Диктант лисенок

Диктант лисенок Экодиктант


Диктант лисенок

В конце III четверти 7-е классы изучили разделы морфологии “Наречие”, “Слова категории состояния”, “Предлог”. В 8-х классах проверяются умения по синтаксису простого предложения: однородные члены, неоднородные определения, обособленные определения, приложения, обстоятельства, сравнительные обороты.

Контора Черноморского заповедника находилась в посёлке Голая Пристань. Место это, как оказалось впоследствии, было средоточием множества жизней.

С ближней ветки, рассудительно наклонив3 голову, меня рассматривал скворец4. В луже возились и чмокали кряковые утята. Таз с водой принадлежал нутрии, а ящик в комнате — лисёнку, появившемуся недавно.

Сотрудник заповедника, в комнате которого меня поселили, собрал у себя многочисленное зверьё. Это были либо детеныши, потерявшие родителей и спасённые от половодья, либо подранки, найденные в камышах4.

Ночью в ящике заплакал лисёнок. Он кричал тонким щенячьим голосом до тех пор, пока я не взял его на руки. Он затих, прижавшись3 к моему боку. Я лежал не шевелясь, боясь разбудить соседа. И уснули два странника: командированный из Москвы и привезённый с морского острова лисёнок.

1. Выполните морфологический разбор: прижавшись (1 вариант); наклонив (2 вариант).

2. Выпишите из текста 3 примера разных служебных слов и охарактеризуйте их: из 1 и 3 абзаца (1 вариант); из 2 и 4 абзаца (2 вариант).

3. Произведите синтаксический разбор:

С ближней ветки, рассудительно наклонив голову, меня рассматривал скворец4. (1 вариант);

Это были либо детеныши, потерявшие родителей и спасённые от половодья, либо подранки, найденные в камышах4. (2 вариант).

Деревья, словно чего-то ожидая3, стоят по пояс в холодном разливе. Проснулись, но ещё не пришли в себя лягушки. Не могут их вывести из оцепенения даже садящиеся рядом первые бабочки — лимонницы и крапивницы. Воздух настолько ясен, что в фиолетовом редколесье бабочек видно чуть ли не за сотню шагов.

Широко, вольно текут вешние воды, заливая поймы рек и луга4. Для многих животных весеннее половодье — настоящая беда. Отрезанные от суши, на незатопленных участках ищут спасения кабаны, лоси, лисицы, зайцы. Во время смертельной опасности зверей объединяет одно стремление — не утонуть.

Солнечным безветренным утром на носилках с закрытыми летками выносят на пасеку первые ульи. Расположив пчелиные городки на постоянных местах, летки открывают. Покружившись3 над ульем и запомнив место, насекомые-труженицы отправляются за пыльцой и водой4.

(По А. Калецкому.)

1. Выполните морфологический разбор: ожидая (1 вариант); покружившись (2 вариант).

2. Выпишите из текста 3 разных служебных слова и охарактеризуйте их: из 1 абзаца (1 вариант); из 2-3 абзаца (2 вариант).

Широко, вольно текут вешние воды, заливая поймы рек и луга4. (1

Покружившись3 над ульем и запомнив место, насекомые-труженицы отправляются за пыльцой и водой4. (2 вариант).

В городе весеннее настроение шумно выражают стаи воробьёв. По дорогам вдоль канав, наполненных водой, бегает по земле белая трясогузка, подёргивая3 длинным хвостиком4.

Над лугами под сияющим куполом неба, отражённым в тысячах луж и озёр, зазвенели переливающиеся трели жаворонков. Они носятся в ярком весеннем небе, то приближаясь3 друг к другу, то разлетаясь в разные стороны4. Вот одна из птиц падает вниз, и её расправленные крылья кажутся прозрачными. На мгновение жаворонок замирает в воздухе, а затем круто взмывает вверх. Птицы гоняются друг за другом, поднимаясь так высоко, что снизу их совсем не видно.

В лесу тоже поют синицы, пищухи, поползни и зяблики. Голоса звучат совершенно отчётливо и легко воспринимаются каждый в отдельности. Самцы поют поочередно, как бы перекликаясь между собой и отпугивая конкурентов.

