Набор математических диктантов к учебнику “Математика 3” Л. Г Петерсон


Математические диктанты (2 класс)

Математический диктант — короткая письменная самостоятельная работа, во время которой дети воспринимают задание на слух (полностью или частично), решают его или записывают только ответ. Это система связанных между собой вопросов. Продолжительность — 10-15 минут.

Как правило, школьникам проще разобраться с задачей, условие которой они могут прочитать. Но если диктанты проводятся часто, дети постепенно овладевают необходимым навыком.

Диктант — известная форма контроля знаний. Перед началом изучения новой темы стоит убедиться, что дети усвоили предыдущую порцию знаний. Целесообразно вместо опроса как традиционной формы проверки знаний провести математический диктант. Это будет более эффективно, поскольку большинству учеников устный ответ одноклассника у доски вовсе не помогает повторить пройденный материал. Получается, что работают только несколько человек, а остальные дети пассивны.

Применяя математические диктанты, педагог:

Особенности заданий математических диктантов

Каждое задание диктанта — независимая часть. Ребенок, который не справился с одним вопросом, должен иметь возможность найти ответ на другой.

Классификация заданий

Способствуют вырабатыванию основных математических умений и навыков. Выполняются на основе основных формул, теорем, определений, свойств математических объектов.

Они не столько развивают мышление детей, сколько формируют «плацдарм» для дальнейшего изучения предмета. Задания такого типа помогают решить более сложные упражнения.

Реконструктивные

Это распространенный вид заданий, который встречается на всех этапах учебной деятельности. В условии указывается общий принцип решения (решите графически систему линейных уравнений) или сопоставление с изученным материалом (решите задачу, составив систему уравнений).

Школьник справится с заданиями, если сможет реконструировать их, соотнести с несколькими более простыми, репродуктивными упражнениями. Их характерная особенность заключается в том, что ученику придется проанализировать общие пути решения, выделить отличительные признаки объекта. Это упражнения на построение графиков, составление уравнений, задания, которые требуют от ребенка умения правильно применить несколько алгоритмов, формул, теорем.

Вариативные

Чтобы справится с заданием, школьнику придется из всего арсенала математических знаний выделить те, которые необходимы для его решения. Ученику надо воспользоваться интуицией, суметь найти выход из необычной ситуации. Это упражнения на сообразительность, «с изюминкой».

Использование разных видов заданий способствует развитию детского мышления.

Типы математических диктантов

В основе классификации — дидактическая цель и форма заданий. Виды диктантов:

Как провести и проверить математический диктант?

Технология проведения диктанта:

Целесообразно сразу же проверить диктант, заранее записав правильные ответы с обратной стороны доски. Если не сделать этого сразу, многие дети даже не заметят допущенных ошибок. В таком случае рациональные формы проверки — взаимопроверка и самопроверка.

Учитель контролирует процесс проверки: предлагает сверить ответ к первому заданию и поднять руку всем, кто с ним не справился. Если неправильных ответов много, а задание важное, он или кто-то из учеников делают необходимые пояснения. Таким образом сверяются ответы ко всем заданиям.

