Диктант Арктика

Диктант Арктика Экодиктант

Приглашаем учащихся образовательных учреждений регионов, сотрудников МЧС России, спасателей аварийно-спасательных служб принять участие в Арктическом диктанте.

Арктический диктант проводится в преддверии Межведомственного опытно-исследовательского учения сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне Российской Федерации (Безопасная Арктика – 2023).

Период проведения: с 27 марта до 10 апреля 2023 года.

Формат проведения: онлайн.

В течение 45 минут участникам предстоит ответить на 30 вопросов по следующим темам:

Регистрация завершена 5 апреля 2023 года в 00:00 по мск.

Зарегистрированные пользователи смогут ответить на вопросы до 10 апреля.

Спасибо за участие!

Список победителей будет размещен на сайте Московского политехнического университета.


Диктант Арктика

Диктант Арктика

Арктический диктант проходит с 27 марта по 5 апреля 2023 года.

К участию приглашаются учащиеся образовательных учреждений регионов, сотрудников МЧС России, спасателей аварийно-спасательных служб принять участие в Арктическом диктанте.

Период проведения: с 27 марта по 5 апреля 2023 года.

Для участия пройдите регистрацию до 3 апреля 2023 года: https://mospolytech.ru/fakultety-i-instituty/fakultet-bazovykh-kompetencij/news/arkticheskiy-diktant-2023/

На главную страницу

Даты проведения: 06.02.2023 – 01.05.2023
Даты сбора материалов: 07.02.2023 – 01.05.2023

Тест для:

Вернуться к списку мероприятий

Диктант включает в себя проверку знаний по следующим темам:

Принять участие в диктанте могут обучающиеся образовательных организаций среднего профессионального образования, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, родители, педагоги.

Сертификаты участника размещаются в личном кабинете участника каждую пятницу до 18:00.

Выполнение заданий диктанта однократное.

Ограничение по времени отсутствует.

Положение о Большой Арктической Экспедиции

телефон: +7 (495) 678-55-62

Для прохождения диктанта рекомендуется использовать браузер «oogle Chrome» на персональном компьютере.

Перед отправкой формы убедитесь в правильности заполнения всех полей. Внесение изменений в форму после нажатия кнопки «Проверить» невозможно.

Инструкции по работе в интерактивной системе «Конкурсы и проекты»

Регистрация пользователя в интерактивной системе konkurs.mosmetod.ru

Краткая инструкция по работе в личном кабинете

Телефон технической поддержки: +7 (499) 550-50-97

Арктический диктант проходит с 28 января по 31 августа 2022 года.

Таинственный край всегда не давал покоя исследователям. Скандинавы открыли территории на Крайнем Cевере, русские основали Мангазею, свой вклад в исследование Арктики внесли голландцы, англичане и многие другие народы. Со временем, благодаря совершенствованию технических средств, стало возможным изучение более удалённых и труднодоступных участков в акватории Северного Ледовитого океана. С помощью мощных ледорезов, впоследствии ставшими ледоколами, отважные открыватели пробивались сквозь толстые льды навстречу новому.

Арктика – это всё ещё один из самых таинственных и не до конца исследованных регионов планеты.

Проверьте, что вы уже знаете об Арктике, и испытайте чувство открытия высоких широт!

Принять участие в викторине могут обучающиеся 8–11-х классов и студенты (до 18 лет) образовательных организаций среднего профессионального образования, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы.

Победители викторины награждаются дипломами I, II и III степени, а участники викторины, набравшие от 12 до 18 баллов, получают сертификат участника. Дипломы и сертификаты участника размещаются в личном кабинете участника до окончания викторины.

Официальный сайт Арктического диктанта 2023 https://konkurs.mosmetod.ru/index.php?el=2&id=4720

Ответы на Арктический диктанта можно будет посмотреть тут: https://dictant.site/tag/voprosy-i-otvety-diktanta

Представляем вам вопросы и правильные ответы Арктического диктанта, который прошел в 2021 году.

Вопрос № 1.   Арктика – физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу. Существуют различные определения Арктики, по которым она ограничивается разными территориями, но обычно в неё входит почти весь Северный Ледовитый океан с окраинами материков. Для Арктики характерны незаходящее летом солнце, долгая зимняя ночь, морозы и полярное сияние. Вопрос: какую площадь занимает Арктика?

