Устав от однообразия уроков
повторения и закрепления, решила я однажды такой
текст сочинить.
Чередование гласных в корне (6 класс).
Загорелые ребятишки рассыпались по
берегу озера, которое блестело под лучами
палящего солнца. Мальчики собирали ветки и
разжигали костер, девочки стелили на траве
скатерть. А Витька расположился на горячем песке,
чтобы еще позагорать.
“Вить, не сгори на солнце!” –
предупредил Серёжа. Витька только фыркнул в
ответ.
Вечером все собрались у костра. До
самой зари ребята пели, смеялись, рассказывали
смешные истории. Только несчастный Витька не
участвовал в общем веселье. Он весь обгорел, и
любое прикосновение причиняло ему боль. Чёрный и
злой, сидел он в палатке и ненавидел весь мир.
Прочитала детям – заулыбались,
оживились. Подобрали вместе заголовок. И
написали диктант. Признаюсь: ошибок было не
меньше, чем обычно. Но работали мои дети с
удовольствием, а это многого стоит.
Воодушевленная, я решила не
останавливаться на достигнутом. Так появилась
серия диктантов про Витьку для 5 – 6-го классов.
Ребята их полюбили и теперь, когда я объявляю, что
мы будем писать диктант, с надеждой спрашивают:
“Про Витьку?”
Личные местоимения (повторение в
начале года)5 класс.
Вчера у нас была контрольная работа. Мы
записывали текст и подчеркивали местоимения с
предлогом. Со мной посадили отличницу Лёлю, и я
решил все списать у нее.
Витька сидел передо мной с все время
оглядывался. Так мы и работали втроем: я списывал
у Лёли, Витька – у меня.
Лёлька получила пятерку, я тройку, а
Витька два! “Это все из-за тебя! – накинулся на
меня Витька на перемене. – Не мог списать у
отличницы! А я за вас расхлебывай!”
Члены предложения.
Способы выражения подлежащего.
Витька с Тёмой отправились на войну. За
спиной у них висели тугие луки. Деревянное ружье
они тоже захватили. За ручьем на братьев напали
три индейца из соседней деревни. Разгорелся
страшный бой!
Бросайте оружие и сдавайтесь!
Это мама позвала бледнолицых домой.
Грамматическая основа предложения.
Витька – ученик пятого класса. Сегодня
они с Лёлей дежурят. Лёля – отличница. Она
старательная и аккуратная. Она быстро подмела
пол, вымыла доску и полила цветы. Все! Класс чист!
А что делал Витька? Витька тоже
старался! Он опрокинул ведро с водой, натоптал на
полу, уронил цветок, сделал Лёле пять замечаний и
гордо пошел домой. До чего он устал!
Сегодня Витя дома один, потому что мама
с папой ушли в театр. Он обещал, что выучит уроки,
вовремя поужинает и вымоет посуду.
Просидел Витька три часа перед
телевизором и почувствовал, что проголодался. Он
сбегал на кухню, включил газ под кашей и снова
вернулся к экрану. Показывали потрясающий фильм!
Когда родители возвратились, Витька
спал в кресле, а телевизор тускло мигал экраном. В
квартире стоял запах сгоревшей каши, и легкий
дымок тянулся из кухни.
Когда Витька жил в деревне, он нашел
где-то котенка и притащил домой. Глазки зеленые,
шерстка рыжеватая. Мы котенку обрадовались и
поселили его на кухне.
Прошёл месяц, и котёнок стал большим
рыжим котом. Дома он ничего не ел, и мы решили, что
он ловит мышей. “ Мой Рыжик – настоящий охотник!”
– гордо объявил Витька.
Однажды зашла к нам соседка и
рассказала, что кто-то у нее цыплят таскает. Мы
переглянулись. Рыжик сидел у печки, урчал и
смотрел на Витьку хитрыми глазами.
Однокоренные слова и формы слова.
Все лето шли грибные дожди, но грибов в
лесу почти не было. Вот и сегодня ребята долго
бродили по лесу, но только Витька набрал полную
корзину.
“Кто нашел хоть один белый?” –
спросила бабушка у грибников, когда они
вернулись. Витя подошел к столу и высыпал все из
корзинки: “У меня одни белые!”
Беленькие грибочки с тоненькими
ножками рассыпались по столу. Ребята засмеялись,
а бабушка, сдержав улыбку, сказала: “Из поганок,
дружок, грибной суп не варят!”
Приставки на -з, -с.
