Личные окончания глаголов словарный диктант

Диктанты по русскому языку для 4 класса по теме: “Глагол. Безударные гласные в личных окончаниях глаголов”. Диктанты подобраны в соответствии с программами школ России и ФГОС.

Словарные диктанты по русскому языку для 4 класса по теме “Правописание безударных личных окончаний глаголов”. Диктанты подобраны в соответствии с программами школ России и ФГОС.

“Правописание глаголов прошедшего времени”

Словарный диктант 1.

Отправились на вокзал, поперчил картошку, заправила салат майонезом, приготовили рюкзаки, дежурил с товарищем, выскочил из-за поворота, проверила изложение, скандалила в автобусе, чистила карасей.

Словарный диктант 2.

Увидел в аквариуме, выгладила к празднику, поздравил с Днём Победы, пожарил на сковороде, порезала огурцы и помидоры, отчистила сковороду, охотился на медведя, отметил День Рождения, видела на горизонте.

Словарные диктанты по русскому языку для 4 класса по теме “Глагол”. Диктанты подобраны в соответствии с программами школ России и ФГОС.

Синеет, бледнеешь, вступаешь, едете, пишет, не вытащить, колют, стеречь, дышит, оживает.

Сберечь, цветёшь, будет, проглотит, не чувствуешь, не был, поспешишь, верите, лечат.

Словарный диктант 3.

Любишь, смотрят, видите, едем, лежишь, не показываешь, носит, сеет, беречь.

Словарный диктант 4.

Пронесёшь, видят, дышат, выйдет, не возвращают, не смог, тоскуем, испечь, не забыть, будешь.

Словарный диктант 5.

Не мог, пробегаешь, колышут, жалят, не замечаешь, ночуем, покрываете, встречу, стреляют, печь (пироги).

Словарный диктант 6.

Слушаешь, полют, не участвую, не засыпаешь, показывает, кочуем, освещаете, пестреет, терпим, посадят.

Словарный диктант 7.

Стричь, печатаешь, не смотришь, не догонит, сможешь, не бывал, даёте, вдыхаешь, летаем, не может.

Словарный диктант 8.

Не радует, строят, пилят, слышим, катаешь, исчезает, не будешь, греет, работаете, кормят.

Словарный диктант 9.

Дружите, дышат, крикнешь, задрожишь, не поможет, не решает, сверкаем, не знаешь, объявляет, не хвалит.

Словарный диктант 10.

Повторяем, читаешь, удивляем, шагаешь, ночуют, визжит, не жужжите, кончат, рубят, не смогли.

Словарный диктант 11.

Спросить, воскликнуть, петь, свистеть, страдать, везти, нести, плакать, мыслить, копать, размышлять, стучать, кричать, забивать, думать, сказать, объяснять, волноваться, обдумывать, анализировать, сомневаться, любить, чинить, строить, квакать, щёлкать, лязгать, рассказывать.

Словарный диктант 12.

Решать задачу, рисовать картину, помогать маме, обижать малыша, прыгать от радости, говорить сквозь зубы, выбрасывать мусор, волноваться за детей, приходить с работы, лечить ребёнка, строить дом, мыть посуду, вытирать пыль, скрипеть зубами от боли, шуршать за стеной, убирать квартиру, читать книгу.

Словарный диктант 13.

Прочитать от корки до корки, проглядеть все глаза, писать как курица лапой, дрожать как осиновый лист, держать язык за зубами, ходить на голове, палец о палец не ударить, попасть пальцем в небо, вставать с первыми петухами, бежать со всех ног, прийти с пустыми руками, разбить сердце, наговорить с три короба, считать ворон.

ТЕМА: – ТСЯ и – ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ

Объясните написание или отсутствие Ь в глаголах.

1. Листва распушится, хорошо дышится, можно спрятаться, трава стелется, рассвет зарождается, хочется прогуляться, песня слышится, некому поклониться, он поклонится, он не высыпается, перестал смеяться, Надя смеется, должен научиться, Миша учится, больной лечится, негде спрятаться.

Чем сердиться, лучше помириться.

Кто смерти не боится, того и пуля сторонится.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Как в марте зима не злится, а весне покорится.

1. Кто хочет учиться, тот учится хорошо.

2. Кто стремится приобрести знания, тот не боится трудностей, а старается их преодолеть.

3. ” Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, расстаться настало нам время”. ( А. Пушкин)

4. ” Смотри, кума, чтобы не осрамиться. Недаром говорится, что дело мастера боится”. ( И. Крылов)

5. Солнце садится, надо домой торопиться.

На опушке лесов, по берегам рек и ручьев прежде всего распускается и цветет черемуха.

Это очень приятное, зеленое и веселое деревцо. Оно всегда улыбается, а весною, когда пахучие белые цветы сплошь его покрывают, даже смеётся. Любуясь на цветущую черемуху, сам невольно начинаешь улыбаться.

Весной я всегда приглядываюсь к черемухе. Когда на ней раскрываются почки, – значит, окончательно проснулась и потеплела земля, а весна вошла в полную силу. Когда на черемухе забелеются и запахнут пышные кисти цветов – комар в лесу появится.

Даже в самых глухих северных лесах можно увидеть черемуху. Там, где не растут сладкие вишни и нет хороших садов, ребята лакомятся ягодами лесной черемухи, а хозяйки пекут пироги со сладкой черемуховой начинкой.

(По И. Соколову- Микитову)

Октябрь. Играют краски листопада, и насквозь просвечивается осенний лес. Замолкли птицы. Только шорох и шелест ворохов листьев под ногами подчеркивают лесную тишину.

Ветер – бессменный дворник леса. Разметал он по полянам разноцветные листья, шумными коврами устилает тропинки чащ. Вот от родимой ветки оторвался золотой лист и полетел к земле. Он долго кружится, словно хочет примоститься на грибной шляпке. В ней застоялась дождевая вода. Белка жадно пьет из грибной лунки. Все лето собирала хлопотунья запасы на зиму: орехи, желуди, грибы.

Уже не попадаются комары и мухи в паутину, а висят на ней одни листочки. Веет рыжая метель.

(По Д. Зуеву “Времена года”)

ТЕМА: МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЕ

ГЛАГОЛОВ И 2-м ЛИЦЕ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА

1. Привлечь, сберечь, остричь, жечь, испечь, пересечь, прилечь, прожечь, учишься, прячешься, уходишь, смотришь, решаешь, говоришь, бредешь.

2. Играешь, жечь, запрячь, лечишься, увлечься, улыбаешься, постричься, забываешь, открываешь, засечь, настичь, рассердишься, мчишься.

Объясните написание мягкого знака в окончаниях глаголов после шипящих, в неопределённой форме глаголов.

Забываешь ошибки, видишь зарю, открываешь Америку, лечь на диван, смотришь спектакль, жечь костер, играешь в прятки, запрячь в телегу, убегаешь к реке, задыхаешься от бега, болтаешь ногами, зажечь от спички, лечишься в поликлинике, увлечься балладами, улыбаешься во сне, увлечься разговором.

1. Была холодная ночь, и туристы решили разжечь костер.

2. Мы решили привлечь к работе учеников.

3. Мне хотелось отвлечься от грустных мыслей.

4. Какой ты мост чудесный свяжешь,

Какою песней тронешь тишь?

Какое слово завтра скажешь,

Какой мечтою удивишь,

Каким порадуешь поэтом,

Какой маршрут пробьёшь средь льдов,

Каким украсишь самоцветом

Кварталы новых городов?

Стань знающим и умелым

Посмотри вокруг. Всюду ты увидишь следы человеческого труда. Дома, мебель, комбайны, хлеб, тысячи домашних мелочей – всё это придумали и усовершенствовали разум и труд человека.

Когда ты станешь работать, ты узнаешь, сколько стоит рубль, который ты заработал своими руками. Ты должен стараться не только сохранить наследство, которое тебе досталось, но и увеличить его самым разумным, самым быстрым путем. Для этого мало любить Родину и быть добросовестным, честным человеком. Ты должен хорошо учиться. Знающий и умелый человек свободен в выборе своего пути, в выборе профессии.

(По И. Дубровицкому, В. Орлову)

Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полях и в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами: и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь поближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листках травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и мочат его.

Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка покажется.

(По Л. Толстому)

ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ

1. Он пляшет, он клеит, она моет, он рисует, вы решаете, она готовит, он борется, ветер гонит, отец колет и рубит дрова, ковыль стелется, смех слышится, он обидится, она увидит и расстроится, он встретится.

2. Построишь здание, напишешь объяснение, склеишь бумажку, отправишь письмо, выполнишь поручение, вы посеете, вы расскажете, дышится легко, покинешь дом, блещет на солнце, снег сыплется, слышится шорох, народы борются, ненавидим обман.

