Нормы оценок в начальной школе
2 негрубые ошибки=1ошибке
Первые три обнотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
Оценки за контрольный диктант:
«5» – не ставится при 3 исправлениях, но при одной не грубой ошибке можно ставить.
«4» – 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки.
«3» – 3-4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, а также при 5 орфографических ошибках.
«2» – более 5-8 орфографических ошибок.
«1» – более 8 орфографических ошибок.
Оценки за грамматические задания
«5» – все верно
«4» – не менее ¾ верно
«3» – не менее ½ верно
«2» – не выполнено больше половины задания
«1» – не выполнено не одно задание
Оценки за словарный диктант (при количестве слов 15-20
«5» – нет ошибок
«4» – 1-2 ошибки
«3» – 3-4 ошибки
«2» – 5-7 ошибок
«1» – более 7 ошибок
Количество слов для словарного диктанта
1 класс – 7-8 слов
2 класс – 10-12 слов
3 класс – 12-15 слов
4 класс – до 20 слов
Словарные диктанты проводятся в качестве текущих в рабочих тетрадях, а в качестве проверочных – в контрольных. Списки слов даны в программе, а также в конце учебника.
Оценки за контрольное списывание
«4» – 1-2 ошибки или 1 исправление (1 класс)
1 ошибка или 1 исправление (2-4 класс)
«3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 класс)
2 ошибки и 1 исправление (2-4 класс)
«2» – 4 ошибки (1 класс)
3 ошибки (2-4 класс)
За ошибку не считается:
За 1 ошибку считается:
Негрубыми ошибками считаются:
Контрольная работа. Примеры.
«3» – 2-3 ошибки
«2» – 4 и более ошибок
Контрольная работа . Задачи.
«4» – 1-2 негрубые ошибки
«2» – 3 и более ошибок
Комбинированная контрольная работа.
«4» – 1-2 ошибки, но не в задаче
«3» – 2-3 ошибки, 3-4 негрубые, но ход решения задачи верен
«2» – не решена задача или более 4 грубых ошибок
«5» – ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера). «4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм. «3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно. «2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо. «1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок. Ошибкой в диктанте следует считать: • нарушение правил орфографии при написании слов; • пропуск и искажение букв в словах; • замену слов; • отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; • неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса). За ошибку не считаются: • ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались; • единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы; • единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются: – два исправления; – две пунктуационные ошибки; – повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие: – повторение одной и той же буквы в слове; – недописанное слово; – перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена; – дважды записанное одно и то же слово в предложении. «5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы; «4» – ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий; «3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий; «2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий; «1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания. «5» – ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы; «4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и 1 исправление (2 и 3 кл.); «3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.); «2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.); «1» – ставится, если в работе допущено более 4 орфогр. ошибок (1 кл.); более 3 ошибок (2 и 3 кл.). 1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту). 2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь); перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;. 3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку. 4 При трёх поправках оценка снижается на 1 балл. Оценки за контрольный диктант. «5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить; «4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.; «3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках; «2» – более 5 – 8 орфограф. ошибок; «1» – более 8 орфограф. ошибок. Оценки за грамматические задания. «5» – всё верно; «4» – не менее 3/4 верно; «3» – не менее 1/2 верно; «2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий; «1» – не выполнено ни одно задание. Словарный диктант Количество слов (оценивается строже контрольного диктанта). для словарного диктанта. «5» – нет ошибок; 1 класс – 7 – 8 слов; «4» – 1 – 2 ошибки; 2 класс – 10 – 12 слов; «3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); 3 класс – 12 – 15 слов; «2» – 5 – 7 ошибок; 4 класс – до 20 слов. «1» – более 7 ошибок. «5» – нет ошибок; «4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.); «3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.); «2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.); «1» – более 4 ошибок (1 кл.), более 3 ошибок (2 – 4 кл.).
Контрольная работа. Примеры. Задачи. «5» – без ошибок; «5» – без ошибок; «4» – 1 – 2 ошибки; «4» – 1 – 2 негрубые ошибки; «3» – 2 – 3 ошибки; «3» – 2 – 3 ошибки (более половины работы сделано верно). «2» – 4 и более ошибок. «2» – 4 и более ошибок.
Комбинированная. «5» – нет ошибок; «4» – 1 – 2 ошибки, но не в задаче; «3» – 2 – 3 ошибки, 3 – 4 негрубые ошибки, но ход решения задачи верен; «2» – не решена задача или более 4 грубых ошибок. вычислительные ошибки в примерах и задачах; порядок действий, неправильное решение задачи; не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное задание. нерациональные приёмы вычисления; неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи; неверно оформленный ответ задачи; неправильное списывание данных; не доведение до конца преобразований. За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается. За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил и каллиграфии оценка снижается на один балл.
