Дальневосточный федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Центральный федеральный округ
Южный федеральный округ
Еврейская автономная область
Республика Саха (Якутия)
Северная Осетия – Алания
Ханты-Мансийский автономный округ
Чукотский Автономный Округ
Ямало-Ненецкий автономный округ
Примерное время чтения: 3 минуты
«Тотальный диктант-2019» состоится 13 апреля, регистрация на него открылась 3 апреля и с каждым днем количество мест на площадках, где можно написать диктант, уменьшается. Принять участие в акции и проверить свою грамотность может любой желающий вне зависимости от возраста и рода деятельности. Написать диктант можно либо зарегистрировавшись на определенной площадке в одном из городов-участников акции, либо в режиме онлайн.
Сюжет Тотальный диктант − 2020
4 апреля 2020 года в 16-й раз состоится ежегодная акция по проверке грамотности «Тотальный диктант». В ней смогут поучаствовать носители русского языка из более чем 80 стран мира. Им предстоит написать под диктовку текст о жизни основоположника отечественной космонавтики Константина Циолковского. Автором текста диктанта в 2020 году стал сибирский писатель, автор романа «Степные боги» Андрей Геласимов.
Что такое Тотальный диктант?
Как пишут Тотальный диктант?
Как проверяют Тотальный диктант?
Что такое тест TruD?
Тотальный диктант — ежегодная просветительская акция в форме добровольного диктанта для всех желающих.
Это общественный проект, который реализуется силами активистов и волонтеров. Организатор акции — фонд «Тотальный диктант», расположенный в Новосибирске. Участвовать в Тотальном диктанте может любой желающий, независимо от возраста, пола, образования, вероисповедания, профессии, семейного положения, интересов и политических взглядов. Автором уникального текста Тотального диктанта каждый год становится известный писатель.
Кем и когда был создан Тотальный диктант?
Первый Тотальный диктант состоялся 11 марта 2004 года в Новосибирском государственном университете. Его задумали и провели студенты творческого объединения «Глум-клуб».
Праздник русского языка должен быть в первую очередь веселым, поэтому риторика акции остается шутливой, несмотря на всю серьезность подхода к проверке работ и любви к родному языку ее участников и организаторов. Люди, диктующие для аудитории текст Тотального диктанта, в продолжение этой риторики называются «диктаторами».
Первыми «диктаторами» — с 2004 по 2008 год — были преподаватели НГУ.
Зачем был создан Тотальный диктант?
Чтобы показать, что быть грамотным важно для каждого человека. Убедить, что заниматься русским языком нелегко, но увлекательно и полезно. Объединить всех, кто умеет или хочет писать и говорить по-русски.
Это праздник грамотности для тех, кто хочет, умеет и любит писать по-русски грамотно. Тотальный диктант — это воплощение искренней любви к языку и грамотности, легкая ностальгия по школьным диктантам и, конечно, огромный энтузиазм каждого, кто принимает участие в акции как в качестве организатора или проверяющего, так и в качестве пишущего.
Тотальный диктант — это такой же диктант, который мы писали в школе?
Тотальный диктант гораздо сложнее школьного диктанта.
В школе под диктовку пишут упрощенный, адаптированный текст, почти не допускающий вариантов ни в орфографии, ни в пунктуации. А в написанных современными российскими писателями текстах Тотального диктанта — живых, неадаптированных — во многих случаях возможны несколько вариантов расстановки знаков препинания. Иногда их число достигает полусотни — только в рамках одного предложения! Это не следствие непрофессионализма писателя или снисходительного отношения филологов-экспертов. Так устроен сам язык — настоящий русский язык, а не его искусственная модель, ограниченная рамками школьной грамматики.
Поэтому Тотальный диктант способствует развенчанию нескольких распространенных мифов о русском языке: во-первых, мифа о том, что правописание не допускает вариантов, и о том, что пятерка на уроке русского языка в школе означает идеальную грамотность.
