Диктант дуб

Итоговый диктант «Лес»

Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины тихонько лепечут над вами. Висячие ветви берез едва шевелятся. Могучий дуб стоит подле красивой липы. Вы едете по узкой дорожке. Большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг слетаются. Мошки вьются столбом, светлеют в тени, темнеют на солнце.

Вы въезжаете дальше в лес. Тишина западает в душу, а вокруг так дремотно и тихо. Вот набежал ветер, и зашумели верхушки деревьев. Сквозь прошлогоднюю листву местами растет высокая трава. В придорожной траве выросли грибы под своими масляными шляпками.

«А как хорош лес поздней осенью!» – восклицают грибники. Нет яркого солнца, движения, шума. Сквозь сучья деревьев мирно белеет небо. На липах висят последние зеленые листики. Высокие сухие былинки тихонько шевелятся. Длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь. Объём слов: 124

Дуб –  удивительное растение. Он растет сотни лет. Молния ударит в него, опалит огнем, и все равно весной распустятся на его черных ветках зеленые  листочки.

Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе пожухнут, свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.

В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живет сыч и зимует летучая мышь.

Иногда смотришь, за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжелые желуди. Это сойка осенью подобрала желуди, припрятала и забыла о них, а они проросли. (109 слов)

1. Синтаксический разбор предложения «Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле».

2. Морфологический разбор слова   листочки

3. Разобрать слова по составу: «удивляешься», «опадают», «дубовой», «листочки»

4. Фонетический разбор слова  «осенью».

1. Синтаксический разбор предложения        В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живет сыч и зимует летучая мышь.

2. Морфологический разбор слова    желудями

3. Разобрать слова по составу:  «распустятся», «чернеет», «трубочки», «растут»

4. Фонетический разбор слова   «деревьев».

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ

6 класс    Входной контрольный диктант № 1

Дуб – удивительное растение. Он растёт сотни лет. Молния опалит его огнём, но весной распустятся на чёрных ветках зелёные листочки.

Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зелёный, а дуб чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью, когда наступит мороз. Листья на дубе свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.

В дубовой роще кормятся кабаны желудями, а в дупле живёт сыч и зимует летучая мышь.

Иногда смотришь: за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжёлые жёлуди. Это сойка осенью спрятала жёлуди и забыла о них, а они проросли.

1 вариант: дубовой, наступит,

2 вариант: чёрных, спрятала, дубки.

6 класс    Входная контрольная работа № 1 в форме ГИА.

Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из тестовых заданий. Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны 4 варианта ответа. Только один из четырёх ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Задание 20  не содержит ответов. Запишите ответы словами.

Вариант № 1.

1. В каком  предложении неправильно выделены члены предложения?

Какое из перечисленных предложений сложное? Знаки препинания не расставлены.

А) Пушкин стал одним из самых образованных людей России и поражал

всех своими разносторонними знаниями.

Б) Снег под ногами совсем не скрипел и на нем оставались мои следы.

В) Солнце поднялось высоко и осветило землю.

Г) Задрожал путник от холода и укутался ещё плотнее.

3. В каком предложении одна запятая лишняя?

А) Ну, Витя, перестань плакать и садись обедать.

Б) Теперь зубров не только охраняют, но и разводят.

В)  Я читаю, говорю по-немецки совершенно свободно.

Г) У нас сорвало обе мачты, и все паруса.

4. В каком из приведённых ниже предложений допущена пунктуационная ошибка

А) «Хочу записаться в секцию плавания», – сказал Костя.

Б) «Привези мне что-нибудь в подарок» – попросила Алёнушка.

В)  Пословица гласит: «Добрым делом не кори».

Г)  Марина Петровна тихо попросила: «Проводите меня сегодня с работы».

А) Год;              Б) диван;                        В) городок;          Г) подтолкнуть.

6. В каком слове на месте пропуска пишется

А) Он смеёт_ся;              Б) печ_ник;                В) ты напишеш_;           Г) много туч_.

7. К какому слову

А) Реять  – вращаться;

Б) прыжок –  скачок;

В) наследить – натоптать;

Г) неглубокий – мелкий.

8. Лексическое значение какого слова определено

А)Синонимы – слова противоположные по лексическому значению.

Б) Изморось – очень мелкий дождь.

В) Сумерки – светлое время суток.

Г) Отчаянный – отказавшийся от чая.

9. У  какого слова основа состоит из приставки, корня и суффикса?

А) Вертолётный;             Б) светить;                 В) сделка;               Г) кружок.

10. В каком слове пропущена буква

А) Бе_шумный;           Б) и_ранен;               В) ко_ьба;                Г) ра_сказать.

11. В каком слове пропущена буква

А) Зар_сли;           Б) р_сток;             В) изл_гать;         Г) прол_жить.

