УЧЕНИКИ СОЧИНЯЮТР. Х РАМЦОВА,гимназия N1514,
г. МоскваСМЕШНЫЕ ДИКТАНТЫТри года назад мои ученики заучивали правила,
зубрили исключения. Стараясь лучше запомнить
трудные слова, некоторые из них составляли для
своих одноклассников смешные диктанты. Теперь
эти ребята учатся в «серьезных» старших классах
– математических, гуманитарных, а их диктанты
помогают мне и нынешним пяти- и шестиклассникам
учиться, создавая на уроке хорошее настроение. Каждое лето я отдыхаю в Ростове. Там
живут мои бабушка и дедушка и мой друг, которого
зовут Ростислав. Дедушка Ростислава был
ростовщиком, а папа работает в пищевой отрасли.
Мне очень нравится куртка, которую мама купила
Ростиславу. У куртки был капюшон, по которому был
проложен отделочный шов.
Однажды я пришел к Ростиславу в гости. Он любит
выращивать растения. У семян, которые он посеял,
уже появились росточки.
Мы сидели на кухне и ели крыжовник. Вдруг
раздался шорох: это цыпленок выпрыгнул из
коробки. Мы цыкнули на него, и он убежал. В этот
момент кто-то постучал в дверь, я на цыпочках
подошел к ней и посмотрел в глазок. За дверью
стояла цыганка. Оказалось, что это была бабушка
Ростислава. Обычный день в деревнеЖил однажды в городе Ростове мальчик
Ростислав. Летом он уехал в деревню. Долго он
ехал, а по пути разорвал шов на своей куртке с
капюшоном.
Как прибыл он в деревню, встретил там
друга-цыгана, тот и зашил ему шов на куртке,
поскольку работал в швейной отрасли.
Поблагодарил Ростислав друга своего и подарил
ему цыпленка. А цыпленок вырвался у цыгана из рук
и побежал в огород за крыжовником. По дороге
наступил на крошечный росток, но его это не
остановило. Подбежал цыпленок к кусту и начал
есть крыжовник, а в это время мимо проходил
ростовщик. Он услышал странный шорох в кустах.
Подошел он на цыпочках поближе, и цыган тогда
подбежал. Ростовщик цыкнул на него, чтобы тот не
шумел. Цыган же залез в кусты и поймал
непослушного цыпленка, а потом взял да
отпустил – жалко стало бедняжку. История про цыгана
РостиславаЖил-был в городе Ростове цыган по имени
Ростислав. Он был ростовщиком.
Однажды одолжил соседу денег. Тот сложил их в
свой капюшон, но по дороге шов на нем разорвался,
и деньги высыпались. Долго Ростислав ждал, когда
ему вернут деньги. Но сосед оказался честным
человеком и все-таки возвратил долг.
У Ростислава в доме жил цыпленок Кузя. По утрам,
когда Кузя еще спал, цыган на цыпочках крался в
сад. Там он срывал созревшие ягоды крыжовника и
срезал грозди винограда.
Однажды цыган нес свой урожай и услышал на
крыльце шорох. Это был цыпленок, он проснулся
раньше обычного, решил посмотреть, чем занят
Ростислав, и попался ему под ноги. Цыган цыкнул на
Кузю, и ягоды крыжовника посыпались на землю.
Очень хорошо позавтракал в то утро цыпленок!Ростислав и ЦыганЛетом в деревушке под Ростовом отдыхал
мужчина со своей мамой и женой. В городе мужчина
работал над программой «Отрасли промышленности
Ростова». В своем кабинете он был похож на
ростовщика, который раздает идеи под проценты.
В деревне у них были куры, молоденькие цыплята, но
их продали, а оставили всего двух. Назвали их
Ростислав и Цыган. Однажды ночью они поссорились
из-за ягоды крыжовника, которую уронил кто-то,
входя в курятник, и наделали столько шуму, что
хозяин не выдержал и пошел разбираться, в чем
дело. Между тем цыплята продолжали драться.
Вдруг послышался шорох. Ростислав и Цыган
насторожились и совсем забыли про упавший на
земляной пол крыжовник. Они увидели хозяина,
который медленно крался на цыпочках. Он был в
куртке с красным капюшоном, что не сулило ничего
хорошего. Как только он сделал последний шаг,
цыплята разбежались в разные стороны. Хозяин
слегка на них цыкнул, двинулся вперед и, не
заметив бревна, споткнулся и сильно поранил ногу.