Витька обожает опасности! Если
препятствий нет, он сам их создает. Недавно он
вздумал отправиться ночью в бесстрашный поход к
дальнему болоту. Сбор был объявлен в полночь.
Мы бесшумно сбежали из дома и вошли в
лес. Через час мы поняли, что сбились с пути.
Бессмысленно бродили мы по сонному лесу, и
встревоженные птицы пугали нас чуть не до смерти.
Корни с чередованием.
Перед соревнованиями разболелся
вратарь, и ребята расстроились. Тогда Витька
предложил свою кандидатуру: “Располагайте мной,
ребята!”
Игра началась. Волнение на поле
возрастало. Раскрасневшийся Витька бестолково
метался в воротах и пропускал один мяч за другим.
Род несклоняемых имен существительных(6 класс).
Когда в голове все окончательно
перепуталось, он пошел спать.
А ночью ему приснился
страшный-престрашный сон. Он плывет на старом
каноэ по широкой Миссисипи, а его преследует
громадный какаду и разъяренно кричит: “Где здесь
живет большой серый кенгуру?!”
Бедняга в ужасе проснулся.
(Не забудем, конечно, уточнить
“географию”!)
НЕ с существительным.
Витька – вьюн и непоседа!
Весь урок толкал соседа.
– Не мешай! – сказал Серега.
Витька фыркнул: – Недотрога!
Блеснула молния, загремел гром, и неожиданно
разразилась небывалая гроза. На землю обрушился
не просто дождь, а ураган.
Ребята сбежались в небольшую беседку. Все
приуныли из-за непогоды, и Витька решил
приободрить друзей. “ Это вовсе не страшный
ураган! Вот в тропиках – это да!” – заявил он. И
начал врать про тропические ливни. И как врать!
Скоро ребята забыли про ненавистный дождь. Они
уже не различали, где правда, а где неправда.
Витькины выдумки были неправдоподобны, но
захватывающе интересны.
Никто и не заметил, как дождь прекратился, а
из-за туч выглянуло вымытое солнце.
Суффиксы имен существительных.
Витька – отличный помощник! Он всегда поможет
учителю назначить дежурных, расставит их по
местам, выберет ответственных.
– Что же ты сам не дежуришь? – спросили ребята у
Витьки.
– Мне некогда! Я руководчик, а не дежурщик! –
ответил Витька.
Витька схватил на неделе несколько троек по
русскому языку и решил их исправить. Он раскрыл
учебник.
Сначала он выучил девяносто новых слов и в два
счета сделал пять упражнений. Затем он в двух
словах пересказал предлинный текст. Словом, он
потрудился за двоих!
Но никто за ним не заходит, и
Витька зубрит дальше.
Н и НН в суффиксах прилагательных.
Бутерброд упал на новую льняную
скатерть, и на ней появилось небольшое масляное
пятнышко. Витька попытался оттереть его, но
только перепачкал все грязными руками. А мама так
любит эту необыкновенную скатерть с длинной
бахромой!
Повторение темы “Имя прилагательное”.
В стенной газете появилась резкая статья о
недобросовестных дежурных.
– Обвинения несправедливы! – заявил Витька.
– На воре и шапка горит! – засмеялась Лёля.
Весь день Витька был мрачен и
неприветлив. А после французского он уверенно
вошел в пустой класс. В руках он нес неполное
ведро воды и деревянную щетку.
Через три часа пол блестел от луж. Тут
Витька вспомнил, что не полил цветы. Он сдвинул
тяжелые столы, зачерпнул в стеклянную банку
мутно-черной воды из ведра и стал взбираться
наверх. Вода расплескалась, но незадачливый
уборщик этого не заметил.
На следующий день в газете появилась
длинная заметка, которая называлась “Юные
неумейки”.
Повторение темы “Глагол”.
Витька обучал собаку собачьей
премудрости. Он положил перед ней кусочек сахара
и скомандовал: “Не трогай, Волчок!” Волчок
беспокойно тявкнул. “ Не бери, а то попадет!” –
снова пригрозил дрессировщик.
Волчок отошел в сторону и сделал вид,
что его это все не касается. Он стал почесываться,
зевать, скрести за ухом. Довольный Витька
отвернулся, и тут “ученик” схватил сахар и
громко зачавкал под обеденным столом.
Витька хотел вытащить его за хвост, но
Волчок зарычал. “ Не трогай, Витька, а то укушу!”
– слышалось в этом рычании.
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Ефремовский химико-технологический техникум»
по дисциплине «Русский язык»
на тему: «Шуточные диктанты на уроках русского языка»
преподаватель русского языка
и литературы Зацепина Н. В.
