МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ 1кл
1. Запиши число, которое следует за числом 2 (4, 5, 7, 9).
2. Запишите число, которое стоит перед числом 5 (3, 6, 8, 10).
3. Какое число получите, если из 5 вычесть 1?
4. Запишите число, которое стоит между числами 2 и 4 (3 и 5; 7 и 9)
5. К задуманному числу прибавили 1 и получили 3. Какое число заду
7. Запишите соседей числа 4, числа 6, числа 8, числа 2.
8. Какое число на 1 больше числа 5? на 1 меньше, чем 7 ?
9. Запиши только ответ. У девочки было 3 шара. 1шар лопнул. Сколь
ко шаров осталось?
10. У Пети было 2 карандаша. Мама дала ему столько же. Сколько ста
ло у Пети карандашей ?
1. Первое слагаемое 6, второе 3. Найди сумму.
2. Сравни числа 8 и 2. Какое число больше и на сколько?
3. На сколько 10 больше 7?
4. На сколько 6 меньше 9?
5. Запиши разность чисел 8 и 4.
6. 4 увеличь на 2.
7. К 5 прибавить 4.
8. На клумбе распустилось утром 8 астр, а к вечеру их стало на 2 бо-
льше. Сколько астр распустилось к вечеру?
9. Сестре дали 10 орехов, а брату на 2 меньше. Сколько орехов дали
10. Как можно разложить 6 яблок на 2 тарелки? Запишите выражения.
1. Запиши ответ: 5 плюс 4.
2. Чему равна сумма чисел 6 и 4?
3. Увеличь 4 на 3.
4. Уменьши 9 на 6.
5. К 5 прибавили столько же. Чему равна сумма?
6. Из какого числа нужно вычесть 3, чтобы получить 10?
7. Какое число надо прибавить к 3, чтобы получить 6?
8. Один мальчик поймал 5 рыбок, а другой 4 рыбки. Сколько всего
рыбок поймали мальчики?
9. Мальчики поймали 8 рыбок. Из 4 рыбок они сварили уху. Сколько
рыбок у них осталось?
10. В палатку привезли 6 ящиков яблок и 4 ящика груш. На сколько
больше привезли ящиков с яблоками, чем с грушами?
1. Уменьшаемое 8, вычитаемое 3. Найдите разность.
2. Первое слагаемое 5, второе 4. Найдите сумму.
3. Найдите число, которое больше, чем 7 на 3.
4. Увеличь 4 на 2; уменьши 7 на 5; на сколько 10 больше 2?
5. На какое число надо увеличить 4, чтобы получить 8?
6. Найди разность чисел 5 и 3.
7. Уменьши 9 на 5.
8. Запишите число 8 в виде суммы одинаковых слагаемых.
9. В библиотеку записались7 девочек, а мальчиков 9. На сколько
больше мальчиков записались в библиотеку?
10. У брата 5 тетрадей, у сестры столько же. Сколько всего тетрадей у
брата и сестры?
1. Сколько нужно вычесть из 10, чтобы осталось 4?
2. На сколько 9 больше 8?
3. Найди сумму чисел 6 и 3?
4. К какому числу надо прибавить 3, чтобы получить 9?
5. Первое слагаемое 5, сумма 8. Чему равно второе слагаемое?
6. Запиши число, которое больше 2 на 3.
7. Найди разность чисел 8 и 4.
8. Сколько надо прибавить к 7, чтобы получилось 10?
9. Увеличь число 3 на столько же.
10. Толя знает 4 сказки, а его друг Серёжа на 3 больше.
1. Первое слагаемое 5, второе 3. Найди сумму.
2. Какое число меньше 8 на 6?
3. Найди разность чисел 9 и 3.
4. На сколько 5 меньше 8?
5. На сколько 9 больше 4?
6. Уменьшаемое 10, вычитаемое 7. Найди разность.
7. Увеличь 5 на 2.
8. Используя числа 2, 7, 5 составьте и запишите пример на сложение
и два примера на вычитание.
9. На дереве сидело 6 птичек. К ним прилетело ещё несколько пти-
чек. На дереве стало 10 птичек. Сколько птичек прилетело?
10. Мальчику 11 лет. Его сестра на 8 лет старше. Сколько лет сестре?
1. Увеличь 4 на 3; уменьши 6 на 2. Чему равна сумма 5 и 4?
2. Какое число больше 7 на 2? Какое число на 1 меньше 9?
3. Запишите число , которое больше, чем 4, на 3.