3. Поищем книгу в библиотеке, зависит от нас, терпит неудачу, стелется по земле, дремлет на диване, слышится издалека, шевелится от ветра, борется за победу, сушится на солнце, сеет рожь, быстро вертится, выдержит нагрузку.

Распределите слова в два столбика:

а) глаголы I спряжения;

б) глаголы II спряжения.

Мы болеем, ты замираешь, обижаешься, пчелы жалятся, юла вертится, свеча догорает, гуси гогочут, вы скучаете, травы колышутся, ты лелеешь, он держит, дети смотрят, постелешь постель, они слышат, мы правим, мы печатаем, ветер гонит, снег тает, он терпит, мы распишемся, мы ездим.

Объясните написание окончания у глаголов.

1. Солнце греет, а луна только светит. Рубашку шьют, а чулки вяжут. Дождь вымочит, а солнце высушит. Хорошие друзья, если и поссорятся, то потом всегда помирятся. Услышишь хорошую песню, запишешь её, потом выучишь и распеваешь с друзьями. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

2. Все хорошо в природе, но вода – красота всей природы.

Вода жива. Она бежит или волнуется ветром. Она движется и даёт жизнь всему.

Из вершины высокой горы бьёт светлая, холодная струя, скачет вниз по уступам горы и образует множество маленьких водопадов или одно большое падение воды.

Если вода сжата каменьями, то она гнется узкою лентою. Если катится с плиты, то падает широким занавесом. Если поверхность воды не камениста и не крута, то вода выроет себе небольшое русло. И как все живо, зелено и весело вокруг него!

(По С. Аксакову)

Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.

В тихий зимний день выёдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.

Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.

Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над жёлтыми пуховками ивы жужжат пчелы.

(По И. Соколову-Микитову)

Хороводом кружатся снежинки, и, недолетев до земли, лебяжьим пухом ложатся на хвойные веера елового лапника. Суток не проходит без пороши. Деревьям стало тесно в чаще, смотришь – и не узнаешь знакомых мест.

Величавы картины зимнего леса. Зайдешь в чащу, и невольно слышатся мелодии незабываемого “Ивана Сусанина”.

Глаз не оторвать, глядишь и не наглядишься на хрустальные кружева кудряво-развесистых берез.

Высоко вскинули головы-маковки, будто на праздничный показ нарядно встали во весь рост стройные кипарисы севера – зеленые елки. Не гаснет колючий костер хвойных иголок в хрустальном блеске инея.

(По Д. Зуеву)

Предупредительные и объяснительные диктанты по теме

Диктант 1.1. У щенка на чёрной спинке тают белые снежинки. ( С. Михалков) 2. Ветерок листву качает. 3. Головой кивает слон, он слонихе шлёт поклон. 4. Наша Таня громко плачет — уронила в речку мячик. 5. Часы пробили восемь. Сейчас затихнет дом. 6. Над двором грохочет гром. 7. Греем воду мы в котле, потому и дом в тепле. 8. Повторяет класс по карте, где Иртыш, где Енисей. 9. Дуб качает головою, сосны ветками шумят. (59 слов) (А. Барто)Новая орфограмма:Безударные гласные в личных окончаниях глаголовПовторяем орфограммы и пунктограммы:1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласного2. Сочетания букв жи, ши3. Сочетания букв ча, ща4. Сочетания букв чк, чн, нч, нщ, щн5. Проверяемые безударные гласные в корне слова5. Правописание глухих и звонких согласных в корне слова6. Большая буква в именах существительных7. Правописание слов с двойными согласными8. Гласные и согласные буквы в приставках9. Безударные гласные в падежных окончаниях существительных10. Раздельное написание предлогов11. Большая буква в начале предложения12. Точка в конце предложения13. Запятая в сложном предложении Диктант «Берёза». Берёза вся трепещет, на ветру зелёными листочками. Берёзовая роща весной звенит от птичьих песен. Походишь; по лесу, потрогаешь белые стерты и клейкие листочки, посмотришь на серёжки, послушаешь скворца — станет тебе легко и радостно. Зимой берёзка сверкает серебром. Ранним утром прилетают на берёзу тетерева и клюют бурые серёжки. И зимой, и летом хороша русская берёзка!По Г. Снегирёву.

