Тотальный диктант. Введение

Тотальный диктант. Введение Экодиктант

Конкурс сочинений «Как я писал Тотальный диктант»

Начинаем ставший уже традиционным конкурс сочинений «Как я писал Тотальный диктант»: приём работ будет осуществляться до 17 апреля

Друзья, мы запускаем конкурс сочинений «Как я писал Тотальный диктант».

Тотальный диктант – 2017 написали на суше, в море, в воздухе, под землей, на заводах, в поездах и на вокзалах, а где и как писали его вы?

Расскажите об этом нам и окружающим!

От вас требуется:

1) написать у себя в блоге, на сайте, в заметках «ВКонтакте» или на любом другом интернет-ресурсе текст на тему «Как я писал Тотальный диктант»;
2) поставить на странице с текстом ссылку на сайт totaldict.ru и хэштэг #как_я_писал_тд;
3) оставить ссылку на свое сочинение в комментариях к этой записи (Внимание! Мы отслеживаем ссылки только на сайте totaldict.ru).

Сочинения на конкурс будут приниматься до 21:00 17 апреля (время московское).

Лучшее сочинение выберет оргкомитет, победитель получит ценный приз.

Объявляем четыре номинации.
1. Малая форма.
2. Лонгрид.
3. Поэзия.
4. Оригинальный жанр (фото, видео, сочинения в комиксах и т. д.).

Текст: Елена Кухтенкова

Организаторы проекта «Тотальный диктант» предлагают всем желающим поучаствовать в творческом конкурсе сочинений «Как я писал «Тотальный диктант».

Возможно, на это их подтолкнуло публичное признание в любви одного владивостокца, которое он написал на бланке «Тотального диктанта».


Тотальный диктант. Введение

Идеей о конкурсе сочинений директор проекта Ольга Ребковец поделилась на своей странице в фейсбуке:

Специально для тех, у кого от предвкушения творчества чешутся руки и горит перо: требуется написать на своей странице в «ВКонтакте» или фейсбуке текст на тему «Как я писал «Тотальный диктант», поставить рядом с текстом ссылку на сайт totaldict.ru и хештег #как_я_писал_тд с указанием номинации, в которой написано сочинение, добавить ссылку на свое сочинение комментарием к этому посту.

Сочинения на конкурс принимаются до 21

Лучшее выберет оргкомитет, а  победитель получит ценный приз, обещают организаторы проекта.

Теперь о номинациях для сочинения:

4. # ТД_ОригинальныйЖанр (фото, видео, сочинения в комиксах и так далее).

Объявлены победители конкурса сочинений – 2014

Мы рады объявить вам имена победителей конкурса сочинений «Как я писал Тотальный диктант-2014».

По следам диктанта поступило больше двухсот сочинений: длинных и лаконичных, в стихах и прозе, из городов-участников диктанта со всего света.

Читать их было трудоемким, но очень увлекательным занятием. Все сочинения были искренними, интересными, эмоциональными, поэтому выбрать самые-самые из них нам было неимоверно трудно.

При выборе победителей мы не руководствовались какими-то формальными критериями, а выбирали те, что тронули и увлекли больше остальных.

После долгих размышлений мы определили список сочинений-победителей:

Призами за лучшие сочинения стали книги автора текста Тотального диктанта-2014 Алексея Иванова с автографом и экосумки с логотипом Тотального диктанта. Победители, мы свяжемся с вами в течение недели.

Хотим также отметить еще несколько сочинений, которые не оставили нас равнодушными:

Благодарим всех участников конкурса, поздравляем победителей и приглашаем вас принять участие в Тотальном диктанте и конкурсе сочинений в следующем году!

Текст: Ольга Чиглинцева


Тотальный диктант. Введение

Ничто не дает такого сближения с текстом, как его запись, да еще и от руки, от слова к слову, от предложения к предложению.


