Почему диктант тотальный

Почему диктант тотальный Экодиктант

Возможность писать публично в Интернете приводит к тому, что всё большее число людей хотят научиться выражать свои мысли грамотно, считает филолог и один из организаторов «Тотального диктанта» Наталья Кошкарёва. С ней пообщался журналист «АиФ на Оби».

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 сентября 2023 года; проверки требуют 3 правки.

Логотип Тотального диктанта

Почтовая марка России 2020 года, посвящённая акции, с цитатой К. Э. Циолковского из его статьи «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1911—1912)

14 апреля носители русского языка во всем мире написали Тотальный диктант В мире участниками акции стали больше 227 тысяч человек от мала до велика. Куратор «Тотального диктанта» Виктория Руцкая рассказала «АиФ-Юг» о том, почему люди приходят проверять знание родного языка, кому и зачем нужна грамотность и как исправлять ошибки других, чтобы не прослыть «граммар-наци».

Примерное время чтения: 3 минуты

Сюжет Тотальный диктант − 2020

4 апреля 2020 года состоится всемирная акция проверки грамотности «Тотальный диктант». В минувшем году к ней присоединились свыше 236 тысяч носителей русского языка в 1200 городах из 81 страны мира. Ожидается, что в этот раз «Тотальный диктант» напишут не менее 250 тысяч человек, что станет рекордом за все 16 лет существования акции.

Что такое «Тотальный диктант»?

«Тотальный диктант» — это ежегодная всемирная просветительская акция в форме добровольного диктанта для всех желающих. Ее участники могут проверить свою грамотность и владение русским языком.

Ежегодно диктант проводится по единому уникальному тексту, а его автором всегда выступает один из известных российских писателей. В разные годы ими были Павел Басинский, Андрей Усачев, Евгений Водолазкин, Алексей Иванов, Дина Рубина, Захар Прилепин и Дмитрий Быков. В 2020 году автором текста диктанта стал российский писатель, автор романа «Степные боги» Андрей Геласимов. Специально для акции он написал текст о жизни основоположника отечественной космонавтики Константина Циолковского.

«Тотальный диктант» является общественным проектом, который реализуется силами активистов и волонтеров. Организатором акции выступает фонд «Тотальный диктант», расположенный в Новосибирске. Именно здесь в 2004 году прошел первый диктант, подготовленный творческим объединением гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета.

В «Тотальном диктанте» может бесплатно принять участие любой желающий, вне зависимости от возраста, пола, образования и профессии.

Как проходит акция “Тотальный диктант”

ТАСС-ДОСЬЕ. 13 апреля 2019 года в 1 тыс. 112 населенных пунктах 80 стран мира пройдет массовая общественная образовательная акция “Тотальный диктант”.

“Тотальный диктант” – ежегодная культурно-образовательная акция, в рамках которой все желающие могут написать диктант на русском языке, проверив свои знания в области правописания, а также повысить собственную грамотность в ходе разбора ошибок.

Идея проведения диктанта для всех желающих принадлежит членам студенческого клуба гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета (НГУ) “Глум-клуб”. Впервые мероприятие состоялось 11 марта 2004 года.

В течение первых пяти лет в акции, проводившейся только в Новосибирске, участвовало в среднем по 200 человек. Для диктантов организаторы выбирали отрывки из произведений Льва Толстого, Александра Бека, Ивана Соколова-Микитова, Василя Быкова, Редьярда Киплинга. Диктовали эти тексты преподаватели гуманитарного факультета НГУ.

В 2009 году организаторы пригласили прочитать отрывок из повести Николая Гоголя “Невский проспект” известного музыканта и поэта Псоя Короленко (настоящее имя – Павел Лион). Это нововведение значительно повысило интерес к акции: число участников достигло 600 человек.

В 2010 году мероприятие привлекло 2,4 тыс. участников. Текст для диктанта специально подготовил писатель Борис Стругацкий. Впоследствии авторами текстов становились другие известные писатели: Захар Прилепин, Дина Рубина, Алексей Иванов, Евгений Водолазкин.

В феврале 2011 года “Тотальный диктант” был удостоен Национальной премии в области общественных связей “Серебряный лучник” как лучший российский общественный проект. Весной 2011 года акция получила общероссийское распространение, к ней присоединились еще 12 городов. Автором текста стал писатель Дмитрий Быков. Чтобы обеспечить равные условия для всех участников, оргкомитет определил, что время, текст, порядок проведения и критерии проверки диктанта будут едиными во всей России.

