Словарный диктант, формы

Яна Игоревна Архипенко

Эксперт по предмету «Педагогика»

Жанна Хачатуровна Степанян

Словарный диктант – это один из популярных видов текущего контроля учащихся, состоящий из отдельных слов или словосочетаний, которые могут быть как сгруппированы тематически, так и не сгруппированы по определенной теме.

Характеристика основных видов словарного диктанта

В настоящее время в педагогической практике различают следующие виды диктантов:

Словарный диктант как вид деятельности на уроке очень актуален и эффективен в работе по формированию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся. Но лишь при систематическом использовании этого вида работы, интересном подборе тренировочного материала, при опоре на различные виды интеллектуальной деятельности и памяти (зрительную, слуховую, моторную) учитель сможет добиться положительных.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Проблема повышения грамотности учащихся стоит на каждом уроке русского языка. Чтобы повысить грамотность учащихся, необходимо работать с ними не только с целым классом, но и по группам, а также индивидуально по закреплению орфографических навыков на основе словарных диктантов.

Видов словарных диктантов много. Одним из видов может быть диктант с фонетико-графическим заданием. Например, написать в форме предложного падежа имена существительные и местоимения с предлогом О/ОБ/: ярмарка, оркестр, электрик, он, она, ежик. Или среди диктуемых слов найти такие, в которых есть два соседних гласных звука. Артиллерия, лауреат, изваяние, оригинал.

При индивидуальной работе с учащимися можно использовать словарные диктанты с грамматическими заданиями. Формирование орфографических навыков должно проходить в тесной связи с формированием грамматических навыков.

Словарные диктанты с грамматическими заданиями помогают формировать орфографические навыки на грамматической основе.

Грамматическое задание в процессе словарного диктанта способствует выбрать правильное написание. Например, записать слова:

Следующий вид диктанта – словарный диктант с самопроверкой. Основное назначение такого диктанта – формирование навыков самоконтроля. Работа над таким диктантом включает несколько этапов:

Русский язык располагает богатейшей системой устойчивых словосочетаний. По разделу «Фразеология» можно давать самодиктанты. Вспомнить и написать, как можно больше фразеологизмов, в составе которых есть слова с приставками ПРЕ-ПРИ. / Камень преткновения, преклонить колени, принимать за чистую монету. /

Словарные диктанты могут проводиться в виде игры. Психологи показывают, что человек испытывает потребность в игре. Игра обеспечивает заинтересованное восприятие изучаемого материала, активизирует деятельность играющих, содействует развитию памяти, мышления.

Словарный диктант с элементами игры можно проводить при изучении морфологии.

Задание: превратите имена нарицательные в имена собственные.

Надежда на выздоровление –  Надежда;

Точные весы –  родился под знаком Весы;

Строительный блок –  поэт Блок;

Словарный диктант проводится в виде соревнования. Дается задание: кто быстрее найдет слово в орфографическом словаре и объяснит, как это слово правильно пишется.

Аллегория, артиллерия, беллетристика, воображение, галерея, декларация, дискуссия, деликатный, искусство, колорит, колоссальный, комиссия, прогресс, обелиск, троллейбус, фестиваль, экспрессия, грамматика, грамотность, коллектив, количество, колонна, кристалл, иммунитет, корреспондент.

Можно провести при закреплении орфографических навыков словарный диктант-игру «Угадай». Эта игра помогает усваивать опознавательные признаки орфограмм, различать орфограммы по их отличительным признакам:

Одним из условий успешного овладения навыками правильного письма является орфографическая зоркость. Навык видеть и классифицировать орфограммы формируется в процессе постоянных и длительных тренировок.

Одной из форм работы по формированию орфографической зоркости является словарный диктант с продолжением.
Учитель диктует слова или словосочетания, учащиеся их записывают в столбик. Затем проверятся диктант, обозначаются орфограммы. Учащимся предлагается к каждому слову или словосочетанию придумать и записать рядом слово с той же орфограммой

Такой диктант не только содействует формированию орфографических навыков, но и дисциплинирует внимание учащихся. При выборочном диктанте учащимся предлагается выбрать правильное написание слова и записать в один столбик из указанных столбиков.