После этого случая мужчине наложили на ногу шов,
и он вскоре вернулся из больницы домой.
Спустя год на том земляном полу в курятнике можно
было обнаружить росток крыжовника.
А Ростислав и Цыган превратились в бойких
молодых петухов, которые не боятся красного
капюшона. И СТОРИИ ПРО ПРЕ- И ПРИ-Сказка о приставках пре- и при-Жили-были старик со старухой. Была у
них большая проблема. Они не знали, как пишутся
слова с приставками пре- и при-. Была у них
курица-разумница, которая сказала: «Ой-ой, снесу я
вам яичко, да не простое, а грамотное». И снесла
она яйцо к утру. Старик со старухой разбили яйцо и
увидели приставки Пре и При.
Приставка Пре очень любила старуху и все ей
преграждала дорогу и преспокойно говорила: «Ты,
бабушка, самая прекрасная, самая премудрая, самая
предобрая!». А приставка При полюбила старика,
привязалась к нему и все приговаривала: «Ты,
дедушка, самый прилежный, принеси мне то, приклей
это, примири с тем-то». И так часто они это
повторяли, что старик со старухой выучили все
значения приставок при- и пре- и стали
самыми грамотными сказочными стариком и
старухой. Жил-был на свете приставочный король
При. Он всегда действовал в своих интересах, не
зная меры, и всегда доводил свои дела до конца.
Король всегда был близок ко всему на свете, а
работы его о русском языке были высокого
качества.
Но вот появился у При сын Пре. При уступил
наследнику часть королевства.
При стал рассеянным, и его работы уже не занимали
первые места на книжных конкурсах, а юный принц
унаследовал стремление отца к достижению
высшего качества и стал все делать лучше всех.
Король стал умереннее проявлять любовь к
королевству, а принц Пре, наоборот, потерял
всякую меру и ночи просиживал в кабинете, решая
проблемы государства.
Все приставки считают, что Пре и При поровну
поделили обязанности. А как думаете вы? История, которая произошла с
приставками пре- и при-В стране Русский язык жили приставки
Пре и При. Они были братьями и все время
соперничали друг с другом.
Пре был очень серьезным, всегда доводил все до
конца, все его действия достигали превосходной
степени. Он все превозносил, любил даже немного
преувеличивать, а когда он общался со своими
друзьями – прилагательными и наречиями, то
указывал на высшую степень качества. Всем всегда
восхищался: какой прекрасный день! Какое
преспокойное местечко! Какая прелесть! А
преступникам он всегда преграждал путь и не
пропускал их в свой мир. Он никогда не предавал
друзей.
При был очень легкомысленным, делал все
наполовину, приставал, прилипал к другим. Все его
поступки совершались на короткий срок. Он не
придавал значения своим действиям. При очень
любил прикарманивать чужие вещи, приманивать
своими шуточками. Но все-таки он иногда доводил
свои дела до конца, потому что из-за такой
неорганизованности При Пре очень сердился и
выходил из себя.
Как-то решили части речи помирить двух братьев,
но им это не удалось – они так и не научились жить
в согласии друг с другом.
С тех пор и путают их дети! Такие разные сестрыЖили-были в стране Орфографии две
сестры-приставки. Одну звали Пре, а другую – При.
Жили они, поживали, но с самого детства они были
очень разные.
Пре была очень жадной и хвастливой. Ей всегда
хотелось все делать лучше всех. А от зависти к
сестре она даже преграждала ей путь к знаниям. И,
как каждая большая хвастушка, любила
покрасоваться перед всеми своими успехами и
достоинствами.
В отличие от Пре, При была очень скромной и
доброй. Из-за ее хорошего отношения ко всем
окружающим все хотели все время быть с ней
вместе, спрашивали у нее совета и просили помочь
по хозяйству. Всегда все дела При доводила до
конца и не стремилась быть первой. Была она вся в
заботах, и времени у нее было очень мало.
Так жили они да жили, но вот настало время
распределять между ними обязанности (ведь каждая
морфема в стране Орфографии имеет свое значение).
