Цель работы: проверить навык правописания слов на диапазоне изученных правил и элементарные знания по русскому языку. Текст диктанта включает все изученные во 2-3 классе орфограммы. Грамматическое задание включает проверку усвоения учащимися падежей имен существительных.разбор слов по составу и разбор предложения по члеам.
Диктант на тему «Падежи имен существительных»
Стоит чудесный зимний денек. Под моё окно летят красивые птички. Я смотрю на синиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой березы. На голове черная шапочка. Спина, крылья и хвостик у них серые. На короткую шейку птичка словно галстучек повязала. Грудка яркая, желтая. Будто жилет синица надела. Клювик у птицы тоненький. Хороша птица!
Едят синички вкусное сало. Радостно им!
Слова для справок: жилет, будто, словно, тоненький
В холодном воздухе носились легкие снежинки.
В прошлом декабре стояли сильные морозы
1 вариант: 2 вариант:
рисовал в альбоме бежал по дороге
сидел у реки вылетел из гнезда
плыли по небу рассказ о герое
гулял с мамой старичок с бородой
завязал платок кормлю синичку
у папы, к маме, с сестрой, на земле, под окном, в степи
с братом, у бабушки, к дереву, на озере, для дедушки, по шоссе
Словарные диктанты для 3 класса
Словарный диктант №1
Лягушка, черный, медведь, четыре, праздник, извините, понедельник, вместе, шёл, север, потом, орех.
Словарный диктант №2
Месяц, помидор, вдруг, ужин, пороша, лестница, трактор, берег, коньки, мебель, Москва, здравствуй.
Словарный диктант №3
Рябина, около, пятница, снегирь, кровать, однажды, посуда, суббота, чувство, фамилия, рисунок, коллекция.
Словарный диктант №4
Воскресенье, животное, гвоздика, герой, квартира, песок, завтрак, приветливо, трамвай, ромашка, интересный, товарищ, килограмм, аккуратно.
Словарный диктант №5
Ворона, капуста, лопата, мороз, петух, ребята, собака, тарелка, хорошо, язык.
Словарный диктант №6
Родина, растение, ягода, овощи, квартира, учитель, русский, язык, город, деревня.
Словарный диктант №7
Картофель, капуста, огород, малина, север, ноябрь, мороз, комната, квартира, трактор.
Словарный диктант №8
Родина, комната, квартира, картина, рисунок, карандаш, пенал, русский, ребята, альбом, пейзаж, портрет.
Словарный диктант №9
Трамвай, топор, кровать, одежда, яблоко, лестница, праздник, восток, класс, группа, аллея, север.
Словарный диктант №10
Тетрадь, язык, север, рисунок, народ, одежда, кровать, квартира, дежурный, берёза, восток, урожай.
Словарный диктант №11
Вдруг, комиссия, болото, комбайнер, библиотека, винегрет, растение, металл, назад, земляника, метель, шоссе.
Словарный диктант №12
Килограмм, магазин, впереди, аппетит, комбайн, морковь, берёза, завтра,, интересный, завтрак, животное, картофель.
Словарный диктант №13
Шофёр, горячий, вокруг, здравствуйте, валенки, песок, овёс, молоток, сирень, готов, погода, капуста, декабрь.
Словарный диктант №14
Чувство, экскурсия, вчера, горох, рассказ, решать, сахар, Кремль, однажды,
автомобиль, медленно, февраль.
Словарный диктант №15
Адрес, автобус, багаж, герой, до свидания, запад, здесь, везде, ботинки, вагон футбол, хоккей.
Словарный диктант №16
Столица, ноябрь, обед, трактор, север, пшеница, ракета, картина, месяц, аллея, трамвай, пассажир.
Словарный диктант №17
Воробей, однажды, автомобиль, медленно, февраль, комбайнер, библиотека, тетрадь, язык, север,
Примерное количество слов для словарных диктантов: 3 класс – 10-12 слов.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
«5» («отлично») – без ошибок.
«4» («хорошо») – 1 ошибка.
