Фотография: Pixabay / АГН «Москва». Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Анастасия Щербакова, учитель русского языка и литературы, методист, автор телеграмм-канала «Синие занавески», делится заданиями, которые помогут развить орфографическую зоркость у младших школьников.
1. Исправление ошибок в тексте
На каждую орфограмму дается отдельный текст с ошибками. Он состоит из простых предложений, например: «У меня жывёт щенок Чуча. И у Мишы есть щенок. Чюча дружыт с щенком Миши».
В первом круге в течение 3–5 минут каждый на своей карточке исправляет ошибки, помечая их цветной ручкой или фломастером. На втором круге дети объединяются по двое или трое и вместе проверяют тексты. Важно, чтобы ошибки, которые они найдут на этом этапе, они отмечали другим цветом. Это будет сигнализировать, что во время индивидуальной работы они их пропустили.
Это задание можно давать начиная с первого класса, а чем старше дети, тем больше усложнять текст разнообразием орфограмм и пропусками букв. Во время обсуждения задания ребята повторяют правила, рассказывая их друг другу.
2. Методика зрительных диктантов И. Т. Федоренко
Эта методика строится на наборе из 18 диктантов. В каждый входит 6 простых предложений, например: Наступила осень. Пошел дождь. Работа с набором проходит в течение двух месяцев. В первом предложении первого диктанта 2 слова, всего 8 букв. Во втором диктанте количество слов остается тем же, но набор букв увеличивается на 1. Пошагово предложения удлиняются, и в самом последнем — 8–9 слов и около 46 букв.
Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.
Диктант проходит в четыре этапа:
3. Фонематический диктант
Такие диктанты тренируют фонематический слух и умение различать звуки речи.
4. Найти правильную букву
Это простое упражнение на запоминание образа буквы. Оно особенно полезно младшим школьникам-билингвам, потому что они часто путают русский, английский, французский и испанский алфавиты.
В таблице даны буквы русского алфавита и их зеркальные копии. Можно выполнять задание в двух вариантах: обводить правильную букву или зачеркивать неправильную.
Со временем можно усложнить задачу — предложить найти букву в слове, которая написана неправильно, например, «ы» в слове «сыр».
5. Соединить картинку с буквой
Задача — соединить букву и предмет, название которого начинается с этой буквы. Дополнить задание можно поиском парных согласных в слове и произнесением проверочного, например «глаз» — «глаза».
6. Рисование ассоциаций
Это задание можно провести в двух вариантах. Например, сначала вместе с ребятами записать слова с непроверяемыми буквами, а потом попросить их украсить ошибкоопасные места символами и ассоциациями. Также можно раздать карточки с такими словами, но уже с пропущенными буквами. Можно сначала вместе их обсудить или дать поработать самостоятельно. Затем проверить и попросить нарисовать картинки, на которые похожи пропущенные буквы.
Из таких карточек можно сделать индивидуальные словари. Дети будут вносить туда те слова, с которыми у них возникают трудности.
7. Сигнальные карточки
8. Филворды со словарными словами
Филворды можно использовать вплоть до 9 класса. Для этого учитель берет 14–15 словарных слов и добавляет их в любой генератор филвордов, который есть в интернете. Можно сделать список со словами, которые надо найти, а можно усложнить задачу и не оставлять подсказки.
После того, как ребята нашли все слова, учитель выдает им пустые филворды, просит выбрать 10 словарных слов, с которыми они только что работали, и спрятать их для соседа.
Таким образом, с каждым словом дети взаимодействуют минимум три раза и кинестетически запоминают, как оно пишется.
Так как почерк не у всех разборчивый, стоит попросить записать спрятанные слова, чтобы сосед знал, какие именно искать и выполнение не затягивалось. Кроме того, стоит сделать ограничение по времени, так как ребята могут увлечься в попытках запутать другого, а также напомнить им посчитать количество букв, чтобы уместить слова.
9. Орфографическое домино
Формат домино отлично подходит для повторения разных орфограмм, в которых есть варианты написания. Ход будет засчитываться только тогда, когда названа не только пропущенная буква, но и проверочное слово или правило.
10. Карточки со словами
На одной стороне указано слово, а на другой — три варианта его написания, два из которых неверные. В парах дети показывают по очереди друг другу карточки. Сосед выбирает вариант написания, который считает правильным. Затем карточку переворачивают и проверяют. Если была ошибка, слово сразу фиксируют, чтобы запомнить.
11. Паутинка букв
Из путаницы букв нужно составить как можно больше слов. Благодаря этому дети еще раз вспоминают написание и орфограммы. Игру можно усложнить и использовать для составления слов буквы, которые между собой не связаны.
Эта игра подходит и младшим и старшим школьникам, и ее удобно использовать в качестве разминки или когда остается 5 минут до конца урока.
Фонематический диктант. « Где звук живет?» Составитель: Рязанцева Ю. Е.
Инструкция: возьмите шаблон для Фонематического диктанта, маркер для белой доски и сухую салфетку.
