ПОДСПОРЬЕ
для учащихся основной школы
(орфограммы школьного курса)
2. Безударные гласные, не проверяемые ударением
Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запомнить!
Правописание непроверяемых согласных нужно запомнить!
3. Чередование гласных в корне слова
пре – при
Различаются по лексическому значению слова
Запомнить правописание приставок
Запомнить правописание слов!
5. Правописание приставок на
6. Непроизносимые согласные корня
Подбери однокоренное слово, в котором звук произносится отчётливо:
ать, устный – ус
ый – опасен, словеый – словеса
7. Разделительные ъ и ь
9. Правописание гласных после ц
10. Правописание гласных после шипящих
13. Правописание слов с пол (полу)
14. Правописание суффиксов существительных
6 – 7 классы
15. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных
16. Правописание суффиксов прилагательных
17. Правописание суффиксов глаголов
18. Правописание суффиксов причастий
19. Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов
20. Правописание О – А на конце наречий
21. Правописание падежных окончаний имён существительных
22. Правописание безударных окончаний прилагательных и причастий
1. Найти определяемое слово ( существительное или местоимение ), к которому относится прилагательное или причастие
с чёрным плащом, в контрольной работе, проверенной преподавателем, по волчьим повадкам, в синих сумерках
2. Поставить вопрос от определяемого слова ( существительного или местоимения ) к прилагательному или причастию. Окончания прилагательных и причастий совпадают с падежными окончаниями вопросов
с плащом ( каким ?) чёрным, в работе ( какой? ) контрольной, в работе ( какой? ) проверенной
Окончания прилагательных и причастий мужского рода в именительном и винительном падеже ( если определяемое слово обозначает неодушевлённый предмет ) отличается от падежных окончаний вопросов
чёрный (какой?) плащ, смелый солдат
23. Правописание безударных окончаний глаголов
24. Правописание числительных
25. Правописание наречий
26. Правописание местоимений
27. Правописание частиц
7 – 8 классы
28. Правописание частиц не и ни
29. Правописание предлогов
30. Правописание союзов
Словарный диктант №1: Россия, россияне, работа, рабочий, погода, русский, рассказ, народ, язык.
Словарный диктант №2: русский, Россия, язык, дорога, мороз, заморозки, тогда, теперь, опять, однажды.
Словарный диктант №3: дорога, трамвай, театр, артист, вдруг, однажды, ребята, мальчик, девочка, собака, человек.
Словарный диктант №4: Москва, москвичи, человек, артист, артистка, ребята, ребятишки, мальчик, девочка, народ.
Контрольный словарный диктант за I четверть.
Русский, Россия, народ, Москва, язык, ребята, девочка, мальчик, погода, мороз, дорога, работа.
Словарный диктант №1: весело, очень, тогда, вдруг, однажды, опять, теперь, театр, артист, трамвай.
Словарный диктант №2: воробей, воробьи, погода, мороз, рябина, рябиновый, овощи, овощной, весело, вдруг.
Словарный диктант №3: Россия, Отечество, Москва, русский, россияне, человек, человечество, гражданин, народ, карандаш.
Контрольный словарный диктант за 2 четверть.
Весело, очень, тогда, вдруг, однажды сначала, воробей, собака, рябина, театр, артист.
Словарный диктант №1: воробей, собака, рябина, береза, овощи, артист, театр, карандаш, человек, тетрадь, рассказ, алфавит.
Словарный диктант №2: гражданин, человек, русский, рабочий, москвич, ребята, учитель, мальчик, девочка, артист.
Словарный диктант №3: Москва, Россия, родина, Отечество, гражданин, человек, россияне, русский, язык, народ.
Словарный диктант №4: береза, рябина, овощи, муравей, воробей, собака, погода, вокруг, дорога.
Контрольный словарный диктант за 3 четверть.
Погода, дорога, вдруг, скоро, весело, вокруг, воробьи, рябина, береза, Отечество, Москва, Россия.
Словарный диктант №1: только, сколько, скоро, иногда, вдруг, однажды, сегодня, вчера, вокруг, слева, справа, громко, опять.
Словарный диктант №2: пальто, погода, тетрадь, трамвай, соловьи, воробьи, муравьи, собака, рябина, береза, дорога.
