Диктант лосенок

Notice: Undefined index: HTTP_ACCEPT in /home/m/mikhaif9/ecodictant.ru/public_html/wp-content/plugins/realbig-media/textEditing.php on line 823

Обучающие изложения по русскому языку для 4 класса.

Каникулы Саша проводил на большом корабле. Командовал крейсером Василий Васильевич. Он усыновил сироту Сашу и определил его в нахимовское училище.

Любили матросы маленького моряка. Души в нём не чаяли. Саша не бездельничал на корабле. Он подавал сигнальщикам флаги, помогал палубу мыть, картошку чистить.

Стали матросы думать, как лучше наградить Сашу за усердную службу. Ему разрешили отстоять на корабле первую в его жизни вахту.

Замер нахимовец на вахте. Хочется ему строгим быть, а не получается. Глаза выдают – так и сияют от радости.

Да и как не радоваться, когда Саше доверено важное дело – охрана флага корабля. Такое счастье не каждому выпадает!

Е. Пермяк Примерный план:

1. Сашины каникулы. 2. Любили матросы маленького моряка. 3. Награда. 4. Первая вахта. 5. Такое счастье не каждому выпадает.

Кот Епифан и старик часто рыбачили вместе. Старик удил рыбу, а Епифан сидел рядом. Маленькую рыбку старик всегда отдавал коту.

Однажды старик выдернул из воды ерша и протянул коту. А Епифана нет. Куда он девался? Увидел старик кота далеко на плотах.

Подошёл рыбак и удивился. Лежит кот на бревне, опустил лапу в воду. Вот плывут стайкой рыбёшки, а кот подцепит когтями одну рыбку и съест.

Теперь кот и рыбак ловят рыбу врозь. Кот удит лапой с когтями, а рыбак – удочкой с крючком.

Примерный план: 1. Маленькая рыбка – коту. 2. Кот на плотах. 3. Умный Епифан. 4. Два рыбака.

Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк.

Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь.

Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только от гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили.

Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков.

1. Тревожные крики птиц. 2. Птенчик в беде. 3. Птенец снова дома. 4. Первое знакомство.

В ущелье гор тревога. Кричит птичка – скалистый поползень. Что случилось?

На отвесной скале гнездо поползня. В нём маленькие птенчики. К гнезду ползёт гюрза. Поползень юлой крутится вокруг змеи и кричит. Ядовитая змея всё ближе и ближе. Поползень зашёлся криком. Вот уже зелёное тело изогнулось в воздухе вопросительным знаком. Ещё немного – и гюрза заползёт в гнездо.

И тут случилось чудо: маленький поползень вспорхнул, ударил гюрзу в затылок клювом, лапками, всем своим маленьким птичьим тельцем. Змея сорвалась со скалы.

1. Тревога. 2. Опасность. 3. Отважная птичка.

Жильцы дома уехали, а собаку оставили на балконе. Боксёр не сводил глаз с ворот. Он ждал друга.

В воротах появился Костя. Глаза боксёра загорелись радостью. Костя позвал собаку. Боксёр тихо взвизгнул. Костя подбежал к сараю, взял лестницу и переставил её к перилам балкона. Боксёр спустился по ней на землю.

Костя достал припасы и стал кормить собаку. Боксёр был голоден и ел с жадностью. Ел и посматривал на Костю. Сколько благодарности было в глазах собаки! Собачий обед кончился. Костя похлопал пса по спине, и они отправились на прогулку.

После прогулки друзья тем же путём возвратились домой. Боксёр провожал Костю глазами, полными преданности.

1. Остался один. 2. Друг пришёл на помощь. 3. Вместе. 4. До скорой встречи.

Церковь Покрова на Нерли – прекраснейший памятник древнерусского искусства. Она построена неизвестным зодчим более 800 лет назад на берегу реки Нерль на Владимирской земле.

Как хороша эта маленькая белокаменная церковь! Одиноко стоит она возле вязовой рощи на небольшом холмике у тихого озерца. Издалека виден её тёмно-серый купол-луковка. Церковь украшена резным камнем. В ясный день при безоблачном небе дышит поэзией сказки её стройная белизна.

Белокаменный храм Покрова на Нерли называют «белой лебедью» русской архитектуры.

В погожий летний день в чаще леса у лосихи родился лосёнок.

Лосиха была огромная, больше домашней коровы. Шерсть у неё серая, жёсткая, как щетина. Лосёнок родился маленький, рыженький, совсем как домашний телёнок. Ножки тоненькие-тоненькие – кажется, на таких и стоять нельзя: сейчас переломятся.

Мать и сын лежали у ручья в густых ольховых зарослях.

День 8 Марта. Утром Витя увидел на столе огромный букет мимозы. Веточки были такие хрупкие, такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день! Цветы подарил маме папа.

Витя поздравил маму открыткой. Там было написано: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с Восьмым марта. Обещаю всегда тебя слушаться». Мама поблагодарила сына и предложила подарить несколько веточек мимозы Лене Поповой.

Витя взял три веточки мимозы и пошёл в школу. У школы он встретил Лену и подарил её цветы. Девочка стала благодарить Витю, но тот убежал.

Никто из мальчиков в классе ничего в этот день не подарил девочкам. Только перед Леной лежали нежные веточки мимозы. В этот день Лена Попова несла домой три веточки мимозы. Ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные. Это ведь были первые мимозы в её жизни.

1. Букет мимозы. 2. Поздравление сына. 3. Предложение мамы принято. 4. В цветах отразилось солнце.

