Под диктовками люди и люди всегда пытались разгадать тайну недр нашей планеты

Под диктовками люди и люди всегда пытались разгадать тайну недр нашей планеты Экодиктант

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня.4 Не лгут они даже в пустяках. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают.

Они не унижают себя с целью вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают», потому что это бьёт на дешёвый эффект.

Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями.

Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть Пиквика. Тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка воли.4 (По А. Чехову.)

Однажды стадо драгоценных диких пятнистых оленей, продвигаясь к морю, пришло на узенький мыс. Мы протянули за ними поперёк всего мыса проволочную сетку и преградили им путь в тайгу. У оленей для питания много было и травы, и кустарника, нам оставалось только охранять дорогих гостей наших от хищников-леопардов, волков и даже от орлов.4

С высоты горы я стал разглядывать скалу внизу и скоро заметил, что у самого моря, на высокой скале, покрытой любимой оленями травой, паслась самка оленя. Возле неё в тени лежал какой-то желтенький кружочек. Разглядывая в бинокль, я скоро уверился, что это оленёночек.

Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, стараясь как будто попасть ими в недоступные ему темно-зеленые сосны, поднялся преогромный орёл, взвился высоко и бросился вниз. Но мать услышала шум падающей громадной птицы, быстро схватилась и встретила её: она встала на задние ноги против детёныша и передними копытцами старалась попасть в орла, а он, обозлённый неожиданным препятствием, стал наступать, пока острое копытце не попало в него.4 (163 слова.)

Роскошный тропический день оканчивался. Палящий зной спадал, и от притихшего океана веяло нежной прохладой.

Солнце быстро катилось к закату и скоро зажгло пылающим заревом далекий горизонт, расцвечивая небо волшебными переливами всевозможных красок и цветов, то ярких, то нежных, и заливая блеском пурпура и золота и полосу океана, и обнажённые верхушки вулканических гор высокого зеленеющего острова, резко очерченного в прозрачной ясности воздуха.

Пуская черные клубы дыма из своей белой трубы, «Коршун» приближается к пенящимся бурунам, которые волнистой серебряной лентой белеют у острова. Это могучие океанские волны с шумом разбиваются о преграду, поднявшуюся благодаря вековечной работе маленьких полипов из незримых глубин океана, об узкую надводную полоску кольцеобразного кораллового рифа до самого острова.

Замедлив ход, «Коршун» пролетел через узкий проход рифа, оставил океан сзади и очутился в затишье лагуны, гладкой, как зеркало, и голубой, как бирюза. Эта лагуна, окруженная со всех сторон, представляет собой превосходную гавань, в глубине которой, утопая весь в зелени и сверкая под лучами заходящего солнца красно-золотистым блеском своих выглядывающих из-за могучей листвы белых хижин и красных зданий набережной, приютился маленький город – столица королевства на островах. (176 слов.)

Дом в саду

Огромный старый клён, возвышавшийся над всею южной частью сада, видный отовсюду, стал еще больше и виднее: оделся свежей, густой зеленью.

Выше и виднее стала главная аллея. Вершины ее старых лип покрылись узором юной листвы, поднялись и протянулись над садом светлой зелёной грядой.

А ниже клёна лежало нечто сплошное, кудрявого, благоуханного, сливочного цвета.

И всё это: огромная пышная вершина клёна, светлая зелёная гряда аллеи, подвенечная белизна яблонь, груш, черемух, синева неба, и все то, что разрасталось и в садах, и в лощине, и вдоль боковых липовых аллей и дорожек, и под фундаментом южной стены – всё поражало своей густотой, свежестью и новизной.

На чистом зелёном дворе от надвигающейся отовсюду растительности стало как будто теснее, дом стал как будто меньше и красивее. Он как будто ждал гостей: по целым дням были открыты и двери, и окна во всех комнатах: в белом зале, в синей старомодной гостиной, в маленькой диванной, увешанной овальными миниатюрами, и в солнечной библиотеке, большой и пустой угловой комнате со старыми иконами и низкими книжными шкафами. И везде в комнаты глядели разнообразно зеленые, то светлые, то темные, то изумрудные деревья. (179 слов.)

