Диктант рощи

Цель:  проверить 
знания,  умения  и 
навыки     учащихся  на 
начало учебного  года.

Содержание  контрольного 
диктанта  направлено  на  выявление  качества 
усвоения  программного  материала  
за  6-й  класс, 
а  также  уровня 
сформированности 
орфографической  зоркости  и 
пунктуационных  умений  и 
навыков:

– правописание 
проверяемых  безударных  гласных;

–  правописание  непроверяемых 
безударных  гласных;

– написание 
корней  с  чередованием;

– написание  е-и  в 
суффиксах  существительных;

– н-нн  в  прилагательных;

– написание 
сложных  прилагательных;

– написание  -тся –
ться  в 
глаголах;

– правильное 
написание  глагольных  окончаний;

– написание  не  с 
глаголами.

– тире между  подлежащим 
и  сказуемым,  выраженными 
существительными;

– запятая  при  однородных 
членах  предложения;

– запятая  в  сложном 
предложении.

Грамматические  задания 
направлены  на  выявление 
уровня  сформированности  практических 
умений  и  навыков:

– разбор  слова  по 
составу;

– синтаксический 
разбор  предложения;

– умение 
находить  в  тексте 
слова  с  безударными 
гласными  и  чередующимися 
в  корне;

– разбирать 
слово  морфологически  и 
фонетически.

          Спят 
горы.  Но  вот 
словно  незримый  фонарщик 
подносит  факел  к 
вершинам.  Загорелись  снега 
на  самых  высоких 
горах,  потом  зажглись 
малые.  Вдруг  всё 
ущелье  засияло  багряно-жёлтыми  яркими 
осенними  красками.  Спокойно 
переезжаем  реку,  такую многоводную  весной. 
Лошади  сами  выбирают 
дорогу,  и  мы 
опускаем  поводья.  Сидеть 
в  деревянном  киргизском 
седле  удобно.

         Горы 
южной  Киргизии  от 
подножия  до  вершин 
поросли  фруктовыми  и 
ореховыми  деревьями,  немалую 
часть  которых  вырастили 
люди.  Первый  привал 
мы  сделали  на 
скалистом  уступе,  когда 
ноябрьские  сумерки  уже 
окутывали  местность.  Ивовый 
родник  –  это 
место  ночёвки  здешних 
охотников.

        На  большой 
высоте  росли  берёзы, 
клёны  и  неприхотливая 
арча.  Когда  поднялись 
ещё  выше,  остались 
только  ельник  и 
безлистая  рябина  с 
тронутым  морозцем    оранжевыми 
ягодами.

  (109  слов)                                                  
                        (По  В. Кругликову)

1. Выписать 
слова  с чередованием  гласных 
в  корне  слова, 
объяснить  условия  выбора 
данной  орфограммы.

Из  первого  абзаца 
–  1-й  вариант

Из  второго  абзаца 
–  2-й  вариант

2. Сделать 
фонетический  разбор  текста:

  Все 
–  1-й  вариант                                      ещё  – 
2-й  вариант

3. Разобрать 
слова  по  составу:

Ореховыми,  вырастили 
–  1-й  вариант

Деревянном,  выбирают 
–  2-  вариант

4. Произвести  морфологический  разбор 
слова:

Подносит  – 
1-й  вариант                                         поднялись  –  2-й
вариант

5. Сделать 
синтаксический  разбор  предложения:

Вдруг  всё 
ущелье  засияло  багряно-жёлтыми  яркими 
осенними  красками.  – 
1-й  вариант

  На 
большой  высоте  росли 
берёзы,  клёны  и 
неприхотливая  арча.  – 
2-й  вариант

Цель:  проверить 
общий  уровень
сформированности  орфографической  и 
пунктуационной  грамотности  учащихся 
за  курс   8 
класса  в  соответствии 
с  требованиями  государственного  стандарта.

  Содержание  контрольного  диктанта 
направлено  на  выявление 
уровня  развития  умений, 
выбора  условий  для 
написания:

  –  проверяемые 
безударные  гласные;

  –  непроверяемые 
безударные  гласные;

  –  правописание окончаний  имён 
существительных;

  –  написание 
непроизносимых  согласных:

  –  разделительные  Ь 
и  Ъ;

  –  буквы 
О-Ё  после  шипящих 
в  корне  слова;

  –  н-нн 
в  суффиксах  прилагательных  и  причастий;

  –  не 
с  прилагательными,  наречиями 
и  глаголами;

  –  различение 
не  и  ни;

  –  запятая 
при  однородных  членах 
предложения;

  –  запятая 
в  сложном  предложении;

  –  запятые 
при  обособлении определений,  приложении;

  –  запятые 
при  уточняющих  членах 
предложении;

  –  при 
прямой  речи.

Грамматические 
задания  направлены  на 
выявление уровня  сформированности  практических 
умений  и  навыков:

– синтаксического 
разбора  предложения;

– определять 
способ  связи  слов 
в  словосочетаниях;

Зимние  испытания  природы

       Ни 
облака  на туманном  беловатом 
небе,  ни  малейшего 
ветра  на  снежных 
равнинах.  Красное,  но 
неяркое  солнце,  своротило 
с  невысокого полдня  к 
недалёкому  закату.  Жестокий 
крещенский  мороз  сковал 
природу,  сжимал,   палил 
всё  живое.

      Небольшой 
обоз  тянулся  по 
узенькой  проселочной  неторной  
дорожке.  Пронзительно  скрипели, 
визжали  полозья. 