Взрослый сообщает ребенку о том, какой звук нужно будет найти, например «Где звук А живет?»
Если звук самый первый (в начале слова) нужно поставить маркером точку в клетке слева.
Если звук самый последний (в конце слова) нужно поставить маркером точку в клетке справа.
Если звук не в начале и не в конце, значит в середине слова, нужно поставить маркером точку в клетке посередине.
Инструкция для дошкольника: Взрослый сообщает ребенку о том, какой звук нужно будет найти, например «Где звук А живет?». Найди клетку с цифрой 1, это первое слово. Где звук А в слове «аист»? в начале слова, поставь точку в начале лова. Далее взрослый диктует слова и сообщает клетку с цифрой по образцу. После выполнения следы маркера удалите сухой салфеткой. Задание нужно повторить столько раз, сколько необходимо вашему ребенку для прочного понимания задания.
Звук А: 1. Аист 2. Кукла 3. Луна 4. Пчела 5. Арбуз 6. Пила 7. Астры 8. Лиса 9. Стрела
Звук А: 1. Мак 2. Метла 3. Апельсин 4. Утка 5. Айболит 6. Паук 7. Чай 8. Луна 9. Страус
Звук У: 1. Утка 2. Удод 3. Какаду 4. Улица 5. Эму 6. Узел 7. Ум 8. Удочка 9. Урна
Звук У: 1. Душ 2. Эму 3. Уголь 4. Улитка 5. Кукла. 6. Лук 7. Какаду. 8. Паук 9. Уж
Звук О: 1. Осы 2. Ослик. 3. Кино 4. Окна 5. Пальто 6. Эскимо 7. Дупло. 8. Оля 9. Обруч
Звук О: 1. Дом 2. Метро 3. Осы 4. Кот 5. Бревно 6. Соль 7. Обруч 8. Море. 9. Стекло
Звук И: 1. Ира 2. Коньки 3. Ирбис 4. Игорь 5. Санки 6. Икра 7. Валенки 8. Туфли 9. Иголка
Звук И: 1. Иван 2. Кит. 3. Мишка 4. Сапоги 5. Ива 6. Лиса 7. Индюк 8. Апельсин 9. Диван
Звук Ы (или в середине или в конце): 1. Коты 2. Мышь 3. Мыло 4. Столы 5. Дым 6. Дыня 7. Конфеты 8. Крыша 9. Часы
Звук М: 1. Машина 2. Дом 3. Малина 4. Матрешка 5. Моль 6. Гном 7. Дым 8. Мыло 9. Крем
Звук М: 1. Аквариум 2. Морж. 3. Туман 4. Шлем. 5. Молоко 6. Макароны 7. Астроном 8. Сом 9. Лимон
Звук П: 1. Пальма 2. Паук 3. Карп 4. Укроп 5. Помидор 6. Подарок 7. Кетчуп 8. Плита 9. Циклоп
Звук П: 1. Парус 2. Топор 3. Микроскоп 4. Поднос 5. Шуруп 6. Пушка 7. Цыплёнок 8. Шапка 9. Тапки
Звук Б (или в начале или в середине): 1. Зебра 2. Башня 3. Барабан 4. Кабачки 5. Рыба 6. Зубы 7. Автобус 8. Собака 9. Бокал
Звук Б (или в начале или в середине): 1. Ботинки 2. Клубника 3. Баранки 4. Яблоко 5. Труба 6. Рубашка 7. Арбуз 8. Бочка 9. Шуба
Звук К: 1. Ток 2. Кот 3. Подарок 4. Кровать 5. Мак 6. Молоток 7. Замок 8. Конфета 9. Клоун
Звук К: 1. Квас 2. Ромашка 3. Бокал 4. Паук 5. Самокат 6. Катер 7. Бочка 8. Улитка 9. Барсук
Звук Г (или в начале или в середине): 1. Газета 2. Гвоздь 3. Пугало 4. Грач 5. Телега 6. Треугольник 7. Галстук 8. Виноград 9. Вагон
Звук Г (или в начале или в середине): 1. Гусеница 2. Пуговица 3. Гусь 4. Снеговик 5. Груша 6. Кенгуру 7. Радуга 8. Игрушки
Звук Х: 1. Халва 2. Петух 3. Лопух 4. Хамелеон 5. Орех 6. Халат 7. Хомяк 8. Пух 9. Горох
Звук Х: 1. Хоккеист 2. Хвост 3. Подсолнух 4. Черемуха 5. Глухарь 6. Художник 7. Пастух 8. Муха
Звук Т: 1. Тапки 2. Топор 3. Робот 4. Тыква 5. Жилет 6. Кит 7. Пират 8. Трава 9. Танк
Звук Т: 1. Кофта 2. Аист 3. Айболит 4. Шахматы 5. Улитка 6. Самолет 7. Зонт 8. Тарелка 9. Планета
