Контрольные диктанты 6 классучебно-методический материал по русскому языку (6-9классы)

Контрольные диктанты 6 классучебно-методический материал по русскому языку (6-9классы) Экодиктант

Категория «Русский язык»

Диктанты по русскому языку

Сборник контрольных и проверочных диктантов для практических занятий по выработке навыков и закреплению пройденных тем учениками начальных классов.

для учащихся основной школы

(орфограммы школьного курса)

2. Безударные гласные, не проверяемые ударением

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запомнить!

Правописание непроверяемых согласных нужно запомнить!

3. Чередование гласных в корне слова

пре – при

Различаются по лексическому значению слова

Запомнить правописание приставок

Запомнить правописание слов!

5. Правописание приставок на

6. Непроизносимые согласные корня

Подбери однокоренное слово, в котором  звук произносится отчётливо:

ать, устный – ус

ый – опасен, словеый – словеса

7. Разделительные ъ и ь

8. Употребление ь

9. Правописание гласных после ц

10. Правописание гласных после шипящих

11. Сложные существительные

12. Сложные прилагательные

13. Правописание слов с пол (полу)

14. Правописание суффиксов существительных

6 – 7 классы

15. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных

16. Правописание суффиксов прилагательных

17. Правописание суффиксов глаголов

18. Правописание суффиксов причастий

19. Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов

20. Правописание О – А на конце наречий

21. Правописание падежных окончаний имён существительных

22. Правописание безударных окончаний прилагательных и причастий

1. Найти определяемое слово (существительное или местоимение), к которому относится прилагательное или причастие

с чёрным плащом, в контрольной работе, проверенной преподавателем, по волчьим повадкам, в синих сумерках

2. Поставить вопрос от определяемого слова (существительного или местоимения) к прилагательному или причастию. Окончания прилагательных и причастий совпадают с падежными окончаниями вопросов

с плащом (каким?) чёрным, в работе (какой?) контрольной, в работе (какой?) проверенной

Окончания прилагательных и причастий мужского рода в именительном и винительном падеже (если определяемое слово обозначает неодушевлённый предмет) отличается от падежных окончаний вопросов

чёрный (какой?) плащ, смелый солдат

23. Правописание безударных окончаний глаголов

24. Правописание числительных

25. Правописание наречий

26. Правописание местоимений

27. Правописание частиц

7 – 8 классы

28. Правописание частиц не и ни

29. Правописание предлогов

30. Правописание союзов

Итоговый контрольный диктант

за 2012-2013 учебный год

Транспорт – великое изобретение. Он помогает нам в жизни. Машинисты поездов, водители автобусов делают всё, чтобы мы чувствовали себя в вагоне, в автобусе удобно. А мы?

В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. Сгущаются сумерки, и всё исчезает во мраке ночи.

Но вот  выглядывает месяц и мягким светом загоняет потёмки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. Ничто не нарушает тишины.

Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжёлыми ногами. Это вышагивает дымчато-серый лось. Преспокойно пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается.

Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой ёлкой. Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. Аппетитная веточка притягивает его. Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин.

Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жуёт хвою, а рядом зайчонок грызёт лосиный подарок. Горечь осинки косому слаще сахара. (117 слов)

2. Сделайте синтаксический разбор предложений: Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжёлыми ногами (1-й вариант) и Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин (2-й вариант)

3. Произведите морфемный разбор слов: выглядывает, зубчатый, зайчонок (1-й вариант); серебряным, притягивает, подарок (2-й вариант)

Круг птиц незаметно размыкался и опять сходился над кормой. Неизменно оставались мы в центре живого птичьего круга.

Справа и слева были видны отдельные стаи птиц. Над самой гладью залива, раскинув крылья и отражаясь в зеркальной воде, пролетали огромные пеликаны. Точно белые сказочные корабли, плавали белые лебеди.

Чем дальше мы продвигались в глубь заповедника, тем смелее держалась птица. Стаи гусей и казарок подпускали почти вплотную. На отмелях, кишевших разноцветными птицами, неподвижно сидели орлы.

В окружении бесчисленных птиц мы пробирались вглубь, и, сидя в лодке, я записал несколько рассказов нашего проводника.

Летний день угасает, и в засыпающем лесу воцаряется гулкая тишина. Вершины сосен-гигантов ещё алеют нежным отблеском догоревшей зари, однако внизу становится темно. Аромат смолистых ветвей, острый и сухой, слабеет, зато сильнее чувствуется сквозь него приторный запах дыма, расстилающегося по земле от дальнего лесного пожара. Неслышно и быстро опускается на землю ночь. С заходом солнца примолкли птицы.

Совсем стемнело. Глаз, привыкший к постепенному переходу от  света к темноте, различает вокруг неясные силуэты деревьев. Ни звука, ни шороха не раздаётся в лесу, а в воздухе чувствуется удивительный травяной запах, плывущий с полей.

