Для обучающихся 9-го класса предлагаются контрольные диктанты на два полугодия и конец учебного года. Можно запланировать контроль в рабочей программе с опорой на выбранные из материала тексты. К некоторым диктантам даны дополнительные задания по синтаксису сложного предложения. Обучающиеся овладевают умениями составлять схемы предложений с разными видами связи, давать характеристику.
- Контрольный диктант по итогам 1 полугодия
- Орлиное гнездо
- Рифы
- Дом в саду
- Ночь
- Звуки рожка
- Михайловский дом
- Контрольный диктант по итогам 2 полугодия
- Как работал Чехов
- Около дома
- Итоговый контрольный диктант за учебный год
- Лесное озеро
- Михайловский парк
- Тёплый вечер
- Мир природы
- Родное, заветное
- Зима
- Отец
- Задание
- Фрам и цапля
- Трава любка
- Рождение дня
Контрольный диктант по итогам 1 полугодия
Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня.4 Не лгут они даже в пустяках. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают.
Они не унижают себя с целью вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают», потому что это бьёт на дешёвый эффект.
Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями.
Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть Пиквика. Тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка воли.4 (По А. Чехову.)
Выполните синтаксический разбор указанных предложений.
Орлиное гнездо
Однажды стадо драгоценных диких пятнистых оленей, продвигаясь к морю, пришло на узенький мыс. Мы протянули за ними поперёк всего мыса проволочную сетку и преградили им путь в тайгу. У оленей для питания много было и травы, и кустарника, нам оставалось только охранять дорогих гостей наших от хищников-леопардов, волков и даже от орлов.4
С высоты горы я стал разглядывать скалу внизу и скоро заметил, что у самого моря, на высокой скале, покрытой любимой оленями травой, паслась самка оленя. Возле неё в тени лежал какой-то желтенький кружочек. Разглядывая в бинокль, я скоро уверился, что это оленёночек.
Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, стараясь как будто попасть ими в недоступные ему темно-зеленые сосны, поднялся преогромный орёл, взвился высоко и бросился вниз. Но мать услышала шум падающей громадной птицы, быстро схватилась и встретила её: она встала на задние ноги против детёныша и передними копытцами старалась попасть в орла, а он, обозлённый неожиданным препятствием, стал наступать, пока острое копытце не попало в него.4 (163 слова.)
Рифы
Роскошный тропический день оканчивался. Палящий зной спадал, и от притихшего океана веяло нежной прохладой.
Солнце быстро катилось к закату и скоро зажгло пылающим заревом далекий горизонт, расцвечивая небо волшебными переливами всевозможных красок и цветов, то ярких, то нежных, и заливая блеском пурпура и золота и полосу океана, и обнажённые верхушки вулканических гор высокого зеленеющего острова, резко очерченного в прозрачной ясности воздуха.
Пуская черные клубы дыма из своей белой трубы, «Коршун» приближается к пенящимся бурунам, которые волнистой серебряной лентой белеют у острова. Это могучие океанские волны с шумом разбиваются о преграду, поднявшуюся благодаря вековечной работе маленьких полипов из незримых глубин океана, об узкую надводную полоску кольцеобразного кораллового рифа до самого острова.
Замедлив ход, «Коршун» пролетел через узкий проход рифа, оставил океан сзади и очутился в затишье лагуны, гладкой, как зеркало, и голубой, как бирюза. Эта лагуна, окруженная со всех сторон, представляет собой превосходную гавань, в глубине которой, утопая весь в зелени и сверкая под лучами заходящего солнца красно-золотистым блеском своих выглядывающих из-за могучей листвы белых хижин и красных зданий набережной, приютился маленький город – столица королевства на островах. (176 слов.)
Дом в саду
Огромный старый клён, возвышавшийся над всею южной частью сада, видный отовсюду, стал еще больше и виднее: оделся свежей, густой зеленью.
Выше и виднее стала главная аллея. Вершины ее старых лип покрылись узором юной листвы, поднялись и протянулись над садом светлой зелёной грядой.
А ниже клёна лежало нечто сплошное, кудрявого, благоуханного, сливочного цвета.
И всё это: огромная пышная вершина клёна, светлая зелёная гряда аллеи, подвенечная белизна яблонь, груш, черемух, синева неба, и все то, что разрасталось и в садах, и в лощине, и вдоль боковых липовых аллей и дорожек, и под фундаментом южной стены – всё поражало своей густотой, свежестью и новизной.
На чистом зелёном дворе от надвигающейся отовсюду растительности стало как будто теснее, дом стал как будто меньше и красивее. Он как будто ждал гостей: по целым дням были открыты и двери, и окна во всех комнатах: в белом зале, в синей старомодной гостиной, в маленькой диванной, увешанной овальными миниатюрами, и в солнечной библиотеке, большой и пустой угловой комнате со старыми иконами и низкими книжными шкафами. И везде в комнаты глядели разнообразно зеленые, то светлые, то темные, то изумрудные деревья. (179 слов.)