Звук Д (или в начале или в середине): 1. Дуб 2. Душ 3. Помидор 4. Духи 5. Дыня 6. Сковорода 7. Дупло 8. Дорога 9. Ландыш
Звук Д (или в начале или в середине): 1. Ведро 2. Дом 3. Радуга 4. Дракон 5. Дача 6. Солдат 7. Бурундук 8. Медуза 9. Дверь
Звук С: 1. Нос 2. Собака 3. Санки 4. Сапоги 5. Лес 6. Ананас 7. Кокос 8. Сыр 9. Самолет
Звук С: 1. Лиса 2. Смородина 3. Масло 4. Глобус 5. Рис 6. Стул 7. Аист 8. Часы 9. Капуста
Звук З (или в начале или в середине): 1. Завод 2. Гроза 3. Ваза 4. Бизон 5. Заяц 6. Забор 7. Динозавр
8. Грузовик 9. Зонт
Звук З (или в начале или в середине): 1. Зубы 2. Глаза 3. Змея 4. Кукуруза 5. Золушка 6. Телевизор
7. Золото 8. Фазан 9. Медуза
Звук Ц: 1. Цапля 2. Кузнец 3. Певец 4. Цыпленок 5. Цирк 6. Принц 7. Леденец 8. Царапина 9. Циркуль
Звук Ц: 1. Пуговица 2. Цепочка 3. Цветы 4. Курица 5. Гусеница 6. Индеец 7. Мотоцикл 8. Синица
Звук Ч: 1. Череп 2. Ключ 3. Чибис 4. Часы 5. Кирпич 6. Чайка 7. Черепаха 8. Мяч 9. Червяк
Звук Ч: 1. Бочка 2. 2. Чашка 3. Черника 4. Меч 5. Обруч 6. Чемодан 7. Очки 8. Бабочка 9. Печенье
Звук Щ: 1. Щит 2. Плащ 3. Щука 4. Щенок 5. Плющ 6. Борщ 7. Щегол 8. Клещ 9. Плащ
Звук Щ: 1. Борщ 2. Щетка 3. Сгущенка 4. Пещера 5. Щавель 6. Прищепка 7. Щелкунчик 8. Хвощ
Звук Ф: 1. Футляр 2. Гриф 3. Фасоль 4. Флейта 5. Шкаф 6. Жираф 7. Фонтан 8. Шарф 9. Фотоаппарат
Звук Ф: 1. Фрукты 2. Гольф 3. Сарафан 4. Фонарик 5. Телефон 6. Эльф 7. Фломастер 8. Микрофон
Звук В (или в начале или в середине): 1. Волк 2. Диван 3. Воробей 4. Валенки 5. Авокадо 6. Сова
7. Ванна 8. Слива 9. Неваляшка
Звук В (или в начале или в середине): 1. Самовар 2. Динозавр 3. Павлин 4. Ворона 5. Ваза 6. Повар 7. Вафли 8. Журавль 9. Аквариум
Звук Н: 1. Телефон 2. Носок 3. Тукан 4. Нос 5. Ножницы 6. Дельфин 7. Баклажан 8. Нота 9. Слон
Звук Н: 1. Носорог 2. Машина 3. Карандаш 4. Апельсин 5. Корона 6. Нож 7. Цыпленок 8. Кабан 9. Блин
Звук Ш: 1. Финиш 2. Шлем 3. Шапка 4. Камыш 5. Малыш 6. Шахта 7. Душ 8. Ландыш 9. Шахматы
Звук Ш: 1. Шах 2. Детеныш 3. Гуляш 4. Ромашка 5. Лаваш 6. Ракушка 7. Штурвал 8. Лягушка 9. Ёрш
Звук Ж (или в начале или в середине): 1. Женя 2. Лужа 3. Жаба 4. Желе 5. Ножницы 6. Жаркое 7. Жир
8. Баклажан 9. Ежевика
Звук Ж (или в начале или в середине): 1. Жених 2. Журнал 3. Пижама 4. Джин 5. Жемчуг 6. Жасмин
7. Лыжник 8. Кожура 9. Жук
Шаблон для выполнения фонематического диктанта.
У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзья.
Снежная баба (С—
Была зима. Выпало много снега. Дети слепили снежную бабу. Хорошая вышла снежная баба.
Зима (Твердые и мягкие согласные)
Машина привезла много угля. Углем мы топим печку. Из трубы идет дымок. Зимой метут метели. А дома всегда тепло.
Осень (Твердые и мягкие согласные)
Наступила осень. Часто идет дождь. Дует ветер. Улетели на юг ласточки и журавли. Над садами кричат галки. В школу идут школьники.
Зимние забавы (Т—Д)
Пришла зима. В саду сделали каток. Дети катались на коньках по льду. Весело звучали их голоса в морозном воздухе.
Мороз, холод. Снег замел все дорожки. Коля взял лыжи и побежал в сад. Он повесил кормушку на большой дуб. Прилетели птички. Жадно клюют они зерна и крошки.