Во-вторых, мифа о том, что носители русского языка «безграмотны». Отличные оценки за Тотальный диктант свидетельствуют, что несколько тысяч человек ежегодно пишут неадаптированный текст, изобилующий пунктуационными трудностями, орфограммами и словами, которые не изучались в школе, без ошибок или с минимальным количеством ошибок. При этом далеко не все участники диктанта — филологи, редакторы или корректоры.
Почему в Тотальном диктанте несколько частей?
Сегодня почти любой текст можно найти в интернете и списать. Поэтому каждый год известный автор создает специально для Тотального диктанта уникальный текст, который ранее нигде не публиковался.
Кроме того, в разных частях мира пишут разные части текста: первую — на Дальнем Востоке, вторую — в Сибири, третью — в европейской части России, а четвертую — в Северной и Южной Америке.
Можно ли написать Тотальный диктант в другой день?
Нельзя. Тотальный диктант — это акция, которая проходит один раз в год, одновременно по всему миру. Все участники пишут один и тот же текст (разделенный на части), проверка выполняется по единым для всех критериям.
Как подготовиться к Тотальному диктанту?
Во-первых, существуют очные курсы «Русский по пятницам». Они подойдут тем, для кого важны работа в группе и возможность задать вопросы филологам лично. Присоединиться к занятиям можно в любой момент до дня диктанта: преподаватели вузов помогут разобраться с трудными случаями письма и почувствовать себя увереннее с нашим великим и могучим.
Найти расписание можно на сайте: totaldict.ru/education/calendar
Во-вторых, примерно за месяц до акции стартуют занятия в онлайн-школе Тотального диктанта — для тех, кто ценит каждую минуту и хочет заниматься в индивидуальном темпе. Учиться можно круглосуточно из любой точки планеты. В 2022 году они начались 16 марта. Занятия провел председатель Филологического совета Тотального диктанта Владимир Пахомов. Мы сохранили записи трансляций, поэтому они доступны в любое время в нашей и на .
В-третьих, есть постоянный курс «Никогда не пиши “ни когда”» — для тех, кто хочет не только набить руку к Тотальному диктанту, но и вспомнить то, что знал, но забыл, независимо от участия в акции. Подробности здесь:
В 2022 году , российская компания-разработчик офисного программного обеспечения для совместной работы с документами и коммуникаций, подготовили спецкурс «Что-то на офисном, или Нормы и правила бизнес-правописания». Мы расскажем не только о правилах орфографии и пунктуации, но и о том, как работать в электронных редакторах документов. Ведь грамотно составленным можно назвать только такой документ, который и правильно написан, и правильно оформлен. Подробности здесь:
Как узнать оценку за Тотальный диктант?
Для того, чтобы узнать свой результат:
Если в списке нет вашей площадки, значит, результаты еще не загружены, нужно подождать. Дождитесь новости о том, что результаты в вашем городе опубликованы на сайте.
Вы можете посмотреть только один результат, он привязывается к вашему личному кабинету. Посмотреть результаты нескольких участников нельзя. Если ваш результат уже привязан к какому-то личному кабинету, то из другого личного кабинета его также посмотреть нельзя.
Как быть, если в моем городе нет диктанта?
У вас есть три выхода:
― написать диктант онлайн;
― написать диктант в формате самопроверки;
― организовать диктант самому или найти желающих это сделать. Подробнее в разделе «Стать организатором».
Стать организатором Тотального диктанта может любой доброволец-волонтер, некоммерческая организация, учебное заведение, учреждение культуры. Политические объединения, религиозные и идеологизированные организации не могут быть ни координаторами, ни партнёрами, ни спонсорами проекта. Органы и структуры государственной власти, а также коммерческие компании не могут быть координаторами, однако могут стать партнёрами и спонсорами акции на локальном или глобальном уровне.
Как проходит проверка работ?
