Тексты контрольных работ по русскому языку для 3 класса
Входной контрольный диктант
Мы шли по лесной тропинке. По сторонам толпились молодые берёзки и осинки. Осенний лес был в золотистых красках. Ласково светило солнышко. Пахло грибами и листвой. Вот стайка крикливых дроздов слетела с рябины. Над моей головой раздался протяжный крик. Это высоко в небе летел большой косяк журавлей. Птицы отправились в далёкий путь на юг. До свидания, журавли!
1. В первом предложении подчеркните главные члены предложении, обозначьте части речи
2. Выпишите слова с проверяемой безударной гласной , подберите проверочные слова
Контрольный диктант по теме «Девять правил орфографии»
Короток зимний день. Синий сумрак выполз из леса и повис над сугробами. Резко хрустел снег под ногами. На звездном небе появилась луна. Мороз крепчал. Вьюга намела большие сугробы. Деревья и кусты укрылись хлопьями снега. Старые пни надели на головы пушистые шапки. Поздним вечером мы подъехали к сторожке лесника. Маленький домик было чуть видно. Мы затопили печку. Ярко запылал огонь. В избушке стало тепло и уютно.
1. В 4 предложении подчеркните главные члены предложении, укажите части речи
2. Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной в корне слова ,подберите к ним проверочные слова.
Контрольный диктант за 1 четверть.
Октябрь. На дворе стоит глубокая осень. Скучная картина! Льют частые дожди. Осенний ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковёр из пёстрых листьев. Ласточки, солови улетели на юг. Сороки, вороны летят к жилью людей. Звери спрятались в тепло. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи.
Проверочная работа по теме: «Слово и его значение».
Пришла ненастная осенняя пора. Леса редеют и пустеют. Там стоит тишина. Только тяжёлая мокрая ворона садится на голую ветку и кричит. Галки летают стаями. Частый дождик мочит землю. Она выглядит уныло под темным серым небом. Потянулись с севера на юг длинные караваны гусей, уток, журавлей. С прощальным криком улетают от нас летние гости. Летят они цепью или клином.
1. К слову «идти» подберите синонимы
2. К слову «тихонечко» подберите антонимы
3. Соедините стрелкой фразеологизмы и их значения
Проливной дождь, ливень Беречь как зеницу ока
Льет как из ведра Очень быстро летать
Заботливо охранять что-то Лететь стрелой
Проверочная работа по теме Предложение».
Родина снегирей – суровые хвойные леса северной тайги. В октябре они прилетают на зимовку в наши края. Резко выделяется снегирь на фоне снега своим ярким, красочным оперением. Холодной зимой птицы едят семена ольхи, клена. Особенно любят они ягоды рябины. Весной снегири будут далеко на родине. Птицы совьют там гнёзда, выведут птенцов. Снова услышим их звонкий свист в зимнем лесу только в начале зимы
1. Выпишите и подчеркните главные члены предложении и обозначьте части речи. I вариант – во втором ,
II вариант – в пятом.
Подчеркните предложения с однородными членами.
3. Расставьте знаки препинания.
I в. Шофер улыбнулся влез в кабину завел мотор.
II в. Собака легла на спину подняла лапки и стала махать хвостиком
Проверочная работа по теме «Состав слова».
Стоит чудесный зимний денек. Под моё окошко летят прелестные птички. Смотрю на синиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой березы. На голове черная шапочка. Спина, крылья и хвостик желтые. На короткую шейку птичка словно галстучек повязала. Грудка яркая. желтая. Будто жилет синица надела. Хороша птица!
Тест «Проверь себя» (Выполняется по заданиям в учебнике на стр.121)
Контрольный диктант за II полугодие
Зима. Трещал сильный мороз. Ребята вышли на улицу. На березках висели кормушки. Мальчики положили туда кусочки сала. Скоро прилетели синички. Они радостно щебетали. В стороне кружилась маленькая птичка с красной грудкой. Таня разбросала на снежок горстку семян. Снегирь подлетел и стал клевать вкусные зёрнышки.
1. Выписать из текста 1 вариант – 3 предложение, 2 вариант – 4 предложение дать ему характеристику, подчеркнуть грамматическую основу, выписать словосочетания и обозначить части речи.