Вопрос № 2. Самая северная природная зона высоких широт — арктические пустыни. Основой ландшафта этой местности является снег, лед и каменные россыпи. Земля получает менее 400 мДж/м2 солнечной энергии, очень мало осадков (200-400 мм, преимущественно твердых), при этом характерна высокая, до 85% влажность и сильные ветры. Всё это не способствует развитию богатого видового разнообразия. Растительный покров имеет разреженный, очаговый характер, доминируют лишайники и мхи. Представители высшей флоры немногочисленны и произрастают на укрытых от холодных ветров, удобренных участках (птичьи базары, норы лемминга). Несложно перечислить названия растительного мира Арктики этой зоны: здесь растут лисохвост альпийский, камнеломка снежная, лютик арктический, щучка арктическая, мак полярный, осот, мятлик, крупка, звездчатка, полярная ива. Вопрос: какой высоты в среднем достигают растения в арктической зоне?

Вопрос № 3. В природные зоны Арктики и субарктики включена тундра. Вопрос: как переводится с финского слово «тундра»?

Вопрос № 4. Слово «арктика» происходит от греческого arktikos, что примерно означает «располагающийся около медведя» (arktos по-гречески – медведь). Однако к белым медведям это отношения не имеет. В данном случае имеется в виду одно из самых крупных созвездий звёздного неба – созвездие Большой Медведицы. Древние греки пользовались этим созвездием для навигации, используя тот факт, что оно расположено на севере. Чем ближе человек к северу, тем выше созвездие Большой Медведицы поднимается над головой, поэтому место, расположенное на крайнем севере непосредственно под этим созвездием, стали называть Арктикой. И само исходное греческое слово arktikos стали переводить как «находящийся под созвездием Большой Медведицы». Вопрос: как башкиры называют это скопление звезд?

Вопрос № 5. Международный день белого полярного медведя (International Polar Bear Day) был основан международной организацией «Белые медведи», проводится ежегодно 27 февраля. Белый медведь занимает довольно узкую экологическую нишу, живет в основном в Арктике и плохо приспособлен к плюсовым температурам. Белый медведь является важным индикатором здоровья экосистемы: когда что-то не так с арктической экосистемой, это неизбежно влияет на популяцию белого медведя. Вопрос: к какой категории видов относят белого медведя согласно классификации Красной книги?

  • 1664
  • 1774
  • 1884

Вопрос № 7. Белый медведь является одним из крупнейших видов наземных млекопитающих. Это второй по величине сухопутный хищник планеты после гребнистого крокодила. Взрослый самец весит около 350–700 кг, а взрослая самка — примерно вдвое меньше. Белый медведь – искусный охотник. У него очень хорошо развиты зрение, обоняние и слух. Охотится белый медведь в основном подкрадываясь из-за укрытий, или возле лунок: стоит жертве высунуть голову из воды, как медведь ударом лапы оглушает добычу и вытаскивает её на лёд. Вопрос: кто является основной добычей белых медведей?

Вопрос № 8. Белые медведи приспособлены к жизни в почти самых суровых условиях на нашей планете. Толстый мех и 3–4 сантиметровый слой жира защищает их тела от переохлаждения в морозном воздухе и ледяной воде. Кроме того, жир для белых медведей играет еще одну важнейшую роль. Вопрос: какую?

Вопрос № 9. Численность белых медведей в настоящее время составляет 25-30 тысяч особей. Провести точный расчет численности белых медведей невозможно ввиду обширности Северных территорий и малозаселенности людьми. Значительная часть белых медведей обитает в Русской Арктике, в трех основных ареалах: Карско-Баренцевоморская, Чукотско-Аляскинская, Лаптевская популяции. Какова примерная численность белых медведей, обитающих в Русской Арктике?

Вопрос № 10. Белый медведь относится к видам животных, численность которых сильно зависит от изменений условий окружающей среды. Вопрос: что является главным фактором, ограничивающим перемещения белого медведя?