Сперва филологи, члены Филологического совета вместе с автором работают над тем, чтобы все четыре варианта текста были примерно равны по сложности и в них были по возможности одинаковые орфограммы и пунктограммы.
После проверки первых диктантов Филологический совет возвращается к работе над комментариями, уточняя и дополняя их. В финальном обсуждении комментариев участвуют все филологи проекта.
После этого начинается основная проверка диктантов. Каждую работу проверяют минимум два раза, а пограничные случаи (между двойкой и тройкой, между тройкой и четверкой) и пятерки — минимум три раза.
По каким критериям выставляется оценка за диктант?
Оценка за диктант выставляется по следующим критериям:
Как апеллировать при выставлении неверной оценки?
Сперва стоит убедиться, что указанные как ошибки места действительно отмечены неверно: к каждому тексту существует описание всех допустимых вариантов пунктограмм, которое публикуется на сайте проекта. Кроме того, по каждой из частей текста проводится вебинар — разбор возможных вариантов написания с комментариями филолога-эксперта. Бывает, что знак является допустимым только в паре с другим знаком (например, поставленная запятая считается допустимой только при наличии в другом месте предложения тире; если этого тире нет, запятая будет считаться ошибкой).
Если вы все проверили и считаете, что проверяющие ошиблись, обратитесь к координаторам в вашем городе.
Почему не публикуются статистические данные и оценки за диктант?
Тотальный диктант — это как Нью-Йоркский марафон: пробежать его с отличным результатом могут, скажем, 30 мастеров спорта, еще 100 подготовленных профессионалов пробегут на четверочку, а для всех остальных это повод сказать: «Вау, я сделал это!»
Результат здесь не главное. Двойка или тройка за диктант — совсем не позор. Оценка — это повод выяснить, над чем стоит работать. Поэтому оценки в открытом доступе не публикуются и каждый может писать диктант анонимно.
Тест TruD – это отличный способ принять участие в Тотальном диктанте для тех, кто изучает русский язык как иностранный или как неродной, но пока не готов написать полноценный диктант. Тест TruD является частью проекта, поэтому порядок проведения теста максимально приближен к алгоритму проведения диктанта.
Материалы теста составляются на основе текста Тотального диктанта. В экспертной группе – филологи, преподаватели русского как иностранного.
Какой уровень сложности у теста TruD?
В тесте присутствуют задания разной сложности, чтобы принять участие могли люди с разным уровнем знания русского языка. Можно выполнить любые части теста или весь тест целиком. Дополнительно самые уверенные в себе участники могут написать отрывок из оригинального текста под диктовку, чтобы прочувствовать всю атмосферу Тотального диктанта.
Где находятся порнолыжные трассы, что Моцарт делал с Савелием, кто такие Элвины и откуда взялась Ева Даласкина? Ответы знают филологи Тотального диктанта.
9 апреля уже в девятнадцатый раз пройдёт Тотальный диктант, в котором по традиции смогут принять участие все желающие. Акция проводится с 2004 года. В прошлом году в диктанте участвовали почти 700 тыс. человек из 123 стран.
Какие ошибки чаще всего совершают участники диктанта, кто пишет для него тексты и кто грамотнее — молодёжь или старшее поколение? Об этом «АиФ» рассказала руководитель проекта и директор фонда «Тотальный диктант», филолог Ольга Ребковец.
Юлия Борта, «АиФ»: — Ольга, сейчас много говорят, что современная молодёжь не знает русский язык, пишет зачастую неграмотно. А судя по участникам Тотального диктанта, среди кого больше грамотных — молодых или людей старшего поколения?
Ольга Ребковец: — Отличники Тотального диктанта есть и среди школьников, и среди пенсионеров. Некоторые приходят семьями. Родители соревнуются с детьми, бабушки с внуками и пытаются доказать, какая школа лучше — советская или современная. Очень много участников за 80 лет. А самом пожилому участнику было 102 года. И несмотря на возраст, люди назубок помнят все правила, которые учили в школьные годы. Некоторые спорят с нашими экспертами, потому что, бывает, изменились подходы к написанию, а мы ориентируемся на актуальные справочники, словари и нормы правописания.