2. Разобрать по составу слова:
1в. Мороз, разбросала, вкусные. 2в. Лёд, прилетала, сильные.
3. Спиши слова, вставь пропущенные буквы, выдели орфограмму, подчеркни лишнее слово.
В_ршина, д_ревья, п_рог, пч_ла.
Контрольный диктант по теме «Мягкий знак (ь) после шипящих в конце
имен существительных женского рода»
Вот первый луч солнце осветил верхушки деревьев. Мы встали и отправились на охоту. Дорога шла через рожь. Я с интересом смотрел по сторонам. Вот пробежала полевая мышь. Пролетел к лесу пёстрый чиж. У опушки мы услышали плач. Это прокричал сыч. У леса нас встретил егерь – лесной сторож. Мы оставили вещи в сторожке. С собой взяли только ружьё. В рюкзаке лежали лаваш и несколько яиц. В этих лесах встречается тетерев-косач. Егерь завёл нас в глушь. Мы тихо вышли на поляну и затаились. В кустах кто-то зафыркал. Это ёж. Долго мы ждали удачи. И все же нам повезло. Мы возвращались усталые и несли на поясе дичь. К сторожке мы подошли за полночь.
1. Выпишите три имени существительных, оканчивающих на шипящие согласные. Обозначьте орфограмму.
2. Обозначьте грамматическую основу.
I вариант – в третьем предложении, II вариант – в пятом предложении
3. Замените выделенные буквы так, чтобы получились слова со следующим значением.
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересный зверь. Днем летучая мышь спит. Широкие крылья похожи на плащ.
Вот погас последний луч солнца. Наступила ночь. Летучие мыши ночные хищники. Они легко ищут добычу в ночной тиши.
Ученые пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места.
Как это происходит? Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идет назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал. (По В. Бианки)
Слова для справок:
1. Выпишите три словосочетания с именами существительными, выделите окончания, определите род, число, падеж.
2. Замените выделенные слова антонимами и запишите словосочетания.
3. Спишите. Запишите имена существительные, данные в скобках, в родительном падеже.
Яна купила пару (ботинки) и две пары (чулки). В саду собрали урожай (яблоки) и (груши).
Контрольный диктант за 3 четверть
Наступил март. Всё жарче и жарче светило весеннее солнце. Мягкий ветерок гнал и торопил облака. На балконах и крышах домов повисли сосульки. Днём солнечный луч играл с ледяными красавицами. Они сверкали и отливали серебром. Первые крупные капли упали на землю. Съехала с крыши большущая шапка снега.
Наступила ночь. Подморозило. Ледяная корка покрыла землю. Но весна рядом. В городе первые её вестники – сосульки.
1. Разобрать имя существительное как часть речи: для 1 варианта – облака, балконах; для 2 варианта – крышах, сосульки.
2. Просклонять имя существительное по падежам с вопросами: для 1 варианта – снега; для второго варианта – землю.
3. Найти в тексте все глаголы подчеркнуть их, обозначить число, время и суффиксы.
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Не бери в лес ружьё.
В глубокой древности оттолкнул от себя человек зверей и птиц на расстояние вытянутой руки. А потом – на расстояние стрелы. А что ему было делать? Нужно было есть и шить одежду. С тех пор это расстояние растёт. И вот уже не подпускает к себе зверь и на ружейный выстрел. Но теперь одежду и мясо нам дает хозяйство. Зачем нам враждовать с дикими животными? Человек устраивает зоопарки, держит дикарей дома. Но клеточный зверь не похож на лесного. Человек идёт в лес. Но всё живое в ужасе бежит от человека. Виноваты в этом охотники. Это они приносят в лес страх. Не бери в лес ружьё. Не поднимай палку и не тянись за камнем. И мы снова обретём добрых соседей. Надо сберечь дикую природу для наших потомков.
1. Сделайте разбор как части речи трех глаголов: в прошедшем, настоящем и будущем времени.
2. Составьте и запишите три предложения с отрицательной частицей НЕ о том, чего нельзя делать в лесу.
3. Спишите предложения, ставя отрицательную частику НЕ перед глаголами.
С огнем шути, ветру верь. Чего знаешь, то и говори. Посеешь – урожай соберешь.