12. В  каком слове после  шипящей пропущена буква

А) Щ_тка;           Б) ш_рох;         В) реш_тка;         Г) ш_пот.

13. В каком слове после

А) Ц_рк;               Б) ц_плёнок;                      В) птиц_;           Г) ц_ган.

14. В каком слове в окончании пишется

А)  На дорог_;        Б) у станци_;            В) до ранн_го утра;         Г) дружоч_к. .

15. Какое слово пишется слитно  с

А) (не)забуду;             Б) (не)пишешь;     В) (не)ряха;                   Г) (не) друг, а враг.

16. В каком слове пропущена буква

А) Соб_раю;            Б) зам_реть;                   В) нат_реть;           Г) зап_реть.

17. В каком слове пропущена буква

А) Он увид_т;                Б) мы волну_мся;            В) вы вид_те;                 Г) он слыш_т.

18. В каком слове ударение падает на второй слог?

А) Досуг;                  Б) занял;                     В) начал;             Г) облегчить.

19. К какому слову дано

А) Решить – глагол несовершенного вида;

Б)  могуч – краткое прилагательное;

В) несчастье – существительное второго склонения;

Г) построят – глагол будущего времени.

1)  Озаглавьте текст.

2)  Определите тип речи текста.

3) Напишите, как вы относитесь к поступкам мальчиков.

Как-то раз Петя с Колей пошли в лес. И вдруг в кустах заметили двух ежей. Они их поймали и унесли домой.

Прошло несколько дней. Встретились ребята и заспорили, кто крепче любит своего ежа. Петя хвастал, что кормит ёжика молоком, что в сарае устроил ему постель из разного тряпья, что даже иглы готов ему чистить.

– А что ты сделал для своего ёжика? – спрашивает он у Коли.

– А я выпустил его на волю. В лесу ежику лучше. Там его дом, – ответил Коля.

6 класс    Входная контрольная работа №1 в форме ГИА.

Вариант № 2.

Вдруг на небе

летом из города

А) Оленька минут пять шептала и шевелила губами.

Б) Тане захотелось пить, но ручей был далеко.

В) С моря дул резкий, но не холодный ветер.

Г)  У Сони была большая кукла с ярко раскрашенным лицом и роскошными

3. В каком предложении запятая одна запятая лишняя?

А) Каждое утро крокодил Гена просыпался, умывался, завтракал, и

отправлялся на работу в зоопарк.

Б) Бабушка привезла банку мёда,  буханку домашнего хлеба.

В)  Оленька смутилась, даже покраснела.

Г)  Таня остановилась, вытерла пот со лба и оглянулась.

4. В каком из приведённых ниже предложений допущена ошибка?

А) «Хочу записаться в шахматный кружок », – сказал Костя.

Б) «Привези мне что-нибудь в подарок»,  – попросила Алёнушка.

В) Пословица гласит: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

Г) Марина Васильевна тихо попросила –  «Принесите мне новые книги».

А) Письмо;              Б) сделка;                        В) сдувать;          Г) прислал.

А) Он умывает_ся;               Б) полуноч_ник;     В) ты перепишеш_;             Г) много задач_.

А) Веять – дуть;

В) наследить – найти след;

Г) неширокий – узкий.

А) Монолог – речь одного человека.

Б) Изморозь – очень мелкий дождь.

В) Вагонетка – небольшой открытый вагон для перевозки грузов.

Г) Варежка – мягкая зимняя рукавица.

А) Пришкольный;              Б) светить;    В) семечко;                         Г) замок.

А) Бе_умный;             Б) ра_пахан;    В) про_ьба;                Г) ра_катать.

А) Сл_жить;           Б) р_сток;          В) разл_гать;    Г) выр_с.

А) прош_л;             Б) ш_в;          В) реш_тка;           Г)ж_лудь.

А) Ц_ркуль;               Б) ц_ган.            В) спиц_;           Г) ц_плёнок;

А)  На порог_;                        Б)  на станци_;     В)  до поздн_го вечера;         Г) грибоч_к.

А) (не)буду;             Б) (не)ищешь;             В) (не)вежа;             Г) (не)друг, а враг.

А) Заст_лаю;            Б) наб_ру;     В) перет_реть;           Г) зам_реть.

А) Он ненавид_л;          Б) мы угон_мся;      В) вы вид_те;                 Г) он слыш_т.

А) Зеркало;                  Б) принял;                     В) начал;             Г) сплелись.

А) Разрешить – глагол совершенного вида;

Б)  горяч – краткое прилагательное;

В) несчастье – существительное третьего склонения;

Г) попросят – глагол будущего времени.

6 класс    Контрольный диктант  № 2 по теме «Речь. Язык. Правописание».

