Беседа по теме ” Деепричастия” ( « В деревне», М. Горький, Мать«»). 6 класс Контрольный текст на тему деепричастное в русском языке для 9 класса

Беседа по теме " Деепричастия" ( « В деревне», М. Горький, Мать«»). 6 класс Контрольный текст на тему деепричастное в русском языке для 9 класса Экодиктант

Деревня была где-то за лесом. Если идти в неё по большой дороге, нужно отмахать не один десяток километров; если пойти лесными тропинками, путь урежется вдвое. Толстые корни обхватили извилистую тропу. Лес шумит, успокаивает. В стылом воздухе кружатся жухлые листья. Тропинка, петляя среди деревьев, поднимается на пригорки, спускается в ложбинки, забираясь в чащобу осинника, выбегает на зарастающие ельником поляны, и кажется, что она так и не выведет тебя никуда.

Но вот вместе с листьями начинают кружиться снежинки. Их становится больше и больше, и в снежном хороводе не видно уже ничего: ни падающих листьев, ни тропы.

Осенний день как свеча: тлеет – тлеет тусклым огнём и угаснет. На лес наваливаются сумерки, и дороги совсем не видно; не знаешь, куда идти.

Жутко и страшно в темноте, а Марина совсем одна. Идти дальше рискованно: осенью северные леса страшны волками. Марина забирается на дерево и решает переждать длинную ночь в лесу.

Мокрый снег напоил влагой пальто. Холодно, и ноют обмороженные ноги. Наконец в промозглом рассвете неожиданно закричали петухи. Деревня, оказывается, была совсем рядом.

1. Найти в тексте БСП и определить смысловые отношения между частями БСП.

Второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом.

2. Синтаксический разбор предложения.

Синтаксический разбор: Идти дальше рискованно: осенью северные леса страшны волками.


Беседа по теме " Деепричастия" ( « В деревне», М. Горький, Мать«»). 6 класс Контрольный текст на тему деепричастное в русском языке для 9 класса

Синтаксический разбор: Жутко и страшно в темноте, а Марина совсем одна.


Беседа по теме " Деепричастия" ( « В деревне», М. Горький, Мать«»). 6 класс Контрольный текст на тему деепричастное в русском языке для 9 класса

по русскому языку

за III четверть 2015 – 2016 уч.г.

Вместо того чтобы сидеть на скучном уроке по арифметике, нам выпала удача копать картошку на школьном участке. Главное развлечение наше состояло в том, чтобы на гибкий прут насадить тяжёлый шарик и бросить дальше.

Я наклонился, чтобы слепить шарик потяжелее, но вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. Это Витька Агафонов вместо того, чтобы бросить свой комок земли в небо, подкрался ко мне сзади и ударил меня комком, насаженным на прут.

Я никогда не плакал от физической боли. От неё можно кричать, орать, кататься по траве, но не плакать. Зато легко навёртывались слёзы на мои глаза от несправедливости.

Ни один человек не заметил происшествия. Все по-прежнему собирали картошку. Небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уже не видел ни картошки, ни солнца, ни неба. На душе черно от обиды, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке.

1. Произвести синтаксический  разбор

2. Выполнить морфологический разбор предлога из

3. Выполнить морфологический разбор союза из

4. Произвести морфемный разбор слов:  плакал, скучном, сзади.

Время и люди немного оставили от некогда раскинувшейся здесь просторной хуторской усадьбы. Кое-где останки её выглядывали на поверхность камнем фундамента, осевшим от времени. Ольшаник, потеснив хуторское поле, подступил к самому двору. От колодца ничего не осталось. Вода, оказавшись без надобности, иссякла. На месте стоявшей здесь хаты тянулась к свету дикая груша. С дороги ничего не указывало на бывшую усадьбу. Только одинокая липа, пристроясь возле бывших ворот, одиноко и уродливо удерживала ещё несколько мощных сучьев.

