Цель: проверить
знания, умения и
навыки учащихся на
начало учебного года.
Содержание контрольного
диктанта направлено на выявление качества
усвоения программного материала
за 6-й класс,
а также уровня
сформированности
орфографической зоркости и
пунктуационных умений и
навыков:
– правописание
проверяемых безударных гласных;
– правописание непроверяемых
безударных гласных;
– написание
корней с чередованием;
– написание е-и в
суффиксах существительных;
– н-нн в прилагательных;
– написание
сложных прилагательных;
– написание -тся –
ться в
глаголах;
– правильное
написание глагольных окончаний;
– написание не с
глаголами.
– тире между подлежащим
и сказуемым, выраженными
существительными;
– запятая при однородных
членах предложения;
– запятая в сложном
предложении.
Грамматические задания
направлены на выявление
уровня сформированности практических
умений и навыков:
– разбор слова по
составу;
– синтаксический
разбор предложения;
– умение
находить в тексте
слова с безударными
гласными и чередующимися
в корне;
– разбирать
слово морфологически и
фонетически.
Спят
горы. Но вот
словно незримый фонарщик
подносит факел к
вершинам. Загорелись снега
на самых высоких
горах, потом зажглись
малые. Вдруг всё
ущелье засияло багряно-жёлтыми яркими
осенними красками. Спокойно
переезжаем реку, такую многоводную весной.
Лошади сами выбирают
дорогу, и мы
опускаем поводья. Сидеть
в деревянном киргизском
седле удобно.
Горы
южной Киргизии от
подножия до вершин
поросли фруктовыми и
ореховыми деревьями, немалую
часть которых вырастили
люди. Первый привал
мы сделали на
скалистом уступе, когда
ноябрьские сумерки уже
окутывали местность. Ивовый
родник – это
место ночёвки здешних
охотников.
На большой
высоте росли берёзы,
клёны и неприхотливая
арча. Когда поднялись
ещё выше, остались
только ельник и
безлистая рябина с
тронутым морозцем оранжевыми
ягодами.
(109 слов)
(По В. Кругликову)
1. Выписать
слова с чередованием гласных
в корне слова,
объяснить условия выбора
данной орфограммы.
Из первого абзаца
– 1-й вариант
Из второго абзаца
– 2-й вариант
2. Сделать
фонетический разбор текста:
Все
– 1-й вариант ещё –
2-й вариант
3. Разобрать
слова по составу:
Ореховыми, вырастили
– 1-й вариант
Деревянном, выбирают
– 2- вариант
4. Произвести морфологический разбор
слова:
Подносит –
1-й вариант поднялись – 2-й
вариант
5. Сделать
синтаксический разбор предложения:
Вдруг всё
ущелье засияло багряно-жёлтыми яркими
осенними красками. –
1-й вариант
На
большой высоте росли
берёзы, клёны и
неприхотливая арча. –
2-й вариант
Цель: проверить
общий уровень
сформированности орфографической и
пунктуационной грамотности учащихся
за курс 8
класса в соответствии
с требованиями государственного стандарта.
Содержание контрольного диктанта
направлено на выявление
уровня развития умений,
выбора условий для
написания:
– проверяемые
безударные гласные;
– непроверяемые
безударные гласные;
– правописание окончаний имён
существительных;
– написание
непроизносимых согласных:
– разделительные Ь
и Ъ;
– буквы
О-Ё после шипящих
в корне слова;
– н-нн
в суффиксах прилагательных и причастий;
– не
с прилагательными, наречиями
и глаголами;
– различение
не и ни;
– запятая
при однородных членах
предложения;
– запятая
в сложном предложении;
– запятые
при обособлении определений, приложении;
– запятые
при уточняющих членах
предложении;
– при
прямой речи.
Грамматические
задания направлены на
выявление уровня сформированности практических
умений и навыков:
– синтаксического
разбора предложения;
– определять
способ связи слов
в словосочетаниях;
Зимние испытания природы
Ни
облака на туманном беловатом
небе, ни малейшего
ветра на снежных
равнинах. Красное, но
неяркое солнце, своротило
с невысокого полдня к
недалёкому закату. Жестокий
крещенский мороз сковал
природу, сжимал, палил
всё живое.
Небольшой
обоз тянулся по
узенькой проселочной неторной
дорожке. Пронзительно скрипели,
визжали полозья.
