- Рыжик
- Памятник Пушкину
- Метро
- Лето
- Река Медведица
- Зимой в лесу
- Лесная прогулка
- В городском парке
- Земляника
- Наступление весны
- Утренняя роса
- Столовая
- Рассказ летчика
- Осень
- Утро
- Лебеди
- На лесной полянке
- Лоси
- Дорога
- В роще
- Редкая лошадка.
- Одуванчики
- Наши друзья
- Встреча пернатых друзей
- Верные следы
- Великая Волга
- Прощание с осенью
- Дятел
- Весна пришла
- Сельская школа
- Осенняя пора
- Вечер в лесу
- Синицы
- Зайка и Мурка
- Мурзик
Рыжик
Однажды лесник подобрал в лесу оленёнка. У
малыша погибла мать. Малыш не умел добывать сам пищу.
Лесник отдал оленёнка школьникам. Ребята
назвали малыша Рыжиком. Они отвели ему место в сарае. Детвора носила зверьку
хлеб, молоко. Ребятишки давали малышу яблоки, печенье. По утрам оленёнок гулял
по селу.
За
лето малыш подрос. Дети отвели друга в лес и загрустили.(44 слова)
В
4-м предложении у всех существительных выделить окончание и определить падеж.
Разобрать по составу слово: ЛЕСНИК.
Найти и выписать предложения с однородными членами.
Тема: Повторение. Предложения с однородными членами.
Осень завладела садами, лесами, полями. Всё сразу стало осенним. В саду
синицы искали еду. Они висели вниз головой на ветках
и заглядывали в окна.
Начался листопад. Листья падали днём и ночью. Иногда ветер швырял их в
открытое окно. Они падали на стол, на пол, на книги. На дорожках сада лежал
толстый слой листьев. Мы ходили по листьям, как по ковру.
/ 62 олова /
Тема: Звуки и буквы /разделительный мягкий знак, двойные согласные,
непроизносимые согласные/.
Посадили ребята на лесной полянке дубок. Только растет он медленно. Корень у
дуба длинный, работа у него трудная. Надо глубоко землю буравить, воду искать.
Найдёт корень воду, начнет ее качать. Тогда дерево пойдёт в рост. Будут расти
ветки,
листья, жёлуди. Стоять дубок будет крепко.
В ненастный осенний вечер листья дуба укроют от дождя. В летний полдень
спасут от солнца.
Тема: Состав слова. Правописания в корне.
Я шел по узкой дорожке в частом ельнике. Поднял веточку –здравствуйте!
Через это лесное оконце мне oткрылаcь поляна в лесу. На поляне кудрявая
березка. А под ней красная сыроежка в травке. Да такая огромная! Края её
завернуты кверху. От этого гриб был как большая глубокая тарелка с водой. Я
присел и выпил лесную чашу до дна. Вода была вкусная и пахла дождем.
/ 66 слов /
Тема: Правописание приставок. Гласные в приставках.
Жили па дворе петух, хохлатка и малые цыплятки. Около их двора ходил хорек.
Но петух зорко охранял семью.
Однажды вывела хохлатка цыплят погулять. А хорёк тут как тут! Цыплята
побежало под мамины крылья. Только один не успел. Налетел хорек и схватил его.
Но тут подлетел петух. Закричал, захлопал крыльями и стал клевать разбойника.
Испугался хищник, бросил цыплёнка и скрылся в кустах.
Грамматическое задание: во втором абзаце выделить в словах приставки.
Тема: Имя существительное. Грамматические признаки.
Осенний заморозок пришёл в ясную полночь. Подошёл к кусту розы, дохнул холодом.
Упал на землю розовый лепесток. Сжались листочки.
Пошёл заморозок на луг. Поникла трава. Подошёл к клёну и дохнул – листья
пожелтели. Сел отдохнуть под рябиной – листья стали красные. Обошёл озёра и
пруды. Затянулась вода тонким льдом.
Прогнал заморозок птиц в дорогу. Загнал зверя в берлогу. Один родник не
поддался морозу. Журчит себе по камушкам./ 67 слов /
Тема: Правописание падежных окончаний существительных единственного
числа.
Не бывать сорнякам!
Росли в огороде сорняки – серая лебеда и жгучая крапива. Росли и воевали с
овощами.
Стали люди грядки пропалывать. А сорняки хитрые. Кто в канаве спрятался. Кто
у дороги схоронился. А кто под забором затаился.
К осени созрели у сорняков дети – семена. Загордились сорняки. Решили
засеять всю землю. Но весной прилетели птички. Пошла работа!
Не засорить сорнякам землю. /66слов).
Грамматическое задание: Грамматический разбор существительных в
последнем предложении.
Тема: Правописание существительных множественного числа.
Люблю грибы собирать. Под берёзам – подберёзовики. Ножки тонкие, шляпки
широкие. В сухом бору гриб боровик. Нога у него толстая и крепкая. Упёрся он в
землю и поднял головой ворох хвоинок и листиков. Вдоль ручья -осинки. Под
осинками – подосиновики. Бравые ребята в белых майках и красных беретках. В
светлых местах и на полянках – рыжики.
Кузовок мой – с верхом.
/61 слово /
Тема: Дифференциация правописания существительных с шипящей на конце
единственного и множественного числа
Из ближних рощ подуло холодом. Съежились и опали листья. Из темных туч полил
мелкий осенний дождь. Его струйки падали с крыш и глухо стучали по земле.
Маленькая ласточка осталась одна. Её сестры улетели па юг. Улетела в тёплые
страны и мать. У ласточки болело крыло. Кто согреет её в холодную ночь? Дрожь
охватила бедняжку. Слезы застилали глаза птички.
Мокрая астра склонила над ней свою головку.
Тема: Изменение имен прилагательных по родам
Маленький жеребёнок Майка приступил к открытию мира. А мир был интересный и
большой. Над головой синее небо. Под ногами пахучая летняя трава. На заборе
сидело удивительное существо. На голове у него розовый гребешок. Нос длинный и
горбатый. Существо издало громкий крик. Маленькие серые комочки прыгали у ног
Майки. Они искали зернышки. Вдруг на заборе уселась белобокая птица. Глаза
хитрые, а хвост длинный. Она высматривала куриное гнездо.
Тема: Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего
рода.
«Утро в сосновом бору».
Картина «Утро в сосновом бору» написано русским художником Шишкиным. Свои
картины он посвятил русскому лесу.
Ранним утром пробудилась природа. Дымка легкого синего тумана окутала лес.
Солнечный луч пробился в густую чащу. Проснулись и маленькие медвежата.
Медведица вывела их на прогулку. Они играют у огромного дерева. Буря вырвала
его с корнем.
Медвежата могут свободно играть в дремучем лесном царстве. Их охраняет
грозная медведица.
Грамматическое задание: сделать грамматический разбор прилагательного
в дремучем (царстве).
Тема: Правописание падежных окончаний прилагательных женского рода
Вася с дедушкой в тихой речушке опустили удочки. Мальчик смотрел на
поплавки. Дед уткнулся в теплую куртку и дремал. Рядом сидел кот. Он следил за
тонкой леской. Вдруг вскочил и передней лапой стал бить деда. Тот ловко дернул
удочки. В воздухе сверкнули рыбки. Крупную рыбку рыбак бросил в ведро, мелкую-
коту. Кот съел награду и и снова уставился на поплавки.
