он погнал своего коня туда, где падала птица. Айтей едва поспевал за сыном.
1. Выполните синтаксический разбор предложения:
: Охотник видел, как скрестились в небе гусь и ястреб
3. На тему текста составьте предложение с прямой речью, соответствующе схеме:
I вариант: «П,» – а.
II вариант: А: «П».
Контрольный диктант в 11 классе № 2
: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям учебной программы на начало учебного года.
– тире в простом предложении;
– запятые при вводных словах;
– приставок и предлогов;
– правописание з-с на конце приставок;
– не с разными частями речи;
– н-н в причастиях;
– правописание глагольных окончаний.
– при фонетическом разборе слова;
-замена предложения с прямой речью на косвенную;
-умение определять виды подчинительной связи в словосочетаниях.
Вдохновение – это строгое рабочее состояние человека. Душевный подъём не выражается в театральной позе и приподнятости. Так же как и пресловутые «муки творчества».
Чайковский утверждал, что вдохновение – это состояние, когда человек работает во всю силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.
Каждый человек хотя бы и несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения – душевного подъёма, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.
Да, вдохновение – это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой, я бы сказал, поэтический подтекст.
Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой.
Вдохновение – как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок, недомолвок.
Тогда наш внутренний мир настроен тонко и верно, как некий волшебный инструмент, и отзывается на всё, даже самые скрытые, самые незаметные звуки жизни.
Толстой сказал о вдохновении, пожалуй, проще всех: «Вдохновение состоит в том, что вдруг открывается то, что можно сделать чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения». Но как бы ни определяли вдохновение, мы знаем, что оно плодотворно и не должно исчезнуть бесследно, не одарив собою людей. (170слов, по К. Паустовскому)
1. Озаглавить текст диктанта.
2. Найти предложение с прямой речью, вычертить к нему схему. Заменить прямую речь косвенной и записать это предложение.
3. Сделать фонетический разбор слова:
Подъём – 1-й вариант состояние – 2-й вариант
4. Выписать из текста по два словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их:
1 – 4 абзац – 1-й вариант остальной текст – 2-й вариант
5. Сделать синтаксический разбор предложения:
Чайковский утверждал, что вдохновение – это состояние, когда человек работает во всю силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой. – 1-й вариант
Вдохновение – как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок, недомолвок. –
Контрольный диктант в 11 классе № 3
– при уточняющих членах предложения;
– написание сложных прилагательных;
– написание н-нн в прилагательных и причастиях;
– написание з-с на конце приставок.
– фонетический разбор слова;
– разбор слова по составу;
– разбора словосочетаний.
Светлою лентой вьётся Яик среди пойменных лугов, изрезанных бесчисленными притоками и рукавами, серебряной дорогой уходит в пойменные леса.
Тихий летний вечер. Багровея, катится к горизонту большое солнце.
Путь до реки не близкий – около двух вёрст. И в это время, когда солнце катится к закату, а лощины заволакиваются лиловой дымкой, женщины обычно не ходят в одиночку по воду.
Сверкающая река встретила мягкой прохладой. С её просторов дул свежий ветер. Вдаль уходило окаймлённое бархатной зеленью берегов дрожащее живое серебро воды.
Весной, во время паводка, Яик выходил из берегов, мутные воды захватывали огромные пространства, плескались над залитыми лугами, в затопленных лесах гуляла рыба. А сейчас, в разгаре лета, река была светла и нетороплива, величаво несла она свои воды к далёкому морю.
Вечерний воздух зазвенел от лягушиных трелей. В осоке пересохших ручейков, в зеленовато-синей слизи стоячей воды затаились пучеглазые певцы и оглашали хрупкую тишину бесконечными руладами.
Вот в омуте лениво плеснулась огромная рыба, где-то гулко закричал удод, словно будил сонную лень реки, донёсся далёкий крик кулика.