СЛУЧАЙ С МЕДВЕЖАТАМИ

Однажды я ловил рыбу на выступе скалы. Воздух звенел от крика поздних перелетных птиц. Из леса выбежали три медвежонка. Они прошлепали по мелководью и стали клянчить у меня улов. Я закричал. Медведи испугались и быстро забрались на высокую пихту.

Наступила ночь, но медвежата все не спускались с дерева. А вдруг малыши голодны?       Утром я выскочил из дома и направился к большой пихте. Три пары блестящих черных глаз выглянули из трех пушистых клубков на нижней ветке.       Я сварил кашу. Она слегка подгорела. Потом разыскал тяжелые миски и разлил по ним еду. Малыши подошли к каше, присели на корточки и съели ее. Раздалось прерываемое взвизгиваниями урчание.

медвежонка, подгорела, перелетных

пушистых, присели, мелководью.

6 класс    Контрольная работа № 3  по теме «Словообразование существительных»

1. Произведите морфемный разбор слов.

Гитаристка, стульчик, подоконник, бескормица, собеседник, наконечник, лисонька, ноготок, собачонка.

2. Запишите по одному примеру  на каждую словообразовательную модель.

1) под         ник     2) без        иц а   3)            чик     ,  4)             инк а,

5)          ушк а,    6)   со           ник    ,      7)            онк  а ,

3. Приведите  по три слова, образованных указанным способом.

1)             +

2)               +                +

4. Запишите однокоренные слова в виде словообразовательной цепочки.

1) Серебриться, серебро, серебрить.

2) Шёлк, шелковистость, шелковистый, шёлковый.

3) Грустноватый, грусть, грустный.

4) Окончить, окончание, конец, окончательный.

5. Запишите, восстанавливая пропущенные части словообразовательной цепочки.

Разберите слова по составу.

6. Запишите слова в 3 столбика: в 1 – образованные приставочным способом, во 2 – суффиксальным, в 3 – приставочно-суффиксальным. Выделите корень в словах.

Горка, пригорок, переносица, сокурсник,  домик, несчастье, снегирь,  подбородок,  пальчик,  подводник, столбик, подосиновик.

Велосипедистка, пальчик, подводник, безработица, сокурсник, березонька, локоток, юбчонка, подбородок.

1)           ость  ,    2) со           ник    ,  3)            онк  а,   4)             изн а ,

5)           щик       6)  без        иц а.    7)             ушк а,

1)                    +

1) Округлый, круг, круглый.

2) Интересовать, интерес, заинтересоваться, заинтересовать.

3) мучнистый, мука, мучной.

4) Приготовить, готовить, готовый, приготовление.

Норка, нарукавник, подводник, собрат, сотрудник,  дворник, прадед, подснежник, снегирь,  братик,  подберезовик, столик.

6 класс    Контрольный диктант  № 4  по теме «Имя существительное».

Осень спустилась на лес, пруды и маленькие речонки. На поверхности прудов по ночам стала появляться тонкая корка льда, а тронутые морозом листья превратились из красных в желтые. Лесные жители стали спешно собирать съестные припасы. Наступила непогода. Потом ударили настоящие морозы. В одну ночь пруд промерз на большую глубину. Крыши бобровых домиков затвердели.       С наступлением зимы бригада лесорубов и пильщиков двинулась в лес. Они расположились лагерем рядом с бобровыми хатками. Люди знали, что у них под боком есть соседи. Эти соседи – важные, трудолюбивые бобры.       Однажды появились индейцы и попытались поймать ценных зверей. Вечером лесорубы узнали об этом. Негодование их было так сильно, что они хотели отправиться в погоню.

По Ч. Робертсу

лесорубов, непогода, домиков.

речонки, погоню, припасы.

6 класс    Контрольная работа № 5 по теме «Словообразование прилагательных»

1. В каком ряду все прилагательные образованы приставочным способом?

1) Предостойный, недовольный, сверхглубокий;

2) беспорядочный, беспамятный, беседочный;

3) предпраздничный, приличный, путепроводный;

4) некрепкий, необычный, нейтральный.

2. В каком ряду все прилагательные образованы суффиксальным способом?

1) Вагонный, влажный, важный;

2) беседочный, беловатый, бледный;

3) брезентовый, безволосый, бревенчатый;

4) ветеранский, вещественный, вишневый.

3. В каком ряду от всех существительных можно образовать прилагательные с суффиксом

1) Персик, стекло, ухаб;

2) родник, пробка, остановка;

3) лозняк, кустарник, подорожник;

4) калина, леденец, хвала.

4. В каких двух рядах все прилагательные образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) Безвинный, предвечерний, безветренный;

2) поверхностный, довоенный, безвластный;

3) прибрежный, надомный, беззаботный;

4) загородный, застенчивый, заводской.

5. В каком ряду все прилагательные образованы сложением с одновременным присоединением суффикса?