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Каждое скрипучее дерево на свой лад скрипит. Интересно слушать в лесу этот скрип. Раньше я все ночёвки под скрипучим деревом и устраивал. И за весёлым треском костра, и за бульканьем горячего чая, сквозь дремоту – всё скрипит да скрипит дерево. К утру я уже знал, почему скрипит дерево. То растут два дерева тесно, упёрлись друг к другу сучьями – вот и скрипят. То ветер повалит одно слабое дерево другому на плечи – тоже оба скрипят. Иное дерево на вид здоровое, а нутро имеет трухлявое. Чуть дунул ветерок – скрипит. А то снег зимой дерево скрючит. Стоит оно гнутое и тоже скрипит. Наслушался я по лесам разного скрипа. И в хвойном, и в лиственном лесу деревья скрипят. И каждое по-особому, о своём.
(Работа по вопросам и заданиям из раздела «Проверь себя» стр.125)
Контрольный диктант «Ежи»
Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки.
Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей.
Ежи – полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их ма-ленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму. Объём слов: 108
По И. Соколову-Микитову
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУМ. Н. П РИКУЛЕ,
г. ЧитаДиктанты с грамматическим заданием5-й классДиктант 1 (после изучения темы
«Синтаксис»)ЧТО ЗА ЗВЕРЬ?Выпал первый снег. И все кругом стало
белым. Деревья, земля, крыши – все белое.
Девочке Кате захотелось по снежку погулять.
Вышла она на крыльцо. Вдруг видит в снегу на
ступеньках следы.
– Что за зверек тут ходит? – подумала девочка.
Бросила Катя на крыльцо котлетку и убежала. День
прошел, ночь прошла. Проснулась Катя утром – и
скорей на крыльцо. Котлетка цела! А следов стало
еще больше. Бросила Катя косточку из супа. Утром
смотрит – зверек косточки не трогал. Может быть,
это зайчик? Тогда Катя почистила красную
морковку и оставила ее на крыльце. Утром глядит, а
морковки нет. Зверек приходил и всю морковку
съел. Что это за зверек?Грамматические задания1) Найдите и выпишите одно
предложение с однородными сказуемыми,
подчеркните грамматическую основу.
2) Найдите и выпишите односоставное предложение.
3) Выпишите словосочетание со связью
согласование.1) Найдите и выпишите одно сложное
предложение, подчеркните грамматические основы.
2) Найдите и выпишите безличное предложение.
3) Выпишите словосочетание со связью управление. Диктант 2 (за I четверть)Тыквы, которые растут в Азии и Африке,
бывают различной формы. Есть тыквы вытянутые, как
бутылки, плоские, как тарелка, и круглые, как шар.
В Средней Азии из тыкв делают различную посуду:
миски, ведра, ложки. В больших тыквах хранят зерно
и крупу.
В Африке путешественники во время дождя прятали
в тыквах свою одежду.
В Индии используют тыкву для ловли обезьян. В
тыкве просверливают маленькое отверстие и
насыпают в нее риса или других семян. Такие тыквы
разбрасывают под деревьями, на которых сидят
обезьяны. Любопытные обезьяны бросаются к
тыквам, запускают в отверстие лапку. Лапка
находит зерна риса и зажимает их в горсти.
Разжать кулачок и выпустить зерна жалко. Даже
когда прибегают люди, обезьяны продолжают
держать кулачок в тыкве. Грамматические задания1) Выпишите предложение, в котором 4
служебных слова (I вариант); выпишите предложение,
в котором 1 служебное слово (II вариант).
2) Выпишите 3 имени собственных и 3 нарицательных.
3) Выпишите 4 местоименных слова. Диктант 3 (тема «Лексика»)Солнце выглянуло в последний раз,
осветило мрачную сторону горизонта и скрылось.
Вся окрестность вдруг изменяется и принимает
мрачный вид. Вот задрожала осиновая роща. Листья
становятся мутного цвета. Верхушки деревьев
качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу.
Стрижи и ласточки пролетают низко над землей.
Вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает
нас. Над самой головой раздается оглушительный
гул, который заставляет нас трепетать.
Но вот молния освещает местность шире и бледнее.
Туча разделяется на волнистые облака, светлеет.
Сквозь ее большие края виднеется ясная лазурь. ( По Л. Н. Толстому)Грамматические задания1) Найдите в трех первых предложениях
слова в переносном значении, выпишите их в
составе словосочетаний.