«Правильно написание о и е после шипящих в корне слова»

Чередующиеся гласные в корне. Правописание орфограммы зависит от постановки ударения, от значения корня и согласных СТ и Щ в корне.

Для группы сильных учащихся можно давать словарные диктанты, осложненные заданиями по формообразованию. Записать глаголы и образовать от них деепричастия. Например, рассчитывать – рассчитывая, комментировать – комментируя, рассказывать – рассказав.

Подводя итог, следует сказать, что после проведения таких видов диктантов надо еще раз повторить изученные орфограммы.

Разнообразие форм словарных диктантов способствует улучшению знаний и умений в области орфографии, а также прочных навыков письменной речи.

Словарная работа на уроках русского языка в 4 классе.

Слуховой диктант. Слуховой диктант – проводится после изучения и закрепления слов, чтобы выяснить, как они усвоены. В результате выявляются пробелы в знаниях учеников и намечаются пути их устранения.

Лексический диктант. Замените каждое предложение одним словом. 1 . Мебель для ночного и дневного сна. 2. Период времени в 30 дней. 3. Первый день недели. 4. Дорога с твёрдым покрытием. 5. Участок земли, где растут овощи. 6.Инструмент, которым можно прибивать чего-нибудь. 7.Школьная комната для занятий. 8.Столица России. 9. Мера длины. 1.Кровать 2. Месяц 3. Понедельник 4. Шоссе 5. Огород 6. Молоток 7. Класс 8. Москва 9. Километр

Зрительный диктант. Зрительный диктант – нужно чередовать со зрительно-слуховым диктантом, давать его можно не только в виде пропущенных букв, но и пропущенных слов. Ценность этого вида работы заключается в том, что, чередуя анализ и синтез слова, ученики предупреждают ошибки ещё до написания слова.

Зрительный диктант. Спишите, вставив пропущенные буквы, раскрыв скобки. Вп_реди , р_кета , пл_ток , ( з,с ) десь , _б_рона , р_сунок , п_ ( сс,с ) ажир , _днажды , пр_красный , ст_лица , пл_вец , , (в)месте, род_на , в_скр_сенье , вч_ра , п_н_дельник , _гурец , х_зяйство , т_л_фон , кр_вать

Зрительный диктант. В клеточках записаны только первая и последняя буквы словарных слов. М Ь К а Ч о Т й К н С т морковь комната чувство трамвай комбайн самолёт

Зрительно-слуховой диктант. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Вп_реди , р_кета , х_зяйство , р_кета , (в) мест_ , в_скр_сенье , _б_рона , уж_н , _нварь , к_мбайн , п_сок , _тец , н_ябрь , в_сток , т_л_фон , к_л_ндарь , т_перь , ст_лица , пл_вец , вч_ра

Цифровой диктант. Цифровой диктант – развивает память, учит кодировать информацию с помощью цифр и других знаков. Это делает работу разнообразной, интересной, не утомляет ученика. В результате выполненной работы дети могут сделать вывод и лучше запомнить написание словарных слов. Когда работа будет проделываться многократно, ученики, путём сравнений и анализа, запоминают группы слов с безударными гласными.

Цифровой диктант. Зашифруйте буквы безударных гласных с помощью цифр : 1 – о, 2 – а. Сложите получившиеся числа и запишите ответ. О днажды, п а ссажир, о гурец, пл а ток, пл о вец, в о скресенье, о б о рона 1+2+1+2+1+1+1+1=10 б о тинки, ст о лица, к а стрюля, о диннадцать, р а кета, о вёс, к о мбайн 1+1+2+1+2+1+1=9

Выборочный диктант. Выборочный диктант – развивает умение выделять необходимые слова на слух. Учитель диктует слова, а ученики выбирают и записывают лишь те слова, которые необходимы по заданию. Такой вид диктанта позволяет сэкономить время на уроке, разнообразит виды работ со словарными словами, развивает внимание, слух, память, орфографическую зоркость, вырабатывает умение быстро и точно выбирать слова.

Выборочный диктант. Запишите имена существительные. Определите род. Впереди, вместе, воскресенье, жёлтый, платок, вчера, прекрасный, одиннадцать, хозяйство, оборона. ракета, чёрный, огурец, столица, здесь, пассажир, шоссе, везде, мебель, морковь

Комбинированный диктант. Комбинированный диктант – позволяет учителю увеличить материал для работы со словарными словами, поможет повторить ранее пройденные, закрепить вновь изученные орфограммы.