Диктант «В лесу». Уходим всё дальше в лес. В тепле и уюте леса тихонько дышит особенный шум. Скрипят клесты, звенят синицы. Свистит иволга. Изумрудные лягушата прыгают под ногами. Щёлкает белка. В лапах сосен мелькает её пушистый хвост. Между стволов сосен видишь прозрачные фигуры огромных людей. Они исчезают в зелёной густоте, сквозь которую просвечивает голубое небо. Под ногами пышным ковром лежит мох. Костяника сверкает в траве каплями крови. Грибы дразнят крепким запахом. (70 слов)(По М. Горькому)Новая орфограмма:Безударные гласные в личных окончаниях глаголовПовторяем орфограммы и пунктограммы:1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласного2. Проверяемые безударные гласные в корне слова3. Сочетания букв жи, ши4. Сочетания букв чк, чн, нч, нщ, щн5. Раздельное написание предлогов6. Большая буква в начале предложения7. Точка в конце предложения8. Запятая в сложном предложении

Диктант «Майские красавицы». Стоит чудесный майский день. Весеннее солнце заливает всю окрестность. Веет тёплый ветерок. На опушке леса у маленькой речушки цветёт черёмуха. Белые цветы покрывают зелёные листочки. Красивы тонкие стволы и ветки душистой черёмухи. С раннего утра до позднего вечера распевают на дереве птицы. Глядишь на цветущую красавицу, радостно становится на сердце. Сохраните эту красоту людям, не ломайте её майских цветов.

Диктант «Весна». С земли ещё не сошёл снег, а в душе уже весна. Замираешь от смутных предчувствий и улыбаешься без всякой причины. Такое же состояние переживает теперь и природа. Земля холодна, грязь хлюпает под ногами, но кругом всё весело, ласково, радостно! Солнце светит ярко, и лучи его купаются в лужах вместе с воробьями. Речка надувается и темнеет. Она уже проснулась и скоро заревёт. Деревья голы, но уже живут, дышат. (68 слов)(По А. Чехову)Новая орфограмма:Безударные гласные в личных окончаниях глаголовПовторяем орфограммы и пунктограммы:1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласного2. Проверяемые безударные гласные в корне слова3. Сочетания букв жи, ши4. Сочетания букв ча, ща5. Сочетания букв чк, чн, нч, нщ, щн6. Правописание глухих и звонких согласных в корне слова7. Слова с непроизносимыми согласными8. Разделительный мягкий знак9. Гласные и согласные буквы в приставках10. Безударные И-Е в падежных окончаниях существительных11. Раздельное написание предлогов12. Большая буква в начале предложения13. Точка в конце предложения14. Запятая при однородных членах предложения15. Запятая в сложном предложенииСловарные слова: ещё, природа, весело, вместе, воробьи.

Диктант «Газета и журнал». Ранним утром во все дома приходят свежие газеты. Какие новости? Ты смотришь газету. Из неё узнаёшь, что происходит в нашей стране, как живут в других странах. Газета сообщает новости одного дня. Журнал живёт событиями недели, месяца, года. В нём много интересных статей, рассказов, стихов. В нашей стране издаётся много различных газет и журналов. Они выпускаются для взрослых и детей. Какие газеты, журналы читаешь ты?

Диктант «Грибы». Нужно уметь находить грибные места. Каждый вид грибов растёт в особых местах. Вот под деревьями смешанного леса краснеет шляпка подосиновика. Нагнёшься, срежешь ножом толстый корешок гриба, аккуратно положишь находку в корзинку. Изредка встретишь крепкие боровики. Приятно взять в руки холодноватый гриб. А вот широким хороводом стоят на поляне красные мухоморы. В сосновом бору увидишь рыжики. В молодом берёзовом лесу сидятгрибы подберёзовики. (63 слова)(По И. Соколову-Микитову)Новая орфограмма:Безударные гласные в личных окончаниях глаголовПовторяем орфограммы и пунктограммы:1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласного2. Проверяемые безударные гласные в корне слова3. Сочетания букв жи, ши4. Правописание глухих и звонких согласных в корне слова5. Разделительный мягкий знак6. Гласные и согласные буквы в приставках7. Раздельное написание предлогов8. Правописание слов с двойными согласными9. Большая буква в начале предложения10. Точка в конце предложения11. Запятая при однородных членах предложенияСловарные слова: аккуратно, корзинка.