Всюду: и направо, и налево от тропинки – простирается невысокий путаный кустарник, и вокруг него, цепляясь за ветки, колеблясь и вытягиваясь, бродят разорванные клочья тумана, неясные, белые.

Странный звук неожиданно разносится по лесу. Он протяжен, низок и, кажется, выходит из-под земли. (133 слова)

Тематические диктанты. 6 класс.

УМК Ладыженской Т. А., Баранова М. Т. и др.

Входной контрольный диктант № 1.

проверить знания детей за курс 5 класса.

(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6 классе», М.: Просвещение, 2011 г.)

«5»- без ошибок, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

«4»- 2 орфограф, и 2 пунктуац.

1 орфограф, и 3 пунктуац.

0 орфограф, и 4 пунктуац.

«3»- 4 орфограф, и 4 пунктуац.

3 орфограф, и 5 пунктуац.

0 орфограф, и 7 пунктуац.

«2» – 5 орфограф, и 9 пунктуац.

8 орфограф, и 6 пунктуац

В  августе  в  окрестных  лесах  появляется  много  грибов. Собираемся  и  идём  в  лес.

За  деревней  расстилаются  широкие  поля. По  тропинке  направляемся  к  дальней  роще. Здесь  всегда  много  грибов. Из-под  листика  виднеется  шляпка  сыроежки, но  мы  решаем  собирать  только  «благородные»  грибы: белые, подосиновики  и  подберёзовики. Ребята  расходятся  по  лесу, и  далеко  раздаются  их  голоса.

Вот  у  берёзки  два  крепких  боровика. Они  плотно  прижались  друг  к  другу. Аккуратно  срезаю   их  и  очищаю  от  земли. Лисички! Целая  семейка  разрослась  у  осинки. И  они  попадают  в  корзину.

День  выдался  тёплый, и  лес  освещают  яркие  лучи  солнца. Уже  не  слышишь  звонкого  пения  птиц.  Они  готовятся  к  отлёту  на  юг. (104 слова)

Грамматические     задания

1. П РОИЗВЕСТИ  СИНТАКСИЧЕСКИЙ  РАЗБОР  ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1в. За  деревней  расстилаются  широкие  поля.

2в. Они  готовятся  к  отлёту  на  юг.

2 РАЗОБРАТЬ  ПО  СОСТАВУ  СЛОВА.

1в.- подосиновики, освещают, осинки.

2в. – подберёзовики, расходятся, берёзки.

Контрольный  диктант № 2 по  теме «Словообразование  и  орфография».

проверить уровень  усвоения  знаний  по  данной  теме.

(Текст  взят  из  методического  пособия  Г. А. Богдановой  «Уроки  русского  языка  в  6 классе» М.: Просвещение. 2011 г.)

Леса  в  Мещёре  глухие. Хорошо  идти  весь  день  по  этим  лесам, пробираться  сквозь  заросли  кустов, по  дорогам  к  дальнему  озеру.

Путь  в  лесах – это  километры  тишины, безветрия.

Я  люблю  лесные  сумерки, когда  из  мхов  тянет  сыростью, в  траве  горят  светлячки.

Закат  тяжело  пылает  на  кронах  деревьев  и  золотит  их. Последний  луч  солнца  ещё  касается  их  верхушек. А  у  подножия  сосен  уже  темно  и  глухо. Бесшумно  летают  и  словно  заглядывают  в  лицо  летучие  мыши. На  западе  ещё  тлеет  зорька.

Вот  и  озеро. Здесь  под  берёзой  расположились  знакомые  рыбаки. Их  лиц  я  не  вижу  из-за  дыма  костра, который  то  разгорается, то  гаснет. (100 слов.)

1. В ЫПИСАТЬ  СЛОВА  С  ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ  ГЛАСНЫМИ  В  КОРНЕ, ВЫДЕЛИТЬ  КОРЕНЬ.

2. Р АЗОБРАТЬ  ПО  СОСТАВУ  СЛОВА.

1в. – рыбаки, безветрия, пробираться.

2в. – лесные, подножия, разгорается.

Контрольный диктант № 3 по теме «Словообразование и орфография»

проверить,  насколько  хорошо  усвоена  данная  тема.

Соседские  ребятишки  предложили  нам  пойти  с  ними  на  рыбалку. Собирались  мы  весь  вечер, приготовили  удочки, приманку.

Солнце  едва  показалось  над  горизонтом, когда  мы  отправились  на  речку. Его  лучи  едва  касались  верхушек  деревьев, и  они  приобретали  причудливые  очертания. В  низинах  ещё  расстилался  туман.

Узкая  дорожка  привела  нас  к  речке. Лёгкий  ветерок  шевелил  листьями  деревьев  и  приятно  освежал  лицо. Мы  отыскали  удобное  место  и  закинули  удочки.