1) Дружелюбный, хлебобулочный, автозаводской;

2) дальневосточный, глинобитный, ледокольный;

3) железнодорожный, геологоразведочный, самоварный;

4) кисломолочный, сельскохозяйственный, западноевропейский.

6. К данным прилагательным подберите подходящие по смыслу существительные.

Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис. A) (Высоко)образованный специалист B) (Кругло)суточная работа C) (Древне)русский памятник D) (Бело)снежная скатерть E) (Научно)фантастический роман

Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется слитно. A) (Северо)восточный округ B) (Тёмно)зелёные листья C) (Общественно)политический журнал D) (Вечно)зелёный кустарник E) (Глубоко)уважаемый учениками

Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис А) (Ясно)глазый В) (Древне)греческий С) (Лето)писный D) (Военно)служащий Е) (Северо)восточный округ

Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис: А) (Легко)крылый В) (Морозо)стойкий С) (Прямо)линейный D) (Тёмно)синий Е) (Лето)писный

11. Восстановите словообразовательные цепочки. Выделите во всех словах морфемы.

. Напишите мини-сочинение о других деревьях или кустарниках.

Хороша развесистая, белоствольная, светло-зеленая, веселая береза, но еще лучше стройная, кудрявая, круглолистная, сладкодушистая во время цветения, но не ярко-зеленая, а мягко-зеленая липа. Коренаст, крепок, высок и могуч многолетний дуб. Трепетнолистая осина красива и заметна осенью, когда золотом и багрянцем покрываются ее листья. Много прелести и разнообразия придает она лесу во время осеннего листопада.                             (По С. Т.  Аксакову)

Раскройте скобки, объясните свой выбор.

Бледно(лиловый), синие(пресиние), желто(серое), русско(английский), трудно(доступная), северо(западное), вечно(зелёный), трудо(любивый), длинно(ногие), документально(художественный), железно(дорожный), бело(снежные), лесо(посадочный), ярко(красный), средне(суточная), тёмно(синий), тридцати(градусный), химико(биологический), вагоно(ремонтный), десяти(летний).кисло(сладкий).

1) Подгорный, перегорелый, подготовительный;

2) пригородный, раздражительный, закарпатский;

3) прегорький, негромкий, сверхзвуковой;

4) разгрузочный, распределительный, растительный.

1) Паровозный, лимонный, асфальтный;

2) барский, бархатистый, двухведерный;

3) венный, вельветовый, великодушный;

4) говорливый, голубоглазый, гниловатый.

1) Кость, ветер, пар, время;

2) изба, глина, печь, путь;

3) волос, нефть, клад, чай;

4) крупа, дрова, лед, овес.

4. В каком ряду все прилагательные образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) Настенный, безграмотный, запасливый;

2) подшефный, нагрудный, поштучный;

3) послеобеденный, безграничный, пречестный;

4) довоенный, бессердечный, распрекрасный.

1) Североморский, многодетный, морозобойный;

2) хлебородный, теплопроводный, морозоустойчивый;

3) краснолицый, теплостойкий, засухоустойчивый;

4) многопартийный, теплозащитный, лесостепной.

6.  К данным прилагательным подберите подходящие по смыслу существительные.

Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис: А) Лето(писный) В) (Ясно)глазый С) (Светло)зелёный D) (Красно)речивый Е) (Древне)русский

Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис: А) (Легко)крылый В) (Юго)западный С) (Кругло)суточный D) (Прямо)линейный Е) (Ясно)глазый

Определите сложное прилагательное, которое пишется слитно: А) (Прямо)линейный разговор В) (Тёмно)бордовый цвет С) (Казахско)русский словарь D) (Военно)воздушный десант Е) (Северо)восточный округ

Определите сложное прилагательное, которое пишется слитно: А) (Приторно)сладкий вкус В) (Красно)речивый юноша С) (Северо)восточный район D) (Общественно)политический форум Е) (Светло)голубое небо

12. Напишите мини-сочинение о другой птице.

Летом сороки собирают на деревьях гусениц хвоегрызущих и листогрызущих насекомых.

Сороки приносят большую пользу лесам, лесопосадкам и лесополосам. Осенью и в малоснежные зимы сороки рыхлят подстилку в лесополосах. Оставленные ими старые гнезда используют мышевидные грызуны.

13. Раскройте скобки, объясните свой выбор.

тёмно(коричневый), широко(плечий), стале(литейный), горько(солёный), бело(снежные), бледно(розовый), дико(растущий), сельско(хозяйственный), документально(художественный), кругло(суточный), пяти(летний)картофеле(уборочный), тридцати(градусный),средне(годовой), жизне(любивый), длинно(рукий).

6 класс    Контрольный диктант  № 6  по теме «Имя прилагательное».