В доме учителя Николая Дмитриевича всю зиму жила уточка. Осенью её приволок с речки Покши кот. Уточка была ранена в крыло. Учитель лечил уточку, и скоро её крылышко зажило. Уточку назвали Утя. Учитель и Утя привыкли друг к другу.

Пришла весна. На реке появились полыньи. Уточка заволновалась. Она чаще стала взлетать, бегать, хлопать крыльями, проситься на волю.

Однажды учитель позвал Утю, посадил на ладонь, погладил по голове, шейке и спинке. Николай Дмитриевич чувствовал, что пришла разлука. Учитель вынес утку на волю. Махнул руками снизу вверх и сильно кинул.

Скоро уточка уже плавала в широкой полынье: то нырнёт, то вынырнет, то нырнёт, то вынырнет.

– Твоя весна пришла, Утя! Живи теперь на воле!

У древних греков был хороший обычай. Каждые четыре года самые сильные, ловкие и быстрые юноши собирались в долине около города Олимпии. Они состязались в борьбе, беге, метании диска и молота. Этот обычай был священным. В день начала Олимпийских игр разом прекращались все войны и начиналась одна общая война – спортивная. Тяжкое наказание грозило тому, кто поднимал меч на своего соседа, пока шли олимпийские состязания.

1. Где проходили Олимпийские игры? 2. Кто в них участвовал? 3. В чём состязались юноши? 4. Почему обычай проводить игры был для греков священным?

Дед Ларион охотился в лесу. Неожиданно потянуло гарью. Поднялся ветер. Начался лесной пожар. Огонь гнало по земле с огромной скоростью.

Дед бежал по кочкам, спотыкался, падал. Дым выедал ему глаза. А сзади был уже слышан гул и треск пламени. Вдруг из-под ног у деда выскочил заяц. Зверёк бежал медленно и волочил задние ноги.

Дед обрадовался зайцу, будто родному. Ларион знал, что звери лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и просил зайца бежать потише.

Заяц вывел деда из огня. Они выбежали из леса к озеру, и оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понёс домой. У зайца были опалены ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.

Мурзик лежал в лодке и долго грыз резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, который выпускал из резиновой лодки воздух. Жевать пробку ему понравилось. Через час Мурзик её разгрыз, и тогда случилось невероятное и страшное.

Густая струя воздуха с рёвом вырвалась из клапана, как из пожарного шланга, ударила в морду, подняла на Мурзике шерсть и подбросила его в воздух. Мурзик чихнул, взвизгнул и полетел в заросли крапивы. А лодка ещё долго свистела, рычала, и бока её тряслись и худели на глазах.

Куры раскудахтались по всем деревенским дворам. Чёрный кот промчался тяжёлым галопом через сад и прыгнул на берёзу. Оттуда он долго смотрел, как булькала странная лодка, выплёскивая толчками последний воздух.

Итоговые диктанты по русскому языку 8 классЦель: контроль усвоения учащимися программы по русскому языку за 8 класс.

Изабель обожала ходить со взрослыми в Гавану, стоять на углу улицы и играть, чтобы прохожие бросали ей песо. Конечно, она никогда не зарабатывала много. Люди часто останавливались, чтобы ее послушать, хлопали и притоптывали ногами в такт, правда, почти никогда не давали денег. У людей остались только продуктовые карточки, да и они практически ничего не стоили. Она стояла на широкой улице, откуда, казалось, была видна вся Гавана. Это место Изабель в городе любила больше всего. Она бросила на землю старую бейсболку и поднесла к губам трубу. Пальцы заплясали на клапанах, зазвучала мелодия, которую Изабель так любила играть. Но на этот раз она прислушивалась к чему-то помимо мелодии, помимо шума автомобилей и грузовиков, помимо разговоров проходивших мимо людей, помимо грохота волн, разбивавшихся о дамбу. Изабель прислушивалась к загадке, скрывавшейся за нотами, к таинственному неявному ритму кубинской музыки, который, казалось, слышали все, кроме нее. Неровный ритм ложился поверх обычного, но сколько Изабель ни пыталась, никогда его не слышала. Никогда не чувствовала. И теперь, напряженно прислушиваясь, она старалась уловить сердцебиение Кубы в своей музыке. (171 слово) (По А. Гратцу)

Утром, когда свет из столовой через приоткрытую дверь виднеется еще только бледной щелкой, я знаю, что у самой двери в темноте сидит и дожидается меня кот Васька. Он, наверное, боится пропустить мой вход в столовую. Он давно сидит тут и, как только я вношу чайник, с добрым криком бросается ко мне. Когда я сажусь за чай, он садится мне на левую коленку и, кажется, следит абсолютно за всем. Он смотрит, как я колю сахар щипчиками, как режу хлеб, как намазываю масло. Уверившись, что ничего вкусного нет на столе, он опускается на моей коленке, топчется немного и засыпает. После чая он отправляется на окно. Там, за окном, пролетают галки и вороны, и он за ними наблюдает. Из всего сложного мира жизни большого города он выбирает себе только птиц и устремляется весь целиком только к ним. Днем черные узкие щелочки его глаз, пересекающие мутный зеленый круг, видят только птиц, ночью открывается весь черный светящийся глаз и видит только мышей. Днем – птицы, ночью – мыши, и это весь Васькин мир. (169 слов) (По М. М. Пришвину)