Предлагаемая методическая разработка представляет собой шуточные диктанты по русскому языку, предназначенные для повторения и обобщения изученных сведений. Материал может быть использован педагогами на уроках русского языка в средних и старших классах общеобразовательных учреждений, а также на первых курсах в профессиональных образовательных учреждениях.
В соответствии с ФГОС главной целью обучения русскому языку является развитие коммуникативной компетенции, которая включает не только устные умения и навыки, но и письмо. Наряду с содержательным аспектом высказывания, важной характеристикой письма является его орфографическая нормированность. Работа над правописными привычками предусматривает формирование орфографической внимательности обучающихся.
Проблема формирования орфографической грамотности легла в основу данной разработки. Кроме того, при составлении диктантов меня волновал вопрос: «Как разнообразить уроки русского языка, направленные на развитие орфографической зоркости?»
Поэтому цель данной методической разработки – использование дидактического материала на уроках русского языка с целью формирования орфографической зоркости обучающихся.
Для того, чтобы разнообразить уроки русского языка, в течение нескольких лет я сочиняла шуточные диктанты для своих обучающихся. Эти шуточные диктанты можно использовать на разных этапах урока. В качестве дополнительного задания можно попросить обучающихся озаглавить или продолжить текст.
Диктант «Мягкий знак после шипящих»
Колька в походе
Колька решил отправиться с группой в поход. Прослушав напутственную речь мамы, пообещав ей себя беречь, Колька выскочил из дома, прихватив с собой вещь-мешок, лёгкий плащ на случай непогоды и кирпич на всякий пожарный.
Сбор был назначен за городом возле заброшенных дач. Когда ребята встретились, на небе сгустилось множество туч, но туристов это не напугало.
Путь лежал мимо берёзовых рощ, двух старых кладбищ и поля, где колосилась золотая рожь.
Перед грозой кругом стояла тишь. « Увеличьте шаг!» – скомандовал Колька, потому что первые капли уж упали на землю. Всем было невтерпёж добраться до речки и спрятаться от грозы в шалаш.
Вдруг сверкнула молния, прогремел гром. С испугу Таня упала навзничь, послышался громкий плач. « Не плачь, слышишь, – говорили ребята, – впереди столетний дуб, там спрячемся.» Дуб был раскидист и могуч. Под его ветвями дети переждали грозу.
Когда они пришли на место, погода установилась. Тучи умчались прочь, светило солнце, в речке плескался лещ, предвещая хороший улов.
Диктант «Соединительные гласные в сложных словах. Пол – , полу -»
Колька-кашевар решил приготовить маме сюрприз. Сперва он обошёл полмагазина и истратил баснословную сумму (около восьмисот шестидесяти рублей) на покупку морепродуктов и полуфабрикатов.
Полчаса пролетели быстро.
Вскоре с птицефабрики пришла мама и была приятно удивлена.
После вкусного ужина семья устроила чаепитие, заварив душистый зверобой и мяту.
Диктант «О, Ё, Е после шипящих и Ц»
Диктант «Буквы А, О в корнях кас – кос, лаг – лож»
Колька на море
Колька ехал отдыхать на Каспийское море.
Вещи были уложены. Билеты, как полагается, куплены заранее. На вокзале он внимательно слушал объявления пассажиров, которые касаются пассажиров. При посадке в самолет его руки кто-то коснулся. Колька покосился в ту сторону и увидел Лёшку. Мальчик и не предполагал, что его друг тоже летит на море. Во время полёта друзья весело болтали, при этом неукоснительно выполняя инструкции бортпроводника.
И вот наконец-то море! В прекрасном расположении духа товарищи вышли из самолёта. Ласковый ветерок касался их лиц и трепал волосы. Положившись на носильщика, друзья налегке добрались до отеля. Немного отдохнув в номере под легким пологом, Колька встретился с другом и изложил свой план. По его мнению, весь первый день полагалось провести на море. Так они и сделали, отложив все остальные дела на завтра.
Через полчаса ребята расположились на песчаной косе и стали смотреть вдаль. Вдруг на горизонте показалась касатка, весь пляж оживился.
Неожиданно начался тропический косой ливень, все кинулись в отель.
В тот день друзья долго не ложились спать, делились первыми впечатлениями.
Диктант «Междометия и звукоподражательные слова»
Витька на каникулах
Колька вышел во двор. « Эх, хорошо-то как!» – подумал он, потягиваясь.