Ночь была тёмной. Луна хотя и взошла, однако же её скрывали густые облака, покрывавшие горизонт. Совершенная тишина царствовала в воздухе. Ни малейший ветерок не рябил гладкую поверхность заснувшей реки, быстро и молча катившей свои воды к морю. Кое-где только слышался легкий плеск у крутого берега от отделившегося и упавшего в воду комка земли. Иногда утка пролетала над нами, и мы слышали тихий, но резкий свист её крыльев. Порой сом всплывал на поверхность воды, высовывал на мгновенье свою безобразную голову и, хлестнув по струям хвостом, опускался в глубину. Опять всё тихо.

Вдруг раздаётся глухой, протяжный рёв и долго не проходит, как будто застывая в безмолвной ночи. Это олень бродит далеко-далеко и зовёт самку. Сердце трепещет от этого звука у охотника, и перед глазами его ясно рисуется гордый рогаль, тихо пробирающийся по камышу.

Лодка между тем незаметно скользит, подвигаемая осторожными ударами вёсел. Высокая неподвижная фигура Степана неясно вырисовывается на горизонте. Белое длинное весло его двигается неслышно взад и вперёд и только изредка переносится с одной стороны лодки на другую. ( По И. Бильфельду.)

В это утро впервые в своей жизни я услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке.

Я смотрел в открытое окно, лежа в тёплой постели и подрагивая от холодка зари. Улица была залита розовым светом встававшего за домами солнца. Вот открылись ворота двора, и седой пастух-хозяин, в помазанных дёгтем сапогах и высокой шляпе, похожей на цилиндр, вышел на середину ещё пустынной улицы. Он поставил у ног свою шляпу, перекрестился, приложил обеими руками длинный рожок к губам, надул толстые щёки — и я вздрогнул от первых звуков: рожок заиграл так громко, что даже в ушах задребезжало. Но так было только сначала. Потом он стал забирать выше и жальче и вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело.

Замычали вдали коровы и стали понемногу подбираться, а пастух всё стоял и играл. Он играл, запрокинув голову, словно забыв про всё на свете. Пастух переводил дыхание, и тогда слышались восхищённые голоса на улице: «Вот это мастер! И откуда в нём духу столько!» Пастух, наверное, тоже слышал это и понимал, как его слушают, и ему это было приятно. ( По И. Шмелёву.)

По дому можно судить о его хозяине, и часто, взглянув на человека, можно представить себе его дом. Но иногда бывает, что дом и его хозяин по природе своей и по внешнему виду являются полной противоположностью друг другу, и невесело выглядят тогда и дом, и его обитатели. На всём лежит печать какого-то беспокойства и неустроенности. Но бывает и так, что человек настолько сроднится со своим жильём, что и понять трудно, где кончается обиталище и начинаются обитатели.

Восстанавливая Михайловский дом, я много думал о жилище Пушкина, стараясь реально представить себе, как оно устраивалось и как выглядело. Ведь сам Пушкин и его друзья, бывавшие у него в деревне, так были скупы на рассказы об этом доме!

Как работал Чехов

Жизнь Чехова подчинялась писательскому труду. Те, кто жили рядом с Чеховым, угадывали, что в нём всегда кипела внутренняя работа. Казалось, его органы чувств непрестанно закрепляли в памяти выражения, разговоры, краски, звуки, запахи.

Многое из подмеченного вокруг себя Чехов заносил в записную книжку, делал пометки дома, за обедом, ночью, на лодке, в поле. Когда этой книжки под рукой не оказывалось, он записывал на чём попало: на клочке бумаги, визитной карточке, на обороте адресованного ему письма.