В 2012 году “Тотальный диктант” впервые прошел в Москве и Санкт-Петербурге, в целом охватив более 40 городов. Тогда же он впервые был проведен за пределами России – в Великобритании, Франции, Германии и других странах. Из-за расширения географии текст был разделен на несколько частей: для Дальнего Востока, для Западной Сибири и Урала и для европейской части страны, Европы и Америки.

В ходе “Тотального диктанта” в 2013 году разгорелся скандал. Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов заменил на одной из площадок – в доме культуры “Губернаторский” г. Ульяновска – текст Дины Рубиной на фрагмент о художнике Аркадии Пластове из книги Василия Пескова. Морозов объяснил это решение тем, что в творчестве писательницы активно используется ненормативная лексика (в тексте самого диктанта бранных слов не было). Организаторы аннулировали результаты диктанта в доме культуры, поскольку был нарушен один из основных принципов акции – единство текста.

К 2014 году география акции расширилась до 350 городов в 45 странах, а количество участников достигло 64 тыс. В том году были организованы бесплатные подготовительные курсы, а также онлайн-трансляции диктанта. В 2015 году в акции приняли участие уже более 108 тыс. человек из 58 стран мира. В 2016 году в “Тотальном диктанте” суммарно участвовали 146 тыс. человек, из них за рубежом его написали 18,7 тыс. ” Тотальный диктант – 2017″ прошел в 866 населенных пунктах, охватив в общей сложности 71 страну мира. Текст Леонида Юзефовича “Город на реке” написали более 200 тыс. человек.

“Тотальный диктант” – 2018

В 2018 году акция прошла в 1 тыс. 21 населенном пункте 76 стран мира. Ее столицей стал Владивосток, где на главной площадке свой текст прочитала писательница Гузель Яхина. Число участников “Тотального диктанта – 2018” стало рекордным за все время проведения акции, превысив 227 тыс. человек. Организаторы акции сообщали об участии в ней российских полярников в Антарктиде, космонавтов на МКС, пассажиров нескольких авиарейсов.

“Тотальный диктант” – 2019

В 2019 году автором текста “Тотального диктанта” стал российский литературовед и литературный критик Павел Басинский. Он прочитает текст на одной из площадок Таллина (Эстония), выбранного столицей акции.

Принять участие в “Тотальном диктанте” можно будет в 772 городах и населенных пунктах России (в Москве откроется 376 площадок, в Санкт-Петербурге – 116, в Новосибирске – 75). За рубежом акция пройдет в 79 странах (всего в 340 городах). По количеству городов-участников лидирует Германия

, за ней следуют США и Китай (по 17). Впервые “Тотальный диктант” напишут в Мьянме, ОАЭ и Перу.

Почему так популярен «Тотальный диктант»?

Акция «Тотальный диктант» с каждым годом становится масштабнее.

В прошлом году диктант писали свыше ста тысяч человек в 549 городах России и 58 странах. В этом году он проводится 16 апреля. Об организации акции и о своём отношении к ней рассказала Н. А. Илюхина, заведующая кафедрой русского языка и массовой коммуникации в Самарском университете. Она является председателем экспертной комиссии филологов в Самаре.

— Что такое «Тотальный диктант» и для чего он проводится?
– Эта акция (подчеркну — народная!) проводится уже 12 лет, ее инициатором выступили новосибирские студенты. И это не случайно: город известен своими академическими традициями. Суть акции в том, что все, кто хочет проверить свою грамотность, в один день собираются в огромных аудиториях и пишут под диктовку один и тот же текст, который затем проверяют филологи. Кстати, подготовка мероприятия ведется силами инициативной общественной группы (в Самаре в этом году эту работу координирует Е. М. Бондарчук), а филологи, в том числе студенты, привлекаются лишь для проверки работ, консультаций и проведения подготовительных занятий для желающих.

— Как вы относитесь к идее «Тотального диктанта»?
– Со словом «диктант» у всех нас ассоциируется школа, контрольная работа, боязнь получить плохую отметку и т. д. И вдруг объявляется добровольный диктант. Как это понимать и как к этому относиться? Идея мне кажется необычной, интересной и плодотворной. Прежде всего она нацелена на практическую пользу (организаторы называют акцию образовательной), есть в ней и элемент игры: возможность вернуться на часок в свое школьное детство и при этом ощутить, что твой порыв совпал с желанием сотен тысяч других людей. Русский язык, воплощенная в нём история и богатейшая культура, — наши корни, то, что нас безусловно объединяет. И «Тотальный диктант», в частности, привлекает внимание к своему языку. Это тот случай, когда у многих возникает вопрос: а хорошо ли я знаю свой родной язык, государственный язык России, могу ли считать себя орфографически грамотным человеком? Понимание того, что в этот момент этот текст осмысляют и записывают сотни тысяч соотечественников разного возраста, разных конфессий, разных взглядов, разных профессий, рождает ощущение единения.
Что касается практической пользы, то дело не ограничивается написанием диктанта — за два месяца до него начали работать бесплатные занятия для всех желающих. У нас в университете они проводятся по субботам в корпусе на ул. Потапова. Многие студенты, взрослые, солидные люди используют это как возможность повысить грамотность своей письменной речи. И раз люди приходят в выходной день (а в последнюю субботу на занятия пришли 28 человек), значит, есть практический интерес к акции.