Диктант «Гималайский медведь». В горных лесах Азии живёт гималайский медведь. Он весь чёрный, а на груди белый треугольник, как салфетка. У гималайского медведя очень длинные ноги. Он быстро лазит по деревьям. Медведь любит дикие яблоки, ягоды, орехи. Заберётся мишка на черёмуху, наломает ветвей и обсасывает с них ягоды. Зимой он спит в дупле большого дерева. Бывает, спилят в тайге огромный кедр, привезут в посёлок, а из пустого внутри ствола медведь вылезает.

Диктант «Грачи». В старой берёзовой роще поселились грачи. У них появились первые птенцы. Грачата с раннего . утра до позднего вечера кричат, просят есть. Целый день родители летают за кормом на поля. Гудят на полях трактора, тащат за собой тяжёлые плуги. За трактором летит целая стая грачей. Грачи садятся на свежую пашню. Они ходят по ней и выбирают разных жучков, червячков, личинок. Много еды в рот наберут и летят к гнёздам. По Д. Горлову.

Диктант «Горячая пора». Нежная молодая зелень покрывает землю. Заалели тюльпаны. Скоро буйно зацветёт сирень. Готовят свой белый наряд вишнёвые сады. Красива земля весной. Но это время доставляет людям не только радость. Садоводы с тревогой следят за погодой. Сильные дожди, холодный ветер или заморозок в разгар цветения наносят урожаю большой урон. Наступает напряжённая пора и для овощеводов. Не уложишь в срок семена в почву — потеряешь часть урожая. Цветоводы в мае рыхлят почву, сеют настурцию, высаживают георгины.

Диктант «Родная земля». Ты едешь по степи. Мелкие овражки пересекают её. Цветёт она по весне красными тюльпанами, прорастает золотистым хлебом, зеленеет лесами. Радостно смотреть на эту красоту. Но вот заноет сердце. Ты встречаешь заросший окоп или скромный солдатский обелиск. Много их стоит на пути от Дона до Волги. Остановись, поклонись героям. Это благодаря им ты живёшь и идёшь по цветущей земле.

«Безударные окончания глаголов и глаголов-исключений

Предложения под диктовку1) Смотрит Вася на часы, торопится, опаздывает в школу.2) Стелет матушка постель, тяжело вздыхает.3) Папа утром бреется, умывается, делает зарядку.4) Рыбак закинет удочку, потом смотрит за поплавком.5) Свет маяка моряки видят в тумане, находят по нему дорогу.6) Мама мажет рану на коленке йодом, а Коля терпит, не стонет.7) Услышит заяц охотника, спрячется под кустом.8) Гонит ветер тучи, предвещает плохую погоду.9) Обидит Костя товарища, а потом жалеет об этом.10) Думает Серёжа о шалости, не слышит уговоров бабушки.11) Сбреет дедушка бороду, сразу же помолодеет.12) Встанет Саша со стула, сделает зарядку, прогонит усталость.13) Увидит водитель пешехода на дороге, остановит машину.14) Поймает рыбак маленькую рубку, подержит её и отпустит.15) Не видит Настя опасности, выезжает на дорогу.16) Успех покорения горы зависит от подготовки альпинистов.17) Смотрят дети по сторонам, держатся за руки , переходят дорогу.18) Света не любит болеть, ненавидит пить горькие лекарства.19) Вертятся стрелки часов, подгоняют Валю ко сну.20) Задержит Ваня нарушителя порядка, заставит его извиниться.

Несколько предложений под диктовку1) Колесо обозрения вращается медленно. Малыш смотрит на Москву, видит её сверху.2) В одной руке Митя держит фонарик. Другой рукой забивает молотком гвоздь.3) Ветер вертит колесо на мельнице. Оно вращает жернова, мелет муку.4) Откроет брат окно после дождя, долго дышит свежим воздухом. Из окна он наблюдает, смотрит по сторонам.5) Вертит почтальон конверт. Он видит стёртые буквы, пытается разобрать адрес.6) Фабрика терпит убытки. Рабочие не верят обещаниям руководителя.7) Забудет ученик стихотворение. Выйдет к доске, смотрит по сторонам, слушает подсказки.8) Сгущается туман к ночи. Путник смотрит по сторонам, не видит перед собой дорогу.9) Мама всматривается в темноту, видит очертания знакомой фигуры сына. Она вслушивается и слышит голос родного человека.10) Вытерпит Елена обвинения. Она вытерпит и все упрёки, но не ответит на них.11) Осмотрит врач больного, назначит лечение. Выпишет ему рецепт, отправит родных за лекарством в аптеку. Диктант «Майский лес». Майскую весну торжественно встречают залпы гроз и щедрые тёплые ливни. Чудесная погода стоит в этом месяце. После грозового дождя ярче сияет солнце. На голубом небе расцветает радуга. Первые листочки на сирени, берёзе, тополе сверкают, переливаются на солнышке. Войди в майский лес. Он весь в зелёном убранстве. С раннего утра до позднего вечера распевает пернатое царство. Ты подходишь к ручью и видишь, как он торопливо прокладывает себе дорогу. Воздух наполнен могучим запахом весны. Ты его узнаешь и в городе среди других запахов. Слова для справок: торжественно, убранство, наполнен, расцветает.

