с грамматическими заданиями
по русскому языку
для учащихся 9-11 классов
Галина Олеговна Данилина, учитель русского языка и литературы МБОУ «Учхозская СОШ» Краснослободского района Республики Мордовия
В сборнике представлены целостные и адаптированные тексты диктантов для промежуточного и итогового контроля знаний учащихся 9-11 классов. Тексты сопровождаются грамматическими заданиями.
Сборник адресован учителям русского языка, работающим в 9-11 классах.
Диктант – одна из основных форм контроля по русскому языку. Этот вид работы является весьма эффективной проверкой орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.
Сборник диктантов по русскому языку адресован учителям, работающим в 9-11 классах. Представленные в сборнике тексты диктантов предназначены для организации уроков контроля усвоенных обучающимися знаний. Грамматические задания к текстам помогают учащимся подготовиться к выполнению ряда заданий ГИА и ЕГЭ.
В сборнике использованы как целостные, так и адаптированные тексты из художественных и публицистических произведений, а также материалы с популярных Интернет-сайтов, соответствующие нормам современного литературного языка, понятные и доступные по содержанию учащимся.
Образцы диктантов составлены в соответствии с требованиями школьной программы базового уровня.
В сборнике представлены диктанты на все основные орфограммы и пунктограммы школьного курса.
Подборка контрольных диктантов для 9 класса.
диктант с грамматическим заданием.
Рекомендуемые сроки проведения: вторая неделя сентября.
проверка уровня знаний учащихся за курс 8 класса.
Вопросы , подлежащие проверке:
1. Умение находить в тексте простые и сложные предложения.
2. Синтаксический разбор предложения.
3. Соблюдение единого орфографического и пунктуационного режима. 4. Общая грамотность, каллиграфия.
5. Словообразовательный разбор слов.
6. Фонетический разбор слов.
Разорив муравейник, Тэдди двинулся дальше, перевалил через широкий холм, поросший сухим еловым лесом с голыми вершинами, прошел оврагом, наткнулся на малинник и не вышел из него до самого вечера.
Поначалу Тэдди пугали налеты рябчиков и глухарей, плеск рыбы в маленьких озерах, шум леса, треск проходящих мимо лосей. Его пугали незнакомые страшные запахи, резкие и чуть слышные. Но он, побеждая страх, без конца исследовал все звуки и запахи, чтобы, встретив их в другой раз, уже идти им навстречу, или уходить, или вообще не обращать внимания.
В его теперешней жизни было одно счастливое обстоятельство, о котором он сначала не догадывался: ему не нужно никого было бояться, кроме человека. Ему не страшны были ни волки, ни рыси, ни крошечные куницы – все те ужасные существа, от которых плохо приходится мелкому зверю и птице. Его никто не трогал, и не нужно было ему ни прятаться, ни убегать, чувствуя за собой легкий и страшный топот погони. Наоборот, все его боялись, так как здесь, в лесу, он, сам того не подозревая, был самым крупным и опасным зверем. ( По Ю. Казакову)
1) Выполните синтаксический разбор предложения:
I вариант – Разорив муравейник, Тэдди двинулся дальше, перевалил через широкий холм, поросший сухим еловым лесом с голыми вершинами, прошел оврагом, наткнулся на малинник и не вышел из него до самого вечера.
II вариант – Поначалу Тэдди пугали налеты рябчиков и глухарей, плеск рыбы в маленьких озерах, шум леса, треск проходящих мимо лосей.
2) Словообразовательный разбор слов:
I вариант – еловым, прошел.
II вариант – навстречу, малинник.
3) Фонетический разбор слов:
I вариант – разорив.
II вариант – еловым.
Рекомендуемые сроки проведения: по итогам 1 четверти.
проверка уровня знаний учащихся на конец 1 четверти.
1. Синтаксический разбор сложносочиненного и сложноподчиненного предложений.
2. Составление схем сложных предложений.
3. Морфемный разбор слов.
4. Определение подчинительной связи в словосочетаниях.