Прошлой осенью ходил я к дальнему лесному озеру. Тихо и светло бывает в лесу ясным осенним днем. Листья осыпались и не затеняют землю. Ветер не шумит кроной, и птиц не слышно. Они уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо. Между ними расстилается мягкий ковер из сухих листьев. Редко попадаются молодые дубки.

В таком лесу далеко слышен каждый звук. Скачет ли заяц, хрустнет ветка, зашуршат опавшие листья.

Я присел и смотрю. Вдруг прямо на меня катится возок с листьями. ” Ежик! – догадался я. –  Тащит сухие листья в нору на подстилку.”

Ежу очень удобно собирать листья. Найдет местечко, где их много, растопырит иголки и катится, с боку на бок переваливается. Встанет на лапки еж, а его под листьями не видно. Так и бежит он в золотой одежде в свою нору.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – (к) лесному (озеру);

2 вариант – мягкий (ковер).

3) Произведите фонетический анализ слов:

1 вариант – озеру;

2 вариант – возок.

4) Произведите пунктуационный разбор 10 (1 вариант) и 13 (2 вариант) предложений.

Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет. В низине расстилается молочно-белый туман. По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой речонке. Покрытая росой трава касается наших ног. Серебряные росинки переливаются в лучах солнца.      Речка неширокая, но достаточно глубокая. Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником, кустами. На песчаном берегу лежат прибитые водой водоросли. Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки.

Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками.

Солнце начинает припекать, но оно не обжигает уже успевшие загореть за лето лицо и плечи. Все вокруг преображается под его лучами. Ярко заблестела река. Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде.

1 вариант – ранним (утром), (на) песчаном (берегу);

2 вариант – рыбачьей (лодки), легкий (ветерок).

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – преспокойно;

2 вариант – серебряные.

6 класс    Контрольный диктант  № 7 по теме «Глагол».

Лесных зверей половодье гонит на возвышенные места. Мыши спасаются на корягах и в птичьих гнездах. Лисы забираются на деревья и там сидят в ожидании спада воды. Зайцы спасаются от воды бегством или собираются большими группами на бугорках, которые еще не затопила вода. Здесь зайцам чаще всего удается переждать половодье.       Для спасения зверей снаряжается экспедиция. Кругом расстилается вода. Вот видишь, как на островке зайцы становятся столбиком, замирают. Среди ушастых зверей вдруг замечаешь лисицу, барсука. Беда всех примирила.       Появление лодки встречается со страхом. Зайцы начинают кидаться в воду, но им приходится быстро возвращаться. Плавают они плохо. Зайцы смешно отряхиваются и ждут своей участи.

1. Составьте предложения с глаголами:      I вариант:

2. Выпишите из текста

2 глагола совершенного вида

2 глагола несовершенного вида

3. Произведите синтаксический разбор предложения:

I вариант:  Лесных зверей половодье гонит на возвышенные места.

II вариант: Мыши спасаются на корягах и в птичьих гнездах.

I вариант: гонит

II вариант: спасаются

6 класс  Контрольная работа № 13  по теме «Имя числительное».

1. Осложненное списывание с грамматическим заданием.

Спиши, вставляя пропущенные орфограммы и записывая числа словами.

Родина салютует героям

1. Укажи слово, которое  не является числительным:

а) шестисотый;        б) шестьсот;           в) шестикратный;             г) шестой

2. Двойных согласных нет в словах:

3. Найди и выпиши из каждого столбика порядковое числительное:

а) одна вторая                              б) пятеро

семеро                                            втрое

семнадцать                                    девяносто восьмой

двенадцатый                                 две восьмых

пятьдесят                                       тридцать один

4. Укажи ряд с количественными числительными:

а) семерка, пятый, один, оба;

б) пятеро, две шестых, три, седьмой;

в) пятак, шесть, десятеро, оба;

г) трое, пять седьмых, пятьсот, восемнадцать.

5. Укажи те слова, с которыми может сочетаться собирательное числительное «обе».

а) крыши,    б) деревни,     в) дома,     г) озёра,     д) подруги,     е) комнаты,     ж) животные.

6. Укажи числительные, при склонении которых изменяются обе части слова.

семитысячный,      б) восемьдесят,      в) шестьсот,      г) пятидесятый,     д) триста.

Определи числительное, у которого при склонении изменяется только одно слово:

а) шестьдесят два;                             г) восемьдесят один;

б) две четвертых;                              д) сто пятнадцать;

в) двадцать восьмой;                        е) одна четвертая.

8. Определи, в каком предложении в склонении числительного допущена ошибка.

а) С пятидесятью рублями на рынке делать нечего.

б) За выходные дни зоопарк посетили более девятисот человек.

в) В хранилище осталось около полутора ящиков свеклы.

9. Определи, в каком сочетании допущена речевая ошибка.

а) внимателен к обоим сыновьям;

б) пятеро подруг;

в) три студентки.