Между  тем  солнце  пригревало  землю. Его  лучи  осветили  окрестность  и  преобразили  всё  вокруг. На  траве  заблестели  капельки  росы, в  прибрежных  камышах  зашевелились  утки.

К  обеду  мы  вернулись  домой  с  хорошим  уловом.(95 слов)

1. ПРОИЗВЕДИТЕ  МОРФЕМНЫЙ  РАЗБОР  СЛОВ

1в. – соседские, предложили, расстилался

2в. – дорожка, собирались, прибрежных

2. ВЫДЕЛИТЕ  В  СЛОВАХ  ПРИСТАВКИ  ПРЕ-  И  ПРИ-.

Контрольный  диктант № 4 по  теме  «Имя  существительное»

проверить  уровень  усвоения  данной  темы.

Поздней  осенью  выпадает  первый  снег. Он  изменяет  всё  вокруг. Пушистые  снежинки  осторожно  касаются  земли, и  она  одевается  в  ослепительный  наряд. Побелели  дорожки  и  крыши  домов. Загораются, блестят  разноцветные  искорки  инея. Свинцовая  вода  темнеет  среди  беловатых  зарослей  камыша.

Как  прекрасна  берёзовая  роща! Веточки  покрыты  хлопьями, но  от  любого  прикосновения  снежинки  осыпаются. В  ельнике  снег  так  засыпал  деревца, что  их  не  узнаешь. Ёлочка  становится  похожей  на  причудливую  снежную  бабу. На  гладкой  поверхности  виднеются  следы  лесных  зверюшек.

В  предзимние  дни  не  сидится  дома. Путешественники  разных  возрастов  выходят  на  пешеходные  маршруты. Каждый  хочет  почувствовать  свежесть  первого  морозца, сыграть  в  снежки.

«Здравствуй, зима!»- радостно  говорят  люди. (101 слово)

1. П РОИЗВЕСТИ  МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ  РАЗБОР  СЛОВ

1в. –  осенью                                       2в. – камыша

2. П РОИЗВЕСТИ  СИНТАКСИЧЕСКИЙ  РАЗБОР  ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1в. Побелели  дорожки  и  крыши  домов.

2в. Загораются, блестят  разноцветные  искорки  инея.

КОНТРОЛЬНЫЙ  ДИКТАНТ № 5  ПО  ТЕМЕ  «ИМЯ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

: проверить  уровень  усвоения  знаний  по  данной  теме.

Хороши  снежные  зимы  в  России! Непогоду  сменяют  ясные  дни. Блестят  на  солнце  глубокие  сугробы, скрылись  подо  льдом  большие  реки  и  маленькие  речонки. Припорошила  зима  землю  снежной  шубкой. Отдыхает  земля, набирает  силу.

Наполняется  жизнью  зимний  лес. Вот  простучал  по  сухому  дереву  дятел. По  всему  лесу  отбивает  дробь  лесной  барабанщик. С  шумом  пролетит  рябчик, поднимется  из  снежной  пыли  глухарь. Стайка  весёлых  клестов  расселась  на  ветках  ели. Стоишь  и  любуешься, как  ловко  они  вонзают  свои  клювики  в  шишки, выбирают  из  них  семена. С  сучка  на  сучок  перепрыгивает  шустрая  белка.

Вот  прилетела  большая  сова  и  подала  голос. Ей  отозвались  другие  совы. Пискнула  тихонько  лесная  мышь, пробежала  по  снегу  и  скрылась  под  пнём  в  сугробе.(112 слов)

1. П РОИЗВЕСТИ  МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ  РАЗБОР  СЛОВ.

1в. – шубкой                             2в. – по  дереву

Контрольный  диктант № 6  по  теме  «Имя  прилагательное».

проверить  знания  детей  по  данной  теме.

Пятые  сутки  геолог  пробирался  через  тайгу. Ненастье  мешало  ему  двигаться  быстрее, но  сегодня  снегопад  прекратился.

Кончились  запасы  пищи.  И  теперь  он  питался  шишками. Ножом  он  вытаскивал  зёрнышки, набирал  их  в  горсть  и  долго  жевал.

Геолог  расположился  на  ночлег  под  раскидистой  елью, разложил  костёр  около  смолистого  пня, набросал  еловых  веток  и  прилёг  прямо  на  них.

Языки  пламени  костра  то  замирали, то  вспыхивали. От  костра  расстилался  душистый  дымок. Глаза  слипались. Геолог  чувствовал  ужасную  усталость. Он  знал, что  ему  предстоит  долгий  и  опасный  путь  через  глухую  местность.

Ночь  преобразила  лес. Сугробы  снега  превращались  в  причудливые  фигурки.

Геолог  прислушался  и  вдруг  ясно  услышал  рёв  машин. « Неужели  близко  дорога?»- подумал  он.

Он  поднялся, затоптал  костёр  и  пошёл  на  шум  машины. (115 слов.)