«3» («удовлетворительно») – 2-3 ошибки.
«2» («плохо») – 4 и более ошибок.
Начальные классы » Конспекты уроков в начальной школе » Русский язык 3 класс
Словарные диктанты для школьников 3 класса позволяют учителю определить за короткое время уровень знаний учащихся по пройденной теме и правилам:
безударные гласные в корне слова, парные звонкие и глухие согласные в корне слова, слова с буквой Е в корне проверяемой буквой Ё, непроизносимые согласные в корне слова, правописание приставок, приставки и предлоги, разделительный твёрдый знак (Ъ), мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Словарные диктанты по правилам 3 класса
Словарный диктант по теме «Безударные гласные в корне слова»
Словарный диктант по теме “Парные звонкие и глухие согласные в корне слова”
Словарный диктант по теме “Слова с буквой Е в корне проверяемой буквой Ё”
Словарный диктант по теме “Слова с двумя безударными гласными в корне”
Словарный диктант по теме “Непроизносимые согласные в корне слова”
Словарный диктант по теме “Правописание приставок”
Словарный диктант по теме “Приставки и предлоги”
Словарный диктант по теме “Разделительный твёрдый знак (Ъ)”
Словарный диктант по теме “Части речи. Имя существительное. Мягкий знак на конце существительных после шипящих”
Похожие публикации
Проверочные работы по теме «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»Обобщающий урок по теме «Имя существительное»Обобщение изученного по теме «Имя существительное»Конспект урока: Удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня 3 класс
Тема:Распознавание падежей имени существительного по вопросам, значению, предлогам. Словарный диктант
Цель урока: совершенствование умения различать падежи имён существительных.
1. Образовательная: Закреплять умения различать падежи по совокупности их признаков, правильно употреблять существительное в нужном падеже.
2. Развивающая: развивать умение ставить падежные вопросы, распознавание падежа по вопросу, окончанию, предлогам, развивать речь, мышление, внимание.
3. Воспитательная: Воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: лист самооценки, карточки с заданиями, картина, конверты с лепестками для рефлексии.
Тип урока: Урок закрепления и систематизации знаний.
– Ребята, мы заканчиваем путешествие по стране падежей. Сегодня на уроке мы обобщим и проверим знания по данной теме. И определим «знатока» в знании падежей.
– Урок наш не совсем обычный. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поприветствуем их.
– Прежде чем мы приступим к работе, получите «лист самооценивания». В этих листочках вы будите ставить заработанные за задания баллы.
2. Минутка чистописания.
Сегодня пропишем букву Ж .
– 3 заглавные буквы Ж; 3 строчных букв;
первый слог в слове жираф (с какой гласной?); 1 слог в слове жулик (с какой гласной?); 1 слог в слове жёлтый (с какой гласной?); 2 слог в слове тяжело (с какой гласной?); 1 слог в слове жара.
Ж Ж Ж жжж жи жу жё же жа
2. Словарная работа
Без рук, без ног, а мост построит (Мороз)
Тихо-тихо снег идет,
Мчусь , как пуля. я вперед,
Декабрь – что это за месяц? (Последний месяц года.)
Декабрь – год кончает, зиму начинает.
Январь – первый месяц года. Какой год подходит к концу? Какой идет следом?
Актуализация опорных знаний.
Ж.р. м.р ср.р
– Итак, давайте же вспомним падежи, с которыми мы познакомились раннее.
Работа над закреплением материала.
Поставь вопрос и определи падеж существительных.
Дышать (________?) воздухом,
подняться к (________?) к солнцу.
опоздать на (_______?) линейку,
растут около (________?) пня,
Отдыхать в (_________) в саду.
Взаимопроверка. ( за каждый правильный ответ по 1 баллу)
Выделите предлоги и окончания имён существительных, определите падеж имён существительных.
От дуба, по тропинке, на ёлке, до дороги, по небу,
из дома, вокруг леса, над полем, к бабушке, у окна.
