Орфографический диктант — лучший способ проверить свои умения правильного письма на русском языке.
- Сборник аудиодиктантов по русскому языку
- Что такое аудио диктант?
- Аудио диктант «Велосипед»
- Правила использования
- Аудиодиктант как средство обучения
- Аудиодиктант — методика работы
- Способы овладения орфографическими навыками
- Средства формирования орфографических навыков
- Орфографический разбор
- Списывание
- Диктант (орфографический диктант)
- Орфография как раздел языкознания
- Общее понятие о диктанте, виды диктантов
Сборник аудиодиктантов по русскому языку
Аудио диктанты ОНЛАЙН для 1 класса
Аудио диктанты ОНЛАЙН для 2 класса
Аудио диктанты ОНЛАЙН для 3 класса
Аудио диктанты ОНЛАЙН для 4 класса
Аудио диктанты ОНЛАЙН для 5 класса
Аудио диктанты ОНЛАЙН для 6 класса
Аудио диктанты ОНЛАЙН для 7 класса
Аудио диктанты ОНЛАЙН для 8 класса
Аудио диктанты ОНЛАЙН для 9 класса
Аудио диктанты ОНЛАЙН для 10 класса
Аудио диктанты ОНЛАЙН для 11 класса
Что такое аудио диктант?
Аудиодиктант — это традиционный диктант ОНЛАЙН с автоматической проверкой грамотности.
С написанием диктантов учащиеся знакомятся, начиная с первых классов.
Традиционное прочтение текста диктором, затем запись этого же текста в замедленном темпе или по предложениям, по словам.
Когда текст читает учитель, он делает паузы после каждого слова и следит, чтобы во время остановки чтения все ученики успевали написать слово в тетрадях.
С аудиодиктантом дело обстоит немного иначе. Ведь диктор онлайн не может видеть, успевают ли пишущие записать то, что продиктовано.
Поэтому программа снабжается кнопкой Пауза, чтобы можно было остановить запись и спокойно записать озвученный отрывок.
Также многие программы оснащены кнопками для замедленного или ускоренного чтения текста.
Сегодня мы поговорим о том, что такое аудиодиктант по русскому языку. На этой странице представлен Сборник (список) аудиодиктантов для разных классов. Списки пока не полностью собраны, но в ближайшее время диктанты будут добавлены для всех классов.
Каждый хочет не только выглядеть, но и быть грамотным человеком. Но многие школьные правила плохо усваиваются и не запоминаются накрепко.
Поэтому время от времени необходимо писать диктанты. Именно благодаря записи текста под диктовку формируется звуковое восприятие и анализ информации, механическая память и, естественно, орфографическая грамотность. Здесь я предложила Сборник аудиодиктантов, которые можно выполнить в ОНЛАЙН режиме, проверить свою грамотность и потренироваться в написании слов русского языка. Аудиодиктант — это простой способ проверить себя.
Чтобы научиться писать грамотно, без ошибок, в школе вам диктуют тексты. Вы пишете диктанты под диктовку учителя. Представляем вашему вниманию аудио диктант «Велосипед» для подготовки к написанию в классе.
Аудио диктант «Велосипед»
Данная программа предназначена для качественной самостоятельной подготовки к написанию школьного диктанта в 1 классе.
Правила использования
Пусть не пугает вас его красный текст и оценка «единица». Ведь мы записывали диктант не в текстовом поле, а в тетрадке.
Зато теперь мы можем проверить свои записи текста в тетради с оригиналом. Если были ошибки, на них обратить особое внимание.
Теперь самое важное!
Нажимаем на кнопку «Вернуть текстовый редактор» и включаем аудиозапись ещё раз.
Начинаем печатать под диктовку уже в нужном поле.
Так как вы уже потренировались в тетради и проверили свои ошибки, то диктант напишете уже с меньшим количеством недочетов.
А значит получите ту оценку, которая будет соответствовать вашим реальным результатам.
Таким образом вы отлично подготовитесь к диктанту в классе.
Если вы хотите сразу писать диктант на компьютере, а не в тетради, замечательно.
Пробуйте свои силы без подготовки!
Аудиодиктант как средство обучения
С помощью аудио диктанта можно не только проверить грамотность, но и самостоятельно готовиться к аналогичным проверочным диктантам в классе.
Т.е. это своеобразный тренажёр для формирования орфографической грамотности. Но не только.