Ночь
Ночь была тёмной. Луна хотя и взошла, однако же её скрывали густые облака, покрывавшие горизонт. Совершенная тишина царствовала в воздухе. Ни малейший ветерок не рябил гладкую поверхность заснувшей реки, быстро и молча катившей свои воды к морю. Кое-где только слышался легкий плеск у крутого берега от отделившегося и упавшего в воду комка земли. Иногда утка пролетала над нами, и мы слышали тихий, но резкий свист её крыльев. Порой сом всплывал на поверхность воды, высовывал на мгновенье свою безобразную голову и, хлестнув по струям хвостом, опускался в глубину. Опять всё тихо.
Вдруг раздаётся глухой, протяжный рёв и долго не проходит, как будто застывая в безмолвной ночи. Это олень бродит далеко-далеко и зовёт самку. Сердце трепещет от этого звука у охотника, и перед глазами его ясно рисуется гордый рогаль, тихо пробирающийся по камышу.
Лодка между тем незаметно скользит, подвигаемая осторожными ударами вёсел. Высокая неподвижная фигура Степана неясно вырисовывается на горизонте. Белое длинное весло его двигается неслышно взад и вперёд и только изредка переносится с одной стороны лодки на другую. ( По И. Бильфельду.)
Звуки рожка
В это утро впервые в своей жизни я услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке.
Я смотрел в открытое окно, лежа в тёплой постели и подрагивая от холодка зари. Улица была залита розовым светом встававшего за домами солнца. Вот открылись ворота двора, и седой пастух-хозяин, в помазанных дёгтем сапогах и высокой шляпе, похожей на цилиндр, вышел на середину ещё пустынной улицы. Он поставил у ног свою шляпу, перекрестился, приложил обеими руками длинный рожок к губам, надул толстые щёки — и я вздрогнул от первых звуков: рожок заиграл так громко, что даже в ушах задребезжало. Но так было только сначала. Потом он стал забирать выше и жальче и вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело.
Замычали вдали коровы и стали понемногу подбираться, а пастух всё стоял и играл. Он играл, запрокинув голову, словно забыв про всё на свете. Пастух переводил дыхание, и тогда слышались восхищённые голоса на улице: «Вот это мастер! И откуда в нём духу столько!» Пастух, наверное, тоже слышал это и понимал, как его слушают, и ему это было приятно. ( По И. Шмелёву.)
Михайловский дом
По дому можно судить о его хозяине, и часто, взглянув на человека, можно представить себе его дом. Но иногда бывает, что дом и его хозяин по природе своей и по внешнему виду являются полной противоположностью друг другу, и невесело выглядят тогда и дом, и его обитатели. На всём лежит печать какого-то беспокойства и неустроенности. Но бывает и так, что человек настолько сроднится со своим жильём, что и понять трудно, где кончается обиталище и начинаются обитатели.
Восстанавливая Михайловский дом, я много думал о жилище Пушкина, стараясь реально представить себе, как оно устраивалось и как выглядело. Ведь сам Пушкин и его друзья, бывавшие у него в деревне, так были скупы на рассказы об этом доме!
Контрольный диктант по итогам 2 полугодия
Дом вышел довольно обширный, похожий на азиатский – с плоской крышей и длинным, из необтёсанных брёвен крыльцом на сваях. Всё привнесено сюда вкусом и образом жизни хозяина. Окно большое и рядом совсем крошечное, глядящее из каменной кладки, как амбразура. Крыльцо заставлено деревянными, индейской работы фигурками каких-то божков, пучеглазых людей и ярко-красных сердитых медведей.
Вот большая комната, полная книг и картин. Кресло возле стола с резным приветствием: «Добро пожаловать, мои друзья!» В этом кресле сидели гости: художники, писатели, учёные, приезжавшие сюда. Но чаще в креслах сидели индейцы. Они жили тут на холмах, и двери дома были для них открыты в любые часы.
Письма индейцам и друзьям на Восток Сетон-Томпсон иногда не подписывал, а рисовал след волка – это и означало подпись. ( По В. Пескову.)
Как работал Чехов
Жизнь Чехова подчинялась писательскому труду. Те, кто жили рядом с Чеховым, угадывали, что в нём всегда кипела внутренняя работа. Казалось, его органы чувств непрестанно закрепляли в памяти выражения, разговоры, краски, звуки, запахи.
Многое из подмеченного вокруг себя Чехов заносил в записную книжку, делал пометки дома, за обедом, ночью, на лодке, в поле. Когда этой книжки под рукой не оказывалось, он записывал на чём попало: на клочке бумаги, визитной карточке, на обороте адресованного ему письма.