(без ошибок 5 баллов, 1-2 ошибки 4,5 ошибок- 3, более 5 ошибок 2 балла)
– Пошел снег и закрыл несколько букв в следующем задании.
Карточка 3Прочитать предложения. Списать, вставляя пропущенные буквы. На старой б_резе с_дела любопытная с_ничка. Птичка с интересом наблюдала за д_тьми под деревом. ( Проверяем коллективно) – Какое правило вспомнили, вставляя буквы? (О правописании безударных гласных). – Как же проверить безударную гласную? – Подчеркнуть главные члены предложения. – В каком падеже употреблено подлежащее? Что знаете о падеже подлежащего? (Подлежащее всегда стоит в именительном падеже). – Как определить падеж имени существительного в предложении? Определите падежи существительных.
(без ошибок 5 баллов, 1-2 ошибки 4,3 ошибки – 3, более 3 ошибок 2 балла)
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей
И быстрей, быстрей, быстрей!
Делаем вперёд наклоны –
Раз – два – три – четыре – пять.
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
Начинаем приседать –
А потом прыжки на месте,
Выше прыгаем все вместе.
Руки к солнышку потянем.
Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться.
Да прилежно, не лениться
– Запишите словосочетания, раскрывая скобки. Поставьте существительное, данное в скобках, в указанном падеже. Если нужно, добавьте предлог, окончание у существительного выделить. Ветка (рябина) (Р.) Гулять (улица) (Д.) Любоваться (снежинка) (Т.)
(за каждый правильный ответ по 1 баллу)- Какая особенность у существительных в дательном падеже? (Предлоги к, по) Русская природа красива во все времена года. Вот как вдохновенно Р. Рождественский при помощи одного из падежей говорит о ней: О русской природе, о милой природе, О тающем снеге, о ясной погоде, О яблонях в наших садах, О шумной пшенице, о вольных просторах, О солнце сквозистых берез, О гроздьях рябины, о шорохах бора, О ландышах ранней весной. – Узнали падеж? Докажите. – Какая особенность у существительных в предложном падеже? (Употребляются только с предлогами).
(дополнительный балл первому ответившему)
– А теперь отправимся в музей Зимы, где она выставила картины, показывающие красоту и настроение зимней природы. Рассмотрите картину.- Запишите 2-3 предложения. Определите падеж имён существительных.
– Чтобы определить уровень своих знаний выполните тест.
В русском языке ___ падежей.
Именительный падеж отвечает на вопросы ______________________
Родительный падеж отвечает на вопросы ________________________
Дательный падеж отвечает на вопросы __________________________
Винительный падеж отвечает на вопросы _______________________
Творительный падеж отвечает на вопросы ________________________
Предложный падеж отвечает на вопросы _________________________
Падеж имен существительных определяется по ______________________ и ___________________.
(без ошибок – «5», 1 – 2 ошибки – «4», 3 – 4 ошибки – «3»,5 ошибок – «2»)
– Подсчитайте сумму набранных за урок баллов. И поставьте себе оценку.
25-20 – «5»
29-15 – «4»
14-10 – «3»
менее 10 –«2»
– Кто же является знатоком падежей?
– Ребята, наш урок подходит к концу. У вас в конвертах находятся разноцветные лепестки, вырезанные из бумаги. Сейчас каждый создаст свой цветок настроения, с помощью которого мы узнаем, интересно ли вам было на уроке, комфортно ли вы чувствовали, понравилось ли работать. Лепестки теплых тонов передают радостное настроение и говорят о том что вам было интересно, легко работать на уроке, а холодных – грустное, вам было тяжело справляться с заданиями и не интересно.
Дети создают « цветы настроения». Вместе составляют «букет».
