Аллея, багрянец, багряный, будущее, вокзал, воображение, вообще. Выражение, гуманизм, жужжать, иллюстрация, искусство, коллективный, лиловый, отражать, помощник, поразительный, приду, прийти, рассказ, свидетель, сражаться, территория, фиолетовый, фонтан, человечество, чувствовать.
Отчизна, конструировать, репетиция, тревога, интерес, фарфор, багровый, румяный, кампания (избирательная), компания (друзей), карикатура, гипербола, пародия, полемика, дискуссия, юный, президиум, президент, прекратить, препятствие, престиж, приветливый, привилегия, аморальный, аполитичный, асимметрия, пейзаж, справедливость, авиационный, акваланг, акварель, аквариум, аквамарин, акватория.
Ансамбль, артиллерия, воображение, гениальный, героизм, делегат, депутат, диалог, директор, дискуссия, искусный, искусство, кавалерия, каникулы, комиссия, комитет, композитор, конгресс, консерватория, конференция, лауреат, легенда, легендарный, маневрировать, монолог, обелиск, памятник, панорама, патриот, пейзаж, подвиг, подлинный, поражать, президиум. Президент, привилегия, профессия, пьеса, режиссер, репетиция, реставрация, ровесник, троллейбус, фантазия.
Словарные тематические диктанты в 7 классе
Оккупанты, аккуратный, макулатура, аккорд, аппетит, балл (оценка), кристалл, кристальный, кристаллический, артиллерия, кавалерия, интеллект, интеллект, интеллигент, расчет, расчетливый, бессчетный, рассчитывать, рассчитанный, программа, тонна, коммерческий, русский, матросский, ссылка, трасса, раса, комментатор, коммерция, суффикс, антенна, теннис, корреспондент, колонна, карикатура.
Масленица, леность, мошенник, желанный, пудреница, жеваный, мошенница, невиданный, путаник, кованый, соплеменник, неслыханный, племянник, приданое, негаданный, бесприданница, военачальник, военнообязанный, нечаянный, нежданный, серебряный, мудреный, смышленый, бешеный, бессребреник, мученик, труженик, мученица, труженица.
Калитка, каморка, акваланг, наваждение, увенчанный, православный, приоритет, привилегия, примитивный, предварительный, пластилин, сражение, возражение, кавычки, каблук, багровый, паром, сатира, ураган, утрамбовать, гастроном, акробат, рациональный, престол, претензия, преимущество, пресмыкаться, патриот, патриотизм, исказить, поразительный.
Кромешный, громадный, брезент, мачеха, метель, беседа, комбинат, конфорка, комфорт, комбинация, бензин, лелеять, вереница, реальный, семафор, светофор, копошиться, ожерелье, конверт, комендант.
Сиять, гирлянда, квитанция, ситуация, период, керосин, шевелиться, штемпель, исчезать, истязать, прозябать, неувядаемый, недосягаемый, силуэт, иждивенец, карикатура, винегрет, линолеум, эпидемия, дисциплина, дистанция, периодический.
Еле-еле, точь-в-точь, как-никак, во-первых, всё равно, добела, издавна, впустую, вправе, вскользь, досуха, досыта, во-вторых, в-третьих, на ходу, с ходу, смолоду, сослепу, мало-помалу, видимо-невидимо, крепко-накрепко, давным-давно, по памяти, с разбегу, с налету, наотрез, ниоткуда, врассыпную, чересчур, с испугу, исподтишка, исподлобья, подобру-поздорову.
Словарные диктанты в 5 классе
УМК Разумовская М. М. и др. (объём 15-25 слов)
Особое значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка и литературы.
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», – писал известный ученый-методист А. В. Текучев.
В работе над избранной тематической группой возможны два пути, ведущие к обогащению словаря школьников необходимой лексикой: во-первых, введение слов указанной тематической группы в упражнения учебника, во-вторых, введение дополнительных заданий с отобранной лексикой в процессе урока.
Регулярно проводимые на уроках русского языка словарные диктанты способствуют закреплению навыка грамотного письма, формируют нормы правописания слов.
Система работы заключается не только в отборе слов для диктанта, но и в пополнении нового диктанта словами из предыдущих работ, на которые было допущено большее количество ошибок. Как показывает практика, пятиклассники не умеют самостоятельно работать со словариками, в которые бы включали собственные ошибки. Поэтому учителю необходимо контролировать этот процесс. Желательно самому учителю подбирать необходимые для диктанта слова.
Словарный минимум 5 класса
Значительное место в учебном процессе следует отвести таким видам упражнений, которые формируют грамотное письмо. Одноразовая встреча со словом, даже если учитель провел серьезную работу, дает небольшой эффект. Работа с этими словами дает возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении слова, научить употреблять слово в новом контексте, повысить грамотность. Поэтому систематическая работа учителя в этом направлении необходима.
Словарный диктант №1
Осенняя пора, приветливые пятиклассники, чудесный денёк, радостные восклицания, дружеские приветствия, дружный класс, счастливые воспоминания, интересные экскурсии, летние путешествия, объятия друзей, поездка на дачу, расписание уроков.
Словарный диктант №2
Солнечное утро, разноцветный ковёр, первые заморозки, берёзовая роща, блеснула радуга, заблестел месяц, причудливые узоры, капельки росы, жёлтые листья, аллея парка, пушистый наряд, лёгкие облака, философские раздумья.