Чехов говорил, что тема дается случаем. Это значило, что Чехов не выдумывал темы, сидя в кабинете за письменным столом. Но он и не ждал, когда случай придёт к нему. Писатель сам шёл навстречу случаю, искал его всегда, упорно выслеживая тему, как охотник выслеживает дичь.
Многое в жизни Чехова объяснялось поисками этих случаев: внезапные отлучки из дому, неожиданные отъезды, часы, проведённые в ночных чайных, больницах, гостиницах уездных городков, железнодорожных станциях. Строки из записных книжек превращались в наброски к будущим произведениям, потом в черновик, кругом покрытый исправлениями, вставками. Рукописи всех настоящих мастеров перечеркнуты вдоль и поперёк. Чехов хорошо знал, что писать просто труднее всего. ( По А. Раскину.)
Около дома
Если утром вы проснётесь от странного стука в стекло и, приподнявшись, увидите синицу на подоконнике, не удивляйтесь – из леса пожаловал гость. Если вы хотите каждое утро просыпаться под колокольчик синицы (а это самый лучший из будильников), положите кусочек сала (обязательно несолёного) — постоянная дружба синиц, дятлов и поползней вам обеспечена.
Осенью около дома собирается немало живности. Ласточки перед отлётом, скворцы, до того как исчезнуть, обязательно посещают гнездо или родную скворечню — сидят, посвистывают. Не так, как весной, — тихо, задумчиво свистят, будто что-то вспоминают. Если у дома растёт рябина или калиновый куст — ожидайте дроздов, свиристелей, снегирей. И на земле приглядитесь: явились мыши, юркая ласка, охотница за мышами, ёж по ночам шуршит в саду листьями. А старые и надёжные наши друзья — синицы почти не отлучаются, весь день на виду. Услышишь их — и вздохнёшь глубже, и лишний раз улыбнёшься. ( По В. Пескову.)
Итоговый контрольный диктант за учебный год
Как лейтенант ни торопил бойцов на последних километрах пути, всё же рассвет застал их в голом белоснежном поле на подходах к шоссе.4
Пользуясь предрассветными сумерками, Ивановский прошёл ещё километр. Со всё возрастающим риском он приближался к едва заметной на склоне нитке дороги и вдруг увидел на ней спускающиеся с пригорка машины. Лейтенант чуть не вскрикнул с досады: не хватило каких-нибудь пятнадцати минут, чтобы проскочить на ту сторону.4 В утешение себе он сначала подумал, что машины скоро пройдут, и они действительно быстро скрылись вдали, но следом появился какой-то конный обоз, потом в обгон его выскочили из-за пригорка две чёрные приземистые легковушки. Стало ясно: движение усиливалось, перейти шоссе незамеченными нечего было и думать.
Тогда Ивановский, не приближаясь к шоссе, но не удаляясь от него, круто взял в сторону, на недалёкий голый пригорок с реденькой гривкой кустарника.
Расходуя последние силы, лыжники взобрались по склону пригорка, едва не вывалив из волокуши раненого, и лейтенант, превозмогая ставшую привычной боль, устало заскользил к недалёкому уже кустарнику. (165 слов.)
Определите типы придаточных частей в сложноподчинённых предложениях.
Лесное озеро
За придорожным кустарником поднимался смешанный лес. С левой стороны таинственно поблескивала чёрная вода. Мы ждали только тропинки, чтобы устремиться по ней в глубину леса и узнать, что там. И вот тропинка попалась.
Не успели мы сделать по ней двухсот шагов, как заливистое злое тявканье собачонки остановило нас. Невдалеке стояла изба лесника.
Лесник пригласил нас в дом и хотел распорядиться насчёт стола. Но мы сказали, что нам ничего не нужно и что мы свернули с большой дороги единственно затем, чтобы узнать, что за вода блестит между деревьями.
Вода началась шагах в пятидесяти от порога, но гораздо ниже его, так как дом стоял на бугре. Узкая лодка, на которую мы сели, была настолько лёгкая, что под тяжестью четырёх человек погрузилась в воду по самые края. Необыкновенной красоты озеро окружило нас. Тёмно-зелёные дубы и липы, которыми заросли озёрные берега, четко отражались в неподвижной воде.4 Редкие и ясные, словно звёзды, покоились на воде цветы белых лилий. Так резко оттенялся каждый цветок чернотой озёрного зеркала, что мы замечали его обыкновенно за двести-триста метров.4 (По В. Солоухину.)
Найдите сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными, составьте схему этого предложения.
Михайловский парк
Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское. Там было пустынно и тихо. В вышине шли облака. Под ними, по зелёным холмам, по озёрам, по дорожкам столетнего парка, проходили тени.