Два года дед водил кота на рыбалку. Вот и результат.
Тема: Правописание падежных окончаний прилагательных единственного числа.
Поздним зимним вечером я шел по дорожке парка. Вдруг вижу маленькую птичку.
Я без труда поймал ее. За отворотом пальто принес домой. В домашнем тепле
птичка ожила. Когда она насытилась, стала шалить. З А веселый нрав синичку
назвали Маричкой. Больше всех доставалось пушистому котенку Ваське. Только он
ляжет в теплом местечке, Маричка прыгает и дразнит его.
С первой весенней капелью синичка вспомнила про волю. Она улетела.
Тема: Правописание падежных окончаний прилагательных множественного
числа.
С утра белыми тучами затянуло горизонт. Резкими порывами мчит ветер, трясет
бородой из снежных хлопьев.
В полдень начался буран. Стало темно, как ночью. Земля и небо потонули в
белых вихрях. Снег больно слепил глаза. Буран стонал, свистел, ревел. Глубокие
овраг с тали высокими холмами.
Но вот ветер утих. Улеглись снега. Засмеялось солнце. Его лучи побежали по
волнистым снегам. Заиграли веселыми искрами редкие снежинки. Бурана словно не
было.
Тема: Правописание падежных окончаний прилагательных единственного и
множественного числа.
Верблюд- южный брат коня. Широкими мозолистыми ступнями он идет по горячим
пескам. В безводной пустыне нем у верблюда пищи, кроме колючих растений. Но
верблюд очень вынослив. Он легко переносит жару пустыни. И снежного бурана он
не боится.
Верблюд может прожить неделю без воды. Зато пьет сразу несколько ведер.
После короткого отдыха он готов к тяжелому пути.
Нет у человека в пустыне надежного помощника.
Тема: Однородные члены предложения с союзами и, а, но.
В лесу было весело. Солнце теперь вставало рано, а ложилось поздно. Легким
туманом укрылись березы, осины и ели. Но вот поднялось над лесом солнышко. Оно
прогнало туман и осветило деревья. На тонких веточках раскрылись почки. Тут и
начался лесной праздник. Засвистел, защелках в кустах соловей. В глубоких лужах
урчали и квакали лягушки. Цвели деревья и травы. Звонко, радостно куковала
кукушка. Каждый веселился на свой лад.
Тема: Сложное предложение без союзов.
Хорошо июльской ночью в лесу. В воздухе запах трав, цветов, листвы. Живут в
лесу таинственные звуки, бродят глухие шорохи.
Вот в траве замигали бледные огоньки. Они движутся, они живые! Огоньки будут
светить долго. Только на заре они погаснут. Это жучки-светлячки.
Возьми такого светлячка в руки. Он похож на червячка. Это самка. Самцы имеют
крылья. Они летают, но не светятся.
Тема: Сложное предложение с союзами И,А,НО
Теплый вечер начался одиноким голосом кукушки. Она лениво куковала в
березовой роще. Затем раздалась звонкая песня иволги. Громко закричали на
деревьях грачи, а в болоте загалдели лягушки. На весеннюю землю опустилась
ночь, и луна засияла над рощей. Тихо зашумели верхушки деревьев. Соловей
осыпал рощу нежным щелканьем и дробью. Он пел, а кругом царила тишина. Только
сердито на сову заворчали деревья. Она хотела заглушить артиста.
Грамматическое задание: разобрать по членам предложения выделенное
предложение.
Под весенним дождем.
С раннего утра капает дождь. Дорога ведет меня по лесной опушке. Зашел я под
деревья. Тряхнула березка тонкими ветками, и струйка мне за ворот попала.
Вот стоит старая ель. Нижние лапы тонким веером висят. Елка, укрой меня от
дождя! Залез я под лапы, наблюдаю. Тайная работа идет в лесу. Он готовится
надеть весенний наряд.
Ребята, хотите сами это увидеть? Идите в лес!
Тема: Итоговый диктант.
Лес кончился, и мы вышли к деревне. В весеннем лесу кружили птицы. Они почти
не двигали большими крыльям. Над нашими головами стая разлетелась в разные
стороны.
Самый большой аист подлетел к высокому дереву. На верхушке чернели остатки
старого гнезда. На другой день аист стал чинить его. Он носил ветки, траву,
мох. Вечером аист сел у гнезда и закинул голову. Птица громко застучала длинным
клювом. Эта была весенняя песня аиста.
Памятник Пушкину
У
каждого города есть свои памятники. Это символы гордости и славы. Они
рассказывают о подвигах на полях сражений, о героях труда, о любимых писателях
и ученых.
На
одной из шумных площадей Москвы стоит бронзовая фигура всеми любимого поэта.
Даже зимой здесь лежат живые цветы. Это памятник великому Пушкину.
Памятник
построен на народные деньги. Его создал русский скульптор Опекушин Александр
Михайлович. Открытие монумента состоялось в 1880 году.
Не
зарастает тропа к великому сыну России.(76 слов).
Данное
предложение разобрать по членам предложения.
1-й вариант: На шумной площади Москвы
стоит бронзовая фигура поэта.
2-й вариант: Не зарастает народная
тропа к великому сыну России.
Разобрать
по составу слова: НАРОДНЫЕ, ШУМНЫХ.
К
слову СРАЖЕНИЕ подобрать близкое по смыслу слово
Метро
Метро
– это красивые подземные дворцы. Там чудесные лестницы поднимают пассажиров и
опускают их к поездам. Летом в метро прохладно. Осенью в ненастную погоду и
зимой в мороз в метро тепло и сухо.
Поезда
в метро быстро довозят пассажиров из одного конца города в другой.
Мы
гордимся нашим метро.(48 слов).
Дать
звуко-буквенный анализ слов:
1-й вариант: МЕТРО – ,
ЛЕСТНИЦА – .
2-й вариант: ПАССАЖИР – ,
ДВОРЕЦ – .
В последнем предложении подчеркнуть главные члены предложения.
Лето
Летом всем приволье, всем
раздолье. На лугах волнуется густая трава. Деревья в садах отцвели. Хлеба в
полях уже начали желтеть. А сколько ягод, грибов! Краснеют в траве ягоды
земляники. На кустах висят бусинки смородины. Вот уже и птенцы пищат в гнездах.
Зоркий ястреб высматривает
добычу.
(44 слова) (По
К. Ушинскому)
Слова для справок: волнуется,
добыча.
В предложении «На лугах волнуется густая трава» подчеркните
главные и второстепенные члены предложения
— это
прямое или переносное значение слова? Запишите предложение, в котором слово употребляется в ином значении.
Река Медведица
Протекает по русской земле река Медведица.
Она впадает в Волгу. Красивы её берега. По обеим сторонам стоят сосновые леса.
Над рекой низко склонились грустные ивы. Гибкие ветви свисают над зеркальной
гладью воды. Под корягами ходят стайки мальков. По утрам от воды поднимается
лёгкий туман.