Словарный диктант №3
Пристроиться на берегу, интересная книга, попросить помощи, объединиться в группы, окрестности Москвы, приближение шума, спортивные состязания, справедливое жюри, пробираться по дорожке, чудесная речка, осенняя сказка, собираться в дорогу.
Словарный диктант №4
Поздняя осень, ненастная пора, серебристый иней, безукоризненное сочинение, карнавальное шествие, лёгкие облака, лёгкий снежок, резкий ветер, листопад, приморский сад, серебряный колокольчик, осенние деньки, пролетают журавли,
Словарный диктант №5
Тренировать футболистов и баскетболистов, рекомендации тренера по теннису, тренажёрный зал, волейбол, чувствовать усталость, частые тренировки, новый стадион, спортивная секция, резиновая дорожка, длинная дистанция, марафон.
Словарный диктант №6
Прийти, пригласить, примирить, приспособить, приготовить, привычка, приветливость прилагательное, приговаривать, причитать, присутствовать, примерно, предел, превратить, прекратить, препятствие, презрительный, преграда.
Словарный диктант №7
Подъезд, обезьяна, объём, вьюн, шьют, пьёшь, выльем, съязвить, сузить, детясли, зашьём, вьётся, сэкономить, лисья, заячьи, медвежья, подъём, обольёшь, изъян, бурьян, бульон, медальон, шампиньон, адъютант, инъекция, дьячок.
Словарный диктант №8
Интересная брошюра, честное жюри, шёлковый парашют, лесная чащоба, ветхая трущоба, короткая чёлка, весёлая девчонка, пушистый бельчонок, шустрый ёжик, шёрстка у лисицы, маленький волчонок, ловкий медвежонок, лесная чаща.
Словарный диктант №9
Аккорд, артиллерия, баррикада, дискуссия, жужжать, колонна, колоннада, телеграмма, трасса, экзамен, аккуратный, бассейн, километр, колодец, комиссия, матч, одиннадцать, терраса, тоннель, футбол, аппетит, галерея, иллюстрация, количество, одноклассник, программа, терроризм, характеристика.
Словарный диктант №10
Властный, гласность, гигантский, звездный, известный, корыстный, костный (мозг), ровесник, яство, гнусный, горестный, местность, опасный, поверхностно, предшественник, согласный, спортсмен, челюстной, бесчестный, наездник, ненастный, областной, постный, празднество, сердце, счастливый, ужасный, чувствовать.
Словарный диктант №11
Жёлтый, дешёвый, жонглер, крыжовник, шёпот, решётка, цоканье, чёткость, шорты, щёлкать, подчёркнутый, пшёнка, цокотуха, чётко, шов, шофёр, жёрдочка, капюшон, учёба, щёголь, шоу, шоковый, чёрточка, цокотать, трещотка, трущоба, чёрствость, счёл, печёнка, шёпотом.
Словарный диктант №12
Адъютант, вьюшка, дьяк, зверьё, зимовье, интерьер, итальянец, лосьон, обезьяна, предъюбилейный, батальон, въявь, карьер, надъязычный, объявление, предъявитель, разъяриться, съестной, устье, шестнадцатью, бьют, восемью, дьякон, изголовье, ладьёй, матерью, почтальон, ружье, серьезный, съехать, съемочный.
Словарный диктант №13
Вырубка, замазка, знобкий, зыбкий, каскад, косьба, пейзаж, посадка, снег, усадьба, заморозки, зубчатый, издержки, лодка, молотьба, перевязка, помощник, резкий, сладкоежка, хлипкий, ветхий, морж, нагрев, обтяжка, падеж, резьба, родство, смазка, тетрадка, хлопковый.
Словарный диктант №14
Акварель, вестибюль, делегат, капитан, обаяние, регулировать, стадион, тренировать, фестиваль, центнер, библиотека, героизм, каталог, матрос, мечта, обоняние, санаторий, тренер, фантастика, шинель, аромат, иней, карнавал, облако, планета, результат, считать, трибуна, фонтан, цемент, ветеран, диалог, диспансер, документ, кабинет, костюм, магнитофон, орбита, партер, процент.
Словарный диктант №15
Бегом, звезда, китовый, лосиный, насолить, переломить, раздевалка, увядание, босой, завязь, клеенка, копна, корпусный, молить, носатый, опалить, перегреваться, спина., выпечка, зарядить, княжна, локтевой, наградной, облениться, полосатый, раскрошить, сластена, тростинка, грозить, засиять, коренья, обновление, обронить, прописи, сорить.
Словарный диктант №16
Борщок, верблюжонок, грушовка, девчонка, с плащом, зайчонок, зрачок, под крыльцом, за зеркальцем, камешек, добрячок, дирижёр, бельчонок, виражом, горшочек, женишок, с карандашом, под креслицем, над страницей, с товарищем, крючочек, над лицом, с сестрицею, своим ключом, мешочек, рыльце, режиссёр, светлячок, собачонка.
Словарный диктант №17
Щёлкал в зарослях кустов, спелый крыжовник, выбраться из чащобы, чёрствый хлеб; чёрный карандаш, тяжёлый ранец, тонкая жёрдочка, неровный шов, чёткий рисунок, узкий жёлоб, жёлтый песок, громкий шёпот, узкие шорты, вкусный шоколад; деревянная трещотка, глухая трущоба, таинственный шорох, умелый шофёр, широкое шоссе, сильный ожог, ожёг руку, цыплячий пух, улицы города, жёлтая акация, бледнолицый мальчик, дальняя станция, чёрная смородина, кудрявый цыган, коричневый жёлудь, цыганская песня, циферблат часов, тёплая цигейка, новая щётка, учёба в школе, чёткий шаг, мягкая шёрстка, новая ситуация, цитата из книги, лисицын след, короткая чёлка, длинный циркуль, хорошая дикция, сестрицын платок, интересная традиция.