В силу специфики математических диктантов (восприятие вопросов на слух, лаконичность ответов) их педагогические возможности несколько ограничены. Эта форма работы позволит проверить, как ученики усвоили обязательный минимум знаний. Для глубокой проверки она не подходит. Было бы ошибкой полностью заменить диктантом другие формы контроля.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Светлана СЛАПОГУЗОВА,
учитель НОУ «Лицей № 36» ОАО «РЖД»,
г. ИркутскМатематические диктанты1-й классПольза устных вычислений огромна.
Выполняя устно арифметические действия, дети не
только повторяют правила арифметики, закрепляют
их, но и, что самое главное, усваивают не
механически, а осмысленно. При устных
вычислениях развиваются такие ценные качества,
как внимание, сосредоточенность, выдержка,
смекалка, самостоятельность. Эффективность устного счета зависит
не только от правильного определения объема и
содержания этих занятий, но и от их организации:
правильной постановки заданий и опроса,
рационального проведения учета знаний и навыков
учащихся, правильного чередования устных и
письменных вычислений. Чаще всего задания
предлагаются устно. Такая форма организации
занятий является наиболее ценной, так как
развиваются внимание и память учащихся, а
главное, они подготавливаются к «жизненному»
счету, где часто приходится выполнять действия
над числами, воспринимаемыми на слух. Однако эта
форма требует большого умственного напряжения, а
поэтому сравнительно быстро утомляет детей,
особенно тех, у кого преобладает зрительная
память. Наблюдающееся в школьной практике
применение только этой формы занятий ведет к
тому, что в устном счете участвуют не все дети.
Особенно много бывает пассивных учащихся, когда
диктуемые упражнения содержат большие числа или
когда подряд дается много заданий на слух. Во
избежание этого необходимо чисто слуховые
упражнения перемежать с упражнениями на
зрительное восприятие. Основное назначение математических
диктантов, представленных в данной работе, –
помочь учителю эффективно тренировать
устойчивость внимания детей, оперативную память,
умение сосредоточиваться. Исходя из этих целей в
диктантах даны следующие группы заданий:· операционные, в которых нужно
вычислять, решать задачи, выполнять
преобразования и т.п., получив информацию на слух;· логические, в которых
требуется оценить истинность высказывания, для
чего необходимо быть внимательным и
сосредоточенным, уметь слушать, слышать и
анализировать данные;· направленные на усвоение
математической терминологии. Предложенные задания обеспечивают
содержательным учебным материалом этап устной
работы в начале урока математики, а также этап
подведения итогов в конце урока. Развитию
грамотной математической речи способствует
наличие в каждом диктанте образцов чтения
математических выражений. Введение в математический диктант
элементов игры, нестандартных заданий помогает
детям, интересующимся математикой, поддерживать
и развивать интерес к ней, а ребятам, у которых
математика вызывает затруднения, – понять и
полюбить ее. Проведение диктанта можно
организовать так:1. Учитель читает вслух задания
диктанта из одного варианта. Учащиеся на
листочках или в тетрадях записывают ответы.
Сразу же (либо в конце урока) следует показать
верные ответы, обсудить решения отдельных
заданий.2. Прочитывать вслух задания
диктантов могут отдельные учащиеся по указанию
учителя. Это особенно полезно детям с
недостаточной техникой чтения, а также тем, у
кого преобладает зрительное восприятие.3. Полезно время от времени в классе
давать всем ученикам тексты диктантов для
самостоятельной работы с ними (записав текст
диктанта и на доске). Это важно для запоминания
правописания математических терминов.4. Математические диктанты можно
давать и для домашней работы под руководством
родителей. Это позволит каждому ученику
дополнительно спокойно потренироваться в чтении
математических текстов, не спеша разобраться в
отдельных задачах, проверить свои знания. Учителю читать диктант детям
достаточно один раз. Это заставляет учеников
быть предельно внимательными и собранными. Все
вычисления и преобразования ученики выполняют
только устно. Оценки за работу выставляются с учетом числа
верно решенных заданий. Если в диктанте 6 (или 8)
заданий, оценки могут быть такими:Тема. « Сравнение предметов и
групп предметов»Цели. Проверить умение выполнять
счет предметов; сравнивать предметы по различным
признакам: цвету, форме, размеру; ориентироваться
в пространстве (справа, слева, вверху, внизу);
сравнивать группы предметов (меньше, больше,
столько же). Диктант 11. В верхней строке нарисуйте
столько кружков, сколько помидоров нарисовано на
доске (на доске нарисовано 6 помидоров).
Раскрасьте третий кружок. 2. Слева нарисуйте 3 красных
квадрата, а справа 1 зеленый треугольник.3. Нарисуйте квадрат, а под ним
круг. Раскрасьте ту фигуру, которая нарисована
ниже.4. Нарисуйте квадрат,
треугольник и кружок так, чтобы треугольник был
между кружком и квадратом.5. Сколько орехов в пустом
стакане?Диктант 21. Нарисуйте столько палочек,
сколько на доске треугольников.2. В квартире две комнаты. Из
одной комнаты сделали две. Нарисуйте столько
кругов, сколько стало комнат.3. Продолжите закономерность по
цвету:к – красный, ж – желтый, с –
синий4. У Иры орехов больше 3 и меньше 5.
Сколько орехов у Иры? Нарисуйте эти орехи.5. Раскрасьте прямоугольники
карандашами двух цветов так, чтобы 2
прямоугольника были одинаковыми, а 2 – разными.6. У кошки было 3 черных и 2 серых
котенка. Каких котят больше: серых или черных?Диктант 31. Нарисуйте в строке через
клеточку 6 треугольников. Ниже начертите 8
палочек.2. На наборном полотне
выставлено 5 домиков. Обведите в тетради на 1
клеточку больше, чем домиков. 3. Аня жила ближе к школе, чем
Валя. Кто из них жил от школы дальше?4. Назовите соседей числа 4.5. Обведите в строке столько
клеток, сколько кругов выставлено на наборном
полотне (9). Раскрасьте их так: третий – красным
карандашом, а седьмой и девятый – синим.7. Заштрихуйте квадрат
горизонтальными линиями слева направо (квадрат
дан на листочке). Тема. « Числа от 1 до 10. Сложение и
вычитание». Цели. Проверить умение
воспроизводить последовательность чисел от 1 до
10 и соотносить их с соответствующей группой
предметов; сравнивать числа в пределах 10, читать
простейшие математические записи вида 1 + 1 = 2 и
др.; соотносить эти записи с конкретной
иллюстрацией (рисунком); выполнять табличное
сложение в пределах 10; представлять числа
первого десятка в виде суммы двух слагаемых;
решать логические и текстовые задачи в одно
действие. Диктант 11. Запишите цифрами числа: 1, 5, 7.2. Мальчик поймал 2 рыбок и
выпустил их в ведро. Потом он поймал еще 3 рыбок.
Нарисуйте столько рыбок, сколько всего рыбок
стало в ведре.3. В семье 4 детей: сестер столько
же, сколько братьев. Сколько в семье сестер?4. Запишите числа от 1 до 6.5. Запишите числа от 9 до 4.6. Заштрихуйте прямоугольник
снизу вверх вертикальными линиями
(прямоугольник дан на листочке). Диктант 21. Назовите число, которое
следует за числом 9; за числом 5.2. К задуманному числу прибавили
1 и получили 7. Какое число задумали?3. Какие числа пропущены, если
сумма в каждом столбце равна 8?4. Дорисуйте фигуры,
чтобы количество элементов во множествах было
равно.5. У старика Хоттабыча борода
длиннее, чем у доктора Айболита, но короче, чем у
Карабаса Барабаса. Чья борода самая длинная?6. Увеличьте: 9 на 1; 4 на 2; 7 на 1; 6 на
2. Диктант 31. Первое слагаемое равно 4, а
второе слагаемое равно 2. Найдите значение суммы.2. Уменьшаемое равно 5,
вычитаемое равно 3. Найдите значение разности.3. Увеличьте 7 на 2.4. Уменьшите 8 на 3.5. Среди чисел каждой пары
найдите то число, которое больше, и обведите его в
ряду чисел красным карандашом: 9 и 8; 5 и 3; 1 и 4.6. Найдите лишнюю по форме
фигуру.7. Соломинка выше Пузыря, а
Лапоть ниже Пузыря. Кто выше: Лапоть или
Соломинка?Тема. « Числа от 11 до 20. Сложение
и вычитание»Цели. Проверить умение читать и
записывать числа от 0 до 20; выполнять табличное
сложение и вычитание в пределах 20; представлять
все числа от 2 до 20 в виде суммы двух слагаемых;
решать текстовые и логические задачи в одно
действие. Диктант 1