Комбинированный диктант. Запишите в один столбик имена существительные первого склонения, а в другой – второго склонения Ракета , краснота, воскресенье, малыш, пассажир, борода, экскурсия, хозяйство, оборона, газета, космонавт, беседа , женщина, солома победа В один столбик запишите слова с безударной гласной е, в другой – с безударной гласной и . Килограмм, везде, вчера, песок, теперь, вместе, деревья, места, жилище, стена, снеговик, темнеть, прекрасный, ученик, мебель, телефон, впереди, теперь.

Диктант с использованием словосочетаний . Запишите под диктовку. Определите падеж имени существительного. Впереди ракета, вместе с пассажиром, уехал в город, зашёл за девочкой, гостил в городе, назад к шоссе, около жилища. Запишите под диктовку. Определите склонение существительных. Возить пассажира, заботился о хозяйстве, нарисовать ракету, собирать овёс, прекрасный самолёт, скользкое шоссе, хрупкое жилище.

Буквенный диктант. Буквенный диктант – так же позволяет разнообразить виды работ, развивает орфографическую зоркость, вызывает интерес у учащихся к предмету, позволяет экономить время на уроке. В процессе работы у школьников формируется внимание к слову.

Письмо по памяти. Цель – «впитать» новую лексику, закрепить материал. Учитель проводит с учащимся работу по запоминанию (чтение целиком, затем по предложениям, давая повторить про себя). Затем материал закрывается, и ученики записывают его так, как запомнили. В конце работы детям даётся возможность проверить написанное.

Письмо по памяти. Напишите цепочку из десяти словарных слов. Определите род. салют телефон назад дорога аллея язык комбайн народ декабрь рассказ Прочитайте скороговорку быстро и чётко. Запомните и запишите по памяти. Хозяин хозяйской рукой вёл хозяйство по-хозяйски. Стоит воз овса, возле воза – овца. Завтра утром на завтрак к зайке Зайдёт зебра в зелёной фуфайке.

Синонимический, антонимический и фразеологический диктанты. Синонимический, антонимический и фразеологический диктанты – предполагают образование у учащихся некоторых лексических представлений, формируют понятия. Помогают расширению словарного запаса, усвоению слов и оборотов речи, уместности употребления их в тексте, расширяют интерес к русскому языку.

Диктант с антонимами. Подберите антонимы к каждому слову. Воскресенье Близко Гаснуть Вч_ра Ужин Нападение Врозь Налево Там П оражение Понедельник Далеко Гореть Сегодня Завтрак Оборона Вместе Направо Здесь Победа

Диктант с синонимами. Подберите синонимы и запишите их. р ассказ возле дом неожиданно медовый приятель кругом благодарю сверкать повсюду беседа около жилище вдруг сахарный товарищ вокруг спасибо гореть везде

Этимологический диктант. Этимологический диктант – содержит и нформацию о происхождении слова, его п ервоначальном значении. Обращение к истории слова позволяет объяснить его современное написание.

Этимологический диктант . Запишите слова по их происхождению. 1.Образовано от того же корня, что и слово тёпать «тяпать, рубить, бить». 2. Первоначальное значение «место, где восходит солнце». 3.Заимствовано из латинского языка «поездка» топор в осток экскурсия

Диктант с загадками. Запишите отгадки. 1.В поле росла, Под жерновом была. Из печки на стол Караваем пришла. 2. Лежит меж грядок – Зелен и сладок. 3.Красненькая матрёшка. Беленькое сердечко Пшеница 2. Огурец 3. Малина

Диктант по сказкам. 1.В какой сказке мачеха отправила падчерицу за подснежниками зимой? 2. Кого встретила на дороге ведьма в сказке «Огниво»? 3. Сколько было сыновей у короля в сказке Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди»? 4. На чём летали человечки из Цветочного города на Луну? 1.«Двенадцать месяцев» 2. Солдат 3. Одиннадцать 4. Ракета