Михайловский парк — приют отшельника. Это парк, созданный для одиночества и размышлений, где трудно веселиться.4 Он немного угрюм со своими вековыми елями, высок, молчалив и незаметно переходит в такие же величественные, как и он сам, столетние пустынные леса. Только на окраинах парка сквозь сумрак, всегда присутствующий под сводами старых деревьев, вдруг откроется поляна, заросшая блестящими лютиками, и пруд с тихой водой.
Тёплый вечер
Воздух уже потемнел, и в нём выделялся ствол каждого дерева. Слышалось иногда, как густым басом гудит, пролетая где-то очень близко, невидимый жук и как он, сухо шлёпнувшись о какое-то препятствие, сразу замолкает.4
Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков и болот. Лягушки заливались в них своим торопливым, оглушительным криком; жабы вторили им более редким, мелодическим уханьем. Иногда над головой пролетала с пугливым кряканьем утка да слышно было, как с громким и коротким блеянием перелетает с места на место бекас-баранчик.4 (По А. Куприну.)
Мир природы
Человек обедняет свою духовную жизнь, если он высокомерно смотрит сверху вниз на всё живое и неживое, не наделённое его, человеческим, разумом.4 Ведь жизнь людей, какой бы сложной она ни была, как бы далеко ни простиралась наша власть над окружающим миром, — всего лишь частица жизни природы. Ведь то, что мы о ней знаем сегодня, так мало по сравнению с тем таинственным, удивительным и прекрасным, что нам предстоит ещё о ней узнать.4
Может быть, узнать именно сегодня, когда человеку важно связать в своем сознании новейшие данные об элементарных частицах, о «чёрных дырах» Вселенной с белоснежностью ромашек на лесных полянах, с роскошными, пульсирующими созвездиями над головой, где-нибудь посреди бескрайней степи.
Нам по-прежнему интересны повадки зверей и птиц — диковинных заморских и наших, знакомых с детства. Нам интересно многое: почему такой дремучий зверь, как медведь, легко поддаётся дрессировке; не угрожает ли серому волку занесение в Красную книгу (туда ученые заносят животных, которым грозит исчезновение с лица планеты); как быстро растут кристаллы горного хрусталя и почему считается целебным лист обыкновенного подорожника. ( По И. Акимушкину.)
Родное, заветное
Прошумев обильным ливнем, отсверкав молниями, свалилась в леса грозовая туча. Там ещё погромыхивает, продолжает сеять дождь, короткий, летний. Вокруг посветлело, брызнули солнечные лучи вслед туче, и в полнеба стала над лесами семицветная радуга.4
Для меня с детства несёт она две загадки. Во-первых, откуда пошло это слово – от дуги или от радости? Во-вторых, где и как можно найти её подножие?
По старинному поверью, там, у подножия радуги, зарыты клады несметных сокровищ. Не потому ли так ярко переливается она? Не потому ли только улыбку способна вызвать? Думалось, какое же это счастье – побывать у заветного подножия! Только ни в какие времена не было человека, побывавшего там.
С годами многое меняется. Я давно не ищу подножия радуги. Я твердо знаю, что опирается радуга на родную землю, богатую несметными сокровищами.4 Потому-то и ярки её переливы, потому-то и звучит в самом её названии отголосок радости.
Многое меняется, а радуга остаётся неизменной. И не тускнеет. Так же прекрасна, как в годы детства. В этом и счастье. (По Ф. Поленову.)
Зима
6)Изредка подымающийся ветерок пощипывает лицо и уши, зато как красиво всё вокруг! 7)Какие нежные, мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе! 8)Как ни колюч морозец, он тоже приятен. 9)Не за то ли все мы любим зиму, что она так же, как весна, наполняет грудь волнующим чувством.
10)Всё живо, всё ярко в преобразившейся природе, всё полно бодрящей свежести. 11)Так легко дышится и так хорошо на душе, что невольно улыбаешься, и хочется сказать по-дружески этому чудному зимнему утру:
− 12)Здравствуй, зима долгожданная, бодрая! (143 слова.)
1. Из предложений 3–4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Из предложения 7 выпишите слово с проверяемой безударной гласной в корне.
Выпишите словосочетание (предложение № 7), построенное на основе управления.
Выпишите словосочетание (предложение № 9), построенное на основе согласования.
Выпишите грамматические основы предложения № 8.
Выпишите грамматические основы предложения № 10.
Из предложения № 3 выпишите обособленное распространенное согласованное определение.
Из предложения № 5 выпишите обособленное распространенное согласованное определение.
Среди предложений 8–11 найдите сложное с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 6–7 найдите сложносочинённое. Напишите номер этого предложения.
Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным уступительным.
Назовите способ образования слов по-дружески, наглухо.