Ещё в детстве я полюбил животных, особенно домашних. Так случилось потому, что у многих моих приятелей дома жили собаки и кошки. Мне тоже хотелось кого-нибудь завести, только мама не разрешала. Однако читать о зверях мне никто запретить не мог. Конечно, поначалу я отыскивал книги именно о собаках и кошках. Затем, пристрастившись к чтению, я стал уделять внимание и другим животным. Кто-то из зверей нравился мне больше, кто-то меньше. Так, например, змеи и пауки вызывали у меня отвращение, а вот пушистых уютных кроликов хотелось погладить и потискать. Полюбил я и северных оленей. Они казались мне очень красивыми. К тому же именно они, запряжённые в сани, возили по свету Деда Мороза перед Новым годом. А ещё я прочитал, что в наших краях тоже есть олени. Только имя им – лоси. Эти лоси крупнее северных оленей. И рога у них огромные. А большущие рыхлые носы похожи на мой собственный. (146 слов) (По В. Лунину)

Вдруг перед нами появился громадный, как мне тогда показалось, мужчина в модном заграничном костюме, просторном и вместе с тем удивительно хорошо сидящем на его плотном теле, в блестящих штиблетах, с коротко остриженной, большой, круглой, по-бычьи опущенной головой. Его голубые бычьи глаза выпукло и грозно глядели на меня и на тетю из-под стекол наимоднейшего парижского пенсне, золотого с пружиной. Это был сам Дюбуше, спустившийся к нам как некое божество. Тетя начала быстро и пространно объяснять, при каких обстоятельствах произошла катастрофа, и, ломая пальцы, умоляла великого хирурга сделать операцию лично, не доверяя своим ординаторам. « Чего бы это ни стоило, чего бы это ни стоило», – повторяла она, и нос ее на самом кончике покраснел, как клубничка. Но Дюбуше не обратил на нее внимания. Я не уверен даже, что он ее вообще заметил. (130 слов) (По В. Катаеву)

1. Выпишите из текста сказуемое: 1-й вариант: составное глагольное; 2-й вариант: составное именное.

2. Подчеркните в тексте: 1-й вариант: несогласованное определение; обособленное обстоятельство; 2-й вариант: прямое дополнение; обособленное определение.

3. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

Река весело катилась в горах, покрытых густым лесом. Место было глухое, и никакого жилья кругом. По утрам вода у берегов начинала замерзать, а днем тонкий, как стекло, лёд таял. Скоро выпал и первый снег. А река всё ещё не поддавалась холоду. Всё, что замерзало по ночам, вода разбивала. Всего опаснее были ясные, звёздные ночи, когда на реке не было волн. Река точно засыпала, и холод старался сковать её сонную. Была тихая-тихая звёздная ночь. Тихо стоял темный лес на берегу, точно стража из великанов. Горы казались выше, как это бывает ночью. Высокий месяц обливал всё своим трепетным искрившимся светом. Бурлившая днем горная река присмирела, и к ней тихо прокрался холод. Наступила настоящая зима. Земля была покрыта снежным ковром. Не оставалось ни одного темного пятнышка. Даже голые березы, ивы и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. А ели стояли засыпанные снегом, будто надели дорогую шубу. (144 слова)

1. Выполните синтаксический разбор первого предложения. 2. Выполните фонетический разбор слов: «таял» и «жилья».3. Выпишите одно сложносочиненное предложение, нарисуйте его схему. 4. Выпишите все словосочетания из первого предложения, определите тип связи слов в выписанных словосочетаниях.

На первый взгляд может показаться, что от холода куда больше неприятностей, чем пользы. Приходится запасаться теплой одеждой, отапливать дома, убирать с улиц снег и лед. Словом, разных хлопот из-за мороза много. Правда, без мороза не было бы лыж, коньков и, конечно, мороженого. Все это вещи приятные, но без них можно и обойтись. Но мороз так нужен людям, что обойтись без него просто невозможно. Прежде всего человек заставил работать природный мороз. Но в наших широтах он бывает только зимой. Можно, разумеется, зимой наколоть льда, укрыть его от жары опилками и летом держать продукты рядом с этим льдом. Но это не очень хороший способ. Во-первых, не всюду зимой бывает лед, во-вторых, настоящего мороза все равно не получается. Ведь как лед ни укутывай, он все-таки постепенно тает. Значит, температура на таком леднике около нуля градусов. Это, собственно, не мороз, а оттепель. Ученые и инженеры стали думать о том, как делать искусственный мороз. И, конечно, придумали. Сейчас построено много разных холодильных машин. Одну из них вы, наверно, видели. Это обыкновенный холодильник для хранения продуктов. (176 слов) (По Я. Крымову)

1.    Обведите вводные слова. 2.    Выполните морфемный разбор слова холодильник.

Лучистое солнце после холодов обласкало город. Весеннее настроение и у московских воробьев. Восторженному чириканью нет конца. Перезимовали, взбодрились, повеселели. И вид у них изменился. Обыкновенно весной у всех птиц происходит смена пера. А у воробьев цвет оперения меняется без потери пера. Москвичи пригляделись и, вообще говоря, не замечают воробьев. А ведь это особенные птицы в мире пернатых. У них три преимущества перед всеми птицами мира. Первое – самый показательный образец перекраски наряда без обычной линьки. Второе – они самые многочисленные птицы нашей планеты. Третье – только воробьи не живут в клетках и не попадают в западни птицеловов, оправдывая поговорку: «Старого воробья на мякине не проведешь». Городской воробей – неспособный певец. Зато страшный забияка, драчун и умница. Вот какой случай был в Москве. В один из морозных январских дней, привлеченный теплом, влетел в вестибюль метро воробей. Пернатый пассажир долго носился над кассами, спустился к поездам на станции «Смоленская». У ног людей чирикал и выпросил себе награду: хлеб и крупу. Служащие станции метро вздумали поймать его и выпустить, когда потеплеет. Какое тут! Ничем в клетку не заманишь! Понравилось воробью в метро: ни мороза, ни снега, днем кормят, а по утрам и вечерам при уборке можно попить и искупаться в воде. Все удовольствия! Так и прожил в метро всю зиму, а весной улетел. (208 слов) (По Д. Зуеву)