Кроссворд « Р азвиваем внимание» Выпишите из кроссворда словарные слова й ц к у к е н н о г б и л е т ш щ д ф ы л а п р о л и я ч о с г м и т н к о м б а й н г н й ц е у з к е н а ш щ т з е х ъ ф д ы в р а т п р о ц л д ж р а к е т а э я ч с м и т ь т а г р о н о м б ь Билет, километр, комбайн, газета, агроном, ракета, одиннадцать

Я ИДУ НА УРОКС. М. В ОВК,
г. Балхаш-9,
КазахстанВиды диктантов на уроке русского языкаНа уроках русского языка по каждой теме даются
диктанты двух видов: обучающие (из отдельных
слов, словосочетаний, предложений, текстов со
средней степенью насыщенности офрограммами и
пунктограммами) и контрольные, для которых в
основном берутся связные тексты. Как обучающий
диктант преследует цель контроля, так и
контрольный диктант должен иметь обучающую цель. Словарный диктант. Проведению
словарного диктанта должна предшествовать
работа по раскрытию значения слова,
орфографическая и грамматическая (слово должно
быть употреблено в словосочетаниях и
предложениях) работа над словом. Словарный диктант состоит из
отдельных слов и словосочетаний,
сгруппированных тематически. Особенность
словарного диктанта в том, что работа над
правописанием отдельных слов сосредоточивает
внимание учащихся на определенных орфограммах.
Языковой материал словарных диктантов можно
использовать для составления предложений или
небольших связных текстов. Важно, чтобы текст
одного и того же словарного диктанта или его
части повторялся несколько раз через
определенные промежутки времени. Проведение словарного диктанта
занимает 5–10 минут. Предупредительный диктант. Это
такой вид упражнений, когда объяснение орфограмм
и пунктограмм проводится до записи в тетрадях. Он
может проводиться в двух вариантах: с показом
текста (зрительный) и без показа текста
(слуховой). В классе со слабой подготовкой
следует отдавать предпочтение первому варианту.
При проведении зрительного предупредительного
диктанта предложение или слова с орфограммами
записываются на доске, затем разбираются, после
этого написанное на доске закрывается – и
учащиеся под диктовку пишут слова или
предложение. Затем текст открывается, учащиеся
сверяют его со своей записью и исправляют
допущенные ошибки. При слуховом предупредительном
диктанте перед записью текста учащиеся устно
повторяют правила орфографии и пунктуации, на
которые проводится диктант. Трудные случаи
разбираются вместе с учителем. Затем следует
запись под диктовку. Предупредительный диктант
позволяет произвести двойную проверку. На
обратной стороне доски диктант вместе с классом
пишут два ученика – один сильный, другой слабый.
После диктанта проверяем сначала работу
сильного ученика, потом учащиеся сверяют ее со
своей записью в тетрадях, и только потом класс
проверяет то, что написал слабый ученик, и
исправляет его ошибки на доске. Таким образом,
работа над каждой орфограммой проводится
многократно. Проведение предупредительного
диктанта  – от 10 до 15 минут. Подготовленный диктант. Этот вид
упражнения предлагает учебник. Дома учащиеся
записывают слова с пропущенными орфограммами, а
в классе эти же слова мы пишем под диктовку. Проведение подготовленного диктанта
– 5–6 минут. Выборочный диктант. При выборочном
диктанте производится запись не всего текста, а
лишь отдельных слов, словосочетаний или
предложений. Например, при отработке навыков
различия приставок и предлогов учащиеся
выписывают в один столбик слова с приставками, а
в другой – с предлогами. При изучении
числительных можно предложить запись в два
столбика следующих числительных: простых и
составных, с мягким знаком в середине слова и на
конце и т.п. Проведение выборочного диктанта
занимает обычно до 5 минут. Объяснительный диктант. Учитель
диктует текст по предложениям, а учащиеся
записывают в тетрадях. После записи один из
учеников читает свою запись и объясняет
орфограммы и пунктограммы, остальные следят за
своими тетрадями и исправляют допущенные ошибки.
Такое упражнение повышает самостоятельность
учащихся и повышает у них фонематический слух.
Объяснительный диктант позволяет провести на
уроке индивидуальную работу с учеником. Учителю
требуется заранее подобрать такие примеры, в
которых учащиеся допускают наибольшее
количество ошибок, а при проверке спрашивать
именно тех, для кого эти ошибки характерны. Проведение объяснительного диктанта
занимает от 10 до 20 минут. Письмо по памяти. Для этого вида
работы чаще всего предлагаются стихотворные
тексты, которые заранее специально заучиваются
