Диктант против стенографии

является то, что диктовка (неисчислимо) диктует процесс говорения за то, чтобы кто-то другой записал слова, в то время как стенография – это практика транскрибирования речи (в основном для более поздней диктовки или свидетельства), обычно с использованием стенографии.

Диктант

Поскольку я выучил стенографию, я могу диктовать по восемьдесят слов в минуту.

1908: Люси Мод Монтгомери, Энн из Зеленых фронтонов – У нас были чтение и география и канадская история и диктант сегодня.

Его привычка, даже с друзьями, была привычкой диктовки.

Стенография

кандидат филологических наук, преподаватель русского языка как иностранного и русского как второго родного в  Народном университете, в школе «Main Schule», Франкфурт-на-Майне.

Эксперт: методика преподавания РКИ, лингвистика, педагогика

Диктанты на уроках РКИ необходимы.  Они помогают развивать фонематический слух, навыки аудирования, формируют графические навыки на русском языке, помогают запоминать материал. А преподавателю диктанты помогают в отслеживании прогресса своих учеников.

Рассмотрим различные виды диктантов, которые с успехом можно использовать на уроках русского языка как иностранного на этапе закрепления и повторения материала.

Некоторые названия диктантов мы «адаптировали» из практики преподавания английского, немецкого и испанского языков.

Традиционный диктант

Уровень: А1 – С1

Вид работы: индивидуальная работа или работа в группах.

Навыки: работа с текстом определённого стиля, умение записывать текст.

Текст диктуется по предложениям, а затем по синтагмам. После записи учащимися текст читается еще раз полностью.

Хорошо провести работу по самопроверке с последующей проверкой преподавателя.

Если работа индивидуальная: дать время на самопроверку.

Если предусмотрена работа в группах: разделить студентов на группы, в которых они комментируют между собой и сравнивают записанный текст.

И при индивидуальной работе, и при работе в группе даем возможность студентам внести исправления самостоятельно. После этого показываем студентам оригинал диктанта и даём возможность исправить ошибки на последнем этапе чернилами другого цвета. Естественно, можно дать задание на дом переписать текст начисто.

Диктант-трамплин

Навыки: работа с текстом определённого стиля, умение создавать текст в соответствии с образцом.

Диктант-трамплин является продолжением традиционного диктанта. Основой этого вида диктанта является текст-образец, выступающий своеобразным «трамплином» для дальнейшей работы студента. Работа проводится в два этапа.

Слушайте и записывайте

Это этап традиционного диктанта: преподаватель диктует текст, учащиеся записывают текст, далее проводится проверка и работа над ошибками.

Например, тексты-образцы: Елена Петрова – студентка. Она русская. Она живёт в России, в Москве. Елена учится в экономическом университете на факультете туризма. У неё занятия пять раз в неделю. В понедельник у неё занятия по экономике и английскому языку.

Алекс Болт – менеджер. Он американец. Он живёт в Англии, в Лондоне. Он работает в университете. У него работа пять раз в неделю. В субботу и в воскресенье он не работает.

Учащиеся  слушают тот же текст-оригинал, но записывают этот текст с информацией о себе. Далее проводится работа с ошибками, как и в традиционном диктанте.

Взаимный диктант

Уровень: А1 – С2

Вид работы: работа в паре

Навыки: умение понять и записать часть текста диктанта, продиктовать часть диктанта своему напарнику, соблюдая ритм и интонационные конструкции.

«Стенографический диктант» или диктант для секретарей

Уровень: А2 – С1

Вид работы: индивидуальная работа или работа в группе

Навыки: развитие памяти и способности к реконструкции и воспроизведению речевых конструкций.

Объясняем студентам игровую модель диктанта:

диктующий – начальник, который вызывает к себе секретаря и диктует ему текст. У секретаря нет времени записывать текст полностью, ему неловко сказать об этом начальнику, поэтому он записывает только ключевые слова и выражения. После того, как текст был произнесён, секретарь идёт на своё рабочее место и воспроизводит текст, по возможности близко к оригиналу.