5. Соблюдение единого орфографического и пунктуационного режима. 6. Общая грамотность, каллиграфия.
Малиновые горы – один из лучших уголков Северного Урала. Особенной высотой они не отличаются, но это не мешает им составлять центр громадного горного узла. Старинное башкирское название этих гор как-то потерялось, а нынешние они получили благодаря тому, что по увалам растёт в изобилии малина. И такая малина – сравнить нельзя с лесной, но вызревая на солнце, эта горная малина приобретает особенный вкус.
С Малиновой горы открывается единственный в своем роде вид. Одних горных озер можно досчитать только до сотни, и это придаёт картине совершенно особенный характер, точно горами прикрыто какое-то подземное море. Эти озёра уходят далеко в благоверную башкирскую степь. Они отличаются глубиной, красиво разорванной береговой линией, массой островов, прозрачной водой и тем, наконец, что все они соединены между собой протоками, составляя один громадный резервуар, из которого берут воду уходящие в степь реки.
Вообще цепь горных озёр составляет главную красоту восточного склона Урала, являясь в то же время неистощимым запасом живой силы.
1) I вариант – Найдите сложносочинённое предложение, произведите его синтаксический разбор, составьте схему.
II вариант – Найдите сложноподчинённое предложение, произведите его синтаксический разбор, составьте схему.
2) Морфемный разбор слов:
I вариант – рассказывают, разорванной, восточного.
II вариант – составлять, неистощимым, громадный.
3) Определите тип подчинительной связи в словосочетании:
I вариант –Малиновые горы.
II вариант – живой силы.
Рекомендуемые сроки проведения: по итогам 2 четверти.
проверка уровня знаний учащихся.
1)Синтаксический разбор сложносочиненного и
2)Определение вида придаточных предложений.
3)Составление схем сложных предложений.
4)Различие союзов и союзных слов.
5)Морфемный разбор слов.
6)Морфологический разбор слов.
7)Соблюдение единого орфографического и пунктуационного режима. 8) Общая грамотность, каллиграфия.
Дом рассохся от старости. Он стоял на поляне в сосновом лесу, и от сосен все лето тянуло жаром.
Чайковскому нравился этот деревянный дом. В комнатах слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками, которые в изобилии цвели перед крыльцом. Растрёпанные, высохшие они напоминали клочья пуха, прилипшего к стебелькам.
Единственное, что раздражало композитора – скрипучие половицы. Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами.
Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как потрескивая, пропоёт то одна, то другая половица. Это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивали инструменты. То на чердаке, то в маленьком зале, то в застеклённой прихожей кто-то трогал струны. Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал её. Он напрягал память и вздыхал. Как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть! Проиграть незамысловатую песню пересохшего дерева, оконных стёкол с обвалившейся замазкой, ветра, постучавшего веткой по крыше.
Но когда-нибудь всё это он воплотит в своей музыке.
( По К. Паустовскому.)
I вариант – в 3 абзаце.
II вариант – в 4 абзаце.
I вариант -проиграть, пробирался, постучавшего.
II вариант – переступить, напоминали, с обвалившейся.
3)Морфологический разбор слов:
I вариант – проснувшись;
II вариант – потрескивая.
Рекомендуемые сроки проведения: по итогам 3 четверти.
1. Синтаксический разбор сложных предложений с разными видами связи.
2. Морфемный разбор слов
3. Морфологический разбор слов
4. Соблюдение единого орфографического и пунктуационного режима.
5. Общая грамотность, каллиграфия.
Если вас когда-нибудь осчастливит судьба, и вы в летнюю пору спуститесь к болоту, а потом по узенькому мостку перейдете заросшую осокою и кувшинками речушку с нежным именем Конопляночка, то на опушке небольшого лесочка вы услышите неугомонное мелодичное журчание.