Тотальный диктант. Введение

Ты действительно находишься внутри текста, воссоздавая каждую его букву, каждую черточку, и если он где-то кривоват или чересчур закручен — это сразу заметно. И совершенство произведений как раз и возникает именно в процессе переписывания. Поэтому лучше их переписывать. Как советовал один писатель, не менее восьми раз. Желательно от руки. С этим у меня, признаюсь, совсем туго.

Ведь как мы обычно делаем? Сtrl + c, ctrl + v и готово. Никто даже перепечатывать не будет, не то что переписывать. Поэтому почерк у меня стал совсем плохой, хоть врачом становись. Конечно, жаль иногда, что мы уже почти не получаем «настоящих» писем (я их еще помню). Не видишь, где у человека дрогнула рука, где он решил сказать по-другому и все вычеркнул, над чем задумался — при внимательном рассмотрении в этих письмах гораздо лучше передается настроение, чем в электронных, с их порой жутко раздражающими и фальшивыми «эмодзи». С другой стороны, как раз не приходится страдать, перечитывая какое-то слово в тщетных догадках, что тебе хотели сказать. Но если вспомнить — светские дамы могли передать своим любовникам в письмах не только настроение, но и присутствие, смочив письма своими духами. Вы только подумайте, они могли передавать запах. Запах! До такого техника еще не скоро дойдет.

В Литературном институте советуют не только свои тексты переписывать, но и чужие. Я имею в виду не плагиатить, а именно записывать к себе качественные произведения. Чтобы рука привыкла, почувствовала, как надо писать. На диктанте по тексту Гузели Яхиной я и моя рука почувствовали, что мы пишем что-то действительно хорошее. Отрывок был проникнут одним настроением, какой-то внутренней мелодией, ритмом самого учителя Якоба Баха. Мы все погрузились в неторопливое течение его жизни, более того, мы очень хорошо поняли его учеников, когда записывали это предложение: «Его тренированный язык, мерно и безотказно работавший во время уроков и без единой запинки произносивший многосоставные слова литературного немецкого, легко выдавал такие сложноподчиненные коленца, что иной ученик и начало забудет, пока до конца дослушает». Мы забыли. Дважды. Просили Михаила Визеля, который нам, собственно, и диктовал, повторить. Что он, конечно, и делал. Вообще забавных совпадений было много. Дело в том, что Гузель Яхина когда-то посещала литературные курсы, на которых он преподавал, и она лично ему прислала рукопись своего романа «Зулейха открывает глаза», того самого, который сделал ее такой известной. Михаил Визель отправил роман в одну из редакций “Эксмо”, но там его «замотали», в общем, он потерялся — и «нашелся» уже после того, как, выйдя в “Редакции Елены Шубиной”, стал сенсацией.

Если дебютный роман Гузели Яхиной рассказывает о судьбе татарской женщины, то ее новый роман, отрывок из которого мы писали и который поступит в продажу в мае, посвящен немцам Поволжья.

Сам диктант скорее вернул меня в школьные годы, а клеточки в шапке листа, печатные буквы и черная гелевая ручка напомнили ЕГЭ. Но в отличие от ЕГЭ диктант прошел в гораздо более легком настроении. Сначала нам показали шуточные новости, которые значительно разрядили обстановку среди пришедших на диктант, которые, несмотря на неформальность мероприятия, все равно чуть-чуть нервничали. По настроению участников – в основном люди в возрасте  тридцати лет и старше, хотя присутствовали и несколько школьниц – можно было понять, что никто не относится к диктанту слишком серьезно. Но и не безалаберно!

Значит, работает! Надеюсь, я все правильно написала.

Вот уже несколько лет (с 2009 года) в нашей ( и не только) стране проводят добровольное мероприятие-акцию под названием «Тотальный диктант». Это возможность проверить свою грамотность а) абсолютно добровольно; б) бесплатно.

Зачем это нужно?

Приняв участи в тотальном диктанте бросаешь себе своеобразный вызов: если оценка будет плохой – есть повод задуматься и попытаться изменить ситуацию, узнать что-то новое для себя, если хорошей – повод лишний раз порадоваться, что чтение книг и школа не прошли даром.