На берегу чудесный пляж. Ребятишки из
деревни Посады бегут к реке. Купанье освежает. Хорошо полежать на песке под
лучами солнца. (66 слов.)
Слова для справок: обеим, поднимается,
склонились.
Пятое
предложение разобрать по членам предложения. Выписать сочетания слов по
вопросам.
Подчеркнуть
собственные имена существительные
К
прилагательным ЛЁГКИЙ, ГРУСТНЫЙ подобрать противоположные по значению
Зимой в лесу
На
дворе мороз. Сильный ветер крутит хлопья снега. В лесу затихли голоса птиц.
Только пестрый дятел стучит по коре своим крепким клювом.
Холодно
и голодно зверям зимой. Медведь залез в берлогу. Лиса скрылась в нору. Бедный
заяц дрожит под кустом. Голодные волки рыщут по лесу. (49 слов)
Разобрать
предложение по членам предложения. Указать в нем части речи:
1-й вариант: Бедный заяц дрожит под
кустом.
2-й вариант: Голодные волки рыщут по
лесу.
Выписать
из текста по 5 имен существительных и по 5 глаголов.
Разобрать по составу слова: ГОЛОДНЫЕ, КРЕПКИМ.
Лесная прогулка
Рядом с нашим домом есть чудесный лес. Я часто гуляю
в нём с моей собакой Альмой. У неё гладкая шёрстка и хвост колечком. На
прогулке она сначала убегает от меня в самую лесную чащу. Из неё Альма стрелой
летит ко мне. Для меня в нашем лесу есть много интересного. В нём много разных
пород деревьев и трав. Среди них встречаются очень редкие. Я составляю из них
коллекцию. В ней уже несколько десятков травинок, цветков, листьев деревьев.
(76 слов)
Найти
и подчеркнуть в тексте все местоимения.
Определить
лицо, число и падеж местоимений : У НЕЕ, ИЗ НИХ.
В городском парке
Красиво
зимой в городском парке. Снежная скатерть покрыла все дорожки и тропинки.
Деревья стоят в зимнем наряде. Сквозь пушистые снежные шапки видно синее небо.
Раннее солнце еще за деревьями. Но уже видно, что будет хороший день. Вот на
темной зелени сосны заиграл луч солнца. Пролетела стая зябликов и скрылась в
березовой аллее. Черная галка весело замахала большими крыльями.
Она
слетела с высокой ели на дорожку. С широких ветвей ели посыпалась снежная пыль.
(75 слов).
Найти
и подчеркнуть в тексте все глаголы.
Определить
время и число глаголов: КРЫЛА, БУДЕТ, СТОЯТ, ЗАИГРАЛ, СЛЕТЕЛА.
К
глаголу СКРЫЛАСЬ подобрать близкое по значению слово.
Тема:
«Правописание окончаний глаголов 2-го лица ед. числа»
Земляника
Мы знаем в нашем лесу несколько земляничных полянок. Ягоды
поспевают в конце июня. Они краснеют и наливаются соком. Мы тогда собираемся и
отправляемся за ягодами. Ягодки виднеются в траве. Они выглядывают из неё и
попадаются нам на глаза. Некоторые ягодки ещё белеют среди ярких подруг. Мы не
трогаем их. Пусть они сначала поспеют. Мы ещё успеем их собрать. Часть добычи
мы съедаем. Другой частью угощаются наши родители. А вы ищете ягодки земляники?
Замечаете ли их в траве? Угощаете ли родных и друзей? (82 слова)
Определить
время, лицо и число глаголов: ЗНАЕМ, ПОСПЕВАЮТ, ТРОГАЕМ.
Данное
предложение разобрать по членам предложения: Они краснеют и наливаются
соком.
Наступление весны
После
холодной зимы наступает долгожданная весна. С радостью ждешь ее прихода. Внимательно
следишь за признаками весны.
Сердце
радуется яркому солнечному свету. Воздух свежий и прозрачный. Быстро тает снег.
Лед на реке трещит. На солнечном припеке зеленеет травка. На деревьях набухают
клейкие почки. Солнце греет все сильнее. В воздухе пахнет молодыми листьями и
прелой землей.
Скоро
вскроются реки, и рыхлые льдины поплывут по течению воды. Поля и леса
наполнятся птичьими голосами.
Все
рады весне. (75 слов).
Определить
время, лицо и число глаголов: НАСТУПАЕТ, ЖДЕШЬ, НАБУХАЮТ, ПОПЛЫВУТ, ГРЕЕТ.
Найти
в тексте сложное предложение, подчеркнуть главные члены.
Утренняя роса
Солнечное утро. Ты идёшь на луг. На траве видна роса. Она блестит
яркими алмазами. Подойдёшь ближе. Разглядишь алмазы. И увидишь, что это
маленькие капли росы. Они весело блестят на солнце. Сорвёшь листок с росинкой.
Прозрачная капелька упадёт на влажную землю. А если поднесёшь эту капельку ко
рту — она упадёт к тебе в рот. Эта росинка вкуснее сладкого напитка. Возьмёшь
траву в горсть. Руки станут влажными. От них повеет свежестью. (69 слов.)
Найти
и подчеркнуть в тексте глаголы 2-го лица единственного числа, обозначить
окончания.
Определить
время, лицо и число глаголов ИДЕШЬ, БЛЕСТИТ, ПОВЕЕТ.
Данное
предложение разобрать по членам предложения, обозначить части речи: Она
блестит яркими алмазами.
Столовая
В нашей школе есть столовая. Это большая и светлая комната. В ней
стоят столы и стулья. На столах — цветы. На окнах висят занавески. Вокруг
столов сидят ребята. Они обедают. В столовой тишина. Есть надо молча. За
порядком в столовой следит дежурный. Это — Вася Ильин. Он раздаёт обед, ложки,
вилки. (49 слов.)
К словам «СТОЛОВАЯ – , СТОЯТ – , ЦВЕТЫ – », подобрать и
записать проверочные слова.
Разобрать данное предложение по членам предложения: На окнах
висят занавески.
Сделать звуко-буквенный анализ слова: ЛОЖКИ.
Рассказ летчика
Был
теплый летний день ярко светило солнце. По небу медленно плыли облака.
Самолет
оторвался от земли и медленно начал взлетать. Вот он быстро окунулся в облако.
Нас окружил туман. Казалось, наступила ночь. Пять минут мы были в темноте. Самолет
поднялся еще выше. Солнце опять сияло в синем небе над головой.
Мы
взглянули вниз. Туман лежал волнистым белым ковром. Через разрывы облаков можно
было видеть поля и дороги. (68 слов).
Разобрать
данное предложение по членам предложения. Указать части речи: Туман лежал
волнистым белым ковром.
Разобрать
по составу слово: ЛЕТНИЙ.
Подобрать
5 прилагательных к существительному НЕБО
Я пошёл с отцом на охоту. Ночь мы провели в лесу. Там мы устроили
удобный шалаш. Утром мы пошли к озеру. На озере растёт густой камыш. Охота на
дичь была удачна. Мы несли домой богатую добычу. Вдруг появились тёмные тучи.