Отец
1)Когда я вспоминаю отца, всегда чувствую раскаяние. 2)Кажется, недостаточно ценил его и любил. 3)Всякий раз чувствую вину, что слишком мало знаю его жизнь. 4)Не заботился узнавать её, когда можно было! 5)Стараюсь и не могу понять, что он был за человек.
6)А он был удивительный какой-то чудесной талантливостью своей натуры.
7)В ту зиму мне было двадцать лет, а ему шестьдесят. 8)Ещё только расцвели, невзирая ни на что, мои молодые силы. 9)А у него вся жизнь была позади. 10)И никто в ту зиму не понимал так, как он, что у меня на душе, не чувствовал соединения в ней скорби и молодости.
11)Был солнечный день, и освещённый снегом двор ласково глядел в окно кабинета.
12)Отец взял гитару и стал играть что-то своё любимое и родное. 13)Взгляд его стал твёрд и весел в лад нежному веселью гитары, с грустной усмешкой бормотавшей о чём-то дорогом и утраченном, о том, что всё в жизни проходит и не стоит слёз. ( По И. Бунину.)
Задание
Из предложений 8–10 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.
Из предложений 11–13 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.
Выпишите словосочетание (предложение № 7), построенное на основе согласования.
Выпишите словосочетание (предложение № 11), построенное на основе примыкания.
Выпишите грамматические основы предложения № 4.
Выпишите грамматические основы предложения № 13.
Какой частью речи является слова всякий и какой-то? Назовите их разряды.
Среди предложений 11–13 найдите сложное предложение, в состав которого входит сложносочинённое. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 7–10 найдите сложное предложение, в состав которого входит сложносочинённое. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 1–4 укажите номер СПП с придаточным определительным.
Среди предложений 6–10 укажите номер СПП с придаточным изъяснительным.
Назовите способ образования слов талантливостью и недостаточно.
Фрам и цапля
1)В ветреную погоду из гнезда выпал оперившийся, но не умевший летать птенец, ничем не отличавшийся от взрослых птиц.
2)Я поймал его и, осторожно держа за длинный острый, как шило, клюв, принёс домой. 3)Горящие глаза молодой цапли казались недобрыми. 4)Рукой я придерживал клюв пойманной цапли, опасаясь, что она выколет мне глаз. 5)Устроил я её на небольшой стеклянной веранде, где в углу помещалась моя собака Фрам.
6)Расположенная в другом углу цапля, казалось, не обращала на неё внимания. 7)Скоро она привыкла к своему обиталищу и охотно ела рыбёшку, которую ей приносили. 8)Когда Фраму в глиняной чашке давали корм и он начинал обгладывать косточки, повторялась смешная картина: цапля не торопясь направлялась к Фраму. 9)Он оскаливал зубы и лаял, а она не обращала на это ни малейшего внимания. 10)Медленно приближаясь к Фраму, осматривала чашку, обглоданные кости, поворачивалась и так же медленно уходила. 11)Я недолго держал у себя эту птицу и выпустил её на волю. 12)Она взмахнула широкими крыльями и скоро исчезла.
13)Я тогда понял, что всё живое требует заботы. ( По И. Соколову-Микитову.)
Из предложений 2–4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Из предложений 6–8 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Выпишите словосочетание (предложение № 13), построенное на основе управления.
Выпишите грамматические основы предложения № 5.
Выпишите грамматические основы предложения № 7.
Из предложения № 2 выпишите обособленное обстоятельство.
Из предложения № 10 выпишите обособленное обстоятельство.
Найдите в тексте сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и придаточными определительными. Напишите номера этих предложений.
Выпишите из текста вводное слово.
Выпишите из текста сравнительный оборот.
Назовите способ образования слов обгладывать и медленно.
Трава любка
1)В полдень я очутился в редкоствольном сосняке, где стояла тишина, сгущаемая сумерками.
2)Я поднялся на перевал. 3)Скоро появились ветвистые папоротники, при виде которых как всегда что-то сдвинется в сердце. 4)Оно не то чтобы обмирает, но трепетно ждёт каких-то чудес. 5)Так в детстве сжималось оно, когда рассказчик сказывал страшную сказку.
6)Солнце рассыпалось навстречу мне жёлтым снопом. 7)Я приоткрыл глаза: впереди виднелись кроны растущих в расщелинах сосен. 8)Ребро хребта было в царапинах. 9)Поверху и понизу всё гудело от пчелиных и осиных крыл. 10)Забытыми кострами догорали дикие пионы. 11)Среди лесной всячины сверкнула слюдяными лепестками любка, почти не замечаемая ребятишками.
12)Я собирал бы эту траву по всем лесам и болотам, настаивал бы её корешки и поил бы людей, чтоб преисполнились уважением друг к другу и поняли бы, что любить − это и есть человеческое назначение, веленье божеское. ( По В. Астафьеву.)