— Люди, которые пишут диктант, кто они?
– Этот диктант пишут люди от мала до велика: приходят школьники, студенты, взрослые, пенсионеры, люди разных профессий — журналисты, врачи, преподаватели и т. д.

— Среди участников, написавших плохо, есть те, кто говорит: «Приду в следующем году и напишу лучше», и такие, кто во всё винит сложность текста и условия проведения. Кто из них прав?
– Текст, подготовленный для Тотального диктанта, простым не бывает, но он для всех одинаков, все находятся в одних и тех же условиях. В разные годы степень орфографической сложности текста бывает разной. И чем он сложнее, тем больше у человека, написавшего диктант неудачно, оснований для самооправдания, если он в нем нуждается. После диктанта есть возможность проконсультироваться, проанализировать свои ошибки. В этих текстах нередки спорные моменты, и при проверке они считаются не ошибкой, а допустимым вариантом.

— Как подбирают тексты для диктанта?
– Оргкомитет обращается с просьбой подготовить текст к кому-либо из известных писателей или публицистов. На днях на пресс-конференции в пресс-центре ТАСС объявлено, что в этом году текст подготовлен детским писателем, поэтом, драматургом и сценаристом Андреем Усачевым, который специально написал текст для взрослых, одобренный экспертами. Сам текст заранее не обнародуется, он состоит из трех частей: первую часть пишут участники на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири и в зарубежных странах, входящих в этот часовой пояс, вторая часть будет читаться в городах Урала и Западной Сибири, а третью продиктуют в городах европейской части России, Европы и Америки.
Замечу, что для чтения текста в разных городах стараются пригласить узнаваемых людей, не обязательно филологов. Так, в прошлом году на разных московских площадках текст диктовали актёр Константин Хабенский, телеведущая Яна Чурикова. Говорят, что личности популярных людей в качестве «диктаторов» резко повысили интерес их поклонников к участию в мероприятии, создали особую атмосферу. На главной площадке — в Новосибирском университете — по традиции диктовать текст будет его автор.

— Что бы вы посоветовали тем, кто хочет участвовать, но стесняется?
– Для стеснительности нет никаких оснований — оценки не обнародуются и, шутливо говоря, ни на что не влияют! Каждый участник сможет их узнать в личном электронном кабинете, который оформляется при регистрации участников. Кстати, те, кто не сможет прийти в назначенное место, смогут написать диктант онлайн на сайте www.totaldict.ru. Всех интересующихся этой акцией приглашаем в группы, созданные в социальной сети «Вконтакте»: http://vk.com/td_ssau; vk.com/totaldict_samara .
Беседовала Алла Венцова

Любители русского языка ждут апреля с особым настроением: в этом месяце традиционно проводится “Тотальный диктант”. В 2019 году — уже в 16-й раз. За это время проект вырос из небольшой общественной инициативы в грандиозное международное событие. Писать диктант собираются жители более тысячи городов в более чем 76 странах мира, а также неограниченное число онлайн-участников.

В этом году проект расширился. Онлайн-трансляция будет вестись с четырех (а не трех, как раньше) часовых зонах: в 08:00 мск во Владивостоке, в 11:00 мск в Новосибирске, в 14:00 мск в Москве, Санкт-Петербурге и Таллине и в 23:00 мск в Америке. К диктанту подключатся новые страны, например, Куба.

Руководитель проекта “Тотальный диктант” Ольга Ребковец рассказала о том, что ждет участников в этом году и зачем вообще быть грамотным.

В чем смысл “Тотального диктанта”?

Прежде всего, это возможность проверить и повысить уровень своей грамотности. Но постепенно мероприятие стало для участников способом проникнуться ностальгией по школьным годам и весело провести выходной в компании друзей или семьи.

“В целом это глобальный праздник русского языка, который, как Новый год, проходит раз в год, шагает по планете в разных часовых зонах и для каждого значит что-то свое”, — говорит Ребковец.

Проект уже стал брендом. Многие участники показывают полученный после диктанта сертификат с оценкой при приеме на работу. А Уральский федеральный университет стал добавлять один балл отличникам проекта при поступлении.