1. Выполните морфологический разбор: подёргивая (1 вариант); приближаясь (2 вариант).

2. Выпишите из текста 3 примера разных служебных слов и охарактеризуйте их: из 1 и 3 абзаца (1 вариант); из 2 абзаца (2 вариант).

По дорогам вдоль канав, наполненных водой, бегает по земле белая трясогузка, подёргивая3 длинным хвостиком4. (1 вариант);

Они носятся в ярком весеннем небе, то приближаясь3 друг к другу, то разлетаясь в разные стороны4. (2 вариант).

Мартовский полдень. Светоносная синь теплого неба. Несмолкаемое журчание кристально чистых ручейков. Синичий перезвон в прибрежной рощице. Оттуда же доносится барабанная дробь дятла и тихий стрёкот вроде бы чего-то опасающихся сорок. Возможно, им кто-то угрожает? Они строят новое, похожее на мохнатый шар прутяное гнездо4. А там, где оно сооружается, излишне шуметь не положено.

Часа полтора дружной старательной работы. Потом отдых. Сорочья чета усаживается на верхушку соседнего тополя и сторожко озирает окрестные луга, лесные куртины и уже набухающую талой водой речушку4. Тихо.

И вдруг внизу, в кустах лозняка и черёмушника, воровато мелькнула чья-то острокрылая тень. Ястреб-тетеревятник! Один из самых дерзких разбойников в птичьем царстве. И чету белобоких сорок с тополя будто ветром сдуло. Особо-то не отличаясь быстротой полёта, они в страхе подняли отчаянный крик. И, часто-часто махая крыльями, словно барахтаясь в воздухе, тяжело, медленно подались в лес за речушку.

(По П. Стефарову.)

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант – Они строят новое, похожее на мохнатый шар прутяное гнездо4.

2 вариант – Сорочья чета усаживается на верхушку соседнего тополя и сторожко озирает окрестные луга, лесные куртины и уже набухающую талой водой речушку4.

3.  Выпишите разные типы осложнений из текста.

И У МУРАВЬЯ ЕСТЬ СЛАБОСТИ

Раннее утро. Мы с дедом Фёдором отправляемся в весенний, ещё прозрачный лес. Старик, легко одетый, высокий, седовласый, бодро шагал впереди и аккуратно раздвигал на пути ветки4. От набухших почек, смолы, растопленной солнцем на соснах, пахло крепким бодрящим лесным настоем4.

Подойдя к огромной муравьиной горке, дед причмокнул, остановился, достал из сумки бинокль, присел на пенёк возле муравейника и стал наблюдать.

— А знаешь ли, внук, что у этих муравьишек, таких смелых и дружных, оказывается, есть очень коварный враг? — спросил дед.

С этим плюгавеньким жучишкой ничего поделать нельзя. Пробравшись  в муравейник и встретившись с грозными охранниками, не вступает в бой, а переворачивается, хитрюга этакий, на спину и лежит, будто неживой.

(По А. Дорохову.)

1 вариант – Старик, легко одетый, высокий, седовласый, бодро шагал впереди и аккуратно раздвигал на пути ветки4.

2 вариант – От набухших почек, смолы, растопленной солнцем на соснах, пахло крепким бодрящим лесным настоем4.

БЕЛКА И ДЯТЛЫ

Яркий, ароматный, чистый лес. Никогда уже не будет так первозданно праздничен он. Ни тебе комара, ни мухи. И приходится с грустью удивляться, что в эту дивную пору здесь безлюдно.

Солнечно. Вышел я на вырубку, прислонился спиной к гладкому стволу высокой осины. Зажмурив глаза, подставил под тёплые лучи бледное лицо горожанина. Веет в вершинах леса тихий апрельский ветер, ласково перебирая загустевшую крону робкой осины.

Очнулся я от шумной возни наверху ствола и громкого крика птицы. Успел заметить рыжий комочек, юркнувший в дупло4. Затем показалась беличья мордочка с блестящими чёрными бусинками глаз. Пёстрый дятел, в красной шапочке, и другой, чуть меньших размеров, с резкими тревожными криками метались переполошенно с дерева на дерево4.