Именно аудиодиктанты позволяют отрабатывать технику и скорость печати на клавиатуре.
С этой целью можно выбирать любые диктанты. Лучше начинать с самых маленьких по количеству слов. Такого объёма диктанты находятся во вкладке для 1 класса.
Написание диктантов после прослушивания аудио полезно для развития орфографической зоркости. Это умение видеть ошибки и исправлять их.
Поэтому аудио диктант является эффективным средством изучения орфографии, легко заменяет репетитора, не привязывает к месту и времени, разнообразит сам способ написания диктанта: в тетради или в текстовом поле с помощью клавиатуры.
Аудиодиктант — методика работы
На странице с аудио диктантом есть звуковой файл, который запускается соответствующей кнопкой — значком перевёрнутого треугольника.
В нашей программе аудиодиктанты озвучены искусственным интеллектом. Мы выбрали наиболее приятный голос, который не раздражает ухо.
Сначала запускается чтение диктором полного текста. Далее идёт диктовка по предложениям с паузами после каждого слова или словосочетания (если слова маленькие, а также для учеников более старших классов).
После записи текста под диктовку предлагается ещё раз прослушать текст целиком, чтобы проверить, не упущены ли какие-нибудь части текста.
В конце диктанта нажимается кнопка Проверить. Появляется оригинальный текст, в котором все неправильные слова выделены красным цветом, а правильные — зелёным.
Снизу количество правильных и неправильных слов обозначено цифрой, рядом вы увидите оценку за диктант.
Способы овладения орфографическими навыками
Что правильно писать необходимо формировать орфографическую зоркость, грамотность.
Орфографическая зоркость помогает увидеть в словах трудные места для применения конкретного правила.
Орфографическая грамотность — это умение писать правильно, пользуясь данными правилами.
И формировать орфографические навыки учащихся лучше уже в начальных классах.
Но даже если момент упущен, то никогда не поздно узнать основные орфограммы и успешно их использовать при письме.
Многие затрудняются в написание отдельных слов, но тут на помощь приходит интуиция. Легкое движение руки, и слово написано верно. Это бывает, когда грамотность развивается благодаря внимательности, а не путем долгого заучивания.
Но не у всех хорошо сформированы психические процессы, такие как: память, непроизвольное внимание и другие.
Тогда формировать орфографические навыки пользуются следующими способами:
Ученик будет орфографически грамотным, если:
Учитель обязан научить школьников:
Орфографические навыки классифицируются на группы:
Учащиеся овладевают орфографическими навыками при условиях, что они:
Таким образом, если младших школьников научить распознавать орфограммы, дать им крепкие знания правил, то к старшим классам они уже будут владеть крепкими орфографическими навыками.
Средства формирования орфографических навыков
Эффективно орфографические навыки формируются лишь в том случае, если правильно подобраны средства их формирования.
Традиционно на уроках учителя используют различные упражнения, тренировочные задания, предложенные авторами учебников.
В последние годы учебные пособия стали расширяться обучающими упражнениями.
Словарная работа проводится часто с применением метода алгоритмов, когда пошагово ученики учатся находить нужные орфограммы, анализируют их, применяют правила и пишут слова без ошибок.
Однако изучение новой лексики на многих уроках сводится лишь к поверхностному знакомству со словом. При этом у школьников совсем отсутствует интерес к познанию. От этого хромает эффективность орфографической зоркости.
Причина традиционно-формального подхода часто проста: есть новые слова с орфографическими задачами, но в учебниках отсутствуют конкретные задания и упражнения для отработки написания данных орфограмм.
Но даже при отсутствии разработок можно организовать словарную работу с трудной лексикой так, чтобы:
И такая словарно-орфографическая работа должна быть на каждом уроке русского языка.
Постоянно используемыми средствами обучения при знакомстве и закреплении орфограмм должны быть:
Орфографический разбор
Орфографические разборы — это специальный вид упражнений, предшествующий списыванию или диктанту, позволяющий осознать новую орфограмму и выполнить новое орфографическое действие.
Нельзя пренебрегать проведением таких орфографических разборов, так как это важный шаг подачи орфографического материала.
Если использовать только списывание и орфографический диктант, то ученики привыкнут к механической работе, не будут понимать сути орфографических правил и не научатся их применять.
Орфографический разбор важно проводить и во время уроков-повторений или при разборе ошибок.