наизусть, а потом ученик сам себе диктует текст.
На уроке по памяти можно заучивать и правила, а
потом их записывать под самодиктовку или можно
надиктовать текст соседу, а потом проверить у
него написанное. Время, затраченное на этот вид работы,
– 8–12 минут. Свободный диктант. Этот вид
упражнения готовит учащихся к сжатому изложению,
поэтому его не стоит игнорировать. Целью такого
диктанта всегда является отработка
грамматических навыков построения
словосочетаний и предложений, а также грамотного
употребления словоформ. Учитель читает текст
целиком, а затем по частям (необязательно по
предложениям, можно и по абзацу). Ученики не
дословно, а свободно записывают прочитанное
учителем. Использование синонимического ряда
только приветствуется, даже если слово было
заменено синонимом только потому, что ученик не
знал, как правильно записать диктуемое слово. Время свободного диктанта – до 10
минут. Творческий диктант. Это –
упражнение, в процессе выполнения которого
производятся переделка текста, изменение его.
Учащиеся по заданию учителя распространяют
предложения второстепенными членами
предложения (например, определениями), или
дополняют их второстепенными членами
предложения, или вводят в текст вводные слова и
предложения. К таким диктантам относится и
запись текста от определенного лица (например,
если текст передается от первого лица, следует
записать его от третьего; или наоборот – текст от
третьего лица записать от первого). Этот вид
работы также является важной частью подготовки к
сжатому изложению. Творческие диктанты могут быть и
такими: с определенными словами, записанными на
доске или карточке, составить связный текст или
предложения на определенную тему. Время для проведения творческого
диктанта – от 5 до 30 минут. Диктант с грамматическим заданием.
Помимо текста диктанта, учащимся дается
определенное грамматическое задание: например,
подчеркнуть грамматические основы во всех
предложениях, обозначить род или число
существительных (либо всех, либо определенного
абзаца), обозначить все суффиксы прилагательных,
выделить личные окончания глаголов и т.п. Проведение диктанта с грамматическим
заданием – 30–40 минут. Контрольный диктант. Контрольный
диктант является основным средством проверки
грамотности учащихся и усвоения ими изученного
материала. Контрольные диктанты проводят после
изучения определенной темы, в конце учебной
четверти, полугодия, учебного года. Виды
контрольных диктантов: полный (контрольный
диктант без изменения текста), контрольный
диктант с грамматическим заданием, выборочный
контрольный диктант, словарный контрольный
диктант и т.п. Материалом для контрольных диктантов
служат отрывки из произведений художественной
литературы, изучаемой на уроках литературы или
рекомендованной для внеклассного чтения. Тексты
могут быть взяты и из периодической печати, но
учителю следует особенно тщательно отбирать
публицистический материал, так как современная
пресса далека от совершенства. Материал должен
быть разнообразным, обогащать речь школьников,
расширять их кругозор, способствовать общему
развитию учащихся и отвечать воспитательным
задачам школы. Варианты контрольных диктантов по
теме «Имя числительное»Самое большое озеро в Европе
раскинулось на площади величиной с пол-Швейцарии
у самого края Балтийского щита. С юга на север
протянулось оно на двести двадцать километров, а
в ширину достигает восьмидесяти. Глубина Ладоги
местами превышает двести метров.
На Ладоге много островов, самый знаменитый –
Валаам. Скалистые берега острова круто, почти
отвесно, опускаются в воду и уходят на полтораста
метров в глубину. Здесь новгородские монахи
основали монастырь еще в четырнадцатом веке.
Удивительные по своей красоте бронзовые
мачтовые сосны на гранитных куполах скал и
памятники старины привлекают сюда множество
туристов.
В южной части озера есть необычный маленький
островок Сухо. Это единственный здесь остров
искусственного происхождения. В восемнадцатом
веке по приказу Петра Первого его соорудили из
каменных глыб на месте опасной мели, которая
мешала судоходству.(По материалам «100 великих чудес
природы)
(120 слов)Самым необычным растением Намибии
является дерево-карлик вельвичия. Ее ствол
наполовину спрятан в песке и поднимается над ним
на двадцать–тридцать сантиметров, максимум на
полметра. В толщину ствол вельвичии достигает
полутора метров. Основной же корень уходит в
глубину на пять–семь метров, а побочные корешки
залегают у самой поверхности и занимают площадь