Пошёл сильный дождь. Он застал нас по дороге домой. Сверкала яркая молния,
гремел оглушительный гром. Но вот среди туч показалось ясное небо. Только к
ночи мы пришли домой. (68 слов.)
Найти
и выписать из текста сложное предложение, разобрать его по членам предложения.
Разобрать
по составу слово: СИЛЬНЫЙ.
Определить
падеж имен существительных: НА ОХОТУ, ДОБЫЧУ, К НОЧИ , НА ОЗЕРЕ.
Летом ребята поедут в лагеря.
Они будут ходить в лес. Много интересного в лесу. Только нужно уметь ходить по
лесным тропинкам. Надо уметь всё замечать. Вот наблюдать борьбу маленького
муравья с гусеницей. Борьба кончается победой муравья. Он тащит огромную добычу
в своё родное гнездо. (62 слова.)
Разобрать
по составу слова: ЛЕСНЫЕ, ИНТЕРЕСНОГО.
Определить
падеж имен существительных: В ЛЕС, ПО ТРОПИНКАМ, С ГУСЕНИЦЕЙ.
Орлы — крупные хищные птицы.
Живут орлы в горных областях. На высоких скалах устраивают гнёзда. У орла
прекрасное зрение. Он высматривает на земле добычу с большой высоты. Горные
орлы часто нападают на мелкий скот. Выводят орлы одного или двух птенцов.
Первое время их кормит мать. Пищу она размягчает в своём зобу. Потом родители
дают птенцам животных уже целиком. Молодого беркута можно приручить. С
беркутами ездят на охоту. (66 слов.)
2-е
предложение разобрать по членам предложения, указать части речи.
Выписать
слова с приставками, приставки обозначить.
Определить
падеж имен существительных: У ОРЛА, В ЗОБУ,НА ОХОТУ, ДОБЫЧУ.
Ранняя весна пришла в нашу местность. На открытых
лесных полянах весеннее солнце съело остатки снега. А на дне оврагов ещё можно
увидеть белое пятно. Воздух потеплел, пробудилась земля. Она подарила людям
чудесные весенние цветы. Лесные полянки украшает голубой ковёр подснежников.
Прекрасны эти первые цветы русских лесов.
Ребятишки из окрестных деревень несут из
лесу скромные букетики. От цветов идёт свежий запах. Подснежники очень похожи
на радостную улыбку весны. (69 слов.)
Слова для справок: оврагов, увидеть.
Найти
и выписать сложное предложение, разобрать его по членам предложения.
Разобрать
по составу слова: ВЕСЕННИЕ, ЗАПАХ.
Подобрать
противоположные по смыслу слова к словам: РАННЯЯ, РАДОСТНАЯ.
Наступила осень. В середине
леса тянулся большой овраг. Он зарос густым кустарником. На самом дне оврага
струился маленький ручеёк. На склоне виднелись груды жёлтого песка. Это были
барсучьи норы. Барсук роет нору между корнями деревьев. Делает запасные выходы.
За лето он несколько раз меняет песок в норе. Барсук —
очень трудолюбивый зверь. Он уже натаскал на зиму сухих листьев. Устроил себе мягкую постель. Всю зиму барсук будет крепко спать в
тёплом жилье. (71 слово.)
Данное
предложение разобрать по членам предложения: На самом дне оврага струился
маленький ручеек.
Разобрать
по составу слова: .
К
слову напишите слово, близкое по значению.
Я сижу в глубоком овраге. Под зелёным кустом ■ видна нора
лисы. Лиса редко роет себе нору. Она занимает нору барсука. Барсук любит
чистоту. Дно норы он выстилает чистым песком. Остатки пищи барсук закапывает в
землю около норы. Лиса знает о чистоплотности барсука. Вот барсук уходит за добычей.
Лиса залезает в его нору. Неприятный запах наполняет чистенькое жилище.
Чистоплотный хозяин не выносит этого запаха. Он начинает рыть себе новую нору.
(70 слов.)
Данное
предложение разобрать по членам предложения: Вот барсук уходит за добычей.
К
слову , напишите
слово, близкое по значению.
Пришла пора прощания.
Перелётные птицы потянулись в тёплые края. Вожак затрубил сбор. Гуси собрались
в кучу и затихли. Вожак медленно расправил крылья и резко поднялся в воздух.
Табун взлетел за вожаком. Сильнейший гусь летел впереди. Он разрезал воздух
крыльями. Следом двигались старые гуси. Молодёжь находилась в конце стаи.
Через десяток километров пути
вожак устал. Он опустился ниже, пропустил стаю вперёд. Место вожака занял
другой сильный гусь. (68 слов.) (По В. Бианки.)
Данное
предложение разобрать по членам предложения, составить схему: Гуси собрались
в кругу и затихли.
Короткие зимние дни были похожи один на
другой. Все мечтали о снеге. И вот наконец подул ветер, мороз начал сдавать,
белая туча закрыла небосвод. Большими хлопьями снег повалил на землю. Радостно
смотрели люди на пушистые снежинки.
Снег все усиливался. Небеса просыпались
белоснежным пухом и наполнили воздух тишиной. Наступил вечер. Снег все падал,
скрывал предметы и одевал землю. Я вошел в дом. (62 слова) (По
С. Аксакову)
Выпишите
и разберите по составу сложное слово.
Найти
и выписать 3 слова с приставками, приставки выделить.
Найти и выписать из текста слова с непроизносимой гласной в корне.
На строительной площадке
В столице идёт большая
стройка. На нашей улице растёт новый дом. Части для постройки дома делают на
заводе. Их доставляют на длинной машине. Сегодня привезли оконные рамы, железо
для крыши, готовые лестницы. На прицепе стояли две плиты. По стальным рельсам
ходят подъёмные краны. Они подают тяжёлый груз на верхние этажи. Рабочие
укрепляют плиту. Кладут уже двенадцатый этаж. Отсюда как на ладошке видна вся
местность вокруг. (68 слов.)
Слова для справок: на
нашей, по рельсам, отсюда.
Найти
и выписать 3 слова с приставками.
Подумать, какие разные значения имеет слово ПЛИТА?
Составить и записать с этим словом два предложения, употребив его в разных
значениях.
Ягоды растут по разным адресам. Красная
душистая земляника созревает на душистой опушке или на солнечном пригорке.
Черника зреет у корней лохматой ели. Сладкая малина растёт на вырубке или в
овраге. Кислая осенняя ягода клюква поспевает на болоте. Тоненькие стебельки
протянулись по моховому ковру. На каждой ниточке лежат ягодки, словно бусы.
Бруснику надо искать в ельнике. Эта поздняя осенняя ягода растёт на низком
кустике с плотными блестящими листочками. (69 слов.)
Слова для справок: словно, блестящими.
Найти
и выписать из текста 3 слова со звонкими и глухими согласными в корне слова.
Слова
осенняя, стебельки, ягодки, на
пригорке разобрать по
составу.
К
слову ЧЕРНИКА подобрать и записать однокоренные прилагательное и глагол.
Известный русский художник Левитан очень
любил осень. Он часто писал осенние пейзажи. Но выходили грустные картины. На
полотнах была поздняя осень. Но эта картина радостная.