Раз в год по всей стране и за её пределами открываются специальные площадки, куда жаждущий оценки собственного умения писать на русском без ошибок может прийти, предварительно зарегистрировавшись на конкретную площадку на сайте ( это может быть ВУЗ, школа, библиотека или иное общественное место, подходящее под формат мероприятия). Впрочем, некоторые площадки являются открытыми, регистрироваться на них не нужно, достаточно отметки «я пойду». Однако от регистрации на самом сайте вам не ускользнуть – туда, в Ваш личный кабинет позже пришлют Ваши результаты. Так же диктант можно написать ойлайн, если в вашем городе не нашлось организаторов, или Вы не можете/не хотите куда то ходить.

Тотальный диктант я решила написать ещё в прошлом году, но не сложилось, пришлось пропустить. В этот раз я успела на регистрацию, когда она уже шла полным ходом. В Москве были открыты 380 площадок, но на некоторые (с самыми известными диктаторами) места были уже забиты полностью. Я выбрала МГУУ и диктатора – незнакомую мне женщину-общественного деятеля (впоследствии она оказалась филологом по образованию и диктовала на высшем уровне).

Придя в означенное место к 15.00, я просто поразилась количеству охраны на входе и журналистов внутри. Масштаб впечатлял. Впрочем, я тут же подтвердила свою регистрацию, получила бэйдж и папку с ништяками с ручкой, бланком и различной нужной и не очень макулатурой внутри =)

Кстати, площадки оснащаются абсолютно по разному, в зависимости от своего желания/не желания и финансирования. Обязателен только бланк и ручка ( но во избежание всяческих эксцессов советую взять запасную ручку с собой). От МГУУ в подарок шли памятные сувенирчики и спец.подарок для отличников (на фото). Зато не давали сертификатов участника. Ну это и не важно.

Головоломка-магнит, липкая микрофибра для техники- полезно и функционально

Дополнительный подарок для написавших на отлично в МГУУ

Сам диктант прошел отлично, чуть понастраивали технику, посмотрели несколько вступительных роликов и вперёд . Сначала дали послушать один раз весь текст в авторском прочтении, осмыслить объём и сложность, а затем начался, собственно, сам диктант. С диктатором мне повезло: она читала с приемлемой скоростью, частями, внятно проговаривая слова, интонацией выделяя те моменты, где нужно поставить какой-либо знак. Текст оказался небольшим ( полтора листа А4 моим чуть размашистым почерком) и интересным – про историю Олимпийских игр. Впрочем, я ознакомилась со всеми текстами прошлых лет, мне было бы приятно писать любой из них.

Про негативные моменты

Я уже упоминала о том, что диктант можно написать и онлайн, не выходя из дома, и за эту нехитрую функцию авторов акции сейчас готовы жечь на кострах инквизиции. Почему? Потому что у них возникли технические недоработки, сайт в день и час диктанта обвалился и народ стал массово обижаться и строчить гневные отписки на тему « Ах вот вы какие, это не тотальный диктант, а только для избранных!!11 бебебе, я больше в этом не участвую.»

Эмоции от участия в тотальном диктанте только положительные! Это вам не ЕГЭ и не экзамен, тут не запугивают, и не критикуют, а наоборот, всех считают смелыми людьми и всячески подбадривают. Домой шла радостная, хоть и с ощущением, что налажала в тексте везде, где только можно.

Мой совет всем – сходите хоть раз на такое мероприятие, попробуйте свои силы.

И не бойтесь!

Это не повальная проверка грамотности населения, это Ваше личное и добровольное дело. Никто не будет ругаться и/или стыдить Вас за ошибку или «плохую оценку». Диктант можно подписать псевдонимом (главное- без цифр и латинских букв) и попросить не ставить оценку (поставив крестик в специальном окошке на бланке – в этом случае вам просто подсчитают количество ошибок).

Я обязательно пойду ещё раз!

Надеюсь, мой отзыв был Вам полезен =)

Всем доброго времени суток!