5 класс Входной контрольный диктант № 1.
1. Проверить остаточные орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся.
Мы идём по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встаёт солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.
Мы входим в зелёную чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.
В этой местности живут пушистые белки. Вот зверёк прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.
Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъем ведёт в гору. Там конец нашего пути.
1. Подчеркните в предложении подлежащее и сказуемое.
Вариант 1. Над ближним лесом встаёт солнце.
Вариант 2. Крутой подъём ведёт в гору.
2. Разберите слова по составу.
Вариант 1. Ближним
Вариант 2. Широкой
3. Разберите слово как часть речи.
Вариант 1. Входим
Вариант 2. Прыгнул
4. Произведите орфографический разбор.
Вариант 1. Редкий
Вариант 2. Узкой
Контрольная работа № 2 по теме «Письмо. Орфография».
а) утренняя; б) олень; в) ясень; г) яблоко
а) (в)вышине; б)(от)обедать; в) (от)ъехать; г)(от)здания
а) холодный; б)светлый; в) тёплый; г) ненастный.
а) Ветер играл с колосками ржи и пшеницы.
б) Корочка льда затянула озеро, пруд.
в) Листья потемнели, ветер кружит их по воздуху.
г) В знойной степи качается на ветру колос .
а) и, е, е; б) е, и, е; в) е, и, и; г)е,е,е
а) з, т, т, з; б) с, -, т, з; в) з, -, т, з; г) з, т, т, с
Малая лень большое горе приносит.
а )горе приносит; б)лень приносит; в)малая лень; г) большое приносит.
а) в кроватке; б)на кровати; в)о борще; г)с берега
а) создать; б) говорить; в) летает; г)обидеть
а)и, е, е; б)е, е, и; в)и, е, и; г)е, е, е;
а)и, е, е; б)е, и, е; в)е, и, и; г)е, е, и;
а)з,т,т,з; б)с,-,т,з; в)з,-,т,з; г)з,т,т,с
А ручей так и рвётся.
а) сказуемые; б) подлежащие; в) второстепенные члены; г) нет
а)проездной; б)серебристая; в)длинный; г)воробьи
а)мечтать; б)готовить; в)чувствовать; г)дышать
а) клочья; б)осколок; в)мокрый; г) лужи
а)(не)волить; б)(не)включать; в)(не)доумевать; г)(не)годовать
а)ко(Р, РР)аблик; б) а(Л, ЛЛ)ея; в)су(Б, ББ)ота; г)до(Р, РР)ожка.
Максимальное количество баллов- 40 баллов.
Оценка: «5»- выполнено от 85% до 100% заданий ( от 34 до 40 баллов)
«4»- выполнено от 60% до 84% заданий (от 24 до 33 баллов )
«3»- выполнено от 40% до 60% заданий ( от 16 до 23 баллов )
«2»- выполнено менее 40% заданий ( менее 16 баллов )
Контрольный диктант № 2 по теме «Письмо. Орфография».
1. Проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся.
2. Отработать навыки самостоятельной работы над ошибками.
На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьет подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далекий путь. Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.
Низкий берег покрыт кустарниками и зеленым ковром лугов. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов. Откос на набережной реки очень красив. Местные жители любят проводить тут выходные дни. Они любуются окрестностями, занимаются рыбной ловлей, купаются.
Г. А. Богданова (82 слова)
1. Озаглавьте текст диктанта.
2. Выпишите пять слов с разными орфограммами, обозначьте условия выбора орфограмм.
Контрольный диктант № 3 по теме «Слово как часть речи. Морфология».
2. Проверить умение определять лексическое значение слова и выполнять фонетический разбор.
Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, тихие, без ветра. Настоящие дни поздней осени.
В такой день идешь по лесной тропинке. Кругом тишь. Не слышно даже шума деревьев, шелеста листвы. Только иногда раздается звук падающих шишек. На голых сучьях повисли капли росы от ночного тумана.
Легко дышит грудь осенней свежестью. Приятно идти по мягкому ковру из листьев.
Вдруг среди листьев мелькает пестрый комок. Это птица. Она жива, но едва дышит. Ребята решают взять бедняжку домой. Иначе ее найдет лисица и съест.
Грамматические задания. Вариант I
2. Выпишите из текста диктанта три слова с разными орфограммами в корне, графически их обозначьте.
3. Определите морфологические признаки слов:
по лесной (тропинке)
Грамматические задания. Вариант II
от ночного (тумана)
Контрольная работа № 4 по теме “Фонетика. Орфоэпия”.
1. Проверить знания учащихся по фонетике и орфоэпии.
2. Проверить умение выполнять фонетический и орфоэпический разборы.
Сделайте фонетический разбор слов– пятью, юла.
Запишите транскрипцию слов: нарочно, песчаный, положу.
Перечислите буквы, не обозначающие звуков.
Выберите правильный ответ и обоснуйте свой выбор:
Задание № 6. Выпишите из «Орфоэпического словарика» учебника любые пять слов, обозначая в них произношение и ударение.