На дворе стоит ранняя осень. Денёк выдался
тёплый. Кругом разлит осенний покой. Синяя гладь реки словно застыла. По
берегу будто свечки стоят жёлтые берёзки. Земля покрыта мягким ковром. Далеко
видна яркая зелень озимых полей. Прекрасная картина большого мастера радует
нас. (67 слов.) (ПоН.
Шаниной.)
Слова для справок: Левитан, покой,
пейзаж.
Найти
и выписать из текста 5 слов с безударными гласными в корне слова.
Разобрать
по составу слова: ОСЕННИЙ, РАДОСТНАЯ.
К
прилагательным ГРУСТНАЯ, ПОЗДНЯЯ найти в тексте прилагательные,
противоположные по значению, и выписать их.
В зимнем лесу
На мерзлую землю легла зима. Гибкие стволы над лесными дорогами
согнулись кружевными арками.
краю глубокого оврага стоят огромные осины. Давно легли ярким
ковром их трепетные листья. В мягких осиновых сводах устраивают свои дупла
дятлы.
В зимнем лесу много звериных и птичьих следов. На свежем снегу
протянулись цепочки следов рыжих полевок.
Вот над речкой склонилась ива с тонкими длинными ветвями, Ива с
осиной служат главным зимним кормом бобрам. Сережки ивы – любимое лакомство
тетеревов. (76 слов).
Подобрать и записать по 3 слова – части речи: существительное,
глагол, прилагательное, местоимение (можно использовать слова текста).
Первое
предложение разобрать по членам предложения.
К
слову ЗИМА подобрать и записать однокоренные слова.
На лыжной прогулке
У деревни Морозки находился дом отдыха.
Сюда съехались ребята из окрестных сел. Раннее утро, подъем. Ребята уже
скользят на лыжах по узкой дорожке. Красота вокруг! Лес стоит в снежном уборе,
словно в сказке. На скатерти снегов видны звериные и птичьи следы. Посреди
опушки шатром раскинулся дуб. На вершине ели сидит ворона. Взлетела птица.
Посыпался с макушки снег. В алмазной пыли заиграл солнечный луч.
С чувством бодрости вернулись ребята с
прогулки. (73 слова.)
Слова для справок: вернулись, посреди,
алмазной.
Подчеркнуть в тексте 10 имен существительных.
Слова
ЕЛЬ, ЁЛКА поставить в дательном и предложном падежах; указать склонение,
выделить окончания.
Указать
падеж и склонение существительных: у
деревни, на дорожке, на скатерти, на вершине, с макушки.
Еловый лес сумрачный. В таком
лесу всегда стоит запах сырости. Колючие лапы елей царапают лицо и руки. Вдоль
опушки растут пышные ёлочки. Хороши маленькие лесные красавицы! Смолистый дух
идёт от ёлки. Как украшают такие ёлочки любимый детский праздник.
Ель — очень ценное дерево. Из
древесины ели делают бумагу. Ель поёт в скрипке, в рояле. Много различной
мебели делают из ели. Ель кормит лесных жителей. В густом ельнике птицы
укрываются от стужи и метели. (73 слова.)
Слова для справок: древесина,
вдоль, рояле, укрываются.
Указать падеж и склонение существительных В ЛЕСУ, ОТ ЕЛКИ, ИЗ
ДРЕВЕСИНЫ, ИЗ ЕЛИ, ОТ СТУЖИ.
В последнем предложении указать части речи; подчеркнуть главные
члены предложения, указать части речи
Осень
По
календарю ноябрь – последний месяц осени. С каждым днем все крепче утренние
морозы. Под ногами уже хрустит тонкий ледок.
Речка
у берегов замерзла. На озерах появились широкие полосы льда. И пруд затянуло
льдом. Небо часто покрыто серыми тучами. Солнце редко светит и совсем не греет
землю. (47 слов).
Разобрать
слова по составу
1-й вариант: ЛЕДОК –
, ПЕРЕХОД – .
2-й вариант: МОРОЗЫ
– , ПОЛЕТ – .
К слову МОРОЗ, подобрать родственные слова.
Тема:
«Непроверяемые гласные и согласные»
Леса, рощи, сады — дар природы человеку.
Чистый воздух лесов полезен для здоровья. Он придает людям силы. Деревья
сохраняют влагу, защищают почву и посевы от ветров.
Пусть каждый школьник посадит дерево у
дома или у школы. Оно принесет людям радость и красоту. Охрана природы—нужное
дело. (45 слов)
Выписать
из текста словарные слова, подчеркнуть в них непроверяемые гласные и согласные
Данное предложение разобрать по членам предложения: Деревья сохраняют
влагу, защищают почву и посевы от ветров.
Разобрать по составу слово: ШКОЛЬНИК.
Утро
Наступило
утро. В воздухе прохладно. Звезды одна за другой гаснут на небе. Солнце золотит
верхушки деревьев. На вершине ели заиграли лучи солнца. Тени от деревьев далеко
легли по дороге. Лес поредел. Облетела листва с деревьев. Сверкают всеми
цветами радуги росинки на траве.
Вот
на поляне стоит могучий дуб. Упрямо на дубе висят желтые листья. Они тихо
шумят.
Порою
дуб до весны стоит в весеннем наряде.(48 слов)
Данное
предложение разобрать по членам предложения: Солнце золотит верхушки
деревьев
Сделать звуко-буквенный анализ слов:
К
словам ДО ВЕСНЫ – , СОЛНЦЕ – , ЦВЕТАМИ – , подобрать проверочные слова.
Лебеди
Настала
осень. Она пришла и в лес. Листья на деревьях пожелтели и побурели. Сердитый
ветер кружил их по воздуху. Стало очень холодно. Тяжелые тучи сыпали на землю
град, снег, дождь.
Раз
под вечер показалась над лесом стая чудесных птиц. Они были белые. У них были
длинные гибкие шеи.
Это
оказались лебеди. Птицы взмахнули великолепными крыльями. Они летел с холодных
лугов в теплые края. От прекрасных лебедей нельзя было оторвать глаз. Хотелось
смотреть и смотреть на них. (78 слов).
Найти
и подчеркнуть в тексте местоимения.
Разобрать
местоимения как часть речи:
1-й вариант: ЕГО – ;
2-й вариант: ТЕБЕ – .
3. Данное предложение
разобрать по членам предложения: ПТИЦЫ ВЗМАХНУЛИ ВЕЛИКОЛЕПНЫМИ КРЫЛЬЯМИ.
Было лето. Мы с Юрой жили на даче. Однажды Юра пошёл ловить рыбу.
Целый день его не было дома. Он пришёл поздно вечером. На реке его застала
гроза. Над ним гремел гром и сверкала молния. Юре стало страшно. Ему хотелось
убежать. Я решил пойти к нему. Но гроза стала проходить. Вот и Юра. От дождя на
нём промокла одежда. Он принёс много рыбы. На ужин у нас была вкусная жареная
рыба. (72 слова.)
Определить
лицо и число местоимений: МЫ, ОН, Я.
Определить
падеж местоимений: ЕГО, НАД НИМ, ЕМУ, У НАС.