Так все договорились: Пре захотела употребляться
в значении «очень» (и только потому, что была
хвастливой). А так как она дружила с приставкой
Пере, то для простоты запоминания сказала, что
будет писаться и в тех словах, где вместо нее
может стоять ее подружка.
Поскольку все «лучшие» возможности забрала себе
Пре, сестра При согласилась, что будет указывать
на приближение, действие, совершающееся в
интересах кого-то другого. Но их мама объявила,
что ей можно доверить и доведение дел до конца, и
действия, сделанные совсем немного, чуть-чуть, а
еще и совмещение двух действий.
Так на свете появились приставки пре- и при-. Братья-близнецы Пре и ПриЖили-были братья-близнецы – приставки
Пре и При. Жили они в большом доме с братьями –
Под, Над, Об, От, Пред и сестрами – У, На, Па, Из и За.
Родителей звали Слово-папа и Приставка-мама. Жили
все очень дружно, всегда помогали друг другу,
заменяли в случае надобности. Но Пре и При
отличались особой способностью: стоило одному
встать на место своего близнеца, и у слова тут же
менялся смысл. Много возникало ошибок и
недоразумений. Тогда братья решили поделить
между собой все возможные значения приставок пре-
и при-. Долго они спорили, но так и не смогли
разобраться со столькими значениями. Обратились
тогда они к своим родителям – Слову и Приставке.
И сказала им мать: «По нравам вашим судить будем
да по характерам, коль не смогли простым путем
решить», – и обратилась к При: «Вот При, например,
очень дружелюбный мальчик, любит строить,
присоединять друг к другу части целого, всегда
доводит до конца начатое дело или сначала
пробует на короткий срок. Еще При всегда
отстаивает свое субъективное мнение». Тут она
перешла к Пре: «А ты любишь всегда следить за
степенью качества какого-нибудь действия или
предмета. Еще ты очень любишь работать на пределе
своих возможностей!». « Вот исходя из этого
поделите между собой все обязанности», –
закончил разговор отец. Так и порешили братья,
что каждый становится перед корнем слова по
своему назначению. И с тех пор все люди уже больше
никогда не путали приставок пре- и при- и
всегда писали их правильно. Как приставки при- и пре-
делили между собой значения
Жила-была приставка При. Она была
прилежной и доброй морфемой. У нее была
собственная мастерская, где она что-нибудь
присоединяла, пришивала, приколачивала,
привязывала, придумывала новые вещи. Многие
жители страны морфем приходили и отдавали ей
вещи в починку. При была очень занятой морфемой, и
часто у нее на кухне что-нибудь пригорало, а если
ей хотелось спать, то она успевала только прилечь
на минутку. Но, несмотря на это, она привыкла
доводить дело до конца. Приставка При была очень
вежливой, и если она куда-нибудь опаздывала, она
вежливо приоткрывала дверь, узнавая, не помешает
ли она, а если кто-нибудь забудет закрыть дверь,
При всегда прикроет ее. Часто за своей работой
она припевала и пританцовывала.
Приставка Пре была совсем другой. Она часто все
преувеличивала, льстила тем, перед кем
преклонялась. Ее могли подкупить, и она предавала
многих, так что друзей у нее было мало, одни
преступники. Иногда она переходила все границы.
Однажды пришел в ту страну ученик Васечкин. Пошел
он прямо во дворец к королю Корню. И сказал:
«Уважаемый король Корень! Меня послали
одноклассники, чтобы вы нам помогли. Мы очень
часто путаем приставки пре- и при-».
«Пойдем, Васечкин, – говорит король, – сейчас
разберемся».
Созвал король все морфемы, и начали они
предлагать значения приставкам. Решили они, что
раз При любит чинить и присоединять, то пусть
одно из ее значений указывает на приближение и
присоединение. Так как они все знают о вежливости
При, то решили: пусть она обозначает неполноту
действия и действия на короткий срок. Затем
решили, что тогда уж пусть она будет обозначать
действие, доведенное до конца. При была
счастлива.
Пре значения достались более обидные. Она
обозначала действия, достигающие предельной
степени, указывающие на высшую степень. Также
почему-то в некоторых случаях ее приравнивали к
приставке Пере.