Чехов говорил, что тема дается случаем. Это значило, что Чехов не выдумывал темы, сидя в кабинете за письменным столом. Но он и не ждал, когда случай придёт к нему. Писатель сам шёл навстречу случаю, искал его всегда, упорно выслеживая тему, как охотник выслеживает дичь.

Многое в жизни Чехова объяснялось поисками этих случаев: внезапные отлучки из дому, неожиданные отъезды, часы, проведённые в ночных чайных, больницах, гостиницах уездных городков, железнодорожных станциях. Строки из записных книжек превращались в наброски к будущим произведениям, потом  в черновик, кругом покрытый исправлениями, вставками. Рукописи всех настоящих мастеров перечеркнуты вдоль и поперёк. Чехов хорошо знал, что писать просто труднее всего. ( По А. Раскину.)

Итоговый контрольный диктант за курс 8 класса

Люди, прислушайтесь к чудесным мелодиям матери-земли, и вы непременно их услышите. в лесу, среди пробудившегося цветущего поля

Журчание весеннего ручейка или плеск речных волн о песчаный берег, пение птиц или гром отдалённой грозы, шелест цветущих луговых трав или треск  мороза в зимнюю ночь, трепетание зелёной листвы на деревьях или треск кузнечиков у протоптанной луговой тропинки – всё это бесчисленные звуки земли.  Городские люди, оглушённые шумом машин, отвыкли слушать их, к сожалению.  Тем радостнее такому человеку, ещё не совсем утратившему чувство родной природы, побывать в лесу, на реке, в поле, набраться душевных сил.

А как хорошо новое утро!   Ещё до восхода солнца просыпаются, начиная радостно петь, птицы.  Спят в каменных домах люди, редкая прошумит машина, но уже полнится жизнью пробудившийся лес, полной грудью дышит земля.  «В природе, – говорит  нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра».

Правильные ответы впишите в таблицу:

1.  Определите, к  какому  книжному  стилю  относится  данный  текст

2.  Определите  основную  мысль текста

1) Хорошо  наступающее раннее утро.

2) Прислушивайтесь к чудесным звукам земли.

3) Человек в лесу, на реке, в поле.

4) Радостное пение птиц.

3.  Укажите способ образования слова «пробудившийся» (8 предложение)

4) сложение основ

4.  Укажите  ошибочное  утверждение

1) в предложении 8 используется олицетворение

2) в предложении 8 используются эпитеты

3) в предложении 8 используются однокоренные слова

4) в предложении 8 используется гипербола

5.  Укажите словосочетание,  которое  является  глагольным

1) прислушайтесь хорошенько

2) наступающее утро

3) журчание ручейка

4) пробудившийся лес

6.  Укажите  предложение  с составным  глагольным сказуемым

7.  Укажите  предложение  с  обособленным  определением,  выраженным  причастным оборотом

8. Укажите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом

9.  Укажите,  чем  осложнено  предложение  4

1) однородными сказуемыми

2) однородными подлежащими

4) вводным словом

Укажите  предложения  с  обобщающим  словом

Ответы за тест

Оценка за тест

0  –  1   ошибка   –   «5»

2  –  3   ошибки   –   «4»

4  –  6   ошибок   –   «3»

Люди всегда старались разгадать тайну глубин нашей планеты. Что находится в центре Земли? Почему на Земле происходят землетрясения, извержения вулканов? Где встречаются полезные ископаемые? Движутся материки или стоят на месте? Почему одни участки суши поднимаются, а другие опускаются? Каков возраст нашей планеты? Какой была Земля миллионы лет назад?

Выяснить это не так просто. А если прорубить скважину к центру Земли? Глубинное бурение – один из методов изучения земных недр. Он позволяет много узнать о строении нашей планеты. Самая глубокая скважина не превышает пятнадцати километров, а расстояние от поверхности до центра Земли шесть тысяч триста семьдесят километров.

И все-таки с помощью бурения ученые установили, что при приближении к центру Земли температура повышается. В среднем на каждые сто метров глубины она возрастает на три градуса.

