Вспоминается мне ранняя погожая осень.
Воздух так чист, точно его совсем нет. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой. Около шалаша вечером греется самовар, и по саду, между деревьями, расстилается длинной полосой голубоватый дым.
Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идёшь домой к ужину.
Темнеет. В саду горит костёр, и крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев. Пылает багровое пламя, окружённое мраком, и чьи-то чёрные, точно вырезанные из чёрного дерева, силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет чёрная рука в несколько аршин, то чётко нарисуются две ноги. Вдруг все это скользнёт с яблони – и тень упадёт по всей аллее.
Поздней ночью, шурша по сухой траве, как слепой, доберёшься до шалаша. Там на поляне немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь. Долго глядишь в тёмно-синюю глубину неба, переполненную созвездиями.
Как холодно, росисто, и как хорошо жить на свете!
(По И. Бунину)
1. Найти сложносочинённое предложение, составить его схему, графически объяснить пунктуацию:
2. Выпишите по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи, разберите их.
3. Выпишите 2 слова разных частей речи, в суффиксах которых имеется н или нн, обозначьте условия выбора того или иного написания.
4. Произведите синтаксический разбор предложения:
- Воспоминания
- Грамматические задания
- Контрольный диктант «Дедушкин дом»
- Контрольный диктант «Воспоминания о родине»
- Годовой контрольный диктант в 10 классе
- Словарные диктанты
- № 2 (непроизносимые и сомнительные согласные)
- № 3 (слова с удвоенными согласными)
- № 4 (слова с удвоенными согласными).
- № 5 (слова с удвоенными согласными). Определите способ подчинительной связи в словосочетаниях.
- № 6 (Н и НН в разных частях речи)
- № 7 (Н и НН в разных частях речи)
- № 8 (ПРЕ- и ПРИ-)
- № 9 (сложные существительные и прилагательные)
- Другие диктанты из рубрики «10 класс»
- Задание
Воспоминания
Наш аил расположен в предгорьях плато, куда сбегаются из ущелий шумливые горные речки. Пониже раскинулась жёлтая долина, огромная казахская степь, окаймлённая отрогами чёрных гор да чёрточка железной дороги.
А над аилом на бугре стоят два больших тополя. Я помню их с тех пор, как помню себя. С какой стороны ни подъедешь, прежде всего увидишь их, они всегда на виду, точно маяки.
Здесь сколько угодно всяких деревьев, но эти особенные — у них свой особый язык и, должно быть, своя особая, певучая душа. Когда ни приедешь сюда, они раскачиваются, перехлёстываясь ветвями, шумят неумолчно. То кажется, будто тихая волна прилива плещется о песок, то пробежит по ветвям, словно незримый огонёк, страстный, горячий шёпот, то вдруг. На мгновение затихнув, тополя разом, всей взбудораженной листвой шумно вздохнут, будто тоскуя о чём-то. А когда набегает грозовая туча и буря, заламывая ветви, обрывает листву, тополя гудят, как бушующее пламя.
По сей день тополя на бугре кажутся мне необыкновенными, живыми. Там, подле них, осталось моё детство, как осколок волшебного стёклышка. (165 слов) (По Ч. Айтматову)
Грамматические задания
В уставшем от зимней тягости лесу, когда ещё не распустились проснувшиеся почки, когда горестные пни зимней порубки ещё не дали поросль, но уже плачут, когда мёртвые бурые листья лежат пластом, когда голые ветви ещё не шелестят, а лишь потихоньку трогают друг друга, неожиданно донёсся запах подснежника!
Еле-еле заметный, но это запах пробуждающейся жизни, и потому он трепетно-радостный, хотя почти неощутим. Смотрю вокруг – оказалось, он рядом. Стоит на земле цветок, крохотная капля неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого, и счастливого, и несчастного, он сейчас – украшение жизни.
Вот так и среди нас: есть скромные люди с чистым сердцем, с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве: доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле.
Если бы я был писателем, то обязательно обратился бы так: «О беспокойный человек! Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам, и ты увидишь прекрасный сон действительности. Иди скорее: через несколько дней подснежников может и не быть, и ты не сумеешь запомнить волшебство видения, подаренного природой. Подснежники – к счастью, говорят в народе».
По Г. Троепольскому.
Объём слов: 197
Контрольный диктант «Дедушкин дом»
Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. Наоборот, я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.
Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет — старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему. А когда он был, всё не хватало времени бывать там чаще, я его всё оставлял про запас. И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.
Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. Когда человек ощущает своё начало и своё продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе.
Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зелёным двором, со старой яблоней, с зелёным шатром грецкого ореха. Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зелёной кожурой с ещё нежной скорлупой, с ещё не загустевшим ядрышком внутри!