4. Найдите число, которое меньше, чем 6, на 2.
5. Задуманное число на 2 больше 8. Какое число задумали?
6. Первое слагаемое 3, второе 5. Найди сумму.
7. В одном бидоне 4 литра молока, а в другом 3 литра. Сколько лит-
ров молока в двух бидонах?
8. В одном пучке 7 морковок, а в другом на2 морковки меньше.
Сколько морковок во втором пучке?
9. На тарелке лежало 8 пирожков. 2 пирожка съели. Сколько пирож
ков осталось на тарелке?
10. В коробке было 7 кусков мыла. Туда положили ещё несколько кус
ков и стало 10. Сколько кусков мыла положили в коробку?
1. Какое число больше 6 на 2? Сколько единиц не хватает от 7 до 10?
2. Сколько останется, если из 6 вычесть 4. Найти сумму чисел 5 и 3.
3. Увеличьте 3 на 7. Напишите число, которое больше чем 3, на 4.
4. Напишите число, которое меньше 8 на 4. Первое слагаемое 3, вто-
рое 5. Найди сумму.
5. На сколько 8 больше 3?
6. Чему равна разность чисел 9 и 6.
7. Уменьшаемое 7, вычитаемое 4. Найти разность.
8. Какое число надо прибавить к 3, чтобы получилось 6.
9. С двух яблонь сорвали 10 яблок. С одной из них сорвали 6 яблок.
Сколько яблок сорвали со второй яблони?
10. На столе лежал тетради. Учитель положил к ним ещё 5 тетрадей.
Теперь на столе 10 тетрадей. Сколько тетрадей было на столе
11. Боря отдал товарищу 6 марок. После этого у него осталось 3 мар-
ки. Сколько марок было у Бори?
12. В коробке было несколько карандашей. Когда из неё взяли 4 ка-
рандаша, там осталось 6 карандашей. Сколько карандашей было
В большинстве случаев, математические диктанты выполняются устно. И в этом — их особенность и достоинство. При выполнении арифметических операций в устном виде, ученики закрепляют ранее полученные навыки и выполняют математические действия более осмысленно, а не механически. При регулярном выполнении устных вычислений тренируются внимание, сосредоточенность, смекалка.
Примерные математические диктанты для 1 класса.
Какое число больше 6 на 1?
Какое число меньше 8 на 2?
Увеличьте 6 на 2.
Какое число следует за числом 9?
Какое число предшествует числу 6?
Первое слагаемое 5, второе слагаемое 3. Чему равна сумма?
Уменьшите 9 на 2.
Неизвестное число увеличили на 3 и получили 10. Чему равно неизвестное число?
Какое число надо прибавить к 5, чтобы получить 9?
Найдите сумму чисел 2 и 7.
Сережа засушил 5 кленовых листочков и столько же дубовых. Сколько всего листочков засушил Сережа?
В ящике было 9 банок сока. Мама взяла 2 банки сока. Сколько банок сока осталось?
10 минус 3.
Увеличьте 6 на 3.
Уменьшите 10 на 4.
На сколько 8 больше5?
Найдите сумму чисел 5 и 4.
9 без 6.
8 да 2.
Какое число прибавим к 4 и получим 7?
От какого числа надо отнять 2, чтобы получить8.
Первое слагаемое 3, а второе-6. Чему равна сумма?
В вазе 9 груш, а яблок на 4 меньше. Сколько яблок в вазе?
У Лены 8 тетрадей в линейку, а в клетку на 2 тетради больше. Сколько у Лены тетрадей в клетку?
На ____ больше (+ ____ ) На ____ меньше (- ____ )
(надо из большего числа вычесть меньшее)
Математический диктант № 3
1) К трём прибавьте 1, запишите результат. 2) Из пяти вычли 1, чему равен результат? 3) Три меньше некоторого числа на 2. Какое это число? 4) Я задумала число, вычла из него 1 и получила 4. Какое это число? 5) Какое число больше 1 на 2? 6) Нарисуйте ряд фигур, к которому можно записать выражение 1 + 1 или 4 + 1.
Математический диктант №4
Дан ряд чисел: 5, 0, 7, 1, 8, 6, 9, 2, 4, 3.