Задание№ 7. Продолжите фразу:
Сделайте фонетический разбор слов – семью, яма.
Запишите транскрипцию слов:двоечник, сердечно, красивее.
Перечислите буквы, обозначающие два звука.
Выберитеправильный ответ и обоснуйте свой выбор:
Задание №6. Выпишите из «Орфоэпического словарика» учебника любые пять слов, обозначая в них произношение и ударение.
Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание корней».
2. Проверить умение учащихся выполнять разбор слова по составу.
I. Организационный момент.
II. Выполнение контрольной работы.
Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на желтой земле уже росли блестящие листики брусники.
На краю поляны сохранялись заросли малины.
Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях.
Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться.
Вот из куста высунулся черный нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать.
В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком?
(По Г. Снегиреву.) (99 слов.)
1. Выпишите слова с орфограммой «Буквы о – ё после шипящих в корне слова».
2. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, подберите к ним два-три однокоренных слова; укажите, какой частью речи являются эти слова.
3. Разберите слова по составу:
вариант I – лесного, показались, глазки;
вариант II – расположился, (в) малиннике, листики.
ТЕСТ по теме ЛЕКСИКА. 5 класс.
1. Словарный состав языка изучает:
1. морфология 2. синтаксис 3. лексика 4. фонетика.
2. Лексическое значение слова – это:
1. то, к какой части речи относится слово; 2. то, из каких звуков состоит слово;
3. то, что обозначает слово; 4. то, каким членом предложения является.
3. Укажите многозначное слово:
1. монолог 2. ковёр 3. айсберг 4. дополнение.
4. Укажите однозначное слово:
1. шляпа 2. гребень 3. жюри 4. число.
5. В каком словосочетании выделенное слово имеет переносное значение?
1.золотое кольцо 2. ледяная глыба 3. голубое небо 4. железное здоровье.
6. В каком словосочетании выделенное слово имеет прямое значение?
1. золотая пшеница 2. спит река 3. горят дрова 4. ледяной взгляд.
7. Какие слова-омонимы являются разными по значению и написанию?
1. топить печь – топить лёд 2. громкий хлопок – белоснежный хлопок
3. дремучие леса – хитрая лиса 4.девичий наряд – наряд на уголь.
8. Укажите заимствованное слово:
1.стена 2. белокурый 3. филин 4. берёза.
9. Укажите русское слово:
1. древо 2. сторож 3. краткий 4. младший.
10. Укажите старославянское слово:
1. молоко 2. укоротить 3. берег 4. охрана.
11. Укажите устаревшее слово:
1. приказчик 2. бумага 3. писатель 4. отрывок.
12. Укажите профессиональное слово:
1. книга 2. почта 3. покупатель 4. верстак.
13. Укажите диалектное слово:
1. морковь 2. бурак 3. овощи 4. свёкла.
14. В каком предложении есть фразеологизм?
1. Петя плохо работал. 2. Он бездельничал.
3. Он не выполнил задания. 4. Петя работал спустя рукава.
15. Какое прилагательное можно заменить антонимом «чёрствый»?
1. свежий костюм 2. свежий воротник 3. свежий журнал 4. свежий хлеб.
16. Какая из помет в толковом словаре указывает, что слово диалектное?
1. перен. 2. обл. 3. спец. 4. устар.
17. В каком предложении можно применить фразеологизм «от корки до корки»?
1. Таня чувствует себя на катке хорошо. 2. Ученик прочитал книгу до конца.
3. Оля сильно покраснела. 4. Змей Горыныч унёс царевну далеко.
18. Укажите неологизм:
1. корабль 2. телевизор 3. брокер 4. тепловоз.
19. В каком предложении мысль выражена неясно?
1. Лесник скосил траву. 2. Кран не работает.
3. Принеси зелёный лук. 4. Брат точил косу.
20. Какое слово не является синонимом?
1. всадник 2. наездник 3. верховой 4. человек.
Контрольная работа № 7 по теме «Словосочетание»
1. Проверить умение отличать словосочетания от других сочетаний слов, умение выделять словосочетания из предложения.
2. Проверить умение учащихся выполнять разбор словосочетаний.
Выпишите словосочетания, кратко объясняя свой выбор.
В осеннем лесу, на прогулке, шел и думал, поздним вечером, у людей, свежим ветром, бежать в школу, лежал и плакал, около меня, на мокрой террасе, на маленькой лодке, возле сарая, свежий журнал, гроза с востока, ученики писали, тихо сидеть.
Синие и красные, на столе, обозначить орфограмму, колючим кустарником, человек сидит, широкая степь, решил уравнение, собака лает, рубить дерево, до станции, по кустам, заплатил за проезд, ветер в лицо, расшалились дети, запотевшее стекло, лето и зима.
Выпишите все словосочетания из каждого предложения. Объясните свой выбор.
Мы перебрались через лесной овраг и вышли в светлый березовый лесок. Я жил на берегу моря и ловил рыбу. Давно уже незаметно поднялся и рассеялся туман над рекой.
Целое лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки. Спинки и животики. В первый день щенок утащил у хозяина новый сапог и отъел кусок голенища. Хозяин бить щенка не стал, а купил ему мячик.
Выполните разбор двух любых словосочетаний.
Заполните таблицу.
Выпишите три словосочетания, графически обозначив в них главное и зависимое слово.
Мячик прыгает цветной
Во дворе передо мной.