Участие в диктанте бесплатное.

Оценки станут известны 17–19 апреля. В Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске — 26 апреля. Результаты появятся в личном кабинете участника на сайте проекта. Также там будет размещен скан работы с пометками проверяющего, чтобы каждый участник увидел, какие именно ошибки он допустил.

“Цель “Тотального диктанта” — не расставить оценки, а дать возможность каждому понять, какие он делает ошибки, вдохновить на работу над собой. Поэтому, если вы получили двойку, не стоит расстраиваться и стыдиться. Во-первых, оценку видите только вы. Во-вторых, за год можно подготовиться и в следующий раз улучшить результат. У нас есть такие примеры”, — говорит Ребковец.

Как подготовиться к диктанту?

В некоторых городах 22 февраля стартовали очные курсы подготовки. Уроки также доступны всем на сайте проекта. С 13 марта открывается онлайн-школа “Тотального диктанта” — это несколько видеолекций, на которых филологи разберут наиболее актуальные для текста этого года правила.

“Конечно, существуют ошибки, которые повторяются из года в год: одно или два “н”, слитное или раздельное написание “не”, запятые. Они кочуют из курса в курс. Но каждый год программа обновляется, так как есть особенности именно этого автора или текста, на которые составители программы хотят обратить внимание”, — поясняет Ребковец.

Кроме того, на сайте проекта размещен онлайн-курс “Никогда не пиши “ни когда”, который не привязан к конкретному диктанту и охватывает 28 основных тем русского языка.

Кто и как выбрал текст для “Тотального диктанта 2019”?

Текст каждый раз специально пишет новый автор проекта, к выбору которого организаторы подходят тщательно. ” Миссия проекта — продвижение современной русской литературы. Поэтому мы всегда ориентируемся на то, чтобы это был хороший современный писатель. Остальное зависит от того, насколько человек готов ввязаться в эту авантюру, потому что ему придется прожить с проектом больше года: с начала работы над текстом в мае до завершающего мероприятия в следующем июне”, — говорит Ребковец.

После того как текст готов, его изучают эксперты, которые оценивают, равны ли все части по объему и сложности, и иногда предлагают автору внести правки. Например, заменить где-то слово, чтобы “отработать” какое-то правило, объединить простые предложения в одно сложное, изменить тяжелый для восприятия на слух фрагмент.

В этом году автором проекта стал российский писатель, литературовед и критик, лауреат премии “Большая книга” Павел Басинский. Для диктанта он написал четыре текста, вдохновленные русской литературой. Это детективные истории на основе биографии Льва Толстого, “маленькой трагедии” Пушкина “Моцарт и Сальери”, поэмы Гоголя “Мертвые души” и драмы Горького “На дне”, в которых он пытается расследовать, как же все было на самом деле.

Ребковец обещает, что тем, кто успеет перечитать классику, писать диктант будет интереснее.

Зачем диктанту нужна столица?

Столица проекта становится его центральной площадкой, к ней приковано всеобщее внимание. Сюда приезжает автор, который лично диктует написанный им текст. Отсюда же ведется одна из онлайн-трансляций. В городе проводятся разные акции и мероприятия, посвященные русскому языку.

Отбор столицы проходит в два этапа. Сначала на сайте проекта открывается народное голосование за города-кандидаты, которые подали заявки. В этом году было 13 претендентов. В финал выходят пять самых популярных городов, представители которых потом уже очно защищают свои проекты на родине акции, в Новосибирске. Жюри оценивает опыт городской команды, наличие экспертов, партнеров и ресурсов, а также программу мероприятий в городе и возможный эффект от события.

В этом году победил Таллин, который обошел Ставрополь, Пензу, Казань и Ростов-на Дону.

Как и в прошлом году, символическая передача статуса столицы пройдет в виде автопробега: 11 марта путешественники стартовали во Владивостоке, проедут через 27 городов и 7 апреля прибудут в Таллин. Экипаж будет периодически меняться. В пунктах остановки пробега запланированы лекции, мастер-классы, различные акции. По итогам поездки четыре писателя напишут книгу об увиденных местах и встреченных людях, а филологи проведут исследование о топонимике регионов.

Почему важно быть грамотным?

В современном обществе, где каждый создает и обрабатывает множество текстов, а коммуникация преимущественно осуществляется письменно, грамотность стала важной компетенцией. Личный успех человека зачастую зависит от того, насколько четко и правильно он сможет донести мысль до собеседника.

“Резюме, написанное с ошибками, может оставить плохое впечатление даже о самом хорошем кандидате. А неграмотно составленные сотрудниками деловые письма негативно отражаются на имидже компаний”, — говорит Ребковец.