Прилетая из леса, птицы почему-то никогда не садились на её ветви. Вороны, возможно, помнили что-то, чуя в изуродованном дереве дух несчастья, знак давней беды. И только тоненькая молодая рябинка, выбросив на свет считанные листочки, казалась гостьей из иного мира посреди заросшего травой подворья. Всё, кроме времени, принадлежало здесь прошлому. И только человеческая память, превращая прошлое в нынешнее, связывает настоящее с будущим.

1. Произвести синтаксический разбор

2. Выписать из текста диктанта предложение с обособленным уточняющим членом предложения.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

прилетая, хуторское, уродливо, подступил.

Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере; мы пили чай ночью,  дожидаясь далёкого и нерешительного рассвета, и за чаем дед рассказал мне историю о зайце.

В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны лопухов,  сильно тянуло гарью. Поднялся ветер, дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты, стало трудно дышать.

Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идёт прямо на него. Ветер перешёл в ураганный, огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шёл со скоростью тридцати километров в час.

Вскоре дед увидел зайца. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда  огонь их окружает.

Дед побежал за зайцем – заяц вывел его из огня.

2. Построить схему последнего  предложения из

рассвета, тянуло, ураганный, дожидаясь, сильно.

Русский язык -Диктанты для 9 класса.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Контрольный диктант по русскому языку – одна из основных форм контроля знаний обучаемых при изучении предмета “Русский язык” в общеобразовательной школе. Текст контрольного диктанта должен содержать в себе необходимое количество элементов, охватывающих все основные темы пройденные в течение года.

Контрольный диктант по русскому языку проводится в конце годового периода обучения и позволяет учителю выявить степень усвоения учащимися изученного в данном периоде курса / 9 класс /.

Деревня, куда направлялись люди и которая, по словам паромщика, находилась, во-первых, в четырех верстах, а во-вторых, была незначительна. Ее составляли десяток изб, которые криво и косо лепились по обеим сторонам пустынной улицы. Неизменное положение улицы на дне лощины должно было подвергать ее весною совершенному потопу: она превращалась в одну стоячую лужу, в которой почти до исхода мая весело барахтались утки и ребятишки. Теперь не было следа воды или грязи, но зато из конца в конец лежал сплошной слой рыжеватой пыли.

Благодаря ли пыли, заглушавшей шаги, или тому, наконец, что народонаселение, от людей до животных, находилось в поле, люди не были встречены лаем собак. В деревне, которую, как оказалось потом по расспросам, прозывали Пустой Кожух, царствовало мертвое молчание; перелетали разве воробьи, чирикавшие за плетнями или делавшие вид, что купаются в пыли; иногда появлялся общипанный, бесхвостый петух самонадеянного вида.

Задание к тексту:

Выполнить (по вариантам) синтаксический разбор 1-го и 2-го предложений.

Русский язык / 9 класс / Контрольные диктанты

: Данный контрольный диктант проводится с учащимися 9 класса общеобразовательной школы. Целью проведения данного диктанта является контроль освоения учащимися курса русского языка за 9 класс.

Расширенный выбор диктантов по русскому языку:

Диктанты по русскому языку для 4 класса

Диктанты по русскому языку для 5 класса

Диктанты по русскому языку для 6 класса

Диктанты по русскому языку для 7 класса

Диктанты по русскому языку для 8 класса

Диктанты по русскому языку для 10 класса

Деревня, куда направлялись люди и которая, по словам паромщи­ка, находилась, во-первых, в четырех верстах, а во-вторых, была не­значительна. Ее составляли десяток изб, которые криво и косо лепи­лись по обеим сторонам пустынной улицы. Низменное положение улицы на дне лощины должно было подвергать ее весною совершен­ному потопу: она превращалась в одну стоячую лужу, в которой поч­ти до исхода мая весело барахтались утки и ребятишки. Теперь не было следа воды или грязи, но зато из конца в конец лежал сплошной слой рыжеватой пыли.

Благодаря ли пыли, заглушавшей шаги, или тому, наконец, что народонаселение, от людей до животных, находилось в поле, люди не были встречены лаем собак. В деревне, которую, как оказалось потом по расспросам, прозывали Пустой Кожух, царствовало мертвое мол­чание; перелетали разве воробьи, чирикавшие за плетнями или де­лавшие вид, что купаются в пыли; иногда появлялся общипанный, бесхвостый петух самонадеянного вида.