Тотальный диктант – это акция, которая стрирает межнациональные границы. С каждым годом все больше людей от мала до велика идут на площадки, чтобы написать диктант и вспомнить былое, проверить свои профессиональные навыки или потренироваться перед ЕГЭ.

Итак, мое сочинение на тему “Тотальный диктант”)))

˜”*°•. Как было и как стало.•°*”˜

Хоть тотальный диктант в этом году проводился в 16-й раз, я узнала о нем только на третьем курсе института. При этом не помню по каким обстоятельствам, но личный кабинет через год стал мне недоступен. Такое же произошло и через год. Если честно, то для меня это не совсем важно) Эмоции я получила и получала от тотального диктанта только положительные.

Ручка и бумага от спонсоров

Список авторов, тексты которых писали на протяжении стольких лет:

Все свои ответы на вопросы можно найти в личном кабинете сайта Тотальный диктант.

Здесь же мы регистрируемся, здесь же смотрим свои результаты.

Онлайн пишем диктант также здесь. Я предпочитаю писать, присутствуя в аудитории.а вдруг 5 – тогда наградят. Тех, кто пишет онлайн никаких почестей не будет.

Перед проведением тотального диктанта включают HOBOSTI – очень смешные Новости. Подбирая злободневные темы, ведущий серьезно нам вещает о них, заставляя расслабиться перед ответственным мероприятием.

Итак, 2015 год. Текст Евгения Водолазкина, три части. В моем городе (и, соответственно, часовом поясе) писали вторую часть “Волшебного фонаря”, Парк.

Помню этот апрельский день – у меня температура, голова болит, а я ищу площадку поближе теперь, так как ехать на ту которую хотела не смогла бы. Хотелось забросить это дело и отлежаться, но интерес во мне победил – насколько сможет написать человек, сдавший ЕГЭ по русскому языку на 70 баллов?

Если честно, было страшно – большое скопление народа, непонятно что делать и куда идти)

Пришла я за минут 20 до начала на площадку, где не регистрировалась (это был один из корпусов педуниверситета – старое здание с деревянными полами). Меня встретили волонтеры, обстановка была радушная. Мне показалась, что была даже какая-то неразбериха между организаторами. Позже я поняла, что не хватало мест для всех. Но управились с этим быстро. Перед началом записали ФИО и запустили в аудитории. Диктатором была женщина. Народу было очень много и стоял гул. После того, как раздали ручки и бланки, показали HOBOSTI и проинструктировали по правильности заполнения бланков.

Некоторые сложные слова, которые будут попадаться в тексте вынесли и рассказали, почему они пишутся так, а не иначе.

Диктатор торопилась, многие переспрашивали и многие не слышали текста, так как технический сбой (который случился и в 2019 г) помешал работать с микрофоном.

По поводу текста. Он был шикарный, уютный и полный всяческими сложными предложениями. Мне было его писать очень интересно. Тексты всех диктантов можно посмотреть на официальном сайте, даже без регистрации.

По завершении диктанта и его самостоятельной проверки, всем раздали значки. Вот такие.

Сейчас, к сожалению, ничего подобного не дают. В моем городе точно.

Моя оценка, которой я не удивилась. Списала все на температуру и расстроилась несильно.

2016 год, текст Андрея Усачева “Этот древний-древний-древний мир!”, Часть 2. Вкратце об истории письменности.

На этот раз я шла подготовленная – выбрала отличную площадку со знаменитым диктатором. Да, да, все-таки интереснее было вдвойне. Диктовать должен был Иван Притуляк – актер, ведущий утреннего шоу на Радио-Сибирь.

Площадка, которая мне близка еще с “Ночи в библиотеке” – Пушкинская библиотека)

Атмосфера отличная, волонтеры встретили, проводили. Кстати, на подобные “звездные” площадки регистрироваться нужно заранее, желательно прям в день открытия регистрации, а это дней за 7-10 до события.

Схема проведения та же, только сейчас было веселее, да и повторять никто не просил. Диктатор попался отменный.