10. Укажите ошибку в морфологическом разборе выделенных слов. Исправьте ее.

команду были зачислены  из которых заболели. Только  группы выдержали испытание.

(команду)  – числит.: обозн. порядок при счете,  н.ф. – первый; простое, порядк., в форме вин. п., ж. р., ед. ч.; определение.

(школьника) – числит.: обознач. количество, н.ф. – тридцать четыре; сост., колич,, целое; в форме им. п.; входит в состав подлежащего.

– числит.: обознач. количество, н.ф. – два; простое, колич., собират.; в форме им. п.; подлежащее.

(группы) – числит.: обознач. количество, н.ф. – три четвертых; сост., колич., дробное; в форме им. п.;  входит в состав подлежащего.

1. Укажи числительное:

а) один;             б) единичный;        в) единица;             г) единственный

2. Двойные согласные есть в словах:

а) тройной                                               б) две пятых

первый                                                     сто восьмой

три четвертых                                          тридцатилетний

обеих                                                         пятьсот

один                                                           семеро

а) четверка, шестеро, одна седьмая, три;

б) триста, сорок семь,  пятеро, две третьих;

в) двое, пятый, пятнадцать, десять;

г) сто один, семеро, пятнадцать, второй.

5. Выпиши те слова, с которыми могут сочетаться собирательные числительные «двое», «трое».

а) приятели,     б) грабли,     в) ученицы,     г) куклы,      д) брюки,     е) студентки.

а) пятьдесят,    б) шестисотый,    в) двести,       г) девятисотый,        д) девяносто.

а) Директор гордился своими шестьюдесятью победителями олимпиад и конкурсов.

б) Поликлиника находилась в триста метрах от нашего дома.

в) К полутора часам проведенного под водой времени рискованно было добавлять и несколько минут.

а) на двух языках;

б) по обеим берегам реки;

в) у троих друзей.

стакана муки добавить   столовых ложек сахара. Из  миски вылить в кипящую смесь

(стакана) – числит.: обознач. количество, н.ф. – три пятых; сост., колич., целое; в форме дат. п.; входит в состав дополнения.

(ложек) – числит.: обознач. количество, н. ф. – десять; прост, колич., целое; в форме вин. п.;  входит в состав дополнения.

(миски) – числит.:  обознач. порядок при счете, н. ф. – второй; прост.,  порядк.; в форме род. п., ед. ч., ж. р.; определение.

(белка) – числит.: обознач. количество, н. ф. – двадцать четыре; сост., колич., целое; в форме вин. п.; дополнение.

6 класс  Контрольный диктант № 14 по теме «Местоимение».

Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.      По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.       Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.       Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их. (118 слов)

Ни с чем.

6 класс            Итоговая контрольная работа  № 15  в форме ГИА.

Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из тестовых заданий. Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны 4 варианта ответа. Только один из четырёх ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Задания 16,  17, 18, 19  не содержит ответов. Запишите ответы словами.

Задание 20 – это творческая работа. Сначала вам нужно ответить на вопросы, поставленные в задании, а затем написать сочинение объёмом не менее 5-6 предложений.

1. Определите, в каком предложении выделенное сочетание слов является

А) Чёрное и белое;                    Б) думать постоянно;

В) мастер рассказывает;           Г) через лес.

2. В каком ряду  слова

А) Крепкий, богатырский, глубокий, непробудный;

Б) известный, популярный, знаменитый, прославленный;

В) большой, громадный, немалый, великий, огромный;

Г) осмелеть, храбро, мужество, бесстрашный.

3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) Переделать;            Б) водолазный;

В) неприятный;           Г)  настольный.

4. В какой строке во всех словах пропущена буква

А) Пр_казать, пр_школьный, сверх_нтересный;

Б) пр_город, без_нтерсный, подп_рать;

В) пр_украсить, без_сходный, соб_ру;

Г) пр_терпевать, сверх_звестный, отд_рать.

5. В каком слове пропущена буква

А) Гореть в пламен_;             Б) стоять в коридор_;

В) ждать на станци_;              Г) забывать о времен_.

6. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

А) Врач Ахметова прописала больному лекарство.

Б) Наш Марат такой сластёна!

В) На сцене стоял большой черный рояль.

Г) Наша директор выступила на совещании с докладом.

7. В каком существительном допущена ошибка в написании суффикса?

А) Кирпичик;              Б) замочик;

В) извозчик;                Г) смазчик.

8. В каком слове пропущена буква

А)  Галч_нок;                 Б) ч_рствый;

В) ж_лтый;                     Г) ш_пот.

9. У какого прилагательного

А)  Холодный (ветер) – качественное прилагательное;

Б)  классный (журнал) – относительное прилагательное;

В) лисья (нора)  –  притяжательное;

Г)  железная (дверь) – качественное прилагательное.