Она приводит в пример историю экс-министра образования Башкирии Гульназ Шафиковой, которая в прошлом году опубликовала в социальной сети пост с несколькими грамматическими ошибками, чем вызвала общественный резонанс.

“Долгое время существовало мнение, что если в школе была пятерка по русскому, то это навсегда. Но грамотность — это то, что нужно постоянно прокачивать. К сожалению, сейчас в России отсутствует комплексная система обучения взрослых. Конечно, есть отдельные курсы и репетиторы, но их мало для удовлетворения общественного запроса. Мы надеемся, что “Тотальный диктант” не только введет грамотность в моду, но и поможет создать целую индустрию”, — говорит Ребковец.

Он или оно?

– Не раз доводилось слышать мнение, зачем, мол, нужна грамотность – в современном мире куда важнее более утилитарные знания. Даже изучение английского поможет больше зарабатывать. Так зачем же нужна грамотность?

– Вы преподаете русский язык подросткам 16-18 лет, которые уже выбрали будущую профессию. Скажите, им интересно на занятиях?

– По-разному, одни проявляют заинтересованность, другие выполняют лишь минимум заданий. В одних группах учатся хорошо, отвечают, в других относятся спустя рукава, их позиция такова, что, «язык не нужен – получу профессию и буду спокойно работать». Конечно, важны все предметы, но русский язык, я считаю, должен знать каждый.

– Нужно ли защищать русский язык, на ваш взгляд, и если да, то от чего?

– Язык, безусловно, нужно защищать, например, от нецензурных выражений, которые сейчас встречаются очень часто.

– Необходимо, чтобы эти слова не проникли в язык, не стали литературной нормой. Нужно знать границы городского просторечия, диалектов, встречающихся в сельской местности, хотя, с другой стороны, слова из этих разновидностей языка, спустя десятилетия, могут проникать в литературный язык и становиться его частью – это естественный процесс.

– Слово «кофе» с 2009 года официально можно употреблять в среднем роде – это вариант нормы. Наверняка многие, уж филологи особенно, такого точно не хотели, но если существенная часть людей начинает говорить «неправильно», то это превращается в норму.

– Все-таки «кофе» пока употребляется в мужском роде, средний – второстепенный вариант. В целом же язык существует в обществе, он социален, и развитие общества естественным путем влияет на развитие языка. К сожалению, так и есть – если большинство населения будет употреблять форму слова, которая не является нормативной, то существует большая вероятность, что с годами именно такой, когда-то неверный вариант, станет нормой. Так что не стоит особо удивляться, если через десятилетия нормой станет ударение «звОнит», чего, конечно же, не хотелось бы филологам, а «кофе» полностью перейдет в средний род.


Почему диктант тотальный

В начале 2000‑х годов студенческий клуб «Глум-клуб» гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета, возглавляемый президентом клуба — выпускницей НГУ Екатериной Косых, предложил идею организации массового диктанта. Первый диктант прошёл в стенах НГУ 11 марта 2004 года в рамках мероприятия «Дни гуманитарного факультета НГУ».

Первые шесть диктантов писали в Новосибирске в стенах НГУ, тексты были взяты из произведений русской классики. Затем мобильный интернет стал общедоступным, и стало понятно, что любой текст классики можно найти в Интернете и списать прямо на диктанте. Что такое возможно, организаторы поняли, когда в одной из работ, претендовавших на пятерку, обнаружили лишние предложения — которые были в тексте произведения, но при этом их не было в предложенном участникам тексте диктанта. Возникла необходимость создавать уникальные тексты, которые бы не публиковались в сети до момента проведения Тотального диктанта. Автором первого текста, написанного специально для ТД, стал писатель Борис Стругацкий. Первые пять диктантов читали преподаватели гуманитарного факультета НГУ. Затем, чтобы сделать мероприятие более зрелищным и более интересным для участников и для СМИ, для чтения начали приглашать известных артистов.

В настоящий момент главный организатор русскоязычного диктанта — Ольга Ребковец, выпускница Гуманитарного факультета НГУ, живёт в Новосибирске.

Главный штаб ТД находится в новосибирском Академгородке.

В разные годы в новосибирском (основном) штабе Диктанта были различные соорганизаторы. В качестве экспертов организаторы привлекали филологов НГУ. Руководителем группы экспертов вот уже несколько лет является доктор филологических наук, профессор Новосибирского государственного университета (НГУ) Наталья Борисовна Кошкарёва.

В 2009 году читать текст пригласили певца Псоя Короленко. С этого момента популярность мероприятия стала расти.