Словарный диктант №3: ученик, учитель, дежурный, карандаш, тетрадь, работа, алфавит, громко, весело, скоро, вокруг.
Контрольный словарный диктант за 4 четверть
Алфавит, тетрадь, работа, карандаш, скоро, дорога, трамвай, рябина, береза, муравьи, воробьи, погода.
Итоговый контрольный диктант.
Отечество, Москва, Россия, народ, рябина, береза, трамвай, дорога, муравьи, воробьи, рассказ, русский, весело, вдруг, скоро.
Проблема повышения грамотности учащихся стоит на каждом уроке русского языка. Чтобы повысить грамотность учащихся, необходимо работать с ними не только с целым классом, но и по группам, а также индивидуально по закреплению орфографических навыков на основе словарных диктантов.
Видов словарных диктантов много. Одним из видов может быть диктант с фонетико-графическим заданием. Например, написать в форме предложного падежа имена существительные и местоимения с предлогом О/ОБ/: ярмарка, оркестр, электрик, он, она, ежик. Или среди диктуемых слов найти такие, в которых есть два соседних гласных звука. Артиллерия, лауреат, изваяние, оригинал.
При индивидуальной работе с учащимися можно использовать словарные диктанты с грамматическими заданиями. Формирование орфографических навыков должно проходить в тесной связи с формированием грамматических навыков.
Словарные диктанты с грамматическими заданиями помогают формировать орфографические навыки на грамматической основе.
Грамматическое задание в процессе словарного диктанта способствует выбрать правильное написание. Например, записать слова:
Следующий вид диктанта – словарный диктант с самопроверкой. Основное назначение такого диктанта – формирование навыков самоконтроля. Работа над таким диктантом включает несколько этапов:
Русский язык располагает богатейшей системой устойчивых словосочетаний. По разделу «Фразеология» можно давать самодиктанты. Вспомнить и написать, как можно больше фразеологизмов, в составе которых есть слова с приставками ПРЕ-ПРИ. / Камень преткновения, преклонить колени, принимать за чистую монету. /
Словарные диктанты могут проводиться в виде игры. Психологи показывают, что человек испытывает потребность в игре. Игра обеспечивает заинтересованное восприятие изучаемого материала, активизирует деятельность играющих, содействует развитию памяти, мышления.
Словарный диктант с элементами игры можно проводить при изучении морфологии.
Задание: превратите имена нарицательные в имена собственные.
Надежда на выздоровление – Надежда;
Точные весы – родился под знаком Весы;
Строительный блок – поэт Блок;
Словарный диктант проводится в виде соревнования. Дается задание: кто быстрее найдет слово в орфографическом словаре и объяснит, как это слово правильно пишется.
Аллегория, артиллерия, беллетристика, воображение, галерея, декларация, дискуссия, деликатный, искусство, колорит, колоссальный, комиссия, прогресс, обелиск, троллейбус, фестиваль, экспрессия, грамматика, грамотность, коллектив, количество, колонна, кристалл, иммунитет, корреспондент.
Можно провести при закреплении орфографических навыков словарный диктант-игру «Угадай». Эта игра помогает усваивать опознавательные признаки орфограмм, различать орфограммы по их отличительным признакам:
Одним из условий успешного овладения навыками правильного письма является орфографическая зоркость. Навык видеть и классифицировать орфограммы формируется в процессе постоянных и длительных тренировок.
Одной из форм работы по формированию орфографической зоркости является словарный диктант с продолжением.
Учитель диктует слова или словосочетания, учащиеся их записывают в столбик. Затем проверятся диктант, обозначаются орфограммы. Учащимся предлагается к каждому слову или словосочетанию придумать и записать рядом слово с той же орфограммой
Такой диктант не только содействует формированию орфографических навыков, но и дисциплинирует внимание учащихся. При выборочном диктанте учащимся предлагается выбрать правильное написание слова и записать в один столбик из указанных столбиков.
«Правильно написание о и е после шипящих в корне слова»
Чередующиеся гласные в корне. Правописание орфограммы зависит от постановки ударения, от значения корня и согласных СТ и Щ в корне.