Очаровательный, симпатичный зверёк не упускает весной случая разорить гнездо дятла и заодно остаться на новой квартире. Пытаясь своей сучковатой палкой напугать бессовестного агрессора, стучу по стволу осины. Но напрасно!

1 вариант – Успел заметить рыжий комочек, юркнувший в дупло4.

2 вариант – Пёстрый дятел, в красной шапочке, и другой, чуть меньших размеров, с резкими тревожными криками метались переполошенно с дерева на дерево4.

Апрельский лес, сквозной, ажурный, без теней, улыбается дальними голубыми далями4. Нежный березняк умыт первым весенним дождём. Радостней светятся на солнце его белые стволы. Угрюмей темнеет меж ними снег, ёжась и тая под горячими лучами.

Теплынь. Шуршат под ногами коричневые дубовые листья, вспоминая зелёное прошлогоднее лето, бронзовую прошлогоднюю осень. Недолго осталось лежать им здесь. Прогремит бесшабашный майский гром, прошумят весенние потоки — и смоются следы года минувшего.

Пошевельнулся неохотно старый дубовый лист. А новый зелёный пришелец упёрся в его чеканный край непокорной упрямой головой, поднимая лист над землёй. Перевернулся дубовый лист, как последняя страница прочитанной зимней книги. Гордо встал над ним подснежник — бесстрашный разведчик весны.

Неправду говорят: холоден, как камень. Камни отдают дневное тепло ночью, когда оно больше всего нужно. А цветы? Цветы тоже вбирают в себя тепло солнца, одаряя нас потом красотой и ароматом, радостью и счастьем4.

1 вариант – Апрельский лес, сквозной, ажурный, без теней, улыбается дальними голубыми далями4.

2 вариант – Цветы тоже вбирают в себя тепло солнца, одаряя нас потом красотой и ароматом, радостью и счастьем4.

Идёшь по лесу и боишься спугнуть эту ни с чем не сравнимую красоту4. Где-то совсем рядом послышался шум. Это крошечная птичка внезапно вспорхнула и скрылась в чаше леса. Здесь её дом. Она сейчас просто заманивает тебя, уводит дальше от своих беспомощных крикунов.

Но напрасно волнуешься, весёлая певунья. Не собираемся отбирать у тебя твои бесценные сокровища. Хотим только немножко приподнять покрывало над тайнами природы и сделать их доступными для всех тех, кто не может прийти с нами. Разве можно удержаться и не снять на киноплёнку лесных обитателей, показать их сокровенную жизнь?

(По И. Юрушкиной.)

2 вариант – Идёшь по лесу и боишься спугнуть эту ни с чем не сравнимую красоту4.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

Контрольный диктант «Лисёнок»

С ближней ветки, рассудительно наклонив3 голову, меня рассматривал скворец4. В луже возились и чмокали кряковые утята. Таз с водой принадлежал нутрии, а ящик в комнате — лисёнку, появившемуся недавно.

Ночью в ящике заплакал лисёнок. Он кричал тонким щенячьим голосом до тех пор, пока я не взял его на руки. Он затих, прижавшись3 к моему боку. Я лежал не шевелясь, боясь разбудить соседа. И уснули два странника: командированный из Москвы и привезённый с морского острова лисёнок.

Объём слов: 118

Контрольный диктант «Половодье»

Солнечным безветренным утром на носилках с закрытыми летками выносят на пасеку первые ульи. Расположив пчелиные городки на постоянных местах, летки открывают. Покружившись3 над ульем и запомнив место, насекомые-труженицы отправляются за пыльцой и водой4.

Объём слов: 119 слов

Контрольный диктант «Птицы весной»

Над лугами под сияющим куполом неба, отражённым в тысячах луж и озёр, зазвенели переливающиеся трели жаворонков. Они носятся в ярком весеннем небе, то приближаясь3 друг к другу, то разлетаясь в разные стороны4. Вот одна из птиц падает вниз, и её расправленные крылья кажутся прозрачными. На мгновение жаворонок замирает в воздухе, а затем круто взмывает вверх. Птицы гоняются друг за другом, поднимаясь так высоко, что снизу их совсем не видно.