Стараясь не шуметь, я осторожно вышел из комнаты и, тихо ступая, прошел в коридор, где стояли мои удочки. Утро еще только зачиналось, лес спал, птицы молчали. Вдруг там, на востоке, у кромки дальнего леса, заалелось небо, и вскоре, пронзая сероватый рассвет, оттуда брызнули первые лучи солнца. Через миг оно появилось само, удивительно круглое и большое, и от его теплой улыбки оживилась вся природа. Искрясь, засверкали на листьях и травах капельки росы, и влажные полосы тумана, сжигаемые горячими лучами солнца, стали медленно отступать в низины. Очарованный этой картиной, я совсем забыл про рыбалку. Вспомнив, я бросился бегом через поле к речке. У изогнутого временем старого ствола ивы, склоненной к самой воде, я закинул удочки и стал терпеливо ждать. Как опытный рыболов, я знал, что рыба хорошо клюет у того, кто рано встает. (132 слова)

1. Выпишите предложения с уточняющими членами. 2. Выполните: а) синтаксический разбор выделенного предложения; б) морфологический разбор выделенного слова.

Над утесами плеч возвышалось бурое кирпичное лицо. Купол его был увенчан жесткой и запыленной грядкой прошлогодней травы. Лепные своды ушей терялись в полумраке. Форпосту широкого прочного лба не хватало бойниц. Оврагом темнели разомкнутые губы. Мерцающие болотца глаз, подернутые ледяною кромкой, – вопрошали. Бездонный рот, как щель в скале, таил угрозу. Братец поднялся и крейсером выдвинул левую руку. Я чуть не застонал, когда железные тиски сжали мою ладонь. Затем братец рухнул на скрипнувший стул. Шевельнулись гранитные жернова. Короткое сокрушительное землетрясение на миг превратило лицо человека в руины. Среди которых расцвел, чтобы тотчас завянуть, – бледно-алый цветок его улыбки. (98 слов)(С. Довлатов)

Весь день у сторожки над резным скворечником суетились и пели скворцы. В предвечерье протянули над лесом большие стаи гусей с юга на север. В чернолесье запахло отмокающей землей и набухающими почками. Ночь была синяя, колкая, с зелеными звездами. Морозец паутиной заткал студеные лужи, выпал инеем на полянках. Лесник часто выходил из сторожки. Не спалось ему в эту ночь. В одной рубахе, босиком, подолгу сидел на крылечке, не чувствовал свежести ночи и холодных вздохов оврага, где еще лежал снег. «Вот и выросла Оленка», шептал Нефед. Загадала дочь загадку. Не скоро разгадаешь. Вздрогнув от свежести, шел в избу. (97 слов) (А. Перегудов)

1.    Выпишите по одному примеру двусоставного, односоставного и неполного предложения. 2.    Произведите полный синтаксический разбор выбранных из текста предложений.

У одного могучего богатого царя сильно заболела единственная дочь. Никто не мог вылечить ее. Царь созвал мудрецов со всего царства и обещал осыпать золотом того, кто вылечит больную девушку. « Надо найти человека, — сказал один старик, — всем довольного и счастливого и его рубашку надеть на царевну. Тогда она выздоровеет». Царь послал во все концы царства отыскать счастливого человека. Много мест изъездили царские посланники, но везде получали один и тот же ответ: «Нет у нас счастливого человека». Этот доволен судьбой, да денег мало. У того семья хороша, да соседи плохи. Кто работы просит, кто отдыха хочет, кто — знатности, кто — богатства! Неутешный царь уже прощался со своей дочерью. Вдруг как-то вечером один из посланных проходил мимо старенькой избушки и слышит голос: «Вот наработался, наелся и спать лягу, чего мне еще нужно?». Обрадовался посланный, позвал счастливого человека с собой и привел его во дворец. Царь вышел к нему и сказал: «Я тебя озолочу, продай мне только свою рубашку». « Да у меня и рубахи-то нет, — отвечал тот, — была когда-то, да износилась, я ее и кинул». (171 слово)

1.    Составьте схемы предложений с прямой речью. 2.    Сделайте полный синтаксический разбор выделенного предложения.

Перелет — тяжелый период в жизни пернатых, требующий от них отдачи всех сил. Однако они становятся путешественниками, несмотря на трудности, которые им приходится преодолевать в пути. Одна из загадок природы — способность птиц определять время начала перелетов. Сроки сбора на зимовки им устанавливать нетрудно. Ненастная осенняя погода, сокращение продолжительности светового дня — все это торопит в дорогу. Другое дело — возвращение к местам гнездовий, на родину. Как птицы определяют, живя в тропиках, приближение весны у нас? По-видимому, им помогают птичьи биологические часы. Как известно, солнце в течение дня перемещается из восточных районов небосвода в западные. Удивление вызывают наблюдения, показывающие способность птиц ориентироваться по солнцу. Для многих птиц эта способность врожденная. Пернатым, не получившим в наследство эти знания, запомнить необходимые в пути ориентиры помогает фантастическая память. Птицы, утверждают ученые, ощущают также земные запахи, прислушиваются к раздающимся снизу звукам, учитывают величину центробежной силы, возникающей при вращении Земли, и реагируют на изменение ее магнитного поля. (149 слов) (По Б. Сергееву)