Проводится такой вид упражнений в устной и письменной формах, или только в устной, когда поставлены некоторые орфографические навыки.
Списывание
После того как новая орфограмма понятна ученикам, и они могут использовать правила на практике, вводится такая письменная форма работы, как списывание.
Материал, содержащий слова с орфограммами разного типа, дается либо всему классу, либо в индивидуальных заданиях.
Списывать, как правило, предлагается внимательно, не допуская ни одной ошибки или описки. При этом необходимо следить за каллиграфией.
Простое списывание редко предлагается в качестве обучающего упражнения.
Чаще даются задания с пропуском букв в словах или дописыванием слов, изменение формы слова и т.п.
Это, своего рода, осложненное списывание. Оно очень полезно для учеников, развивает умение анализировать текст, видеть сложные орфограммы и вспоминать орфографические правила.
Диктант (орфографический диктант)
Диктант (от лат. dicto — диктую) — вид письменной работы для проверки знаний, закрепления, тренировки умений и навыков учащихся.
Обычно диктанты проводятся в устно-письменной форме: учитель читает текст, ученики воспринимают его на слух и записывают.
Школьники при написании информации, которую слышат, руководствуются теоретическими знаниями.
Орфография как раздел языкознания
Орфография — это единая система правил передачи речи в письменном виде (греч. orthos – правильный, grapho – пишу).
Наша речь наполнена словами, которые могут иметь различия в произношении и написании. Именно для правильного написания таких слов и служит орфографическая грамотность.
В русском языке орфография взяла свое начало из старославянской орфографии, а ее правила складывались для письма по-другому, нежели для устного произношения лексических единиц.
Складываться орфография как система языка начала в 18 веке. Ее разработка велась и в 19 веке. Многие языковеды вложили свой труд в усовершенствование системы орфографии.
Орфография даже подвергалась реформам. Например, в 1917 году была первая реформа русской орфографии, а в 1956 году был разработан целый свод Правил русской орфографии и пунктуации.
Всего орфография русского языка насчитывает пять важных разделов:
С орфографией тесно связано понятие орфограмма. Орфограмма — это именно написание, сделанный выбор письма той или иной буквы и слова.
Орфограммы классифицируются на:
1 тип – орфограммы в сильной позиции: сервис, соль;
2 тип – орфограммы в слабой позиции: плод, лестный;
3 тип – слитное и раздельное написание: большой, по-большому;
4 тип – написание с прописных и со строчных букв: вера, Вера;
5 тип – правильный перенос: свет-ло;
6 тип – сокращенное написание слов: д/р, руб.
Чтобы передать в письменном виде звуки слабой позиции, используют два типа правил:
1 тип — когда звук в слабой позиции чередуется с аналогичной морфемой со звуком сильной позиции. Тогда при письме используют буквы, соответствующие звукам сильной позиции: рады — рад, нора — норы.
Такой принцип орфографии является фонематическим. Касаться он может разных морфем: корней, суффиксов, приставок и окончаний.
Фонематический принцип самый важный в разделе орфографии. Часто его называют морфологическим, так как он регулирует правильное написание именно морфем.
2 тип — слабая позиция звуков, когда звуки нет возможности проверить подходящим словом. В этом случае слова просто запоминаются, это словарные слова, которые не проверить: корова, собака и т.п.
Как раз с этими словами больше всего трудностей и возникает. Но чем чаще мы их используем в письменной речи, тем крепче запоминается их написание.
К этому же (традиционному) принципу относят:
Вся суть фонетического принципа в том, что звуки, которые мы произносим они же и обозначаются буквами алфавита.