1. СДЕЛАТЬ  СИНТАКСИЧЕСКИЙ  РАЗБОР  ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1в. – Ножом  он  вытаскивал  зёрнышки, набирал  их  в  горсть  и  долго  жевал.

2в. – Он  поднялся, затоптал  костёр  и  пошёл  на  шум  машины.

2. ПРОИЗВЕСТИ  МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ  РАЗБОР  СЛОВ.

1в.- под  раскидистой  (елью)

2в.- около  смолистого  (пня)

Контрольный диктант № 7 по теме «Имя прилагательное».

проверить знания учащихся по данной теме.

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими жёлто – белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозелёные сосны. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких белогрудых птичек.

Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился и осмотрелся. Всё вокруг дышало тишиной и спокойствием.

Я пошёл по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из земли. Моё внимание привлекли мелкие тёмно – коричневые зёрнышки. Тогда я понял, что это цветок разбрасывает свои семена.

1. В ЫПИШИТЕ 4 СЛОВОСОЧЕТАНИЯ «ПРИЛ. + СУЩ.», УКАЖИТЕ ПАДЕЖ, ЧИСЛО, РОД ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.

2. В ЫПИШИТЕ ИЗ ТЕКСТА 2 КАЧЕСТВЕННЫХ  И  2  ОТНОСИТЕЛЬНЫХ  ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

3. О ПРЕДЕЛИТЕ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ:

1в. – серебряными, приносил, вечнозелёные

2в. – белогрудых, пролегла, маленьких

Контрольный   диктант № 8 по  теме  «Имя  числительное».

проверить  уровень  усвоения  знаний  учащихся  по  данной  теме.

Глубина  озера  Байкал – 1640 метров. Оно  самое  глубокое  на  планете. В  нём  содержится  пятая  часть  мирового  запаса  пресной  воды. В  Байкал  впадает  336 рек, а  вытекает  одна – Ангара.

Совсем  недавно  жители  прибрежных  селений  преспокойно  пили  воду  прямо  из  озера. Сейчас  оно  страдает  от  промышленных  отходов.

Окрестности  Байкала  одеваются  в  зимний  наряд  раньше  самого  озера. Уже  в  октябре  зима  заковывает  скалистые  берега  в  сверкающие  белоснежные  доспехи  и  превращает  ели  и  гигантские  сибирские  кедры  в  блестящие  ледяные  фигуры.

Январские  морозы  покрывают  озеро  толстым  льдом. Местами  его  толщина  достигает  двух  метров. Он  похож  на  неровное  одеяло.

Летом  даже  в  безветренный  день  может  вдруг  налететь  шквалистый  ветер, и  тогда  озеро  становится  неласковым  морем. (108 слов.)

1в. – восьмой (вагон)            2в. – двадцать  шесть (книг)

2. П РОСКЛОНЯЙТЕ  ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ.

1в. – шестьдесят               2в. – пятьсот

Контрольный  диктант № 9  по  теме  «Местоимение».

проверить, насколько  хорошо  усвоена  учащимися  данная  тема.

Однажды  в  летнюю  ночь  я  сидел  в  моей  комнате  за  письменным  столом. Ночь  была  тихая, только  с  реки  доносились  какие – то  далёкие  лёгкие  звуки. В  полной  ночной  тишине  под  полом  вдруг  послышались  какие – то  тихие  голоса. Они  были  похожи  на  шёпот  птенцов, которые  пробудились  в  гнезде. Но  какие  птенцы  могли  быть  в  подполье? Я  долго  не  мог  понять, кто  разговаривает  у  меня  под  полом. Потом  я  догадался, что  это  ежи.

Ежи – смирные  и  кроткие  звери. Разговаривать  они  не  умеют. Это  я  слышал  их  возню. Они  никому  не  причиняют  вреда  и  никого  не  боятся. Днём  они  спят, а  ночью  выходят  на  охоту. Они  уничтожают  вредных  насекомых, воюют  с  крысами  и  мышами.

На  зиму  ежи  засыпают. Их  маленькие  берлоги  покрывают  снежные  сугробы, и  они  преспокойно  спят  всю  зиму. (125 слов.)

1. У КАЖИТЕ  РАЗРЯДЫ  МЕСТОИМЕНИЙ

1в. – в  первом  абзаце               2в. – во  втором  абзаце

2. П РОИЗВЕСТИ  МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ  РАЗБОР  СЛОВ.

1в. – моей                      2в. – у  меня

Контрольный  диктант № 10  по  теме  «Глагол».

(Текст  взят  из  методического  пособия  Н. М. Скоркиной  «Поурочные  планы  по  русскому  языку. 6 класс». Волгоград. Издательство  «Учитель – АСТ» 2009 г.)

БИТВА  ВО  РЖИ.

Высокая  густая  рожь – это  для  многих  животных  густой  лес.