Объём слов: 121

Диктант по русскому языку 7 класс 3 четверть

Щипихино болото оказалось почти круглым. По самому краю его можно было обойти за каких-нибудь двадцать минут. В нем нет ни одной ямы, ни одного по-настоящему тряского места. Высокие пышные кочки напоминают груду только что взбитых пуховых подушек, которые заботливая хозяйка вынесла просушить на ветерке. Новичок долго топчется в недоумении, потому что его подводят глаза, натренированные на сигнальную яркость летней ягоды. Нужно пристально вглядеться в ближайшую кочку. И тогда обнаружишь вдруг, что при слабом солнце вся она сверкает алыми каплями клюквы, прячущейся в мох. Вся кочка будто переливается самоцветами, просыпанными чьей- то бережной рукой. Собираешь ягоду и не думаешь о времени, о других делах. Хочется запомнить навсегда пронзительно кислоту болотной твердой ягоды, воркование птиц в лесу, светлые мхи, пружинистую почту болотной колыбели.

Словарные диктанты 7 класс

Не говоря ни слова, дома не освещены, ничего не сделано, ни к кому не подходил, неослабевающий интерес, ненавистный враг, ни разу не был, не с кем встретиться, неглубокая речонка, неоткуда получать письма, нерешенный вопрос, не сговариваясь, невспаханные поля, не распечатанные мною конверты.

Словарный диктант №2

Невежа – грубый, невоспитанный человек.

Невежда — малообразованный человек, а также человек, несведущий в какой-нибудь области.

Филармония , нетленный, ненастный, серьезный, французский, высокопарный, комплимент, идиллия, вернисаж, феномен, виртуальный, провайдер.

Словарный диктант №3

Фонетика, звуки речи, буква, графика, орфография, синтаксис, пунктуация, морфология, части речи, словообразование, лексика, лингвистика, орфограмма, грамматика, омонимы, синонимы, орфоэпия, этимология, стилистика.

Словарный диктант №4

Вправо, докрасна, досуха, дочиста, заживо, заново, искоса, наглухо, налево, сызмала, влево, дочерна, запросто, изредка, снова, без толку, мало-помалу.

Словарный диктант №5

Пиктография, иероглиф, кириллица, модификация, воображение, геодезия, этнография, топография красивейший, незаурядный, эпистолярный.

изложение « Летом»

Летом мальчики часто ходили в лес за грибами. Однажды Лёша набрал полную корзину грибов. Потом он стал помогать  друзьям.

Ребята долго гуляли по лесу. Они пели весёлые песни и играли в прятки. Вечером они вернулись домой с полными корзинами.

Вопросы к тексту:

Во дворе стояла лошадь. Её звали Ночка. Все любили Ночку. На боку лошади была рана. Ей было больно. Из глаз лошади текли слёзы. Игорёк дал лошади кусочек сахара. Она стояла смирно. Тётя Даша промыла рану и смазала её йодом. Скоро Ночка выздоровела.

по теме: «Имена собственные»

На каникулах Оля была у бабушки. Бабушка Мария Ивановна живёт в селе Жуковка. За лесом течёт речка Любимовка. Оля часто ходила на речку с собакой Булькой. Там они купались и играли. Дома их ждала кошка Мурка.

1. Раздели слова на слоги I вариант – 4 предложение,

II вариант – 2  предложение.

2. Подчеркни грамматическую основу предложения I вариант – 1 предложение,

II вариант – 4  предложение.

по теме: «Твёрдые и мягкие согласные»

Дата __________           Фамилия___________________________

всегда твёрдые звуки:_______________  всегда мягкие: _________________

предложение, пушистый, цепочка

чудесная, прозрачная, животное

приехали, щавель, цветочки

чучело, циркуль, мороженое

Изложение с элементами описания

Дедушка принёс домой маленького лисёнка. Лисёнок был рыженький, глазки чёрненькие, пушистый хвостик торчком.