В 2010 году мероприятие проходило не только в НГУ, но и в школах, вузах, библиотеках, магазинах Новосибирска.

В феврале 2011 года «Тотальный диктант 2010» был удостоен престижной премии «Серебряный лучник» (подробнее).

Мероприятие является добровольным как для организаторов, так и для авторов и дикторов текстов. Финансовая поддержка спонсоров используется для закупки канцелярии (ручек, бумаги, планшетов), привлечения участников (листовки, плакаты), оплаты проезда организаторов и труда проверяющих.

Задачи и организация

Задачами диктанта являются:

Девиз тотального диктанта: «Писать грамотно — это модно!».

Зачем нужен «Тотальный диктант»?

«Тотальный диктант» призван показать важность грамотности. Организаторы акции надеются убедить людей, что заниматься русским языком увлекательно и полезно, хоть и нелегко. Также «Тотальный диктант» ставит своей целью объединить всех, кто умеет или хочет писать и говорить по-русски.

Этот раздел представляет собой неупорядоченный список разнообразных фактов о предмете статьи.

Пожалуйста, приведите информацию в энциклопедический вид и разнесите по соответствующим разделам статьи. Списки предпочтительно основывать на вторичных обобщающих авторитетных источниках, содержащих критерий включения элементов в список.

Какие ошибки «не считаются»?

Федор Пономарев, «АиФ-Юг»: В этом году за парты сели больше 227 тысяч человек – с каждым годом число увеличивается. Для чего же диктант нужен?

Виктория Викторовна Руцкая, магистрант филологического факультета Кубанского государственного университета, преподаватель русского языка и литературы в АНПОО КИПО, главный филолог в акции «Тотальный диктант» в Краснодаре.

Виктория Руцкая: Во-первых для того, чтобы каждый мог оценить свою грамотность, насколько хорошо он знает русский язык, владеет им. Я курирую «Тотальный диктант» в Краснодаре первый год, до этого три года проверяла работы, собирала команду. Во время проверки все сомнения, связанные с особенностями почерка, разрешаются в пользу пишущего – это одна из главных особенностей диктанта. Текст все-таки авторский, в нем могут варьироваться знаки препинания – на одном месте может стоять и запятая, и точка с запятой и т.д., поэтому в сложных ситуациях расстановки знаков препинания всегда, как правило, находятся несколько вариантов. Перед диктантом штаб филологов в Новосибирске разрабатывает эти правила, определяет места, где возможны варианты, и рассылает необходимые инструкции по регионам. Хорошие диктанты перепроверяют несколько раз, и только потом мы заносим в базу оценки, чтобы каждый написавший смог посмотреть.

– На ваш взгляд, изменились ли знания участников диктанта за три года? Может, у вас появился своеобразный рейтинг ошибок – в чем чаще всего возникают трудности: в орфографии, в пунктуации?

– Тенденции к ухудшению знаний нет – напротив, с каждым годом все больше участников диктанта получают пятерки. Чаще всего наблюдаются орфографические ошибки. Что касается пунктуации, то некоторые люди ставят свои «авторские знаки», которые абсолютно не требуются. Порой ошибки случаются в окончаниях, когда чтец нечетко проговаривает текст. В написании имен собственных вместо большой буквы пишут маленькую, но, повторюсь, проверяющие идут навстречу пишущим, поэтому описки, неверно расслышанные и неправильно понятые слова (если в них нет ошибок) не считаются.

– Кто и зачем приходит написать диктант – может, молодежь просто потусить, взрослые – детей приобщить?

– К нам приходят люди разных возрастов – от семи до девяноста лет. Да-да, в прошлом году мама с папой привели семилетнего мальчика, и он написал диктант, хоть и сделал около 80 ошибок. Много и бабушек, и дедушек, и молодежи, и школьников. Люди участвуют в акции «Тотальный диктант» абсолютно осмысленно, чтобы проверить свои знания. Например, студенты, поступив в вузы на биологический, математический, химический факультеты, конечно, уже не пишут диктанты, как в школе, но вспомнить, как это, и проверить, не забыли ли еще знания, хочется. Диктант потому и востребован, что многие хотят проверить себя.


Почему диктант тотальный

Зачем всем идеальная грамотность?

Светлана Нечитайло, журналист «АиФ на Оби»: Сейчас много говорится о том, что уровень грамотности падает. Дети больше времени проводят за компьютерными играми и в соцсетях, меньше читают художественные книги. Если посмотреть, как общаются между собой подростки в Интернете, можно найти много ошибок даже в словах.

