6 классДиктант №1009 по Ю. Герману (110 слов)
Пирогов говорил негромко, слегка дребезжащим голосом, порою пришептывая от волнения. Он никогда не был оратором в полном значении этого слова и не знал, что такое говорить красиво или трогательно. Говорил он всегда просто, очень коротко и только самое необходимое.
Но тут как-то так вышло, что говорил он совсем иначе. Косые глаза его вдруг заблистали. Тонкая кожа покрылась красными пятнами. Бледное лицо приняло выражение одержимости. Щеку дергало. Несколько раз он пустил петуха. Но удивительное дело, это только усилило впечатление от его речи.
Левую руку держал он за спиною, правой облокачивался на изножье кровати улана и говорил будто бы ему, а не студентам. Только иногда рывком вздергивал голову и обводил горящими глазами лица своих слушателей.
Вместо скрипки Иохим купил у прохожего горца деревянную дудку. Он считал, что ее тихие переливы больше соответствуют его горькой судьбе. Однако дудка обманула его ожидания. Она свистела, когда нужно было петь. Она взвизгивала, когда он ждал от нее томного дрожания и не поддавалась его настроению. Наконец решил сделать дудку своими руками.
В течение нескольких дней он бродил по полям и болотам, подходил к кустикам ивы, перебирал ветки, срезал некоторые из них. Его брови были по-прежнему угрюмо сдвинуты, и он шел дальше и продолжал розыски. Наконец Иохим попал на одно место. Морщины на его лбу разгладились, он вдруг уверился, что именно здесь найдет то, что ему нужно. Взгляд скользнул по задумчиво шептавшимся кустам ивняка.
(По В. Короленко) (114 слов)
Задание
Пирогов говорил негромко, слегка дребезжащим голосом, порою пришептывая от волнения. Он никогда не был оратором в полном значении этого слова и не знал, что такое говорить красиво или трогательно. Говорил он всегда просто, очень коротко и только самое необходимое.
Но тут как-то так вышло, что говорил он совсем иначе. Косые глаза его вдруг заблистали. Тонкая кожа покрылась красными пятнами. Бледное лицо приняло выражение одержимости. Щеку дергало. Несколько раз он пустил петуха. Но удивительное дело, это только усилило впечатление от его речи. Левую руку держал он за спиною, правой облокачивался на изножье кровати улана и говорил будто бы ему, а не студентам. Только иногда рывком вздергивал голову и обводил горящими глазами лица своих слушателей.(По Ю. Герману)(110 слов)
Задание (на выбор учащихся)1. Определите тему и основную мысль текста;— определите тип и стиль речи. Докажите;— проведите лингвистическое исследование: как характеризует профессора Пирогова его речь?— докажите, что этот текст является не повествованием, а описанием;— найдите фразеологический оборот и подберите к нему синоним. Определите его стилистическую окраску. Какие еще стилистически окрашенные слова употреблены?— определите значение выделенного слова путем подбора однокоренных слов.2. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста?— выполните разные виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический);— выполните морфологический разбор 1—2 наречий.
Диктант “Незнакомая усадьба”
Одна́жды, возвраща́ясь домо́й, я неча́янно забрёл в каку́ю-то незнако́мую усадьбу. Со́лнце уже пря́талось, и на цвету́щей ржи растяну́лись вече́рние тени. Два ря́да ста́рых, те́сно поса́женных елей стоя́ли, образуя краси́вую алле́ю. Я переле́з че́рез и́згородь и пошёл по ней, скользя́ по ело́вым и́глам. Бы́ло ти́хо и темно́, и то́лько на верши́нах кое-где́ дрожа́л я́ркий золото́й свет и перелива́лся ра́дугой в сетя́х паука́. Я поверну́л на дли́нную ли́повую алле́ю. Здесь то́же запусте́ние и ста́рость. Прошлого́дняя листва́ шелесте́ла под нога́ми. Напра́во, в фрукто́вом саду, не́хотя, сла́бым го́лосом пе́ла и́волга, должно быть, то́же ста́рая. Но вот ли́пы ко́нчились. Я прошёл ми́мо дома с терра́сой, и передо мно́й неожи́данно откры́лся чуде́сный вид: широ́кий пруд с купа́льней, дере́вня на том берегу, высо́кая у́зкая колоко́льня. На ней горе́л крест, отража́я заходи́вшее со́лнце. На миг на меня́ пове́яло очарова́нием чего́-то родно́го, о́чень знакомого.