последний согласный в приставках без-, бес-, воз-, вос-, вз-, вс-, из-, ис-, низ-, нис-, раз-, рас-, роз-, -рос-, чрез- (через-, черес-): безбашенный – бесплатный; воздвигать – воссоздать и т.д.;
гласные в префиксах: роз- (рос-), раз- (рас-): розыск – разыскание; росчерк – расчет;
замена И на Ы после приставки: играть — разыграть, история — предыстория и т.д. Сохраняется гласная только после меж-, сверх-, а также после иноязычных суффиксов и частиц пан-, суб-, транс-, контр-: межинститутский, сверхизысканный, панисламизм, субинспектор, трансиранский, контригра. В слове «взимать» И сохраняется при письме, как и произносится;
если рядом произносятся три одинаковых звука, то пишутся только два из них (рас + ссориться = рассориться); ванна – ванная (ванн + ная);
окончания -ой (под ударением) и -ый, -ий (без ударения) в именительном (винительном) падежах единственного числа у прилагательных, числительных, местоимений и причастий: заводной – пригородный;
ударная О и безударная Е в косвенных падежах существительных и прилагательных после шипящих и Ц: межой — стужей, душой — крышей;
ударная О и безударная Е после шипящих в суффиксах существительных, прилагательных и наречий, после Ц в суффиксах прилагательных и глаголов: дружок — овражек, свежо — хуже и т.п.;
Ц после Ц в суффиксе -ын- притяжательных прилагательных: лисицын и в окончаниях существительных и прилагательных: братцы, бледнолицый.
Общее понятие о диктанте, виды диктантов
Диктант — форма работы, когда обучающийся слышит информацию и записывает ее под диктовку.
Диктант — главное средство в процессе формирования грамотности учащихся.
Орфографический диктант позволяет формировать у школьников моторно-слуховые ассоциации, воспринимать слово на слух и сравнивать буквенный и звуковой состав конкретной лексической единицы.
Обучающий орфографический диктант помогает сформировать орфоэпические нормы и умение пользоваться правилами написания слов.
Диктанты подразделяются на разные виды: предупредительный, объяснительный, выборочный, творческий, свободный, контрольный и др.
Каждый вид диктанта отличается как целью, так и способом проведения.
Но общее, что связывает все виды диктантов — это развитие у обучающихся навыков писать правильно, согласно орфографическим нормам языка.
Существуют и разные классификации диктантов.
Если смотреть на используемый материал, подготовленный для проведения диктанта, то можно отметить два вида: словарные и текстовые диктанты.
По способам подачи материала диктанты классифицируются как: диктанты без изменений и диктанты с изменениями текста диктанта.
Диктанты с изменением содержимого бывают:
Особенный вид диктанта — диктант с продолжением. Школьники должны записывать текст под диктовку. Но текст не закончен. Окончание текста ученики записывают сами.
Как раз такой вид диктанта помогает не просто списывать или записывать под диктовку готовую информацию, но продуктивно создавать новый текст и грамотно его оформлять.
Диктанты классифицируются по целям обучения. Таких диктантов два вида: обучающие и контрольные.
Есть еще орфографический диктант для самоконтроля, где обучение и проверка реализуются учеником самостоятельно. Текст сначала записывается, а потом проверяется самостоятельно.
После этого текст записывается повторно с учетом всех ошибок в орфограммах.
Такие диктанты называют «Проверяю себя». Ученики записывают не только слова, но словосочетания и предложения, они подчеркивают буквы, которые вызвали у них трудности при написании.
После написания диктанта каждая орфограмма проверяется по учебнику или с помощью учителя, одноклассников.
Орфографический диктант «Проверяю себя» позволяют формировать у школьника навык самоконтроля, а учитель может увидеть объективную картину, насколько хорошо ученик усвоил материал.
Обучающие диктанты разделяются на предупредительные, пояснительные, комментированные.
Предупредительные служат цели — предупредить ошибки прежде чем текст будет записан. Поэтому школьники должны сначала объяснить, как они будут записывать слова, использовать знаки препинания, а лишь затем писать.
Предупредительный орфографический диктант может быть зрительным (учитель зачитывает текст, вычленяя каждое предложение, орфограммы и пунктуация объясняются, затем один из учеников записывает текст на доске, остальные в тетрадях, после сверяются с доской) и слуховым (текст читается по предложениям, затем записывается учениками в тетрадях.
Когда тема пройдена, требуется ее закрепить. В этом случае проводится объяснительный диктант. Его цель указать на ошибки и научиться их исправлять после записи всего текста или его части.
Учитель диктует, ученики записывают, после чего читают то, что написали и исправляют ошибки. Каждая орфограмма объясняется. Также и объясняется пунктуация во всем тексте.
Объяснительный диктант может быть зрительным (сначала на доске записывается текст) и слуховым.
Комментируемый диктант проводится следующим образом: ученики записывают слова, предложения и в это же время комментируют, что пишут, какие правила используют, какие орфограммы присутствуют в тексте.
Все описанные виды диктантов направлены на то, чтобы формировать у школьников грамотное письмо и орфографические навыки.