1. Синтаксический разбор предложения.

(Повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное, три грамматические основы:

1 – деревня; главное, односоставное, назывное, нераспространенное;

2 – направлялись люди; придаточное места, двусоставное, нераспространенное;

3 – которая находилась, была незначительна; придаточное определительное, двусоставное, распространенное, осложнено вводными словами, однородными сказуемыми, уточняющей конструкцией).

(Повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное, придаточное определительное, две грамматические основы:

1 – составляли десяток изб; главное, двусоставное, распространенное;

2 – которые лепились; придаточное, двусоставное, распространенное, осложнено однородными обстоятельствами).

Тематические диктанты. 6 класс.

УМК Ладыженской Т. А., Баранова М. Т. и др.

Входной контрольный диктант № 1.

проверить знания детей за курс 5 класса.

(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6 классе», М.: Просвещение, 2011 г.)

«5»- без ошибок, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

«4»- 2 орфограф, и 2 пунктуац.

1 орфограф, и 3 пунктуац.

0 орфограф, и 4 пунктуац.

«3»- 4 орфограф, и 4 пунктуац.

3 орфограф, и 5 пунктуац.

0 орфограф, и 7 пунктуац.

«2» – 5 орфограф, и 9 пунктуац.

8 орфограф, и 6 пунктуац

В  августе  в  окрестных  лесах  появляется  много  грибов. Собираемся  и  идём  в  лес.

За  деревней  расстилаются  широкие  поля. По  тропинке  направляемся  к  дальней  роще. Здесь  всегда  много  грибов. Из-под  листика  виднеется  шляпка  сыроежки, но  мы  решаем  собирать  только  «благородные»  грибы: белые, подосиновики  и  подберёзовики. Ребята  расходятся  по  лесу, и  далеко  раздаются  их  голоса.

Вот  у  берёзки  два  крепких  боровика. Они  плотно  прижались  друг  к  другу. Аккуратно  срезаю   их  и  очищаю  от  земли. Лисички! Целая  семейка  разрослась  у  осинки. И  они  попадают  в  корзину.

День  выдался  тёплый, и  лес  освещают  яркие  лучи  солнца. Уже  не  слышишь  звонкого  пения  птиц.  Они  готовятся  к  отлёту  на  юг. (104 слова)

Грамматические     задания

1. П РОИЗВЕСТИ  СИНТАКСИЧЕСКИЙ  РАЗБОР  ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1в. За  деревней  расстилаются  широкие  поля.

2в. Они  готовятся  к  отлёту  на  юг.

2 РАЗОБРАТЬ  ПО  СОСТАВУ  СЛОВА.

1в.- подосиновики, освещают, осинки.

2в. – подберёзовики, расходятся, берёзки.

Контрольный  диктант № 2 по  теме «Словообразование  и  орфография».

проверить уровень  усвоения  знаний  по  данной  теме.

(Текст  взят  из  методического  пособия  Г. А. Богдановой  «Уроки  русского  языка  в  6 классе» М.: Просвещение. 2011 г.)

Леса  в  Мещёре  глухие. Хорошо  идти  весь  день  по  этим  лесам, пробираться  сквозь  заросли  кустов, по  дорогам  к  дальнему  озеру.

Путь  в  лесах – это  километры  тишины, безветрия.

Я  люблю  лесные  сумерки, когда  из  мхов  тянет  сыростью, в  траве  горят  светлячки.

Закат  тяжело  пылает  на  кронах  деревьев  и  золотит  их. Последний  луч  солнца  ещё  касается  их  верхушек. А  у  подножия  сосен  уже  темно  и  глухо. Бесшумно  летают  и  словно  заглядывают  в  лицо  летучие  мыши. На  западе  ещё  тлеет  зорька.

Вот  и  озеро. Здесь  под  берёзой  расположились  знакомые  рыбаки. Их  лиц  я  не  вижу  из-за  дыма  костра, который  то  разгорается, то  гаснет. (100 слов.)

1. В ЫПИСАТЬ  СЛОВА  С  ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ  ГЛАСНЫМИ  В  КОРНЕ, ВЫДЕЛИТЬ  КОРЕНЬ.