1. Сде́лать фонети́ческий разбо́р слова:
Со́лнце (1-й вариа́нт) Ста́рая (1-й вариа́нт)
2. Разобрать слова по соста́ву:
Поса́женных, растяну́лись (1-й вариа́нт) заходи́вшее, перелива́лся (2-й вариа́нт)
3. Из те́кста дикта́нта вы́писать по одному́ словосочета́нию на все ви́ды подчини́тельной свя́зи.
4. Вы́писать из те́кста по 3 слова:
1-й вариа́нт: прилага́тельные, указа́ть разря́д
2-й вариа́нт: прича́стия, указа́ть вре́мя
5. Сде́лать синтакси́ческий разбо́р предложе́ния:
Одна́жды, возвраща́ясь домо́й, я неча́янно забрёл в каку́ю-то незнако́мую уса́дьбу.
Два ря́да ста́рых, те́сно поса́женных елей стоя́ли, образуя краси́вую алле́ю. (2-й вариа́нт)
6. Вы́писать из дикта́нта предложе́ния по схе́ме:
С древних времен человек стремился познать тайны своего существования и окружающей его природы. Как возникает жизнь? Как произошел человек? Как устроено тело человека? В чем секрет долговечности человека? Что такое человеческий разум? Подобные вопросы много столетий волнуют человека.
Самые первые научные представления о строении и жизни человеческого организма появились в древности. Большой интерес представляют труды греческого ученого Гиппократа. Его называют отцом медицины. Потребовалось почти 23 столетия упорного труда ученых, чтобы познать основные законы человеческого тела. Но и сегодня мы знаем далеко не все об организме человека. В этом нет ничего удивительного. Человек представляет собой самое сложное явление живой природы. Но сегодня мы уже знаем многое. Современной науке известны основные законы строения, жизни, развития человека. Это имеет весьма широкую область применения.
Здоровье человека — самое ценное его достояние. Но слишком часто люди растрачивают его и разрушают, наносят ему непоправимый вред. Часто о здоровье начинают думать только тогда, когда оно уже подорвано. По последним научным данным, человек может жить, сохраняя работоспособность и здоровье до 100-150 лет. Для сохранения здоровья важно правильно организовать жизнь. Подумайте над этим!
(По И. Гильбо) (180 слов)
Другие диктанты из рубрики «8 класс»
Задание 1. Чтение текста.
Вам, конечно, хорошо знаком знаменитый русский хирург и профессор, основоположник русской военно-полевой хирургии Николай Иванович Пирогов (1810-1881). Выразительно прочитайте текст о Н. И. Пирогове вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку. Обратите внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут .
Николай Иванович Пирогов – врач, отец русской хирургии. Он автор замечательных научных медицинских трудов по анатомии. Его топографический атлас помогал врачам во время операций находить и перевязывать любые артерии.
Пирогов стал основоположником военно-полевой хирургии. Николай Иванович впервые в мире во время операций стал использовать эфирный наркоз для обезболивания. Великий хирург доказал действенность и удачливость этого метода, проведя более 300 операций с эфиром за время Крымской войны. Учёный придумал гипсовую повязку, которую мы используем до сих пор. Во время войны по предложению великого хирурга появились первые медицинские сёстры, которые заботились о раненых. Пирогов впервые употребил термин «лечебное питание». Он был уверен, что рыбий жир и морковь способствуют скорейшему выздоровлению.