Для первого класса.
Количество итоговых работ не должно превышать следующие нормы: II полугодие – 1 диктант (с грамматическим заданием), 2 списывания текста. Сочинения в начальной школе проводятся только в виде обучающих работ.
Тексты диктантов должны быть средней трудности; содержать орфограммы на ра¬нее и вновь изученные правила. Для 1-го класса подбираются тексты, включающие в себя слова, в которых написание не расходится с произношением.
Объем диктанта и текста для списывания должен быть следующим: в течение года – 2-3 строчные и прописные буквы, 2-3 слога, 2-3 слова или предложение из 2-3 слов. В конце года – текст из 15 слов для диктанта, текст из 15 слов для списывания. На проведение контрольных работ, включающих в себя грамматические задания 25-30 минут. В 1-м классе используется только словесная оценка, а ее критериями являются соответствие или несоответствие требованиям программы.
а) повторение одной и той же буквы в слове (например, картофель); б) при переносе слова, часть которого написана на одной строке, а на другой опущена; в) дважды написано одно и то же слово в предложении.
За ошибку в работах типа списывания считается практически любая допущенная ошибка орфографического и пунктуационного характера. За одну ошибку в спи¬сывании считаются те же варианты недочетов, которые даны для оценивания диктантов.
Задания для грамматического разбора (примерно 3 задания) должны быть связаны с текстами диктанта (списывания), с изученным материалом по грамматике и правописанию, поскольку ставят своей целью определить степень осознанности изученного грамматического материала и проверить умения школьников использовать полученные знания в практике письменной и устной речи.
Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ. Содержание материала, усвоение которого проверяется и оценивается, определяется программой по математике для четырехлетней начальной школы. С помощью итоговых контрольных работ за год проверяется усвоение основных наиболее существенных вопросов программного материала каждого года обучения. При проверке выявляются не только осознанность знаний и сформированность навыков, но и умения применять их к решению учебных и практических задач.
письменных работ по русскому языку
Диктант — одна из основных форм проверки орографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, отвечающие нормам современного литературного языка и доступные по содержанию учащимся данного класса. Требования к тексту диктанта представлены в таблице 1.
в текст контрольного диктанта должны в основном включаться те орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись не менее чем на 2-3-х предыдущих уроках.
Диктанты оцениваются одной отметкой в соответствии с нормами, приведенными в таблице 2.
Нормы оценивания диктантов
При оценивании диктантов нередко имеют место случаи как завышения, так и занижения оценок. Занижение происходит потому, что учитель:
Завышение оценки происходит по следующим причинам:
При выставлении отметки за четверть (триместр, полугодие) преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками (речевыми, орфографическими, пунктуационными). Поэтому итоговая отметка не может быть положительной, если большинство контрольных диктантов на протяжении четверти (триместра, полугодия) оценено на «2».
Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта
1. Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.
К неверным написаниям относятся:
• в исключениях из правил;
К негрубым пунктуационным относятся ошибки:
При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб, или 1/2, т.е. пол-ошибки.
Повторяющиеся и однотипные ошибки.
— это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну. — это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая — как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.
Оценка дополнительного задания к диктанту
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, грамматического, орфографического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы). При оценке выполнения дополнительного задания рекомендуется руководствоваться показателями, представленными в таблице 3.
Таблица 3 Показатели для оценки дополнительного задания к диктанту
Оценка сочинений и изложений
проверки речевого развития учащихся являются сочинения и изложения. Это комплексные работы, с помощью которых проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся:
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда работа проверяет знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речевое оформление) считается отметкой по литературе.
Критерии оценивания сочинений и изложений
Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях
Следует различать понятия «ошибка» и «недочет».
— это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка.
— это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет — с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другим словами, недочет— это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.
Речевыми недочетами можно считать:
Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений представлена в таблице 6.
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые в свою
очередь делятся на семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:
Речевые ошибки в построении текста:
ошибки — это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок
состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка-надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя
связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речисвои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях;ихний улыбающт ребенок: ложит
структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающихзакон; жажда к
б) ошибки в структуре
ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;
в) ошибки в структуре сложного предложения:
г) смешение прямой и косвенной речи;
д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо по правилу написано другое.
Нормы оценивания сочинений и изложений