Родилась в 1963 году в городе Новосибирске. В 1986 году окончила гуманитарный факультет НГУ. Доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института филологии СО РАН, заведующая кафедрой общего и русского языкознания НГУ.

Наталья Кошкарёва: На самом деле, это только кажется, что ошибок стало больше. Эффект «ухудшения» грамотности появился из-за распространения различных интернет-площадок – форумов, чатов, социальных сетей, – где можно оставлять публичные сообщения. Пользователи в Сети обсуждают самые разные темы: философские, политические, общественные. Естественно, количество речевых конструктов, которые они используют, очень возросло по сравнению с ситуацией 20–30-летней давности. Тогда писали в основном письма и поздравительные открытки, в которых родственники и друзья обменивались стандартными фразами. Нередко, прежде чем отправить рукописное письмо, его переписывали с черновика набело. Сейчас письменная речь, так же, как и устная, может быть спонтанной. В процессе её развития нарождаются и новые правила. Поэтому я убеждена, что уровень грамотности необыкновенно возрос за счёт того, что мы получили такую публичную площадку, где можно выражать в письменной форме свои суждения по самым разным вопросам, и не только бытовым. И это заметно по тем текстам, которые люди пишут каждый год на Тотальном диктанте. Их качество только улучшается, а не ухудшается.

– Каждый год количество желающих написать диктант увеличивается примерно в 1,5 раза. В этом году за парты сели 146 тысяч человек по всему миру. Это небывалый успех для образовательного проекта. С чем вы связываете такую популярность?

– Мне кажется, причин несколько. Во-первых, это искренность и задор, с которыми волонтёры по всему миру совершенно добровольно и бескорыстно организуют это мероприятие. Это исключительно молодёжная акция, и никто не даёт никаких указаний, когда проводить мероприятие, как именно всё организовать и т. д. Кроме того, родной язык во все времена является абсолютной ценностью для любого народа. И участие в Тотальном диктанте, наверное, выражает желание людей приобщиться к культурным ценностям, проявить таким образом свою любовь и интерес к нему.

С другой стороны, публичность, в том числе и в Интернете, требует опрятности и аккуратности. Как неприлично появляться на людях в мятой рубашке или в домашнем халате, так же неприлично допускать ошибки в речи, адресованной многим читателям.

Те, кто пишет Тотальный диктант и регулярно посещает курсы «Русский по пятницам» и консультации после проверки диктанта, демонстрируют очень высокие результаты. У нас есть участница, которая с нами с самого начала проекта. За это время она прошла путь от «тройки» до «четвёрки», и, наконец, в этом году стала «отличницей» Тотального диктанта. Такой высокий балл получает всего 1–2% от всех пишущих. Это профессиональный уровень владения письменной речью, на уровне компетентного филолога. Да, у неё это заняло 13 лет. Но многие проделывают этот путь и за более короткий срок. Главное – не сдаваться на полпути!

Тотальный диктант-2016. Как новосибирцы проверяли грамотность? | Фотогалерея


Почему диктант тотальный

Почему диктант тотальный

Почему диктант тотальный

Почему диктант тотальный

Почему диктант тотальный

Почему диктант тотальный

Почему диктант тотальный

Почему диктант тотальный

Почему диктант тотальный

Почему диктант тотальный

Почему диктант тотальный

Почему диктант тотальный

Почему диктант тотальный

Почему диктант тотальный

Почему диктант тотальный

Почему диктант тотальный

Почему диктант тотальный

Почему диктант тотальный

Почему диктант тотальный

Почему диктант тотальный

В чем отличие «Тотального» диктанта от школьного?

«Тотальный диктант» намного сложнее школьного диктанта. Все дело в том, что специально для акции авторы пишут тексты, которые содержат несколько вариантов расстановки знаков препинания. В некоторых предложениях число различных комбинаций может достигать полусотни. При этом для школьных диктантов обычно используют упрощенные и адаптированные тексты, почти не допускающие вариантов в орфографии и пунктуации.

Организаторы акции отмечают, что изобилие вариантов расстановки знаков препинания — это не случайность, а особенность настоящего русского языка, который не ограничен рамками школьной грамматики.

«Тотальный диктант» демонстрирует, что правописание допускает различные варианты. Акция также развенчивает миф о том, что высший балл на уроке русского языка в школе означает блестящую грамотность.

При этом стоит отметить, что ежегодно несколько тысяч человек пишут текст диктанта без ошибок или с их минимальным количеством.

Зачем слова, если есть эмодзи

– «Тотальный диктант» из локального университетского проекта вырос до общероссийской акции, значит, количество людей, желающих знать русский язык, растет. С другой стороны, на мой субъективный взгляд, увеличивается и число ошибок, порой совершенно дурацких, в объявлениях, в СМИ, в Интернете. Как уживаются две эти противоположные тенденции?