Солнце  давно  уже  село, догорает  короткая  летняя  зорька, какие – то  тени  реют  над  полем. Это  совы  вылетели  за  добычей. В  лунную  ночь  будут  они  присматриваться, ловить  мышей  и  полёвок. Надо  много  ловкости, чтобы  поймать  их  в  высокой  ржи.

Но  во  ржи  живёт  множество  других  вредителей. Это  насекомые  и  их  прескверные  гусеницы. Если  бы  их  никто  не  трогал, то  от  хлебного  поля  ничего  бы  не  осталось. Однако  есть  у  поля  ценные  друзья, которые   стараются  сберечь  урожай. Это  землеройки, ежи, летучие  мыши, птицы, жабы, лягушки. Мы  их  часто  не  видим  и  знать  не  хотим, тогда  как  они  самоотверженно  спасают  наши  хлеба  от  истребления. (112 слов)

1. Р АЗБЕРИТЕ  СЛОВА  ПО  СОСТАВУ.

1в. – догорает, хлебного, лунную

2в. – вылетели, ловить, вредителей

2. О БРАЗОВАТЬ  ОТ  ГЛАГОЛА  3  ВИДА  НАКЛОНЕНИЙ.

1в. – рисовать                              2в. – играть

Контрольный  диктант № 11  по  теме  «Глагол».

Трудно  пройти  в  лесу  мимо  муравьиной  кучи.

В  яркий  солнечный  день  тысячи  муравьёв  копошатся, что – то  делают,  куда- то  торопятся.

Вот  один  муравей  забегает  то  спереди, то  сзади, с  большим  усилием  втаскивает  на  муравейник  еловую  хвою. Муравьи  тащат  хвою  на  сооружение  своего  муравейника, который  строят  много  лет.

Муравьи  хорошо  знают  свой  дом.

Догорает  день. Муравьишка  спешит, приостанавливается, кружится, разыскивает  дорогу  к  дому. Ему  помогает  запах. Если  бы  муравьи  не  различали  запахи, они  не  отличали  бы  своих  муравьёв  от  чужих. Чужих  в  свой  дом  они  не  пускают.

Ударьте  слегка  прутом  по  муравейнику, присмотритесь. В  прут  вцепились  сразу  десятки  муравьёв. Они  защищают  своё  жилище.

Не  разоряйте  муравейников! Муравьи – безобидные, полезные  жители  леса, они  истребляют  вредных  насекомых. (113 слов.)

1. В ЫПИШИТЕ  ИЗ  ТЕКСТА  3  ГЛАГОЛА, УПОТРЕБЛЁННЫХ  В  РАЗНЫХ  НАКЛОНЕНИЯХ, УКАЖИТЕ  ИХ.

2. Р АЗБЕРИТЕ  ПО  СОСТАВУ.

1в. – втаскивают, присмотритесь, безобидные

2в. – ударьте, защищают, еловую

3. С ДЕЛАЙТЕ  МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ  РАЗБОР  ГЛАГОЛА

1в. – забегает                         2в. – защищают

6орфограф, и 8 пунктуац.

УМК: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. Русский язык. 6 класс. Москва, «Просвещение», 2013 год.

Цель: проверить лексические и грамматические знания

Время: 45 минут

Утро  ранней  весной.

Небо  перед  утренней  зарёй  прояснилось. На  нём  нет  туч  и  облаков. Над  узкой  речкой  расстилается  синий  туман. В  такую  раннюю  пору  здесь  ни  с  кем  не  встретиться. Предрассветная  тишь  долго  не  нарушается  никакими  звуками, ничьими  голосами. В  утреннем  тумане  ничего  не  видишь. Только  тяжёлая  от  росы  трава  низко  прилегает  к  земле  и  блестит  серебряными  каплями. Но  вот  пробежал  лёгкий  ветерок. Раздаётся  стук  дятла, и  лес  наполняется  птичьим  пением. Из  куста  выскочил  косой  зайчонок  и  сбросил  с  веток  капли  росы.

Теперь  уже  нет  опасности  заблудиться  в  тумане. Поднимается  горячее  солнце. Оно  бросает  свои  лучи  на  весеннюю  землю. Никогда  не  бывает  утро  так  прекрасно, как  ранней  весной. Легко  дышишь, любуешься  природой. (112 слов.)

1. Р АЗОБРАТЬ  СЛОВА  ПО  СОСТАВУ

1в. – утренней, выскочил, ветерок      2в. – серебряными, прилегает, речкой

2. С ДЕЛАТЬ  СИНТАКСИЧЕСКИЙ  РАЗБОР  ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1в. – Предрассветная  тишь долго  не  нарушается  никакими  звуками, ничьими  голосами.

2в. – Из  куста  выскочил  косой  зайчонок  и  сбросил  с  веток  капли  росы.