Для группы сильных учащихся можно давать словарные диктанты, осложненные заданиями по формообразованию. Записать глаголы и образовать от них деепричастия. Например, рассчитывать – рассчитывая, комментировать – комментируя, рассказывать – рассказав.
Подводя итог, следует сказать, что после проведения таких видов диктантов надо еще раз повторить изученные орфограммы.
Разнообразие форм словарных диктантов способствует улучшению знаний и умений в области орфографии, а также прочных навыков письменной речи.
7 – 8 классы
Вдали за зелеными квадратами пастбищ и
кромкой леса, словно фантастическое видение,
возникшее во сне, показался унылый серый холм с
зазубренной вершиной. Баскервиль смотрел
туда не отрываясь. И эти жадные взгляды говорили
о том, как много значит для него первое
знакомство с суровым краем, где его предки жили в
течение пяти веков.
Коляска поднялась на взгорье, и перед нами
раскинулись огромные просторы торфяных болот с
видневшимися кое-где на них каменными столбами.
Холодный ветер, налетевший оттуда, пронизал нас
до костей. В голой пустыне, расстилавшейся
вокруг, таилось что-то мрачное.
Время от времени откуда-то вырастали обнесенные
каменными оградами коттеджи, скупые
очертания которых не были скрашены даже плющом. А
потом глазам нашим предстала похожая на глубокую
чашу долина с чахлыми дубами и соснами,
искореженными и погнутыми ветром, бушующим здесь
спокон веков. Над деревьями поднимались две
высокие(,) узкие башни. Наш возница показал на них
кнутом.
– Баскервиль-холл, – сказал он.
(По А. Конан Дойлу)
(145 слов)
Мини-диктант
Через несколько минут мы подъехали к
узорным чугунным воротам с двумя колоннами,
которые увенчивались кабаньими головами –
гербом Баскервилей. Перед домиком привратника
стояло новое, еще не законченное строение –
первый плод, принесенный южноафриканским золотом
сэра Чарльза.
Высокий человек выступил из тени, падавшей от
террасы, и открыл дверцу коляски:
– Добро пожаловать, сэр Генри! Добро
пожаловать в Баскервиль-холл!
(По А. Конан Дойлу)
(48 слов)
6 класс
Моряк на деревянной ноге, содержимое
матросского сундука, таинственная карта, джентльмены
удачи, на поиски сокровищ, незнакомая местность,
радость исследователя неведомых стран,
неприступные скалы, возле устья какой-то речонки,
развевался черный пиратский флаг, предстоит
нешуточная схватка, никуда не годные стрелки,
старинные английские, французские и испанские
монеты.
(Р. Стивенсон. Остров сокровищ)
Н и нн в суффиксах
прилагательных, суффиксы прилагательных -к- и
-ск-, не с прилагательными, безударные
гласные.
1) Необычный документ, потерпевшие
кораблекрушение, капитан и два матроса, окажите
помощь, на розыски потерпевших, маршрут
предстоящей экспедиции, рассеянный пассажир,
секретарь географического общества, юные
путешественники, отправиться в кругосветное
путешествие.
Непроверяемые гласные и согласные,
сложные слова, правописание приставок.
2) Кругосветное путешествие по
тридцать седьмой параллели, через Атлантический
океан, в Южном полушарии, у берегов Патагонии;
рассеянность ученого, побывали в Чили, в
Аргентине и в Австралии; препятствия на пути к
цели, землетрясение и наводнение, в Новой
Зеландии, высадить на необитаемый остров,
неожиданная развязка, благополучное возвращение
в Шотландию.
(Ж. Верн. Дети капитана Гранта)
Е–и в окончаниях существительных,
прописная буква в именах собственных, не с
прилагательными, словарные слова.
Пустынный островок, в зарослях
миртовой рощи, счастливая находка, изображение
черепа на пергаменте, неизвестный науке
экземпляр, пиратский шифр, взбирается на
тюльпановое дерево, сгорать от любопытства,
деревянный сундук с сокровищами, расспросить
местных старожилов, предание о кладе,
поразительная история расшифровки.
(Э. По. Золотой жук)
Н и нн в прилагательных,
чередующиеся гласные, непроизносимые согласные,
правописание приставок.