Этот мячик очень мил:
Стекол он еще не бил.
Контрольный диктант № 8 по теме «Главные и второстепенные члены предложения».
Цели: проверить орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся, умение выполнять синтаксический разбор простого предложения.
ФОМКА И БАРИН
По дороге топал еж. Он меня заметил и свернулся клубком. Закатил я колючего зверька в кепку. Принес домой и назвал Фомкой.
В комнате Фомка развернулся, громко забарабанил ножками по столу. Вскоре гость нашел за печкой старый валенок и забрался в него. А на том валенке любил дремать рыжий кот Барин. Всю ночь до рассвета кот гулял, а утром прыгнул за печь. Вдруг Барин выгнул спину дугой и выскочил на середину комнаты. А из валенка выкатился колючий клубок. Со страху кот прыгнул на шкаф, и я подумал, что теперь Барину спокойной жизни не будет. Но через неделю еж и кот уже частенько ужинали вместе.
(По А. Баркову.) (103 слова.)
1. Сделайте синтаксический разбор предложений:
1) В комнате Фомка развернулся, громко забарабанил ножками по столу.
2) Но через неделю еж и кот уже частенько ужинали вместе.
2. Выпишите 3 слова с изученными различными орфограммами.
3. Сделайте морфемный разбор слов: подумал, ножками, зверька.
1. Сделайте синтаксический разбор простого предложения:
Контрольная работа № 9 по теме «Синтаксис и пунктуация»
1)Выполни разбор словосочетаний:
медленно падает великолепная зима пойти на каток
2)Найди и подчеркни грамматические основы в предложениях:
Я помню первую поездку в цирк. День удивительно хорош!
Киров – наш областной центр. Снег ослепительный и чистый.
3)Поставь нужный знак препинания и продолжи предложение:
Грамматическая основа это___________________________________________________.
Мы изучили главные члены предложения__________________________________________.
4)Составь предложения по схемам:
5)Расставь знаки препинания в предложениях. Соедини стрелкой с соответствующей схемой.
Как ты зашёл сюда со смехом спросил мальчик «П,» – а.
Алёша невольно воскликнул Как это здорово «П?» – а.
Расскажи мне про себя попросил я дедушку А: «П!»
6) Составь предложения по схемам:
7)Сделай синтаксический разбор и напиши характеристику предложения.
На сугробы и дорогу ложатся причудливые тени от деревьев.
выполнил старательно записал в дневник решил задачу
Нас радует зима. Каток уже залит!
Новый год – любимый праздник ребят. Декабрь морозный и солнечный.
Второстепенные члены это____________________________________________________.
Мы изучаем знаки препинания___________________________________________________.
Каток залили радостно сообщил Слава «П,» – а.
Света не поверила Не может быть «П!» – а.
Подскажи мне дорогу попросила девочка А: «П!»
: , и,
Красногрудые снегири клюют семена на кустах сирени.
Контрольный диктант № 10 по теме “Глагол”.
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ И ЕГО АНАЛИЗ
1. Проверить орфографические и пунктуационные знания учащихся.
2. Проверить умение выполнять разбор слова по составу и морфологический разбор глагола.
Встреча в деревне
Владимир Сергеевич работал геологом в одной поисковой партии в Сибири. Он приехал в Москву в свое геологическое управление с интересными породами, ожидал результатов их анализов и решил свободные денечки провести в деревне.
В рюкзаке у него лежали все пожитки: брюки, тапочки, рубашка, садовый нож, полбуханки хлеба. В папке лежали фотографии.
Интересно было их рассматривать и слушать рассказы геолога. Владимир Сергеевич объездил всю страну, был на Диксоне, на Урале. Потом он показал корень женьшеня.
Это был маленький ветвистый корешок желтого цвета. Он умещался на ладони и был очень похож на худенького человечка с ручками и ножками.
И. Дик (95 слов.)
1. Разберите слова по составу:
вариант I – свободные, провести, тапочки;
вариант II – садовый, рассказы, показал.
Выполните морфологический разбор глаголов:
вариант I– работал, объездил;
вариант II – приехал, умещался.
2. Выпишите словосочетание «глагол + существительное», определите вид и время глагола.
Лесных зверей половодье гонит на возвышенные места. Мыши спасаются на корягах и в птичьих гнездах. Лисы забираются на деревья и там сидят в ожидании спада воды. Зайцы спасаются от воды бегством или собираются большими группами на бугорках, которые еще не затопила вода. Здесь зайцам чаще всего удается переждать половодье. Для спасения зверей снаряжается экспедиция. Кругом расстилается вода. Вот видишь, как на островке зайцы становятся столбиком, замирают. Среди ушастых зверей вдруг замечаешь лисицу, барсука. Беда всех примирила. Появление лодки встречается со страхом. Зайцы начинают кидаться в воду, но им приходится быстро возвращаться. Плавают они плохо. Зайцы смешно отряхиваются и ждут своей участи.
(По В. Пескову)(101 слово)
1. Произведите синтаксический разбор предложения.
I вариант: Лесных зверей половодье гонит на возвышенные места.
II вариант: Мыши спасаются на корягах и в птичьих гнездах.
I вариант: гонит.
II вариант: спасаются.
I вариант: Забираются, примирила, переждать.
II вариант: Собираются, затопила, плавают.
Контрольный диктант № 11 по теме «Правописание существительных»
2. Проверить умение разбирать словосочетание.