1) Обведи красным карандашом число, которое при счете следует за числом 8. 2) Обведи синим карандашом число, которое при счете предшествует числу 9. 3) Обведи зелёным карандашом число, которое при счете предшествует числу 8. 4) Обведи жёлтым карандашом два числа, между которыми при счете называют число 4. 5) Обведи коричневым карандашом число, которое надо отнять от 4, чтобы получить 0. 6) Обведи оранжевым карандашом число, которое надо прибавить к 9, чтобы получить 9. 7) Подчеркни числа, которые меньше 9, но больше 4.
Математический диктант № 8
Математические диктанты в 1 классе.
Кривоносова Т. И., учитель высшей категории МБОУ «Родионово-Несветайкая СОШ №7».
Математические диктанты — одна из форм учебной работы. Используем мы их с целью проверки усвоения детьми математических понятий, сформированности их вычислительных навыков. Если диктанты проводятся часто, то дети приучаются воспринимать их на слух. Ценность такого умения неоспорима, она приводит к умению слушать. Математический диктант — одна из альтернативных форм контроля знаний, позволяющая участвовать в нём всем учащимся сразу.
Если крестики совпали, обвожу крестик ученика кружком. Уже со 2 класса знакомлю детей с критериями оценок м.д., и они могут сами оценить свою работу. Применяю и такую форму проверки: после слов «диктант окончен» ученики передают свою тетрадь не мне, а товарищу по парте. Теперь он сверяет ответы и ставит оценку. Предлагаю ученикам и такое задание на дом: составить текст диктанта по образцу. В тексты м. д. включаю простые задачи, а если будут составные, то с небольшими числовыми данными.
Основное назначение м.д.- помочь учителю эффективно тренировать устойчивость внимания детей, оперативную память, умение сосредоточиваться. Исход я из этих целей, использую следующие группы заданий: операционные, в которых нужно вычислять, решать задачи, выполнять преобразования, получив информацию на слух; логические, в которых требуется оценить истинность высказывания, для чего необходимо быть внимательным и сосредоточенным и направленные на усвоение математической терминологии.
Проведение диктанта можно организовать так:
1. Учитель читает вслух задания м. д. или начинает показ слайдов презентации. Уч-ся на листочках или в тетрадях записывают ответы.
2. Прочитывать вслух задания диктантов могут отдельные учащиеся по указанию учителя. Это особенно полезно детям с недостаточной техникой чтения, а также тем, у кого преобладает зрительное восприятие.
3. Полезно время от времени в классе давать всем ученикам тексты диктантов для самостоятельной работы с ними (записав текст диктанта и на доске). Это важно для запоминания правописания математических терминов.
4. Математические диктанты можно давать и для домашней работы под руководством родителей. Это позволит каждому ученику дополнительно спокойно потренироваться в чтении математических текстов, не спеша разобраться в отдельных задачах, проверить свои знания.
Введение в математический диктант элементов игры, нестандартных заданий помогает детям, интересующимся математикой, поддерживать и развивать интерес к ней, а ребятам, у которых математика вызывает затруднения, – понять и полюбить ее.
Тема. « Сравнение предметов и групп предметов»
Проверить умение выполнять счет предметов; сравнивать предметы по различным признакам: цвету, форме, размеру; ориентироваться в пространстве (справа, слева, вверху, внизу); сравнивать группы предметов (меньше, больше, столько же).
В верхней строке нарисуйте столько кружков, сколько помидоров нарисовано на доске (на доске нарисовано 6 помидоров). Раскрасьте третий кружок.
Слева нарисуйте 3 красных квадрата, а справа 1 зеленый треугольник.
Нарисуйте квадрат, а под ним круг. Раскрасьте ту фигуру, которая нарисована ниже.
Нарисуйте квадрат, треугольник и кружок так, чтобы треугольник был между кружком и квадратом.
Сколько орехов в пустом стакане?
Нарисуйте справа на линии столько палочек, сколько на доске треугольников.
В квартире две комнаты. Из одной комнаты сделали две. Нарисуйте столько кругов, сколько стало комнат.
Продолжите закономерность по цвету:
У Иры орехов больше 3 и меньше 5. Сколько орехов у Иры? Нарисуйте в рамке эти орехи.
Раскрасьте прямоугольники карандашами двух цветов так, чтобы 2 прямоугольника были одинаковыми, а 2 – разными.
У кошки было 3 черных и 2 серых котенка. Каких котят больше: серых или черных?
Запиши число в рамку.
Нарисуйте в строке через клеточку 6 треугольников. Ниже начертите 8 палочек.
На наборном полотне выставлено 5 домиков. Обведите в тетради на 1 клеточку больше, чем домиков.