Все эти звуки слились в пёструю симфонию. (171 слово, по Х. Есенжанову)
1. Сделать фонетический разбор слова:
– 1-й вариант – 2-й вариант
2. Разобрать слова по составу:
Пойменных, изрезанных, заволакиваются – 1-й вариант
сверкающая, бесчисленными, захватывали – 2-й вариант
3. Выписать из текста по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи и разобрать их:
1 – 4 абзацы – 1-й вариант остальной текст – 2-й вариант
4. Сделать синтаксический разбор предложения:
И в это время, когда солнце катится к закату, а лощины заволакиваются лиловой дымкой, женщины обычно не ходят в одиночку по воду. – 1-й вариант
Вот в омуте лениво плеснулась огромная рыба, где-то гулко закричал удод, словно будил сонную лень реки, донёсся далёкий крик кулика. – 2-й вариант
Контрольный диктант в 11 классе № 4
: проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности учащихся по итогам 1-го полугодия в соответствии с требованиями государственного стандарта.
контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
– проверяемые безударные гласные;
– непроверяемые безударные гласные;
– правописание слов с чередующимися гласными в корне слова;
– правописание окончаний имён существительных;
– написание непроизносимых согласных:
– разделительные Ь и Ъ;
– н-нн в суффиксах прилагательных и причастий;
– различение не и ни;
– при работе с периодом;
– запятая при однородных членах предложения;
– запятая в сложном предложении;
– запятые при обособлении определений, приложении;
– запятые при уточняющих членах предложении;
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
– синтаксического разбора предложения;
– фонетического разбора слова;
– синтаксический разбор словосочетаний;
– подбирать однокоренные слова и формы слова.
Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углём и нефтью, как ни обрезывали деревья и не выгоняли всех животных и птиц, – весна была весною и в городе.
Солнце грело, трава, оживая, росла и зеленела везде, где только не соскребали её, не только на газонах и бульварах, но и между плитами камней, и берёзы, тополи, черёмуха распускали свои клейкие и пахучие листья, липы надували лопавшиеся почки; галки, воробьи и голуби по-весеннему радостно готовили уже гнёзда, и мухи жужжали у стен, пригретые солнцем. Веселы были и растения, и птицы, и насекомые, и дети. Но люди – большие, взрослые люди – не переставали обманывать и мучить себя и друг друга. Люди считали, что священно и важно не это весеннее утро, не эта красота мира божия, данная для блага всех существ, а священно и важно то, что они сами выдумали, чтобы властвовать друг над другом.
(174 слова) (По Л. Н. Толстому)
1. Выполнить фонетический разбор слова:
2. Подобрать однокоренные слова и формы одного и того же слова:
– 1-й вариант – 2-й вариант
3. Выписать словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их:
Из 1-го абзаца – 1-й вариант из 2-го абзаца – 2-й вариант
4. Сделать синтаксический разбор предложения:
Контрольный диктант в 11 классе № 5
: проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности учащихся на конец 1-го полугодия в соответствии с требованиями государственного стандарта.
– проверяемые безударные гласные;
– буквы О-Ё после шипящих в корне слова;
– не с прилагательными, наречиями и глаголами;
– при прямой речи.
– фонетического разбора;
-разбор слова по составу;
– определять способ связи слов в словосочетаниях;
Стояла глубокая осень. По небу плыли низкие набухшие тучи, изредка моросил мелкий дождик. Из гавани доносились одиночные орудийные выстрелы: жители города оповещались о грозившем наводнении. Но никто не обращал внимания на сеющий дождик, который покрывал одежду прохожих серебристой пылью. Никого не интересовали орудийные выстрелы. По широкому Невскому проспекту лился оживлённый людской поток, то и дело проносились блестящие кареты. Нередко впереди позолоченной кареты бежали скороходы, предупреждая народ: «Пади! Пади!»
Сквозь разорвавшиеся тучи неожиданно блеснул узкий солнечный луч и засверкал на адмиралтейской игле. И это минутное золотое сияние по-иному представило город. Среди оголенных рощ и туманной сырости он вставал прекрасным и неповторимым видением. Окрашенные в разнообразные колера красок стены домов, омытые дождиком, радовали глаз своей свежестью. Строгие, гармоничные линии зданий – творения великих зодчих – вставали во всём величии и красоте. Полуциркульные арки над каналами, одетыми в гранит, стройные колоннады, чугунные садовые решётки подле особняков – всё казалось чудом, от которого нельзя было оторвать восторженных глаз.
Луч солнца угас, и снова всё ушло и укрылось в серый сумрак промозглого осеннего дня.