Выпишите из предложения № 5 все слова с долгими твердыми звуками.
Выпишите из предложения № 6 все слова с несовпадением количества звуков и букв.
Назовите способ словообразования слов всячина и преисполнились. Запишите слово, от которого они образованы. Назовите способ словообразования этих слов.
Какой частью речи являются слова поверху, понизу, навстречу? Какой частью речи в другом контексте они могут быть ещё?
Укажите, чем осложнены предложения № 1 и № 11.
Из предложений 4–5 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.
Из предложений 7–10 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Выпишите словосочетание (предложение № 4), построенное на основе примыкания.
Выпишите словосочетание (предложение № 3), построенное на основе согласования.
Найдите в тексте сложноподчинённое с придаточным времени. Напишите номер этого предложения.
Найдите в тексте сложноподчинённые с придаточными определительными. Напишите номера этих предложений.
Рождение дня
1)Самое лучшее в мире − смотреть, как нарождается день! 2)Вот вспыхнул первый луч солнца. 3)Ночная тень тихонько прячется в ущельях гор, а их вершины улыбаются ласковой улыбкой.
4)Волны моря высоко поднимают белые головы и кланяются восходящему солнцу. 5)«Добрый день!» − говорит солнце, поднимаясь над морем.
6)Отягощенные росою шаловливо покачиваются цветы. 7)Они тянутся к солнцу, а лучи его горят в каплях росы, осыпают лепестки и листья блеском бриллиантов.
8)Над ними кружатся золотые пчёлы, жадно пьют сладкий мёд, и в воздухе льётся их густая песня.
9)Проснулись красногрудые малиновки, первыми встречая солнце. 10)В кустах прыгают чижи, гоняются за мошками ласточки.
11)Пробуждаются люди и идут на поля к своему труду. 12)Солнце смотрит на них и улыбается. 13)Оно лучше всех знает, сколько сделано людьми доброго на земле. 14)Оно когда-то видело её пустыней, а ныне земля покрыта великой работой людей. ( По М. Горькому.)
Сколько твердых звуков в слове солнцу в предложении № 7? Напишите эти звуки.
Сколько мягких звуков в слове отягощенные в предложении № 7? Напишите эти звуки.
Назовите способ словообразования слова тихонько в предложении № 3. Запишите слово, от которого оно образовано.
Назовите способ словообразования слова когда-то в предложении № 14. Запишите слово, от которого оно образовано.
Какой частью речи являются слово лучше в предложении № 13? Какой частью речи в другом контексте оно может быть ещё?
Какой частью речи являются слово шаловливо в предложении № 6? Какой частью речи в другом контексте оно может быть ещё?
Укажите, чем осложнены предложения № 7 и № 8.
Из предложений 1–4 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.
Выпишите словосочетание (предложение № 1), построенное на основе управления.
Выпишите словосочетание (предложение № 14), построенное на основе согласования.
Найдите в предложениях 1−5 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.
Найдите в предложениях 9−14 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.
Предлагаем подборку нескольких текстов, предназначенных для вступительных испытаний будущих десятиклассников. Для гуманитарного профиля текст дополнен заданиями, содержащими разные разборы.
Диктант на вступительном испытании
Перед парковым фасадом дворца открывалось широкое водное зеркало с двумя живописно расположенными островками. На одном из них, имеющем овальную форму, была выстроена кирха, хорошо сохранившаяся до наших дней. На некотором расстоянии от этого островка расположен другой. Среди его высоких деревьев и кустарников привлекает внимание белая ротонда. Это сооружение является центром круглого острова и удачно гармонирует с окружающей природой.
Ещё одна из достопримечательностей Марьинского парка — чугунный монумент «Орёл». Он был воздвигнут князем Барятинским в память о победоносном окончании Кавказской войны. До сих пор у самой воды на южном берегу большого пруда как бы парит в воздухе эта могучая птица. Вид её поистине символичен. Широко раскинув крылья, вытянув вперёд хищную голову, она вонзила когти в высокую груду гранитных камней внизу.
Этот монумент, расположенный в центре парка, отчётливо виден из окон и с террасы дворца. Отчетливо вырисовывается он на светлом фоне неба и воды с небольшой полянки на противоположном берегу пруда, окружённой плотной стеной деревьев парка. ( По С. И. Фёдорову.)
Кирха – католики и лютеране так называли здание, в котором они собирались на богослужение.
Ротонда – постройка цилиндрической формы, обычно увенчанная куполом.
Барятинский А. И. – русский государственный и военный деятель, генерал-фельдмаршал, генерал-адъютант.
Одной из примечательных особенностей истории «Марьина» была театральная и музыкальная жизнь. Начало её восходит к возникновению дворцово-паркового ансамбля, то есть ко второму десятилетию девятнадцатого века.