На лесной полянке
Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Но
полянка живёт. Вот старый пенёк. В уютной квартире под корой спрятались от
стужи букашки. В норке между корнями лежит ящерица. Жук улёгся в крохотной
спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спят лягушки. Рядом в куче
хвороста заснул их враг — ёжик.
Тихо и пусто на полянке. Только дятел
сидит на сосёнке и таскает из шишки вкусные семена. Иной раз пробежит по
полянке лисица или беляк. (75 слов.)
Слова для справок: ящерица, хвороста.
Подчеркнуть
предложение, состоящее только из главных членов
Указать
падежи существительного ПОЛЯНКА, выделить окончания.
Разобрать
по составу слова ЛЕСНУЮ, СНЕЖОК,НОРКА.
Лоси
Закатилось солнышко за горизонт. На краю
болота стоит лосиха с лосенком. Досыта наелись они сочной травы. Задремала
старая лосиха. Пищат над болотом комары. Спасаясь от комаров, прячутся лоси
иногда в воду. Они проходят через болота, овраги, переплывают реки и лесные
озера. Их можно увидеть на окраинах селений и городов.
(49слов) (По
И, Соколову-Микитову)
Слова для справок: досыта, переплывают.
Выписать
слова с непроверяемыми безударными гласными; подчеркните буквы, правописание
которых надо запомнить
Выписать из текста однокоренные слова с корнем ЛОСЬ.
Разобрать по составу слово: СОЛНЫШКО.
Тема:
«Приставки и предлоги»
Дорога
Глеб запряг в телегу лошадку.
Мы тронулись в путь. Узкая дорожка шла через поле. Воронок бежал лёгкой рысью.
Вокруг раскинулся овёс. За полями начинался низкий кустарник. Проехали редкий
лесок. Вот и деревня Редькино. На краю избушка. Тут живёт дедушка Тарас. Огород
у деда большой. Созрели морковка, репка, горох. (49 слов.)
Слова для справок: телега,
лёгкой.
В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
Разобрать по составу слово МОРКОВКА, ЛОШАДКА.
Выписать 5 слов со звонкими согласными в корне.
В роще
Осень. Редко светит осеннее
солнце. Ребята пошли гулять в рощу. Большие берёзы стали желтеть. Не поют
больше чижи, не летают стрижи. Только ежи шуршат в сухой траве. В пруду не
резвятся ерши и щуки. Дорожки в аллеях покрылись листвой. Ребята нашего класса
остались довольны прогулкой. Домой вернулись поздно. (48 слов).
Разобрать 2-е предложение по членам предложения.
Выписать предложение с однородными членами.
Записать слова близкие по значению к глаголу: РЕЗВЯТСЯ,
ВЕРНУЛИСЬ.
Наступила поздняя осень. Дует
холодный ветер. Небо хмурится. Идёт мелкий дождь. На улице грязь и лужи. Поля
опустели. Опали последние листья с деревьев. Молчаливый лес ждёт зимы. Начались
заморозки. Замёрзли лужицы. Вот замелькали в воздухе белые пушистые снежинки.
Звери забрались в норы, (42 слова.)
Разобрать данное предложение по членам предложения: Звери
забрались в норы.
Выписать 2 нераспространенных предложения.
Разобрать по составу слова: ЗАМОРОЗКИ, ЛУЖИЦЫ.
Ранней весной дед принёс лисёнка. Он подарил его внучатам. Лисёнок
тихо сидел в ящике. Ему было грустно. Лисёнку дали мяса и молока. Он не ел. Дед
вынес лисёнка в сарай. Утром лисёнка в ящике не было. Ночью приходила мать. Она
увела лисенка в лес.
Разобрать
данное предложение по членам предложения: Лисенок тихо сидел в ящике
предложение
с однородными членами пр
Тема:
«Звуки и буквы»
Редкая лошадка.
Пони любят все детишки. Это
маленькая лошадка. У пони короткие ножки, маленькая головка. У лошадки гладкая
шерсть. А какой добрый взгляд! Малышка бежит по дорожке и тянет тележку. У пони
лёгкий бег.
Вот пришла повозка. Туда сели
мальчики и девочки. Пони делает круг за кругом. Дети рады. (49слов. )
Слова для справок: кучер,
тележка, вожжи.
Подчеркнуть
слова с парными согласными в корне:
1-й вариант: Д и
Т
2-й вариант: Ж и
Ш.
Разобрать слова по составу: ЛОШАДКА, ГЛАДКАЯ.
К словам ЛЁГКИЙ, ДОРОЖКА приписать проверочные
Одуванчики
У
больших дорог, у лесных тропинок, все лето цветут одуванчики. Они похожи на
маленькие солнца с зелеными лучами.
Семена
одуванчика быстро созревают и делаются пушистыми шариками. Дунь на шарик и
поплывут в воздухе белые пушинки. Вот поэтому народ назвал этот цветок
одуванчиком.
Ранним
утром цветы просыпаются, радостно улыбаются и раскрывают свои золотые корзинки.
Вечером
одуванчики закрывают лепестки и всю короткую летнюю ночь крепко спят.
В
солнечный погожий день лесная поляна цветущих шариков выглядит золотой.
Подобрать
к существительному 5 слов.
1-й вариант: ОДУВАНЧИКИ (какие?)
2-й вариант: ОДУВАНЧИКИ (что делают?)
Выписать
из текста предложение с однородными членами; разобрать его по членам
предложения.
К
слову ЗОЛОТЫЕ подобрать и записать однокоренные слова.
Наши друзья
Я
люблю птиц. Грустно было бы жить без них на земной планете. Веселит глаз их дивное
оперение. Радует слух их чудесное пение.
Интересно
наблюдать за полетом птиц. Быстро кружат в чистом воздухе ласточки. Вот дятел
долбит кору березы. Он напился березового сока и улетел.
Огненные
клесты крошат кривыми носами шишки на вершинах сосен.
Лес
стоит важный и задумчивый. Но вдруг он на минут наполнился сотнями птичьих
голосов. (69 слов).
Найти
в тексте и подчеркнуть 5 прилагательных.
Просклонять
одно из них (в единственном числе).
Разобрать по составу слова: ЧУДЕСНОЕ, БЕРЕЗОВОГО.
Охотник шёл пологим берегом.
Река протекала в глухом лесу. Вдруг он услышал громкий треск сучьев. Из чащи
вышла большая бурая медведица. С ней были два весёлых медвежонка. Медведица
схватила одного медвежонка зубами за шиворот. Она стала окунать его в воду.
Другой медвежонок испугался холодного купанья. Он пустился удирать в лес. Мать
догнала его. Надавала ему шлепков. Потом опустила медвежонка в воду, как и
первого. (64 слова.)
Определить
род, число и падеж прилагательных: ПОЛОГИМ БЕРЕГОМ, В ГЛУХОМ ЛЕСУ, БОЛЬШАЯ
МЕДВЕДИЦА.
К
словам: ГРОМКИЙ – , БОЛЬШАЯ – , ВЕСЕЛЫЙ – , подобрать противоположные по
смыслу прилагательные.
2-е предложение разобрать по членам предложения.