Потемнели дороги. Посинел на реке лед. Зажурчали звонкие ручьи. С юга летят гуси. Показались первые журавли.
На улицах журчат ручейки. Прилетели грачи и кричат в роще. На яблоне уже набухли почки. У крыльца большие лужи. Дети целый день пускают кораблики.
Собака Боб (П—Б)
Однажды загорелся один дом. В доме была маленькая девочка. Пожарные послали в огонь собаку Боба. Через минуту Боб вынес из дома девочку. Мать ребенка плакала от радости.
Осень (Проверочный в начале учебного года)
Быстро летит время. Уже пожелтели березки. Вода в реке потемнела. Ветер оборвал листья и унес их. Солнце мало греет. Небо покрылось темными облаками. Часто моросит дождь. На юг улетели перелетные птицы.
Твердые и мягкие согласные звуки
Звери и птицы в лесу (Мягкий знак в конце слова)
На ель сел дятел. Волк — опасный зверь. Медведь любит мед. На сосне сидит рысь. По кустам бродит лось. На пень сел поползень. На болоте скрипит коростель. По ночам жутко кричит выпь.
Пузырь, Соломинка и Лапоть (Мягкий знак в конце слова)
Пузырь, Соломинка и Лапоть очень дружили. Пошли они гулять. Дошли до речки. Протянулась Соломинка с берега на берег. Пошел по ней Лапоть, а Соломинка сломалась. Упал Лапоть в воду и утонул. Стал Пузырь хохотать, да и лопнул.
На катке (Мягкий знак в середине слова)
Утром зазвонил будильник. Коля встал и вышел на крыльцо. Какой сильный мороз! Каток замерз. Коля взял коньки и пошел на каток. Там уже были мальчики и девочки. На льду было очень скользко. У малыша замерзли пальцы.
На елке (Мягкий знак в середине слова)
В школе елка. На елке огоньки. Дети танцуют польку. Мальчики и девочки в масках водят хоровод вокруг елки. Дед Мороз и Снегурочка раздают кульки с подарками. В кульках большие апельсины, печенье, конфеты.
Ребята играли (А—Я)
Вася читал сказку. Ваня играл с мячиком. Варя и Катя играли в прятки. Надя взяла санки и пошла гулять. Таня катала в коляске куклу. Валя в парке каталась на лыжах.
Во дворе (О—Ё)
Во дворе дома много народа. Коля ждет Сережу. Володя поет веселую песню. Во двор вышел Алеша. У Алеши новые галоши. На веревке висят мокрые пеленки. Стоит воз дров. Его привез дядя Леня.
По поляне бежал зверек, похожий на кошку. Это был хорек. Вдруг хорек заметил тетерку. Тетерка тоже увидела врага. Она захлопала крыльями и побежала. Так она отводила хорька от своих птенцов. Хорек бросился за ней. Но тетерка улетела. Хорек злобно посмотрел ей вслед.
Девочки побежали на конюшню смотреть маленького жеребеночка. Лошадей в конюшне не было. Только в одном стойле стояла Зорька, а возле Зорьки маленький жеребенок. Жеребенок с белой звездочкой на лбу косился на девочек и прижимался к матери. А хвост у него пушистый, кудрявый и совсем маленький.
Как устраивают гнезда (У—Ю)
Дикая утка и гусь никогда не приносят в клюве ветку или соломинку для постройки гнезда. Они ищут готовую кучу камыша или хвороста недалеко от воды. Найдут такую кучку, вытопчут ямку и покроют ее своим пухом. Этим же пуховым одеялом утка закрывает яйца, если ей надо уйти с гнезда попить или поесть.
Зимой (Твердые и мягкие согласные звуки)
Наступили морозные деньки. Речка замерзла. Дети не боятся холода. Петя и Вася бегут на лед. В руках у мальчиков коньки. Коньки скользят по льду. Лед крепкий. Дети рады.
На дворе ледяная горка. Люся и Луша едут с горки на санках. Весело зимой!
Глухие и звонкие согласные
У меня была собака Булька. Она была вся черная, только копчики передних лап были белые. Булька был очень сильный. Один раз его пускали на медведя. Он вцепился медведю в ухо и повис, как пиявка. Медведь бил его лапами, но Булька держался, пока его не отлили холодной водой.
Родник (Т—Д, сильная позиция)
День был теплый. Ярко светило солнце. Дима и Володя гуляли около дачи. Мальчики подошли к высокому дереву. У дерева они увидели родник. Дима и Володя подошли к роднику. Они наклонились и стали ладонями пить воду. Вода в роднике была холодная, как лед.
Выдался на редкость хороший денек. Мы отправились за город. Старый дед дал нам лодку. Мы переехали на другой берег реки. Там росли крупные незабудки. Ребята забрались на душистый стог сена. Алла и Римма спустились в овраг и нарвали диких роз.
