Веселые диктанты

Сказка о падеже

Он еще не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать-

Это ему еще больше понравилось.

Он был малышом, ему все давали, он стал

Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал

Он всем стал предлагать свою помощь, о нем все заговорили и называли теперь

Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели с припевом:

Знаем твердо: ЖИ и ШИ

Пишем только с буквой «и».

Знаем твердо: ЧА и ЩА

Пишем только с буквой «а».

Знаем твердо: ЧУ и ЩУ

Пишем только с буквой «у»

Волк ужасно разъярен:

Съесть ежа не может он.

Еж, хотя он и съедобен,

Для съеденья неудобен.

Не чудесно, не прекрасно,

А ужасно и опасно

Букву «Т» писать напрасно.

Всем известно, как прелесно

Букву «Т» писать уместно.

Если буква гласная

Ты ее немедленно

Ставь под ударение.

Не выучил, не делай,

Не знаешь, не спеши.

С глаголами отдельно

Частицу НЕ пиши.

Малыши, вы малыши, хватит грызть карандаши!

Крепче их в руках держите и рисуйте, и пишите. / 17 слов /

Бывает же работа, завидно от души!

Свистит, когда охота, да палочкой маши. /13 слов/

Снежинки – смешинки кружились, летали,

меня запушили – стою вроде ели. /10 слов/

Пыжик – это олененок,

Он пушистый и смешной.

К маме ласково спросонок

Только спит он очень мало,

Мама спрашивать устала:

«Пыжик, Пыжик, где ты был?» /30 слов/

СЛОВО В СЛОВАХ.

Жило – было слово ,  в слове выход, в слове вход,

В слове ходики стучало, а в походе вдаль шагало.  /22 слова/

Шел прогульщик на прогулку, шел и песенку свистел.

Захотел Прогульщик булку и баранку захотел.

Но прогуливал буфетчик, и не видно продавцов.

И гулял киномеханик – не показывал кино,

И обиделся Прогульщик!

И Прогульщик не смолчал!

И прогульщикам Прогульщик

«Вы – прогульщики!» кричал. /52 сл./

Двор весь заснеженный ярко блестит,

Снежная крепость в нем смехом звенит.

Лепит снежинки детвора день – деньской.

Хвалятся крыши каймой снеговой.

С новой метелкой стоит снеговик.

Снега излишки увез грузовик.

К елке готовим снежинки, фигурки,

Ставим спектакль мы веселый Снегурке

Мы не скучаем пока по весне,

Но вот подснежники видим во сне. /52 слова/

СРЕДИ ЗАРОСЛЕЙ ОСИНЫ

Среди зарослей осины затерялся след лосиный.

Под осинами грибы – хоть лопатою греби! /15 слов/

После завтрака, обеда нужно жвачку пожевать

без зубной тогда мы боли будем жить да поживать. /17 сл./

Раз учительница в школе посоветовала Коле:

-Списывая, не спеши, букву к буковке пиши. /16 сл./

Васильков букет огромный я Буренке подаю.

Когда съест букет Буренка, я Буренку подою. /15 сл/

Травку есть устал бычок и прилег он на бочок.

Нам мычит бычок: « Водицы принесите мне напиться!» /17 сл./

Со щитами и мечами все мальчишки бой ведут,

А девчонки уж с мячами в волейбол играть их ждут. /19 сл./

Я в тетрадь слова писала, удареньем проверяла.

Ударяла, ударяла, так, что парту разломала! /13 слов/

По ступенькам в погребок мы с братишкою слезали.

Как коты, мы сливки все с молока вдвоем слизали. /19 сл./

С АРТИСТАМИ ТРУДНО

Надоело мне артистов в жарких спорах примирять

А ведь им свои костюмы нужно срочно примерять. /18 сл./

Сад колхозный сторожил.

А кругом луга, леса,

Видит дед : бежит лиса.

Он ружье наизготовку

И убить решил плутовку. /22 сл./

Солнце утром с наших роз осушило капли рос.

Чтобы рос наш кустик роз, лейку я воды принес. /18сл./

Не зря трудились.

Вот смотрите: он готов.

Плод мальчишеских трудов!

Всех друзей в речной поход

Унесет надежный плот. /18сл./

Иду рыбачить я на пруд,

Но вот ведерко позабыл.

Улов свой нанижу на прут:

Его в лесочке я сломил. /20сл./

Бобры- строители запруд.

В роду зубастом так ведется.

Плотиной вход в залив запрут-

С пути свернуть плоту придется. /20сл./

С букварем кто не в ладу, с тем я дружбу не веду!

У меня характер крут: уважаю с детства труд. /22сл./

Дрессировщик танцевал вальс с гиппопотамом.

Мы немедленно расскажем все об этом мамам.  / 14сл./

По ускоренной программе обучается наш класс.

Как экспресс, мы мчимся, мама, – не догнать тебе уж нас.  / 18 сл. /

Пассажиры на перроне ожидает свой экспресс.

В долгожданную субботу все спешат умчаться в лес. / 16 сл. /

Я контрольную писал, получил высокий балл.

В настроении прекрасном побегу сейчас на бал.

Буду в вальсе я кружится и «пятёркою» хвалиться! / 23 сл. /

Мы гурьбой бежим из класса.

Впечатлений нынче масса:

Кросс сегодня мы бежали,

В теннис мы потом играли,

И его частичку – грамм.

День рожденье был у Аллы –

Съели мы конфет немало.

Ей нарциссы мы вручили

И подарков надарили.

Впечатлений нынче масса! / 49 сл. /

Прячусь от стыда.

Я сегодня всем наврал – от стыда алею.

Вот пойду и спрячусь я в темную аллею. / 18 сл. /

Нахожусь всегда в полёте

В белоснежном самолёте.

Прессу, кофе предлагаю.

Я воздушная принцесса

Не реви ты так, Сергей:

Не играет трус в хоккей!

Если так тебе всё больно

В теннис ты иди настольный. / 21 сл. /

Стать геологом хочу –

Камни разные учу.

Вот руда, в ней есть металлы.

Вот различные кристаллы.

Камень здесь морской коралл,

Рядом жемчуг засверкал.

Самый крепкий, знай, алмаз,

Им закончу свой рассказ. / 32 сл. /

Пришла ко мне подружка и мы играли с ней.

И вот одна игрушка  вдруг приглянулась ей:

лягушка заводная, веселая, смешная.

Мне скучно без игрушки – любимая была, –

а все- таки подружке лягушку отдала. /32 сл./

Вот я сделаю пробор,заплету косички.

Расскажу потом про бор, где мне пели птички. /16 сл./

НАС НЕ УДЕРЖАТЬ !