Оценки подряд за 2016-17 гг

Но и сейчас я не расстроилась. Текст был замечательный, иногда смешной.

А вот здесь можно посмотреть как разбирается текст:

2017 год, текст Леонида Юзефовича “Город на реке”, Часть 2. Пермь. Кама

В этом году был фурор – пока я думала-гадала, кто же будет диктовать в библиотеке, все места заняли. Странно, но организаторы решили вдруг до последнего держать в секрете “звездных” диктаторов и поговаривали, что на одной из площадок будет сам Билан диктатором. Свой шанс попасть на Притуляка я упустила, поэтому зарегистрировалась на последнее место в Президентской библиотеке Пушкинки (второй этаж).

Как всегда – организация на высшем уровне. Сидели мы за круглым столом)

Ручка на память от спонсора

Не помню диктатора, если честно, но день мне запомнился тем, что я написала первый раз на “хорошо”.

Да, диктант был в 14.00, как и всегда, и я сидела в интернете, выискивая информацию – сложный ли текст, как там и что). В итоге узнала только то, что текст был про российские реки и про название той реки, текст части которой будут писать в моем городе. Эта информация только больше меня взволновала). В принципе, эти действия были изначально для самоуспокоения, но пользы никакой не принесли.

В итоге, текст оказался интересным, глубоким, душевным. Автор молодец, постарался затронуть все регионы страны.

2018 год, Гузель Яхина, “Учитель словесности”, Часть 2 День.

Если честно, сразу я не очень оценила то, что писатель-женщина. Почитав про нее, убедилась, что интересностей будет мало. Текст суховат, немного с грустинкой. Но высокий уровень поддерживается. Гузель очень четко описала чувства, переживания. Сложность текста также была на уровне.

На этот раз я писала в колледже, поэтому хотелось бы предупредить тех, кто хотел бы писать в удобных условиях. Колледж выделил для писательства целый актовый зал, в котором предусмотрены мм.коленки, да-да, ваши собственные). Так что стоит подумать об этом заранее. Есть площадки вообще на свежем воздухе – у нас это “Птичья гавань”, например.

Этот текст я написала не очень. Допустила ошибки в простых словах, не забыв сложные правила расстановки знаков препинания.

2019 год, Павел Басинский, Литературный детектив, Часть 2. Простое сердце

Регистрировалась в день открытия записи, так как надеялась, что диктатор будет отличный.

Я не прогадала. Это женщина, филолог. Очень понравилось, как она общалась с аудиторией и как читала текст.

Во время диктанта

Про текст. Не хочется говорить об отрицательном, ну мы же сами выбираем – идти или не идти, но. На этот раз текст писался, видимо, без фанатизма.

Текст 2019 г

Автор – критик, написал очень сухой, безэмоциональный текст, который тяжело писался. То есть совершенно не заинтересовал. Мне просто есть с чем сравнивать. А подобное – это школьное сочинение. Обидно.

Разбор текста можно посмотреть любому желающему в личном кабинете

Этот диктант, я провалила.

В тексте 2019 года мне не очень понравилось, что автор сам немного запутал нас – интонация у него и у диктатора была совершенно разная, поэтому “особовозмутительные” личности не стесняясь, просили повторить текст еще раз.

Смотрю сейчас разбор текста и понимаю, что допустимых знаков препинания стало все меньше. То есть, если раньше мы могли поставить тире, а не двоеточие, то теперь так нельзя. Суровый текст, суровый автор. А где же разбег для творчества?

С одной стороны правильно – нужно учитывать все при написании, а не надеяться на допустимое.

Заранее к тотальному диктанту подготовиться нереально. Всегда попадется какое-нибудь слово, которое выбьет из колеи, всегда найдется предложение, в котором непонятно какие знаки препинания нужно поставить. Единственная помощь – на диктатора в аудитории, но по моему опыту, могу сказать, что мало кто помогает. Приходится вслушиваться в интонацию и напрягать мозг)

Как ни странно, набирая огромные толпы людей, сам процесс написания текстов к диктанту стал “сухим”. Конечно, на вкус и цвет. Да и сравнивать авторов необъективно. Но это массовая акция, пишут и дети, и взрослые. Хотелось бы, чтобы мы приходили не только за оценкой, но и за положительными эмоциями.