Однажды утром, когда отчаявшиеся люди уже потеряли надежду на приход лета, северный ветер внезапно стих. Из-за свинцовой мути робко и неуверенно проглянул голубой глазок неба. Потом вдали глухо бухнуло. Тёмные тяжёлые тучи поползли на деревню. Они ползли медленно, грозно клубясь и властно разрастаясь до самого горизонта. И вдруг оглушительный грохот сотряс землю. Захлопали двери. Люди выбегали на улицу, ставили ушаты под потоки и под проливным дождём радостно перекликались друг с другом. По вспененным лужам носились босоногие ребятишки, всю весну высидевшие дома. Началось короткое северное лето. Оно зашагало по влажным, курящимся лёгким паром полям с проклюнувшимися всходами, по обочинам дорог, опушённых нежнейшей зеленью, по ожившим перелескам. Играла, ширилась на солнце молодая берёзовая рощица, вся подёрнутая зелёной дымкой. (119 слов)

У самой воды выглядывали из зарослей мяты невинные голубоглазые незабудки. За свисающими петлями ежевики цвела по откосу дикая рябина с тугими желтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком, а над всем этим тесно столпившимся содружеством цветов поднимался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях. Нагретый воздух над цветами млел, качался, и почти из каждой чашечки высовывалось полосатое брюшко шмеля или пчелы. Как белые и лимонные листья летали бабочки. А еще дальше высокой стеной вздымался боярышник и шиповник. Ветки их так переплелись, что казалось, будто огненные цветы шиповника и белые цветы боярышника, пахнущие миндалем, каким-то чудом распустились на одном и том же кусте. Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, покрытый множеством острых бутонов. Цветение его совпадало с самыми короткими ночами, когда соловьи гремят в росе всю ночь напролет, зеленоватая заря не уходит с горизонта, и в глухую пору ночи так светло, что на небе хорошо видны горные вершины облаков. (167 слов) (По К. Г. Паустовскому)

История не сохранила ни конструкции первого замка, ни имени его изобретателя. До наших дней дошли три основных вида замков: накладные, висячие и врезные. Самый старый – накладной замок. Родина его – Древний Египет, а оттуда он пришел в Грецию и Рим. Таким замком иногда пользуются и теперь. Основная его часть – запорный брус двери. Это довольно толстая прочная доска с просверленными отверстиями. В них вставляли палочки-штыри, свободно передвигавшиеся вверх и вниз. Число штырей и их расположение придумывал сам хозяин. Точно так же располагались неподвижные штыри на доске-ключе. Хозяин просовывал ключ в вырез двери и через отверстия в брусе штырями ключа выталкивал подвижные штыри замка. Но ключи у таких замков были великоваты – по полметра. Висячие замки изобрели в Китае, а затем они попали в Индию, Персию, Рим. На Руси висячие пружинные замки изготавливались уже 900 лет назад. В Западной Европе в Средние века их даже называли “русскими”, поскольку доставлялись они из России, где были самые искусные мастера-замочники. (152 слова)

1) Найдите и приведите примеры согласованных и несогласованных определений. 2) Графически обозначьте обособленные члены предложения. 3) Выделите грамматические основы в предложениях с тире между подлежащим и сказуемым. 4) Из выбранного вами предложения выпишите все словосочетания, определите тип связи. 5) Найдите сложное предложение. Разбейте его на простые предложения.

Теперь никто не может точно сказать, откуда взялось это странное название – Икающий лес. Существовало официальное предание о том, что триста лет назад железные роты маршала Тоца прорубались через сайву, преследуя отступающие орды меднокожих варваров. И здесь на привалах варили из коры белых деревьев брагу, вызывающую неудержимую икоту. Согласно преданию, маршал Тоц, обходя однажды утром лагерь, произнес, морща аристократический нос: “Поистине, это невыносимо! Весь лес икает!” Отсюда и пошло странное название. Так или иначе, это был не совсем обыкновенный лес. В нем росли огромные деревья с твердыми белыми стволами, каких не сохранилось нигде больше в Империи. Через лес проходила дорога, прорубленная века два назад. Дорога эта вела к серебряным рудникам. Икающий лес был полон темных тайн. Днем по дороге на юг тянулись обозы с обогащенной рудой, а ночью дорога была пуста, потому что мало находилось смельчаков ходить по ней при свете звезд. Говорили, что по ночам с Отца-дерева кричит птица Сиу, которую никто не видел, поскольку это не простая птица. Говорили, что большие мохнатые пауки прыгают с ветвей на шеи лошадям и мигом прогрызают жилы, захлебываясь кровью. Говорили, что по лесу бродит огромный древний зверь Пэх, который покрыт чешуей, дает потомство раз в двенадцать лет и волочит за собой двенадцать хвостов, потеющих ядовитым потом. А кое-кто видел, как среди бела дня дорогу пересекал, бормоча свои жалобы, голый вепрь Ы, проклятый святым Микой, – свирепое животное, неуязвимое для железа, но легко пробиваемое костью. (234 слова) (По Стругацким)

1. Выполнить синтаксический разбор: I вариант – 1 предложения второго абзаца, II вариант – 3 предложения второго абзаца. 2. Сделать морфологический разбор: I вариант – слова обогащенный, II вариант — слова двенадцать.