Что касается молодого поколения, то уровень обучения русскому языку в целом не снизился. Изменился формат работы с информацией. Большая часть молодёжи не держит в голове ни таблицы умножения, ни правила правописания. Если любая информация доступна в любой момент в твоем гаджете, зачем ее запоминать? Поэтому у молодых такого запаса знаний, которые всегда с ними, а не в гаджете, поменьше, чем у старшего поколения. С другой стороны, нынешняя молодёжь знает больше инструментов, как узнать, где грамотно и правильно.
Кстати, многие участники Тотального диктанта, получив за первую работу «двойку», не отчаиваются, а занимаются на подготовительных курсах, самостоятельно и улучшают результаты, вплоть до пятёрки. Когда мы начинали диктант в 2004 году, а также 2005-2007 годах, был 1% отличников. Сейчас таких 5-10%.
— Какие ошибки чаще допускают, что даётся сложнее всего?
— Чаще всего допускают ошибки в пунктуации. Хотя мы не даем установок авторам текстов для диктанта (а тексты пишутся специально) сделать побольше двоеточий и тире. Автор пишет текст как небольшое литературное произведение в своем привычном стиле. Поэтому наши тексты — это примеры современного русского литературного языка. Проблемы с пунктуацией у пишущих возникают потому, что мы все реже работаем с длинными формами речи. Реже используем сложные предложения в ситуации ежедневного общения. И те самые пресловутые двоеточия, точки с запятой и тире нам распознавать сложнее.
Что касается орфографии, то в совсем простых местах ошибок немного. Корова через «А» мало кто пишет. И «тся» и «ться» люди тоже в основном умеют различать. Сложности вызывают слитное или раздельное написание «не», нередко путают «не» или «ни», одну или две «н» в причастиях и отглагольных прилагательных.
В прошлом году многие написали «Василисин муж» с маленькой буквы. Это неправильно, так как прилагательные, образованные от имени собственного, пишутся с большой буквы. Иногда вызывает сложности написание слов «тоже», «также», «как будто». Слово «тормошить» тоже вызывало затруднение. Почему-то проверяли вторую гласную «О» словом тормашки. Некоторые не распознали слово «сетчатка» и написали «сейчатка» и «клетчатка». В слове «необозримые» часто писали «не» отдельно. Некоторые не узнали слово «завиральный», проверяли его словом «вера» не уследив его связь со словом врать. Не все знают, когда нужно писать слова «солнце», «земля», «луна» с большой или маленькой буквы. А это зависит от значения слова: если имеется в виду небесное тело, то пишем с большой буквы, просто объект — с маленькой. Вроде простое правило, но мы поняли, что в школьных учебниках оно не прописано четко, поэтому вызывает сложности у многих участников.
Что касается ослышек и описок, то у нас появился даже отдельный жанр в этой сфере. Мы каждый год их собираем под именем вымышленного персонажа «Ева Даласкина». Появилась она в 2015 году. Тогда автором текста для диктанта был писатель Евгений Водолазкин. Один из диктующих сказал аудитории: «Сегодня мы будем писать текст Е. Водолазкина». А кто-то из пишущих услышал — «Ева Даласкина». С тех пор мы под именем Евы Даласкиной собираем смешные вещи. Это известное явление, когда люди слышат слово, которое не очень им знакомо, и интуитивно заменяют на известное им. Например, «эллинов» заменяют на «Элвинов». Вместо «горнолыжные трассы» у нас встречались «порнолыжные трассы». Вместо «остро заточенный карандаш» — «остров Заточенный карандаш». Вместо «Моцарт и Сальери» — «Моцарт и Савелий».