Вопрос № 11. Во всем мире принято для научных целей закреплять на животных спутниковые передатчики. У белых медведей ошейники со спутниковыми передатчиками надевают на самок. Вопрос: почему практически невозможно установить ошейник на самца белого медведя?

Вопрос № 12. С 1957 года Постановлением Совета министров РСФСР введён запрет на добычу белых медведей. На одном из островов в 1960 году был создан заказник, реорганизованный в 1976 году в государственный заповедник. Заповедник на острове служит целям сохранения и изучения типичных и уникальных экосистем островной части Арктики, а также таких видов животных, как белый медведь, морж, единственной в России гнездовой популяции белого гуся, и многих других видов берингийской флоры и фауны с высоким уровнем эндемизма. В 1975 году на острове был акклиматизирован овцебык. Вопрос: как называется этот островной заповедник?

Вопрос № 13. В 2020 году в целях сохранения редких и исчезающих видов зверей и птиц и среды их обитания был создан федеральный заповедник «Медвежьи острова». Заповедник охватывает дельту реки Колымы, тундровые ландшафты Индигиро-Колымской низменности, архипелаг Медвежьи острова с прилегающей акваторией Восточно-Сибирского моря. Его общая площадь составляет более 800 тыс. гектаров. Для белых медведей архипелаг Медвежьи острова – важнейшее место размножения. Кроме того, здесь обитают стерх (белый журавль), малый лебедь, тихоокеанская чёрная казарка, розовая чайка, очковая гага, канадский журавль, а также волк, песец, росомаха, ондатра, отмечаются заходы дикого северного оленя, бурого медведя и овцебыка. В числе морских млекопитающих представлены белуха, морской заяц, кольчатая нерпа, морж, сивучи. Всего на этой территории отмечено 27 видов диких животных и восемь видов растений, включенных в Красную книгу России и Красный список Международного союза охраны природы. Вопрос: на территории какого региона Российской Федерации организован заповедник «Медвежьи острова»?

Вопрос № 14. Исследование российской Арктики началось очень давно. Вопрос: в какой период поморами были исследованы острова Вайгач, Новая Земля, а потом через четверть века — острова архипелага Шпицберген и остров Медвежий в Баренцевом море?

Вопрос № 16. Первое сквозное плавание вдоль северных берегов России в направлении с востока на запад, с зимовкой у полуострова Таймыр, совершила гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» в 1914-1915 годах. Это плавание стало также первым сквозным прохождением Северного морского пути российской экспедицией. Вопрос: кто руководил этой экспедицией?

Вопрос № 17. В молодости этот военачальник принимал активное участие в полярных экспедициях и научных исследованиях в Арктике. По итогам экспедиции 1903 года он был избран действительным членом Императорского Русского географического общества, а 6 декабря 1903 года награждён орденом Святого Владимира 4 степени. В 1906 году Русское географическое общество присудило ему свою высшую награду — Большую Константиновскую золотую медаль (он стал четвертым после Ф. Нансена, Н. Норденшёльда и Н. Д. Юргенса) — «за участие в экспедиции барона Э. В. Толля и за путешествие на остров Беннетта». 23 апреля 1919 года своим распоряжением уже в должности Верховного правителя при Российском правительстве он создал Комитет Северного морского пути. Вопрос: о каком лидере Белого движения идет речь?

Вопрос № 18. Впервые за одну навигацию Северный морской путь был пройден летом и осенью 1932 году на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» из Архангельска до Берингова пролива. Вопрос: кто руководил экспедицией?

Вопрос  № 19. Идея использования дрейфа льдов (перемещения их под воздействием ветра и течений) для исследования природы высокоширотных районов Северного Ледовитого океана принадлежит Ф. Нансену. Необходимость организации дрейфующих станций вызвана отсутствием суши в центральной части Северного Ледовитого океана, пригодной для устройства постоянных наблюдательных пунктов. Официальное открытие первой в мире дрейфующей станции СП-1 состоялось 6 июня 1937 в 20 км от Северного полюса. С П- работала в 1950-1951 гг. С этого времени на льдах Центральной Арктики непрерывно работали две-три, а с апреля 1970 по октябрь 1971 четыре дрейфующие станции. Так было до июля 1991 года, когда в Арктике закончила работу последняя советская дрейфующая станция. В марте 2003 года Правительство РФ приняло решение возобновить программу исследований с дрейфующих станций «Северный полюс» и 25 апреля 2003 года была открыта первая российская дрейфующая станция. Программа дрейфующих станций реализуется «Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом» («ААНИИ») Росгидромета. Вопрос: сколько дрейфующих станций работало в советской Арктике с 1937 до 1991 года (до распада СССР)?