Зима в лесу (С—3, сильная позиция, Псильная позиция, оглушение)
Голый и холодный шумит лес. Плохо осенью в лесу белякам-зайцам. Сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка.
Пушистым снегом покрылись деревья. Побелели лесные полянки. Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую шубку. Весело резвятся они в зимнем лесу.
После дождей наступила засуха. Река мелела с каждым днем. Наконец пришла сильная гроза. Все неон затянулось тучами. Замолчали лягушки и птицы. Через лес прокатился первый гром. Заскрипели старые березы Раздался страшный треск. За первыми каплями дождя хлынул ливень.
Была зима (С — 3)
На улице мороз, а Наташе в доме тепло. Весело сидеть у окна и смотреть на узоры. За ночь мороз расписал на стеклах разные узоры. Тут и звездочки, и кружочки, и завитки. Посмотрела Наташа в окно. На дворе от снега все бело.
Наступила радостная весна. Целый день светит яркое солнце. Деревья проснулись от зимнего сна. Появились почки и нежные зеленые листочки. Скоро зацветут в плодовых садах деревья. На лугах запестреет много ранних цветов. Какое это прекрасное время года!
Плохой поступок (С—3)
Из деревни до леса дорога шла через поле. У дороги росла зеленая береза. В жару многие отдыхали под березой.
Однажды осенью мальчишки уселись под березой, развели костер и стали печь картошку.
Пришла весна. Все кругом зацвело, зазеленело. И только одна береза не покрылась зеленой листвой.
Весной (С—3, сильная позиция, оглушение)
Наступил март. Морозы утихли. Старые сугробы осели и стали плотными. По таким сугробам легко ходить.
С каждым днем весеннее солнце ярче светит. Его ласковые лучи согревают землю. Ива распустила свои нарядные барашки. Гибкие веточки берез покрылись смолистыми почками. Весело бежит ветерок по лесу.
Прилетели грачи — вестники весны. Они начали строить гнезда. Скоро в лесу все зазеленеет, зацветет, зазвенит.
Коршун (К—Г, сильная позиция, оглушение)
Круги коршуна в воздухе стали меньше, ближе к земле. Вот птица ринулась вниз, схватила Когтями грызуна.
Многие хищники питаются мышами и сусликами. Когда грызуны замечают коршуна, они сразу прячутся. Тогда коршун сядет возле норы и ждет добычу. Коршуна нужно считать полезной птицей.
Испугались волка (К—Г)
Ходили дети по лесу за грибами. Они набрали полные корзины грибов. Вышли дети на поляну, сели у копны и стали считать грибы. В лесу кто-то завыл. Дети забыли про грибы. Они бросили свои грибы у копны и убежали домой.
Первый космонавт (К—Г)
Человек полетел в космос и вернулся на родную землюЭтот подвиг совершил русский человек — Юрий Гагарин. Чудесная весть облетела все страны. Народы мира гордятся славным подвигом русского пилота. Ликует и радуется вся наша страна.
Честь и слава первому космонавту Юрию Гагарину!
Пришла весна (Ш—Ж)
К нам воротилась весна. Солнце льет с небес золотыми лучами. Зажурчали по камешкам веселые ручьи. Зацвели цветы по лугам. Одуванчик поднял свою желтую головку. Расцвели в лесу подснежники.
Долго стояла хмурая дождливая осень. Неожиданно выпал первый снег. За одну ночь снег покрыл пушистым ковром всю землю. Мороз сковал льдом речку. Первыми высыпали на двор ребятишки. Хорошо покататься на лыжах и санках с горы.
Шла жестокая война. Дети помогали взрослым на фронте. Женя связала пушистые варежки. Мать послала их на фронт. Достались варежки бойцу Жукову. Командир послал отважного бойца в разведку. Был мороз, шел снег. Боец полз по снегу. Варежки грели руки. Жуков хорошо выполнил задание.
Тетя Шура (Ш—
Из ворот выкатился мяч. Следом выбежала девочка лет шести. Она кинулась на мостовую прямо под колеса машины. В ту же секунду пожилая женщина метнулась к девочке и выхватила шалунью из-под колес. Девочку спасла тетя Шура. Так ласково называют Александру Ивановну Шилову.
У меня в доме жил еж. Сначала он мирно пил молоко, вместе с котом Данилом из одного блюдца. Но потом стал тихонечко теснить кота. Тогда я решил проучить ежа. Я поставил блюдце Данилы на небольшое возвышение. Данила мог легко пить молоко, а ежу никак не дотянуться. Еж бегал вокруг, а Данила спокойно пил молоко. Он не обращал внимания на злого ежа.
На пруду (Глухие и звонкие согласные, оглушение)
Летом мы поехали за город на пруд. Пруд был широк и глубок. Низко над водой склонилась гибкая ива. На берегу рос высокий могучий дуб. Около пруда низкая беседка. Вдали был глубокий овраг. К нему вела узкая дорожка. За оврагом рос редкий лес. Там были дубки, березки, липки.