«Тук-тук-тук,» – это дятел искал личинок в старой черёмухе. « Ку-ка-ре-ку!» – откликнулся на заборе петух. « Ко-ко-ко!» – заторопились курочки к своему вожаку. « Цыц! Пошли отсюда!» – прикрикнул на них Колька. Из дальнего угла послышалось сладкое «хрю-хрю». Поросёнок лежал в луже и наслаждался прохладой. « Динь-динь-динь,» – доносился из поля дальний звук колокольчика.
«Ох, боже мой! Куда он подевался?» – охала бабушка, спускаясь с крыльца. Она всё утро разыскивала Кольку, чтобы дать ему поручений на день. « Крышка! Надо прятаться!» – мелькнуло в голове мальчика. Через мгновение он исчез за сараем. « Тс-с-с-с, не выдавай меня,» – шепнул он подбежавшему к нему Шарику.
«Полно! Дай мальчонке отдохнуть,» – вступился за Витьку улыбавшийся дед, наблюдавший за происходящим из окошка.
Диктант «Буквы Ы, И после приставок, оканчивающихся на согласную.»
Небезызвестный всем Колька попал в больницу.
Суперигра была отложена до полного выздоровления вратаря.
Загорелые ребятишки рассыпались по берегу озера, которое блестело под лучами палящего солнца. Мальчики собирали ветки и разжигали костер, девочки стелили на траве скатерть. А Колька расположился на горячем песке, чтобы еще позагорать.
“Коль, не сгори на солнце!” – предупредил Серёжа. Колька только фыркнул в ответ.
Вечером все собрались у костра. До самой зари ребята пели, смеялись, рассказывали смешные истории. Только несчастный Колька не участвовал в общем веселье. Он весь обгорел, и любое прикосновение причиняло ему боль. Чёрный и злой, сидел он в палатке и ненавидел весь мир.
Вчера у нас была контрольная работа. Мы записывали текст и подчеркивали местоимения с предлогом. Со мной посадили отличницу Лёлю, и я решил все списать у нее.
Колька сидел передо мной и все время оглядывался. Так мы и работали втроем: я списывал у Лёли, Витька – у меня.
Лёлька получила пятерку, я – тройку, а Витька – два! “Это все из-за тебя! – накинулся на меня Колька на перемене. – Не мог списать у отличницы! А я за вас расхлебывай!”
Колька – ученик пятого класса. Сегодня они с Лёлей дежурят. Лёля – отличница. Она старательная и аккуратная. Она быстро подмела пол, вымыла доску и полила цветы. Все! Класс чист!
А что делал Колька? Колька тоже старался! Он опрокинул ведро с водой, натоптал на полу, уронил цветок, сделал Лёле пять замечаний и гордо пошел домой. До чего он устал!
Сегодня Коля дома один, потому что мама с папой ушли в театр. Он обещал, что выучит уроки, вовремя поужинает и вымоет посуду.
Просидел Колька три часа перед телевизором и почувствовал, что проголодался. Он сбегал на кухню, включил газ под кашей и снова вернулся к экрану. Показывали потрясающий фильм!
Когда родители возвратились, Колька спал в кресле, а телевизор тускло мигал экраном. В квартире стоял запах сгоревшей каши, и легкий дымок тянулся из кухни.
Когда Колька жил в деревне, он нашел где-то котенка и притащил домой. Глазки зеленые, шерстка рыжеватая. Мы котенку обрадовались и поселили его на кухне.
Прошёл месяц, и котёнок стал большим рыжим котом. Дома он ничего не ел, и мы решили, что он ловит мышей. “ Мой Рыжик – настоящий охотник!” – гордо объявил Колька.
Однажды зашла к нам соседка и рассказала, что кто-то у нее цыплят таскает. Мы переглянулись. Рыжик сидел у печки, урчал и смотрел на Кольку хитрыми глазами.
Все лето шли грибные дожди, но грибов в лесу почти не было. Вот и сегодня ребята долго бродили по лесу, но только Колька набрал полную корзину.
“Кто нашел хоть один белый?” – спросила бабушка у грибников, когда они вернулись. Коля подошел к столу и высыпал все из корзинки: “У меня одни белые!”
Беленькие грибочки с тоненькими ножками рассыпались по столу. Ребята засмеялись, а бабушка, сдержав улыбку, сказала: “Из поганок, дружок, грибной суп не варят!”
Колька обожает опасности! Если препятствий нет, он сам их создает. Недавно он вздумал отправиться ночью в бесстрашный поход к дальнему болоту. Сбор был объявлен в полночь.