Вопрос № 20. В годы Великой Отечественной войны Северный морской путь — важнейшая транспортная магистраль Советского Севера. По Северному морскому пути осуществлялась проводка боевых кораблей Тихоокеанского флота в Баренцево море. За четыре военных года судами Главсевморпути выполнен большой объём воинских и народно-хозяйственных перевозок. Через арктические порты Нарьян-Мар, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси флот снабжался каменным углём Печорского и других арктических бассейнов, военная промышленность — никелем, медью, лесом. По Северному морскому пути прошли сотни судов, из них около 170 — в конвоях. Было перевезено свыше 4 млн. тонн различных грузов. Вопрос: кто занимал должность начальника Главсевморпути в годы Великой Отечественной войны и внес большой вклад в развитие арктического транспортного флота?

Вопрос № 21. Развитие Северного Морского Пути — одна из главнейших задач при освоении Арктики. Севморпуть является кратчайшим путем из Европы в Азию, который становится из-за глобального потепления все более доступным не только для ледокольного флота. Законодательством Российской Федерации определён как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике». Вопрос: какие порты служат началом и концом Северного морского пути?

Вопрос № 22. Центральная организация сотрудничества в Арктике в сфере охраны окружающей среды и устойчивого развития региона – Арктический совет, межправительственный форум циркумполярных государств. Совет образован странами «Арктической восьмерки», в которую входят: Россия, Канада, Соединенные Штаты Америки, Дания, Финляндия, Норвегия, Исландия, Швеция. Вопрос: с какого года действует Арктический совет, председательство Российской Федерации в котором начинается с 2021 года?

Вопрос № 23. Сухопутная Уфа находится далеко от морей и океанов. Но она дала Родине адмиралов, отважных командиров кораблей и подводных лодок, полярных исследователей. Один из них Валериан Иванович Альбанов – российский моряк, штурман коммерческого флота, полярный путешественник и исследователь. Как один из наиболее опытных полярных штурманов в 1912 г. был приглашен Г. Л. Брусиловым в арктическую экспедицию на шхуне «Святая Анна». Вопрос: какова была цель экспедиции «Святой Анны»?

Вопрос № 24.    27 декабря 2019 исполнилось 100 лет со дня смерти Валериана Ивановича Альбанова. Группа общественности обратилась к Главе Башкортостана с просьбой организовать в Уфе мемориальный музей этого выдающегося полярного исследователя. Его судьба — одна из интересных страниц истории нашей страны. Валериан Альбанов является уроженцем Уфы. В мае 2021 года в Уфе на улице Свердлова планируется открытие музея Валериана Альбанова и полярников – уроженцев Башкортостана. Вопрос: кто из известных полярных исследователей стоял во главе этого коллектива инициаторов?

Вопрос № 25. В Красноярске в год столетия Валериана Ивановича Альбанова удалось найти список экипажа парохода технической службы «Обь», в которой был перечень командного состава судна. Помощником командира там с 21 апреля 1905 года значился Валериан Иванович Альбанов. И дата его рождения, до того не известная исследователям, в этом документе обозначена чётко: 26 мая 1882 года (старого стиля). Вопрос: какое название носит данный найденный документ?

Вопрос № 26. В 1912 году три русские экспедиции ушли в Арктику — геолога В. А. Русанова на шхуне «Геркулес» на Шпицберген, старшего лейтенанта Г. Я. Седова на шхуне «Св. Великомученик Фока» к Северному полюсу и лейтенанта Г. Л. Брусилова на шхуне «Св. Анна» — с планом пройти в Тихий океан Северным морским путем. Экспедиция Русанова пропала бесследно. « Св. Великомученик Фока» возвращался без погибшего во время неудачного похода к Северному полюсу командира, а из 13 человек экипажа «Св. Анны», покинувших затертую во льдах шхуну, к Земле Франца-Иосифа летом 1914 года вышли только двое: штурман Валериан Альбанов и матрос Александр Конрад. Эта экспедиция шхуны «Святая Анна» легла в основу романа Вениамина Каверина «Два капитана», а штурман Альбанов стал прототипом литературного персонажа романа. Вопрос: каково имя литературного героя – штурмана «Св. Марии», прототипом которого является штурман Валериан Альбанов?