Солнце щедро позолотило вершины сосен и елей, облака, будто под прессом, сплющиваются на горизонте, из кучевых превращаются в перистые и поднимаются выше. Птицы, среди которых мухоловки, пеночки, трясогузки, перед самым носом перелетают просеку. На полянках, густо усыпанных желтыми иголками, стреляют в глаза мохнатые подснежники. Я их никогда не срываю. Бывает, подойду, нагнусь, поглажу пальцами, понюхаю и пойду дальше. Цветок родился, чтобы жить на земле, питаться ее соками, тянуться к солнцу, дать семена, а если его оборвешь, то погубишь. Раньше я как-то не обращал внимания на то, что взрослые и дети охапками срывают полевые цветы, даже умилялся, вот, дескать, какие они, любят природу, тянутся к прекрасному! А теперь у меня портится настроение, когда вижу людей с букетами полевых цветов в руках. Сколько красоты загублено! Потому что уже никогда эти цветы не дадут семена. (133 слова) (По В. Козлову)

1.    Выпишите из текста предложение с придаточным определительным, разберите его по членам, составьте схему. 2.    Выпишите из текста все наречия.

Контрольные и проверочные работы по русскому языку в 5 классах

Стартовая диагностическая контрольная работа (тестирование).

А 1. В каком слове звуков меньше, чем букв?

1. Пригорок                  2. Капель                  3. Верблюд             4. Якорь

А 2. В каком слове ударение падает на второй слог?

1. Километр                  2. Магазин                3. Досуг                  4. Диалог

А 3. Выберите слово, в котором есть приставка:

1. Сел                             2. Съел                      3. Стол                    4. Село

А 4. Выберите слово, в котором есть проверяемая безударная гласная:

А 5. Выберите слово, в котором пишется буква З:

А 6. В каком слове нет непроизносимой согласной?

А 7. В каком слове нет Ь (мягкого знака)?

А 8. В каком существительном пишется окончание И?

А 9. В каком прилагательном в окончании пишется И?

А 10. В каком глаголе в окончании пишется Е?

Выполните задания по данному предложению. Ответы записывайте на строчке словами.

Зелёная крона деревьев укрывает птиц  жуков бабочек.

В 1. Над всеми словами в предложении надпишите, какими частями речи они являются. Названия частей речи можно писать сокращённо.

В 2. Выпишите из предложения существительное в винительном падеже. Если их несколько,

выпишите все через запятую.

В 3. Выпишите из предложения прилагательное. Определите и запишите его род, число, падеж.

В 4. Выпишите из предложения грамматическую основу, подчеркните подлежащее и сказуемое.

В 5. Поставьте в предложении запятые, если нужно.

Расположите предложения так, чтобы получился связный текст. Впишите в клеточки буквы в том порядке, в котором должны стоять предложения в полученном связном тексте. Придумайте заглавие, запишите его на указанной строчке. Запиши продолжение текста

А. Родились они в снежном облаке высоко над землёй.

Б. Жили – были снежинки.

В. Все они были похожи друг на друга, но у каждой был свой наряд.

Г. Одна снежинка была совсем как звёздочка с шестью лучами.

Дело было в мае. Пошёл Витя вечером в лес. Погода была ненастная. Дул резкий ветер. Мальчик услышал журчание ручья и пошёл к воде. Вдруг до него донёсся писк.

Витя посмотрел по сторонам и увидел большую голову и длинные ноги. Да это ж лосёнок! Лежит бедняжка мокрый в кустах, дрожит. Весь съёжился от холода. Обхватил его Витя руками и вытащил на дорогу.

Пошёл Витя, а лосёнок за ним идёт, не отстаёт. Уложил его мальчик в уголок и накормил лосёнка вкусным молоком из бутылки. Так и остался лосёнок жить у Вити до осени.

1. Выполнить синтаксический разбор второго предложения.

2. Морфемный разбор слов: резкий, вкусный, шубкой, дрожит.

На маленькой полянке росли цветы: ромашки, лютики, васильки. Здесь жил лисёнок.

У него была мама и брат с сестрой. Лисята были пушистые, рыженькие. Грудки у них были беленькие, а глазки чёрненькие.

Однажды лиса ушла на охоту, а лисята остались дома. Лисёнок высунул мордочку из норы, но ничего опасного не увидел. Вдруг зашуршало в траве. Кто это? Это был ёж. Лисята бросились к нему, но укололись.

На ветке сидел ворон, он полетел к лисёнку. Берегись, малыш! Прибежала лиса. Она увидела, что лисятам грозит беда. Лиса прыгнула, и ворон улетел. Лиса принесла добычу, и вскоре малыши были сыты и веселы.

1. Выполнить синтаксический разбор предложения.

На маленькой полянке жил лисёнок.

2. Выполнить синтаксический разбор словосочетаний:

На маленькой полянке, на полянке жил.

Наступила осень. На опушке леса ещё много грибов: подосиновиков, сыроежек, подосиновиков.

Воздух чист и прозрачен. Многие птицы уже улетели на юг. Зима-тяжёлое время для них.

Готовятся к отлёту журавли. Покружили они над родным болотом и потянулись в тёплые страны.  Через леса, через моря, через шумные города летели журавли. В глухом лесу останавливались они на отдых. Но вот над лесом всходит весёлое солнце, и с высокого неба льются прощальные голоса журавлей.

Мы машем птицам рукой и кричим: «До свидания, журавли !»

1. Выполнить синтаксический разбор предложения: Над лесом всходит весёлое солнце. 2.Выполнить синтаксический разбор словосочетаний из этого предложения.