Иногда меняют целые фразы. Как-то в тексте было такое предложение: «Он стал ходить сюда ежедневно как на службу, и вскоре на него обратил внимание помощник библиотекаря». А версия читателей стала такой: «Он стал ходить сюда реже, гневно, как на службу, и везде на него обращала внимание помощник библиотекаря». Конечно, мы это не считаем за ошибку.
— Бывает ли врождённая грамотность?
— Можно не заучивать правила и быть в целом грамотным на достаточно высоком уровне. Но это скорее не врожденная грамотность, а следствие начитанности. У людей, которые читали много книг, в памяти фотографически запечатлилось много вариантов правильного написания слов, расстановки знаков препинания.
— Но сейчас дети читают меньше.
— Это тоже один из стереотипов. Из поколения в поколение цифры читающих более-менее на одном уровне. Изменился мир и формы потребления информации. Например, если я слушаю аудиокнигу — это считается чтением? А если смотрю на YouTube интервью с известным человеком, например, писателем? Сейчас очень сложно отделить чисто чтение книги от потребления другой информации. С помощью гаджета можно читать как художественную, так и нехудожественную литературу. А можно читать социальные сети.
— Слышала, что местные власти заставляют своих чиновников участвовать в Тотальном диктанте, и потом оказывается, что они не сильно грамотные.
— Один из принципов проведения диктанта — добровольность участия. Поэтому заставить писать никто не может. Даже когда диктант проходит в СИЗО и колониях, там тоже участвуют добровольно. Корпоративные участники бывают, но мы ни в коем случае не передаем никому информацию, что Петров написал на пять, а Иванов на два.
— А в чем вообще мотивация участников? Зачем писать диктант, готовиться к нему? В компьютере и телефоне есть программы, которые исправляют ошибки.
— Практически любая сфера деятельности связана с написанием текстов, их обработкой. Неправильно составленные документы могут стать причиной серьёзного материального ущерба. Некорректно поставленная задача, которую не поняли коллеги и подчинённые, — это тоже лишние усилия и потраченное время. Резюме с большим количеством ошибок даже в сфере, где русский язык не является прямой компетенцией соискателя, всё равно может испортить впечатление и повлиять на трудоустройство или уровень предложенной зарплаты. Кроме того, в наше время каждый из нас — немножечко блогер, мы создаем и выпускаем в публичное пространство тексты. И по тому, как эти тексты написаны, многие судят о человеке, его экспертизе. Например, если человек подает себя в блоге как юрист-эксперт, при этом пишет с ошибками, возникает вопрос, насколько можно ему доверять с юридической точки зрения. Часто даже споры в интернете заканчиваются фразой типа «Да ты вообще по-русски грамотно писать не умеешь, как можно доверять твоей позиции, верить в убедительность твоих аргументов».
Тяга к грамотности — не единственная мотивация. Это еще и ностальгия по школьным, университетским годам. Часто площадки Тотального диктанта — это школы, вузы, библиотеки. Кому-то везет, и он может написать под диктовку своей учительницы или университетского преподавателя.
Да и в принципе написание чего-то от руки (а в Тотальном диктанте тексты достаточно объёмные, примерно 270 слов) становится некоторой экзотикой. В нашу жизнь ворвались гаджеты, весь документооборот становится электронным. Поэтому написание ручкой от руки — тоже какой-то ритуал сейчас.
— Где проводится диктант?
— Тотальный диктант — проект общественный. У него есть штаб, в котором волонтёры, филологи занимаются глобальной организацией. Есть филологический совет, который работает с текстом. Чтобы диктант состоялся в городах, нужно, чтобы там появился энтузиаст-организатор, который подписывает с нами соглашение, готов соблюдать все принципы акции. На месте волонтёры организуют площадки, привлекают тех, кто будет диктовать и проверять.
Тотальный диктант проходил на множестве необычных площадок: в самолётах во время полёта, в космосе на МКС, в Кунгурской ледяной пещере, в Якутске — в Музее вечной мерзлоты при температуре минус 20 градусов, в горах на Домбае, на арктических станциях, в аэроэкспрессе, троллейбусе, метро, на колесе обозрения. В этом году будет организована площадка в аэропорту Домодедово.
