Тотальный диктант литературный детектив

Тотальный диктант литературный детектив Экодиктант

Дальневосточный федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Центральный федеральный округ

Южный федеральный округ

Еврейская автономная область

Республика Саха (Якутия)

Северная Осетия – Алания

Ханты-Мансийский автономный округ

Чукотский Автономный Округ

Ямало-Ненецкий автономный округ

Без авторских знаков препинания, но всё же с пунктуацией придётся помучиться. В эксклюзивном интервью 12 каналу автор “Тотального диктанта” Павел Басинский раскрыл некоторые секреты текста. Во-первых, будет четыре фрагмента, а не три, как раньше. Это сделано для того, чтобы в разных часовых поясах участники акции ломали головы над разными орфограммами и не было соблазна позвонить друзьям, скажем, во Владивосток и проконсультироваться. К тому же по итогам прошлого года лидером среди зарубежных стран – участниц стала Америка. Там диктант всегда писали последними. И прежде в США диктовали московский вариант. Теперь решено выделить заокеанские страны в четвертую зону. Во-вторых, Басинский рекомендует повторить правила расстановки запятых, двоеточий и тире. Текст сложный. Литературовед в шутку отметил, что вряд ли сам получил бы высший балл.

– Я бы не написал на пятерку, может, на четверку написал бы. Вообще, это очень трудно написать на пять. Это всё-таки уровень выше школьных диктантов по сложности, пунктуации, грамматике. Меня иногда спрашивают: авторские знаки препинания? Нет-нет, все по правилам, – сообщил корреспонденту 12 канала автор “Тотального диктанта – 2019” Павел Басинский.

Добавим, будущий диктант будет весьма необычным. Басинским написаны четыре детективных расследования известных, хрестоматийных сюжетов русской литературы: это “Моцарт и Сальери” Пушкина, “Мёртвые души” Гоголя, “На дне” Горького и история с “зелёной палочкой”, на которой якобы старший брат Льва Толстого Николай написал рецепт человеческого счастья. Ожидается, что в акции примут участие как минимум 200 тысяч человек. В Омске диктант напишут на 63 площадках. Их организуют не только в университетах, но также школах, библиотеках, торговых центрах и даже пиццерии.

Текст: Елена Новоселова/РГ

Объявлен автор текста для “Тотального диктанта — 2019». Им стал писатель и журналист “РГ” Павел Басинский. И, судя по всему, будущий диктант будет самым необычным из того, что когда-нибудь писали на площадках «Тотального». Для диктовки Басинским написаны четыре “детективных” расследования самых известных, хрестоматийных сюжетов русской литературы. Это “Моцарт и Сальери” Пушкина, “Мертвые души” Гоголя, “На дне” Горького и история с “зеленой палочкой”, на которой якобы старший брат Льва Толстого Николай написал “рецепт” человеческого счастья.

“Я предлагаю свои версии этих сюжетов, выступая как бы Порфирием Петровичем от русской литературы. Про Порфирия Петровича – это, конечно, шутка. Но расследования будут нешуточными, я подошел к этому делу очень серьезно и ответственно. Кто-то с моими выводами не согласится, но я старался быть хорошим “следователем”, – пообещал Павел на пресс-конференции, разрядив обстановку напряженной интриги и тайны, которую создали организаторы Тотального диктанта.

Басинский поблагодарил их за совместный труд (“одно дело придумать сюжет, а другое – воплотить его в диктант, в текст, на котором проверяется грамотность”) и объяснил, что четыре текста он писал для того, чтобы в разных часовых поясах народ ломал голову над разными орфограммами и не было соблазна позвонить друзьям, скажем, во Владивосток и «проконсультироваться».

По мнению нашего коллеги, «Тотальный диктант» не просто удачная, но без всякого преувеличения великая идея:

“Один раз в год в один день сотни тысяч людей от Сахалина до Калининграда и от Архангельска до Крыма пишут один текст, проверяя свою грамотность. Грамотность – это ведь составляющая часть культуры. Таким образом сотни тысяч людей проверяют степень своей идентичности русской культуре. И тут важны не ошибки даже, они будут почти у всех, а сам факт вот этого единения людей во время написания диктанта”.

По словам Басинского, он до сих пор испытывает сомнение и даже страх (“Так ли я написал, интересно ли это будет писать под диктовку такой огромной аудитории?”), но разве такие “мелочи” сравнятся с той честью, которую, считает Павел, ему предоставили.