СБОРНИК ДИКТАНТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 3 КЛАССА
по теме: « Изменение имён существительных по падежам». (3 класс – 1 четверть)
Наступают осенние дни. Грустный вид у природы. Земля оделась
сухими листьями. Они в сырую погоду мягкие и пухлые. В морозные
дни листья жёсткие и хрупкие. Одинокие золотые монетки висят на
осине. Ветер несёт листья по тропинке к опушке леса. Мы подъезжаем
к реке. Она выпрямилась и стала шире. От холода в ней пропал во-
дяной цвет. От морозов трава у берегов завяла и опустилась на дно
речки. Смолкли птичьи голоса. Природа ждёт прихода зимы. (73 слова)
Проверяются умения писать слова с орфограммами:
– слова с безударными гласными в корне – 14 слов;
– слова с проверяемыми согласными в корне – 6 слов;
– слова с приставками – 9 слов;
– слова с предлогами – 11 слов;
– слова с сочетаниями чк, жи-ши, ча-ща – 2 слова;
– слова с мягким знаком – 7 слов;
– слова из словаря – 6 слова.
– Выпишите из диктанта существительные во множественном числе и
образуйте форму единственного числа.
– Определите род существительных.
1 вариант – Земля , хвост, скатерть, зелёные, дождь, окно, крыльцо;
2 вариант – Ветер, осина, зеркало, погода, объявление, золотые, берег.
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают с берёз лёгкие жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись серебряные нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние цветы.
Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.
Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.
Легко дышится в осеннем лесу. Тишь стоит кругом!
1. Выпишите в три столбика существительные (по склонениям).
2. Укажите род и падеж существительных. Выделите в них окончания.
3. Разберите по членам предложения третье предложение. Укажите части речи. Определите падеж существительных.
по теме: «Глагол»
Длинный день летом, как никогда в году. Красочно садится солнце. Долго тлеет зарево заката.
Леса, покрытые нежными светло-зелёными листьями, становятся красивыми и привлекательными.
В светлой зелени лесов и парков птицы звонкими голосами встречают рассвет. Кукует кукушка, среди кустарников, растущих вблизи водоёмов, поёт соловей. Слышится звонкая песнь дрозда.
Появляются детёныши у многих пушных зверей.
В поле и на лугу в ясные дни много насекомых. Рано утром просыпаются пчёлы.
1. Выпиши глаголы. Напиши к ним вопросы, на которые они отвечают.
2. Укажи, каким членом предложения служит каждый глагол.
3. Выпиши слова с двойными согласными. Раздели их для переноса.
4. Подчеркни в словах сочетания
5. К слову напиши проверочное слово. Поставь ударение.
6. Выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв.
7. Подчеркни слова, в которых есть разделительный мягкий знак.
Диктант №2 Скоро будет ненастье
Утром на небе виднеются багровые лучи. Туманы после рассвета не исчезают. Превращаются в низкие слоистые облака.
Перед ненастьем хорошо видны яркие лучи, которые стрелами расходятся из-за облаков, закрывающих солнце.
Дым из труб и от костра стелется понизу. Днём и ночью температура воздуха почти не меняется. Отчетливо слышны вокруг звуки.
Утром появляется радуга. Соль становится влажной. Рыба не клюёт.
1. Выпиши глаголы вместе с существительными, к которым они относятся.
2. Поставь вопросы. Укажи время глаголов.
3. Выпиши слова с разделительным мягким знаком. Раздели слова на слоги.
4. Подчеркни в словах известные орфограммы.
по теме: «Безударные падежные окончания имён существительных». (3 класс – 2 четверть)
Зима завалила деревню пушистым снегом. Стояли мягкие серые
дни. С верхушки старой ели сорвалась птица. Посыпался серебристый
иней. Он белой пылью осел на куст сирени. В доме трещала печь.
Пахло дымом. Порывы сильного ветра уносили запах дыма к речке.
Группой шли женщины к проруби за водой. Над крутым обрывом
Разместилась старая беседка. Ступеньки её поседели от инея. Мы взяли
Лопаты и расчистили дорожку к беседке. Показалось зимнее солнце.
– слова с проверяемыми согласными в корне – 4 слова;
– слова с приставками – 13 слов;
– слова с предлогами – 9 слов;
– слова из словаря – 6 слов;
– существительные с безударными падежными окончаниями – 9 слов;
– прилагательные с безударными падежными окончаниями – 6 слов.