(169 слов) (По Е. Фёдорову)
– 1-й вариант – 2-й вариант
Серебристой, позолоченной, оголённых – 1-й вариант
туманной, окрашенные, омытые – 2-й вариант
3. Сделать морфологический разбор слова:
– 1-й вариант – 2-й вариант
4. Выписать по два словосочетания и сделать их разбор:
Из 1-го абзаца -1-й вариант из остального текста – 2-й вариант
Луч солнца угас, и снова всё ушло и укрылось в серый сумрак промозглого осеннего дня. – 2-й вариант
Контрольный диктант в 11 классе № 6
– написание корней с чередованием;
– н-нн в суффиксах прилагательных и причастий;
– запятые при обособлении определений, обстоятельств.
– фонетического разбора слова;
– группировать орфограммы;
– составлять предложения с прямой и косвенной речью.
С четырёх сторон налетели монголы на маленький род Берш. Падали кипчаки, потому что с четырёх сторон летели к ним лёгкие стрелы с жёсткими чёрными перьями. Быстро связали монголы живых мужчин. Молодых женщин они тоже связали и положили в толстые шерстяные мешки на сёдлах. Длинногривых кипчакских лошадей монголы согнали в один табун. Только больных и стариков не взяли они. И маленьких детей не взяли, которых нужно долго кормить, чтобы продать.
И старика со шрамом у левого глаза не взяли монголы. Старик пришёл откуда-то и сел у огня крайней семьи. Ему дали поесть и не спрашивали ничего, потому что он молчал. И старик не поднял руки, чтобы закрыть лицо, когда ударил его камчой молодой красноглазый монгол, потный от крови.
Он стоял и смотрел, как убивали монголы, как вязали они мужчин и валили на песок женщин. И молчал старик.
И когда умчались монголы, ничего не осталось у кипчаков. Совсем мало их было, старых и больных. Они засыпали красным песком мёртвых, и заплакали они, и подняли руки к белому солнцу.
А когда стала краснеть от вечернего солнца белая трава, старик собрал оставшихся. И они пошли за ним, ничего не спрашивая.
(187 слов) (По М. Симашко)
1. Сделать фонетический разбор слова:
– 1-й вариант – 2-й вариант
2. Сгруппировать орфограммы и подобрать к ним примеры из текста диктанта.
3. Составить предложение на тему текста с прямой речью, затем его переконструировать в предложение с косвенной речью, записать эти предложения и составит к ним схемы.
: И старик не поднял руки, чтобы закрыть лицо, когда ударил его камчой молодой красноглазый монгол, потный от крови
: Он стоял и смотрел, как убивали монголы, как вязали они мужчин и валили на песок женщин
Контрольный диктант в 11 классе № 7
: проверить уровень усвоения стандарта на конец года, практические навыки учащихся в усвоении тем по русскому языку.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала:
– правописание проверяемых безударных гласных;
– правописание непроверяемых безударных гласных;
– написание сложных прилагательных;
– правописание окончаний прилагательных и причастий;
– написание не с глаголом.
– запятая при однородных членах предложения;
– знаки препинания при обособленных членах предложения;
– знаки препинания в сложных предложениях;
– в предложении с прямой речью.
направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков учащихся:
– фонетического разбора слова;
– составлять предложения с прямой речью;
– графически объяснять знаки препинания в предложении.
Ветер и сосны
Жгучий ветер, посылаемый жаркой пыльной степью, с рёвом вгрызался в сосновый лес. Стуча колючими песчинками по хвойным лапам и стволам, он выл от напряжения, но скоро выдыхался, натыкаясь кругом на молчаливое сопротивление деревьев.*
Ветер привык к своей силе и с удовольствием носился по степи, заметая её песком и высохшей травою, дабы лишний раз убедиться, что на тысячи километров вокруг всё ему подвластно.** А степь, сухая, плоская от природы, и потому полагающая за правило, что всё на свете должно быть сухим и плоским, любила ветер, который мог всё возвысившееся и выросшее над нею смести и сровнять с поверхностью.
«Ну что за блажь – эти нелепые зелёные дылды!» – злобно выл ветер. И трудился без устали. Но странно: чем сильнее он задувал, тем меньше добивался толку.