Малыша посадили в ящик. Ему дали молока и мяса. Лисёнок забился в угол и ничего не ел. Ночью лисёнок стал шуметь, тявкать. Он мешал всем спать. Дедушка вынес ящик с лисёнком в сарай. Утром лисёнка не было.

Его унесла лисица-мать.

Вопросы для устной беседы:

– Кого дедушка принёс из леса?

– Какой был лисёнок?

– Куда посадили малыша?

– Что ему дали?

– Почему лисёнок не ел?

– Как вёл себя лисёнок ночью?

– Что увидели утром?

Изложение с элементами сочинения

Бабушка Дарья Петровна купила гусят. За гусятами ухаживали всей семьёй.

по теме «Парные звонкие и глухие согласные»

Ночью разгулялась пурга. Дед Илья слушал шум тайги и тяжело вздыхал.  Снег с силой бил в стекло. Окно избушки завалил сугроб. Утром вьюга стихла. Старик отправился на озеро. Искрился снег. Над озером клубился пар.

Слова для справок: отправился, вздыхал

Iвариант – 1-е предложение;

II вариант – 5-е предложение

по теме: «Имя прилагательное»

дубовый, жирная, жаркий, голубое, чудесная, сладкое, ручная, красивый, белое

(день, ткань, окно)_______________________________________

(цветок, кофта, яблоко)__________________________________

(гараж, крыша, колесо)_________________________________

Белый, Мурка, был, и, снег, была, белая.

На, снегу, сосновые, лежали, пушистом, шишки.

дубовая, жирное, жаркое, голубая, чудесный, сладкая, ручной, красивое, белый

Пушистый, елочка, был, и, Васька, была, пушистая.

На, висели, зелёные, ёлке, пушистой, шишки.

по теме: «Однокоренные слова»

А) Корень – это общая часть родственных слов.

Б) Корень – это часть речи, отвечающая на вопросы: кто? что?

В) Корень – это второстепенный член предложения.

Выбери и распредели по столбикам однокоренные слова. Выдели корень.     Вода, дуб, зелень, водичка, дубовый, сад, водяной,  зелёный, зеленеет, дубок, садовник, садовый.

Выбери однокоренные слова, записанные в следующем порядке:

имя существительное, имя прилагательное, глагол

А) садовый, садик, садовник;

Б) грибники, грибной, грибок;

В) разговор, разговорчивый, разговаривает.

К каким словам правильно подобраны проверочные слова

А) вода – водичка;      б) зима – зимует;     в) несут – нёс

Найди группу однокоренных слов:

А) чернота, чёрный, чернеет;

Б) морской, море, морские;

В) зима, зимушка, зимы

6. Напиши по 2 однокоренных слова с корнем

Составь 2 предложения с данными словами.

А) Корень – это второстепенный член предложения.

В) Корень – это общая часть родственных слов.

Выбери и распредели по столбикам однокоренные слова. Выдели корень.   Гриб, зуб, желтизна, грибной, зубной, осина, грибник,  жёлтый,  желтеет, зубной, осинник, осиновый.

имя прилагательное, имя существительное, глагол

А) красный, краснота, краснеет;

А) вода – водичка;      б) зима – зимний;     в) несут – принесли

А) белизна, белый, белеет;

Б) вода, водоём, водоёмы;

В) снег, снега, снежок

Над окном дома было ласточкино гнездо. В гнезде сидели птенчики.

Вдруг один птенчик упал из гнезда. Ласточки заметили это. Они кружили над бедным детёнышем и громко щебетали.

Мимо шёл мальчик. Он поднял птенчика и посадил его в гнездо. Ласточки успокоились и полетели кормить птенцов.

Вопросы к  тексту:

«Правописание безударного гласного в корне слова»

Хорошо весной в горах. На зелёных склонах пестреют цветы. Они тянут свои головки к солнцу и жадно пьют его лучи. Вот из-за серых скал выползла туча. Посыпался колючий снег, потом град. Но вот туча прошла. Запылало солнце. Запели птицы. Цветы раскрыли свои вазочки. Весело зажужжали жуки и пчёлы.