около десяти квадратных метров. Но особенно
поражают листья этого дерева. Их всего два!
Извивающиеся зеленые ленты метровой ширины
тянутся в обе стороны от ствола, достигая в длину
шести метров. За эти стелющиеся по земле
языки-листья вельвичию и прозвали «осьминогом
пустыни».
Древесина вельвичии не имеет годовых колец, и
возраст дерева точно определить трудно. А живет
дерево на редкость долго – до двух тысяч лет.(По материалам «100 великих чудес
природы»)
(112 слов)Байкал по праву считается одним из
самых удивительных озер нашей планеты. Его
гигантская котловина имеет в длину шестьсот
тридцать шесть и в ширину восемьдесят
километров. Общая длина берегов Байкала
составляет две тысячи пятьсот километров. Нет
ему равных среди озер и по глубине – тысяча
шестьсот двадцать метров. Объем воды в озере
больше в девяносто пять раз, чем в Азовском море.
В тихую погоду на глубине почти сорока метров
видно каменистое дно. В Байкал впадают триста
тридцать шесть рек, а вытекает только одна –
Ангара.
На языке якутов «Байкал» означает «богатое
море». И действительно, в нем обнаружено около
тысячи видов растений, более одной тысячи
шестидесяти видов рыб и животных. Единственное
млекопитающее озера – нерпа – имеет вес до ста
килограммов при длине тела полтора метра.(По материалам «Я познаю мир.
Чудеса природы»)
(120 слов)Самая высокая гора Японии – вулкан
Фудзияма – для жителей этой страны еще и
национальный символ. О Фудзияме слагают песни и
стихи, она запечатлена на картинах многих
художников.
Фудзияма – это потухший вулкан. Он расположен
всего в девяноста километрах от Токио. Последнее
извержение его происходило в тысяча семьсот
семидесятом году. Сейчас кратер вулкана глубиной
двести двадцать метров почитают как святыню.
Каждый японец считает своим долгом хоть один раз
побывать на священной горе. В июле–августе на
Фудзияме почти нет снега, поэтому каждый год
летом большие группы людей устремляются на
вершину горы. До отметки на высоте двух тысяч
пятисот метров можно доехать на машине, но
оставшиеся тысячу двести метров каждый должен
пройти пешком. За субботу и воскресенье на вулкан
поднимаются до восьмидесяти тысяч человек.(По материалам «Я познаю мир.
Чудеса природы»)
(120 слов)Пока изучаются числительные, можно
предложить детям завести Книгу самых интересных
фактов и событий (своеобразную Книгу рекордов). В
нашей жизни столько всего интересного и
непознанного, что такая работа будет полезна и
детям, и взрослым. Помимо расширения кругозора и
воспитания любознательности, отрабатываются
орфографические и орфоэпические нормы
правописания и произношения числительных, и, как
мне кажется, даже лучше, чем на уроках. Кстати,
многие примеры этого материала взяты именно из
детских книг рекордов. Варианты творческих диктантов по теме
«Имя числительное»Задание. Прочитайте текст.
Отгадайте, из какого художественного
произведения взят данный отрывок. Запишите его,
дополняя началом и концовкой так, чтобы было
понятно, о чем идет речь. Цифры пишите словами.
Все числительные подчеркните.№ 1– Но раз ты такой лакомка, такой обж_ра,
лучше всего будет по-братски поделить остатки. У
тебя еще есть к_нфеты?
Малыш пошарил в карманах.
– Вот, 3 штуки. – И он вытащил 2 засахаренных
орешка и 1 л_денец.
– 3 пополам не делится, это знают даже малые дети.
– И, быстро схватив с ладони Малыша л_денец,
прогл_тил его, а потом с жадностью посм_трел на
оставшиеся 2 орешка: 1 из них был чуточку больше
другого.
– Вот, теперь можно делить. Я не только в меру
упитанный и в самом ра_цвете сил, но еще и очень
милый и очень скромный, поэтому я разрешаю тебе
взять первому. Но помни: кто берет первым, всегда
должен брать то, что поменьше.№ 2Я опустился на колени. На полу, возле
капитана, лежал крохотный бумажный круж_к, ч_рный
с одной стороны. Я не сомн_вался, что это и есть
ч_рная метка. Я схватил ее и замет_л, что на другой
стороне написано красивым, ч_тким поч_рком: «Даем
тебе срок до 10 вечера». И в это же мгновение наши
стари_ые часы стали бить. Этот внезапный звук
заставил нас вздрогнуть. Но он обрадовал нас, так
как пробило только 6.
– Ищи ключ, – сказала мама.
Я обшарил карманы капитана один за другим. 12
мелких монеток, 1 наперсток, нитки и толстая игла,
нож с кривой ручкой, огниво – вот и все, что я
наш_л.№ 3№ 4Тексты взяты из следующих
произведений:А. Линдгрен. Три повести о
малыше и Карлсоне;Р. Стивенсон. Остров сокровищ;Д. Свифт. Путешествие Гулливера;Д. Дефо. Робинзон Крузо.