Диктант «Защитники зелёного друга». Ранним утром по тропинке школьники входят в берёзовую рощу. Лучи ласкового солнца весело бегут по зелени. На мохнатом листочке сверкает роса. В роще стоит тишина. Группа мальчиков остановилась около старого дерева и качнула ветки. Посыпались майские жуки. Ребята собрали их в ведро. Днём жука не поймаешь. Он быстро перелетает от ветки к ветке. Утром от холода жук цепенеет. Майские жуки обгрызают листья. Опасна личинка майского жука. Она живёт в земле и объедает корни деревьев. Защитите зелёного друга от вредителей!Слово для справки: личинка. Диктант «Ландыш». Наступает поздняя весна. Солнце щедро посылает свои тёплые лучи на землю. Стоит чудесная погода. В воздухе звенят голоса птиц. Радуют сердце яркие краски весенней земли. Пёстрым ковром покрыты холмы. Цветочная роспись украшает тропинки и до-рожки. Ты медленно идёшь от полянки к полянке и видишь всю красу цветов. В тенистом и влажном лесу растёт ландыш. Все мы любим этот нежный цветок с тонким запахом. Приятно смотреть на белые колоколышки. Сохрани эту красоту для людей. Ландыш — редкий подарок весны. Слова для справок: приятно, растёт.

«I и II спряжения глаголов»

Диктант «ЧТО КРАЙ, ТО ОБЫЧАЙ»Задание: Обозначить окончания в выделенных глаголах. В Японии учат детей писать и правой, и левой рукой. Справа налево пишут ученики арабских стран. В Древней Греции учили писать первую строку справа налево, а вторую наоборот. В одном из районов Индии существует интересный обычай. Ученик пропускает без уважительных причин занятия. Тогда кто-то из членов его семьи приходит вместо него. В Испании с давних времён утвердилось такое правило. Вопросительные и восклицательные знаки ставятся в начале и конце предложения. Это помогает заранее понять цель высказывания. 80 слов, ( «Детская энциклопедия» )

Диктант «ВЕЧЕРНЯЯ ЗАРЯ»Задание: Обозначить окончания в выделенных глаголах. Вот наступает вечер. Заря пылает пожаром. От деревьев, от кустов, от высоких стогов бегут длинные тени. Солнце село, звезда зажглась и дрожит в огненном море заката. Отдельные тени исчезают. Воздух наливается мглою. Пора домой, в деревню, где вы ночуете. А между тем наступает ночь. Собаки едва белеют во мраке. Над чёрными кустами край неба смутно яснеет. Что это? Пожар? Нет, это восходит луна. А внизу уже мелькают огоньки деревни.71 слово. ( По И. Тургеневу )

«Безударные гласные в личных окончаниях глаголов»

Диктант 1.1. Слышно, плещет лишь волна, и колышет повиликой тихо веющий эфир. ( А. Пушкин) 2. Сыпет, сыпет метель, как вчера, на дорогу. ( К. Симонов) 3. Дремлют хаты, гаснет день. ( М. Исаковский) 4. Солнце, землю нагревая, гонит с нашей горки лёд. Тает бабка снеговая и ручьями слёзы льёт. ( Г. Ладонщиков) 5. Мы едем, едем, едем в далёкие края. ( С. Михалков),6. Сердце матери лучше солнца греет. 7. Ласточка день начинает, а соловей кончает. ( Пословица)

Диктант 2. Лётчик водит самолёты —Это очень хорошо. Повар делает компоты —Это тоже хорошо. ( С. Михалков)

Диктант 3. Она лежит, не плачет,Глаза от света прячет. Чтоб она у нас спала,Снимем лампу со стола.