2. Р АЗОБРАТЬ  ПО  СОСТАВУ  СЛОВА.

1в. – рыбаки, безветрия, пробираться.

2в. – лесные, подножия, разгорается.

Контрольный диктант № 3 по теме «Словообразование и орфография»

проверить,  насколько  хорошо  усвоена  данная  тема.

Соседские  ребятишки  предложили  нам  пойти  с  ними  на  рыбалку. Собирались  мы  весь  вечер, приготовили  удочки, приманку.

Солнце  едва  показалось  над  горизонтом, когда  мы  отправились  на  речку. Его  лучи  едва  касались  верхушек  деревьев, и  они  приобретали  причудливые  очертания. В  низинах  ещё  расстилался  туман.

Узкая  дорожка  привела  нас  к  речке. Лёгкий  ветерок  шевелил  листьями  деревьев  и  приятно  освежал  лицо. Мы  отыскали  удобное  место  и  закинули  удочки.

Между  тем  солнце  пригревало  землю. Его  лучи  осветили  окрестность  и  преобразили  всё  вокруг. На  траве  заблестели  капельки  росы, в  прибрежных  камышах  зашевелились  утки.

К  обеду  мы  вернулись  домой  с  хорошим  уловом.(95 слов)

1. ПРОИЗВЕДИТЕ  МОРФЕМНЫЙ  РАЗБОР  СЛОВ

1в. – соседские, предложили, расстилался

2в. – дорожка, собирались, прибрежных

2. ВЫДЕЛИТЕ  В  СЛОВАХ  ПРИСТАВКИ  ПРЕ-  И  ПРИ-.

Контрольный  диктант № 4 по  теме  «Имя  существительное»

проверить  уровень  усвоения  данной  темы.

Поздней  осенью  выпадает  первый  снег. Он  изменяет  всё  вокруг. Пушистые  снежинки  осторожно  касаются  земли, и  она  одевается  в  ослепительный  наряд. Побелели  дорожки  и  крыши  домов. Загораются, блестят  разноцветные  искорки  инея. Свинцовая  вода  темнеет  среди  беловатых  зарослей  камыша.

Как  прекрасна  берёзовая  роща! Веточки  покрыты  хлопьями, но  от  любого  прикосновения  снежинки  осыпаются. В  ельнике  снег  так  засыпал  деревца, что  их  не  узнаешь. Ёлочка  становится  похожей  на  причудливую  снежную  бабу. На  гладкой  поверхности  виднеются  следы  лесных  зверюшек.

В  предзимние  дни  не  сидится  дома. Путешественники  разных  возрастов  выходят  на  пешеходные  маршруты. Каждый  хочет  почувствовать  свежесть  первого  морозца, сыграть  в  снежки.

«Здравствуй, зима!»- радостно  говорят  люди. (101 слово)

1. П РОИЗВЕСТИ  МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ  РАЗБОР  СЛОВ

1в. –  осенью                                       2в. – камыша

2. П РОИЗВЕСТИ  СИНТАКСИЧЕСКИЙ  РАЗБОР  ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1в. Побелели  дорожки  и  крыши  домов.

2в. Загораются, блестят  разноцветные  искорки  инея.

КОНТРОЛЬНЫЙ  ДИКТАНТ № 5  ПО  ТЕМЕ  «ИМЯ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

: проверить  уровень  усвоения  знаний  по  данной  теме.

Хороши  снежные  зимы  в  России! Непогоду  сменяют  ясные  дни. Блестят  на  солнце  глубокие  сугробы, скрылись  подо  льдом  большие  реки  и  маленькие  речонки. Припорошила  зима  землю  снежной  шубкой. Отдыхает  земля, набирает  силу.

Наполняется  жизнью  зимний  лес. Вот  простучал  по  сухому  дереву  дятел. По  всему  лесу  отбивает  дробь  лесной  барабанщик. С  шумом  пролетит  рябчик, поднимется  из  снежной  пыли  глухарь. Стайка  весёлых  клестов  расселась  на  ветках  ели. Стоишь  и  любуешься, как  ловко  они  вонзают  свои  клювики  в  шишки, выбирают  из  них  семена. С  сучка  на  сучок  перепрыгивает  шустрая  белка.