На озере (Оглушение)
Вокруг озера растут березки и низкие кусты. Вода в пруду чистая и гладкая. У берега к дереву привязана лодка. В лодке сидит мальчик. Он ловит рыбку удочкой. Мальчик ловко закинул в воду гибкую удочку. Но робкие рыбки не подплывают близко.
На дворе сильный мороз. Петя надел теплую шубку, шапку и варежки. Он вышел в сад. В саду на дорожках лежит снег. У беседки намело сугроб. На пруду блестит гладкий лед. По льду мальчики катаются на коньках. Сел Петя в салазки и съехал с горки. Хорошо, что зима пришла.
На дворе сильный мороз. На полях и лугах лежит белый снег. У дома намело большой сугроб. На пруду скользкий лед. Залег в берлогу медведь. Спит в норе колючий еж. Птицы давно улетели на юг.
Свистящие и шипящие, аффрикаты
Зима в шкафу (С—Ш)
В углу коридора стоит белый шкаф. Откроешь дверцу, а внутри мороз. Это холодильник.
В тепле молоко, сливки, мясо быстро портятся. А в холодильнике продукты хорошо сохраняются. Приятно в жару выпить стакан холодного кваса, намазать хлеб свежим душистым маслом.
Была трава (С—Ш)
Росла, росла трава и выросла Насте по пояс. Дедушка взял косу и пошел траву косить. Была трава — стало сено. Настя тоже пошла косить, но дедушка дал внучке грабли и показал, как лучше сено ворошить. А когда сено подсохло, дедушка сметал стожок.
Птицы зимой (С—Ш)
Холодно на дворе. Снег покрыл землю и крыши домов. Мороз разрисовал белыми узорами стекла. Снежные шапки повисли на соснах и елях. Прыгают по веткам клесты, шелушат шишки. Нахохлились от холода, распушились воробьи и синицы. Подбирают они крошки в кормушках. Холодно и голодно птицам зимой.
Первый снег (С—Ш)
Пришла зима. Первые снежинки закружились в воздухе. Лес весь пушистый и белый. Теперь тетеревам незачем прятаться в лесную чашу. Прямо с деревьев нырнули вниз, в мягкий пушистый снег, и закопались в нем. Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно. Хорошо там!
На заводе (С—Ш)
У Саши отец рабочий. Завод, где работает отец Саши, очень большой. На заводе делают разные машины: грузовики, самосвалы и сильные вездеходы. Каждый рабочий на заводе делает свою работу. Отец Саши собирает моторы. Моторы нужны машинам. Без мотора машина не работает.
Как пышно цветет и зеленеет луг! Он похож на пестрый ковер. Много здесь разных трав и цветов. Вот дикий овес золотится на солнце. Из земли выглядывают красные и белые головки мака. Качаются синие колокольчики. На сырых местах целыми полянами красуются голубые незабудки. Порхают над цветами резвые бабочки.
Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай.
Была середина марта. Весна в этом году выдалась ровная, дружная. Изредка выпадали обильные, но короткие дожди.
Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад прилетят скворцы. Скворцы — милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны.
Вот и зиме пришел конец. Как-то сразу все изменилось. Ветер пригнал низкие тучи. Укрыли они все небо, и вдруг на землю полился первый дождь. А потом тучи разошлись, показалось солнце, пригрело землю.
Раньше других отметили начало весны синицы. Они бойко перелетали с ветки на ветку, искали в складках коры жучков, червячков.
В одной деревне было много садов. В них звонко пели птицы. Осенью в садах было много яблок.
Но вот однажды озорники мальчишки разорили гнезда у птиц. И улетели птички.
Пришла весна. В саду было тихо без птиц. Вредные черви развелись и объели цветы и листья. Осенью не стало в садах яблок.
Однажды пастух пас большое стадо овец в горах. Произошел обвал и перегородил путь овцам. Тогда пастух привязал записку к ошейнику собаки и послал овчарку домой. Люди увидели собаку, прочитали записку и поспешили на помощь. Овцы были спасены.
Правильно говорят, что собака — друг человека.
Злая мачеха (Ц—Ч)
Была зима. Шел январь месяц. Снегу намело много. Деревья в лесу стояли по пояс в сугробах. Люди сидели в домах и топили печи.
В такую пору, под вечер, злая мачеха приказала падчерице сходить в лес за подснежниками. Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и пошла в лес.
Мухи, жуки, стрекозы и бабочки — насекомые. Бабочка кладет яички. Из яичка выходит гусеница. Гусеница превратится в куколку, а куколка — в бабочку.
Бабочки красивы, но гусеницы их вредны. Гусеницы объедают листья и почки на деревьях.
Новый город Чулак (Ц—Ч)
Кругом лежала безводная степь. Редко встречались в ней колодцы с горькой водой. Такую воду не пьют даже овцы.