Iвариант – 2-е предложение;

II вариант – 9-е предложение

I вариант – зелёные, головки;

II вариант – хорошие, вазочки.

Барабан, берёза, воробей, ворона, город, горох, девочка, деревня, заяц, календарь, карандаш, класс, мальчик, машина, медведь, мороз, овощи, пирог, пенал, ребята, собака, ученик, учитель, ягода.

Автобус, альбом, арбуз, билет, быстро, вдруг, весело, ветер, виноград, газета, дежурный, директор, железо, завод, иней, канава, карман, картофель, концерт, корабль.

Ладонь, лопата, машина, мебель, молоко, Москва, народ, облако, овраг, одежда, пальто, пассажир, пенал, платок, погода, помидор, понедельник, посуда, пятница, коридор, корова.

Сапоги, сахар, стакан, суббота, тетрадь, товарищ, хорошо, яблоко, работа, рабочий, Родина, русский, язык.

ГБОУ «Казанская школа №172 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Контрольные диктанты по развитию речи 5 класс VIII вид образовательной деятельности

Тема: Текущий контроль знаний

Подготовила:
Семенова Екатерина Павловна,
учитель математики первой
квалификационной категории

Тема: «Повторение. Простое предложение»

Диктант “До свиданья лето”

Август подходил к концу. Солнце еще ласкало своими лучами землю. Но по ночам чувствовалось прохладное дыхание близкой осени. С  каждым днем все холоднее березкам. В тревожном зареве дрожат рябины с осинами. Пламе­неют клены. В лесу стоит чуткая тишина. Всем жаль расставаться с летом.

(По С. Мартынову)

Слова для справок: чувствовалось, расставаться.

Летом всем приволье, всем раздолье. На лугах волнуется густая трава. Деревья в садах отцвели. Хлеба в полях уже начали желтеть. А сколько ягод, грибов! Краснеют в траве ягоды земляники. На кустах висят бусинки смородины. Вот уже и птенцы пищат в гнездах. Зоркий ястреб высматривает добычу.

Слова для справок: волнуется, добыча.

Диктант “В роще”

Осень. Редко светит осеннее солнце. Ребята пошли гулять в рощу. Большие берёзы стали желтеть. Не поют больше чижи, не летают стрижи. Только ежи шуршат в сухой траве. В пруду не резвятся ерши и щуки. Дорожки в аллеях покрылись листвой. Ребята нашего класса остались довольны прогулкой. Домой вернулись поздно.

Наступила поздняя осень. Дует холодный ветер. Небо хмурится. Идёт мелкий дождь. На улице грязь и лужи. Поля опустели. Опали последние листья с деревьев. Молчаливый лес ждёт зимы. Начались заморозки. Замёрзли лужицы. Вот замелькали в воздухе белые пушистые снежинки. Звери забрались в норы.

Ранней весной дед принёс лисёнка. Он подарил его внучатам. Лисёнок тихо сидел в ящике. Ему было грустно. Лисёнку дали мяса и молока. Он не ел. Дед вынес лисёнка в сарай. Утром лисёнка в ящике не было. Ночью приходила мать. Она увела  лисенка в лес.

Тема: «Звуки и буквы»

Метро – это красивые подземные дворцы. Там чудесные лестницы поднимают пассажиров и опускают их к поездам. Летом в метро прохладно. Осенью в ненастную погоду и зимой в мороз в метро тепло и сухо. Поезда в метро быстро довозят пассажиров из одного конца города в другой. Мы гордимся нашим метро.

Тема: «Безударная гласная»

В нашей школе есть столовая. Это большая и светлая комната. В ней стоят столы и стулья. На столах — цветы. На окнах висят занавески. Вокруг столов сидят ребята. Они обедают. В столовой тишина. Есть надо молча. За порядком в столовой следит дежурный. Это — Вася Ильин. Он раздаёт обед, ложки, вилки.

Диктант “Птичьи гнезда”

Большинство птиц строят себе гнёзда. Гнёзда защищают яйца и птенцов. Гнёзда хорошо сохраняют тепло. От холода птенцы погибают. Самка сидит на яйцах несколько недель. В это время самец должен кормить её. Птенцы вечно голодны. Они разевают клювы и громко пищат. Прибавляется летом работы у родителей!