По Ф. Искандеру.
Объём слов: 195
Контрольный диктант «Воспоминания о родине»
Когда поднял к глазам бинокль, в стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы и птицы — распушенные ветром мокрые комочки. Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.
Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. Это возвращает в детство.
И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. 3а именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. И как проста русская песня, так проста живопись.
Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолетного, но счастья. А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России.
По В. Конецкому.
Объём слов: 191
Годовой контрольный диктант в 10 классе
Цель: проверить уровень усвоения стандарта на конец года, практические навыки учащихся в усвоении тем по русскому языку.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала:
— правописание проверяемых безударных гласных;
— правописание непроверяемых безударных гласных;
— написание слов с чередованием в корне;
— написание сложных прилагательных;
— правописание окончаний прилагательных и причастий;
— правописание окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжения;
— написание н-нн в прилагательных и причастиях;
— написание -тся — ться в глаголах;
— запятая при однородных членах предложения;
— запятые в сложных предложениях;
— запятые при обособленных членах предложения;
— запятые при обособлении.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков учащихся:
— синтаксического разбора предложения;
— фонетического разбора слова;
— морфологического разбора;
— группировать орфограммы.
Дорога на перевал
Дорога вилась по склону каменистой лощины и вела путника широким полукругом, открывая его издалека. Ближе к перевалу дорога взбиралась по краю обрыва, вдоль отвесной стены. Здесь, встретившись, можно было разминуться, только держась друг за друга. Против дороги, по другую сторону лощины, на остром хребте росли, тесно прижавшись друг к другу, словно из одного корня, три старые осины. Сразу же за осинами начинался головоломный спуск, покрытый бородавками красных скал, на которых могла удержаться лишь коза. А у подножия — тёмный лес, в нём легко укрыться и пешему, и конному.
Эти осины на крутизне, их матово-серебристые стволы подолгу любовно ласкал Бахтыгул загрубелыми озябшими руками, приходя с рассветом к перевалу.
С тоской, без надежды оглядывал он мир, в котором жил. Осеннее небо всё чаще заволакивала грязно-серая мгла. Далёкие седые вершины покрывала чалма облаков. Угрюмые тени ложились на каменный лик гор, и даже в полдень хребты и пики хмурились, супили мохнатую бровь, как будто и они были чем-то недовольны. Кругом могильная тишина. В свете зари, прорывавшемся из-под синих туч, дорога против осин густо багровела, словно набухая, и казалась окровавленной. Красные пятна мерцали на окрестных скалах.
Объём слов: 183
По М. Ауэзову
1. Сгруппировать орфограммы и привести примеры из текста диктанта.
2. Сделать фонетический разбор слова:
Открывая — 1-й вариант разминуться — 2-й вариант
3. Выполнить морфологический разбор:
Прижавшись — 1-й вариант набухая — 2-й вариант
4. Выполнить синтаксический разбор предложения:
Сразу же за осинами начинался головоломный спуск, покрытый бородавками красных скал, на которых могла удержаться лишь коза. — 1-й вариант
Угрюмые тени ложились на каменный лик гор, и даже в полдень хребты и пики хмурились, супили мохнатую бровь, как будто и они были чем-то недовольны. — 2-й вариант
-написание о-е после шипящих;
— написание -тся — ться в глаголах;
— написание не-ни в местоимениях.
— запятые при вводных словах;
— запятые в сложных предложениях;
— двоеточие при обобщающем слове.
— морфологического разбора глагола;
— разбора словосочетаний.
В наших краях в зимнее время нет-нет да и встретишь рыжую плутовку.
Как-то ранним утром шёл я по лесу, любовался узорной вязью берёзовых веток и внезапно повстречался с лисой. Признаться, никогда ещё не видел так близко рыжуху. До чего же красива её огненная шубка! Среди хрустальной белизны будто пламя бросили на снег. Сделала несколько шагов, застыла на месте, затем мгновенно скрылась в зарослях.
Тишина необыкновенная. Ничто не шелохнётся. Только мороз властвует: румянит щёки, щиплет уши. А мне радостно! Или оттого, что с рыжухой повстречался, или оттого, что впервые за зиму так ярко светит солнце. А может, оттого, что у самой лесной опушки только что распечатали стог сена. И из него будто вырвалось и рассыпалось по снегу душистое, тёплое лето!
А морозец крепчает. Солнце выше поднялось над дымчатым от инея кустарником, стогом. И в его искрящихся лучах заблестели на кустах мелкие кристаллики снежинок.
Долго я стоял на одном месте, и во мне как никогда сильно спорили зима с летом.