– Найдите существительные в Р.п. и Д.п. Обозначьте орфограмму.
по теме: «Имя прилагательное».
(3 класс – 3 четверть)
Земля покрылась белым снежным ковром. Ранним утром я и мой
товарищ Андрей отправились в зимний лес. Ночью вьюга занесла все
дорожки и тропинки. Мы скользили на лыжах по лесным полянам.
Вокруг стояли красивые деревья в зимнем убранстве. Стройные берёзы
и осины покрыты пушистым снегом. С ветки летит на шапки мягкий
снежок. Мы подъехали к избушке лесника. Она стоит на опушке боль-
шой сосновой рощи. Вдруг выглянуло зимнее солнце. Яркий луч его
осветил стройные деревья.
– слова с безударными гласными в корне – 17 слов;
– слова с проверяемыми согласными в корне – 5 слова;
– слова с приставками – 6 слов;
– слова с предлогами – 8 слов;
– слова с шипящими на конце – 2 слова;
– слова с мягким знаком – 8 слов;
– слова из словаря – 3 слова.
– существительные с безударными падежными окончаниями – 10 слов;
– прилагательные с безударными падежными окончаниями – 7 слов.
– Подчеркнуть все прилагательные;
– Морфологический разбор прилагательного:
1 вариант – снежным (ковром); 2 вариант – (по) лесным (полянам);
– Вставить пропущенные окончания, определить падеж прилагательного:
– определять падежи имен прилагательных;
– распознавать падежи имён прилагательных;
– писать безударные падежные окончания прилагательных;
– делать морфологический разбор прилагательного.
– распознавать существительные в Р.п. и Д.п.
– писать безударные падежные окончания.
по теме: «Главные и второстепенные члены предложения».
(3 класс – 4 четверть)
Наступила весна. С голубого неба льются лучи яркого солнышка.
Ручьи с весёлым шумом несутся с гор. Речка бежит широкая и бурная.
На деревьях появились маленькие листочки. На старой берёзе уже
возится грач. В чистом весеннем воздухе поют птицы. Показалась
молоденькая травка. Школьники сделали гряды на своём огороде и
посадили новые сорта овощей. Летом они будут проводить борьбу с
вредными насекомыми, а к осени устроят выставку овощей. Ребята
сделали скворечники и написали красочные плакаты.
( 72 слова)
– слова с безударными гласными в корне – 21 слово;
– слова с проверяемыми согласными в корне – 2 слова;
– слова с сочетаниями чк, жи-ши, ча-ща – 6 слов;
– слова с мягким знаком – 9 слов;
– слова из словаря – 5 слов.
– существительные с безударными падежными окончаниями – 7 слов;
– прилагательные с безударными падежными окончаниями – 11 слов.
– В предложение выделить главные и второстепенные члены.
Выписать слова парами с вопросом.
1 вариант – В чистом весеннем воздухе поют птицы.
2 вариант – На деревьях появились маленькие листочки.
– определять и выделять нужными линиями все члены предложения;
– выделять из предложения словосочетания.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 1
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 2
(за 1 четверть)
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 3
(за 2 четверть)
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 4
Родина, комната, квартира, картина, рисунок, карандаш, пенал, русский, ребята,
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 5
(за 3 четверть)
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 6
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися
изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ
слов и предложений.
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
«4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.
«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
➢ нарушение правил орфографии при написании слов;
➢ пропуск и искажение букв в словах;
➢ отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
➢ неправильное написание словарных слов.
За ошибку в диктанте не считаются:
➢ ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
➢ единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово
следующего предложения за писано заглавной буквы;
➢ единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
➢ две пунктуационные ошибки;
➢ повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
➢ повторение одной и той же буквы в слове;
➢ перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
➢ дважды записанное одно и то же слово в предложении.
“5” ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
“4” ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
“3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
“2” ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.