Зима. Лесная полянка покрыта белым пушистым снегом. Кажется, что
на полянке никто не живёт. Но это только кажется. Возле куста торчит старый
трухлявый пень. Это настоящий теремок. В нём — удобные квартиры. Тут зимует
усатый жук-дровосек. В норе, между корнями, спит проворная ящерица. Все
забрались в старый пень. Каждый устроился в уютном жилье. А на дереве сидит
дятел. Крепким клювом он выколачивает семена из шишки. (65 слов.)
Определить
род, число и падеж прилагательных: ПУШИСТВМ СНЕГОМ, В СТАРЫЙ ПЕНЬ, КРЕПКИМ
КЛЮВОМ, ЛЕСНАЯ ПОЛЯНКА.
Разобрать
по составу слова: ЛЕСНАЯ, ПОЛЯНКА
Стояла жаркая летняя пора. У белочки много дел. Она работает с
утренней зари до поздней ночи. Белка запасает на зиму вкусную землянику и
еловую шишку. В холодную дождливую осень сидит белка в дупле. Хорошо и тепло в
дупле старой сосны. Белочка довольна мягкой постелью из сухого листа. В тёплую
погоду приходят к белке её подруги. Они бегают и веселятся под высокой сосной.
(62 слова.)
Из
1-го и 3-го предложения выписать существительные вместе с прилагательными,
выделить окончания, указать род, число и падеж
Разобрать
по составу слова: ВКУСНУЮ, ХОЛОДНУЮ.
Предпоследнее предложение разобрать по членам предложения.
Встреча пернатых друзей
Весеннее солнце растопило
последний снег. Шумные ручьи побежали по дорожкам, овражкам. Яркий луч весело
играет в воде. На пригорках появилась молоденькая травка.
Потянулись с юга птицы.
Первыми пожаловали вестники весны — грачи. Они поправляют гнёзда на берёзах.
Зимой школьники готовили квартиры для гостей. В садах и парках уже висят
скворечники. Семья скворцов влетела в свой дворец. Из оконца слышны радостные
голоса. Пришёл настоящий праздник. (66 слов.)
Слова для справок: пожаловали,
пришёл.
2-е предложение разобрать по членам предложения. Выписать слова,
связанные между собой по вопросам
Разобрать по составу слова: ДОРОЖКАМ, РАДОСТНЫЕ
Выписать 3-е предложение. Придумать и записать предложение со
словом ИГРАЕТ в другом значении.
Тема:
« Предложение. Повторение пройденного»
Верные следы
Шли ребята через лес прямой
дорогой. Тропинки замело снегом. Побежали дети по звериным следам и
заблудились. Испугались ребята. Стали кричать. Молчит зимний лес.
Вдруг Никита увидал знакомые
следы. Тут пробегала собака. Они всегда приведут к жилью. Так учил мальчика
дедушка. Ребятишки направились по следам и вышли на лесную сторожку. (51
слово.) (ПоЕ.
Пермяку.)
Слова для справок: приведут,
знакомые.
Найти предложение, в котором есть только главные члены.
Подчеркнуть их.
Выписать из текста по одному слову с безударными гласными Е, И,
О в корне; приписать к ним проверочные слова.
Тема:
«Звонкие и глухие согласные в корне слова»
Великая Волга
Волга
– великая русская река. Ее исток – маленький ручей. Постепенно ручеек
расширяется и становится полноводной рекой.
Самые
большие притоки Волги – Ока и Кама. Зимой Волга покрывается льдом и снегом.
Перед началом весны снег темнеет и тает. Лопается и начинает двигаться вниз по
течению реки лед. Великая река разливается и кажется морем.
Это
широкий водный путь. Весной, летом и осенью идут по нему теплоходы. По Волге
перевозят хлеб, нефть, рыбу.
Туристы
приезжают, чтобы увидеть красоту этой реки.(76 слов).
Подчеркнуть
в тексте все глаголы.
Разобрать
глаголы как части речи
1-й вариант: ТЕМНЕЕТ –
2-й вариант: ИДЕШЬ –
Данное
предложение разобрать по членам предложения, обозначить части речи: Перед
началом весны снег темнеет и тает.
После холодной зимы наступает долгожданная
весна. С радостью ждешь ее прихода. Внимательно следишь за признаками весны.
Сердце радуется яркому
солнечному свету. Воздух свежий и прозрачный. Быстро тает снег. Лед на реке
трещит. На солнечном припеке зеленеет трава. На деревьях набухают клейкие
почки. Солнце греет все сильнее. В воздухе пахнет молодыми листьями и прелой землей.
Скоро вскроются реки, и рыхлые
льдины поплывут по течению воды. Поля и леса наполнятся птичьими
голосами.
Все рады весне. (75 слов).
Определить
время, лицо и число глаголов: НАСТУПАЕТ, ЖДЕШЬ, НАБУХАЮТ, ПОПЛЫВУТ.
Тема:
«НЕ с глаголами»
Наши предки не любили сидеть без дела.
Каждый день в жизни земледельца был занят работой. Особенно много работы у
крестьянина весной и летом. И он об этом не жалеет. Осенью земля отблагодарит
его за труд. С наступлением зимы у земледельца нет работы в
поле. Все занёс мягкий, пушистый снег. Однако крестьянин не забывает о будущем.
Надо подготовить всё к весне. И он не жалеет сил для этого. (68 слов)
Подчеркнуть
НЕ перед глаголами.
Выписать
два слова с парной согласной в корне. Написать проверочные слова.
Определить
время глаголов: ЛЮБИЛИ, ОТБЛАГОДАРИТ, ЗАБЫВАЕТ, ЖАЛЕЕТ.
Илья,
Степан и Анна пошли в лес за грибами. Они не пошли в ельник. Там не встречаются
хорошие грибы. А черника ещё не созрела. Дети не доходят до ручейка, не переходят
овраг, а бредут по сосняку. Анна не умеет искать грибы. Она не находила их,
пока прямо перед ней не возник на дорожке белый гриб. Девочка давно не видела
такой большой боровик! Друзья не смогли набрать в сосняке полные лукошки. Даже
сыроежки здесь почти не растут. Надо идти дальше. (80 слов)
Подчеркнуть
глаголы с частицей НЕ.
Выписать
из текса глаголы с приставками.
В жарких странах круглый год тепло. Там не
выпадает снег. Там не замерзает вода. Жгучее солнце весь год греет землю. В
жарких странах люди не носят теплой одежды. Цветы на юге яркие, птицы очень
красивые. Леса там густые. В них не растут чахлые деревья. В лесах много
зверей. На гибких лианах качаются обезьяны. В тростниках прячутся полосатые тигры.
Зверьки послабее не видят хищника. Его окраска слилась с цветом травы. В жарких
странах не увидеть медведя или волка. Там бродят стада слонов. (83 слова.)
Определить
время, лицо и число глаголов: ГРЕЕТ, НОСЯТ, ЗАМЕРЗАЕТ.
К
слову ТЕПЛО, подобрать однокоренные слова.
Прощание с осенью
В октябре стоит сырая погода.
Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.
Ночью перестал дождь. Выпал
первый снег. Кругом светло. Все вокруг стало нарядным. Две вороны сели на
берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на
тропе у дома. (49 слов.)