2) Выпишите многозначное слово и объясните его
значения.
3) Найдите и выпишите сложное предложение и
подчеркните в нем грамматическую основу.1) Придумайте синонимы ко всем словам
4-го предложения.
2) Выпишите многозначное слово и объясните его
значения.
3) Выпишите предложение с однородными членами и
подчеркните их. Диктант 4 (тема «Лексика»)ПОЧЕМУ МЫ ТАК ГОВОРИМ?Иногда говорят: «Уж он покажет, где
раки зимуют». Где же зимуют раки?
С наступлением холодов большинство живых
существ, населяющих водоемы, прячутся на дно.
Прячутся и раки. В твердых берегах озера или реки
осенью самки речных раков роют норки. В них сидят
они всю холодную пору года.
Раки-самцы собираются в большом количестве в
глубоких ямах на дне водоемов. Недоступность
мест зимовки раков послужила причиной
возникновения поговорки. Грамматические задания1) Найдите синонимы и выпишите их.
2) Найдите и выпишите слово в переносном значении
и дайте его толкование.
3) Выпишите предложение, в котором нет
подлежащего. Диктант 5 (тема «Фонетика»)Погода стала меняться. Из-за далекого
горизонта неслись и приближались низкие облака.
Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом
просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий
ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие
листья и погнал их по реке. « Дождь пойдет», –
проговорила Нина.
Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а
потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде
появились кружки от первых капель. Река
покрылась пузырьками, когда сплошной полосой
хлестнул проливной дождь.
Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!». Грамматические задания1) Из 1-го абзаца выпишите 3 слова с
согласной фонемой в слабой позиции по глухости –
звонкости. Напишите проверку.
2) Из 1-го абзаца выпишите 3 слова с согласной
фонемой в сильной позиции по твердости –
мягкости.
3) Затранскрибируйте слова: меняться, листья.1) Из 2-го абзаца выпишите 3 слова с
согласной фонемой в слабой позиции по глухости –
звонкости. Напишите проверки.
2) Из 2-го абзаца выпишите 3 слова с согласной
фонемой в сильной позиции по твердости –
мягкости.
3) Затранскрибируйте слова: налетает, неслись. Диктант 6 (тема «Фонетика»)У каждого есть своя река. Она
привлекает тихими заводями омутов, дарит удачную
поклевку, радует светлым журчанием на каменистых
перекатах. И кто не мечтал найти ее исток?! С
трудом пробираешься сквозь густые заросли
ивняка, стараешься пройти по узкому ручью. Куда
же девалась богатырская ширь голубой речки?
Останавливаешься в изумлении перед чистым
зеркальцем родника и с наслаждением пьешь из
него воду.
Грустно становится, когда видишь наши родники.
Многим людям дарят они отдых. Но попробуй
напиться из родника, если вода в нем мутная, дно
забито мусором. Тут только разведешь руками и
долго будешь ждать, пока отстоится вода. Но пить
ее уже нельзя.(Из журнала «Юный натуралист»)Грамматические задания1) Выпишите 3 слова с традиционным
написанием, подчеркните эту букву. ( I вариант – из
1-го абзаца, II вариант – из 2-го абзаца.)
2) Выпишите из текста 3 слова с фонемным
написанием согласной и 3 слова с фонемным
написанием гласной. Докажите правильность
вашего выбора.
2 класс
Цель работы – проверить умение
применять пройденные правила.
Наступила весна. Стоят тёплые
деньки. Лучи понесли свет и тепло листьям,
цветам и травам. Вот лучи упали в сад. На сливах и
вишнях лопнули почки. Маленький лучик остановился
во дворе. Там гуляли Анна и Даша. Он с ними
стал гулять.
1. В пятом предложении подчеркнуть
главные члены.
2. Подчеркнуть орфограмму, которая объединяет
слова тепло, цветам, во дворе.
Наступил тёплый апрель. Стоят ясные
дни. С крыш падает частая капель. На
деревьях надулись почки. Пушистые
сугробы снега осели. Весело бежит звонкий
ручей. У Никиты в руках кораблик. Он пустил его на
воду. Плыви, кораблик!
1. В четвёртом предложении подчеркнуть
главные члены.