Цель: проверка остаточных знаний по программе второго класса и навыков
каллиграфического написания букв.
Мы часто ходим в ближайший лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски
радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами
пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо
дышать свежим воздухом.
1. Записать цифрой, сколько слов в первом предложении.
2. Слова разделить для переноса.
Цель: проверить умение применять на практике повторенные орфограммы.
Прощание с осенью
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало
нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла.
Хрустят листья и трава на тропе у дома.
1. В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
2. Выписать из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.
по теме «Однокоренные слова»
Цель: проверить умение применять на практике правила написания слов на изученные
орфограммы, разбирать слова по составу.
Ребятишки любят мастерить разные вещицы. Летом они заготовили сосновые и
еловые шишки, семена различных растений. Детишки запасли веточки и листочки. И вот
открыта мастерская. Она будет выпускать лесные игрушки. Мальчики и девочки делают
забавных зверюшек. Вот лесовичок. Какая красивая лисичкасестричка! Какие чудные
ежиха и козлёнок! Кому подарить эти поделки? Ученики отнесли их в детский сад.
1. Выписать два слова, в которых есть суффиксы, и разобрать их по составу.
2. Третье предложение разобрать по членам предложения.
3. Выполнить слогозвуковой анализ слова
Цель: проверить умение применять правила правописания слов с орфограммами в корне
слова, формировать умение проверять написание этих слов изменением формы слова,
подбором родственных слов.
На улицах города
Зимой убирают снег с улиц. Вот машина с железным скребком и круглой щёткой.
Она очищает скребком снег с дороги, а щётка всё подметает. Теперь снег надо убирать.
Подходит другая машина. Она остановилась около снежной кучи. Заработала машина
железными лопатами – снег пополз в грузовик. Скоро снега не осталось, будто в городе и
зимы не было.
(По Н. Калинину)
1. Разобрать слова по составу.
1 вариант: подметает, с железным.
2 вариант: подходит, около снежной.
2. Предложение разобрать по членам предложения: Она остановилась около
3. Придумать слова к схемам:
по теме «Правописание корней»
Цель: выявить сформированность навыков правописания слов на основе изученных
правил; проверить усвоение элементарной теории языка: правописание в сложных
словах, безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых
согласных, правописание приставок, разделительного твёрдого знака, удвоенных
согласных, смягчающего мягкого знака; проверить умение определять части речи и
разбирать слово по составу; проверить умение определять главные и второстепенные
Подъём в гору
Альпинистов часто называют скалолазами. Это смелые, выносливые люди. Им
приходится видеть водопады, наблюдать землетрясения, извержения вулканов.
Эти спортсмены – умелые пешеходы. Они проходят большие расстояния до горных
хребтов, а затем поднимаются вверх. Подъём становится всё круче. Приходится постоянно
делать крутые повороты и идти в обход. Отдохнуть можно на бугорке.
Взгляду открылся интересный вид. На утёсе орёл съедал свою добычу. Бедный
зайчишка попался ему в лапы. Альпинисты почувствовали жалость к зверьку.
1. Последнее предложение разобрать по частям речи и членам предложения.
2. Разобрать по составу слова: скалолаз, землетрясение, проходят, зайчишка.
СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ № 6
Цель: формировать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма.
Словарная работа: (запись на доске)
Овеяно, легенда, победа, на передовой, генералы, офицеры, солдаты, сражение,
Великая Отечественная война, руководство, Маршал Жуков Георгий Константинович,
Ленинград, Курская дуга, Сталинградское сражение, битва за Берлин, акт о
безоговорочной капитуляции Германии, Парад Победы, торжеством, Спасские ворота.
Имя Георгия Константиновича Жукова овеяно легендой.
Его сила духа, вера в победу передавались всему фронту.
На передовой в его лицо с надеждой смотрели генералы, офицеры, солдаты.
Все великие сражения Великой Отечественной войны были проведены под
руководством Маршала Жукова. Ленинград, Курская дуга, Сталинградское сражение и
битва за Берлин.