Слова для справок: стало,
подмёрзла.
Разобрать по составу слова ОСЕННИЙ, САДУ
Выписать из текста 3 слова, с безударной гласной.
Дятел
Часто раздаётся стук в лесу. Это дятел строит гнездо. Дятел долбит своим
крепким носом мягкое дерево. Кусочки коры и весь сор дятел выбрасывает вон.
Птенцы дятла растут
на гладком дне гнезда. От этого у них
мозоли на пятках. Молодые дятлы ловко цепляются за стенки своими острыми
когтями и вылезают из гнезда.
Выписать
из диктанта два слова с парными согласными. Написать проверочные слова
Разобрать данное предложение по членам предложения: Это дятел строит
гнездо.
Весна пришла
Вот
и пришла весна. Теплые лучи солнца ласково осветили землю. Вспыхнул яркой
краской лес. На веточках берез лопнули клейкие почки.
Тает
последний снег. Талая снежная вода быстро уходит в ямки. Только под острой
елкой сугроб снега. Он стал серым и твердым.
Вот
стайка грачей. Они прилетели в субботу утром. Птицы в роще свили гнезда. Далеко
разносится птичье пение.
У
порога стоит настоящая весна. (66 слов).
Определить
род, число и падеж прилагательных: ЯРКОЙ КРАСКОЙ, ПОД ОСТРОЙ ЕЛКОЙ, ТЕПЛЫЕ
ЛУЧИ.
Разобрать
по составу слова: ПЕРЕЛЕСКИ, ПОСЛЕДНИЕ, КРАСИВЫЙ.
Подобрать 5 прилагательных к существительному: ЛЕС – .
Сельская школа
Далеко видна наша школа. Она стоит на
горе. Вокруг здания ребятишки посадили молодые деревья.
В классах светло. Тут уют и чистота. Стоят
рядами парты. На стене висит доска. Посмотри в окно. Чудная картина! Широкая
улица ведёт к реке. За рекой зеленеют поля. Белеет стволами берёзовая роща. (48
слов.)
Слова для справок: здание, белеет.
Выписать
из текста 1 — 2 слова с двумя безударными гласными; приписать к ним проверочные
слова
Разобрать по составу слова: БЕРЕЗОВАЯ, СТВОЛАМИ.
Разобрать данное предложение по членам предложения: На стене висит
доска
Осенняя пора
Прошло знойное лето. Наступила золотая
осень. Загляни в лес. По опушкам растут грибы. Среди пожухлой травы краснеют
подосиновики. По краю ельника можно найти скользкие грузди, душистые рыжики.
Старые пни покрыты опёнками. Моховые болота усыпаны румяной клюквой. На поляне
горят гроздья рябины. Дни стоят погожие. Небо высокое и прозрачное. На дне
ручья видна каждая травинка. Умолкают птичьи голоса. В лесу тишина и покой. (64
слова.) (По И.
Соколову-Микитову.)
Слова для справок: на поляне, усыпаны,
покой.
1-е
предложение разобрать по членам предложения.
Выписать
по одному слову с безударными гласными И, Е в корне; проверить их
написание.
Разобрать
по составу слово ТРАВИНКА.
Вечер в лесу
Наступает
вечер. В глухом лесу темные тени лежат под деревьями. Чернеют густые ели. В
лесу пахнет смолой.
Скрылось
за деревьями солнце. Но еще поют в лесу птицы. На ствол дерева уселся дятел.
Шумят синицы. Они ищут жучков и червяков.
Вот
и ночь. Засыпают дневные птицы.(48 слов).
Записать
словарные слова и определить их род и склонение: БЕСЕДА, ВЕРБЛЮД, БОЛОТО,
ГОРИЗОНТ, МЕТАЛЛ, ОБЛАСТЬ.
2-е предложение разобрать по членам предложения, указать части
речи.
Просклонять существительные: ВЕЧЕР, ТЕНЬ, ЕЛЬ.
Синицы
Сегодня
большой мороз. Вот синицы и летят к кормушкам. Высоко висят кормушки с кормом
для синиц.
Прилетела
синица и схватила хлебную крошку с кормушки. Улетела обратно. Потом она
прилетела с другими птицами. Начали синицы ловко клевать крошки и семена.
Много
корму запасли ребята своим пернатым друзьям.(47 слов)
Подобрать
и записать по 3 существительных мужского, женского и среднего рода.
Разобрать слова по составу слово: КОРМУШКИ
Разобрать
2-е предложение по членам предложения.
Тема:
«Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей на конце»
Зайка и Мурка
Мама
купила на рынке зайчишку. Она принесла его домой в корзинке. У зайки были
мягкие пушистые ушки. Он ловко грыз морковку и зеленые стебли травы. А у нашей
Мурки пропали котята. Она была в большой тревоге. Мурка приняла зайчонка за
своего котенка и стала кормить его молоком. Малыш скоро привык к Мурке. (50
слов)
Разобрать
по составу слова: ЗАЙЧИШКУ, КОТЯТА.
1-е предложение разобрать по членам предложения, указать части
речи.
Определить падеж существительного: НА РЫНКЕ, В КОРЗИНКЕ, У
ЗАЙКИ, К МУРКЕ.
Мурзик
Мурзик — белый мохнатый щенок с чёрными
ушами.
Однажды мы ушли на Глухое озеро. Мурзика
оставили на верёвке у забора. На Глухом озере мы пробыли четыре дня. Вдруг
среди ночи при свете костра мы увидали морду Мурзика. Мурзик визжал от радости.
На шее болтался обрывок верёвки. Собака дрожала. Глаза покраснели от трудной
дороги. На шерсти налип мусор.
Мы дали собаке мяса из банки. Мурзик лёг
около палатки и уснул. Он тяжело вздыхал от усталости. (74 слова.) (По
К. Паустовскому.)
Слова для справок: щенок, верёвка, среди.
В
последнем предложении подчеркнуть главные члены;
Указать
падежи существительных НА ВЕРЕВКЕ,ОТ РАДОСТИ,ОТ ДОРОГИ, НА ОЗЕРЕ, НА ШЕРСТИ,
ОКОЛО ПАЛАТКИ.
Разобрать
существительное как часть речи : ОТ РАДОСТИ ,НА ОЗЕРЕ.
Снегирь чуть больше воробья. С чёрной шапочкой на голове и серой
спинкой.
Снегиря можно наблюдать на
опушке леса, в саду, парке, на бульваре. Снегирь хорошо лазает по ветвям
дерева.
На рябине или клёне снегири
сидят часами. Могут сидеть и весь короткий зимний день. Эти птицы едят семена
хвойных и лиственных деревьев.
Весной снегири летят в чащу и
устраивают гнёзда в густых лапах елей, на ветвях берёз и сосен.
Наблюдай за этими интересными
птицами.(75 слов.)
Подчеркнуть
в тексте все существительные.
Определить
падеж существительных: С ШАПОЧКОЙ, НА ГОЛОВЕ, НА ОПУШКЕ, В ЧАЩУ,
СНЕГИРЯ.
Разобрать
существительное как часть речи: ВЕСНОЙ.