Двое на вокзале

Он ждал ее на вокзале. Она опаздывала, как всегда, и он когда-то сердился, но теперь привык, потому что, если припомнить, это, пожалуй, была единственная ее слабость. Прислонив лыжи к стене, он слегка потопывал, чтобы не замерзли ноги, смотрел в ту сторону, откуда она должна была появиться.

Когда она наконец пришла и он увидел близко ее лицо и фигуру, он сказал: «Ну вот и ты». Он взял ее лыжи, и они медленно пошли. Доставая мелочь на поезд, глянул на нее сзади, на ее ноги и вдруг подумал, как она красива, и как хорошо одета, и что опаздывает она потому, наверное, что хочет быть всегда красивой, и эти ее прядки волос, будто случайные, может быть, вовсе не случайны, и какая она трогательная, озабоченная!

«Солнце! Какая зима, а?» — сказала она, пока он брал билеты.

В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. Минут через двадцать он вышел покурить на площадку. Он курил, смотрел сквозь стеклянную дверь внутрь вагона и видел, чте и здесь, среди молодых и красивых, она была лучше всех.

Он думал, как странно устроен человек. Что вот он юрист и уж тридцать лет, а ничего особенного не совершил, ничего не изобрел, не стал ни поэтом, ни чемпионом, как мечтал в юности»

Они сошли чуть ли не последними на далекой станции. Им надо было пройти километров двадцать до его дачи, покататься и возвратиться домой по другой железной дороге.

(Ю. Казаков) 243 слова

Другие диктанты из рубрики «11 класс»

Природа прекрасна и неповторима в любое время года – буйство красок в весеннее и летнее время, живописные пейзажи осени, укутанные словно снежным одеялом зимние просторы восхищают и очаровывают.


Контрольные диктанты 6 классучебно-методический материал по русскому языку (6-9классы)

Пришла весенняя пора и природа пробудилась от сна. Пригрело солнышко и под его теплыми лучами зеленеет трава и оживают деревья.


Контрольные диктанты 6 классучебно-методический материал по русскому языку (6-9классы)

Тёплое и ласковое лето – любимое время года для школьников. Наступают долгожданные каникулы и пора отпусков и путешествий.


Контрольные диктанты 6 классучебно-методический материал по русскому языку (6-9классы)

Прекрасная и живописная пора – осень. Она дарит последние теплые дни в году, окрашивает все вокруг в удивительные и сказочные цвета.


Контрольные диктанты 6 классучебно-методический материал по русскому языку (6-9классы)

Зима — удивительное время года. Укрывшись белым одеялом, природа, словно в сказке, погрузилась в долгий, глубокий сон.

Диктант «Осенний лес»

Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу.

Диктант «Любители мастерить»

Ребятишки любят мастерить разные вещицы. Летом они заготовили сосновые и еловые шишки, семена различных растений. Детишки запасли веточки и листочки. И вот открыта мастерская. Она будет выпускать лесные игрушки. Мальчики и девочки делают забавных зверюшек. Вот лесовичок. Какая красивая лисичка-сестричка! Какие чудные ежиха и козлёнок! Кому подарить эти поделки? Ученики отнесли их в детский сад.

Диктант «Пернатые друзья»

Серёжа с папой делали кормушку для птиц. Серёжа подавал гвозди и дощечки. Папа их строгал и сколачивал. Зимой каждое утро Серёжа сыпал в кормушку зерно. Воробьи и синички ждали мальчика. Они слетались со всех сторон, спешили позавтракать. В морозные дни Серёжа кормил своих пернатых друзей часто. Сытая птица легко переносит холод.

Диктант «Весной»

Весеннее солнце пригрело землю. Зазвенела весенняя капель. У домов галдят крикливые воробьи. С пригорков побежали говорливые ручейки. На полях зазеленели хлеба. Ветки ивы покрылись золотыми шарами. В лесу зацвели голубенькие подснежники. Синички весело перелетали с ветки на ветку. Они искали в складках коры деревьев червячков. Тетерева слетелись на поляны. Птицы чертили по земле крыльями и затевали шумные игры. Скоро прилетят на родину журавли.

Диктант «Лакомства для зверей»

Бурого медведя считают хозяином смешанных лесов. Он очень любит малину и мёд. Косолапый часто совершает набеги на жилища диких пчёл. Забредает порой на пасеки. Пчёлы мстят медведю. Они жалят его в кончик носа, язык. Зверю приходится спасаться бегством. Барсук поедает коренья растений, полевых мышей, земляных червей, юрких ящериц, ядовитых змей, болотных лягушек. Его любимое лакомство – виноград. Заяц любит грызть морковь, капусту, репу и петрушку.