Оно всегда разное: на утренней зорьке, под ватниками тумана, звуки тише, мягче, более кроткие, чем солнечным жарким днем, когда вода разбавленная небесной голубизной, становится лазурнее, прозрачнее, кажется звонче. Проносится ветер над лесом
– ручеек затихает, затаивается. А когда водную гладь трогают струйки дождя, ручейковую музыку не описать, до того она красива в осеннюю непогодь. Когда деревья роняют на воду золото листвы, в журчание слышатся и грустные мелодии расставания с летом, и жизнерадостные песнопения о волшебной необходимости зимнего отдыха перед буйством грядущей весны.
Журчит на радость всем ручеёк. И, может быть, поэтому него такое красивое имя – Журчеёк. ( По П. Дудочкину.)
1)I вариант – Синтаксический разбор 1 предложения.
II вариант – Синтаксический разбор 2 предложения
2)Морфемный разбор слов:
I вариант – услышите, неповторимом.
II вариант – затихает, жизнерадостные.
3) Морфологический разбор слов: I вариант -такое. I I вариант – него.
Рекомендуемые сроки проведения: по итогам года.
итоговая контрольная проверка уровня знаний учащихся.
1. Предложения сложной синтаксической конструкции с сочинительной и подчинительной связью. Знаки препинания в нем.
2. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
3. Виды подчинения в сложном предложении.
4. Словообразовательный разбор слов.
5. Типы связи слов в словосочетании.
6. Соблюдение единого орфографического и пунктуационного режима. 7. Общая грамотность, каллиграфия.
Утро в степи.
Ранее весеннее утро – прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, предрассветные тучки. Там сейчас выплывет в огненном зареве солнце. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестреет цветами. Ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни, смешанной с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Всё блещет, нежится и радостно тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшим редким кустарником, ещё лежит, будто бы напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе, невидимые глазу, трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась и ожила. Кажется, она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами.
I вариант – «В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы».
II вариант – «Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшим редким кустарником, ещё лежит, будто бы напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени».
I вариант – высоко, бледнея.
II вариант – радостно, переливаясь.
I вариант – выписать словосочетание со связью согласование.
II вариант – выписать словосочетание со связью управление.
Подборка диктантов для 10 класса
Рекомендуемые сроки проведения: вторая неделя сентября.
проверка уровня знаний учащихся за курс 10 класса.
Вопросы, подлежащие проверке:
1. Соблюдение единого орфографического и пунктуационного режима. 2. Синтаксический разбор предложения.
3. Общая грамотность, каллиграфия.
6. Типы связи слов в словосочетании.
7. Грамматические признаки наречия и предлога.
1)В погоне за интересными кадрами фотографы и кинооператоры часто переходят границу разумного риска.
11)Снимая зверей, надо, во-первых, знать их повадки и, во-вторых, не лезть на рожон. (123 слова)
1. Выпишите из 1 предложения слово, образованное приставочным способом.
2. Выпишите из 1-2 предложений наречия.
3. Выпишите из 1 предложения словосочетание со связью примыкание.
4. Синтаксический разбор 11 предложения.
1. Выпишите из 4 предложения слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
2. Выпишите из 4 предложения производный предлог.
3. Выпишите из 2 предложения словосочетание со связью примыкание.
4. Синтаксический разбор 10 предложения.
Рекомендуемые сроки проведения: по итогам первого полугодия.
7. Грамматические признаки причастия.
8. Грамматические признаки служебных частей речи.
1)Бывалого человека неудержимо притягивают обширные просторы родной русской природы. 2)Быть может, поэтому так страстно увлекался и увлекаюсь охотой. 3)В охоте, в давнишних морских скитаниях, в лесных поэтических ночлегах оживал во мне светловолосый мечтательный мальчик с непокрытою, выгоревшей на солнце головою.
4)Люди, порывающие связь с природой, не могут почувствовать себя вполне одинокими. 5)Как в мечтательном детстве, по-прежнему раскрыт перед ними прекрасный солнечный мир. Все чисто, радостно и привольно в ослепительном этом мире! 6)И, как в далекие дни детства, над головою усталого путника, прилегшего отдохнуть после утомительного похода, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая дорогу, ястреб-канюк.
1. Выпишите из 1 предложения слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
2. Выпишите из 1 предложения словосочетание с подчинительной связью согласование.