Мы бесшумно сбежали из дома и вошли в лес. Через час мы поняли, что сбились с пути. Бессмысленно бродили мы по сонному лесу, и встревоженные птицы пугали нас чуть не до смерти.
Перед соревнованиями разболелся вратарь, и ребята расстроились. Тогда Колька предложил свою кандидатуру: “Располагайте мной, ребята!”
Игра началась. Волнение на поле возрастало. Раскрасневшийся Колька бестолково метался в воротах и пропускал один мяч за другим.
Когда в голове все окончательно перепуталось, он пошел спать.
А ночью ему приснился страшный-престрашный сон. Он плывет на старом каноэ по широкой Миссисипи, а его преследует громадный какаду и разъяренно кричит: “Где здесь живет большой серый кенгуру?!”
НЕ с существительными
Колька – вьюн и непоседа!
Колька фыркнул: – Недотрога!
Блеснула молния, загремел гром, и неожиданно разразилась небывалая гроза. На землю обрушился не просто дождь, а ураган.
Ребята сбежались в небольшую беседку. Все приуныли из-за непогоды, и Колька решил приободрить друзей. “ Это вовсе не страшный ураган! Вот в тропиках – это да!” – заявил он. И начал врать про тропические ливни. И как врать!
Скоро ребята забыли про ненавистный дождь. Они уже не различали, где правда, а где неправда. Колькины выдумки были неправдоподобны, но захватывающе интересны.
Никто и не заметил, как дождь прекратился, а из-за туч выглянуло вымытое солнце.
Колька схватил на неделе несколько троек по русскому языку и решил их исправить. Он раскрыл учебник.
Сначала он выучил девяносто новых слов и в два счета сделал пять упражнений. Затем он в двух словах пересказал предлинный текст. Словом, он потрудился за двоих!
Но никто за ним не заходит, и Колька зубрит дальше.
Бутерброд упал на новую льняную скатерть, и на ней появилось небольшое масляное пятнышко. Колька попытался оттереть его, но только перепачкал все грязными руками. А мама так любит эту необыкновенную скатерть с длинной бахромой!
В стенной газете появилась резкая статья о недобросовестных дежурных.
– Обвинения несправедливы! – заявил Колька.
Весь день Колька был мрачен и неприветлив. А после французского он уверенно вошел в пустой класс. В руках он нес неполное ведро воды и деревянную щетку.
Через три часа пол блестел от луж. Тут Колька вспомнил, что не полил цветы. Он сдвинул тяжелые столы, зачерпнул в стеклянную банку мутно-черной воды из ведра и стал взбираться наверх. Вода расплескалась, но незадачливый уборщик этого не заметил.
На следующий день в газете появилась длинная заметка, которая называлась “Юные неумейки”.
Колька обучал собаку собачьей премудрости. Он положил перед ней кусочек сахара и скомандовал: “Не трогай, Волчок!” Волчок беспокойно тявкнул. “ Не бери, а то попадет!” – снова пригрозил дрессировщик.
Волчок отошел в сторону и сделал вид, что его это все не касается. Он стал почесываться, зевать, скрести за ухом. Довольный Колька отвернулся, и тут “ученик” схватил сахар и громко зачавкал под обеденным столом.
Колька хотел вытащить его за хвост, но Волчок зарычал. “ Не трогай, Колька, а то укушу!” – слышалось в этом рычании.
Надеюсь, данный дидактический материал поможет разнообразить уроки русского языка, направленные на развитие орфографической зоркости, а также послужит другим преподавателям русского языка отправной точкой для работы над данной темой.
Добавлю, что в качестве самостоятельной работы можно попросить обучающихся самим составить подобный диктант, используя слова на изученную орфограмму. Эта работа будет способствовать развитию не только орфографического внимания, но и творческого воображения, а также поддержит интерес обучающихся к урокам русского языка.
Список использованных источников
Занимательные диктанты по классам
Однокоренные слова и формы слова. Повторение в начале года
Мама сварила варенье и поставила баночку на стол. В банку влетела оса. Она сердито жужжала, потому что не могла выбраться из варенья. Котенок сидел на столе и удивленно смотрел на банку. « Почему варенье сердится?» – думал он.
. Выписать сначала однокоренные слова, затем – формы слова.
Мягкий знак после шипящих на конце слова
Стишок записывается на доске с многоточиями на конце слов после шипящих
То мышь, то чиж,То ёж, то рожь. Не различишь!Не разберешь!Но я, ребята, не дурак!Везде поставлю мягкий знак!