Не хотим сидеть на месте, не удержит нас забор !

Побежим скорее вместе,  побежим скорей за бор. /16 сл./

Летом ходят по грибки: наполняют погребки.

Начинают сбор с опят, наклоняются – сопят.

Всех милее белый груздь – как найдешь – проходит грусть !  /22 сл./

В ПОГОНЕ ЗА СЛАВОЙ

Чтобы заработать славу прыгал я через канаву.

Заработал я, смотри, гипса килограмма три.

А мой друг Богданов Слава обошел кругом канаву.

Он за славою не гнался и целехоньким остался ! /33 сл./.

Наша Натка на уроке оглядела всех ребят:

«Юрка ? Слишком толстощекий !

Петя ростом маловат !

Вот Алеша славный малый !

Я влюблюсь в него, пожалуй». /24 сл./

Как много школьников у нас !

У нас четыре Аси, четыре Васи, пять Марусь и два Петровых в классе. /19 сл./

Ой, башмак Володе мал ! Неужели кот помял ?

Но мурлычет Кот Иваныч:

– Нет, Володенька, не так: ты сегодня вырос за ночь, потому и мал башмак ! /25 сл./

СВИНЬЯ В ПОЛЫНЬЕ

Шла весной по льду свинья

Ей попалась полынья  /И.п./

Плюх ! Торчит из полыньи

Только хвостик от свиньи /Р.п./

Мы скорее к полынье.

Мы хоти помочь свинье. / Д.п./

Сами чуть не в полынью,

Но спасли-таки свинью. / В.п./

Недовольны мы свиньей:

Разве шутят с полыньей /Т.п./

Вспоминайте о свинье,

Чтоб не плавать в полынье. / П.п./

/ 50 сл. /

Про лису всем расскажи:

Бегала в лесу лиса /И.п./

Пышный хвост – её краса /И.п./

Средь зверей такой красы /Р.п./

Не найдешь, как у лисы/Р.п./

Волк завидовал лисе /Д.п./

Ее огненной красе /Д.п./

Егерь выследил лису /В.п./

В зоопарк отдал красу /В.п./

Все любуются лисой /Т.п./

Ее рыжею красой /Т.п./

Не забыть нам о лисе /П.п./

О ее лесной красе. / П.п./

/ 54 сл. /

У норы добычи ждет

Притаившись, серый кот /И.п./

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от кота /Р.п./

И теперь и за версту

Не приблизится к коту /Д.п./

Крыса старая – и та,

Видя грозного кота /В.п./

Удерет в нору под дом,

Чтоб не встретиться с котом /Т.п./

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о коте. / П.п./

Наконец пришла весна  /И.п./

Ярким солнышком красна.

Дождались мы все весны /Р.п./

Про нее лишь видим сны.

Я приветы шлю весне – /Д.п./

Громко вторят птицы мне.

Лишь весна бронит весну /В.п./

Сыплет снегом на сосну.

Но не сладить ей с весной /Т.п./

Тает посох ледяной.

Все влюбленные в стране

Пишут песни о весне /П.п./

Травка /И.п./ нежная проснулась,

Ласточка /И.п./ домой вернулась.

Рощи /И.п./ влажные молчат,

Братья- ручейки /И.п./ журчат.

/ 28 сл. / По Г. Виеру /.

Висит у химчистки /Р.п./

Веселый плакат /И.п./

Мы вычистим вам

Ковер и халат, /В.п./

Рабочую куртку, /В.п./

Двубортный пиджак, /В.п./

Нарядное платье, /В.п./

Прадедушкин фрак, /В.п./

Пальто и штаны /И.п./

Станут новыми тут.

Лишь совесть /В.п./ в химчистку /В.п./

Увы не берут!        / 34 сл. /

День трудился наш садовник /И.п./

Полил вишню и крыжовник /В.п./

Полил сливу и цветы /В.п./

А как сумерки /И.п./ настали,

Нам по радио  /Д.п./ сказали,

Что и завтра он придет

И польет наш огород. / В.п./

ЧТО СДЕЛАЛИ ИЗ ДЕРЕВА

Из сосны, березы, ели /Р.п./

Сделал мастер /И.п./ карусель /В.п./

Парту, карту, /В.п./

Лодку, клюшку, /В.п./

Стол, пенал, /В.п./

Забор, игрушку /В.п./

И листы /В.п./ веселых книжек /Р.п./

Для девчонок и мальчишек. / Р.п./

/ 27 сл. /

Пальто /И.п./ в шкафу моем висит

Хорошо оно на вид.

В пальто /П.п./ зимою я хожу,

Весной с пальто /Т.п./ моим дружу.

Есть у пальто /Р.п./ аж три кармана,

Есть от гвоздя на спинке рана.

Есть к пальто /Д.п./ и капюшон:

От ветров спасает он.

Я про пальто /В.п./ здесь рассказал,

Чтоб падежи ты лучше знал.

Каждый день метро /И.п./ нас ждет,

Куда хочешь, довезет.

Без метро /Р.п./ не можем жить,

Без метро /Р.п./ нам как же быть:

У метро /Р.п./ встречаемся

И в метро /П.п./ влюбляемся,

По метро /Д.п./ гуляем,

О метро /П.п./ мечтаем.                                            /33 сл./

Звонкой песней скворушка веселит простор.

Белая черёмушка встала на бугор. / 11 слов /

Мы любим дни морозные, катка упругий лёд.

Ночное небо звёздное и шумный Новый год. / 16 слов. /

Красная мышка с белым хвостом в норке сидит под зелёным листом. / 12 слов. /

Была зелёной, маленькой, потом я стала аленькой.

На солнце почернела я, и вот теперь я спелая. / 17 слов. /

Он круглый, круглый, сладкий, сладкий, с полосатой кожей гладкой.

А разрежешь – посмотри: красный, красный он внутри. / 18 слов. /

За кудрявый хохолок лису из норки поволок.

На ощупь она  гладкая, на вкус – как сахар сладкая. / 18 слов. /

Не слыша волны океанской, морского простора, не зная, в далёкой степи африканской

резвится тельняшка морская. / 16 слов. /

Крепкий деревянный дом с круглым маленьким окном.

Он стоит на длинной ножке, чтобы не залезли кошки. / 17 слов. /

Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая. / 9 слов. /

Я у дуба.

Я у зуба.

Я у слов и у цветков.

Я упрятан в темноту.

Я не вверх, а вниз росту.  /23 слова.

Мы вдвоем с муравьем

Сок березовый пьем.

Он глоток, и я глоток.