3. Выпишите из 3 предложения причастия. Дайте им грамматическую характеристику.
4. Произведите синтаксический разбор 3 предложения текста.
1. Выпишите из 4 предложения слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
2. Выпишите из 4 предложения словосочетание с подчинительной связью примыкание. 3.Выпишите из 7 предложения все служебные части речи. Дайте им грамматическую характеристику.
4. Произведите синтаксический разбор 7 предложения текста.
итоговая проверка уровня знаний учащихся по итогам года.
1. Соблюдение единого орфографического и пунктуационного режима. 2. Синтаксический разбор предложения.
7. Морфологический разбор причастия.
8. Грамматические признаки предлогов и частиц.
1)Дубечня – так называется наша первая железнодорожная станция – находилась в семнадцати верстах от города. 2)В течение нескольких часов я шел туда пешком, и на протяжении всей дороги ярко зеленели озимь и яровые, охваченные утренним солнцем.
3)В Дубечне штукатурили внутри станцию и строился верхний этаж у водокачки. 4)Было довольно жарко, и рабочие вяло бродили по кучам щепок и мусора. 5)Ни одного дерева не виднелось вокруг.
6)Проходив два часа, я заметил, что от станции куда-то вправо шли телеграфные столбы, которые через полверсты оканчивались у белого каменного забора. 7)Рабочие сказали, что там контора, и я, подумав, решил, что нужно идти именно туда.
8)Это была старая и , как оказалось, давно заброшенная усадьба. 9)В ворота был виден просторный двор, поросший бурьяном, и старый барский дом с высокой крышей, рыжей от ржавчины.
10)Позади старинного дома был большой сад, уже одичавший, заглушенный выросшей травой и кустарником. 11) Сад все больше редея и переходя в настоящий луг , спускался к реке, поросшей зеленым камышом и ивняком. 12) Около мельничной плотины был плес, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с
соломенной крышей, неистово квакали лягушки. 13)По ту стороны речки находилась деревушка Дубечня. 14)Голубой плес манил к себе, обещая прохладу и покой. 15) И теперь все это: и плес, и мельница, и уютные берега – принадлежало инженеру. (186 слов)
1. Выпишите из 1 предложения словосочетание с подчинительной связью согласование.
2. Выпишите из 1-2 предложений все предлоги.
3. Выполните синтаксический разбор 2 предложения.
4. Выполните морфологический разбор слова «охваченные».
1. Выпишите из предложения 2 словосочетание с подчинительной связью примыкание.
2. Выпишите из 3-5 предложений все частицы.
3. Выполните синтаксический разбор 6 предложения.
4. Выполните морфологический разбор слова «поросшей».
Подборка диктантов для 11 класса
Работа № 1.
Рекомендуемые сроки проведения: по итогам первого полугодия.
1. Соблюдение единого орфографического и пунктуационного режима. 2. Общая грамотность, каллиграфия.
4. Типы связи слов в словосочетании.
5. Грамматические признаки союзов, местоимений.
6. Виды связи между частями сложного предложения.
7. Простое осложненное предложение.
8. Вводные слова.
9. Выразительные средства лексики.
1)Над горами появились облака – сначала легкие и воздушные, затем серые, с рваными краями. 2)И море сразу же изменило краски – стало темнеть.
3)Цепляясь за лесистые вершины гор, облака опускались все ниже и ниже, захватывали ущелья и лощины, превращались в тяжелые, непроглядные тучи.4) Только горы, казалось, сдерживали их сейчас, но и горы ничего не могли сделать: сизая пелена ползла от гор к морю.
5)Тучи шли от гор, опускались все ниже и ниже, к морю. 6)Они, как бы нехотя, заволакивали воду дымкой – от берега и дальше. 7)Они ползли уже не только по склонам, где приютились домики верхних улиц, а и затянули туманом улицу нижнюю, главную. 8)Водители включили фары и все чаще давали сигналы.9) И поезда шли сейчас, нервозно гудя, с зажженными фонарями.