-Прав ли ученик?
На предложение сочинить подобный стишок дети с удовольствием откликнулись:
Из-за синих-синих тучПоказался солнца луч. Рада мышь, рад и еж:До чего же день хорош!
Как-то я забрался в глушь. Там в траве свернулся уж,В норку побежала мышь. А вокруг звенела тишь. Под кустом свернулся еж,Он пыхтит: «Меня не трожь!»До чего же еж хорош!На репейник он похож!
Синтаксис. Найди спрятанные словосочетания
(Полевые цветики, желтые лютики.)
-А что это за ОДУШЮТИКИ? Какая ассоциация возникает? Обратите внимание: после буквы. Почему? (Пушинки-параш
Второстепенные члены предложения. Дополнение
У Пятачка собрались друзья. Пришел к нему и Винни-Пух. Он принес Пятачку огромный торт. Торт – отличный подарок!
Гости пляшут и веселятся. Но где же прячется Пух?
Он сидит около пустой коробки из-под торта и облизывает лапы. Торт был вкусный!
Выполним синтаксический разбор предложений (по выбору). Повторим способы выражения сказуемого (а про орфограммы никогда не забываем!).
Второстепенные члены предложения. Несогласованное определение
математикиМне нужны тетради в клетку. Нарисую сто солдатиков!Ставьте мне за них отметку!
Обобщающее слово при однородных членах
: кот, две кошки и собаки. 2)Рассмешил я : детей и их родителей. 3) мы кота искали: и на кухне, и в подвале. Так куда же он пропал? На моей кровати спал!
Предложите детям «зарифмовать» фразы с обобщающим словом. Вот детский пример:
Я везде искала платье:И в шкафу, и под кроватью. И зачем его искала?Лучше б в мячик поиграла!
Я весь день его искала:Утром, днем! Я так устала!И зачем его искала?Просто мама так сказала.
Анна Ванна мне сказала:–Тань, ты весь урок болтала!– Не болтала! Вот Вам слово! Просто говорила с Вовой!
-Где синонимы и различаются ли они оттенками значения? А стилистически?
-Являются ли слова «скоро» и «быстро» синонимами? Можно ли здесь употребить слово «быстро»? Почему?
Склонение существительных на –ие, -ий, -ия. Объяснительный диктант
Что вы знаете о такой рептилии, как крокодил? Знаете ли вы, что крокодилы – родственники динозавров? Крокодилы обитают на нашей планете около 150 миллионов лет, и распространены они на территории всех тропических стран. Ископаемые останки этих страшилищ находят в Европе, Азии, Америке.
Крокодилы живут в воде: в реках, озерах, болотах. При наступлении засухи они могут зарываться в ил и впадать в спячку. Если вы, друзья, наткнетесь на спящего крокодила, не будите его! Пусть лучше чудовище спит!
-Найдите слова с увеличительным суффиксом. Какова их роль в тексте?
Дополнительно выполним синтаксический разбор второго предложения; разберем слова по составу (по выбору учителя).
Приставки ПРЕ- и ПРИ- . Объяснительный и проверочный диктанты
Весь день шел Иванушка, и привела его тропинка к превысокой стене. Присел он на придорожный камень и пригорюнился. Как преграду преодолеть? И призвал он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Прибегай ко мне, дружок!»
Разыгрался ветер, пригнулись деревья, приумолкли птицы. Прискакал Горбунок.
Вскочил на друга Иванушка, и одним махом перелетели они через стену, приземлились в прекрасном саду.
Диктант проводится на первом уроке в целях проверки того, как дети запомнили значения приставок. Дополнительно выполним разбор по составу и словообразовательный (например, придорожный и приземлились).
Найдем предложение с прямой речью, отметим обращения.
Престранное дело, но взрослые обожают приставать к детям! Непрерывно слышишь: «Ты прибрался в комнате? Ты приготовил уроки? Ты преодолеешь, наконец, свою лень?!»
Я однажды прикинулся паинькой, не стал пререкаться и ответил сразу на все вопросы родителей: «Да, прибрался, приготовил, преодолею непременно!» А мама почему-то рассердилась и строго-престрого прикрикнула на меня: «Прекрати притворяться! Принимайся за уроки!»
Ну что тут скажешь! Придется придумать еще что-нибудь.
Второй диктант значительно труднее, и его в несильном классе тоже можно дать как объяснительный.