До чего же сладкий сок! /17 слов/

СКОРО В ШКОЛУ

Слыхали радостную весть?

Мне скоро будет ровно шесть!

А если человеку шесть,

И у него тетрадки есть,

И ранец есть, и форма есть,

И счетных палочек не счесть,

И он считать старается,

То значит он /вернее – я/,

То значит он /точнее – я/-,

Он в школу собирается /49 слов. /

Я – ПОЕЗД

Я мчусь. Я – скорый поезд.

Пыхчу я – чух – чух – чух.

От скорости, от скорости

Я мчусь на четвереньках

В туннеле под столом.

Я вдаль качу, вперед лечу

И грохочу, как гром.

Я еду в край далекий

/на кухню еду я/.

Там станция, там станция

Я скорость замедляю.

Мне ужинать, мне ужинать,

Мне ужинать пора. /63 слова. /

Будильник песенку заводит, будильник весело звенит.

И целый день куда-то ходит, хотя на месте не стоит. /17 слов. /

Зимою в школу он бежит, а  летом в комнате лежит.

Но только осень настает,  меня он за руку берет.  /20 слов. /

Гуляю в поле, летаю на воле,

вдоль села пробегаю-сугробы наметаю.  /12 слов. /

И СОВСЕМ НЕ ВО СНЕ.

А вот ночью ко мне и совсем не во сне

звери прибегают и со мной играют,

Вместе с ними я скачу, кувыркаюсь, хохочу.

Так до самого утра продолжается игра.

А Наташка мне не верит.

Как Наташке втолковать, что лишь к тем приходят звери, кто ложиться рано спать.

/60 слов. /

НЕ С ГЛАГОЛАМИ

А мы не стыдимся, не прячем их в брюки. Пырей они рвали.

А он не сдавался, как крепкая нитка, в ладони впивался.

Осот подставлял им сплошные колючки.

Никто нам не скажет, что мы белоручки. /40 слов /

Тише, не шумите!

Каникулы у Мити!

Никто его не будет, никто  не подтолкнет.

-Пусть, – сказала бабушка,- ребенок отдохнет.  /20 слов/

НЕ ДРАЗНИТЕ СОБАК.

Не дразните собак, не гоняйте кошек,

не жалейте для птиц вы зерна и крошек!

И тогда воробьи песенкой разбудят.

А царапать и кусать вас никто не будет!

И пчела просто так тоже не пристанет.

Ведь вас жалить и кусать зря никто не станет.

Не пугайте жуков с длинными усами.

И поверьте, что жуки вас не тронут сами!  /60 слов/

Шубка, шапка, валенки- ох, как трудно маленьким!

Я на палки опираюсь, будто падать собираюсь!

Почему я не бегу? Скинуть лыжи не могу. /24 слова/

С другом мы ничего не боимся, сейчас вот на речку помчимся.

Мне друг никогда не перечит и слушать готов целый вечер.

Но если молчать не желает, то звонко и радостно лает. /32 слова/

Может, это чудо: плод побольше блюда,

а ветром не сбивается, и ветка не ломается.  /15 слов

В огороде стоит- ничего  не говорит, сам не берет и воронам не дает. / 15 слов/

ЧТО ЗА ДОМИКИ?

Стоит под березою  домик с окошком.

Другой – на березе и тоже с окошком.

Кто в первом живет, тот жужжит под березой,

А кто во втором, тот кружит над березой.

А в домике третьем, в саду, под кустом,

Задумчивый житель виляет хвостом. /45 слов/

Я колобок, колобок!

По амбару метен,

По сусекам скребен,

В сметане мешан,

В печку сажен,

На окошке стужен,

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел,

А от тебя, заяц,

Не хитро уйти.  /35 слов/

Что это у Галочки :

Ниточки на палочке, палочка в руке,

Ниточка в реке?

Тексты, позволяющие повторить несколько разных правил.

Деревянный я мальчишка

Из известной всем вам книжки.

Нос испачканный мой длинный,

Я Мальвины друг старинный.

ТРУДНО БЕЗ ДРУГА

Друг уехал далеко.

Мне без друга нелегко.

День прошел, прошла неделя.

Три недели пролетели.

Летом дождь, зимою – вьюга.

Очень скучно мне без друга.

Откуда вырос колос?

Из одного зерна.

Откуда слышен голос?

Из нашего окна.

Откуда взялся мальчик?

Он вышел из дверей.

Откуда вылез пальчик?

Из варежки моей.

У журчащего ручья

Повстречались мы, друзья.

Вот скрипучая скамейка,

Сядем слушать соловья.

Льется чудный голосок,

Но мешает скрип досок.

Наслаждаться чтобы трелью,

Сядем в травку мы под елью.

Тепло и мороз

Во дворе каток хороший, лед сверкает, как стекло.

На коньках бежит Алёша,  и в мороз ему тепло  /21 сл/

Муравьишки- муравьята, торопливые ребята.

Рано утром по дорожке, по зелёненькой тропинке-

муравьиные сапожки, муравьиные ботинки.

Муравьишки-муравейки, посидите на скамейке.  /21 сл/

На травке у леса густого паслась луговая корова.

А в море, водою плеская,  ныряла корова морская.

И где-то на дерево ловко карабкалась божья коровка.

Везде успевают коровы: коровы-они будь здоровы!

Гусь купил себе гармошку,но дырявую немножко.

Хорошо гармошка пела,  по-гусиному шипела. /13 сл/

Карандаш держу я прямо и почти что не дышу.

Слово «папа», слово «мама» без ошибок напишу. /18 сл/

Я начинаю новую тетрадь, как снег, белеет первая страница.

Тетрадь с волнением торопится узнать, какая ей досталась ученица.

/19 сл. Б.Белова/.

Карандаш в пенале мается,

но за то он не ломается.

Ручка в тесноте находится,

но зато легко находится.

/18 сл. В.Берестов/.

Вот так парикмахер!

Поленился утром Вова

Подошла к нему корова,

/14 сл. Частушка/.

где мы родились и живём,

мы Родиной светлой,

мы Родиной милой,

мы Родиной нашей зовём.

/21 сл. М. Лисянский/.

В метро на мрамор и гранит

ложится мягкий свет.

Сама тут лестница бежит-

и всё конца ей нет.

Мелькая, мчатся поезда

по рельсам под Москвой.

В метро не жарко никогда,

морозов нет зимой.

/35 сл. По С. Маршаку/.

В магазине овощном.

Шумно утром, тесно днём.

Всё у нас идёт на лад!

Вот капуста и салат,

семь зелёных огурцов,

восемь жёлтых кабачков.

Всё мы это продаём,

только дорого берём!

за весёлый разговор,

за приятные слова.