Но вот пришли в этот край строители. Из глубин земли добыли прозрачную вкусную воду и стали строить дома. Закипела в Чулаке большая работа. Сейчас улицы в городе прямые, широкие. А по берегам речек — зеленый шум деревьев.
Весной в роще (Ч—Щ)
Был теплый солнечный денек. Ребятишки пошли в березовую рощу. Девочки ищут ландыши и щавель. Мальчики нашли в кустах ежика. Долго бродили ребята в лесу. Они возвращались домой поздно вечером.
Летнее утро (Свистящие — шипящие)
Наступило чудесное утро. Дул теплый весенний ветерок. В овраге журчал чистый быстрый ручеек. Ласточки гонялись за насекомыми. Слышалась звонкая песня жаворонка. По небу поднималось яркое солнышко.
Сонорные согласные звуки Черепаха и орел (Р—Л)
Черепаха просила орла научить ее летать. Не советовал орел черепахе учиться. Она продолжала его просить. Взял тогда орел черепаху в когти, поднял вверх и бросил. Черепаха упала на камни и разбилась.
Раньше люди тратили много времени и сил, чтобы вырастить лен и наткать холста. Прежде все делали руками. Теперь работают машинами. Особые машины отсекают головки льна от стебля, очищают льняное семя от сорняков. Для обработки стебля есть другие машины.
С помощью машин можно собирать богатые урожаи льна.
Орел (Проверочный в начале учебного года)
Высоко летает могучий орел. Часами парит он над землей. Зорко смотрит он на землю: не мелькнет ли где шустрый заяц или осторожная куропатка. Стрелой падает он на добычу и уносит ее в свое далекое гнездо. Там ждут орла голодные орлята. Издалека слышен их мощный крик. Жадно и быстро поедают они добычу. И снова орел летит на охоту.
Летучие мыши забрались в дупло. Еж прикрылся сухими листьями. Лягушки зарылись в мох. Медведь спит в берлоге. Белка сменила на зиму шубку и починила гнездо. Лисица в норе себе из листьев сделала постель.
Утром я с ружьем и с собакой отправился в рощу. Стояла чудесная тишина. За сто шагов я слышал, как белка прыгала по сухим сучкам. Воздух свежий, пахучий приятно щипал глаза и щеки.
Охотник (Словоизменение имен существительных)
Охотник возвращался вечером с охоты. Выбравшись из густой чащи, он направился по тропинке к лесной сторожке. Пройдя немного вдоль опушки, он услышал лай собаки. Охотник подошел к сторожке и бросил собаке кусок хлеба. На крыльцо сторожки вышел дедушка Семен. Охотник зашел к дедушке и остался у дедушки ночевать. Утром охотник вышел на дорогу и по дороге направился к деревне. От опушки леса до деревни было близко.
Осень (Словоизменение имен существительных)
Ударили холодные сумерки. На некоторых листьях листву, как ножом, срезало. С деревьев дождем посыпались листья.
Бабочки, мухи, жуки спрятались в коре деревьев. Певчим перелетным птицам стало холодно. Давно улетели на юг ласточки и быстрые стрижи. В осенние дни слышали ребята, как курлыкали в небе пролетные журавли. Тихо пролетели на теплый юг гуси.
Не жалуются на бескормицу только дрозды. Они стаями накинулись на гроздья спелой рябины.
В оголенном лесу засвистел холодный ветер. Деревья погрузились в глубокий сон. Песен в лесу больше не слышно.
Поход (Словоизменение имен прилагательных)
Ранним утром мы отправились в поход. День был морозным, ясным. Ребята весело побежали по гладкому снежному ковру. На горе за глубоким оврагом был темный лес. Подъем в гору был крутым. По глубокому снегу мы въехали в лес и скоро вышли на поляну. Все деревья были покрыты серебристым инеем. Мы залюбовались чудесным видом.
Неудачная охота (Словоизменение глаголов)
Было поздно. Мороз крепчал. Луна освещала лесную поляну. Охотник Степан шел домой. Лыжи легко скользили по снегу. Рядом бежала собака Альма. Добыча была плохая: за спиной Степана был только один заяц.
Вдруг большая лиса выбежала на поляну и заметила человека. Она насторожилась. Степан выстрелил и промахнулся. Лиса быстро убежала в чащу. (
Летняя гроза (Прошедшее время глаголов)
Было душно. Солнце нещадно жгло землю. Листья берез завяли. Вдали показалось темное облако. Оно быстро надвигалось на рощу. Скоро скрылось солнце. Все небо потемнело. Приближалась летняя гроза. Налетел ветер, заклубилась пыль, застонали березы, задрожали стекла в окнах. Вот блеснула яркая молния, загрохотал гром. Туча пролилась ливнем. Через полчаса гроза промчалась. Небо очистилось. Вновь выглянуло солнце. (
Серая Шейка (Прошедшее время глаголов)
Стаи уток и гусей улетели в теплые края. Осталась на реке молоденькая уточка. У нее было сломано крыло.