В 1877 году во время русско-турецкой войны Николай Иванович Пирогов отправился в Болгарию. За три неполных месяца Пирогов проехал на санях и бричке более 700 километров. Он посетил 11 русских военно-временных больниц, 10 дивизионных лазаретов и 3 аптечных склада, дислоцированных в 22 разных населённых пунктах. За это время он занимался лечением и оперировал как русских солдат, так и многих болгар.
В России народ называл Пирогова «чудесным доктором». Николай Иванович совершал настоящие «чудеса», помогая больным, раненым и бедным людям. Это было выражением не только его таланта, но и человеколюбия.
Уже более 100 лет многие поколения врачей в России и за её пределами считают Пирогова своим учителем. Студенты-медики до сих пор познают азы медицины по его книгам.
2. Пересказ текста.
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ цитату Н. И. Пирогова.
“Кто, зная, не применяет знание к делу, тот поступает не извинительно, а кто, зная о полезном, не сообщает своего знания вовремя другим, — тот поступает недобросовестно.”
Подумайте, где лучше всего использовать слова Н. И. Пирогова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
Рассматривая произведения древнерусского искусства: иконы, книжные миниатюры, — мы замечаем, что они отличаются от картин и рисунков, которые создают художники нашего времени. Сравним древнерусскую миниатюру, на которой изображен летописец Сильвестр, и репродукцию картины художника XIX века В. М. Васнецова «Нестор-летописец». Тема одна, а как по-разному изобразили монаха-летописца художники.
Далеко-далеко, в северной части Уральских гор, в непроходимой лесной глуши спряталась деревушка Тычки. В ней всего одиннадцать домов, собственно десять, потому что одиннадцатая избушка стоит совсем отдельно, но у самого леса. Кругом деревни зубчатой стеной поднимается вечнозеленый хвойный лес. Из-за верхушек елей и пихт можно разглядеть несколько гор, которые точно нарочно обошли Тычки со всех сторон громадными синевато-серыми валами.
Литературная работа чрезвычайно индивидуальна. Лев Толстой не ездил в специальные командировки, но обладал гениальным душевным опытом, прожив сложнейшую жизнь. Иван Бунин исколесил половину мира, но лучшие вещи написаны им не о путешествиях, а о России, по которой он тосковал и которую чувствовал, помнил и знал превосходно. Если у писателя не было биографии, он не сможет создать ее искусственно, он может ее только пополнить.
Несмотря на раннее утро, Петя уже проснулся и был поражен, когда увидел себя в городской квартире. Сухой луч солнца, пробившийся в щель, пересекал комнату, вследствие этого пыльный воздух был будто косо распилен сверху донизу. Ярко освещенные пылинки, ворсинки, движущиеся и вместе с тем неподвижные, образовывали полупрозрачную стену.
Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере; мы пили чай ночью, дожидаясь далекого и нерешительного рассвета, и за чаем дед рассказал мне историю о зайце. В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер, дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты, стало трудно дышать.
Был седьмой час вечера. Целый день шел дождь, и теперь разгуливалось. Голубое, как горящая сера, озеро с точками лодок и их пропадающими следами, неподвижно, гладко расстилалось перед окнами между разнообразными зелеными берегами, уходило вперед, сжимаясь между двумя громадными уступами, и, темнея, упиралось и исчезало в нагроможденных друг на друга долинах, горах, облаках и льдинах.
Литературная работа чрезвычайно индивидуальна. Лев Толстой не ездил в творческие командировки, но обладал гениальным душевным опытом, прожив сложнейшую жизнь. Иван Бунин исколесил половину мира, но лучшие вещи написаны им не о путешествиях, а о России, по которой он тосковал на чужбине и которую чувствовал, помнил и знал превосходно. Если у писателя не было биографии, он не способен создать ее искусственно, он может ее только пополнить.