2. Подчеркнуть орфограммы в словах: на деревьях,
бежит, у Никиты.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проверить умение
списывать текст, обнаруживать орфограммы.
Пришла весна. Вернулись на родину
птицы. Они обновили свои гнёзда. Каждый вечер
птицы садились на рябину под окном и пели. Я любил
их слушать. Скворцы часто летали друг к другу в
гости. Днём они деловито бегали в огороде и в
саду.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
I. Обучающее изложение.
Человек в лесу поймал волчишку. Он
принёс его домой. Утром человек ушёл.
Волчишко спал под креслом. Проснулись кот и пёс.
Они бросились к чашке с молоком. Дверь была
открыта. Волчишко выбежал на крыльцо, а потом в
огород. За огородом был лес.
В лесу его ждала мать. Волчишко и мать скрылись в
лесу.
(По Е. Чарушину)
1. Человек поймал волчишку.
2. Домой в лес.
3. Встреча с матерью.
Слова для справок: волчишко, человек,
принёс, ушёл, бросились, обнюхала,
облизала.
II. Составьте текст, используя данные
выражения. Озаглавьте текст.
III. Подготовьте ответы на вопросы.
Запишите их. Озаглавьте текст.
– Какое время года наступает после
долгой зимы?
– Какие звери просыпаются после зимней спячки?
– У какого зверька меняется цвет шубки?
– Кто звонкой песней встречает весну?
3 класс
Цель работы – проверить умение
обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова
на диапазоне изученных правил.
Зелёный луг блестит на солнце. По всей
окрестности разливаются запахи цветов и трав.
Вот голубые колокольчики. Вьётся цепкий душистый
горошек. Сладким медком пахнет розовый клевер.
Белеют крупные ромашки с золотой серединкой.
Ползают по былинкам жучки с пёстрыми спинками. А
в густой траве сидит большой зелёный кузнечик.
Над лугом льются звонкие голоса птиц.
1. Во втором предложении подчеркнуть
главные члены.
2. Образовать от слов утро, весна
родственные слова с удвоенными согласными.
Дописать 2–3 слова с удвоенными согласными бб,
сс.
Стояла поздняя весна. С черёмухи
осыпались последние белые лепестки. Птицы свили
гнёзда и затихли. Подросли и осмелели зайчата.
Они стали похожими на взрослых красивых зайцев. Я
подъехал к лугу. Он был мокрый и холодный от росы.
Я тихо бродил около полянки. Вдоль поляны
тянулась узкая тропа. Вот нора крота. Она
осыпалась и заросла травой. Хрустнул сук.
Мелькнула серая тень. Это пробежала полевая мышь.
1. Указать номер предложения, которое
подходит к этой схеме:
========= и ======== ––––––––––– .
Ответ: № _____ .
2. Что объединяет группу приведенных
ниже слов: 1) падеж; 2) склонение?
Написать на строке нужную цифру.
___________ с черёмухи, от росы, около
полянки, травой.
Почему снег загрустил
Пришла весна. Солнце стало пригревать
землю своими тёплыми лучами. Все весне
обрадовались: и звери, и птицы. Только один снег
огорчился. Не рад он весне. Зимой снег был белый,
пушистый, блестящий. А сейчас он стал грязный,
чёрный. Прячется снег от солнца под кустами и
деревьями. Но яркие лучи солнца всё равно его
достанут. Скоро снег совсем растает. Ребята
выбежали на улицу и радуются лужам – можно
пускать кораблики!
Здравствуй, весна-красна!
Дело было в конце мая. Пошёл Витя в
лес. Погода стояла дождливая. Дул холодный ветер.
Мальчик вошёл в малинник. Вдруг до него донёсся
странный писк.
Витя посмотрел по сторонам. Он увидел большую
голову и длинные ноги. Да это же маленький
лосёнок! Видно, он отстал от матери. Стоит он весь
мокрый, дрожит.
Мальчик привёл лосёнка домой. Уложил в уголок и
накрыл старой шубой. Потом Витя нашёл соску и
напоил лосёнка тёплым молоком из бутылки. Так
остался лосёнок жить у Вити до осени. А
осенью ушёл в лес к своим.
1. Странный писк.
2. Лосёнок.
3. Витя приютил лосёнка до осени.
Слова для справок: донёсся, странный.