Первые публичные театры были учреждены по приказу Петра Первого в Петербурге и Москве, потом появляются крепостные театры во многих городах и усадьбах. Провинциальное дворянство начинает проявлять живой интерес к театральным затеям. На всю Россию и далеко за её пределами прославился театр крепостных актеров и музыкантов графов Шереметевых. На роскошные спектакли стекалась вся Москва.
Молодой граф Николай Петрович Шереметев страстно полюбил свою крепостную актрису Ковалёву, заблиставшую на сцене под именем Прасковьи Жемчуговой. Произошло совершенно неслыханное для того времени событие: граф с благословения московского митрополита Платона вступил с крестьянкой в законный брак.
Но молодая графиня недолго прожила на свете, после рождения сына она скончалась, а безутешный граф в память о ней построил в Москве громадный Странноприимный дом, где в наше время находится институт имени Склифосовского. ( По С. И. Фёдорову.)
Странноприимный – устаревшее обозначение богадельни, больницы-приюта для нищих и калек.
Склифосовский Н. В. – выдающийся русский хирург, профессор и учёный.
Дворцовые помещения «Марьина» были обставлены великолепной мебелью. Некоторые сохранившиеся в дворце и в музеях предметы обстановки позволяют судить о большом разнообразии и богатстве украшавших «Марьино» мебельных гарнитуров.
Парадные залы и кабинеты имели мебель в стиле ампир. В золочёных украшениях на спинках кресел, на крышках секретеров изображены крылатая богиня, лебедь и чаша. В виде лебедей с изогнутыми шеями сделаны подлокотники большого дивана. В украшениях преобладает также античная военная тематика и мифология.
Большие трюмо, круглые столы, стулья имеют строгий и чёткий ампирный характер. Поражают тонкой художественной резьбой по чёрному дереву книжные шкафы.
В «Марьине» сохранились почти все хрустальные и бронзовые люстры и многочисленные бра, являющиеся подлинными украшениями каждого помещения. Особенно красива большая люстра круглого зала. В некоторых гостиных люстры украшены рубиновым стеклом.
При взгляде на красивый рисунок паркетных полов из кусочков дорогого дерева нельзя не вспомнить великолепные паркеты знаменитых дворцов в пригородных усадьбах Петербурга и Москвы. ( По С. И. Фёдорову.)
Ампир – это архитектурный стиль, для которого характерно подражание античным постройкам.
Ампирный – построенный, выполненный в стиле ампир.
В ста километрах к юго-западу от Курска в селе Ивановском Рыльского района находится небольшой, но интересный музей. В его экспозиции имеется много ценного, рассказывающего3 об истории села и дворца князей Барятинских.
Старинные рисунки, гравюры, чертежи, документальные фотоснимки и несколько произведений искусства и предметов жизни и быта знакомят посетителей с далёким прошлым этих мест. А посетителей много, потому что поблизости расположен знаменитый санаторий «Марьино». Отдыхающие, приезжающие со всех концов страны, живо интересуются местными редкими и ценными памятниками культуры.
Этот музей может служить примером благородной деятельности местной сельской интеллигенции — увлечённых людей, выявляющих, берегущих здешние краеведческие ценности.
1. Произведите синтаксический разбор предложения: Отдыхающие, приезжающие со всех концов страны, живо интересуются местными редкими и ценными памятниками культуры. ( I вариант).
В его экспозиции имеется много ценного, рассказывающего об истории села и дворца князей Барятинских. ( II вариант).
2. Выпишите из 2-го абзаца 3 словосочетания с разными типами связи, разберите их графически (1 вариант);
выпишите из 5-го абзаца 3 словосочетания с разными типами связи и разберите их графически (2 вариант).
3. Произвести морфологический разбор слова: рассказывающего (I вариант); написано (II вариант).
В туркменском доме тебе предлагают пиалу и полный чайник горячего зелёного чая. После выпитого ставят второй. Сперва испытываешь недоумение. Но немного погодя понимаешь, что это не каприз и не мода. Это необходимость. Она приводит к привычке. К концу пребывания в Туркмении я без излишней натуги выпивал подряд три чайника — почти пятнадцать пиал.
«Если землю покидает счастье, — говорят жители Средней Азии, — вода уходит в глубину».
«Без воды и земля трескается», — вторят им осетины.
А у туркмен воде посвящено столько пословиц и поговорок, что из них можно составить целый сборник. « Красота пустыни — вода», — говорят они. А где она, вода? Ведь кругом одни черные и красные пески. Разве есть вода в раскалённых песках?
Едем по дороге. Это не асфальт и даже не булыжная мостовая. Это песок. Под колёсами с зубовным скрежетом трескается и рассыпается сухой, полусгнивший саксаул. Высоко задирая задние лапы, улепётывают суслики. С космической скоростью исчезают серые ящерки. В глубине неба неподвижно, точно прибитый гвоздями, висит орёл. ( По В. Марину.)