5 класс
Корабельный доктор, маленькие
человечки, тонкие веревочки, вскарабкались на
живот и на грудь, могли усесться на ладони, не мог
пошевелиться, корзины с едой, повар в белом
колпачке, игрушечный город, тупоконечники и
остроконечники, война из-за яйца, император
Лилипутии, стал готовиться к побегу, рассказал
свои приключения.
(Д. Свифт. Путешествия Гулливера)
Непроверяемые безударные гласные, чк
и чн, -ться и -тся в глаголах, е–и в
окончаниях существительных.
На вилле «Курица», о странной
девочке с разноцветными чулками, скакать на
лошади, расспрашивать о кукарямбе, золотая
корона на голове, спрыгнуть с лошади, на
экскурсии в лесу, удивительные приключения на
острове Веселии, на папином корабле, мечтать о
новом путешествии.
(А. Линдгрен. Пеппи Длинныйчулок)
Е–и в окончаниях существительных,
окончания прилагательных, сочетания оро–оло,
сложные слова.
Вниз по кроличьей норе, удивительные
происшествия, маленький золотой ключик, вставить
в замочек, дверь в чудесный сад, флакончик с
надписью «Выпей меня»; странное ощущение; стала
то уменьшаться, то расти; не могла дотянуться,
откусила кусочек гриба, она больше не
уменьшается, пришлось пригнуться, чеширские
коты всегда улыбаются, безумное чаепитие.
(Л. Кэрролл. Алиса в Стране Чудес)
Гласные после шипящих, суффиксы
существительных -ик-, -ек-, -чик; -ться и -тся
в глаголах.
В захудалом городишке, на берегу Миссисипи,
местный беспризорник, посвящение в пираты,
упоительное времяпрепровождение на лесистом
острове, яичница из черепаховых яиц, благородный
поступок, кладоискательство, дом с привидениями,
кровавая трагедия на кладбище, неопровержимая
улика, встреча в пещере, двенадцать тысяч
долларов.
(М. Твен. Приключения Тома Сойера)
Е–и в окончаниях существительных,
безударные гласные в корне слова, сложные слова,
приставки пре- и при-.
Побег из отчего дома, кораблекрушение,
необитаемый остров, пробраться на корабль,
построил плот, запастись провизией, съестные
припасы, охотничьи ружья, три бочонка пороха,
куртка из козьего меха, пять индейских пирог,
отряд дикарей, ужасное зрелище, несчастный
пленник, объясниться знаками, благополучное
возвращение.
(Д. Дефо. Робинзон Крузо)
Разделительные ъ и ь,
провереямые согласные в корне слова,
непроизносимые согласные, безударные гласные.
Одноногий моряк, карта какого-то
острова, участвовать в раскрытии тайны, плавание
на шхуне, судовой повар, посвятить в свои планы,
поиски сокровищ, в бочке из-под яблок, чудовищный
обманщик, приключения на суше и на море,
перелезть через частокол, на честное слово,
развевался черный пиратский флаг.
Гласные и согласные в корне слова, е–и
в окончаниях существительных, нщ–щн.
7 класс
1) Пятеро смельчаков; потерпевшие
крушение на воздушном шаре; необитаемый остров в
Южном полушарии; талантливый инженер и ученый;
спасшийся необъяснимым образом; таинственные
события на острове Линкольна; поселенцы
недоумевают; вынужденные робинзоны; как будто
специально для них; карта и инструменты,
оказавшиеся в ящике; во власти какой-то
сверхъестественной силы.
2) В течение следующих трех лет; урожай
пшеницы, выращенный из единственного зернышка;
благодаря своему трудолюбию, коллективизму и
находчивости; бывший преступник; искренне
раскаиваться в своих прегрешениях; нападение
пиратов; тяжело раненный юноша; таинственный
благодетель; индийский принц Даккар; во время
извержения вулкана; уже ни на что не надеясь;
неожиданная помощь.
(Ж. Верн. Таинственный остров)
Причастный оборот, н и нн в
прилагательных и причастиях, не с разными
частями речи, правописание приставок,
разделительный ъ, правописание союзов и
предлогов, прописная буква.
По выжженной прерии, всадник в
мексиканском костюме, званый обед по случаю
новоселья, преподнести лошадь в дар, комендант
форта, прекрасная наездница, мучимый ревностью,
раненный на дуэли, тайное свидание в хижине, команчи
вышли на тропу войны, хозяин гостиницы, по
следам участников драмы, на фоне заходящего
солнца, труп с отрезанной головой.