В саду с ветки на ветку перелетает шустрая птичка. Спинка у нее серая, грудка желтая, на головке черная шапочка. Это – синица. В сад она прилетела за жучками. Большой вред наносят жуки садам. Одни грызут листья на фруктовых деревьях, другие портят плоды. Возьмешь яблоко, разломишь, а внутри червяк. Вот этих вредителей и ловит синица. Увидит зорким глазом добычу, схватит ее клювом и съест. А клюв у синицы тонкий, в любую щелку пролезет.
Много разных жучков съедает синица за день. Даже не верится, что у маленькой птички может быть такой аппетит.
Люди называют синицу сторожем наших садов.
(По Г. Скребицкому.) (95 слов.)
1. 1. Озаглавьте текст.
Контрольный диктант № 12 по теме “Имя существительное”.
2. Проверить умение выполнять разбор слова по составу и морфологический разбор имени существительного.
В самолете во время грозы
Самолет набирает высоту. Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра, он часто проваливается в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх, чтобы подняться над тучей и там переждать грозу.
Все пассажиры молчат, многие задергивают шторы, чтобы не видеть страшной черной тучи. Только маленький мальчик смотрит в окно. Ему нравится эта дикая, волшебная красота, эта страшная чернота, над которой они летят.
Вдруг самолет клюнул носом и стремительно несется к земле. Летчик бросает машину вниз, потому что только на предельной скорости можно проскочить через грозу.
Это продолжается минут пять, рядом появляется земля, и самолет катит по твердой бетонной дорожке.
I вариант: Только маленький мальчик смотрит в окно.
II вариант: Вдруг самолет клюнул носом и стремительно несется к земле.
I вариант: в окно
II вариант: носом
I вариант: набирает, воздушные, (в) самолете.
II вариант: проскочить, (по) бетонной, несется.
Контрольный диктант № 12 по теме: «Имя существительное.»
Переполох в лесу
На большой лесной полянке играют лисята, радостно кувыркаются в траве. Вдруг с молоденькой сосны прямо на лисёнка упала шишка.
Малыш испугался и кинулся с поляны. От страха он не заметил откоса и кубарем покатился к реке.
По берегу шла дикая свинья с поросятами, и лисёнок свалился прямо на поросят. Завизжали, захрюкали поросята и разбежались. Один бросился в кусты малины, а там медведь лакомится ягодами.
Он заревел и ринулся через лес к реке. Мчится медведь, только подошвы сверкают. Остановился на поляне, где раньше лисята играли. Поднял голову, замер.
На сосновой ветке белочка сидит, шишки срывает.
Не знал медведь, что эта белочка шишку уронила и переполох в лесу устроила.
I вариант: На сосновой ветке белочка сидит, шишки срывает
II вариант: На большой лесной полянке играют лисята, радостно кувыркаются в траве.
I вариант: на ветке
II вариант: в траве
I вариант: «лисёнок », «сосновой», «бросился»
II вариант: «полянке», «колючий», «поднял»
Итоговый тест по теме «Имя существительное» 5 класс
1. Подчеркни имена существительные:
Осел, прыгает, болтовня, волшебный, под окном, быстро, из-за туч, Россия, Ирина, добрый.
2. Подчеркни имена существительные одушевленные женского рода:
Шалун стрекоза принцесса
кузнечик хулиган журавль
капуста скатерть актриса
карусель Хабаровск лошадь
3. К каждому из данных слов подбери однокоренные имена существительные:
ездить – __________________ грачиный – ____________________
подарить – __________________ врачебный – ____________________
жить – __________________ честный – ____________________
помогать – __________________ мышиный – ____________________
кричать – __________________ смелый – _____________________
4. Подчеркни имена существительные в дательном падеже:
подъезжаем к пустыне хожу по тропинке
толпились на площади кружились в воздухе
подошли к опушке тянулись над долиной
плыли по Волге жил у старушки
дрожат в море подарил другу
5. Подчеркни имена существительные мужского рода 2 склонения:
медаль житель учитель
стул врач лось
зверь сирень жук
озеро облако печаль
камень море трель
6. Подчеркни «лишнее слово» в каждом ряду:
Сорока, улыбка, ромашка, степь, ягода.
Печь, береза, речь, медаль, пристань.
Дядя, брат, планета, кастрюля, братишка, сестра, машина.
Барсетка, земля, воскресенье, стрела, картина, Татьяна.
7. Подчеркни имена существительные, которые не употребляются во множественном числе:
8. Обозначь падежи и склонения над именами существительными:
Собака подняла голову и завиляла хвостом. Я погладил ее рукой и подвинул к ней ближе миску с молоком. Больная Лада приподнялась на лапах и стала лакать молоко.
9. Допиши окончания имен существительных:
на восток__ к опушк__ в чащ__
на сирен__ на топол__ в тетрад__
у старушк__ от елк__ по математик___
к пристан__ на улиц__ в коробк___
10. Поставь данные словосочетания в указанном падеже:
Лесные птицы (Р. п.) – ________________________________
Синее море (Тв. П.) – ________________________________
Злая зима (Д. п.) – ________________________________
Тонкий берег (П. п.) – ________________________________
Тихая роща (В. п.) – _________________________________
Хорошая подруга (Р. п.) – ______________________________
Топкое болото (Д. п.) – ________________________________
11. Подчеркни главные члены предложения. Укажи падеж и склонение одинаковых имен существительных:
Ранним утром из окна поезда мы увидели чудесный город. Город утопал в зелени садов.