“Мне говорили, что диктант писали даже космонавты. Это очень круто!” – заявил он.

Оригинал статьи: «Российская газета»

13 апреля в 80 странах пройдет “Тотальный диктант”. В этом году автором текстов (их четыре – для разных часовых поясов) стал писатель Павел Басинский. Узнали, какие трудности ждут участников.


Тотальный диктант литературный детектив

Кто выбирал темы для текстов?

Я сразу договорился с организаторами, что диктанты будут детективного характера. Это четыре эссе-расследования по известным сюжетам русской литературы: “Моцарт и Сальери” Пушкина, “Мертвые души” Гоголя, “На дне” Горького и “История зеленой палочки” из детства Льва Толстого. Эссе связаны между собой, это станет заметно, когда они появятся на сайте “Тотального диктанта”. Их будут диктовать в разных часовых поясах – от Владивостока до Америки.

Меня спрашивают, почему не Набоков, Бунин. Потому что диктант пишут люди разных возрастов, социальных положений, люди, далекие от литературы. Я взял достаточно известные сюжеты. Все знают, что Сальери у Пушкина убивает Моцарта, что Чичиков покупал мертвые души, пьеса “На дне” тоже достаточно популярна во всем мире. А “История зеленой палочки” интересна и для взрослых, и для детей – старший брат Толстого Николенька в детстве якобы написал рецепт человеческого счастья на зеленой палочке и закопал ее в лесу в Ясной Поляне. На этом месте похоронен Толстой согласно его завещанию. Была ли действительно эта палочка, никто не знает.

Автору указывают, какие трудности должны быть в диктанте?

Да, ведь главное – проверка грамотности, а мое художественное самовыражение – это бонус. Все тексты примерно одинаковой сложности и объема – 270 слов, в каждом есть простые и сложные предложения, разные грамматические и орфографические трудности. Диктанты дорабатывали вместе со специалистами, так что они довольно сложные, не как в школе.

Трудно писать такие тексты?

Трудно, потому что чувствуешь большую ответственность. В прошлом году участие в диктанте приняли 200 тысяч человек, в этом году будет еще больше – акция набирает обороты. Надо писать просто, доходчиво, с другой стороны, хотелось, чтобы было интересно людям, чтобы потом они могли задуматься над смыслом текстов.

Сами вы писали “Тотальный диктант”?

Нет, и, честно говоря, жалею об этом. Я грамотный, пишу нормально, но одну-две ошибки точно бы допустил – в школе был хорошистом по русскому языку.

Читаете свой текст в день диктанта?

Буду в Таллине – в этом году город выбрали столицей “Тотального диктанта”. По традиции, там текст читает автор.

Акция помогает людям стать более грамотными?

Грамотность падает страшным образом, люди чувствуют это и стремятся стать грамотными. Каждый год популярность диктанта растет, как снежный ком. В этом году примут участие более 80 стран.

“Тотальный диктант” впервые провели в 2004 году в Новосибирске. С тех пор он стал ежегодным. Авторами текстов выступали Борис Стругацкий, Дмитрий Быков, Захар Прилепин, Дина Рубина, а также Алексей Иванов и Леонид Юзефович.

По оценкам, 13 апреля в акции примут участие свыше 250 тысяч человек. В России диктант напишут в 772 населенных пунктах.

13 апреля по всему миру пройдет филологическая акция «Тотальный диктант», автором текста которого стал писатель и литературный критик Павел Басинский. О роковых ошибках в жизни и простительных — в орфографии автор бестселлеров о Льве Толстом и Максиме Горьком рассказал «Известиям».

— «Тотальный диктант» ныне в большой моде. Его пишут в 76 странах. Чем объясняете такую любовь к диктантам? В школе их, помнится, боялись как огня.

— Конечно, все боялись, и я не исключение. А что до популярности, думаю, тут несколько объяснений. Часто отношение к тому или иному событию определяется постфактум. В детстве мы нервно вздрагивали при упоминании одного этого слова, а теперь хотим вернуться в школьные времена, сесть за парту, вспомнить, как волновались, а потом радостно бежали домой с пятеркой или понуро плелись с двойкой.

Вторая причина: мы разучились писать от руки, иногда просто хочется вспомнить собственный почерк. Как у Пушкина, «что пройдет, то будет мило». Третье объяснение — тоска по коллективу. В советское время от него бежали, всем надоели эти партсобрания, субботники, а теперь вновь потянулись к обществу. Не случайно так модны всякие флешмобы. На сегодняшний день существует только два проекта, зародившиеся как частные инициативы и ставшие глобальными явлениями, и оба из Сибири — это «Тотальный диктант» и «Бессмертный полк».