1. Морфологический разбор: пятнадцать (километров).


Под диктовками люди и люди всегда пытались разгадать тайну недр нашей планеты

2. Записать числительное «шесть тысяч триста семьдесят километров» в родительном, дательном и творительном падежах.

Р. п. – шести тысяч трехсот семидесяти километров

Д. п. – шесть тысячам трёмстам семидесяти километрам

Т. п. – шестью тысячами тремястами семьюдесятью километрами

ГЛАВНЫЙ НА ЗЕМЛЕ ЧЕЛОВЕК

Наверное, нет на земле человека, который не хранил бы в своем сердце светлое чувство любви и благодарности к учителю, впервые распахнувшему перед ним дверь в неизведанное, научившему изумляться красоте и величию мира, сумевшему увлечь жаждой познания. Могут стереться отдельные черты, забудутся произнесенные много лет назад слова, но никогда не исчезнет в нас благоговейное удивление перед мудростью и добротой того, кто навсегда останется в нашей памяти носителем лучших человеческих качеств.

«Труд учителя ни с чем не сравним, — писал В. А. Сухомлинский. — Ткач уже через час видит плоды своих работ, сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла, хлебороб через несколько месяцев любуется колосьями и горстью зерна, а учителю надо трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творения».

С первого школьного дня, не считаясь ни с собственным временем, ни с усталостью, ведет учитель своих воспитанников по дорогам знаний, вводит их в круг сложных и важных дел, которыми живет наша Родина. Одиннадцать лет, таких длинных и таких коротких, он остается для своих учеников главным человеком на земле.

Учитель — в высшей степени государственный человек, так как выполняет ответственное и едва ли не самое трудное поручение народа — творит нового человека, творит будущее Отчизны.

Каким образом люди понимают друг друга? Как они договариваются между собой в процессе совместного труда? Как передают друг другу свои чувства, «заражают» своими эмоциями? Наконец, каким образом людям XXI века становятся доступны мысли, опыт, переживания их предков, живших сотни лет тому назад? Как от поколения к поколению накапливается научная информация?

Основным средством общения между людьми является язык, люди взаимодействуют друг с другом прежде всего в процессе речевой деятельности. « В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, — писал К. Д. Ушинский. — Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое, живое целое».

Национальный язык – понятие очень широкое. Помимо образцовой своей формы – литературного языка – он включает диалекты, жаргоны, просторечие. Таким образом, тексты, созданные на русском языке, могут значительно различаться и быть понятными далеко не всем носителям языка. Например, разговор экономистов на специальные темы будет непонятен филологам, городской подросток мало что уяснит из речи деревенской бабушки, профессиональный разговор с использованием «компьютерного жаргона» будет ясен далеко не всем даже образованным людям. В культурном и языковом отношении нацию объединяет прежде всего литературный язык – высшая, образцовая форма национального языка.

Однако как бы берёза или дуб ни изменялись, они так и останутся навек берёзой и дубом, а клен — клёном. А яблоня — яблоней. Молодая прекрасная яблоня или молодой клён станут яблоней старой, старым клёном — и только. Не больше. И река станет широкой ли, глубокой или вовсе обмелеет, однако вода в ней ведь всё та же. Один лишь человек способен менять свою сущность. Из хищника, дикаря, почти зверя он становится почему-то действительно человеком. Начинает понимать то, чего прежде не понял бы и не принял бы, а со злобой отверг. Набирается разума, опыта, знаний. Учится замечать вокруг себя всё доселе ему непонятное, очень мудрое, неприметное. ( По О. Кожуховой.)

(201 слово. Гласные после шипящих и ц. Частицы. Простое предложение. Сравнительные обороты. Однородные члены предложения.)

Задание Выпишите из текста предложения с союзами как и словно; установите, какие конструкции присоединяются с их помощью. Преобразуйте эти предложения в сложноподчиненные с придаточными сравнительными.

Оцените статью
Экодиктант - Помощь