Объём слов: 158
1. Синтаксический разбор предложения.
Как-то ранним утром шёл я по лесу, любовался узорной вязью берёзовых веток и внезапно повстречался с лисой. – 1-й вариант
В её искрящихся лучах заблестели на кустах мелкие кристаллики снежинок — 2-й вариант
2. Фонетический разбор слова:
Вязью — 1-й вариант ярко -2-й вариант
3. Морфологический разбор слова:
Повстречался — 1-й вариант заблестели — 2-й вариант
4. Выписать из своего предложения по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи и разобрать их.
-написание сложных прилагательных;
— запятые при сравнении.
-разбора слова по составу;
Критерии оценки знаний учащихся
• «5» – за работу, в которой нет ошибок.
• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.
• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
«5» — безошибочное выполнение всех заданий;
«4» — если учеником выполнено все задания с небольшими погрешностями;
«3» — выполнил не менее з-х заданий с негрубыми ошибками;
«2» — если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.
Солнце, похожее на золотое блюдце, остановилось, одним своим краем упираясь в далёкую черту горизонта. Словно красивая ткачиха, разбросавшая золотую пряжу свою, солнце, уходя на покой, собирало тучи. От этого переменчивой и чарующей была степь. Травы катились вдаль, как морские волны, лучи заходящего солнца играли на них тысячами цветов. Тучи покрывали степь то лёгкой позолотой, то ярко-красным тончайшим шёлком, то мельчайшей пылью, то полупрозрачным сиреневым платком. Безбрежная, необъятная степь походила на океан, и казалось, что этому океану нет ни конца, ни начала. И вот уже океан стал тёмно-синим, вот он нахмурился, и волны трав, раскрашенных последними лучами солнца, стали едва заметными в густеющем тёплом мареве сумерек. Тёмно-синее море стало чернеть. Тоненький краешек солнечного диска, как дорогой расплавленный металл, засиял на тёмном рубеже горизонта. Он становился всё меньше и меньше и вдруг как-то быстро исчез. Алая заря закрыла всю западную половину неба, заиграла роскошными красками, потом улеглась, померкла, зеленоватое покрывало раскинулось на её месте, а сумерки надвинулись, и яркими чёрными силуэтами, словно нарисованные, стали выделяться деревья, горы. Пришёл тихий июльский вечер.
Объём слов: 170
По С. Сейфулину
1. Выписать из текста по два словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их.
2. Выполнить фонетический разбор слова:
Упираясь — 1-й вариант деревья — 2-й вариант
3. Разобрать слова по составу:
Разбросавшая, тончайшим, казалось — 1-й вариант
Заходящего, мельчайшей, упираясь — 2-й вариант
4. Сделать синтаксический разбор предложения:
Безбрежная, необъятная степь походила на океан, и казалось, что этому океану нет ни конца, ни начала. – 1-й вариант
И вот уже океан стал тёмно-синим, вот он нахмурился, и волны трав, раскрашенных последними лучами солнца, стали едва заметными в густеющем тёплом мареве сумерек. — 2-й вариант
Словарные диктанты
Есть анчоусы и артишоки, боржоми для больного, везучий жокей, цирковой жонглёр, мучиться от изжоги, надеть капюшон, мажорный лад, ожог руки, обжёг руку, совершить поджог, деревянная трещотка, проживать в трущобах, суп харчо, чопорный джентльмен, проповедовать шовинизм, услышать шорох из чащобы, бережёного Бог бережёт, тонкая бечёвка, зажжённый факел, смышлёный зайчонок, гулять голышом, дешёвый товар, дирижёр оркестра, жёваная бумажонка, получить долгожданный зачёт, несколько княжон, положить корнишоны в кошёлку, лужёная глотка, не лезь на рожон, говяжья печёнка, размежёвывать участки, известный ретушёр, плыть сажёнками, стажёр на флоте, запечатать сургучом, точёные ножки, франт и щёголь, небольшая речонка.
№ 2 (непроизносимые и сомнительные согласные)
Рекламное агентство, аспирантская ставка, безжалостный преступник, безучастный взгляд, безыскусный рассказ, бескорыстная помощь, беспристрастный судья, бессловесная тварь, бессовестный торгаш, бесстрастное повествование, бесчинствовать на улицах, блеснуть в воде, високосный год, впрыснуть лекарство, всечасно заявлять, гнилостный запах болот, декадентское направление, добросовестный помощник, должностное преступление, дощатый пол, закоснелый ретроград, захолустное место, злостный неплательщик, интеллигентский взгляд, кандидатский минимум, комендантский час, крупитчатый пирог, ландшафтный дизайн, милая наперсница, прийти в неистовство, объездчик путей, ударить в отместку, парламентский вестник, постные блюда, каллиграфический почерк, претендент на руку, создавать прецедент, редкостный мерзавец, участвовать в туристском походе, шествовать по площади, подавать яства, сводчатый потолок, сумасшедший ровесник, словесная перепалка.