Обе эти замечательные акции — по большому счету гигантские флешмобы, позволяющие почувствовать себя частью живого организма: влиться в огромную людскую реку, идущую по городу с портретами славных предков или посмотреть друг другу в глаза, встретившись в университетской аудитории. Никакие соцсети этого ощущения не заменят.

Потрясающий тотальный диктант растет как снежный ком. В этом году уже не три текста пришлось написать, а четыре — чтения начинаются во Владивостоке, потом в Сибири, затем на европейской части, позже в Латинской Америке, США и Канаде. Для меня это какое-то чудо. Сотни тысяч людей участвуют — в самолетах пишут, в подводных лодках, в Антарктиде, даже в космосе.

— Во многом акция популярна за счет русского зарубежья?

— Это очень понятно. Люди, живущие за границей, чувствуют свою оторванность от метрополии, от языка, у них растут дети, которые теряют русский. Идут писать диктант семьями, как на праздник. В этом году столицей выбрали Таллин, и в связи с этим возникли сложности с министром юстиции Урмасом Рейнсалу, увидевшим в этом попытку влияния на эстонцев, но это смешно. Организатор тотального диктанта Ольга Ребковец далека от политики, она увлеченный филолог-лингвист, фанатка своего дела. К тому же в Таллине без русского языка невозможно найти работу: весь туристический сектор говорит на русском.

— Ваши тексты для диктанта — эссе о хрестоматийно известных сюжетах русской литературы, рассмотренных в детективном ключе. Почему детектив, а, скажем, не отрывки из романа?

— Меня все-таки больше знают как автора нон-фикшн, поэтому решил, что не буду писать художественный текст. Решили с Ольгой Ребковец, что это будет детектив — я их еще не писал. « Моцарт и Сальери» по сюжету Пушкина, там происходит убийство с непонятным мотивом, «Мертвые души» Гоголя — об экономической махинации, «На дне» Горького — там тоже убийство и сюжет про зеленую палочку, связанный с Львом Толстым. Там преступления нет.

Часть 2. Простое сердце

В поэме Гоголя «Мёртвые души» каждый герой олицетворяет те или иные человеческие пороки. Ноздрёв — авантюрист, игрок, проматывающий состояние, заработанное тяжким чужим трудом. Манилов — пустой мечтатель, любитель громких, напыщенных фраз, нисколько не заботящийся о своём имении. Собакевич, напротив, приверженец всего материального, вообще лишённый каких бы то ни было духовных запросов. Плюшкин и вовсе «прореха на человечестве», скупердяй, совершенно потерявший человеческое обличье.

Сложнее с Настасьей Петровной Коробочкой — единственной женщиной в ряду этих персонажей. В чём её порок и что отличает её от других героев поэмы? Она не фанатик вроде Собакевича, колодец у которого обшит корабельным дубом, и не похожа на Манилова, помешанного на красоте усадебных строений. Коробочка не транжирит деньги, как Ноздрёв, имение у неё небольшое, зато доходное. Она расчётлива, но, в отличие от Плюшкина, не скупа: накормила Чичикова вкусным и сытным завтраком, где были грибки, и пирожки, и блины с топлёным маслицем.

Коробочка простосердечна, но страх перед новым у нее доведен до крайности. Все вокруг меняется, а она все так же живет по старинке. Ее связь с миром осуществляется по традиционной схеме «товар — деньги — товар», которую нарушает Чичиков: покупая «мертвые души», он деньги отдает, а реальный товар не получает. Это и настораживает Коробочку.

В результате именно Коробочка ломает изобретённую Чичиковым криминальную схему. Коробочка едет в город, чтобы узнать, не изменился ли внешний мир, не торгуют ли там уже и «мёртвыми душами», не продешевила ли она. Разгорается скандал, вынуждающий Чичикова бежать из города куда глаза глядят. Так консерватор Коробочка побеждает Чичикова-модерниста.

Конечно, будущие чичиковы придумают новые махинации, на первый взгляд бессмысленные, но приносящие вполне ощутимый доход. Однако на всякого хитреца найдётся своя Коробочка, от простых вопросов которой сбежит очередной ловец душ.

Оцените статью
Экодиктант - Помощь