В аудитории добавилось все больше недовольных, которым все не так – столы неудобные, диктатор непонятно что под нос себе лепечет. В тот момент я поняла, что люди все больше хотят показать какие они “умные”, и это никак не зависит от уровня их развития.

Я считаю, что каждый должен писать так, как услышал, а не гнаться за оценкой (понятно, что там призы и почесть), но в первую очередь, нужно получать удовольствие от процесса, от того, что столько людей сплотились в этот день.

Хотелось бы просто попросить людей быть немного добрее – так как мы в обществе, а общество влияет на настрой каждого)

Благодарю за прочтение!

Светлое чувство единения

«Это очередь на Тотальный диктант?» – спрашивает пожилая женщина, подошедшая сразу за мной. Мы стоим в «предбаннике» МГПУ – Московского городского педагогического университета. Этот корпус университета в Малом Казенном также кличут Институтом иностранных языков, но сегодня здесь, вопреки названию, отправляют службу русскому.

В очереди самые разные люди – и моя пожилая соседка, которая по советской привычке переживает за свое место, и люди среднего возраста в строгих одеждах, и пестрые зумеры, одетые в недоступный теперь масс-маркет. На входе требуется предъявить паспорт и найтись в списках – отсюда и небольшая очередь, в которой как раз можно вполуха подслушать, какой масс-маркет теперь недоступен и что творится в государстве российском.

Пройдя паспортный контроль и следуя разбросанным через каждые пять метров указателям, нахожу актовый зал – хрестоматийный такой, но хороший, современный. Получаю планшет с бланком диктанта и опускаюсь в свободное кресло: добродушная девушка-волонтерка тут же подсказывает, что подлокотники хитрым образом раскладываются в небольшие столики. С благодарностью пользуюсь ее советом и заполняю «шапку», похожую на ту, какие заполняют на ЕГЭ: печатными буквами нужно попасть строго в отведенные для них клеточки, иначе компьютер не считает. В это время руководитель Тотального диктанта Ольга Ребковец и председатель Филологического совета проекта Владимир Пахомов разогревают публику с помощью онлайн-трансляции – беседуют о диктанте и делятся грамматическими лайфхаками.


Тотальный диктант. Введение

Ну а в 14:00 в зал входит Алексей Агранович – актёр, режиссёр и худрук «Гоголь-центра»; именно он читает диктант в МГПУ. « В первый раз вижу такое количество грамотных людей сразу», – приветствует нас Алексей. « Ну, или хотя бы стремящихся к этому», – добавляет он, активируя в аудитории смех. Кажется, Аграновичу неуютно заполнять собой сцену – пока проговаривают организационные вопросы, он скромно стоит за кулисами. Пару раз выходит из-за них, понимает, что организационные вопросы проговорены не окончательно, и скрывается обратно; люди смеются. « Я в первый раз это делаю, читаю диктант, – подбадривает он нас, когда с вопросами наконец покончено. – Если будут ошибки – валите на меня». И начинает диктовать, строго следуя всем служебным ремаркам, о которых писал выше Михаил Визель. Доставшаяся нам третья часть диктанта оказывается не безумно сложной, но не без пары-тройки хитрых мест, в которых я до сих пор не уверен – их даже и не нагуглишь сходу, надо покопаться. Впрочем, моя работа связана с языком, так что я здесь в выигрышном положении – думаю, для тех, кому не приходится каждый день что-то читать и писать, это та еще проверка.

Где-то через полчаса, слетав в школьные годы и вернувшись обратно, выходишь из МГПУ с перемешанными чувствами. Во-первых, болит рука – столько я не писал, кажется, как раз со школы, все печатаю и печатаю. Во-вторых, искренне жаль проверяющих, которым придется расшифровывать мои иероглифы. А в-третьих, есть терпкое чувство единения с людьми в чем-то светлом и созидательном – очень бодрящее и нужное сегодня чувство.