Диктант “Прощание с осенью”

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Все вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмёрзла.

Диктант “Сельская школа”

Далеко видна наша школа. Она стоит на горе. Вокруг здания ребятишки посадили молодые деревья.

В классах светло. Тут уют и чистота. Стоят рядами парты. На стене висит доска. Посмотри в окно. Чудная картина! Широкая улица ведёт к реке. За рекой зеленеют поля. Белеет стволами берёзовая роща.

Слова для справок: здание, белеет.

Диктант “Верные следы”

Шли ребята через лес прямой дорогой. Тропинки замело снегом. Побежали дети по звериным следам и заблудились. Испугались ребята. Стали кричать. Молчит зимний лес.

Вдруг Никита увидал знакомые следы. Тут пробегала собака. Они всегда приведут к жилью. Так учил мальчика дедушка. Ребятишки направились по следам и вышли на лесную сторожку.

(По Е. Пермяку)

Слова для справок: приведут, знакомые.

Тема: «Звонкие и глухие согласные в корне слова»

Диктант “Редкая лошадка”

Пони любят все детишки. Это маленькая лошадка. У пони короткие ножки, маленькая головка. У лошадки гладкая шерсть. А какой добрый взгляд! Малышка бежит по дорожке и тянет тележку. У пони лёгкий бег. Вот пришла повозка. Туда сели мальчики и девочки. Пони делает круг за кругом. Дети рады.

Слова для справок: кучер, тележка, вожжи.

Глеб запряг в телегу лошадку. Мы тронулись в путь. Узкая дорожка шла через поле. Воронок бежал лёгкой рысью. Вокруг раскинулся овёс. За полями начинался низкий кустарник. Проехали редкий лесок. Вот и деревня Редькино. На краю избушка. Тут живёт дедушка Тарас. Огород у деда большой. Созрели морковка, репка, горох.

Слова для справок: телега, лёгкой.

Часто раздаётся стук в лесу. Это дятел строит гнездо. Дятел долбит своим крепким носом мягкое дерево. Кусочки коры и весь сор дятел выбрасывает вон. Птенцы дятла растут на гладком дне гнезда. От этого у них мозоли на пятках. Молодые дятлы ловко цепляются за стенки своими острыми когтями и вылезают из гнезда.

Тема: «Однокоренные слова»

По календарю ноябрь – последний месяц осени. С каждым днем все крепче утренние морозы. Под ногами уже хрустит тонкий ледок.

Речка у берегов замерзла. На озерах появились широкие полосы льда. И пруд затянуло льдом. Небо часто покрыто серыми тучами. Солнце редко светит и совсем не греет землю.

Тема: «Непроверяемые гласные и согласные»

Диктант “Дар природы”

Леса, рощи, сады — дар природы человеку. Чистый воздух лесов полезен для здоровья. Он придает людям силы. Деревья сохраняют влагу, защищают почву и посевы от ветров.

Пусть каждый школьник посадит дерево у дома или у школы. Оно принесет людям радость и красоту. Охрана природы—нужное дело. (45 слов)

Закатилось солнышко за горизонт. На краю болота стоит лосиха с лосенком. Досыта наелись они сочной травы. Задремала старая лосиха. Пищат над болотом комары. Спасаясь от комаров, прячутся лоси иногда в воду. Они проходят через болота, овраги, переплывают реки и лесные озера. Их можно увидеть на окраинах селений и городов.

(По И. Соколову-Микитову)

Слова для справок: досыта, переплывают.

Тема: «Приставки и предлоги»

Синица влетела в сад. На дереве она нашла большого жука. Синица схватила его с ветки. Вдруг с крыши спрыгнул кот. Синица увидала у дорожки кота. Кот залез под куст и следил за синицей. В сад вбежала собака. Она ‘набросилась на кота. Синица слетела с дерева.