Хочешь свёклу взять у нас,

расскажи смешной рассказ.

приходите к нам с утра!

Будет много овощей

для салатов и борщей!

/66 сл. С.Никитский/.

Обед с грядки.

Картошку, морковку мы утром собрали

и лук не забыли, огурчик достали,

всего понемногу-нам на обед

/24 сл. Загадка/.

наше лето провожай!

Сколько сладкого гороха!

Огурцы как на подбор,

на гряде сорвать неплохо

крупный красный помидор!

Съешь морковку мимоходом.

/25 сл. Е.Трутнева/.

Что у кого?

У нашей Алёнки

капуста в бочонке,

щгурчики в кадке,

морковка на грядке.

У нашей Акульки

картошка в кастрюльке,

бобы на окошке,

петрушка в ладошке.

/27 сл. Потешка/.

Мчал ручей вдоль веро

в понедельник, вторник,

в среду и четверг.

Ну и ручеёк!

В пятницу, в субботу

отдохнуть не смог.

В чашу ускользнул,

даже в воскресенье

/31 сл. Г.Виеру/.

месяц с именем январь.

/8 сл. В.Степанова/.

Подготовка детей к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу. В подготовительной группе этому уделяется особое внимание. Подготовка к письму предполагает развитие у детей:- Мелкой моторики пальцев рук (с этой целью необходимо учить детей выполнению разнообразных практических дел, созданию поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность).- Пространственной ориентации, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед – назад и т. д.)

– Чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;

– Изобразительных и графических умений в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений.

Какие же упражнения необходимы дошкольнику для подготовки к письму?

Это, прежде всего все виды изобразительной деятельности. Особое значение имеет декоративное рисование – рисование орнаментов, узоров. При этом ребёнок практически осваивает изображение различных элементов узоров. Приёмы расположения элементов на плоскости. Учится правильно определять направление линий и движение руки, развивает глазомер.

Положительное влияние на подготовку руки к письму оказывает раскрашивание. С этой целью можно использовать готовые альбомы – раскраски. При выполнении таких заданий дома необходимо обращать внимание ребенка на то, чтоб изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно. Помогает развитию графических умений выполнение различных заданий, связанных со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Мама или папа показывают, как рисовать штрихи, контролируют параллельность линий, их направление, расстояние между ними. Для упражнений в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов.

Широко используют различные графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров, вписывание в квадрат различных изображений: овалов, линий, крючков, треугольников.

Правила работы с рабочими тетрадями дома

– Постоянно контролируйте позу ребёнка. Ребёнок не должен горбиться, наваливаться грудью на стол, подкладывать под себя ногу и т.д.

– Мебель должна соответствовать росту ребёнка, свет – падать слева.

– Следите за тем, как ребёнок держит ручку или карандаш. Часто бывает, что ребёнок держит карандаш «щепотью», собрав пальцы «горсточкой» или сжав руку в кулак.

– Кисть и локоть не должны зависать над столом.

– Ребёнок не должен нажимать на карандаш слишком сильно или слишком слабо.

– Время работы с тетрадями не должно превышать 7 – 10 минут.

• Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца;• Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух;• По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать;• Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет;• Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет;• Будьте внимательны к жалобам ребенка;• Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке;• Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе;• Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи;• Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе;• Приучайте ребёнка к самостоятельности;• Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность;• Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком;

Занимательные диктанты по классам

Однокоренные слова и формы слова. Повторение в начале года

Мама сварила варенье и поставила баночку на стол. В банку влетела оса. Она сердито жужжала, потому что не могла выбраться из варенья. Котенок сидел на столе и удивленно смотрел на банку. « Почему варенье сердится?» – думал он.

. Выписать сначала однокоренные слова, затем – формы слова.

Мягкий знак после шипящих на конце слова

Стишок записывается на доске с многоточиями на конце слов после шипящих

То мышь, то чиж,То ёж, то рожь. Не различишь!Не разберешь!Но я, ребята, не дурак!Везде поставлю мягкий знак!

-Прав ли ученик?

На предложение сочинить подобный стишок дети с удовольствием откликнулись:

Из-за синих-синих тучПоказался солнца луч. Рада мышь, рад и еж:До чего же день хорош!

Как-то я забрался в глушь. Там в траве свернулся уж,В норку побежала мышь. А вокруг звенела тишь. Под кустом свернулся еж,Он пыхтит: «Меня не трожь!»До чего же еж хорош!На репейник он похож!

Синтаксис. Найди спрятанные словосочетания

(Полевые цветики, желтые лютики.)

-А что это за ОДУШЮТИКИ? Какая ассоциация возникает? Обратите внимание: после буквы. Почему? (Пушинки-параш

Второстепенные члены предложения. Дополнение

У Пятачка собрались друзья. Пришел к нему и Винни-Пух. Он принес Пятачку огромный торт. Торт – отличный подарок!

Гости пляшут и веселятся. Но где же прячется Пух?

Он сидит около пустой коробки из-под торта и облизывает лапы. Торт был вкусный!

Выполним синтаксический разбор предложений (по выбору). Повторим способы выражения сказуемого (а про орфограммы никогда не забываем!).

Второстепенные члены предложения. Несогласованное определение

математикиМне нужны тетради в клетку. Нарисую сто солдатиков!Ставьте мне за них отметку!

Обобщающее слово при однородных членах

: кот, две кошки и собаки. 2)Рассмешил я : детей и их родителей. 3) мы кота искали: и на кухне, и в подвале. Так куда же он пропал? На моей кровати спал!

Предложите детям «зарифмовать» фразы с обобщающим словом. Вот детский пример:

Я везде искала платье:И в шкафу, и под кроватью. И зачем его искала?Лучше б в мячик поиграла!

Я весь день его искала:Утром, днем! Я так устала!И зачем его искала?Просто мама так сказала.

Анна Ванна мне сказала:–Тань, ты весь урок болтала!– Не болтала! Вот Вам слово! Просто говорила с Вовой!

-Где синонимы и различаются ли они оттенками значения? А стилистически?

-Являются ли слова «скоро» и «быстро» синонимами? Можно ли здесь употребить слово «быстро»? Почему?

Склонение существительных на –ие, -ий, -ия. Объяснительный диктант

Что вы знаете о такой рептилии, как крокодил? Знаете ли вы, что крокодилы – родственники динозавров? Крокодилы обитают на нашей планете около 150 миллионов лет, и распространены они на территории всех тропических стран. Ископаемые останки этих страшилищ находят в Европе, Азии, Америке.