Васечкину стало жаль Пре, и он сказал: «Давайте
тогда отдадим Пре обозначение действий,
совершаемых в ее интересах!». Вскоре разразился
настоящий спор. В итоге решили, что приставка При
заслужила обозначать такое действие.
Вот так и разделили эти приставки свои значения
по характеру, поэтому, как Пре ни переживала, ее
никто не приласкал! Как Пре и При делили
назначенияВ одной из деревень страны Лексики
жили-были две сестры – приставки Пре и При. И не
могли они поделить свои значения. Пока однажды
между ними не состоялся разговор.
– При, – сказала Пре. И тут все началось. – Ты
всегда присоединяешься ко мне, когда я читаю
книгу. Ты все делаешь только в своих интересах. Ты
берешься за два дела сразу, и порой ты доводишь
дело до конечной цели, но, как правило, не
выполняешь полностью.
При сказала в ответ: «А ты, Пре, напыщенная особа,
любишь превозносить себя, преувеличиваешь свою
значимость. Моей дружбе предпочитаешь Пере. Это и
немудрено, ведь вы порой имеете одинаковое
значение.
– Прости! – сквозь слезы сказала Пре.
– А ты меня.
Пре и При разобрались в своих значениях и с тех
пор никогда не ссорились.
Вступление
“Писать диктанты нужно, чтобы быть грамотным.
Писать диктанты скучно и трудно. А ещё писать
диктанты страшно, потому что всё больше детей,
которые с трудом воспринимают текст на слух: не
понимают смысла услышанного, не могут запомнить
фрагменты текста для записи под диктовку, не
знают значения многих слов, кажущихся взрослому
элементарными (а спросить во время диктанта
невозможно), да просто не воспринимают, “не
слышат” звуковой состав слова! Для таких детей
является огромной проблемой соотнести звуковую
оболочку слова с его значением и записать его в
соответствии с правилами русской орфографии (до
пунктуации уже дело, как правило, не доходит). Да
ещё текст диктанта, составленного или
подобранного на определенные правила, какой-то
незапоминающийся, “серенький”, чаще всего
описательный и не имеющий никакого отношения к
сегодняшней действительности”.
Вот к таким неутешительным выводам нередко
приходим мы с детьми, анализируя написанный
диктант. Что же делать? Без диктантов научиться
грамотно писать и контролировать процесс
формирования орфографического и
пунктуационного навыка, наверное, невозможно. Но
можно этот процесс сделать более ярким,
интересным и, как следствие, более эффективным.
Идея не нова: в качестве тренировочных
диктантов использовать специально составленные
(лучше вместе с детьми) тексты шуточного
характера, насыщенные словами с определенной
группой орфограмм. Таким образом, прослеживается
модель, существующая в языке, нащупывается
закономерность, постигается языковая логика. А
ещё у ребят появляется возможность участвовать в
обучении, а не чувствовать себя лишь объектом
учительского воздействия. Совместная работа
приносит больше радости, открытий и больше
успеха. И оказывается, что даже самые
безграмотные и ничего не читающие ребята (а
таких, к сожалению, всё больше и больше приходит в
среднюю школу) могут проявлять интерес и
способности к родному языку. А с этого и
начинается настоящее понимание родного языка.
Предлагаю несколько вариантов использования
“удивительных диктантов”.
Вариант 1
Слова для предварительной работы над текстом:
пловец, начинать, заря, взбираться, прикасаться,
наклоняться, обмирать, блестящий, расположение,
расстилать, загорать, непромокаемый, собирать,
утварь, излагать, отпирать, вырастать,
собираться, подбирать.