(183 слова) (По В. Михайлову)
1-й вариант (от) – 2-й вариант
2. Найти в тексте диктанта предложение с прямой речью, выписать его, составить к нему схему.
3. Графически объяснить знаки препинания в выделенном предложении:
* – 1-й вариант ** – 2-й вариант
Когда ветер был особенно неистов, они глухо роптали кронами, взмахивали тёмно-зелёными лапами и раскачивались из стороны в сторону всем телом. – 1-й вариант
Годовой контрольный диктант в 11 классе № 8
– правописание окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжения;
– написание н-нн в прилагательных и причастиях;
– написание -тся – ться в глаголах;
– написание не с глаголами;
– запятые в сложных предложениях;
– запятые при обособленных членах предложения.
– выполнять морфологический разбор;
-объяснять графически знаки препинания в предложении;
Прошлого года, двадцать второго марта, вечером, ходил я по городу и искал себе квартиру. В целый день я ничего не мог найти порядочного. Во-первых, хотелось квартиру особенную, не от жильцов, а во-вторых, хоть одну комнату, но непременно большую. Я заметил, что в тесной квартире даже и мыслям тесно. Я же, когда обдумывал свои будущие повести, всегда любил ходить взад и вперёд по комнате.
С утра я чувствовал себя нездоровым, а к закату солнца мне стало даже и очень нехорошо: начиналось что-то вроде лихорадки. К тому же я целый день был на ногах и устал. К вечеру, перед самыми сумерками, проходил я по Вознесенскому проспекту. Я люблю мартовское солнце в Петербурге, особенно закат, разумеется, в ясный, морозный вечер. Вся улица вдруг блеснёт, облитая ярким светом. Все дома как будто вдруг засверкают. Серые, жёлтые и грязно-зелёные цвета их потеряют на миг всю свою угрюмость; как будто на душе прояснеет, как будто вздрогнешь или кто-то подтолкнёт тебя локтем. Новый взгляд, новые мысли. Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека! Но солнечный луч потух; мороз начинает пощипывать за нос; сумерки густели; газ блеснул из магазинов и лавок.
(188 слов) (По Ф. М. Достоевскому)
1. Сгруппировать орфограммы и подобрать к ним примеры из текста диктанта.
2. Сделать морфологический разбор:
– 1-й вариант себе – 2-й вариант
3. Объяснить графически постановку знаков препинания в выделенном предложении.
4. Выписать из текста по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи и разобрать их:
Из 1-го абзаца – 1-й вариант из 2-го абзаца – 2-й вариант
Я заметил, что в тесной квартире даже и мыслям тесно. – 1-й вариант
Я же, когда обдумывал свои будущие повести, всегда любил ходить взад и вперёд по комнате. – 2-й вариант
Годовой контрольный диктант в 11 классе № 9
– написание не с глаголом.
-запятые при вводных словах;
– знаки препинания при обособленных членах предложения.
-разбора слова по составу;
-составлять предложения с прямой речью.
Волшебными облаками тихо наплывают и тихо проходят круглые облака – и вот вдруг всё море, этот лучезарный воздух, эти ветки и листья, облитые солнцем, – всё заструится, задрожит беглым блеском, и поднимется лепетание, похожее на мелкий песок внезапно набежавшей зыби. Вы глядите: та глубокая, чистая лазурь возбуждает на устах ваших улыбку, невинную, как она сама, как облака по небу, и как будто вместе с ними, медлительной вереницей, проходят по душе счастливые воспоминания, и всё вам кажется, что взор ваш уходит дальше и дальше, тянет вас самих за собой в ту спокойную сияющую бездну, и невозможно оторваться от этой вышины, от этой глубины. (187 слов) (По И. С. Тургеневу)
1. Сделать фонетический анализ слова:
– 1-й вариант – 2-й вариант
2. Разобрать слова по составу:
Срубленной, бросился, набежавшей – 1-й вариант
Расстилается, срубленной, поднимаются – 2-й вариант
3. Составить предложение по схеме на тему текста диктанта:
«П, – а, – п». – 1-й вариант «П. – а. – А?» – 2-й вариант
Я бросился под высокий куст орешника, под которым молодой, стройный клён красиво раскинул свои лёгкие ветки. – 1-й вариант
Листья слабо колебались в вышине, и их жидко-зеленоватые тени скользили взад и вперёд по его тщедушному телу, кое-как закутанному в армяк, по его маленькому лицу. – 2-й вариант
Годовой контрольный диктант в 11 классе № 10
проверить соответствие знаний, умений и навыков требованиям Государственного стандарта и программы по русскому языку.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений выбора условий для написания:
– проверяемые безударные гласные;
– правописание непроверяемых безударных гласных;
– безударные личные окончания глаголов;
– написание приставок пре- и при-;
– -н- и –нн- в прилагательных;
– непроизносимые согласные в словах;
– написание о-ё после шипящих,
Для постановки знаков препинания:
– при вводных словах,
– при уточняющих членах предложения;
– при обособленных членах предложения;
– в ССП; в СПП; в СБП.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков учащихся:
– синтаксического разбора сложного предложения и словосочетаний;
– фонетического разбора;
– разбора слова по составу;
-умение составлять схему к указанному предложению.