Крокодилы живут в воде: в реках, озерах, болотах. При наступлении засухи они могут зарываться в ил и впадать в спячку. Если вы, друзья, наткнетесь на спящего крокодила, не будите его! Пусть лучше чудовище спит!

-Найдите слова с увеличительным суффиксом. Какова их роль в тексте?

Дополнительно выполним синтаксический разбор второго предложения; разберем слова по составу (по выбору учителя).

Приставки ПРЕ- и ПРИ- . Объяснительный и проверочный диктанты

Весь день шел Иванушка, и привела его тропинка к превысокой стене. Присел он на придорожный камень и пригорюнился. Как преграду преодолеть? И призвал он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Прибегай ко мне, дружок!»

Разыгрался ветер, пригнулись деревья, приумолкли птицы. Прискакал Горбунок.

Вскочил на друга Иванушка, и одним махом перелетели они через стену, приземлились в прекрасном саду.

Диктант проводится на первом уроке в целях проверки того, как дети запомнили значения приставок. Дополнительно выполним разбор по составу и словообразовательный (например, придорожный и приземлились).

Найдем предложение с прямой речью, отметим обращения.

Престранное дело, но взрослые обожают приставать к детям! Непрерывно слышишь: «Ты прибрался в комнате? Ты приготовил уроки? Ты преодолеешь, наконец, свою лень?!»

Я однажды прикинулся паинькой, не стал пререкаться и ответил сразу на все вопросы родителей: «Да, прибрался, приготовил, преодолею непременно!» А мама почему-то рассердилась и строго-престрого прикрикнула на меня: «Прекрати притворяться! Принимайся за уроки!»

Ну что тут скажешь! Придется придумать еще что-нибудь.

Второй диктант значительно труднее, и его в несильном классе тоже можно дать как объяснительный.

В книге Т. Л. Служевской (Уроки русской словесности. С Пб, 1994) есть замечательные упражнения на склонение имен числительных – «Конкурс на замещение вакантных мест дикторов телевидения». Все числительные в текстах записываются цифрами, и эти тексты надо правильно прочитать. Мои ученики с радостью включились в «конкурс», а также в работу по сочинению новых текстов для «дикторов». Вот некоторые из придуманных нами текстов:

Передача « Впрок »

Сегодня к нам в редакцию пришло более 1580 писем, причем в 815 из них зрители просят повторить сведения, приведенные нами в 391-м выпуске передачи «Впрок» и касающиеся батареек разных типов. Мы с радостью удовлетворяем эту просьбу.

Итак, батарейка «Варта», вставленная в плейер, продержалась менее 6332 минут (вместо обещанных в инструкции 7411). Повторив опыт с 320 батарейками и не добившись обещанного результата, мы поняли, что взяли инструкцию от батарейки «Дюрасел», которая, кстати, именно столько и продержалась. Батарейки «Энерджайзер» продолжали работать и работать в течение 5783 минут (ощутите разницу между 7411 и 5783 минутами!). А вот батарейки  утащил для своего фотоаппарата финансовый директор программы, поэтому время их работы вы узнаете в 440-м выпуске передачи «Впрок ».

2007-й год был рекордным по количеству угнанных автомобилей. Всего зарегистрировано около 999 540 угонов. Причем что характерно: у 6384 водителей угнали «Мерседесы», а у 43 082 водителей – «Запорожцы». К тому же о 1527 угнанных «Мерседесах» у работников милиции есть точные сведения, а вот про «Запорожцы» ничего не слышно. Влиятельный чиновник из МВД, пожелавший остаться неназванным, предположил, что около 33 700 машин отечественного производства уже перепродано за границу, а за остальными 9382 машинами «покупатели» явятся в Одессу, где и будут пойманы с поличным.

Не хотелось бы кончать на грустной ноте, поэтому позволим себе порадоваться за то, что наши российские автомобили наконец-то стали цениться на Западе выше, чем «Мерседесы»!

Завтра в Москве осадки. Синоптики ожидают, что выпадет 21 745 892 капли дождя. Над территорией Ясенева уже скопилось не менее 10 896 345 капель, причем к этим 10 896 345 прибавится еще около 15 750 капель, которые пока зависли над Южным Бутовом, но к 13 апреля северный ветер донесет их до Ясенева. Более 3 600 255 капель упадет на 1108 школу, так что 750 ученикам этой школа придется взять с собой зонты.

Прогноз погоды составлен Московским Метеобюро. Хорошей вам погоды, дорогие москвичи!

Глагольные признаки причастия. Объяснительный диктант

Я выхожу из сонного дома и тихо крадусь к калитке, чтобы не разбудить спящего Волчка. Уж очень он мешает мне на охоте! Задуманный побег удается, и вот я в притихшем осеннем лесу. Шуршит опавшая листва, о чем-то перешептываются старые березы.

Вдруг сзади слышится какой-то посторонний шорох. Я оглядываюсь и замираю – шорох прекращается. Но листья под елочками подозрительно шевелятся! Я кидаю в притаившегося преследователя небольшой сучок, и сразу тишина взрывается счастливым визгом. Ворох желтых листьев несется на меня, и заливающийся лаем Волчок чуть не сбивает меня с ног. Не будет охоты!

Озаглавить текст. Подчеркнуть все определения и указать, чем они выражены. Определить вид и время причастий.

Запоминаем: пишется два Н!

Со дна океанногоПрими как данное,

Е – Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий. Проверочный диктант

Волчок, увлеченный погоней, несся за удирающим котом по вскопанным грядкам. Кот, ничего не разбирая от страха, бросился в щелку под забором и застрял там: щель оказалась слишком узкой.

Чтобы освободить застрявшего кота, пришлось подпиливать забор. Волчок был восхищен!

Правописание наречий. Запоминаем: пишутся раздельно!

На днях нам  задали стихотворение. Его надо было выучить . А меня учитель особо предупредил: «Учи ! Завтра вызову!» А я, сказать не люблю рассказывать стихи . Мне их выучить не под силу

Союзы. Сочинение-миниатюра с использованием противительного союза НО

Читаем в качестве образца два текста. Анализируем их композицию. ( Дополнительно обсудим роль вопросительных предложений в каждом из текстов.)

Продолжите ваш путь. Слышите, как скрипит снег под вашими шагами?

Жизнь никогда не замирает. Просто в снежном царстве – снежная жизнь.

Но не за это я люблю море. Для меня его главное очарование – в тайне глубины. Там, в глубине, оно всегда неподвижное, темно-свинцовое. Что в этой свинцовой неподвижности? Какие тысячелетние тайны?

Сочинить текст, состоящий из двух логически законченных частей. В первой части речь должна идти об одном явлении, во второй – о противоположном или сопоставимом с первым.