Известный ПЛОВЕЦ НАЧИНАЛ свой день с того, что
на ЗАРЕ ВЗБИРАЛСЯ на шведскую стенку. На ней он
несколько раз ПРИКАСАЛСЯ к потолку, НАКЛОНЯЛСЯ к
носкам, ОБМИРАЯ от испуга. Такие утренние
упражнения приводили его в БЛЕСТЯЩЕЕ
РАСПОЛОЖЕНИЕ духа. П ЛОВЕЦ РАССТИЛАЛ
гимнастический коврик и ЗАГОРАЛ в солярии, чтобы
прекрасно выглядеть пред зрителями. Если на
улице шел дождь, он надевал НЕПРОМОКАЕМЫЙ плащ,
СОБИРАЛ необходимую УТВАРЬ и отправлялся на
стадион. Там спортсмен ИЗЛАГАЛ свое мнение о
предстоящем заплыве тренеру. После этого ПЛОВЕЦ
ОТПИРАЛ свой шкафчик, доставал ласты и маску, шел
к бассейну и нырял. Во время тренировки он
БЛЕСТЯЩЕ выполнял ряд сложных упражнений,
которые должны были удивить публику. Тренер
смотрел на своего воспитанника и думал о том, как
быстро ВЫРАСТАЮТ его ученики, что пора ему
СОБИРАТЬСЯ на пенсию или ПОДБИРАТЬ более
спокойную работу.
Текст для учеников 9–11-х классов
Ростов, ростовщик, Ростислав, утварь, подбирать,
запирать, обмирая, прикоснуться, умереть,
возрастать, предполагать, причитать, склонять,
занимать, предпочитать, рассчитывать,
расположение, блестяще.
Жил-был в городе РОСТОВ известный в
определенном кругу РОСТОВЩИК по имени РОСТИСЛАВ.
Всю свою УТВАРЬ и накопления он держал в порядке,
строго учитывал каждую мелочь, каждую копеечку
ПОДБИРАЛ и ЗАПИРАЛ в сундук, ОБМИРАЯ от ужаса при
мысли, что кто-нибудь ПРИКОСНЕТСЯ к его
сокровищам, после того как он вынужден будет
УМЕРЕТЬ. Капитал его ВОЗРАСТАЛ ежегодно, и люди
ПРЕДПОЛАГАЛИ, что нажит он далеко не честным
путем. Вдовы и сироты, которых он обобрал,
ПРИЧИТАЛИ и плакали у него под окнами, СКЛОНЯЯ на
каждом шагу его невероятную жадность. Молодые
повесы, ЗАНИМАЮЩИЕ у него деньги под неимоверные
проценты, ПРЕДПОЧИТАЛИ помалкивать, РАССЧИТЫВАЯ
на последующие кредиты. Ни к кому старый
РОСТОВЩИК не испытывал РАСПОЛОЖЕНИЯ и
сочувствия. И лишь однажды нарушил он привычный
ход дел, БЛЕСТЯЩЕ избежав, как потом выяснилось,
наказания за свое жестокосердие.
Тема 2. Приставки ПРЕ- и ПРИ-
предатель, президент, приглашённые, преемники,
пребывать, к прискорбию, прибегнуть, непременно,
неприметный, преклоняться, придавать значение,
превратность, привередливость, прибыть,
привилегия, пришлось, прервать, принять,
предлинный, премудрое, прекращение, непрерывно.
“Неужели среди нас есть ПРЕДАТЕЛЬ?” – подумал
ПРЕЗИДЕНТ крупной компании, рассматривая
полученные документы. П РИГЛАШЕННЫЕ на совещание
заместители и старейшие сотрудники, многие из
которых метили в ПРЕЕМНИКИ босса, почтительно
молчали. Некоторые из них мысленно ПРЕБЫВАЛИ уже
на месте своего начальника, некоторые же, к
ПРИСКОРБИЮ, готовы были ПРИБЕГНУТЬ к обману и
фальсификации, чтобы НЕПРЕМЕННО оказаться на
желанной должности. Лишь один НЕПРИМЕТНЫЙ
господин, ПРЕКЛОНЯВШИЙСЯ перед умом и
дальновидностью своего шефа, не ПРИДАВАЛ
ЗНАЧЕНИЯ сплетням и слухам о скорой отставке
своего кумира.
ПРЕЗИДЕНТ же размышлял о ПРЕВРАТНОСТЯХ судьбы
и о ПРИВЕРЕДЛИВОСТИ подчиненных, угодить которым
никогда невозможно.
Неожиданно ПРИБЫЛИ представители филиала,
требующие ПРИВИЛЕГИЙ и повышения окладов.
ПРИШЛОСЬ ПРЕРВАТЬ совещание, и ПРЕЗИДЕНТ с двумя
заместителями ПРИНЯЛИ в результате ПРЕДЛИННЫХ
переговоров ПРЕМУДРОЕ решение: объявить о
ПРЕКРАЩЕНИИ существования филиала. Так что
неизвестно, кто остался в выигрыше от
НЕПРЕРЫВНОЙ борьбы амбиций.