Тест по теме: «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

1. Раздел науки о языке, в котором изучаются правила произношения звуков и ударения в словах называется

А) орфография    Б) фонетика   В) орфоэпия   Г) графика

2. Раздел науки о языке, который изучает звуки речи, называется

3. Раздел науки о языке, который изучает начертания букв и их виды, называется

4. Раздел науки о языке, который изучает правописание слов, называется

5. Из скольких букв состоит русский алфавит?

А) 30   Б)28   В)31   Г)33

6. Сколько гласных звуков в русском языке?

А) 10    Б) 6    В) 8    Г) 7

7. Какая группа звуков является сонорными?

8. Для его необходимо знать расположение букв в алфавите?

А) Нужно знать, чтобы получать пятёрки.

Б) Нужно знать, чтобы больше знать.

В) Нужно знать, чтобы точно знать количество букв.

Г) Нужно знать, чтобы легко найти информацию в словарях и справочниках.

9. Найдите слово, где все согласные глухие.

А) рюкзак Б) футбол В) хоккей Г) песок

10. Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв.

А) юг Б) пахать В) подъезд Г) йод

11. Укажите слово, которое в ряду нарушает алфавитный порядок.

А) вдвоём Б) втроём В) вьюга Г) въезд

12. Укажите слово, в котором безударную гласную нельзя проверить ударением.

А) насл.ждаться Б) б.гряный В) .довитый Г) уд.вительно

13. Укажите, в каком слове надо писать Ь.

А) камен.щик Б) печ.ка В) вос.милетний  Г) ноч.ник

14. Укажите слово с правильным ударением в слове.

А) кухОнный Б) килОметр В) алфавИт Г)прИнять

15. Найдите слово,в котором все согласные глухие.

А) творог Б) белка В) стук Г) зубок

16. Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв.

А) юбка Б) терраса В) пьют Г) опасный

17. Укажите, какое слово в ряду нарушает алфавитный порядок.

А) удочка Б) филин В) чемодан Г) хромосомы

18. Укажите слово, в котором безударную гласную нельзя проверить ударением.

А) к.ртофель Б) зв.нок В) ув.жение Г) позн.вать

19. Укажите, в каком слове надо писать Ь.

А) одуван.чик Б) бан.тик В) бан.щик В) пис.менный

20. Укажите слово с неправильным ударением в слове.

А) тОрты Б) килОметр В) музЕй Г) досУг

21. Какое слово состоит из четырёх слов?

А) як Б) ёж В) лёд Г) вою

22. Выполните фонетический разбор слова ёж.

Приложение № 6.

Тест по теме: «Лексика. Культура речи».

1. Словарный состав языка – это

а) фонетика; б) лексика; в) морфемика; г) синтаксис.

2. Слово, имеющие несколько Л. З., называют

а) омонимы; б) синонимы; в) многозначные;   г) антонимы.

3. Слова одной и той же части речи, близкие по Л. З.

а) омонимы;   б) антонимы;   в) синонимы;   г) многозначные слова.

4. Словарный запас одного человека – это

а) лексикон;  б) монолог;   в) диалог;    г) лексика.

5. Определите лексическое значение слова изморось:

а) похожий на иней осадок, образующийся в туманную, морозную погоду на ветвях деревьев, проводах и т. п.;

б) морозные узоры на стекле; в) очень мелкий дождь.

6. Укажите, какое из слов является однозначным (смотри словарь):

а) бежать;  б) айсберг;  в) кабинет;  г)  земля

7. Определите, где выделенное слово имеет переносное значение:

а) строить дом; б) дети бегут; в) острый нож; г) убить время;

8. Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову «смелость»:

а) отвага, отчаяние, бесстрашие, гордость;

б) отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный;

в) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие;

г) подвиг, бессмертие, доброта, гордость.

9. Выберите пару антонимов:

а) смелый – грубый; б) весёлый – глупый;

в) щедрый – скупой; г) далёкий – дальний;

10. Л. З. слова изучается в

а) фонетике; б) лексикологии; в) синтаксисе; г) морфологии.

11. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением

а) многозначные; б) синонимы; в) омонимы;    г) антонимы.

12. Определите лексическое значение слова озимь:

а) всходы, посевы озимых культур; б) первые дни зимы;

в) вьюга, во время которой дует низовой ветер.

13. Укажите слово, которое являются многозначным (смотри словарь):

а) жюри; б) сувенир; в) цикада; г) число; д) кроссворд

14. Определите, в каком примере выделенное слова имеет прямое значение:

а) железная воля; б) бегут ручьи;

в) горят костры; г) море пшеницы;

15. Укажите пару антонимов:

а) угрюмый – веселиться; б) великан– карлик;

в) робкий – трусливый; г) холодный — прохладный;

д) благородный — вежливый; е) скромный — хитрый.

16. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по ЛЗ:

а) синонимы; б) антонимы; в) многозначные; г) омонимы.

17. Наука, изучающая словарный состав языка-это

а) лексикон; б) лексикология; в) грамматика; д) морфология.

18. Укажите неверное утверждение:

а) Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику.

б) Слова в словарях располагаются по алфавиту.

в) То, что обозначает слово, есть его лексическое значение.

г) Лексическое значение слова можно узнать в «Орфографическом словаре».

д) Антонимы — слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Приложение № 7.

Встреча в тайге.  Набрел я на маленькую поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, на желтой земле уже росли блестящие кустики брусники.  На краю поляны сохранились заросли малины. Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шёл, шуршал в листьях.  Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться. Вот из куста высунулся черных нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать.      В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с её сыночком?   (По В. Бианки)  1. Синтаксический разбор первого предложения текста диктанта. 2. Разберите слова по составу: маленькую, лесную, глазки, заросли.