На Чёрном озере
Однажды мы ночевали на Чёрном озере, в высоких зарослях, около большой кучи старого хвороста.
Мы взяли с собой резиновую надувную лодку и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу. На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги.
Внезапно у самого борта лодки вынырнула громадная горбатая спина чёрной рыбы с острым, как кухонный нож, спинным плавником. Рыба нырнула и прошла под резиновой лодкой. Лодка закачалась. Рыба вынырнула снова. Должно быть, это была гигантская щука. Она могла задеть резиновую лодку пером и распороть её, как бритвой.
Я ударил веслом по воде. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой. Мы бросили удить и начали грести к берегу, к своему биваку. Рыба всё время шла рядом с лодкой.
Мы въехали в прибрежные заросли кувшинок и готовились пристать, но в это время с берега раздалось визгливое тявканье и дрожащий, хватающий за сердце вой. Там, где мы спускали лодку, на берегу, на примятой траве стояла, поджав хвост, волчица с тремя волчатами и выла, подняв морду к небу. Она выла долго и скучно; волчата визжали и прятались за мать. Чёрная рыба снова прошла у самого борта и зацепила пером за весло.
Я бросил в волчицу тяжёлым свинцовым грузилом. Она отскочила и рысцой побежала от берега. И мы увидели, как она пролезла вместе с волчатами в круглую нору в куче хвороста невдалеке от нашей палатки.
Мы высадились, подняли шум, выгнали волчицу из хвороста и перенесли бивак на другое место. ( К. Паустовский. 235 слов)
Гигантская – 1-й вариант Тявканье – 2-й вариант
2. Раобрать слова по составу:
3. Из своего предложения выписать по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи:
4. Синтаксический разбор предложения:
Мы въехали в прибрежные заросли кувшинок и готовились пристать, но в это время с берега раздалось визгливое тявканье и дрожащий, хватающий за сердце вой. –
Там, где мы спускали лодку, на берегу, на примятой траве стояла, поджав хвост, волчица с тремя волчатами и выла, подняв морду к небу. – 2-й вариант
5. Выписать СПП и составить к нему схему. – 1-вариант
Выписать ССП и составит к нему схему. – 2-й вариант.
Я пошёл на охоту. Попадалась разная дичь. Вечерняя заря погасла, и в воздухе начинали разливаться тени. Я решил вернуться домой, взобрался на холм и в отдалении увидел другие места. У моих ног тянулась узкая долина. Я остановился в недоумении. Высокая трава белела ровной скатертью, ходить по ней было жутко. Я вскарабкался на другую сторону и стал забирать вдоль осин. Летучая мышь носилась над верхушками деревьев, кружилась и дрожала. Резво пролетел в вышине ястреб. Он спешил в своё гнездо. Я добрался до края леса, но дороги не было. Низкие кусты расстилались передо мной, а за ними виднелось поле. Ночь приближалась и росла. Всё вокруг было чёрным. Ночные птицы мчались у меня над головой. « Заблудился!» — подумал я. Объём слов: 115
По И. Тургеневу
5 классИтоговый диктант №2 “На охоте” по И. Тургеневу (115 слов)
Я пошёл на охоту. Попадалась разная дичь. Вечерняя заря погасла, и в воздухе начинали разливаться тени. Я решил вернуться домой, взобрался на холм и в отдалении увидел другие места. У моих ног тянулась узкая долина. Я остановился в недоумении. Высокая трава белела ровной скатертью, ходить по ней было жутко. Я вскарабкался на другую сторону и стал забирать вдоль осин. Летучая мышь носилась над верхушками деревьев, кружилась и дрожала. Резво пролетел в вышине ястреб. Он спешил в своё гнездо. Я добрался до края леса, но дороги не было. Низкие кусты расстилались передо мной, а за ними виднелось поле. Ночь приближалась и росла. Всё вокруг было чёрным. Ночные птицы мчались у меня над головой. ” Заблудился!” — подумал я.