Особенности подачи текста и воспроизведения его студентами

На начальных уровнях, естественно, используются простые тексты, которые со временем усложняются. Преподаватель может выбирать тексты разных стилей и тематик: классические тексты, заявления, объявления, поздравления с праздниками, записки, медицинские рецепты, газетные статьи.

Дорогой Иван Петрович!

Поздравляю Вас с Днём рождения! Здоровья, успехов, добра и человеческого счастья!

Ваш ученик Антон Егоров.

Важно

Например, можно дать задание, чтобы студенты точно восстановили текст, либо его приблизительную версию, либо создали свою версию со своими словами.

Телеграфический диктант

Навыки: работа над морфологией и грамматическими компонентами предложения.

Преподаватель диктует слова каждого предложения с интонацией перечисления, при этом существительные и прилагательные не согласованы между собой, они диктуются в именительном падеже, единственном числе, глагол в инфинитиве, наречия с интонацией перечисления. Студенты должны восстановить предложение полностью, но с правильным падежами, союзами, предлогами.

Грамматический диктант

Вид работы: индивидуальная работа, работа в парах и в группах.

Навыки: работа над грамматическим аспектом (род, число, падеж и т. п.), а также лексикой (синонимы, антонимы и т.п.).

Преподаватель диктует текст, студенты на ходу вносят изменения в текст и записывают уже измененный вариант. На первых порах можно сначала записать текст-оригинал, а затем усложнить и переделывать на ходу. Преподаватель даёт к выбранному тексту задание: например, изменить число, род, время глагола.

Пример: Преподаватель читает первый раз текст, затем начинается запись и к словам, которые преподаватель повторяет дважды, подбираются антонимы.

Полная, весёлая блондинка, которую вся прислуга обожала за её ровный характер и удивительное умение улаживать внутренние междоусобицы (Куприн «Тапер»).

Сначала можно сделать вместе со студентами на доске, далее по парам. Впоследствии можно делить на группы, сравнивать созданные тексты.

Выборочный диктант

Вид работы: индивидуальная работа.

Студенты слушают первичное чтение. Записывают они только определённую информацию.

Например. Слушайте (первое ознакомительное чтение, второе чтение — студенты записывают) и выпишите только вопросительные предложения.

У меня зазвонил телефон.

-Что вам надо?

-Для сына моего. ( К. Чуковский).

Творческий диктант

Прослушайте текст, допишите предложения (первое ознакомительное чтение, второе чтение — студенты записывают).

В заключение приведем пример диктанта, который требует от студента не только умения писать, но и нахождение в прекрасной физической форме.

Беговой диктант

Вид работы: работа в паре или в группе

Навыки:работа с текстом определённого стиля, умение записывать текст.

На стену в отдалении от пары, которая должна выполнить задания, крепится лист с текстом диктанта. Один пишет, другой бегает или ходит и диктует то, что он прочитал на стене, партнеру. Участники группы могут поменяться ролями в процессе написания диктанта.  Важное – написать текст полностью. Особенность этого вида диктанта: отсутствие предварительного чтения.  Далее дается оригинальный текст, проводится исправление ошибок.

Отрывок из официального приглашения.

Просим представителя Вашего предприятия посетить нас в удобное для Вас время, чтобы обсудить вопрос о возможностях заключения контракта на следующий год, а также проведение мероприятий по дальнейшему углублению и совершенствованию нашего сотрудничества.

В эту статью не вошли все виды диктантов, но они показывают, что различные виды диктанта на уроках РКИ мотивируют участие студента в учебном процессе, позволяют комбинировать диктант с другими видами работы над текстом, а также оживить рутинные занятия по повторению и закреплению материала.

Оцените статью
Экодиктант - Помощь