Диктант 4. Отворяет двери намВера Николаевна. Знает всех по именамВера Николаевна. ( А. Барто)

Диктант «Русак». Задание: Из предложений выбрать глаголы, записать их в неопределённой форме, определить спряжение. Заяц-русак жил зимой подле деревни. Наступила ночь. Он поднял одно ухо, послушал, поводил уса-Глаголми, понюхал и сел на задние лапы. Заяц огляделся. Снег лежал волнами и блестел, как сахар. Над головой зайца стоял морозный пар. Сквозь этот пар виднелись большие яркие звёзды. По Л. Толстому.

Диктант «Стальная птица». Задание: Из предложений выбрать глаголы, записать их в неопределённой форме, определить спряжение. Около речки стеной стоял густой лес. В лесу было много малины, грибов. В зелени кустов прятались ежи и зайцы. Наступил вечер. От реки тянул свежий ветер. В красных лучах солнца кружилась мошкара. На верхушке ели разместились птицы. Но вот раздался гул. Около облака сверкнула точка. Это был аэроплан. С весёлым рокотом он пролетел над лесом. По А. Гайдару.

Диктант «Буран». Задание: Из предложений выбрать глаголы, записать их в неопределённой форме, определить спряжение. Белая туча обтянула весь горизонт. Поднялся ветер. Всё слилось, смешалось. Начался буран. Снежная пыль больно слепила глаза. Буран свистел, стонал, ревел, душил всё живое. Глубокие овраги превратились в высокие бугры. Но вот ветер утих. Выкатилось солнце. Его лучи заиграли в волнистых снегах. По С. Аксакову.

«Безударные окончания глаголов настоящего времени»

Предложения под диктовку1) Бродит медведь по лесу, ищет себе место для берлоги.2) Роет крот нору под яблоней, строит себе дом с длинными коридорами.3) Щебечут птички радостно, сообщают всем о скором приходе весны.4) Бабушка сначала стирает шерсть, сушит, потом вяжет из неё.5) Кудахчут курицы в курятнике, квохчут, пересказывают друг другу птичьи новости.6) Дует сильный ветер, качает деревья, наклоняет их к земле.7) Витя разгребает листву, очищает волнушки от травы, срезает их.8) Орёл летает над полем, выслеживает добычу.9) Мой папа строит мосты через реку, возводит переправы.10) К зиме заяц переодевается, меняет серую шубку на белую.11) Перед выступлением Даша гладит костюм, чистит туфли.12) Волки бегают по лесу, рыщут, еду себе ищут.13) На зиму хорошая хозяйка солит огурцы, маринует помидоры.14) Дождик барабанит, выстукивает свою мелодию.15) Утром роса умывает кустарники, капает она даже с деревьев.16) Мой брат любит музыку, интересуется эстрадными песнями.17) Мама готовит утку, жарит блинчики с мясом.18) Серёжа старается писать, он учится читать.19) Осенью трава жухнет, желтеет , постепенно чахнет.20) Воет ветер в трубах, завывает и пугает.

Несколько предложений под диктовку1) Машина едет быстро по просёлочной дороге. За ней тянется облако пыли.2) Веет тёплый ветерок. Ходит весна по необъятным просторам родной земли.3) Быстро тает снег в лесу. Вот уже на пригорках выглядывают и первые цветы.4) Митя с корзиной ходит по еловому лесу. Он собирает съедобные грибы.5) Вася не удит рыбу на речке. Он ищет под водой раков, вытаскивает их , а затем бросает в ведро.6) Миша болеет, он бредит. Мама жалеет его, очень беспокоится о нём.7) Летний ветер колышет листья. Деревья разговаривают, шепчутся друг с другом.8) Осенью в лесу пахнет сырой землей. Кора берёз розовеет в лучах заходящего солнца.9) С утра Таня рано поднимается. Она кормит коз в козлятнике и кур в курятнике, носит для всех воду из колодца.10) Вечерняя заря постепенно затухает и гаснет. Вот уже на небе сверкают первые звёздочки.11) Дети готовят подарок папе. Витя лепит из пластилина, а Митя красит цветы на открытке.

“Безударные окончания глаголов и глаголов-исключений”

Загонит лошадь, загоняешь в гараж, смотрит на огонь, увидим экспонат, пересмотрит коллекцию, подсматривает в тетрадь, слышит мелодию, обидит товарища, возненавидит, перепрыгнет через канаву, тяжело дышит.