Методика проведения диктанта в зависимости от его вида

Методика проведения словарного диктанта – заключается в том, что педагог диктует учащимся текст, который включает слова на определенное правило правописания. Методика проведения диктанта предусматривает возможность усложнения его дополнительными заданиями, например, подчеркнуть орфограммы, выделить окончания и т.д.

Методика проведения зрительного диктанта – состоит в том, что текст, который необходимо записать, учащиеся предварительно самостоятельно прочитывают. После прочтения текст убирают (закрывают), задача учащихся по памяти его записать, проверить написанное и отметить орфограммы, соответствующие правилу.

Методика проведения диктанта «письмо по памяти» – заключается в том, что требует от учащихся предварительной подготовки, состоящей в заучивании отдельных слов или строк, имеющих определенные орфограммы и знаки препинания. Далее заранее подготовленный текст записывается учащимся самостоятельно. По окончанию работы учащиеся проверяют текст, сверяют правильность написания слов. Основная цель данной методики – научит детей видеть «опасные места», то есть развить у себя орфографическую зоркость.

Методика проведения предупредительного диктанта – заключается в том, что педагог читает заранее подобранный текст по предложениям. Вызванный учащийся прослушивает предложение, объясняет правильность написания слов и знаков препинания, после чего записывает предложение на доске. При необходимости подчеркивает орфограммы и пунктуацию. Основная ценность данного текста заключается в том, что учит детей на слух находить («видеть») орфограммы, объяснять их устно и записывать. Данная методика используется чаще всего на начальном этапе изучения правил правописания и пунктуации.

Методика проведения объяснительного диктанта – предусматривает развитие у учащихся самостоятельности в усвоении определенного программного материала. Проводится данный вид диктанта тогда, когда учащимися достаточно хорошо усвоены правила правописания, и они умеют их самостоятельно применять на практике. Методика проведения заключается в том, что педагог диктует текст, а учащиеся записывают его без предварительного разбора орфограмм. Выявление и объяснение ошибок проводится уже после написания диктанта. Ошибки выявляет педагог в процессе проверки, учащиеся же их анализируют.

Методика проведения диктанта «контрольное списывание» – направлена на формирование у учащихся орфографических навыков. Данная методика предполагает целенаправленное списывание, в ходе которого у учащихся формируется орфографическая зоркость, умение видеть как отдельные части предложения, так и всё его целиком. Методика состоит в том, что вначале детям дают прочитать текст, в ходе прочтения они его зрительно воспринимают, затем осуществляет анализ слов на изучаемое правило. После анализа текст списывается, после проводится самопроверка написанного. Методика учит детей списывать текст полностью, а не отдельными словами, буквами или предложениями.

Методика проведения творческого диктанта – заключается в том, что учащиеся самостоятельно создают текст, опираясь на слова и словосочетания, которые были определены педагогом. Данная методика весьма обширна и может включать в себя элементы слухового и зрительного диктантов. Задача педагога состоит в том, чтобы постепенно усложнять материал, вносить в работу творческое разнообразие. Использование этого вида диктанта способствует формированию и развитию у учащихся самостоятельности, мышления и речи.