10. В каком предложении с выделенным словом пишется раздельно?

А) Эта школа вовсе

Б) Новая книга оказалась

В)  Я допустил

Г) Мы с Ваней

11. В каком ряду во всех прилагательных пишется

А) Дли__ый, серебря__ый, стекля__ый;

Б) лу__ый,  деревя__ый, стари__ый;

В) голуби__ый, кожа__ый, стекля__ый;

Г) глиня__ый, оловя__ый, безветр__ый.

12. В каком прилагательном нужно писать суффикс

13. Какое прилагательное пишется слитно?

А) (Юго)восточный (район);

Б) (светло) зелёная (листва);

В) (сельско)хозяйственная (академия);

Г) (лукаво)хитрый взгляд.

14. В каком слове на месте пропуска

А) Сем_надцать;                    Б) восем_сот;

В) спряч_те;                           Г) отреж_те

15. У какого местоимения

А) Думал обо  – личное местоимение;

минут – неопределённое местоимение;

книгу – притяжательное местоимение;

из нас мечтал – относительное местоимение.

Прочитайте текст и выполните задания 16 -20.

Ненецкие меховые куклы – замечательные образцы прикладного искусства северных народов. На палочку, служащую телом куклы, надевают нарядную, сшитую из разных кусочков меха шубку-паницу. Часто головку куклы заменял утиный клюв. Этот обычай связан с древними поверьями ненцев.

Считалось, что изображение уточек приносит счастье, охраняет от бед и ненастий. Такие куклы были предметом гордости детей, и часто они делали их сами.

Шитьё из меха требует большого умения и мастерства. С детских лет девочек приучают к нему. Мастерица как бы играет кусочками меха, создавая из них мозаику. Сочетание тёмных и светлых полос меха образует простой и выразительный узор.

16. Из первого предложения выпишите все слова, в которых звуков больше, чем букв.

17. Подберите синонимы к слову

18. Из третьего предложения выпишите глагол Сделайте  морфологический разбор глагола.

19. Выпишите из  третьего абзаца первое предложение. Разберите по членам предложения.

20. Озаглавьте текст. Определите стиль и тип речи. Напишите, какие ремёсла и промыслы есть в вашей республике.

А) Большое и красивое;                     Б) ходит  регулярно;

В) автор  высказывает;                       Г) перед школой.

2. В каком ряду  слова

А) Крепко, богатырский, сильный, неодолимый;

Б) известность, популярность, знаменитость, признание;

Г) смело, храбро, мужественно, бесстрашно.

А) Переделка;             Б) непролазный;

В) ненарядный;          Г)  подоконник.

А) Пр_ехать, пр_клонный, сверх_нтересный;

Б) пр_город, без_нициативный, подп_реть;

В) пр_украсить, меж_нститутский, заб_рать;

Г) пр_терпевать, сверх_звестный, отд_рут.

А) Гореть синим пламен_м;            Б) стоять на перрон_ ;

В) встречать на пристан_;               Г) вспоминать о родин_.

А) Завуч Айдарова пригласила ученика  Иванова в кабинет.

Б) Наш Марсель такой забияка!

В) В клетке находился большой шимпанзе.

Г) Молодая терапевт выступила на совещании с докладом.

А) Буфетчик;            Б) возчик;            В) подписчик;                Г) работничик.

А)  Галч_нок;                 Б) ч_рствый;             В) ж_нглёр;           Г) ш_рты.

А)  Сухой (воздух) – качественное прилагательное;

Б)  школьная (форма) – относительное прилагательное;

В) заячья (нора)  –  притяжательное;

Г)  деревянная (доска) – качественное прилагательное.

А) Эта книга

Б) Новая папка оказалась

А) лебеди__ый, ряже__ый, стекля__ый;

Б) безлу__ый,  деревя__ый, стари__ый;

В) дли__ый, серебря__ый, стекля__ый;

А) Рус__ий;       Б) француз__ий;          В) брос__ий;           Г) матрос__ий.

А) (Северо)восточный (регион);

Б) (ярко) зелёная (трава);

В) (желено)дорожный (вокзал);

А) Нареж_те;              Б) восем_сот;

В) спряч_те;                Г) восем_надцать;

не повезло – личное местоимение;

тетрадь – притяжательное местоимение;

из нас просил – относительное местоимение.

С рубкой деревьев у разных народов связано немало неожиданных суеверий. В Центральной России, например, крестьяне никогда не строили дом на месте, где прежде росли берёзы, так как их корчёвку полагали грехом. У тунгусов на Алдане снимать кору с берёзы для крыши чумов разрешалось лишь один раз в два года – она ведь при этом «плачет». Герои русской сказки «Курочка и петушок», когда им потребовалось взять немного лыка у липы, прежде посылают к корове за маслом – чтобы помазать липе «больное место».