Вот  прилетела  большая  сова  и  подала  голос. Ей  отозвались  другие  совы. Пискнула  тихонько  лесная  мышь, пробежала  по  снегу  и  скрылась  под  пнём  в  сугробе.(112 слов)

1. П РОИЗВЕСТИ  МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ  РАЗБОР  СЛОВ.

1в. – шубкой                             2в. – по  дереву

Контрольный  диктант № 6  по  теме  «Имя  прилагательное».

проверить  знания  детей  по  данной  теме.

Пятые  сутки  геолог  пробирался  через  тайгу. Ненастье  мешало  ему  двигаться  быстрее, но  сегодня  снегопад  прекратился.

Кончились  запасы  пищи.  И  теперь  он  питался  шишками. Ножом  он  вытаскивал  зёрнышки, набирал  их  в  горсть  и  долго  жевал.

Геолог  расположился  на  ночлег  под  раскидистой  елью, разложил  костёр  около  смолистого  пня, набросал  еловых  веток  и  прилёг  прямо  на  них.

Языки  пламени  костра  то  замирали, то  вспыхивали. От  костра  расстилался  душистый  дымок. Глаза  слипались. Геолог  чувствовал  ужасную  усталость. Он  знал, что  ему  предстоит  долгий  и  опасный  путь  через  глухую  местность.

Ночь  преобразила  лес. Сугробы  снега  превращались  в  причудливые  фигурки.

Геолог  прислушался  и  вдруг  ясно  услышал  рёв  машин. « Неужели  близко  дорога?»- подумал  он.

Он  поднялся, затоптал  костёр  и  пошёл  на  шум  машины. (115 слов.)

1. СДЕЛАТЬ  СИНТАКСИЧЕСКИЙ  РАЗБОР  ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1в. – Ножом  он  вытаскивал  зёрнышки, набирал  их  в  горсть  и  долго  жевал.

2в. – Он  поднялся, затоптал  костёр  и  пошёл  на  шум  машины.

2. ПРОИЗВЕСТИ  МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ  РАЗБОР  СЛОВ.

1в.- под  раскидистой  (елью)

2в.- около  смолистого  (пня)

Контрольный диктант № 7 по теме «Имя прилагательное».

проверить знания учащихся по данной теме.

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими жёлто – белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозелёные сосны. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких белогрудых птичек.

Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился и осмотрелся. Всё вокруг дышало тишиной и спокойствием.

Я пошёл по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из земли. Моё внимание привлекли мелкие тёмно – коричневые зёрнышки. Тогда я понял, что это цветок разбрасывает свои семена.

1. В ЫПИШИТЕ 4 СЛОВОСОЧЕТАНИЯ «ПРИЛ. + СУЩ.», УКАЖИТЕ ПАДЕЖ, ЧИСЛО, РОД ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.

2. В ЫПИШИТЕ ИЗ ТЕКСТА 2 КАЧЕСТВЕННЫХ  И  2  ОТНОСИТЕЛЬНЫХ  ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

3. О ПРЕДЕЛИТЕ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ:

1в. – серебряными, приносил, вечнозелёные

2в. – белогрудых, пролегла, маленьких

Контрольный   диктант № 8 по  теме  «Имя  числительное».

проверить  уровень  усвоения  знаний  учащихся  по  данной  теме.

Глубина  озера  Байкал – 1640 метров. Оно  самое  глубокое  на  планете. В  нём  содержится  пятая  часть  мирового  запаса  пресной  воды. В  Байкал  впадает  336 рек, а  вытекает  одна – Ангара.

Совсем  недавно  жители  прибрежных  селений  преспокойно  пили  воду  прямо  из  озера. Сейчас  оно  страдает  от  промышленных  отходов.

Окрестности  Байкала  одеваются  в  зимний  наряд  раньше  самого  озера. Уже  в  октябре  зима  заковывает  скалистые  берега  в  сверкающие  белоснежные  доспехи  и  превращает  ели  и  гигантские  сибирские  кедры  в  блестящие  ледяные  фигуры.