Тема 3. Правописание местоимений
некоторый, некогда (когда-то), никогда, ни у кого,
кое с кем, ни с чем, некто, какую-то, некий, никто,
несколько, незачем, никого, кто-то, нечто,
куда-нибудь, что-то, никак, какое-то, почему-то, не
у кого, некуда, ни с кем, ни с чем, ни о чём,
когда-то; не кто иной, как; никогда, ничто,
какой-нибудь.
Сказка
В НЕКОТОРОМ царстве, в НЕКОТОРОМ государстве
НЕКОГДА жил один купец. Он НИКОГДА не пытался НИ У
КОГО просить помощи, а весь свой капитал нажил
долгим и упорным трудом. Бывало, конечно, что он
встречался КОЕ С КЕМ, кто добывал деньги не
совсем честным путем, но сам НИ С ЧЕМ таким
опасным не связывался.
И вот однажды доложили ему, что НЕКТО хочет его
видеть, чтобы предложить КАКУЮ-ТО крайне
выгодную сделку. Задумался наш купец,
предчувствуя НЕКИЙ подвох. Но очень уж выгодны
были условия сделки, да и НИКТО не узнал бы о
тайном уговоре с незнакомцем.
Купец наш с незнакомцем договорились
ГДЕ-НИБУДЬ встретиться на нейтральной
территории, чтобы обсудить НЕСКОЛЬКО спорных
моментов. Купец, решив, что беспокоиться НЕЗАЧЕМ,
НИКОГО не предупредив, отправился в назначенный
час в трактир, где и была назначена встреча. По
дороге же почудилось ему, что КТО-ТО идет за ним
следом, и НЕЧТО внутри зашептало ему: “Не пора ли,
братец, КУДА-НИБУДЬ свернуть, а затем тихонько
вернуться домой?”
Но купец был не робкого десятка, к внутреннему
голосу прислушиваться не пожелал. Ч ТО-ТО,
впрочем, его настораживало, и он решил быть
начеку.
В трактире наш герой НИКАК не мог найти
“своего” незнакомца. И лишь через КАКОЕ-ТО время
тот появился, но ПОЧЕМУ-ТО не один, а с целой
компанией. Понял тут купец, что НЕ У КОГО просить
помощи, что деться ему НЕКУДА, и решил сделать
вид, что всё идет как надо.
Смело пошел он навстречу опасности, тон в
разговоре взял уверенный, НИ С КЕМ не ввязывался
в спор и так сумел повернуть дело, так запутал
незнакомца в тонкостях торговых и юридических,
что тот испугался и побоялся свою аферу
навязывать. Так и расстались НИ С ЧЕМ, НИ О ЧЕМ не
договорившись.
Лишь через НЕСКОЛЬКО месяцев купец узнал, да и
то случайно, что КОГДА-ТО был на краю гибели, ибо
попался ему НЕ КТО ИНОЙ, КАК знаменитый мошенник
и аферист, который НИКОГО НИКОГДА не жалел, но и
рисковать не любил. А поймали и разоблачили его
случайно, когда он сотворил ЧТО-ТО совсем уж
наглое и беззаконное.
Тогда-то наш купец и решил для себя, что иногда
надо к внутреннему голосу прислушиваться, а то
НИКТО и НИЧТО не спасет от КАКОЙ-НИБУДЬ беды.
Тема 4. Правописание наречий
снова, сызнова, во-первых, на дом, заново,
наизусть, во-вторых, по-иному, на память,
по-волчьи, по-заячьи, еле-еле, тотчас, в-третьих,
по-настоящему, мало-помалу, впоследствии,
сначала, дотемна, справа, слева, спереди, сзади,
по-товарищески, в конце концов, по-старому,
впустую, втайне, нередко, по-праздничному,
по-детски, по-взрослому.
СНОВА и СНОВА семиклассники мечтали начать
новую жизнь. Каждый раз после родительского
собрания или выставления четвертных оценок они
собирались начать СЫЗНОВА свою школьную карьеру.