(М. Рид. Всадник без головы)
Суффиксы причастий, непроизносимые
согласные, удвоенные и одиночные согласные.
Три брамина, священный индийский
храм, похищенный одним из военачальников,
завещал племяннице, наподобие брошки, старый
дворецкий, пропажа драгоценности, тайна
исчезновения, впоследствии выясняется,
подмешанный в питье, следственный эксперимент, в
лунатическом состоянии, пока не найден, находясь
в отчаянном положении, отдал в беспамятстве.
(У. Коллинз. Лунный камень)
Н и нн в причастиях,
отглагольных прилагательных и существительных,
гласные в суффиксах причастий, приставки на з–с.
Палка, оставленная неизвестным
посетителем; старинный манускрипт, легенда о
проклятии рода, мерзкое чудовище, отличался
необузданным нравом, необычные происшествия,
странная пропажа в гостинице, держитесь подальше
от торфяных болот, по тисовой аллее;
неподалеку от калитки, ведущей на болота; старый
дворецкий, в глубь трясины, фосфоресцирующий
состав.
(А. Конан Дойл. Собака Баскервилей)
Н и нн в суффиксах
прилагательных и причастий, не с
прилагательными и наречиями, е–и в
окончаниях существительных, словарные слова.
СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ С ПРИКЛЮЧЕНИЯМИ
Предлагаю вниманию читателей газеты
«Русский язык» не совсем обычный дидактический
материал. На мысль составить «Словарные диктанты
с приключениями» меня натолкнуло одно задание в
замечательной книге «Секреты орфографии»
Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевой
(М., 1991). Слова для проговаривания в упражнении
взяты из приключенческой повести А. Некрасова
«Путешествия капитана Врунгеля»: чрезвычайное
происшествие, кораблевождение, кругосветное
путешествие, бесчисленные преимущества,
прекрасный морской бинокль с двенадцатикратным
увеличением и т.д. А почему бы не взять другие
популярные у детей книжки и не сочинить такие же
занимательные диктовки? Их можно использовать в
начале и в конце года на уроках повторения или
при изучении программного материала на обычных
уроках.
Ниже предлагаю алгоритмы заданий, которые
помогут разнообразить работу с этим материалом.
1. а) слуховой диктант – обычная
диктовка, после которой ученики должны
подчеркнуть «ошибкоопасные» места (орфограммы)
во всех словах или только на определенные
правила,
или
б) зрительный диктант – пишется на доске,
ученики должны «съесть слова глазами» и затем
написать под диктовку,
или
в) выборочно-распределительный диктант –
выписать из диктанта слова и распределить их по
группам орфограмм.
2. После первых двух-трех
словосочетаний ученики должны узнать
произведение и в конце записать автора и
название книги. Если книга не узнана, следует
организовать ее чтение. Вот почему «Словарные
диктанты с приключениями» рекомендуется
проводить не чаще одного-двух раз в месяц.
3. После диктанта можно предложить
ученикам дописать еще 2–3 словосочетания по
данной книге или с некоторыми из этих
словосочетаний составить свои предложения.
4. В качестве домашнего задания
предлагается по опорным словам передать сюжет
произведения или рассказать о самой книге.
5. Диктант можно проводить в виде игры:
ученики по очереди выходят к доске и пишут по
одному словосочетанию, за каждое правильно
написанное словосочетание начисляется одно (или
сколько-то) очко, за «узнавание» книжки –
дополнительное очко.
6. В дальнейшем, когда дети привыкнут к
этим диктантам, лучше давать не готовые диктовки,
а предлагать ребятам самим составлять их по тем
книгам, которые они сейчас читают. Это задание
может быть и коллективным, и индивидуальным.
И все же в заключение хочется
высказать одну парадоксальную мысль: основная
цель подобных упражнений – не орфографическая.
Главное – возбудить в ученике желание прочесть
книгу, о которой идет речь. Ведь ни для кого не
секрет, что половина (?) детей в классе не читает
этих книг. Так, может быть, «орфография с
приключениями» им поможет?
Примечание. Выделенные слова
записываются на доске.