Диктант «Весенняя вода»

Над водой пронеслась стая перелётных птиц. Они радостно встречали весну. Но много бед жителям леса несёт вода. Солнце растопило снег. Вода хлынула в жилища. Жить там стало опасно. Выбежала из норки полевая мышь. Вот низкий куст. Он широко раскинул ветки. Мышь прыгнула на куст и замерла. Трудно и зайцу. Он жил на островке. Кругом холодная вода. Не переплыть бедняжке это море. Надо ждать.

Контрольный диктант «Луковица с радостью»

Папа привёз мне с юга большую луковицу. Он сказал, что в середине этой луковицы спрятана радость. Я удивилась. В такой серой луковице и вдруг – радость! Мама посадила мою луковицу в горшочек и отнесла в подполье. Прошло много дней. И вот однажды мама подает мне горшочек, а там остренький желтый торчок. Мы поставили горшочек на окно. И перед самым праздником он расцвел. Сколько у него было цветов – синих-синих, душистых-душистых! Как красив был каждый цветок! Папа сказал, что мой цветок зовут гиацинтом. Но я стала называть его Гиней. И я полюбила его больше всех своих игрушек. Игрушки только понарошку живые, а цветок – живой по-настоящему.

Контрольный диктант «Май»

Стоит чудесный майский день. Как хорошо в эту весеннюю пору! Горячее солнце осветило всю окрестность. После тёплого дождя появилась зелёная травка4. Синие, жёлтые, красные цветы подняли головки. С каждым днём земля надевает новый пёстрый наряд. Вот уже появились душистые кисти на черёмухе и на сирени. Лёгкий ветерок играет в зелени деревьев. С раннего утра до позднего вечера на разные голоса поют свои песни птицы. Среди них ты легко узнаешь голос1 соловья. Как красиво он поёт! Пришла3 настоящая  весна3.

Диктант «Весна»

Наступила ранняя весна. Яркое весеннее солнце освещает землю. Воздух теплый. Затрещал на реке синий лед. Зажурчал в овраге говорливый ручеек. Выглянула нежная травка. Появились клейкие листочки на березках. Уже прилетели шумные грачи. Они поправляют гнезда на деревьях. Детвора радостно встречает пернатых друзей. Ребята мастерят птичьи домики. Скоро в них запоют весёлые скворцы.

Контрольный диктант «Весеннее утро»

Как хорошо весенним утром в лесу! Вот из-за горизонта выкатилось огромное красное солнце. Вот солнечные лучи попали в густой туман. Он заклубился розовым паром. Открылась водная гладь. На сосенке проснулась крошечная шишечка. Малютка смотрит на широкое поле за рекой. Видит стройные ели с пушистыми ветвями. Слушает радостное пение птиц. Вдыхает аромат лёгкого весеннего воздуха. Вся природа вместе с ней радуется весне.

Диктант «Друзья»

Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ерш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом. Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

Диктант «Ранняя весна»

Наступает радостное время года. Ласковое весеннее солнце согревает всё вокруг. Синее небо высокое. По небу плывёт лёгкое облачко. Крепкий лёд на реке потемнел. Сонный лес стоит голый. Пахучие почки уже набухли. На вербах отпали тонкие чешуйки, показались серебряные барашки. На земле лежит прошлогодняя листва, сухие травинки. В вершинах деревьев шумит весенний ветер. Счастливое время!

Диктант «На речке»

Владимир жил в тайге. Сторожка стояла на берегу реки Краснуха. Кругом тишь. За много лет Вова изучил эту местность. Он хорошо знал всех обитателей. У берегов тихо шуршал камыш. В его зарослях каждую весну строили свои гнёзда утки. Вот появились и первые утята. Рано утром мать выводила их на берег. Малыши щипали нежную травку. Мать была довольна.

Диктант «Вокзал»

Вокзал – это большой вход в город. Собрался человек уехать из города. На вокзале ему всё расскажут. Там в справочном бюро дают справки. Когда поезд? Какой это поезд – местный или дальнего следования? Где купить билет? Куда сдать багаж? Где находится багажный вагон? Где можно укрыться от яростного ветра и ненастной погоды? Здесь объявляют приезд и отъезд поездов. Здесь много радостных встреч!

Диктант «Цветочные часы»

По цветам можно узнать время. Раннее летнее утро. К шести часам открыл синий глазок колокольчик. Подняли золотые головки одуванчики. Краснеют нежные цветочки полевой гвоздики. Следом расправляет широкие лепестки шиповник. Вспыхнул яркий огонёк мака. К восьми часам распустились жёлтая кувшинка, белая лилия. Спадает летняя жара. Оживают другие цветы. Распустились душистый табак и луговая дрёма. Посади на клумбах цветочные часы. Они покажут точное время.

Диктант «Подъём в гору»

Альпинистов часто называют скалолазами. Это смелые, выносливые люди. Им приходится видеть водопады, наблюдать землетрясения, извержения вулканов. Эти спортсмены – умелые пешеходы. Они проходят большие расстояния до горных хребтов, а затем поднимаются вверх. Подъём становится всё круче. Приходится постоянно делать крутые повороты и идти в обход. Отдохнуть можно на бугорке. Взгляду открылся интересный вид. На утёсе орёл съедал свою добычу. Бедный зайчишка попался ему в лапы. Альпинисты почувствовали жалость к зверьку.