С каждым годом все больше и больше корпоративных площадок Тотального диктанта в разных компаниях.
— Как выбираются тексты для Тотального диктанта?
— С 2010 года мы просим писателей, чтобы они специально для диктанта подготовили текст. Они не публикуются до проведения диктанта. Поэтому их нельзя посмотреть заранее, загуглить в интернете. Какие-то тексты потом становятся частью произведения. Как, например, в романе Евгения Водолазкина «Авиатор». А какие-то — самостоятельными произведениями. Как, например, рассказ Андрея Геласимова про Константина Циолковского, глухого мальчика, исполнившего мечты всего человечества. После этого многие даже стали просить Андрея Геласимова написать книгу, которая продолжала бы эту историю. В прошлом году писали диктант по рассказу Дмитрия Глуховского «Обещание». В этом году автором текста диктанта стала писательница Марина Степнова.
Как написали «Тотальный диктант» в 2018 году?
В прошлом году в акции приняли участие 227325 человек из 76 стран мира. По данным Ольги Ребковец, руководителя проекта, количество участников, справившихся с диктантом-2018 на «отлично», составило 3-4%. При этом и участники, и «дикторы» признали, что текст в 2018 году действительно был сложным. В 2019 году автором текста «Тотального диктанта» стал писатель, литературовед и критик Павел Басинский. Он написал четыре разных фрагмента для разных часовых поясов.
По каким критериям оценивают «Тотальный диктант»?
Оценка за диктант выставляется на основе двух критериев: пунктуационных и орфографических ошибок. Для «пятерки» допускается всего одна пунктуационная ошибка и ни одной орфографической. Чтобы получить оценку «4», можно допустить до четырех пунктуационных ошибок включительно, не допустив ни одной орфографической; допустить до трех пунктуационных ошибок включительно и одну орфографическую или допустить до двух пунктуационных и до двух орфографических ошибок включительно.
Максимальное количество допустимых ошибок на оценку «3» – восемь пунктуационных и/или орфографических.
Как проходит проверка «Тотального диктанта»?
Затем наступает этап проверки основной части диктантов. Каждую работу специалисты проверяют минимум два раза. В случае если возникает выбор между такими оценками, как двойка и тройка или тройка и четверка, диктант проверят не менее трех раз. А работы, которые претендуют на пятерку, проверят минимум три-пять раз.
Проверка диктантов обычно занимает до двух недель. В этом процессе участвуют тысячи филологов-волонтеров.
Как готовят «Тотальный диктант»?
Каждый год «Тотальный диктант» проводится по единому уникальному тексту, который был написан одним из известных российских писателей. В разных частях мира и разных часовых поясах участникам акции предстоит написать различные части этого текста. Это необходимо для того, чтобы избежать подсказок от тех, кто уже написал диктант в другом регионе. А уникальность текста, который ранее нигде не публиковался, не позволит участникам списать его из интернета.
Первую часть произведения 4 апреля продиктуют на Дальнем Востоке, вторую — в Сибири, третью — в европейской части России, а четвертую — в Северной и Южной Америке.
Как узнать оценку за «Тотальный диктант»?
Если же человек писал диктант на одной из площадок, которая не требовала предварительной регистрации, то получить результат он сможет после создания аккаунта. Для этого участник заполняет небольшую анкету, в которой выбирает город и площадку, где он писал диктант, вводит свое полное имя и кодовое слово, указанное на бланке диктанта.
Отсутствие нужной площадки в списке говорит о том, что результаты еще не были загружены. В таком случае пользователю предлагается проверить свою оценку позже.
Каждый участник «Тотального диктанта» может посмотреть только тот результат, который закреплен за его личным кабинетом. Ознакомиться с оценками других пользователей на сайте нельзя.