Когда незачем жульничать

В целом, писать онлайн мне понравилось. С одной стороны, нет такого яркого чувства единения с людьми и сопричастности к какому-то большому хорошему делу, о котором писал Андрей Мягков, но даже виртуальное написание диктанта всё равно бодрит. Единственное, в онлайне сложнее отследить какие-то глупые опечатки (ввести не те буквы на клавиатуре легче, от руки перепутать что-то местами практически невозможно), а кроме того приходится бороться с искушением «списать», т.е. подглядеть в интернете спорные места. Время на проверку не ограничено, никто не следит. Но тут надо понимать, что пишешь диктант не в школе ради оценки, а для себя. Чтобы проверить свои знания и получить удовольствие. А когда всё в радость, то и жульничать незачем.

Язык мой – друг мой!

Грустный юморист Станислав Ежи Лец заметил однажды кратко, но ёмко: “неграмотные диктуют”.

По счастью, к Тотальному диктанту это не относится. Диктуют его люди вполне грамотные и понимающие меру ответственности за то, что они делают. Диктовать Тотальный диктант сложнее, чем писать его. Если ты что-то недослышишь, отвлечешься и неправильно запишешь, это будет только твоя ошибка. А если что-то неотчётливо произнесёшь, неправильно расставишь смысловые акценты, оговоришься в родовом или падежном окончании — пострадают все те тридцать-сорок человек, которые тебя внимательно слушают. А в моём случае ответственность усугублялась еще и тем, что дело происходило в доме Гоголя, который сам, как известно, блестяще читал вслух свои произведения.

Конечно, организаторы стараются максимально облегчить жизнь своим “диктаторам”. Которым вообще-то в жизни диктаторствовать — во всех смыслах — совсем не свойственно. Каждая фраза в тексте написана трижды. Целиком, потом с логической разбивкой, потом снова целиком. Записаны и все служебные ремарки, вроде “читаю целиком”, “записываем”, “делаем красную строку”. Но при этом они отнюдь не стараются облегчить жизнь самим пишущим. Текст изобилует сложными и редкими словами вроде “шрапнели” и сложно составленными фразами.

В этом году та третья часть, которую я, согласно московскому часовому поясу, должен был диктовать, вообще начинается фразой, в которой стоит тире. Что, на мой взгляд, приём запрещённый. Потому что тире — знак интонационный, и ещё не зная интонацию всего текста, поставить его правильно практически невозможно.

Но что там тире. Не первый раз диктуя, я не первый раз удивляюсь, что носители русского языка испытывают сложности при написании самых обычных слов, например, “объятый”. Конечно, как обладатель московского акающего произношения, я произношу безударное “о” как “а”, но в русском языке просто нет приставки “а”!

Впрочем, надо признать, что некоторые слова могут составить сложность и для профессионального филолога-практика, привыкшего работать с письменными текстами, как я. КрУжится или кружИтся? Словари дают оба варианта, но в некоторых словарях второй помечен как “дополнительный”. Сомнения могла разрешить только сама автор текста, писательница Марина Степнова, которая перед началом диктовки на видео четко произнесла это слово с ударением на второй слог.

Практика показывает, что писатели составляют диктуемые учебные тексты на основании тех больших произведений, которые у них сейчас в работе. Так что, можно сказать, участники диктанта получили эксклюзивные трейлеры будущего романа Степновой, действие которого, как мы выяснили, происходит в Воронеже на рубеже 19 и 20 веков.

Впрочем, гораздо важнее другое. Писатели не просто пользователи, они — работники языка; они отвечают за то, чтобы язык оставался в рабочем состоянии и развивался. КрУжится или кружИтся – всего лишь маленький пример этой огромной повседневной работы. Родной язык надо знать и любить. А в этом году ещё и неожиданно защищать. И весёлая демократичная акция с нарочито грозным названием – прекрасный инструмент для этого.

Оцените статью
Экодиктант - Помощь