10)Море темнело от берега. 11)Тихое, вроде бы затаившееся, с гладкой поверхностью и чуть слышным прибоем, оно пошло то белыми, то черными пятнами, то непонятными разводами, как будто в него выбросили с воздуха другую воду.
12)Ожидание длилось час. 13)В горах ударил гром, и хлынули потоки дождя, а море бесновалась. 14)Оно заливало берег, билось о бетонную набережную, о лестницы и глыбы скал, оно гремело и вздрагивало, охало и восторгалось, плакало и ревело.
15)Небо над морем стало не серым и не черным, а каким-то неестественно бурым. 16) Молнии резали небо то слева, то справа, то впереди, то сзади, то где-то над самым берегом.17) Море поглощало их, проглатывало вместе с бурым небом и ударами грома. (232 слова.)
1. Определите способ образования слова «ниже» (2 абзац, 1 предложение).
2. Выпишите из 2 абзаца союзы.
3. Выпишите из 1 абзаца подчинительное словосочетание со связью примыкание.
4. Среди предложений 2 абзаца найдите предложение с вводным словом. Выпишите его.
5. Среди предложений 3 абзаца найдите такое, в состав которого входит придаточное определительное. Напишите номер этого предложения.
6. Среди предложений 6 абзаца найдите метафору.
1. Определите способ образования слова «ожидание» (5 абзац, 1 предложение).
2. Выпишите из 6 абзаца неопределенные местоимения.
3. Выпишите из 1 предложения словосочетание со связью согласование.
4. Среди предложений 1-2 абзацев найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого сложного предложения.
5. Среди предложений 5 абзаца найдите сложное бессоюзное предложение
6. Среди предложений 6 абзаца найдите олицетворение.
3. Предложения двусоставные и односоставные. Виды односоставных предложений.
4. Сложное предложение. Знаки препинания в нем. Виды придаточных в сложном предложении.
7. Знание грамматических признаков предлогов, наречий.
8. Осложненное простое предложение. Обособление приложений и определений.
9. Лексическое значение слов.
1) Орлик в прошлом – это большая ремесленная слобода. 2) Жили и трудились здесь искусные сапожники, шубники, бондари, кузнецы, портные. 3) Женщины и девушки вышивали, вязали крючком, на спицах, коклюшках, ткали ковры и дорожки.
4) Вязание крючком – яркое, неповторимое явление национальной культуры. 5) Его история уводит нас в далекое прошлое. 6) Сначала вязание было исключительно мужским ремеслом, а крючок выглядел как ровная, гладкая палочка. 7) Потом сделали на конце выступ, чтобы нить не соскальзывала, поэтому стало намного легче работать. 8) Шло время, и это занятие полностью перешло в руки женщин. 9) С помощью нехитрого инструмента – крючка – создаются необыкновенные по красоте и изяществу изделия.
10) В Орлике и окрестных селах испокон веку вязали крючком очень красивые вещи: занавески на окна и скатерти, покрывала на кровати и накидки на подушки, кружева к простыням, наволочкам, полотенцам.
11) Сколько кружевниц, столько и узоров. 12) Делились друг с другом, что-то опускали, что-то свое добавляли, получалось новое, индивидуальное. 13) Из-под чутких проворных рук выходит волшебное полотно, тонкое ажурное чудо. 14) Сколько души, сколько чувств в него вложено!
15) Неизменной спутницей мастериц была русская песня, бойкая и веселая, протяжная и печальная.16) Вольно льётся она из тесной избы, и звенят в ней и бьются и заветная мечта, и желание, и надежда. (179 слов)
1. Определите способ образования слова «вязание» (2 абзац, 1 предложение).
2. Выпишите из 4 абзаца выпишите все предлоги.
3. Выпишите из 5 абзаца последнего предложения выпишите словосочетание со связью примыкание.
4. Среди предложений 2 абзаца найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.
5. Среди предложений 5 абзаца найдите такое, в котором есть обособленное определение. Напишите его номер.
6. Среди предложений 1-2 абзаца найдите такое, в состав которого входит придаточное цели. Напишите номер этого предложения.