Постелет на кровать, засмотришься на портрет, посмотрит на директора, пересмотрят решение, обидит пассажира, выкатит велосипед, выгонит на улицу, задерживается на несколько минут, однажды не выдержит.

“Безударные окончания глаголов будущего времени”

Остановится перед картинной галереей, погасит костёр, раздует огонь, пожелаешь счастья, заслужит орден за подвиг, выложит информацию, увязнет в болоте, выйдет на порог, намагнитишь, покажешь коллекцию монет, приготовит обед.

Приветливо ответишь, порежешь огурец, вымоешь морковь, спросишь у капитана корабля, высадишь капусту, заменит батарейки, затопчет копытами, захватишь в дорогу, переставит мебель, наловишь к ужину

“Безударные окончания глаголов настоящего времени”

Ездит на автомобиле, едет по шоссе, ловит ворон, дежурит в коридоре, желает счастья, сажает петрушку, готовит из рябины, убирает лопатой, рисует акварелью, ищет врача.

Ставит спектакль, рассматривает картину, ругается с другом, чистит картошку, жарит капустные котлеты, ремонтирует троллейбус, кроет сарай, сажает чеснок, ищет в коридоре, роется в портфеле, рисует портрет

“Безударные окончания глаголов”

Они молчат, мы молчим, вы молчите, ты молчишь, я играю, мы играем, ты играешь, вы играете, он играет, они играют, он поёт, я пою, ты поёшь, мы поём, я выслушаю, мы выслушаем.

«Безударные окончания глаголов будущего времени”

Предложения под диктовку1) Вступит весна в свои права, раскроет почки на ветках, переоденет деревья, встретит птиц.2) Скоро мой друг познакомит меня со своей собакой.3) Зина закажет торт, а потом украсит зал к празднику.4) Перед поездкой папа всегда присядет на дорогу, потом встанет и выйдет из дома.5) Учительница выслушает всех, проверит факты, сопоставит их.6) Прокукарекает петух на заре, разбудит, поднимет всю округу.7) Покупатель заплатит деньги в кассу, получит товар по чеку.8) Осенью родители выроют картошку, сложат её в мешки.9) Оля дома подумает, а потом переставит кровать к окну.10) Серёжа спустится на первый этаж, обнаружит письмо в почтовом ящике, затем вскроет конверт.11) Заплачет малыш в комнате, перебудит всех жильцов.12) Прослушает Гена мелодию, сразу же попытается подобрать её.13) Служка задует свечи в храме, вытрет пол, закроет храм.14) Накинет Лена щенку ошейник, захватит с собой поводок, выведет его на прогулку.15) Выпустит Алиса шарик из рук, а потом заплачет, разрыдается.16) Обработает врач рану, перебинтует, а потом отпустит больного.17) Потянет Ваня маму за рукав, топнет ногой, замашет руками.18) Напилит Гена дров, затопит печь, согреет дом.19) Мама снимет бельё с верёвки, сложит его, а потом погладит.20) Грянет гром, но наш щенок в будке не вымокнет.

Несколько предложений под диктовку1) Перед приходом гостей мама покроет стол скатертью. Затем расставит тарелки, разложит приборы, только потом поставит угощенья на стол.2) Зина остудит горячую кашу. Лишь затем накормит ей котят.3) Сядет шершень рядом с осой. Схватит её, сильно сдавит, не выпустит из своих лап.4) Мастер сначала заштукатурит неровности стены, потом зашкурит её. Только затем покрасит стену грунтовкой.5) Перед посадкой деревьев папа сначала наметит, подготовит места ям. Потом выкопает ямы, посадит в них весной яблони и груши.6) Достанет мама кусок ткани. Разложит выкройку, приколет её булавками и вырежет.7) Компьютерный вирус уничтожит информацию. Мастер быстро восстановит программу.8) Врач поднимется на нужный этаж на лифте. После этого осмотрит больного, назначит лечение.9) Строители получат задание, надстроят этаж у старого дома. Потом в дом заедут новые жильцы.10) Учитель вызовет Диму к доске. Дима ответит на отлично урок, сядет за свою парту.11) Прослушает Андрей задание в школе. Дома будет стараться его узнать у друзей.

Оцените статью
Экодиктант - Помощь