Строение текста. Повторение в начале года

Предлагаем ученикам прослушать два текста

Дождь, мелкий и нудный, лил весь день, и береза под окном вымокла и почернела. На верхней ветке сидела огромная ворона. Впрочем, слово «сидела» к ней не подходило. Она, скорее, стояла, вцепившись острыми когтями в дерево. Глаза ее были закрыты, черные вымокшие перья обвисли, с длинного блестящего клюва стекали капельки дождя.

Но она не шевелилась, не издавала ни звука. Ее неподвижная фигура напоминала горестное изваяние. Всем своим видом ворона будто говорила: «Дождь? Сырость? Холод? Это отвратительно, да. Но я живу уже много лет, переживу и это».

Многие не любят ворон. А я считаю их удивительными птицами.

Вороны очень умные, и их нетрудно приручить. В прошлом году мы выходили раненого птенца, и он все лето жил у нас на даче. Вороненок быстро привык к нам и прекрасно разобрался в членах семьи. Бабушку он любил больше всех, потому что она его кормила. Стоило ему услышать бабушкины шаги, он сразу летел к подоконнику – там стояла его миска. А с маленьким Егоркой он любил играть: садился ему на голову и весело кричал, размахивая крыльями. Егорка визжал от радости, боясь сдвинуться с места, чтобы не свалилась «мельница» с головы.

У ворон отличная память! Этим летом мы снова увидели нашего питомца. Он прилетел в первый же день, сел на подоконник и уставился черным глазом на бабушку: мол, покормите?

А вы никогда не наблюдали, как дружно вороны нападают на врага? Они собираются в стаю и с громким криком атакуют обидчика, будь то кошка, змея или человек.

Нет, все-таки ворона – удивительная птица!

-Определите тип текстов (описание, рассуждение с элементами повествования). Аргументируйте ответ.

-Вспомните сами текст – повествование о вороне (басня Крылова «Ворона и лисица»).

парам учеников: они пишут сочинение на одну тему, но выбирают при этом разные типы речи. Лучшие работы анализируются на следующем

Знаки препинания при однородных членах предложения. Объяснительный диктант

У старого одинокого деда был Козел-сторож. Дед ни свет ни заря то поле пашет, то косой машет, а Козел в доме сидит или огород сторожит. Как сторожит? Либо под забором храпит, либо у высоких ворот лежит. Внутрь-то его дед не пускает, ворота крепко-накрепко запирает. Козла только пусти в огород! Но как-то раз дед то ли замок сломал, то ли ключ потерял, и остались ворота нараспашку. Козел взял да и вошел в огород. А там картошка, и лучок, и капустка, и перец-стручок!

И повадился Козел в огород. Сначала у моркови ботву сжевал, потом капусту объел, а потом и совсем обнаглел. Разляжется на грядках и дремлет, блаженно щурясь. Тут его дед и поймал! Уж он его ругал, корил и стыдил, даже палкой побил. Бедняга прыгал козлом, зато стал послушным Козлом.

Попутно повторим односоставные и неполные двусоставные предложения. Вспомним, что такое фразеологизмы.

Изложение с элементами сочинения (после темы «Вставные конструкции)

(Текст по кн. А.М. Арго «Восторги и вдохновение» взят из кн. Г.Г. Граник, С. М. Бондаренко «Как учить работать с книгой». М., 1995)

В старину библиофилы (так называют любителей и собирателей книг) заказывали у художников экслибрисы, которые наклеивались на книги. Экслибрис – это небольшой, чуть больше почтовой марки, бумажный ярлычок с рисунком. Рисунок, как правило, выражал идею, которая была близка и мила владельцу книги. Наверху или внизу на рисунке ставилась надпись: «Из книг такого-то». Таким образом, экслибрис обозначал, кому книга принадлежит.

Четырнадцатилетний мальчик (он был библиофилом) попросил художника сделать экслибрис.

–Какую тему, о юноша, ты предлагаешь для рисунка? – спросил художник.

–Нарисуйте, пожалуйста, море. Широкое море! Плывет корабль, груженный книгами. Гора книг! А на борту (это будет как девиз корабля) слово «Мало!».

Не секрет, что очень часто дети боятся и не любят писать диктанты. Эти отрицательные эмоции являются плохими помощниками в таком важном и трудном деле. Предлагаемый вашему вниманию сборник диктантов содержит весёлые, с добрым юмором стихотворные тексты, несущие в себе заряд положительных эмоций. Прочитанные непосредственно перед диктовкой, они снимут у детей излишнюю напряженность, тревожность, процесс написания диктанта станет более желанным, а, значит, и более плодотворным.

Но все эти психологические моменты не умаляют грамматической ценности предложенных текстов. Все диктанты насыщены орфограммами. И даже в большей степени, чем общепринятые классические тексты. Орфограммы выделены.

Особую группу составляют «коварные» диктанты с «ловушками», помеченные в сборнике значком

. Они содержат слова, одинаковые (или очень близкие) по звучанию, но разные по написанию (омофоны). Именно эти тексты очень ярко продемонстрируют детям, какая может получиться путаница без хорошего знания и применения ими правил русского языка. То есть ответят на извечный и главный детский вопрос: « А зачем нам учить столько правил, когда и без них можно обойтись?». Такие примеры помогут выработать у детей повышенную грамматическую зоркость и чуткость. Этот занимательный материал можно будет использовать как для обучающего процесса, так и для различных языковых конкурсов и олимпиад.

Предлагаемая вам книга может стать хорошим дополнением к уже существующим традиционным сборникам. А особенно удачно подойдут её материалы для домашних занятий с детьми в учебном году и на каникулах. Ведь попросить написать ребёнка весёлое понравившееся стихотворение будет гораздо проще, чем строгий прозаический текст. В такой замаскированной форме дополнительные занятия будут более желанными для детей.

Разделы книги, выборочные материалы из которых предлагаются вашему вниманию ниже, выделены в содержании синим цветом.

Жи – ши, ча – ща, чу – щу

к – это оленёнок,

ЧЬИ ШИШКИ ЛУЧШЕ ?

а у Ми на лбу – бедовые.

карной рыжей ко

мпанзе – из д

и из зам

Вот шмель пу

нектаром он спе

в слове  вы, в слове в

а в пое вдаль шагало.

Двор весь заенный ярко блестит,

ная крепость в нём смехом звенит.

ки детвора день-деньской.

С новой метёлкой стоит

а излишки увёз грузовик.

К ёлке готовим

ставим спектакль мы весёлый

но вот подники видим во сне.

Чистая в речке Симке

ь рыбы полна.

ное мирно живёт.