2. Увеличьте 10 на 1.3. Уменьшите 19 на 1.4. Какое число меньше 15 на 1?5. На сколько 12 больше 7?6. Первое слагаемое 7, второе 4.
Найдите сумму.7. Сколько надо прибавить к 5,
чтобы получить 12?8. Чему равна сумма, если первое
слагаемое 6, а второе 7?9. В гараже было 5 машин, приехало
еще 3 машины. Сколько машин стало в гараже?Диктант 21. 10 – это 7 и еще сколько?2. От какого числа надо отнять 5,
чтобы получилось 7?3. Найдите значение разности
чисел 15 и 9.4. Увеличьте 7 на 5.5. Уменьшаемое 12, вычитаемое 8.
Найдите разность.6. У брата 5 тетрадей, у сестры
столько же. Сколько тетрадей у брата и сестры
вместе?7. Гребенчатый тритон линяет
каждые 7 дней. Сколько раз пройдет линька у
тритона за 14 дней?Диктант 31. Даны числа: 10, 3, 7. Запишите то
число, которое является значением суммы двух
других.2. Даны числа: 15, 9, 6. Запишите то
число, которое является значением разности двух
других.3. Запишите число, в котором 1
десяток и 3 единицы.4. Разность чисел 5 и 3 увеличьте
на 10.5. Запишите число, которое меньше
12 на 1.6. Когда из бидона взяли 3 литра
молока, то в нем осталось на 7 литров больше, чем
взяли. Сколько литров молока было в бидоне?7. Бутылка с соком стоит 9 рублей.
Пустая бутылка стоит 3 рубля. Сколько стоит сок?Задачи в стихах

Оцените статью
Экодиктант - Помощь