Аня жила ближе к школе, чем Валя. Кто из них жил от школы дальше?
Запишите соседей числа 4.________
Обведите в строке столько клеток, сколько кругов выставлено на наборном полотне
. Раскрасьте их так: третий – красным карандашом, а седьмой и девятый – синим.
Заштрихуйте квадрат горизонтальными линиями слева направо (квадрат дан на листочке).
Тема. « Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание».
Проверить умение воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 и соотносить их с соответствующей группой предметов; сравнивать числа в пределах 10, читать простейшие математические записи вида 1 + 1 = 2 и др.; соотносить эти записи с конкретной иллюстрацией (рисунком); выполнять табличное сложение в пределах 10; представлять числа первого десятка в виде суммы двух слагаемых; решать логические и текстовые задачи в одно действие.
Запишите цифрами числа: 1, 5, 7.
Мальчик поймал 2 рыбок и выпустил их в ведро. Потом он поймал еще 3 рыбок. Нарисуйте в рамке столько рыбок, сколько всего рыбок стало в ведре.
В семье 4 детей: сестер столько же, сколько братьев. Сколько в семье сестер?
Запишите числа от 1 до 6.
Запишите числа от 9 до 4.
Заштрихуйте прямоугольник снизу вверх вертикальными линиями (прямоугольник дан на листочке).
Назовите число, которое следует за числом 9; за числом 5.
К задуманному числу прибавили 1 и получили 7. Какое число задумали?
Какие числа пропущены, если сумма в каждом столбце равна 8?
Дорисуйте фигуры, чтобы количество элементов во множествах было равно.
У старика Хоттабыча борода длиннее, чем у доктора Айболита, но короче, чем у Карабаса Барабаса. Чья борода самая длинная?
Увеличьте: 9 на 1; 4 на 2; 7 на 1; 6 на 2.
Первое слагаемое равно 4, а второе слагаемое равно 2. Найдите значение суммы.
Уменьшаемое равно 5, вычитаемое равно 3. Найдите значение разности.
Увеличьте 7 на 2.
Уменьшите 8 на 3.
Среди чисел каждой пары найдите то число, которое больше, и обведите его в ряду чисел красным карандашом: 9 и 8; 5 и 3; 1 и 4.
Найдите лишнюю по форме фигуру.
Соломинка выше Пузыря, а Лапоть ниже Пузыря. Кто выше: Лапоть или Соломинка?
Тема. « Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание»
Проверить умение читать и записывать числа от 0 до 20; выполнять табличное сложение и вычитание в пределах 20; представлять все числа от 2 до 20 в виде суммы двух слагаемых; решать текстовые и логические задачи в одно действие.
Увеличьте 10 на 1.
Уменьшите 19 на 1.
Какое число меньше 15 на 1?
На сколько 12 больше 7?
Первое слагаемое 7, второе 4. Найдите сумму.
Сколько надо прибавить к 5, чтобы получить 12?
Чему равна сумма, если первое слагаемое 6, а второе 7?
В гараже было 5 машин, приехало еще 3 машины. Сколько машин стало в гараже?
10 – это 7 и еще сколько?
От какого числа надо отнять 5, чтобы получилось 7?
Найдите значение разности чисел 15 и 9.
Увеличьте 7 на 5.
Уменьшаемое 12, вычитаемое 8. Найдите разность.
У брата 5 тетрадей, у сестры столько же. Сколько тетрадей у брата и сестры вместе?
Гребенчатый тритон линяет каждые 7 дней. Сколько раз пройдет линька у тритона за 14 дней?
Запиши, чему равен х, если 7+х=11
Даны числа: 10, 3, 7. Запишите то число, которое является значением суммы двух других.
Даны числа: 15, 9, 6. Запишите то число, которое является значением разности двух других.
Запишите число, в котором 1 десяток и 3 единицы.
Разность чисел 5 и 3 увеличьте на 10.
Запишите число, которое меньше 12 на 1.
Когда из бидона взяли 3 литра молока, то в нем осталось на 7 литров больше, чем взяли. Сколько литров молока было в бидоне?
Бутылка с соком стоит 9 рублей. Пустая бутылка стоит 3 рубля. Сколько стоит сок?
Для создания диктантов использовался материал из книги Максименко Н. А. « Математика: занимательные сказочные экологические задачи на уроках в начальной школе». ( Волгоград, 2006.) Дидактический материал составлен на основе учебника «Математика», 1 класс, «Начальная школа 21 века», Вентана граф.