В книге Т. Л. Служевской (Уроки русской словесности. С Пб, 1994) есть замечательные упражнения на склонение имен числительных – «Конкурс на замещение вакантных мест дикторов телевидения». Все числительные в текстах записываются цифрами, и эти тексты надо правильно прочитать. Мои ученики с радостью включились в «конкурс», а также в работу по сочинению новых текстов для «дикторов». Вот некоторые из придуманных нами текстов:
Передача « Впрок »
Сегодня к нам в редакцию пришло более 1580 писем, причем в 815 из них зрители просят повторить сведения, приведенные нами в 391-м выпуске передачи «Впрок» и касающиеся батареек разных типов. Мы с радостью удовлетворяем эту просьбу.
Итак, батарейка «Варта», вставленная в плейер, продержалась менее 6332 минут (вместо обещанных в инструкции 7411). Повторив опыт с 320 батарейками и не добившись обещанного результата, мы поняли, что взяли инструкцию от батарейки «Дюрасел», которая, кстати, именно столько и продержалась. Батарейки «Энерджайзер» продолжали работать и работать в течение 5783 минут (ощутите разницу между 7411 и 5783 минутами!). А вот батарейки утащил для своего фотоаппарата финансовый директор программы, поэтому время их работы вы узнаете в 440-м выпуске передачи «Впрок ».
2007-й год был рекордным по количеству угнанных автомобилей. Всего зарегистрировано около 999 540 угонов. Причем что характерно: у 6384 водителей угнали «Мерседесы», а у 43 082 водителей – «Запорожцы». К тому же о 1527 угнанных «Мерседесах» у работников милиции есть точные сведения, а вот про «Запорожцы» ничего не слышно. Влиятельный чиновник из МВД, пожелавший остаться неназванным, предположил, что около 33 700 машин отечественного производства уже перепродано за границу, а за остальными 9382 машинами «покупатели» явятся в Одессу, где и будут пойманы с поличным.
Не хотелось бы кончать на грустной ноте, поэтому позволим себе порадоваться за то, что наши российские автомобили наконец-то стали цениться на Западе выше, чем «Мерседесы»!
Завтра в Москве осадки. Синоптики ожидают, что выпадет 21 745 892 капли дождя. Над территорией Ясенева уже скопилось не менее 10 896 345 капель, причем к этим 10 896 345 прибавится еще около 15 750 капель, которые пока зависли над Южным Бутовом, но к 13 апреля северный ветер донесет их до Ясенева. Более 3 600 255 капель упадет на 1108 школу, так что 750 ученикам этой школа придется взять с собой зонты.
Прогноз погоды составлен Московским Метеобюро. Хорошей вам погоды, дорогие москвичи!
Глагольные признаки причастия. Объяснительный диктант
Я выхожу из сонного дома и тихо крадусь к калитке, чтобы не разбудить спящего Волчка. Уж очень он мешает мне на охоте! Задуманный побег удается, и вот я в притихшем осеннем лесу. Шуршит опавшая листва, о чем-то перешептываются старые березы.
Вдруг сзади слышится какой-то посторонний шорох. Я оглядываюсь и замираю – шорох прекращается. Но листья под елочками подозрительно шевелятся! Я кидаю в притаившегося преследователя небольшой сучок, и сразу тишина взрывается счастливым визгом. Ворох желтых листьев несется на меня, и заливающийся лаем Волчок чуть не сбивает меня с ног. Не будет охоты!
Озаглавить текст. Подчеркнуть все определения и указать, чем они выражены. Определить вид и время причастий.
Запоминаем: пишется два Н!
Со дна океанногоПрими как данное,
Е – Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий. Проверочный диктант
Волчок, увлеченный погоней, несся за удирающим котом по вскопанным грядкам. Кот, ничего не разбирая от страха, бросился в щелку под забором и застрял там: щель оказалась слишком узкой.
Чтобы освободить застрявшего кота, пришлось подпиливать забор. Волчок был восхищен!
Правописание наречий. Запоминаем: пишутся раздельно!
На днях нам задали стихотворение. Его надо было выучить . А меня учитель особо предупредил: «Учи ! Завтра вызову!» А я, сказать не люблю рассказывать стихи . Мне их выучить не под силу
Союзы. Сочинение-миниатюра с использованием противительного союза НО
Читаем в качестве образца два текста. Анализируем их композицию. ( Дополнительно обсудим роль вопросительных предложений в каждом из текстов.)
Продолжите ваш путь. Слышите, как скрипит снег под вашими шагами?
Жизнь никогда не замирает. Просто в снежном царстве – снежная жизнь.