На судоверфи строители спустили на воду новенькое судно. Судно раскачивалось на волнах.
12. Продолжи ряд слов. Запиши 10 своих слов.
Депо, купе, пальто, ________________________________________________________________
13. Вставь, где требуется, Ь (мягкий знак):
Шалаш__, мыш__, тиш__, грач__, печ__, доч__, горяч__, карандаш__, гараж__, овощ__, врач__, вещ__, чертеж__, скрипач__, кирпич__, ерш__, сыч__, брош__, дрож__, корж__, лаваш__, гуляш__, беляш__, саквояж__.
14. Выполни фонетический разбор слова березка _____________________________________
15. Выполни морфологический разбор подчеркнутых слов:
Девочка прекрасно играла на фортепиано. Под листвой старого дерева мы увидели гнездо.
16. Какие слова записаны в виде транскрипции? Узнай их и запиши.
17. Напиши небольшое сочинение-миниатюру на тему «Полночь», используя как можно больше существительных 2 и 3 склонения на конце с шипящим.
Контрольный диктант № 13 по теме «Имя прилагательное»
Маленькая беспомощная белочка лежала на мокрой тропинке и дрожала всем тельцем. Я положил ее на ладонь. Белочка почувствовала тепло, уткнулась носиком в теплую ладонь. Это сильный порыв ветра сбросил несчастную белочку с дерева. Левая передняя лапка у нее была сломана. Пришлось взять белочку домой. Папа отдал ей для домика свою меховую рукавицу. Мы лечили белочку и поили ее теплым молоком. Постепенно она стала поправляться. У нее зажили носик и лапка, а хвостик стал пушистым, красивым. Белочка любила теперь бегать и резвиться. За ее веселый характер мы назвали ее Шустриком.
Грамматическое задание 1. Определите падеж прилагательных 1-й, 2-й абзацы (I вариант); 3-й, 4-й абзацы (II вариант). 2. Образуйте однокоренные прилагательные от следующих существительных: дом (I вариант); ветер (II вариант). 3. Выполните морфологический разбор прилагательного: теплым (молоком) (I вариант); на мокрой (тропинке) (II вариант). 4. Образуйте краткую форму прилагательного в м.р.: свежий, хороший, могучий (I вариант); певучий, горячий, блестящий (II вариант).
Итоговый контрольный диктант № 14 .
Цели урока: 1. Проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся.
Дуб – удивительное растение. Он растёт сотни лет. Молния опалит его огнём, но весной распустятся на чёрных ветках зелёные листочки.
Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зелёный, а дуб чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз. Листья на дубе свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.
В дубовой роще кормятся кабаны желудями, а в дупле живёт сыч и зимует летучая мышь.
Иногда смотришь: за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжёлые жёлуди. Это сойка осенью спрятала жёлуди и забыла о них, а они проросли.
Зимой зайцы кормятся корой деревьев. За ночь они протаптывают глубокий след в снегу. Если бы заяц ходил прямо, то его сразу поймали бы. Трусость спасает косого. Он бесстрашно ходит ночью по полям и лесам и прокладывает прямые следы. Когда же приходит утро, он от страха мечется из стороны в сторону. Проскачет вперед, испугается чего-то и отбежит назад по своему следу. Услышит какой-нибудь шорох – со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет дальше от прежнего следа. Стукнет что-нибудь – косой опять повернется назад и направится в сторону. Когда светлеет, он ложится в снег. Утром охотники разбирают заячьи следы, путаются в них и удивляются хитрости косого. А он и не думает хитрить. Он просто всего боится.
Итоговая контрольная работа № 15 .
Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из тестовых заданий. Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны 4 варианта ответа. Только один из четырёх ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Задание 20 не содержит ответов. Запишите ответы словами.
Вариант № 1.
1. В каком предложении неправильно выделены члены предложения?
А) Замечательныйподарокмне прислалпо почтебрат.
Б) В нашемсадурастут разныецветы.
В) На урокедетирешализадачу.
Г) Отчётливозвучалана улицезаунывная песняямщика.
2. Какое из перечисленных предложений сложное? Знаки препинания не расставлены.
А) Пушкин стал одним из самых образованных людей России и поражал
всех своими разносторонними знаниями.
Б) Снег под ногами совсем не скрипел и на нем оставались мои следы.
В) Солнце поднялось высоко и осветило землю.
Г) Задрожал путник от холода и укутался ещё плотнее.
3. В каком предложении одна запятая лишняя?
А) Ну, Витя, перестань плакать и садись обедать.
Б) Теперь зубров не только охраняют, но и разводят.
В) Я читаю, говорю по-немецки совершенно свободно.
Г) У нас сорвало обе мачты, и все паруса.
4. В каком из приведённых ниже предложений допущена пунктуационная ошибка.
А) «Хочу записаться в секцию плавания», – сказал Костя.
Б) «Привези мне что-нибудь в подарок» – попросила Алёнушка.
В) Пословица гласит: «Добрым делом не кори».
Г) Марина Петровна тихо попросила: «Проводите меня сегодня с работы».
А) Год; Б) диван; В) городок; Г) подтолкнуть.
6. В каком слове на месте пропуска пишется ь?
А) Он смеёт_ся; Б) печ_ник; В) ты напишеш_; Г) много туч_.
7. К какому слову неверно подобран синоним?