Обоз
поднялся на возвышение
и въехал в берёзовую
рощу – единственный
лесок на большом
степном пространстве. Чудное,
печальное зрелище представляла
бедная роща! Как
будто ураган или
громовые удары тешились
над нею долгое
время. Всё было
исковеркано. Молодые деревья,
согнутые в разновидные дуги,
воткнули гибкие вершины
свои в сугробы
и как будто
силились вытащить их.
Деревья постарее, пополам изломанные, торчали
высокими пнями, а
иные, разодранные надвое,
лежали, развалясь на обе стороны.
«Кто это так
исковеркал берёзник?» –
сказал молодой мужик.
«Иней, – отвечал
старик, – глянь-ка,
сколько его нальнуло
к сучьям. Ведь под
инеем – то лёд толщиной
в руку. Это
бывает после оттепелей,
случается не каждый
год и вещует
урожай».
(155 слов)
(По С. Аксакову)
1. Найдите два –
три слова с
проверяемой безударной
гласной в корне слова и
подберите к ним
проверочные слова:
В первом, втором
абзацах – 1-й
вариант в третьем
абзаце – 2-й
вариант
2. Укажите, как образованы
слова: Беловатом, своротило, просёлочной –
1-й вариант ;
въехал,
единственный, надвое –
2-й вариант
3. Выпишите два словосочетания и
произведите их разбор.
4. Произведите
синтаксический разбор предложения:
Жестокий крещенский
мороз сковал природу,
сжимал, палил всё
живое. – 1-й
вариант
Небольшой
обоз тянулся по
узенькой проселочной неторной
дорожке. – 2-й
вариант
Цель: проверить уровень усвоения стандарта на конец года,
практические навыки учащихся в усвоении
тем по русскому языку.
Содержание
контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного
материала:
– правописание
проверяемых безударных гласных;
– правописание непроверяемых
безударных гласных;
– правописание окончаний
прилагательных и причастий;
– правописание окончаний
глаголов 1-го и
2-го спряжения;
– написание н-нн в
прилагательных и причастиях;
– написание -тся
– ться в
глаголах;
– написание не с
глаголом.
– запятая при однородных
членах предложения;
– запятые в
сложных предложениях;
-запятые при
вводных словах;
– знаки препинания при обособленных
членах предложения.
Грамматические задания
направлены на выявление
уровня сформированности практических
умений и навыков
учащихся:
–
синтаксического разбора предложения;
– фонетического разбора слова;
-разбора слова
по составу;
-составлять предложения
с прямой речью.
Критерии оценки знаний учащихся
•
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
•
«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
•
«3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.
•
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
«5»
– безошибочное выполнение всех заданий;
«4»
– если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;
«3»
– правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами
«2»
– если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.
Волшебными
облаками тихо наплывают
и тихо проходят
круглые облака –
и вот вдруг
всё море, этот
лучезарный воздух, эти ветки
и листья, облитые
солнцем, – всё
заструится, задрожит беглым
блеском, и поднимется
лепетание, похожее на
мелкий песок внезапно
набежавшей зыби. Вы
глядите: та глубокая,
чистая лазурь возбуждает
на устах ваших
улыбку, невинную, как
она сама, как
облака по небу, и
как будто вместе
с ними, медлительной
вереницей, проходят по
душе счастливые воспоминания,
и всё вам
кажется, что взор
ваш уходит дальше
и дальше, тянет
вас самих за
собой в ту спокойную сияющую бездну,
и невозможно оторваться
от этой вышины,
от этой глубины.
(187 слов)
(По
И. С. Тургеневу)
1. Сделать
фонетический анализ слова:
Приятное –
1-й вариант спускаются – 2-й
вариант
2. Разобрать слова
по составу:
Срубленной, бросился, набежавшей –
1-й вариант
Расстилается, срубленной,
поднимаются – 2-й
вариант
3. Составить
предложение по схеме на
тему текста диктанта:
«П, – а, – п». – 1-й
вариант
«П. – а. – А?» – 2-й
вариант
4. Сделать
синтаксический разбор предложения:
Я бросился
под высокий куст
орешника, под которым
молодой, стройный клён
красиво раскинул свои
лёгкие ветки. –
1-й вариант
Листья слабо колебались в
вышине, и их
жидко-зеленоватые тени скользили
взад и вперёд
по его тщедушному
телу, кое-как закутанному
в армяк, по
его маленькому лицу.
– 2-й вариант