Грамматические задания
Контрольный диктант (№8) ( без грамматического задания)
В природе чувствуется приближение весны. Уже раньше поднимается солнце. На осине, берёзе и тополе набухают почки. Звенят весёлые ручейки. Скоро расцветут подснежники, незабудки, ландыши.
Прилетели первые вестники весны. Скворцы расселяются в домиках, которые сделали им заботливые ребята. Вот по пашне ходит белоногий грач, заливается в небе жаворонок.
Радостно встречают весну и воробьи. Они чирикают, купаются в песке, прыгают по дорожке.
Около речки толпятся ребятишки и смотрят на ледоход. Льдины бьются друг о друга и исчезают под водой. От речки веет свежим весенним ветерком. С наслаждением играешь в мяч, собираешь первые весенние цветы.
Хорошо дышится весной! Весна – счастливое время года.
по теме: «Повторение пройденного в 5 классе»
Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной. В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки. Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники. Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы. (101 слово)
У скворцов вылупились птенцы. Птенец скворца есть истинное чудовище. Оно состоит целиком из головы, а точнее из огромного, желтого по краям, необычайно прожорливого рта. Для заботливых родителей наступило самое хлопотливое время. Сколько маленьких ни корми – они всегда голодны. А тут еще постоянная боязнь кошек и галок. Страшно отлучиться далеко от скворечника.
Но скворцы – хорошие товарищи. Как только галки или вороны повадились кружиться около гнезда, сразу назначается сторож. Сидит дежурный скворец на маковке самого высокого дерева и зорко смотрит во все стороны. Чуть показались близко хищники, сторож подает сигнал. Тут же все скворечье племя слетается на защиту молодого поколения.
(По А. Куприну)
Задания к тексту:
1) Какова роль первых предложений каждого абзаца? Определите тему текста. Озаглавьте текст.
2) Выпишите слова с орфограммой “Буквы после шипящих”. Распределите их по группам: буквы после шипящих; буквы а, и, у после шипящих; мягкий знак после шипящих.
3) Найдите в тексте слова с орфограммами “Буквы “. Объясните написание этих слов.
Пышет знойный полдень. Совершенная тишина. Не колыхнет зеленый широкий пруд. Он точно спит в своих отлогих берегах. Камыши стоят неподвижно.
Материк и чистые от трав протоки блестят как зеркала. Все остальное пространство воды сквозь проросло разновидными водяными растениями. То яркие, то темные листья стелются по воде. Глубоко ушли их корни в тинистое дно. Белые и желтые водяные лилии, кувшинки и красные цветочки темной травы разнообразят зеленый ковер пруда.
Какая роскошь тепла! Какая нега и льгота телу! Как приятна близость воды и возможность освежить ею лицо и голову!
(По С. Аксакову)
1) Определите по толковому словарю значение слов
2) Выделите безударные окончания глаголов настоящего времени, определите их сопряжение.
3) Выпишите слова с чередованием гласных в корне, выделите корень, подберите однокоренные слова.
4) Какие виды предложений по интонации вы знаете? При ответе используйте примеры предложений из текста.
По-моему, малая родина – это окоем нашего детства. Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа.
Конечно, у каждого человека есть своя малая родина.
Но такого окоемного обиталища хватает всем, чтобы за день набегаться до предела сил. И за вечерней кружкой молока начнет безвольно клониться головушка, и мать подхватит чадо и понесет к постели, как с поля боя уносит павшего сестра милосердия.