Жуков принял акт о безоговорочной капитуляции Германии. Бурная радость
перемежалась со слезами.
Ему была оказана честь принимать Парад Победы 24 июня 1945 года на Красной
площади в Москве.
Застыли войска. Торжеством светятся глаза солдат, генералов, маршалов, гостей. Из
Спасских ворот на белом коне выехал Маршал Жуков. Грянули торжественные звуки
дорогой для каждой русской души музыки Глинки «Славься».
Георгий Константинович Жуков был всегда солдатом Отчизны.
ЗРИТЕЛЬНОСЛУХОВОЙ ДИКТАНТ № 7
Цель: тренировать умение применять правила правописания слов со звонкими и глухими
согласными, удвоенными согласными, разделительным мягким знаком, безударными
гласными в практике письма; умение находить орфограммы, проверять их написанием
формы слова, подбором родственных слов; проверять навыки правописания мягкого
знака в именах существительных с основой, оканчивающейся шипящим звуком.
Мой товарищ Илья гостил у бабушки. Село Юрьево находится на берегу реки Свищ.
Заиграет на берегу первый луч солнца, а друзья уже на берегу реки. У них всегда с
собой удочки. А вот поймана первая рыбка – ёрш. Ловили ребята и крупную рыбу.
Попадался окунь, лещ, карась, линь, сом.
Мальчики часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь.
Кругом тишь. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной
1. Подчеркнуть три существительных мужского рода с шипящим на конце.
2. Написать три имени существительного женского рода с шипящим на конце.
ДИКТАНТ № 8
Цель: проверить навык правописания двойных, непроизносимых, безударных, звонких и
глухих согласных, предлогов и приставок, родовых окончаний имён существительных,
глаголами, мягкого знака после шипящих на конце основы; проверить умение разбирать
слова по составу, а предложения по частям речи.
В нашем русском краю всё в старину было деревянное. Из дерева делали ложки и
дома, ступки и кадки.
Русские мастера по дереву славились повсюду. Особенно были знамениты
новгородские плотники. Здесь топором владел каждый.
Они строили деревянные здания с удивительной быстротой. Плотники возвели в
Коломне деревянный дворец. Это настоящее чудо из дерева. На него приезжали
любоваться гости из многих стран.
(По. Е. Мар)
1. Второе предложение разобрать по членам предложения и частям речи.
2. Разобрать слова по составу: в старину, любоваться, дом.
ДИКТАНТ № 9
по теме «Имя прилагательное»
Цель: проверить умение писать безударные родовые окончания имён прилагательных в
единственном числе и окончания прилагательных во множественном числе.
Наступает радостное время года. Ласковое весеннее солнце согревает всё вокруг.
Синее небо высокое. По небу плывёт лёгкое облачко. Крепкий лёд на реке потемнел.
Сонный лес стоит голый. Пахучие почки уже набухли. На вербах отпали тонкие чешуйки,
показались серебряные барашки. На земле лежит прошлогодняя листва, сухие травинки.
В вершинах деревьев шумит весенний ветер. Счастливое время!
1. Разобрать по членам предложения.
2 вариант: в вершинах, ласковое.
3. Подобрать прилагательные, близкие по смыслу:
ДИКТАНТ № 10
по теме «Глагол»
Цель: проверить усвоение правил написания изученных орфограмм; умение правильно
писать родовые окончания у имён прилагательных, предлоги и приставки; выполнять
разбор слова по составу, подбор однокоренных слов, разбирать предложения по членам,
изменять глаголы по временам.
Лакомства для зверей
Бурого медведя считают хозяином смешанных лесов. Он очень любит малину и мёд.
Косолапый часто совершает набеги на жилища диких пчёл. Забредает порой на пасеки.
Пчёлы мстят медведю. Они жалят его в кончик носа, язык. Зверю приходится спасаться
Барсук поедает коренья растений, полевых мышей, земляных червей, юрких
ящериц, ядовитых змей, болотных лягушек. Его любимое лакомство – виноград.