Место было очень глухое. Пугали Серую Шейку волки да лисицы. Но больше всего боялась она, что замерзнет река.
Скоро пришла зима. Мороз сковал болота и реки. Но полынья еще не замерзла. В ней и спасалась уточка от лисы.
Вьюжная зима (Однокоренные слова)
Уже пролетело жаркое лето. Прошла золотая осень. Выпал снег. Подули холодные ветры. Голые стояли в лесу деревья, только ели и сосны стали еще зеленее. Много раз большими хлопьями начинал падать снег.
По первой пороше охотники ушли на охоту. Целыми днями слышался в лесу заливистый лай собак.
Март (Однокоренные слова)
Еще вчера снежный ковер был белым и пушистым. Только слепящие лучи мартовского солнца напоминали о весне, а сегодня снег потемнел, стал тяжелым от воды. Размякла лесная дорога.
Побежали ручейки. Они не журчат пока по-весеннему, громко. По ночам морозу иногда удается остановить
Посветлел лес. Он стал каким-то воздушным и прозрачным. Прилетели грачи. Они важно расхаживают по проталинам. Не сегодня — завтра запоют за окном синицы. Властно будит весна природу.
Летний вечер (Однокоренные слова)
Солнце склонялось к западу. Солнечный жар и блеск сменились вечерней прохладой. Белые причудливые облака виднелись на горизонте. Ветерок сгонял тучи к роще. Длинные тени деревьев ложились по пыльной дороге. В окнах домов засветились огни.
Васька (Уменьшительно-ласкательные суффиксы)
Котичек-коток — серенький лобок. Ласков Вася, да, хитер, лапки бархатные, ноготок остер. У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шелковая. Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет. Глазки закрывает, песенку поёт. А попалась мышка — не прогневайся! Глазки-то большие, лапки что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные.
Козел (Уменьшительно-ласкательные суффиксы)
Идет козел лохматый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытками постукивает: идет, блеет, коз и козляток зовет. А козочки с козлятками в сад ушли, травку щиплют, кору гложут, молодые деревца портят, молочко деткам копят. А козлятки, малые ребятки, молочка насосались, на забор взобрались, рожками передрались. Погоди, вот придет бородатый хозяин, он вам порядок даст!
Шоссейные дороги (Приставки)
Серым каменным ремешком перетянула степное раздолье шоссейная дорога. Бегут по ней беспрерывным потоком грузовики. Одни спешат в город с зерном, другие — в поля к уборочным комбайнам.
Раньше, когда шли проливные дожди, движение машин на дороге приостанавливалось. Теперь больше не страшны ливни дороге. Ребята посадили деревья. Они цепкими корнями скрепили вокруг дороги землю. (55 слов )
Большая стая (Приставки)
Прошло жаркое лето. Побурела трава, начал вянуть лист на деревьях. Лес сделался желтый, красный, а потом и совсем облетел.
Все лесные малыши к осени выросли. Выросли птенцы и у тетерки. Петушки нарядились в черные блестящие перья, а курочки сделались пестренькие.
Молодые тетерева теперь уже хорошо летали, и вся семья присоединилась к другим тетеревиным семьям. Собралась большая стая.
Лес приносит человеку большую пользу. Деревья защищают землю от знойных лучей солнца и от ветров.
Прохлада и сырость сохраняются долго в тени лесов. Весной снег в лесу тает постепенно, и влага в лесу долго сохраняется.
Люди любят и берегут родные леса. Они охраняют старые леса и выращивают новые. Разводят леса там, где часто бывает засуха. (
На льдине (Приставки и предлоги)
Море замерзло. Рыбаки поехали на санях по льду. Поехал и Андрей с сынишкой Володей. Рыбаки наделали во льду дырок и стали запускать сети. Володя помогал выпутывать и выбирать рыбу из сетей. Решили ночевать в санях.
Ночью рыбаков оторвало и унесло на льдине в море. Все волновались. Вдруг между туч Володя увидел блестящую точку. Это был самолет. С самолета упал мешок с едой и запиской.
Через час пришел пароход и перегрузил к себе людей, сани, лошадей и рыбу.
Отважный поступок (Приставки и предлоги)
Был теплый летний день. Ярко светило солнце. Высоко в небе пели жаворонки. Петя шел из школы домой. Дорога проходила берегом реки. Вдруг Петя услышал громкий крик. Он взглянул в сторону реки и увидел, что тонет маленький мальчик. Мальчик катался на плоту и упал в воду.
Петя быстро разделся и бросился в воду. Он умел хорошо плавать. Он спас мальчика. На другой день в школе узнали о смелом поступке Пети. Мальчику объявили благодарность.
Дятел (Приставки и предлоги)
Летит дятел, несет в клюве сосновую шишку. Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку, как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился за кору острыми когтями, а снизу еще хвостом подпирается. Перья у него жесткие, крепкие. Сунул свежую шишку в расщелинку осины, а старую вытащил клювом и выбросил. Расправился с этой, полетел задругой.