7. Определите лексическое значение слова «бондари» (2 предложение 1 абзаца).
1. Определите способ образования слова «спутницей» (5 абзац, 1 предложение).
2. Выпишите из 2 абзаца наречия.
3. Выпишите из 1 абзаца 3 предложения словосочетание со связью управление.
4. Среди предложений 2 абзаца найдите неопределенно-личное. Напишите номер этого сложного предложения.
5. Среди 1-2 абзаца найдите такое, в котором есть обособленное приложение. Напишите его номер.
6. Среди предложений 3-4 абзаца найдите предложение с однородными членами и
обобщающим словом. Напишите номер этого предложения.
7. Определите лексическое значение слова «кружевница» (4 абзац, 1 предложение).
Рекомендуемые сроки проведения: по итогам года
итоговая контрольная проверка уровня знаний учащихся за курс русского языка.
5. Осложненное простое предложение. Обособление приложений и определений.
7. Знание грамматических признаков местоимений.
9. Выразительные средства лексики и фразеологии.
1)Продолжить самого себя в своем ребенке – это великое счастье. 2)Ты будешь смотреть на своего ребенка как на единственное в мире, неповторимое чудо. 3)Ты готов будешь отдать все, лишь бы сыну твоему было хорошо. 4)Но не забывай, что он должен быть прежде всего человеком. 5)А в человеке самое главное – чувство долга перед теми, кто делает тебе добро.6) За добро, которое ты будешь давать ребенку, он переживет чувство признательности, благодарности лишь тогда, когда он сам будет делать добро для тебя – отца, матери, вообще для людей старших поколений.
7)Помни, что детское счастье по своей природе эгоистично: добро и благо, созданное для ребенка старшими, он воспринимает как нечто само собой разумеющееся. 8)До тех пор пока он не почувствовал, не пережил на собственном опыте, что источник его радостей – труд и пот старших, он будет убежден, что отец и мать существуют лишь для того, чтобы приносить ему счастье. 9)Может получиться, что в честной трудовой семье, где родители души не чают в детях, отдавая им все силы своего сердца, дети вырастут бессердечными эгоистами.
10)Как же добиться, чтобы золотые крупинки, которые ты будешь дарить своему сыну, превращались в золотые россыпи для других людей? 11)Самое главное – надо учить ребенка понимать и чувствовать, что для каждой искорки его радостей и благ кто-то сжигает свою силу, свой ум; каждый день его безмятежного и беззаботного детства кому-то прибавляет забот и седин. 12)Когда у вас родится ребенок, учите его видеть, понимать, чувствовать людей – это самое сложное.
По Г. Сухомлинскому. (181 слово)
1. Из 1 абзаца выпишите слово, которое образовано приставочным способом.
2. Из 2 абзаца выпишите притяжательное местоимение.
3. Из 3 предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.
4. Среди предложений 1 абзаца найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.
5. Среди предложений 2 абзаца найдите такое, в котором есть обособленное определение. Напишите его номер.
6. Среди предложений 3 абзаца найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.
7. Среди предложений 2 абзаца найдите сложное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите его номер.
8. Выпишите фразеологизм из 2 абзаца.
1. Из 1 абзаца выпишите слово, которое образовано суффиксальным способом.
2. Выпишите из 3 абзаца определительные местоимения.
3. Выпишите из 6 предложения словосочетание со связью согласование.
5. Среди предложений 2 абзаца найдите такое, в котором есть обособленное обстоятельство. Напишите его номер.
6. Определите вид подчинения в 9 предложении.
7. Среди предложений 3 абзаца найдите сложное предложение с придаточным определительным. Напишите его номер.
8. Выпишите контекстуальные антонимы из 3 абзаца.
использованные при составлении сборника:
2. В.В. Бабайцева. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Москва «Просвещение».1993 год.
3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. Москва «Интеллект-Центр», 2010-2013 гг.
3. Универсальные материалы для подготовки учащихся .
Русский язык. Москва «Интеллект-Центр», 2011-2013 гг.