II. Составьте текст.
В тексте используйте следующие
сочетания слов: солнечные лучи, побежали
струйки, прозрачный ручеёк, как в зеркало, глядят
небо и облака, рад весне.
III. Прочитайте начало текста.
Подумайте, что было потом. Запишите текст,
включив в него концовку. Озаглавьте текст.
4 класс
Цель работы – проверить умение
обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в
диапазоне изученных правил, ставить запятую при
однородных членах предложения.
Долго ждёшь прихода весны. И вот она
на пороге. Пригревает вешнее солнце. Оно съедает
последний снег. С горки по дорожке бегут ручьи.
Они наполняют до краёв глубокую лужу и спешат
дальше. У старого пня опустели зимние квартиры.
Ожил под тёплым солнышком и огромный лесной
муравейник. С раннего утра до позднего вечера
хлопочут его жители. Они несут в дом травинки,
сосновую иголку. Показался лось. Он осмотрел
местность, попил холодной воды из лужицы и
скрылся. Удивительной жизнью наполнена поляна!
Слова для справок: пригревает,
наполнена.
1. Предпоследнее предложение
разобрать по членам.
2. В пятом предложении обозначить падежи имен
существительных и прилагательных.
Пришла ранняя весна. Солнце разбудило
лес. Тёплые лучи растопили снежинки на
верхушке сосны. Упали первые капельки на снег.
Они пробили сугроб. Появились первые проталины.
Из-под снега стали показываться зелёные стрелки.
А вот и первые подснежники! Набухли на деревьях
пахучие смолистые почки. На лесных полянках
появилась молодая травка.
Наступает поздняя весна. Запели над ручьями
голосистые соловьи. В тиши леса проснулся ландыш.
Он издает нежный запах. А как красивы его белые
колокольчики! Цветы – подарки весны. Сохрани их!
1. Третье предложение разобрать по
членам.
2. У имен существительных определить падеж.
Щурясь от яркого солнца, мы смотрели
на небо. В воздухе кружили птицы. Они почти не
двигали большими крыльями. Птицы тихо
спускались. Вот над нашими головами стая
разлетелась в стороны. Самый сильный аист
подлетел к дереву. На вершине чернели остатки
старого гнезда. На другой день он стал чинить
гнездо. Аист носил ветки, траву, мох.
Наступил вечер. Аист сел у гнезда. Он закинул
голову назад. Густые перья у шеи встали. Птица
громко застучала длинным клювом. Это была
весенняя песня аиста.
1. Указать падежи у выделенных имен
существительных.
2. Можно ли утверждать, что все выделенные
существительные относятся ко 2-му склонению?
(Записать ДА или НЕТ.)
Лёд на реке лопнул. Большая грязная
льдина поплыла вниз по течению.
Речка вышла из берегов, и льдину понесло в луга.
Раз около льдины вынырнул чёрный зверёк и залез
на неё. Это был крот. Льдина задела одним своим
краем сухой холмик. Крот соскочил на него и живо
зарылся в землю. Льдину гнало в лес. Она наехала
на пень и застряла. Тут на ней, как на островке,
собрались зверьки. Это были лесные мыши,
маленький зайчишка. Зверьки дрожали от страха и
холода. Они жались друг к другу. Беда у них была
общая.
Но вот вода стала быстро спадать. Солнце сожгло
льдину. Зверюшки попрыгали на землю и
разбежались в разные стороны.
Слова для справок: вниз, соскочил,
на ней, как на островке, друг к другу.
II. Сочинение-повествование по
картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».
1. «Февральская лазурь» – одна из
лучших картин И. Э. Грабаря.
2. Описание березы на переднем плане.
3. Описание березовой рощи на заднем плане.
4. Цветовое решение картины.
5. Настроение, которое вызывает картина.
Материал к сочинению
Небо: сине-лазоревое, голубоватое,
чистое.
День: ясный, лучезарный, солнечный, яркий,
чудесный.
Роща: залита солнцем, озарена солнечным
светом.
Берёзы: величественны, устремлены ввысь;
стволы сверкают; коралловые ветки; стволы с
жёлтыми, красноватыми, оранжево-коричневыми
оттенками; искривлённая огромная береза.
III. Продолжите описание цветов
так, чтобы можно было их узнать.
Слова для справок: ромашки, ландыши.