ВО-ПЕРВЫХ, выполнять всё, что задано НА ДОМ:
писать упражнения, решать ЗАНОВО задачки, учить
НАИЗУСТЬ стихи и т. д. В О-ВТОРЫХ, они честно
намеревались вести себя ПО-ИНОМУ на уроках:
рассказывать НА ПАМЯТЬ по три параграфа, не выть
ПО-ВОЛЧЬИ, не скакать ПО-ЗАЯЧЬИ, не плестись к
доске ЕЛЕ-ЕЛЕ, а выходить бодрым шагом и ТОТЧАС
отвечать на вопросы учителя. В-ТРЕТЬИХ, они
искренне желали ПО-НАСТОЯЩЕМУ быть прилежными и
вежливыми учениками. Но МАЛО-ПОМАЛУ все благие
намерения сходили на нет. В ПОСЛЕДСТВИИ
выяснялось, что СНАЧАЛА надо повторять весь курс
чуть ли не со второго класса, а для этого надо
ДОТЕМНА сидеть за книжками. А ведь жизнь-то
продолжается! Вон сколько вокруг интересного!
Тема 5. Правописание предлогов
в течение, вследствие, в целях, ввиду, в
продолжение, иметь в виду, наперекор, наподобие,
несмотря на, по причине, в виде, из-за, в
заключение.
Начальнику участка № 3 автобазы № 17
Сидорову И. И.
от водителя Перепелкина Ф. С.
объяснительная записка.
Я, Перепелкин Фрол Сильвестрович, В ТЕЧЕНИЕ 3
суток (с 6 по 8 июня 2003 года) не мог явиться на
работу по уважительной причине, так как оказался
заперт в собственной квартире. Произошло это
ВСЛЕДСТВИЕ неосторожности и бестолковости моей
супруги, Перепелкиной И. Ф. Упомянутая
Перепелкина И. Ф. вместе с нашим сыном,
Перепелкиным А. Ф., учеником 5-го класса школы № 125,
5 июня 2003 года отправилась на дачу В ЦЕЛЯХ посадки
картофеля, при этом забрала с собой все имеющиеся
в доме ключи, захлопнув наружную дверь. В ВИДУ
сего пренеприятного факта я не мог В ПРОДОЛЖЕНИЕ
трех дней попасть на работу и даже выйти из дому,
чтобы купить необходимые для моего пропитания
продукты. Прошу ИМЕТЬ В ВИДУ, что я со своей
стороны предпринял все возможные меры, чтобы
выбраться из квартиры и обеспечить свою явку на
рабочее место. Н АПЕРЕКОР судьбе я пытался
выбраться через соседский балкон, но он оказался
сделан НАПОДОБИЕ застекленной террасы, а на мой
стук и крик, к несчастью, никто не отозвался.
ВВИДУ данного обстоятельства мне пришлось
вернуться в свою квартиру, которая, хочу
заметить, находится на 11-ом этаже
двенадцатиэтажного дома. Следовательно, ни
спуститься вниз, ни подняться наверх, чтобы через
крышу попасть на чердак, а оттуда на лестницу не
было никакой возможности.
НЕСМОТРЯ НА всё вышеизложенное, я не сдавался и
стал звонить в диспетчерскую РЭУ, где мне
ответили, что, конечно, очень сочувствуют, но
помочь ничем не смогут ПО ПРИЧИНЕ того, что
местный слесарь пребывает пятый день В ВИДЕ
бревна, положенного на кушетку, то есть, попросту
говоря, в запое, а больше работать некому за такую
зарплату. Слушать стенания и жалобы
женщины-диспетчера мне пришлось В ТЕЧЕНИЕ целого
часа, что нанесло мне серьезный моральный вред.
После этого я звонил в службу спасения, но
телефон всё время оказывался занят, видимо, ИЗ-ЗА
большого количества происходящих в Москве
происшествий.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ хочу отметить, что совесть моя
чиста, т.к. я сделал всё возможное, чтобы явиться
на рабочее время. Поэтому прошу считать мои
вынужденные пропуски работы служебной
командировкой.
9 июля 2007 года.