Заяц любит грызть морковь, капусту, репу и петрушку.
1. Выписать три словосочетания глаголов с именами существительными, указать
число и время глаголов.
2. Разобрать по составу слова: набеги, приходится, полевых.
3. Разобрать предложения по членам и частям речи:
ДИКТАНТ № 11
Цель: проверить уровень навыков правописания слов на изученные в течение учебного
года орфограммы, написание предлогов и приставок, родовых окончаний имён
прилагательных, личных окончаний глаголов; умение определять границы предложения;
подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу; разбирать предложения по
В солнечное утро у пруда закуковала кукушка.
Деревья ещё не просохли от утренней росы. Откуковала кукушка. И вот весь сад
засвистел, зашумел листьями.
Божьи коровки, птицы взялись за работу. Для птиц настала жаркая пора. С утра до
позднего вечера пернатые несут корм в гнёзда.
В эти дни постарайся не гулять по лесу с собакой. Легко спугнуть птиц с гнезда.
Погибнут от голода птенцы.
1. Подберите однокоренные слова:
2. Разобрать слова по составу: засвистел, жаркая, листьями.
3. Первое предложение разберите по частям речи и членам предложения.
4. В последнем предложении укажите род, число, падеж имён существительных.
Контрольное списывание, как и диктант, способ проверки усвоенных орфографических
и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также
проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить
границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.
«3» – за работу, в которой допущены 2 ошибки.
«2» – за работу, в которой допущены 3 и более ошибок.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 1
Цель: проверить навыки списывания.
Ирина Петровна Соловьёва работает на заводе. Она собирает часы. Семья
Соловьёвых получает новую квартиру. Квартира находится на шестом этаже. Из её окон
очень красивый вид. Около дома жильцы посадили цветы и деревья. Есть во дворе и
детская площадка. Друзья и родные поздравили семью с новосельем.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 2
На улице стоит слабый мороз. Солнце посылает на землю яркие лучи. Под ногами
хрустит снег. Дорога укатана санями. Небо над землёй стоит чистое и высокое. Днём
можно увидеть на небе молодой месяц серпом. В лесных ручьях течёт светлая и
прозрачная вода. На дне ручьёв видны сухие листочки и травинки.
(По И. СоколовуМикитову)
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 3
Цель: формировать навык самостоятельной работы, проверять сформированность навыка
списывания и каллиграфические навыки.
Слонёнок, попугай, удав и мартышка жили в Африке. Каждый день они собирались
вместе. Мартышка пела смешные песенки. Удав, слонёнок и попугай слушали и смеялись.
Слонёнок задавал всем умные вопросы. Иногда слонёнок и мартышка брали удава и
крутили, как скакалку, а попугай прыгал через него.
Всем было очень весело.
(По Г. Остеру)
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 4
В России живёт множество разных народов. Народы эти объединяются в группы, а
группы – в семьи. Это объединение происходит по языку, на котором они говорят.
До наших дней дошла поговорка кочевников: «Наша дружба поблекнет лишь тогда,
когда хмель утонет в воде, как камень, и камень полетит по воздуху, как хмель».
Хмель – это вьющееся растение. Стебелёк у хмеля длинный, лёгкий. Такой никогда
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 5
Цель: проверить умение каллиграфически правильно писать буквы, слова, предложения
без пропусков, вставок, искажений букв; формировать умение работать самостоятельно,
применять правила написания орфограмм в словах.
Светит горячее весеннее солнце. Льёт тёплый дождь. Алёнка и Таня вышли на улицу.
Они стали шлёпать босыми ногами по лужам. Взлетели весёлые брызги. Девочки громко
Дождь быстро кончился. Девочки увидели Ваню Дроздова. Он нёс маленькие
деревца. Это были липки. Их вырастили из семян. Деревца будут сажать около пасеки.
Пчёлы любят липовый цвет.
Диктант 3 класс ФГОС “ШКОЛА РОССИИ”3 четверть по теме “Падежи имён существительных”
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Введите ваш email