Вопрос № 27. Впервые книга Вениамина Альбанова, написанная им после невероятного возвращения на «большую землю», была издана в конце 1917 года в Петрограде. Вышла она в виде приложения к журналу «Записки по гидрографии» (том 41). Впоследствии она переиздавалась несколько раз у нас и за рубежом под разными названиями. В 1925 году в Берлине книгоиздательством «Слово» была выпущена книга Альбанова на русском языке, с предисловием Л. Л. Брейтфуса, известного русского метеоролога и историка полярных стран. Вышла она там в несколько сокращенном виде и имела другое название — «Между жизнью и смертью». Одновременно Брейтфус издал ее на немецком и французском языках. Дневник штурмана Альбанова — свидетельство исключительного мужества и силы человеческого духа, записки похода по дрейфующим льдам Северного Ледовитого океана летом 1914 года». Это путевой дневник, документ, прямое и косвенное свидетельство о гибели экипажа шхуны «Святая Анна» — в своей книге Вениамин Альбанов описывает этот исключительно трудный переход. Вопрос: как называется книга В. И. Альбанова?

Вопрос № 28. Судьба многих участников арктического похода на «Святой Анне», как и оставшихся на судне членов экипажа во главе с Г. Л. Брусиловым, оставалась покрытой глухой тайной. В летние месяцы 2010 и 2011 года поисковая экспедиция клуба “Живая природа” при содействии Русского Географического общества, Пограничной службы и авиации ФСБ России на Земле Франца-Иосифа сделала сенсационные находки. Итогом многолетней поисковой работы стал роман-поиск «Загадка штурмана Альбанова». Вопрос: кто автор данного опубликованного труда о поисках экспедиции Брусилова?

Вопрос № 29. Незапланированный дрейф «Св. Анны» и ледовый поход Альбанова позволили сделать несколько важных географических открытий. В частности, стало известно, что мифические острова – Земля Петермана, Земля Короля Оскара и Земля Гилиса – не с уществуют. Валериан Альбанов доставил в Главное гидрографическое управление выписки из судового журнала «Святой Анны», содержавшие важные метеорологические наблюдения за время дрейфа, позволившие систематизировать сведения о поверхностных течениях в высокоширотных арктических районах, вычислить среднюю скорость течения, определить границы материковой отмели, выявить желоб Анны на севере Карского моря. Имя Альбанова увековечено. Его носит гидрографическое судно ледового класса «Валериан Альбанов» и теплоход Уфимского филиала Московской академии водного транспорта «Штурман Альбанов». Именем нашего земляка названы мыс на острове Гукера в архипелаге Земля Франца-Иосифа, ледник на острове Октябрьской революции в архипелаге Северная Земля, остров вблизи острова Диксон. Вопрос: в каком море находится остров Альбанова?

Вопрос № 30. В 2016 году спущен на воду самый крупный в России нефтеналивной танкер ледового класса, названный именем Валериана Альбанова. Дедвейт танкера 42000 тонн, длина 248 метров, ширина 34 метра, осадка 9,5 метра, высота борта 15 метров. Оборудован винторулевыми колонками, способными вращаться на 360 градусов вокруг своей оси, что дает судну дополнительную маневренность при движении носом и кормой. В отличие от многих танкеров «Штурман Альбанов» может двигаться во льдах самостоятельно по каналу, предварительно подготовленному атомным ледоколом. Корпус танкера изготовлен из специальной высокопрочной и устойчивой к низким температурам стали, увеличена толщина стенок. Вместе с тем танкер может преодолевать лед и без сопровождения ледокола. Вопрос: какую максимальную толщину льда может пробивать носом танкер «Штурман Альбанов» без сопровождения ледокола?

Оцените статью
Экодиктант - Помощь