Тема 6. Буквы О – Ё (Е) после шипящих и Ц
песцовый, книжонка, щеки, желтый, неуклюже, лицо,
увлечённо, лишённый, речонка, грошовый, лавчонка,
мальчонка, рубашонка, точеный, золоченый, ещё,
ночёвка, запечённый, крольчонок, мочёный,
переперчённым, харчо, свежо, пальцем, грушевый,
алычовый, сбережённый, утечёт, дешёвый, шёпотом.
Барыня в ПЕСЦОВОЙ шубе недовольным жестом
отбросила КНИЖОНКУ. Щ ЕКИ ее горели. “ Как можно
читать подобного рода ЖЕЛТУЮ прессу!” –
почему-то процедила она, обращаясь к молодому
человеку с нежным и добрым ЛИЦОМ, который
НЕУКЛЮЖЕ попытался поднять КНИЖОНКУ, но
незаметно от маменьки. Потом барыня УВЛЕЧЕННО
начала рассматривать пейзаж за окном, ЛИШЕННЫЙ,
впрочем, какой-либо привлекательности: небольшая
РЕЧОНКА, деревеньки и перелески – всё, как на
ГРОШОВЫХ картинках, продающихся в каждой
писчебумажной ЛАВЧОНКЕ.
Внезапно ей вспомнилась молодость, ее
МАЛЬЧОНКА, одетый в РУБАШОНКУ с кружевами,
ТОЧЕНЫЕ ножки ломберного столика, стоявшего в их
гостиной, а теперь проданного, как и многие
другие вещи, в том числе и ЗОЛОЧЕНАЯ шкатулка –
её было почему-то жаль больше всего.
Им предстояла ЕЩЕ НОЧЕВКА в гостинице, а перед
этим ужин с ЗАПЕЧЕННЫМ в тесте КРОЛЬЧОНКОМ,
МОЧЕНЫМИ яблоками и ПЕРЕПЕРЧЕННЫМ супом ХАРЧО.
Стало СВЕЖО, барыня приказала закрыть окно,
погрозила зачем-то сыну ПАЛЬЦЕМ. Хотя он спокойно
пил ГРУШЕВЫЙ напиток и ел АЛЫЧОВОЕ варенье.
СБЕРЕЖННЫЕ после уплаты долгов мужа средства
вдова хранила как зеницу ока, поэтому была
экономна и очень боялась, что остаток былого
богатства УТЕЧЕТ в никуда. И тогда они с
сыном-подростком останутся в нищете. Они ехали из
Петербурга в свое имение, потому что в провинции,
как известно, жизнь ДЕШЕВАЯ, по сравнению со
столицами, и женщина ШЕПОТОМ молилась, чтобы всё
у них теперь было правильно и хорошо.
Тема 7. Частицы НЕ и НИ с разными
частями речи
небывалый, недавно, ни разу, ничего, не
случалось, не бывает, как ни старался, никак не
получалось, ничего не помогало, не у кого, некому,
неизвестно, не расстраиваться, некий, как ни в чем
не бывало, не более, никому, не хочется.
НЕБЫВАЛЫЙ случай произошел НЕДАВНО с моим
приятелем Митей. Н И РАЗУ до этого с ним НИЧЕГО
подобного НЕ СЛУЧАЛОСЬ. Решил Митька в кои-то
веки сделать уроки на завтра. С кем НЕ БЫВАЕТ! Но
как он НИ СТАРАЛСЯ, НИКАК НЕ ПОЛУЧАЛОСЬ себя
усадить за письменный стол. Чего он только НЕ
ПЕРЕПРОБОВАЛ! И конфетами себя угощал в качестве
вознаграждения, и ругал себя последними словами
– НИЧЕГО НЕ ПОМОГАЛО. Н Е У КОГО было спросить
совета, НЕКОМУ было помочь бедному ребенку.
Родители, как всегда, на работе и когда придут –
НЕИЗВЕСТНО. Бабушки и дедушки далеко, да и им не
справиться с Митиной ленью. Как тут НЕ
РАССТРАИВАТЬСЯ! И решил тогда Митька прибегнуть
к магии. Вспомнился ему НЕКИЙ заговор,
прочитанный НЕДАВНО в книге. И как только он его
произнес, свершилось чудо! Митька КАК НИ В ЧЕМ НЕ
БЫВАЛО уселся за письменный стол и два часа
просидел, не подымая головы от учебников. И
выучил всё!