Приложение № 8

1. Ласково смотрит летнее солнце с синего неба.2. Лёгкий ветерок медленно гонит белые облака. 3.Хорошо дышится в лесу!

4. Берёзы –  пионеры леса. 5.Они первые заселяют новые места, а под ними прячутся маленькие ёлочки. 6.Ты огибаешь березняк, и перед тобой встают сосны. 7.Сосны занимают в лесу свои пространства, взбираются на горы, покоряют пески.

8. Что там за дерево манит тебя резными листьями? 9. Дуб растёт, он отважно борется с ветрами.

10. В чаще леса ты увидишь ель. 11. В голодную зиму её семенами кормятся белки, дятлы, клёст. 12. Ты слышишь, как разговаривают с лесом осинки? 13. У реки ивы склоняются низко к воде и смотрятся в чистую гладь.

1. Выполнить синтаксический разбор первого предложения.

2. Выполнить морфологический разбор слова

3. Выполнить морфемный разбор слов: летнее, встают, ветерок.

Приложение № 9

Зимняя ночь в лесу.

1. Лунной ночью светло в березовом лесу. 2. Свет луны отражается на сугробах, и лес становится похожим на огромный зал с белыми колоннами. 3. Полна тайн тишина ясной зимней ночи.

4. В берлоге дремлет медведь, но чутко прислушивается он к жизни зимнего леса.

5. Снежинки еле слышно шуршат о кору старых осин, скользят по стройным вершинам, цепляются за хвою.

6. Наступает ночь. 7. Полная тишина. 8. И вдруг хрустнул снежный наст, затрещали сухие ветки. 9. Медведь взъерошился, навострил уши, сверкнул глазами. 10. Да это лоси! 11. Успокоился лежебока, положил голову на передние лапы, зажмурился.

12. Разгуляется непогода, хлопьями повалит снег, и завоет ветер в вершинах.

13. Убаюкает медведя колыбельная песня вьюги. 14. Сладко дремлется ему в берлоге.

15. Март — последний месяц спячки лесного хозяина (109 слов).

1. Выпишите   словосочетания с прилагательными из предложения № 1 (№15.)

2. Выполните морфологический разбор слов

3. Укажите номера сложных предложений.

Приложение № 10.

Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.

В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься.

Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.

Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь.

Тает снег.

Все больше слышатся в лесу голоса птиц.

На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники.

На кочках видишь крепкие листочки брусники.

Многое услышишь в весеннем лесу.

На вершине высокой ели распевает дрозд.

Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли.

Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы. (101 слово)

1. Выполните синтаксический разбор предложения № 10

2. Укажите номера сложных предложений.

3. Выполните морфологический разбор слова

Приложение № 11.

Итоговая диагностическая работа по русскому языку.

Для заданий с выбором ответа А1-А10 обведите номер правильного ответа.

А-1Укажите слово, в котором ударение падает на последний слог:

А-2 В каком ряду во всех словах пишется буква З?

А-3 Укажите строчку, в которой на месте пропуска везде пишется Ъ:

А-4 Укажите строчку, в которой на месте пропуска везде пишется буква З:

А-5 Укажите строчку, в которой на месте пропуска везде пишется буква И:

А-6 В каком слове следует писать букву И?

А-7 В каком случае НЕ пишется слитно?

А-8 Укажите предложение с ошибкой при постановке знаков препинания:

1) В городе есть магазины и водокачки.

2) Вокруг полянки пышно росли береза, осина и ольха.

3) Мама обняла Серёжу и приложила горячую щеку к его голове.

4) Бабочки летали вокруг лампы, стукались об неё, и падали вниз.

А-9 Укажите сложное предложение:

1) В магазинном окне кукла улыбалась, а медведи сидели на барабане.

2) Тётя Паша заклеила рамы, между рамами положила вату и поставила стаканчики с солью.

3) На фотографиях были виды приморских городов, банановые рощи, древние постройки.

4) И почти на всех снимках было синее море и голубое небо.

А-10 В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?

А) Началась сильная гроза

Б) Большая серая туча затянула небо.

В) День стоял солнечный, тёплый.

Г) К вечеру погода испортилась.

1) А, Г, Б, В              2) В, Б, А, Г            3) В, А, Г, Б               4) В,Г,Б,А

Прочитайте текст и выполните приведённые ниже задания

(В1-В6) на основе прочитанного текста.

1) Несколько дней шёл холодный дождь. 2) В саду шумел мокрый ветер. 3) В четыре часа мы уже зажигали керосиновые лампы, и невольно казалось, что лето окончилось навсегда и земля уходит всё дальше и дальше. 4) Был конец ноября – самое грустное время в деревне. 5) Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле, и вздрагивал во сне, когда темная дождевая вода хлестала в окна. 6) Лучше всего было по вечерам. 7) Мы затапливали печи. 8) Шумел огонь, багровые отсветы дрожали на бревенчатых стенах и на старой гравюре – портрете художника Брюллова.

В-1. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-3.

В- 2. Определите стиль речи.

В-3. Из предложения №2 выпишите грамматическую основу.

В-4. Определите, какое из приведённых сочетаний слов не является словосочетанием.

В ответе укажите только букву, под которой оно указано.

А) холодный дождь   Б) шумел огонь   В) шумел в саду   Г) затапливали печи

В-5. В предложении 3 найдите глагол, который состоит из приставки, корня,

Двух суффиксов и окончания, и запишите его в ответе.

В-6. Выпишите из текста имя существительное, которое является

С-1. Придумайте продолжение текста, записав 3-4 предложения.

Оцените статью
Экодиктант - Помощь