Методика проведения свободных диктантов – состоит в том, что перед учащимися ставится задача запомнить не одно предложение, а несколько взаимосвязанных между собой по смыслу. Задача учащихся не дословно запомнить предложения, а свободно его написать, при этом сохранить общий смысл предложений. Важным также является и употребление определенных слов, в соответствии с изучаемым правилом. Данные слова необходимо употребить обязательно. Задача педагога подобрать такой текст, который будет понятен, доступен и интересен учащимся. Суть методики состоит в том, что предварительно педагог читает текст, знакомит учащихся с ним. Далее читает текст по логически законченным частям с выделением основной мысли отрывка. После прочтения ученики пересказывают текст, педагог читает его еще раз и уже затем осуществляется его записывание по памяти. Основная цель методики состоит в том, что учащимся нужно не дословно передать текст, а показать умение выделять основную мысль прочитанного и записать не упуская наиболее важного и существенного. Особая ценность этой методики состоит в том, что она совершенствует у учащихся навыки грамотного письма, правильному употреблению грамматических форм и развитию письменной речи.

Методика проведения контрольного диктанта – предполагает подбор педагогом такого текста, который содержит в себе слова, насыщенные орфограммами по пройденной теме. Педагог читает текст, учащиеся его воспринимают и записывают. Чаще всего к тексту прилагают 1-2 задания. После проведения диктанта педагог проверяет тексты и отмечает допущенные ошибки.

Сущность и виды диктанта

Диктант – это один из видов письменной работы, при котором педагог диктует учащимся текст, а они его записывают на основании имеющегося у них навыка письма.

Основным в диктанте является умение записывать слова, воспринимая их на слух. То есть диктант направлен на выработку у учащихся умений находить орфограммы и правильно их записывать. Таким образом, диктант является своеобразным упражнением, построенным на сравнении произношения слова и его написания.

Современная педагогическая методика обучения предусматривает некоторые новые виды диктантов, да и само понятие диктанта несколько усложнилось.

Диктант – это метод обучения, имеющий практический характер, направленный на формирование правописных, учебно-языковых и речевых умений, заключающийся в письменном воспроизведении услышанного текста или его отдельных элементов.

В настоящее время выделяют следующие виды диктантов, поделенные на группы:

«Виды диктантов и методика их проведения» 👇

В настоящее время в образовательных учреждениях диктанты принято подразделять в зависимости от методики их проведения. Однако данная терминология не совсем корректная и используется в виду её понятности и удобства.

Значение словарного диктанта в обучении

Роль словарного диктанта в обучении очень велика. Это связано с тем, что в настоящее время одной из основных задач, стоящих перед педагогами школы является формирование у учащихся орфографической грамотности. Значимость данных задач обусловлена:

Основным и специально разработанным для совершенствования орфографической грамотности способом являются диктанты.

Диктант – это одно из наиболее часто используемых и эффективных упражнений, суть которого состоит в том, что учащийся письменно воспроизводит воспринятый на слух или зрительно текст (слова, словосочетания), читаемый педагогом.

Главной целью диктанта является формирование у учащихся пунктуационной и орфографической зоркости.

Навык видеть и воспринимать орфограммы на слух или зрительно, развивается у учащихся в результате длительных тренировок. Основным приемом данных тренировок и является словарный диктант. Педагог на свое усмотрение может подбирать разные виды диктантов, в зависимости от поставленной цели урока и изучаемой темы.

Планомерное и систематическое проведение разных видов словарного диктанта оказывает положительное влияние на перерастание у учащихся знаний и умений в области пунктуации и орфографии в долговременные и прочные навыки, способные обеспечить грамотную письменную речь.

«Виды словарного диктанта» 👇

По содержанию словарный диктант может состоять из словосочетаний или отдельных слов, которые могут относиться к конкретной теме, которую учащиеся недавно изучали, и быть направлены на закрепление определенных правил. Одной из особенностей словарного диктанта является то, что в процессе работы над написанием слов или словосочетаний внимание учащихся концентрируется на конкретной орфограмме. Используемый в словарном диктанте языковой материал в дальнейшем может быть использован для составления предложений или небольших связных текстов.

Время проведения словарного диктанта рекомендовано ограничить 5-10 минутами.

Оцените статью
Экодиктант - Помощь