(По Е. Носову)
Задания к тексту (на выбор учащихся):
1) Определите тему и основную мысль текста, найдите в нем ключевые слова;
– отметьте слова, лексическое значение которых вам следует уточнить в толковом словаре. Выпишите из словаря толкование значения этих слов;
– выпишите из текста многозначные, устаревшие слова; слова, образованные автором. Какова их роль в тексте?
– найдите слова, употребленные в переносном значении. С какой целью использованы эти слова?
– с помощью подбора однокоренных слов объясните значение слова
2) Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
– выполните разные виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический).
Девочка спрыгнула с постели. Домик не двигался. Солнце ярко светило в окно. Элли подбежала к двери, распахнула ее и вскрикнула от удивления.
Ураган занес домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилался зеленый лес, по краям росли деревья со спелыми плодами. На полях виднелись клумбы розовых, белых, голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птички, разноцветные бабочки.
На ветвях деревьев сидели красногрудые и золотисто-зеленые попугаи и кричали странными голосами. Невдалеке журчал прозрачный поток, в воде резвились серебристые рыбки.
Вдали виднелась целая толпа маленьких мужчин и женщин. Они стояли, перешептывались и переглядывались. Эти робкие люди приветливо улыбнулись девочке.
(По А. Волкову)
– с помощью каких языковых средств предложения связаны друг с другом?
– с помощью каких языковых средств (лексических, грамматических) предложения соединяются в единое целое – текст?
– какую роль в тексте играют слова с переносным значением? Назовите их.
2) Произведите разные виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический);
– составьте схемы сложного предложения и предложения с однородными членами;
– графически объясните орфограммы и пунктограммы.
В конце лета в окрестных лесах много грибов. И вот мы в лесу. Мы решили собирать только белые грибы, подосиновики и подберёзовики. Мы спустились по отлогому склону холма, и нас обступили берёзы. Среди них попадались осины и одиночные сосны.
Вокруг берёз разрослись целые семьи боровиков, которые здесь располагались плотно друг к другу. На полянках на зелёной травке хорошо выделялись яркие шляпки подосиновиков, жёлтые рыжики.
Грибы мы срезали, тщательно очищали от земли. Скоро мы стали встречать местных грибников с тяжёлыми полными корзинами и вёдрами.
Ветер играл берёзовыми и сосновыми верхушками. Внизу же было тихо. Мы устали, сели под деревьями, выложили нашу добычу, стали перебирать грибы.
Летнее утро поднимает с постели. Над рекой ещё расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черёмухи. Пора отправляться за грибами. Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берёз. Берёзка дружит с грибами. Под её покровом растёт всем известный подберёзовик. Подосиновик – гриб яркий, стройный. Он не вылезает вдруг на дороге или тропке. Живёт он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь гриб, а рядом видишь ещё штук пять. И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой. (97 слов). ( По Г. Скребицкому)
Выполнить фонетический разбор слов:
Выполнить разбор слова по составу:
Выполнить морфологический разбор слов:
Хорош лес ранней и поздней весною, когда он начинает пробуждаться после зимнего сна. Жизнь в лесу нарастает с каждым часом. Весенние соки могучим потоком поднимаются по стволам и сучьям, набухают почки, зеленеет травка. Воздух при распускании почек свеж и пахуч. Слышится пение птиц.
Внезапно темнеет от туч небо. В тёплом воздухе воцаряется тишина. Вдруг раздаётся оглушительный гром, сверкает молния, обрушивается ливень, который нужен растениям.
Но небо быстро проясняется, и уже снова сияет солнце, журчит и сверкает под ярким лучом ручей. Дрозды набирают в клюв жидкую глину, сухие травинки. Они строят свой дом.
1. Разберите по членам предложение: Внезапно темнеет от туч небоВ тёплом воздухе воцаряется тишина ( 2 вар.).
2. Разберите по составу слова: нарастает, зимнего, травка ( 1 вар.), травинка, набирают, ранней ( 2 вар.).
3. Укажите падежи существительных в 3-м ( 1 вар.) и предпоследнем (2 вар.) предложениях.
4. Морфологический разбор глаголов: ( 1 вар.),
прил. + сущ. глагол + сущ.