Так веками воспитывалось в человеке чувство бережного, осторожного, любовного отношения к деревьям, к самой природе. ( В Борейко)

18.  Из третьего предложения выпишите глагол Сделайте  морфологический разбор глагола.

19. Выпишите из  первого абзаца первое предложение. Разберите по членам предложения.

20. Озаглавьте текст. Определите стиль и тип речи. Напишите, какие поверья, связанные с бережным отношением к природе, есть у вашего народа?

Комплексный анализ текста по теме «Имя существительное».

2.     Выпишите 3 существительных, образованных суффиксальным способом, укажите в них суффиксы.

3.     Выполните морфемный разбор существительного

4.     Выпишите 2 нарицательных существительных.

5.     Выпишите 2 собственных существительных.

6.     Выпишите существительное с орфограммой «Буквы ч, щ в суффиксе -чик(-щик), обозначьте в нём орфограмму.

7.     Выпишите 2 существительных, имеющих только форму единственного числа.

8.     Образуйте форму родительного падежа множественного числа от существительных:

место, дело, яблоко, крыша.

9.     Приведите примеры существительных общего рода – 3 слова (не из текста)

10.  Приведите примеры несклоняемых существительных – 3 слова (не из текста).

11.  Напишите 5 разносклоняемых существительных (не из текста).

Комплексный анализ текста по теме «Имя прилагательное».

Дорога через мещорские леса.

Мещора – остаток лесного океана. Мещорские леса величестве(н,нн)ы, как соборы.

, берёзовые и редкие пятна  лип, вязов и дубов.

(По К. Г. Паустовскому).

2.     Определи тип речи данного текста.

3.     Напиши, что отражает заглавие: тему или идею текста.

4.     Напиши номер  предложения (смотри 1 и 2 абзацы), в котором употреблено сравнение.

5.     Выпиши прилагательные, которые в данном тексте являются эпитетами.

6.     Объясни с помощью схемы постановку тире в 1-ом предложении.

7.     Выпиши из текста 4 относительных и 4 качественных прилагательных.

8.     Выполни словообразовательный разбор выделенных прилагательных.

9.     Образуй степени сравнения от прилагательных яркий, зимний, волчий. Если нельзя образовать степени сравнения, объясни почему.

Комплексный анализ текста по теме «Глагол».

Даже (не)верит(?)ся, что у маленькой птич(?)ки может быть такой аппетит.

2.     Озаглавь текст.

3.     Подбери синоним к 1-ому слову текста.

4.     Из 3-его предложения выпиши слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, выдели в них суффиксы.

5.     Из 2-ого предложения выпиши слово, образованное приставочным способом.

6.     Из 1-ого предложения выпиши слово с чередующейся гласной в корне, обозначь орфограмму.

7.     Выпиши из текста глаголы в форме 2-ого лица ед. числа.

8.     Выпиши из текста глаголы в настоящем времени, обозначающие постоянные действия.

9.     Выполни морфемный разбор глаголов

10.  Выполни морфологический разбор глагола

Комплексный анализ текста по теме «Имя числительное».

I.  Раздели текст на абзацы. Спиши, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Числительные записывай словами.

О нашем земляке.

II. Выполни следующие задания:

1. Напиши цифры словами в словосочетании: в 2009 году.

2. Вставь вместо точек числительные оба,обе в нужной форме:

3. Вставь вместо точек числительное

4. Укажи, к каким частям речи относятся слова с числовым значением:

пятёрка, пятак, пятиэтажный, пятый, впятером, пятимиллионный.

5. Прочитай текст и ответь на вопрос.

Кто эти трое: юноши или девушки? Почему?

Комплексный анализ текста по теме «Местоимение».

1.     Спиши текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания.

Набрали женщины полные вёдра и пошли домой. Им (на)встречу три мальчика. Один бежит кувыркается колесом ходит. Другой идёт и поёт.

(По В. Осеевой).

3.     Определи тип речи и стиль данного текста.

4.     Определи вид связи предложений текста.

5.     Как ты думаешь, почему старик так ответил женщинам? Напиши своё мнение.

6.     Напиши сверху над всеми местоимениями последнего абзаца разряд по значению.

7.     Напиши начальную форму местоимений: (к)ним, (ни)(у)кого, (ни)чего.

Экзаменационная работа по русскому языку для 5 класса(диктант с грамматическим заданием).

1. Синтаксический разбор предложения . Дуб-удивительное растение.

3. Разобрать слова по составу:  «опадают», «дубовой», «листочки»

1. Синтаксический разбор предложения. Дуб-удивительное растение.

3. Разобрать слова по составу:  «чернеет», «трубочки», «растут»

4. Фонетический разбор слова   «молния».

Оцените статью
Экодиктант - Помощь