А) Реять – вращаться;
Б) прыжок – скачок;
В) наследить – натоптать;
Г) неглубокий – мелкий.
8. Лексическое значение какого слова определеноверно?
А)Синонимы – слова противоположные по лексическому значению.
Б) Изморось – очень мелкий дождь.
В) Сумерки – светлое время суток.
Г) Отчаянный – отказавшийся от чая.
9. У какого слова основа состоит из приставки, корня и суффикса?
А) Вертолётный; Б) светить; В) сделка; Г) кружок.
10. В каком слове пропущена буква з?
А) Бе_шумный; Б) и_ранен; В) ко_ьба; Г) ра_сказать.
11. В каком слове пропущена буква а?
А) Зар_сли; Б) р_сток; В) изл_гать; Г) прол_жить.
12. В каком слове после шипящей пропущена буква о?
А) Щ_тка; Б) ш_рох; В) реш_тка; Г) ш_пот.
13. В каком слове после ц пропущена буква и?
А) Ц_рк; Б) ц_плёнок; В) птиц_; Г) ц_ган.
14. В каком слове в окончании пишется и?
А) На дорог_; Б) у станци_; В) до ранн_го утра; Г) дружоч_к. .
15. Какое слово пишется слитно сне?
А) (не)забуду; Б) (не)пишешь; В) (не)ряха; Г) (не) друг, а враг.
16. В каком слове пропущена буква и?
А) Соб_раю; Б) зам_реть; В) нат_реть; Г) зап_реть.
17. В каком слове пропущена буква е?
А) Он увид_т; Б) мы волну_мся; В) вы вид_те; Г) он слыш_т.
18. В каком слове ударение падает на второй слог?
А) Досуг; Б) занял; В) начал; Г) облегчить.
19. К какому слову дано неверное объяснение?
А) Решить – глагол несовершенного вида;
Б) могуч – краткое прилагательное;
В) несчастье – существительное второго склонения;
Г) построят – глагол будущего времени.
20. Прочитайте текст
1) Озаглавьте текст.
2) Определите тип речи текста.
3) Напишите, как вы относитесь к поступкам мальчиков.
Как-то раз Петя с Колей пошли в лес. И вдруг в кустах заметили двух ежей. Они их поймали и унесли домой.
Прошло несколько дней. Встретились ребята и заспорили, кто крепче любит своего ежа. Петя хвастал, что кормит ёжика молоком, что в сарае устроил ему постель из разного тряпья, что даже иглы готов ему чистить.
– А что ты сделал для своего ёжика? – спрашивает он у Коли.
– А я выпустил его на волю. В лесу ежику лучше. Там его дом, – ответил Коля.
Вариант № 2.
А) Утромлесокутал густойтуман.
Б) Над хуторомстоялабураятуча.
В) Вдруг на небепоявилсябольшойсамолёт.
Г) Таняприехалалетом из городак бабушке.
А) Оленька минут пять шептала и шевелила губами.
Б) Тане захотелось пить, но ручей был далеко.
В) С моря дул резкий, но не холодный ветер.
Г) У Сони была большая кукла с ярко раскрашенным лицом и роскошными
3. В каком предложении запятая одна запятая лишняя?
А) Каждое утро крокодил Гена просыпался, умывался, завтракал, и
отправлялся на работу в зоопарк.
Б) Бабушка привезла банку мёда, буханку домашнего хлеба.
В) Оленька смутилась, даже покраснела.
Г) Таня остановилась, вытерла пот со лба и оглянулась.
4. В каком из приведённых ниже предложений допущена ошибка?
А) «Хочу записаться в шахматный кружок », – сказал Костя.
Б) «Привези мне что-нибудь в подарок», – попросила Алёнушка.
В) Пословица гласит: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
Г) Марина Васильевна тихо попросила – «Принесите мне новые книги».
А) Письмо; Б) сделка; В) сдувать; Г) прислал.
А) Он умывает_ся; Б) полуноч_ник; В) ты перепишеш_; Г) много задач_.
А) Веять – дуть;
В) наследить – найти след;
Г) неширокий – узкий.
8. Лексическое значение какого слова определено неверно?
А) Монолог – речь одного человека.
Б) Изморозь – очень мелкий дождь.
В) Вагонетка – небольшой открытый вагон для перевозки грузов.
Г) Варежка – мягкая зимняя рукавица.
А) Пришкольный; Б) светить; В) семечко; Г) замок.
А) Бе_умный; Б) ра_пахан; В) про_ьба; Г) ра_катать.
А) Сл_жить; Б) р_сток; В) разл_гать; Г) выр_с.
А) прош_л; Б) ш_в; В) реш_тка; Г)ж_лудь.
А) Ц_ркуль; Б) ц_ган. В) спиц_; Г) ц_плёнок;
А) На порог_; Б) на станци_; В) до поздн_го вечера; Г) грибоч_к.
А) (не)буду; Б) (не)ищешь; В) (не)вежа; Г) (не)друг, а враг.
А) Заст_лаю; Б) наб_ру; В) перет_реть; Г) зам_реть.
А) Он ненавид_л; Б) мы угон_мся; В) вы вид_те; Г) он слыш_т.
А) Зеркало; Б) принял; В) начал; Г) сплелись.
А) Разрешить – глагол совершенного вида;
Б) горяч – краткое прилагательное;
В) несчастье – существительное третьего склонения;
Г) попросят – глагол будущего времени.