Лёня увидал у старого сарая воробья. Он сильно дрожал от холода. Лёня взял воробья. Он принёс его в школу. Ребята положили воробья в шапку. Он отогрелся. Ребята покормили воробья. Потом воробей вспорхнул. Он сел на окно. Анна Сергеевна открыла окно. Воробей вылетел. Он весело зачирикал.

Тема: «Разделительный Ъ»

Мы обходили участок. Дорога шла на подъем. Под кустом лежал лосенок. Он был нездоров. Мы взяли лосёнка ни руки, но вдруг услышали рев. К нам бежала разъяренная лосиха. Шерсть стояла дыбом, ноздри от ярости раздулись.

Мы отпустили лосенка. Мелкими шажками  он побежал к матери. Семья объединилась.

Слова для справок: нездоров, к нам.

В давние времена суслик и ворона были друзьями. Вместе они запасали на зиму колосья и съедобные травы. Раз улетела ворона в гости к сестрам и братьям. А суслик закрыл вход в нору и пошел спать. Стала ворона звать друга. Но суслик крепко спал. Осталась ворона без съестного припаса. И дружба врозь.

(По Н. Сацджиеву)

Слово для справок: врозь

Тема: «Части речи»

Диктант “Зимой в лесу”

На дворе мороз. Сильный ветер крутит хлопья снега. В лесу затихли голоса птиц. Только пестрый дятел стучит по коре своим крепким клювом.

Холодно и голодно зверям зимой. Медведь залез в берлогу. Лиса скрылась в нору. Бедный заяц дрожит под кустом. Голодные волки рыщут по лесу.

Диктант “Зимний лес”

Чудесен русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.

Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махну­ла хвостом. Полетела лёгкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.

(По И. Соколову-Микитову.)

Слова для справок: смолистые, чудесен.

Диктант “​Узнай зверька”

В наших лесах живёт робкий зверёк. Летом на нём серенькая лёгкая шубка. К зиме он меняет её на пушистую беленькую. Она спасает зверька от мороза. Жилья у бедняги нет. Что у зверька на обед? Горькая кора осинки или берёзки.

Хорошо служат ему длинные ноги. Большими прыжками убегает трусишка от врагов. (52 слова.)

Слова для справок: на нём, ему.

Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные »

Диктант “Котенок Пушок”

Был у Веры котенок по кличке Пушок. Мягкий пушистый малыш. Раз увязался Пушок за коровой Майкой. Корова пасется, а Пушок прыгает от цветка к цветку. Вдруг появился пес Дружок. Оскалил зубы на Пушка. А котенок мигом очутился верхом на Майке. Так на корове и приехал домой.

(По В, Гаранжину)

Слова для справок: на берегу, раскинулся.

Юра Щукин и Алёша Морозов — большие друзья. Они живут в селе Ильинки. Кругом раскинулись широкие поля. Под горой течёт речушка Клязьма. Летом ребята работали в поле. Они ходили на прополку свёклы. Потом бежали в ближний лесок. Там много грибов и ягод. Мальчики знают грибные места. (46 слов.)

Слова для справок: на прополку, потом.

Тема: «Число имен существительных»

Наступила зима. Подул с севера сильный ветер. Глубокий снег покрыл землю пушистым ковром. Толстый лед лежит на реках и озерах. Замело все дороги. Часто бывают морозы и метели. Деревья стоят без листьев. Только сосны и ели зеленеют. Порывистый ветер качает деревья. Трещат сучья деревьев. Холодно зимой!

Тема: «Род имен существительных»

Сегодня большой мороз. Вот синицы и летят к кормушкам. Высоко висят кормушки с кормом для синиц.

Прилетела синица и схватила хлебную крошку с кормушки. Улетела обратно. Потом она прилетела с другими птицами. Начали синицы ловко клевать крошки и семена.

Много корму запасли ребята своим пернатым друзьям.

  • М. М. Безруких, С. П. Ефимова «Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму». Москва: Издательство «Айсберг», 1991.
  • Сборник диктантов для вспомогательной школы (5-9е кл.). Пособие для учителей / А. К. Аксенова, Э. В. Якубовский. М. « Просвещение» 1980.

В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Оцените статью
Экодиктант - Помощь