Осетины – ираноязычный народ, живущий на Кавказе, являются потомками алан — кочевых ираноязычных племён скифо-сарматского происхождения.
Как-то раз в Ботанический сад я приехал раньше обычного. Хотелось поработать до наступления жарких дневных часов. Проходя мимо коллекции ореховых деревьев, я обратил внимание на плотно сидящую в развилке ствола американского чёрного ореха сосновую шишку. Поблизости плодоносящих сосен не было.
Заинтересовавшись шишкой, я подошёл ближе к дереву и заметил ниже развилки в небольшой выемке орех. В скорлупе чернела дырочка неправильной формы. Осмотрев дерево, обнаружил ещё несколько выемок с орехами. Здесь явно была чья-то столовая. Под этим и соседним деревьями на земле среди травы валялось довольно много скорлупы от орехов. И орехи неизвестному гурману понравились куда больше, чем семена сосны. Тем более что и летать или ходить за ними далеко не надо. Коллекция разных форм лещины находилась рядом.
Орехами лещины питаются многие лазающие и летающие обитатели леса. Например, мыши. Их ходы в лесу я встречаю довольно часто. Да и на некоторых скорлупках, подобранных под деревом, есть явные следы грызунов.
Около кустов лещины приземляются шумные стайки поползней. Они, как известно, тоже большие любители лесных орехов. ( По Г. К. Байкову.)
Поползни – пернатые, которые владеют характеристиками древолазания, шумные, подвижные птицы из рода воробьинообразных.
С какой бы стороны вы ни приближались к усадьбе «Марьино», прежде всего станет заметным зелёный массив парка. Его издали можно принять за вековой лес. Сколько интересных неожиданностей скрыто за его высокими кронами!
Постепенно из-за могучих деревьев начнут вырисовываться очертания дворца и сквозь зелень засверкает обширное водное зеркало пруда. Великолепный парк и огромный пруд являются наиболее живописными достопримечательностями «Марьина». Столетние деревья образуют тенистые аллеи, изумрудные лужайки сменяются цветниками, то здесь, то там виднеются колонны и статуи.
Сооружения дворца, парк и пруд представляют собой неразрывное целое, называемое на языке архитектуры ансамблем. Подобные дворцово-парковые комплексы, создававшиеся более двух веков назад, отличаются органическим единством композиции и богатством архитектурных решений.
В общем виде планировка парков сводилась к двум основным приёмам: ландшафтному и регулярному. В парке удачно сочетаются оба приёма. Около дворца парк имеет геометрически правильную планировку с широкими и прямыми аллеями, симметрично расположенными парковыми сооружениями и посадками, цветниками и подстриженными деревьями, с широкой каменной лестницей, спускающейся к пруду. Далее начинается пейзажная часть парка с аллеями и дорожками, огибающими живописные берега пруда, холмы и лужайки. ( По С. И. Фёдорову.)
1. Произвести синтаксический разбор предложения:
Сооружения дворца, парк и пруд представляют собой неразрывное целое, называемое на языке архитектуры ансамблем. ( I вариант).
Далее начинается пейзажная часть парка с аллеями и дорожками, огибающими живописные берега пруда, холмы и лужайки. ( II вариант).
2. Разобрать слова по составу: приближались, расположенными, цветниками (I вариант); сменяются, огибающими, посадками (II вариант).
3. Произвести фонетический разбор слова: зелень (I вариант); водное (II вариант).
Гремучую змею считают мудрой и лукавой, живучей и ядовитой, быстрой как молния. Бытует поверье, будто человек может увидеть гремучую змею только раз. Она сразу же бросится на него и умертвит.
Как часто мы судим о животных по рассказам и легендам! Неверно, будто змея эта — опасное и лукавое чудовище, ненавидящее род человеческий. Напротив, гремучая змея очень пуглива. И совсем она не так хитра и коварна.
Яд гремучей змеи парализует и убивает жертву, чаще всего мелких млекопитающих. При встрече с человеком змеи никогда не нападают первыми. Прежде всего у них появляется желание замереть, сделаться незаметнее. Но если змею преследуют, она начинает извиваться, шипеть и может укусить.
Многие считают, что раненая гремучая змея, чувствуя гибель, кончает жизнь самоубийством, впуская себе свой яд. Верно, находясь в опасности, змея впадает в бешенство и начинает подпрыгивать и хватать зубами всё, что находится вокруг неё, и даже своё тело. Однако собственный яд для змеи не опасен.
Пойманная гремучая змея объявляет голодовку и может не принимать пищу по два года. На свободе же она глотает пищу раз в неделю, съедая сразу немного меньше половины веса своего тела. ( По Н. А. Сатарову.)