Но не за это я люблю море. Для меня его главное очарование – в тайне глубины. Там, в глубине, оно всегда неподвижное, темно-свинцовое. Что в этой свинцовой неподвижности? Какие тысячелетние тайны?
Сочинить текст, состоящий из двух логически законченных частей. В первой части речь должна идти об одном явлении, во второй – о противоположном или сопоставимом с первым.
Строение текста. Повторение в начале года
Предлагаем ученикам прослушать два текста
Дождь, мелкий и нудный, лил весь день, и береза под окном вымокла и почернела. На верхней ветке сидела огромная ворона. Впрочем, слово «сидела» к ней не подходило. Она, скорее, стояла, вцепившись острыми когтями в дерево. Глаза ее были закрыты, черные вымокшие перья обвисли, с длинного блестящего клюва стекали капельки дождя.
Но она не шевелилась, не издавала ни звука. Ее неподвижная фигура напоминала горестное изваяние. Всем своим видом ворона будто говорила: «Дождь? Сырость? Холод? Это отвратительно, да. Но я живу уже много лет, переживу и это».
Многие не любят ворон. А я считаю их удивительными птицами.
Вороны очень умные, и их нетрудно приручить. В прошлом году мы выходили раненого птенца, и он все лето жил у нас на даче. Вороненок быстро привык к нам и прекрасно разобрался в членах семьи. Бабушку он любил больше всех, потому что она его кормила. Стоило ему услышать бабушкины шаги, он сразу летел к подоконнику – там стояла его миска. А с маленьким Егоркой он любил играть: садился ему на голову и весело кричал, размахивая крыльями. Егорка визжал от радости, боясь сдвинуться с места, чтобы не свалилась «мельница» с головы.
У ворон отличная память! Этим летом мы снова увидели нашего питомца. Он прилетел в первый же день, сел на подоконник и уставился черным глазом на бабушку: мол, покормите?
А вы никогда не наблюдали, как дружно вороны нападают на врага? Они собираются в стаю и с громким криком атакуют обидчика, будь то кошка, змея или человек.
Нет, все-таки ворона – удивительная птица!
-Определите тип текстов (описание, рассуждение с элементами повествования). Аргументируйте ответ.
-Вспомните сами текст – повествование о вороне (басня Крылова «Ворона и лисица»).
парам учеников: они пишут сочинение на одну тему, но выбирают при этом разные типы речи. Лучшие работы анализируются на следующем
Знаки препинания при однородных членах предложения. Объяснительный диктант
У старого одинокого деда был Козел-сторож. Дед ни свет ни заря то поле пашет, то косой машет, а Козел в доме сидит или огород сторожит. Как сторожит? Либо под забором храпит, либо у высоких ворот лежит. Внутрь-то его дед не пускает, ворота крепко-накрепко запирает. Козла только пусти в огород! Но как-то раз дед то ли замок сломал, то ли ключ потерял, и остались ворота нараспашку. Козел взял да и вошел в огород. А там картошка, и лучок, и капустка, и перец-стручок!
И повадился Козел в огород. Сначала у моркови ботву сжевал, потом капусту объел, а потом и совсем обнаглел. Разляжется на грядках и дремлет, блаженно щурясь. Тут его дед и поймал! Уж он его ругал, корил и стыдил, даже палкой побил. Бедняга прыгал козлом, зато стал послушным Козлом.
Попутно повторим односоставные и неполные двусоставные предложения. Вспомним, что такое фразеологизмы.
Изложение с элементами сочинения (после темы «Вставные конструкции)
(Текст по кн. А.М. Арго «Восторги и вдохновение» взят из кн. Г.Г. Граник, С. М. Бондаренко «Как учить работать с книгой». М., 1995)
В старину библиофилы (так называют любителей и собирателей книг) заказывали у художников экслибрисы, которые наклеивались на книги. Экслибрис – это небольшой, чуть больше почтовой марки, бумажный ярлычок с рисунком. Рисунок, как правило, выражал идею, которая была близка и мила владельцу книги. Наверху или внизу на рисунке ставилась надпись: «Из книг такого-то». Таким образом, экслибрис обозначал, кому книга принадлежит.
Четырнадцатилетний мальчик (он был библиофилом) попросил художника сделать экслибрис.
–Какую тему, о юноша, ты предлагаешь для рисунка? – спросил художник.
–Нарисуйте, пожалуйста, море. Широкое море! Плывет корабль, груженный книгами. Гора книг! А на борту (это будет как девиз корабля) слово «Мало!».