Январские  морозы  покрывают  озеро  толстым  льдом. Местами  его  толщина  достигает  двух  метров. Он  похож  на  неровное  одеяло.

Летом  даже  в  безветренный  день  может  вдруг  налететь  шквалистый  ветер, и  тогда  озеро  становится  неласковым  морем. (108 слов.)

1в. – восьмой (вагон)            2в. – двадцать  шесть (книг)

2. П РОСКЛОНЯЙТЕ  ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ.

1в. – шестьдесят               2в. – пятьсот

Контрольный  диктант № 9  по  теме  «Местоимение».

проверить, насколько  хорошо  усвоена  учащимися  данная  тема.

Однажды  в  летнюю  ночь  я  сидел  в  моей  комнате  за  письменным  столом. Ночь  была  тихая, только  с  реки  доносились  какие – то  далёкие  лёгкие  звуки. В  полной  ночной  тишине  под  полом  вдруг  послышались  какие – то  тихие  голоса. Они  были  похожи  на  шёпот  птенцов, которые  пробудились  в  гнезде. Но  какие  птенцы  могли  быть  в  подполье? Я  долго  не  мог  понять, кто  разговаривает  у  меня  под  полом. Потом  я  догадался, что  это  ежи.

Ежи – смирные  и  кроткие  звери. Разговаривать  они  не  умеют. Это  я  слышал  их  возню. Они  никому  не  причиняют  вреда  и  никого  не  боятся. Днём  они  спят, а  ночью  выходят  на  охоту. Они  уничтожают  вредных  насекомых, воюют  с  крысами  и  мышами.

На  зиму  ежи  засыпают. Их  маленькие  берлоги  покрывают  снежные  сугробы, и  они  преспокойно  спят  всю  зиму. (125 слов.)

1. У КАЖИТЕ  РАЗРЯДЫ  МЕСТОИМЕНИЙ

1в. – в  первом  абзаце               2в. – во  втором  абзаце

2. П РОИЗВЕСТИ  МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ  РАЗБОР  СЛОВ.

1в. – моей                      2в. – у  меня

Контрольный  диктант № 10  по  теме  «Глагол».

(Текст  взят  из  методического  пособия  Н. М. Скоркиной  «Поурочные  планы  по  русскому  языку. 6 класс». Волгоград. Издательство  «Учитель – АСТ» 2009 г.)

БИТВА  ВО  РЖИ.

Высокая  густая  рожь – это  для  многих  животных  густой  лес.

Солнце  давно  уже  село, догорает  короткая  летняя  зорька, какие – то  тени  реют  над  полем. Это  совы  вылетели  за  добычей. В  лунную  ночь  будут  они  присматриваться, ловить  мышей  и  полёвок. Надо  много  ловкости, чтобы  поймать  их  в  высокой  ржи.

Но  во  ржи  живёт  множество  других  вредителей. Это  насекомые  и  их  прескверные  гусеницы. Если  бы  их  никто  не  трогал, то  от  хлебного  поля  ничего  бы  не  осталось. Однако  есть  у  поля  ценные  друзья, которые   стараются  сберечь  урожай. Это  землеройки, ежи, летучие  мыши, птицы, жабы, лягушки. Мы  их  часто  не  видим  и  знать  не  хотим, тогда  как  они  самоотверженно  спасают  наши  хлеба  от  истребления. (112 слов)

1. Р АЗБЕРИТЕ  СЛОВА  ПО  СОСТАВУ.

1в. – догорает, хлебного, лунную

2в. – вылетели, ловить, вредителей

2. О БРАЗОВАТЬ  ОТ  ГЛАГОЛА  3  ВИДА  НАКЛОНЕНИЙ.

1в. – рисовать                              2в. – играть

Контрольный  диктант № 11  по  теме  «Глагол».

Трудно  пройти  в  лесу  мимо  муравьиной  кучи.

В  яркий  солнечный  день  тысячи  муравьёв  копошатся, что – то  делают,  куда- то  торопятся.