      Обоз 
поднялся  на  возвышение 
и въехал  в  берёзовую 
рощу  –  единственный 
лесок  на  большом 
степном  пространстве.  Чудное, 
печальное  зрелище   представляла 
бедная  роща!  Как 
будто  ураган  или 
громовые  удары  тешились 
над  нею  долгое 
время.   Всё  было 
исковеркано.  Молодые  деревья, 
согнутые в  разновидные  дуги, 
воткнули  гибкие  вершины 
свои  в  сугробы 
и  как  будто 
силились  вытащить  их. 
Деревья  постарее,  пополам изломанные,  торчали 
высокими  пнями,  а 
иные,  разодранные  надвое, 
лежали,  развалясь  на  обе  стороны. 
«Кто  это  так 
исковеркал  берёзник?»  – 
сказал  молодой  мужик. 
«Иней,  –  отвечал 
старик,  –  глянь-ка, 
сколько  его  нальнуло 
к  сучьям.  Ведь под 
инеем – то  лёд  толщиной 
в  руку.  Это 
бывает  после  оттепелей, 
случается  не  каждый 
год  и  вещует 
урожай».

          (155  слов)                                                                                      
(По  С. Аксакову)

1. Найдите  два –
три  слова  с 
проверяемой безударной 
гласной  в корне слова  и 
подберите  к  ним 
проверочные  слова:

В  первом,  втором 
абзацах  –  1-й 
вариант                                      в  третьем 
абзаце  –  2-й 
вариант

2. Укажите,  как  образованы 
слова:  Беловатом,  своротило,  просёлочной  – 
1-й  вариант ;       

     въехал, 
единственный,  надвое  – 
2-й  вариант

3. Выпишите   два  словосочетания   и 
произведите  их  разбор.   

4. Произведите 
синтаксический  разбор  предложения:

Жестокий  крещенский 
мороз  сковал  природу, 
сжимал,   палил  всё 
живое.  –  1-й 
вариант

 Небольшой 
обоз  тянулся  по 
узенькой  проселочной  неторной  
дорожке.  –  2-й 
вариант 

Цель: проверить уровень усвоения стандарта на конец года,
практические навыки учащихся в усвоении 
тем по русскому языку.

 Содержание
контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного
материала:

  – правописание
проверяемых безударных  гласных;

  – правописание  непроверяемых 
безударных  гласных;

  – правописание  окончаний 
прилагательных  и  причастий;

  – правописание  окончаний 
глаголов  1-го  и 
2-го  спряжения;

  – написание  н-нн  в
прилагательных  и  причастиях;    

  – написание  -тся 
–  ться  в 
глаголах;

  – написание  не с 
глаголом.

  – запятая при  однородных 
членах  предложения;

  – запятые  в 
сложных  предложениях;

  -запятые  при 
вводных  словах;

 – знаки  препинания при  обособленных 
членах  предложения.

Грамматические  задания 
направлены  на  выявление 
уровня  сформированности  практических 
умений  и  навыков 
учащихся:

  –
синтаксического  разбора  предложения;

  – фонетического  разбора слова;

  -разбора  слова 
по  составу;

  -составлять  предложения 
с прямой  речью.    

Критерии оценки знаний учащихся


«5» – за работу, в которой нет ошибок.


«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.


«3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.


«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

«5»
– безошибочное выполнение всех заданий;

«4»
– если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3»
– правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2»
– если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

        Волшебными 
облаками  тихо  наплывают 
и  тихо  проходят 
круглые  облака  – 
и  вот  вдруг 
всё  море,  этот 
лучезарный  воздух, эти  ветки 
и  листья,  облитые 
солнцем,  –  всё 
заструится,  задрожит  беглым 
блеском,  и  поднимется 
лепетание,  похожее  на 
мелкий  песок  внезапно  
набежавшей  зыби.  Вы 
глядите:  та  глубокая, 
чистая  лазурь  возбуждает 
на  устах  ваших 
улыбку,  невинную,  как 
она  сама,  как 
облака  по  небу, и 
как    будто  вместе 
с  ними,  медлительной 
вереницей,  проходят  по 
душе  счастливые  воспоминания, 
и  всё  вам 
кажется,  что  взор 
ваш  уходит   дальше 
и  дальше,   тянет 
вас  самих  за 
собой  в  ту спокойную сияющую  бездну, 
и  невозможно  оторваться 
от  этой  вышины, 
от  этой  глубины. 

        (187  слов)                                                                     
                          (По 
И. С. Тургеневу)

1. Сделать 
фонетический  анализ  слова:

Приятное  – 
1-й  вариант                                               спускаются  –  2-й 
вариант

2. Разобрать слова 
по  составу:

Срубленной,  бросился, набежавшей  – 
1-й  вариант

Расстилается,  срубленной, 
поднимаются  –  2-й 
вариант

3. Составить 
предложение  по схеме  на 
тему  текста  диктанта:

«П, – а, – п».  –  1-й 
вариант                                            
«П. – а. – А?»  –  2-й 
вариант

4. Сделать 
синтаксический  разбор  предложения:

Я  бросился 
под  высокий  куст 
орешника,  под  которым 
молодой,  стройный  клён 
красиво  раскинул  свои 
лёгкие  ветки.  – 
1-й  вариант

Листья  слабо колебались  в 
вышине,  и  их 
жидко-зеленоватые  тени  скользили 
взад  и  вперёд 
по  его  тщедушному 
телу,  кое-как  закутанному 
в  армяк,  по 
его  маленькому  лицу. 
–  2-й  вариант

Оцените статью
Экодиктант - Помощь