яной рыбкам песни поёт.

Жалко мне с чистой

опроводу домой возвращаться.

Что случилось вдруг со мной?

о мыть не лень,

у каждый день.

аю всем ботинки,

аю все соринки.

ил снег с утра.

А сестрёнка моя Юля

дразнит уж меня: “

Почему ж таким я стал?

Про микробы прочитал!

ПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЯХ СЛОВ

Видит дед: б

Он ружьё наизготовку

Съест когда  букет Бурёнка,

Травку есть устал бычок,

и прилёг он на

Нам мычит: «

У ВСЕХ СВОЙ НАРЯД

(ДИКТАНТ С ПОДСКАЗКАМИ)

тнистый в пятнах весь,

сатая – в п

сы её попробуй счесть!

Шкурка вся похожа на матроску.

сички рыжий весь наряд,

лисий хвост костюм весь укр

ведь себя украсить каждый рад,

ца просто обожает.

лел к з

Зайчик белый зиму очень любит.

Серый фрак закинул он в шалаш:

серый цвет змой его погубит.

ожидают свой экспре

побегу сейчас на бал.

Буду в вальсе я кружиться

Я сегодня всем наврал –

Очень любят папы, мамы,

чтоб играли дети га

– Пожалей нас, наша мама,

мы не любим их ни гра

и его частичку – гра

День рожденья был у А

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК

Снег сошёл. Запахло прел

Прокатился в небе гром.

и под старой ел

ёю строят дом.

МЯГКИЙ ЗНАК НЕ ПОМОГ

юга хлещет так и сяк,

ёт в лицо крупой сыпучей,

очень жёсткой и колючей,

несмотря на мягкий знак.

В тыкву огромную вырастет семя –

нужны только труд, терпене и время.

Буду трудиться без устали я –

с тыквенной кашей будет

Я в бурлящий кипяток

Их по вкусу я

и мешаю ложкой.

Воду я потом

рожки соусом зал

чтоб писать письмо

У стола ждёт Артемон –

самый быстрый почтал

Тучи тёмные, большие

За зонтом скорей бегите:

дождь из них сейчас

Грядки наши овощные

я без устали полю.

Если дождик не придёт к нам,

их сама потом

в именах, отчествах, фамилиях людей,

кличках животных, названиях

етя наш икать –

нужно стих ему читать:

кова – на всякого.”

рка? Слишком толстощёкий!

етя ростом маловат!

лёша славный малый!

Я влюблюсь в него, пожалуй.»

(по А. Барто)

Как много школьников у нас!

широкой и прямой,

шёл с площади

Стучали капли по стеклу,

шёл дождь неугомонный,

свернул автобус за угол

и покатил по

(по О. Дризу)

СОБАКА С НАС БЕРЕТ ПРИМЕР

Ленива сытая хозяйка,

нопочка – лентяйка!

услан его достоин!

Хозяин пса – кулак и скряга,

под стать ему епей – дворняга.

(по С. Михалкову)

В нем почти сто метров роста –

на него залезть не просто.

встралии был он

У него одна работа –

КТО ТАКОЙ ?

Он и весел, и незлобен,

этот милый чудачок.

С ним хозяин – мальчик

и приятель –

Для него прогулка – праздник,

и на мёд – особый нюх.

Это плюшевый проказник

КРОТ – СТРОИТЕЛЬ

Поработал славно крот –

сделал он подземный ход.

проложил дорогу к другу.

Вот вырос внучек наш – орёл!

Учиться в лётчики пошёл.

Но с дедом нас не забывает,

к нам прилетает.

пригласил к себе дружков

в свой десятый день рожденья

поесть с вареньем.

В самых первых числах

– лучший мой дружочек,

вышью майку ей в цветочек.

ходит сразу в пять кружков:

бега, бокса, рисования,

бальных танцев и вязания.

“НЕ” С ГЛАГОЛАМИ

Плаваю под мостиком

и виляю хвостиком.

Рот есть, да

глаза есть –

крылья есть –

Кувшинчики и блюдца

взять меня и

Но только мне придёт пора –

сама уйду я со двора.

ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Чтоб чужой зайти

КАК ПАПА ЖИЛ В ДЕТСТВЕ

Папа утром сам вставал,

всё до капельки съедал,

ронял, представьте, чашек,

и с дворняжкой

очень скучно папа жил!

до полки Света,

а там всегда лежат конфеты.

страничек в книжке –

давал я зря её братишке.

Если сядешь –

Устав от однообразия уроков
повторения и закрепления, решила я однажды такой
текст сочинить.

Чередование гласных в корне (6 класс).

Загорелые ребятишки рассыпались по
берегу озера, которое блестело под лучами
палящего солнца. Мальчики собирали ветки и
разжигали костер, девочки стелили на траве
скатерть. А Витька расположился на горячем песке,
чтобы еще позагорать.

“Вить, не сгори на солнце!” –
предупредил Серёжа. Витька только фыркнул в
ответ.

Вечером все собрались у костра. До
самой зари ребята пели, смеялись, рассказывали
смешные истории. Только несчастный Витька не
участвовал в общем веселье. Он весь обгорел, и
любое прикосновение причиняло ему боль. Чёрный и
злой, сидел он в палатке и ненавидел весь мир.

Прочитала детям – заулыбались,
оживились. Подобрали вместе заголовок. И
написали диктант. Признаюсь: ошибок было не
меньше, чем обычно. Но работали мои дети с
удовольствием, а это многого стоит.

Воодушевленная, я решила не
останавливаться на достигнутом. Так появилась
серия диктантов про Витьку для 5 – 6-го классов.
Ребята их полюбили и теперь, когда я объявляю, что
мы будем писать диктант, с надеждой спрашивают:
“Про Витьку?”

Личные местоимения (повторение в
начале года)5 класс.

Вчера у нас была контрольная работа. Мы
записывали текст и подчеркивали местоимения с
предлогом. Со мной посадили отличницу Лёлю, и я
решил все списать у нее.

Витька сидел передо мной с все время
оглядывался. Так мы и работали втроем: я списывал
у Лёли, Витька – у меня.

Лёлька получила пятерку, я тройку, а
Витька два! “Это все из-за тебя! – накинулся на
меня Витька на перемене. – Не мог списать у
отличницы! А я за вас расхлебывай!”

Члены предложения.
Способы выражения подлежащего.

Витька с Тёмой отправились на войну. За
спиной у них висели тугие луки. Деревянное ружье
они тоже захватили. За ручьем на братьев напали
три индейца из соседней деревни. Разгорелся
страшный бой!

Бросайте оружие и сдавайтесь!

Это мама позвала бледнолицых домой.