– Действительно, все началось в Новосибирске в 2004 году и проходило в форме акции студентов гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета, а сейчас «Тотальный диктант» – всемирная акция. И количество участников увеличивается – только в Краснодаре его писали больше полутора тысяч человек. С другой стороны, все мы допускаем ошибки и в устной, и в письменной речи, не исключение и средства массовой информации. Для того и нужен диктант, чтобы люди написали, проверили себя, посмотрели на свои ошибки и стали больше внимания уделять грамотности.

– Конечно, язык и речь человека должны быть грамотными, но порой указывать на ошибки просто некорректно. А если вы все-таки собираетесь поправить кого-то, то сделать это нужно, на мой взгляд, максимально доброжелательно, с юмором, чтобы не задеть человека, не обидеть его.

– У Джорджа Оруэлла в романе «1984» есть такое понятие «двоемыслие» – способность придерживаться двух противоположных убеждений одновременно. А мы не лукавим, когда учим детей писать правильно, а сами в интернет-переписке забываем про запятые, большие буквы и другие правила русского языка?

– В Интернете такое наблюдается далеко не первый год, поэтому, можем сказать, в Сети есть уже свой сформировавшийся слэнг, которым пользуются и подростки, и взрослые. Здесь можно сокращать слова, например, писать «спс» вместо «спасибо», «пжлст» вместо «пожалуйста», «норм» и т.д.

– А это хорошо или плохо?

– Как существует литературный язык, так существует и жаргон, например, молодежный. От этого никуда не деться, нужно просто понимать, что литературный язык главенствует в речевой иерархии, жаргон и просторечие находятся гораздо ниже. Но все слои языка имеют право на существование.

Если большинство населения будет употреблять форму слова, которая не является нормативной, то с годами именно такой, когда-то неверный вариант, станет нормой.

– Есть такой интернет-мем – рядом две картинки с древним пиктографическим письмом, проще говоря, картинками и современным сообщением с эмодзи и вопрос: «Неужели мы возвращаемся в прошлое»? Так вот, не оглупляют ли нас эти эмодзи-смайлики – ведь люди уже в переписке без смайлика не понимают, шутишь ты или говоришь серьезно?

– Смайлики и эмодзи упрощают понимание, потому что не все люди во время общения могут уловить иронию, сарказм собеседника и т.д. Но, отчасти, употребление этих «значков» упрощает не только понимание, но и мыслительный процесс.


Почему диктант тотальный

– Вы много лет проверяете Тотальный диктант. Какие ошибки чаще всего допускают люди и с чем это связано?

– Нужно понимать, что «двойка» или «тройка» за Тотальный диктант не является показателем низкого уровня грамотности. Они означают только, что в тексте встретились примеры на незнакомые для писавшего правила. А плотность «ошибкоопасных мест» в диктанте, конечно, очень высокая. Более того, все тексты для проекта пишут современные авторы, язык которых существенно отличается от языка классической русской литературы 19 – начала 20 века, на основе которого были сформулированы школьные правила. Некоторые явления, которые существуют в современном языке, всё ещё не закреплены в существующих справочниках. Поэтому ошибки чаще всего случаются в таких проблемных местах. В то же время правила, которые хорошо отрабатывают в школе, оказываются самыми простыми для написания. Например, слово «искусство», которое встретилось в этом году, большинство написали правильно. Это говорит о том, что отработка правописания словарных слов, которые нужно запомнить, в школьном курсе русского языка поставлена хорошо. Больше ошибок связано с расстановкой знаков препинания, особенно тех, которые отражают смысловые нюансы.

– Если существующие правила так устарели, возможно, систему преподавания русского языка пора реформировать?

-Нет, реформировать ничего не надо. С введением ЕГЭ реформа уже произошла. Но на материале Тотального диктанта можно проанализировать «остаточные знания»: какие правила усвоены хорошо и не забываются с течением времени, а в каких количество ошибок нарастает. Язык – живая система, он постоянно развивается. Естественно, что охватить в рамках школьной программы всё его богатство и многообразие нельзя. Но мы можем выделить те моменты, в которых допускается большее количество ошибок, и проанализировать их причины (мало упражнений в учебнике, «неудачное время» для изучения правила – например, в самом конце учебного года, невнятные формулировки в справочниках и т. д.) В этом смысле, каждый, кто пишет Тотальный диктант, не только повышает уровень собственной грамотности, но и вносит большой вклад в развитие письменной культуры в целом.

Оцените статью
Экодиктант - Помощь