Весна долго не открывалась. В апреле стояла ясная морозная погода. Днем под лучами солнца тихо таял снег. Вдруг резко потянуло теплым ветром. Окрестности окутались густым молочным туманом. Мутным потоком полились воды. С яростным треском ломались на реке гигантские льдины. Поздно вечером туман ушел. Небо прояснилось. Утром солнце съело тонкий лед. В теплом весеннем воздухе залились чудным хором жаворонки. Высоко в небе пролетели с радостным криком журавли и гуси. Пришла настоящая весна.

Контрольный диктант «Зимний день»

Стоит чудесный зимний денёк. Под моё окошко летят красивые птички. Смотрю на птиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой берёзы. На голове чёрная шапочка. Спина, крылья и хвостик жёлтые. На короткую шейку птичка, словно галстучек повязала. Будто жилет синица надела. Хороша птица! Клювик у птички тоненький. Едят синички вкусное сало. Радостно им.

Диктант «Поздняя весна»

Наступила поздняя весна. Погода стоит чудесная. Яркие лучи солнца светят над полями, ласкают землю. Тепло. Из земли показалась молодая травка, первые цветочки. На березах и тополях набухли почки. В лесу запахло березовым соком. Скоро на деревьях зазеленеют листья. Вот уже видны их первые зеленые язычки. Хорошо весной!Птицы поют свои веселые песни. Радостно чирикают воробьи. Прыгают пушистые синички. Все рады весне!

Диктант «Осенью»

Мы часто ходим в ближайший лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Диктант «Хлеб»

Лежит на столе тёплый душистый хлеб. Кто дарит нам это чудо? Золотые руки людей растят хлеб. Весной они пашут землю, сеют хлеба. Всё лето они ухаживают за посевами. Люди хотят получить хороший урожай. Они хотят подарить всем хлеба побольше.

Диктант «Осень в лесу»

Как красив осенний лес! Березки надели золотые платья. Листья клена разрумянились. Густая листва дуба стала как медь. Сосны и ели остались зелеными. Пестрый ковер листьев шуршал под ногами. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и желтые опята ждут грибников.

Контрольный диктант «Осенью»

Октябрь. На дворе стоит глубокая осень. Скучная картина! Льют частые дожди. Осенний ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковёр из пёстрых листьев. Ласточки, соловьи улетели на юг. Сороки, вороны летят к жилью людей. Звери спрятались в тепло. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи.

Диктант «Ноябрь»

В ноябре похолодало. Стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.   С берёз и осин листва давно опала. Земля покрыта  ковром  из листьев. Только на дубах желтеют сухие листья.  Тишина в лесу.

Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу речки сидела птичка. Это запела синичка.

Диктант «Прощание с осенью»

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья. Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Летний дождь

Жара в накаленном в продолжение целого дня солнцем и полном народа большом вагоне третьего класса была такая удушливая, что Нехлюдов не пошел в вагон, а остался на тормозе. Но и тут дышать нечем было, и Нехлюдов вздохнул всей грудью только тогда, когда вагоны выкатились из-за домов и подул сквозной ветер.

Нехлюдов так задумался, что и не заметил, как погода переменилась: солнце скрылось за первым низким, разорванным облаком и с западного горизонта надвигалась сплошная светло-серая туча, уже вылившаяся там, где-то далеко, над полями и лесами,  косым спорым дождем. От тучи тянуло влажным дождевым воздухом. Изредка тучу разрезали молнии, и с грохотом вагонов все чаще и чаще смешивался грохот грома. Туча становилась ближе и ближе, косые капли дождя, гонимые ветром, стали пятнать площадку тормоза и пальто Нехлюдова. Он перешел на другую сторону и, вдыхая влажную свежесть и хлебный запах давно ждавшей дождя земли, смотрел на мимо бегущие сады, леса, желтеющие поля ржи, зеленые еще полосы овса и черные борозды темно-зеленого цветущего картофеля. Все как будто покрылось лаком: зеленое становилось зеленее, желтое — желтее, черное — чернее.

«Еще, еще!» — говорил Нехлюдов, радуясь оживающим под благодатным дождем поля, сады, огороды.

Сильный дождь лил недолго. Туча частью вылилась, частью пронеслась, и на мокрую землю падали уже прямые, частые,мелкие капли. Солнце опять выглянуло, все заблестело, а на востоке загнулась над горизонтом невысокая, но яркая, с выступающим фиолетовым цветом, прерывающаяся только в одном конце радуга.

(Л. Н. Толстой) 227 слов

Оцените статью
Экодиктант - Помощь