Грамматическая основа предложения.

Витька – ученик пятого класса. Сегодня
они с Лёлей дежурят. Лёля – отличница. Она
старательная и аккуратная. Она быстро подмела
пол, вымыла доску и полила цветы. Все! Класс чист!

А что делал Витька? Витька тоже
старался! Он опрокинул ведро с водой, натоптал на
полу, уронил цветок, сделал Лёле пять замечаний и
гордо пошел домой. До чего он устал!

Сегодня Витя дома один, потому что мама
с папой ушли в театр. Он обещал, что выучит уроки,
вовремя поужинает и вымоет посуду.

Просидел Витька три часа перед
телевизором и почувствовал, что проголодался. Он
сбегал на кухню, включил газ под кашей и снова
вернулся к экрану. Показывали потрясающий фильм!

Когда родители возвратились, Витька
спал в кресле, а телевизор тускло мигал экраном. В
квартире стоял запах сгоревшей каши, и легкий
дымок тянулся из кухни.

Когда Витька жил в деревне, он нашел
где-то котенка и притащил домой. Глазки зеленые,
шерстка рыжеватая. Мы котенку обрадовались и
поселили его на кухне.

Прошёл месяц, и котёнок стал большим
рыжим котом. Дома он ничего не ел, и мы решили, что
он ловит мышей. “ Мой Рыжик – настоящий охотник!”
– гордо объявил Витька.

Однажды зашла к нам соседка и
рассказала, что кто-то у нее цыплят таскает. Мы
переглянулись. Рыжик сидел у печки, урчал и
смотрел на Витьку хитрыми глазами.

Все лето шли грибные дожди, но грибов в
лесу почти не было. Вот и сегодня ребята долго
бродили по лесу, но только Витька набрал полную
корзину.

“Кто нашел хоть один белый?” –
спросила бабушка у грибников, когда они
вернулись. Витя подошел к столу и высыпал все из
корзинки: “У меня одни белые!”

Беленькие грибочки с тоненькими
ножками рассыпались по столу. Ребята засмеялись,
а бабушка, сдержав улыбку, сказала: “Из поганок,
дружок, грибной суп не варят!”

Приставки на -з, -с.

Витька обожает опасности! Если
препятствий нет, он сам их создает. Недавно он
вздумал отправиться ночью в бесстрашный поход к
дальнему болоту. Сбор был объявлен в полночь.

Мы бесшумно сбежали из дома и вошли в
лес. Через час мы поняли, что сбились с пути.
Бессмысленно бродили мы по сонному лесу, и
встревоженные птицы пугали нас чуть не до смерти.

Корни с чередованием.

Перед соревнованиями разболелся
вратарь, и ребята расстроились. Тогда Витька
предложил свою кандидатуру: “Располагайте мной,
ребята!”

Игра началась. Волнение на поле
возрастало. Раскрасневшийся Витька бестолково
метался в воротах и пропускал один мяч за другим.

Род несклоняемых имен существительных(6 класс).

Когда в голове все окончательно
перепуталось, он пошел спать.

А ночью ему приснился
страшный-престрашный сон. Он плывет на старом
каноэ по широкой Миссисипи, а его преследует
громадный какаду и разъяренно кричит: “Где здесь
живет большой серый кенгуру?!”

Бедняга в ужасе проснулся.

(Не забудем, конечно, уточнить
“географию”!)

НЕ с существительным.

Витька – вьюн и непоседа!
Весь урок толкал соседа.
– Не мешай! – сказал Серега.
Витька фыркнул: – Недотрога!

Блеснула молния, загремел гром, и неожиданно
разразилась небывалая гроза. На землю обрушился
не просто дождь, а ураган.

Ребята сбежались в небольшую беседку. Все
приуныли из-за непогоды, и Витька решил
приободрить друзей. “ Это вовсе не страшный
ураган! Вот в тропиках – это да!” – заявил он. И
начал врать про тропические ливни. И как врать!

Скоро ребята забыли про ненавистный дождь. Они
уже не различали, где правда, а где неправда.
Витькины выдумки были неправдоподобны, но
захватывающе интересны.

Никто и не заметил, как дождь прекратился, а
из-за туч выглянуло вымытое солнце.

Суффиксы имен существительных.

Витька – отличный помощник! Он всегда поможет
учителю назначить дежурных, расставит их по
местам, выберет ответственных.

– Что же ты сам не дежуришь? – спросили ребята у
Витьки.

– Мне некогда! Я руководчик, а не дежурщик! –
ответил Витька.

Витька схватил на неделе несколько троек по
русскому языку и решил их исправить. Он раскрыл
учебник.

Сначала он выучил девяносто новых слов и в два
счета сделал пять упражнений. Затем он в двух
словах пересказал предлинный текст. Словом, он
потрудился за двоих!

Но никто за ним не заходит, и
Витька зубрит дальше.

Н и НН в суффиксах прилагательных.

Бутерброд упал на новую льняную
скатерть, и на ней появилось небольшое масляное
пятнышко. Витька попытался оттереть его, но
только перепачкал все грязными руками. А мама так
любит эту необыкновенную скатерть с длинной
бахромой!

Повторение темы “Имя прилагательное”.

В стенной газете появилась резкая статья о
недобросовестных дежурных.

– Обвинения несправедливы! – заявил Витька.

– На воре и шапка горит! – засмеялась Лёля.

Весь день Витька был мрачен и
неприветлив. А после французского он уверенно
вошел в пустой класс. В руках он нес неполное
ведро воды и деревянную щетку.

Через три часа пол блестел от луж. Тут
Витька вспомнил, что не полил цветы. Он сдвинул
тяжелые столы, зачерпнул в стеклянную банку
мутно-черной воды из ведра и стал взбираться
наверх. Вода расплескалась, но незадачливый
уборщик этого не заметил.

На следующий день в газете появилась
длинная заметка, которая называлась “Юные
неумейки”.

Повторение темы “Глагол”.

Витька обучал собаку собачьей
премудрости. Он положил перед ней кусочек сахара
и скомандовал: “Не трогай, Волчок!” Волчок
беспокойно тявкнул. “ Не бери, а то попадет!” –
снова пригрозил дрессировщик.

Волчок отошел в сторону и сделал вид,
что его это все не касается. Он стал почесываться,
зевать, скрести за ухом. Довольный Витька
отвернулся, и тут “ученик” схватил сахар и
громко зачавкал под обеденным столом.

Витька хотел вытащить его за хвост, но
Волчок зарычал. “ Не трогай, Витька, а то укушу!”
– слышалось в этом рычании.

Оцените статью
Экодиктант - Помощь