Вот  один  муравей  забегает  то  спереди, то  сзади, с  большим  усилием  втаскивает  на  муравейник  еловую  хвою. Муравьи  тащат  хвою  на  сооружение  своего  муравейника, который  строят  много  лет.

Муравьи  хорошо  знают  свой  дом.

Догорает  день. Муравьишка  спешит, приостанавливается, кружится, разыскивает  дорогу  к  дому. Ему  помогает  запах. Если  бы  муравьи  не  различали  запахи, они  не  отличали  бы  своих  муравьёв  от  чужих. Чужих  в  свой  дом  они  не  пускают.

Ударьте  слегка  прутом  по  муравейнику, присмотритесь. В  прут  вцепились  сразу  десятки  муравьёв. Они  защищают  своё  жилище.

Не  разоряйте  муравейников! Муравьи – безобидные, полезные  жители  леса, они  истребляют  вредных  насекомых. (113 слов.)

1. В ЫПИШИТЕ  ИЗ  ТЕКСТА  3  ГЛАГОЛА, УПОТРЕБЛЁННЫХ  В  РАЗНЫХ  НАКЛОНЕНИЯХ, УКАЖИТЕ  ИХ.

2. Р АЗБЕРИТЕ  ПО  СОСТАВУ.

1в. – втаскивают, присмотритесь, безобидные

2в. – ударьте, защищают, еловую

3. С ДЕЛАЙТЕ  МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ  РАЗБОР  ГЛАГОЛА

1в. – забегает                         2в. – защищают

6орфограф, и 8 пунктуац.

Итоговый контрольный диктант

УМК: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. Русский язык. 6 класс. Москва, «Просвещение», 2013 год.

Цель: проверить лексические и грамматические знания

Время: 45 минут

Утро  ранней  весной.

Небо  перед  утренней  зарёй  прояснилось. На  нём  нет  туч  и  облаков. Над  узкой  речкой  расстилается  синий  туман. В  такую  раннюю  пору  здесь  ни  с  кем  не  встретиться. Предрассветная  тишь  долго  не  нарушается  никакими  звуками, ничьими  голосами. В  утреннем  тумане  ничего  не  видишь. Только  тяжёлая  от  росы  трава  низко  прилегает  к  земле  и  блестит  серебряными  каплями. Но  вот  пробежал  лёгкий  ветерок. Раздаётся  стук  дятла, и  лес  наполняется  птичьим  пением. Из  куста  выскочил  косой  зайчонок  и  сбросил  с  веток  капли  росы.

Теперь  уже  нет  опасности  заблудиться  в  тумане. Поднимается  горячее  солнце. Оно  бросает  свои  лучи  на  весеннюю  землю. Никогда  не  бывает  утро  так  прекрасно, как  ранней  весной. Легко  дышишь, любуешься  природой. (112 слов.)

1. Р АЗОБРАТЬ  СЛОВА  ПО  СОСТАВУ

1в. – утренней, выскочил, ветерок      2в. – серебряными, прилегает, речкой

2. С ДЕЛАТЬ  СИНТАКСИЧЕСКИЙ  РАЗБОР  ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1в. – Предрассветная  тишь долго  не  нарушается  никакими  звуками, ничьими  голосами.

2в. – Из  куста  выскочил  косой  зайчонок  и  сбросил  с  веток  капли  росы.

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Контрольный диктант  по теме «Деепричастие».

За дверью раздались тяжёлые шаги. Упираясь руками в стол, мать поднялась на ноги. Вошёл голубоглазый мужик и, не снимая шапку, взял чемодан, приказав девочке проводить мать к нему в избу. Он ушёл, не оглядываясь. Войдя в избу, мать остановилась у порога и, прикрыв глаза ладонью, осмотрелась. Из-за печки вышла молодая женщина, молча  поклонилась и исчезла, не взглянув на гостью. Мужик встал, подошёл к ней и, наклоняясь, тихо спросил, знает ли она Рыбина. Мать, вздрогнув, твёрдо ответила, что знает и, не удерживаясь, горько заплакала. Из глаз её безудержно текли слёзы, а лицо было угрюмо.

(По М. Горькому, «Мать»).

Оцените статью
Экодиктант - Помощь