№ 3 (слова с удвоенными согласными)
Актриса Малого театра, алюминиевая ложка, читать бестселлер, недовольно брюзжать, визжать от восторга, картинная галерея, прибывать в гостиницу, повышать грамотность, изучать грамматику, старая грампластинка, старинный граммофон, проявлять дилетантизм, имитация деятельности, известный импресарио, знаменитый продюсер, рисовать карикатуры, лилипуты и великаны, пьеса драматурга, протестовать против расизма, использовать сырьевые ресурсы, великий труженик, звучать в унисон, финский нож, элита общества, долго акклиматизироваться, профессиональный аккомпанемент, играть на аккордеоне, аллигаторы в зоопарке, использовать аммиак, аннексия территорий, аннотация к сборнику новелл, аннулировать договор, подать апелляцию, апеллировать к разуму, оригинальная аппликация, попасть в артиллерию, генеральная ассамблея.
№ 4 (слова с удвоенными согласными).
Ассортимент товаров, ассоциация предпринимателей, атолловые рифы, аттракцион в парке, состояние аффекта, быть балластом, баллотировать в президенты, церковь в стиле барокко, сражаться на баррикадах, опасная бацилла, мучиться от бессонницы, избирательный бюллетень, загородная вилла, выжженное поле, звание генералиссимуса, купили гиббона и гориллу для зоопарка, знаменитый гроссмейстер, сложная дилемма, участвовать в дискуссии, защитить диссертацию, процесс диффузии, дрожжи для теста, дрессированный верблюд, нарушать идиллию, французские импрессионисты, выработать иммунитет, индифферентное отношение, приехать на ипподром, иррациональное объяснение, официальное коммюнике, конгресс бизнесменов, корректный вопрос, коррозия металла, отгадывать кроссворд, либретто к балету, особая миссия, можжевеловая настойка, монограмма на книге.
№ 5 (слова с удвоенными согласными). Определите способ подчинительной связи в словосочетаниях.
Политическая оппозиция, апеллировать впустую, быть оппонентом в полемике, построить параллелограмм, провести параллель, пассивно наблюдать, выйти на перрон, пессимистические воззрения, интерес прессы, программировать результат, пропеллер вертолёта, впоследствии баллотировался, профессиональный подход, участвовать в процессе, режиссёр спектакля, пострадать от репрессий, зимняя сессия, силлабо-тоническая система стихосложения, впервые аккомпанировать, искать во всём симметрии, расставить книги на стеллажах, не хотел провоцировать, определить суррогат, отдыхать на террасе, оккупированная территория, красный террор, театральная труппа, звучать фортиссимо, злая эпиграмма, бумажно-целлюлозный комбинат, упаковка из целлофана.
№ 6 (Н и НН в разных частях речи)
Аннулированный договор, багряный плащ, ветреное утро, безветренная погода, ветряная мельница, мучиться от бессонницы, настоящий бессребреник, бешеная скачка, вкусные вареники, невиданные и неслыханные чудеса, воронёная сталь, выжженная степь, жжёный сахар, выменянный грош, высеянное поле, вышеизложенные факты, газированный напиток, газифицированный посёлок, глиняный кувшин, отдыхать в гостиной, пребывать в гостинице, дарёному коню в зубы не смотрят, подарить двугривенный, дистиллированная вода, доморощенный философ, дровяной сарай, езженый путь, нежданное происшествие, желанный гость, зажжённый фонарь, замешенное тесто, замешанный в преступлении, златокованый венец, народный избранник, проклятый изменник, поздравить именинника, истинная правда, кожаное седло, конфискованное имущество, взлелеянная мечта, лишённый всякого смысла, приехать на масленицу, мошенник и труженик, медвяные запахи, названый брат.
№ 7 (Н и НН в разных частях речи)
Негашёная известь, нагрянул нежданно-негаданно, незваный гость хуже татарина, немудрёный ответ, неписаное правило, нетленный шедевр, непрошеный совет, несмышлёный малыш, нехоженые тропы, нечаянная радость, облицованный фасад, оккупированный район, отъявленный преступник, ошеломлённый взгляд, перочинный нож, пламенные речи, платяной шкаф, пленённый генерал, подытоженные данные, поклонник певца, привилегированный деятель, пряный запах, путаный ответ, рассчитанный вес, румяные щёки, рьяный поборник учения, священный союз, серебряный кубок, слушанное дело, слышанный рассказ, отмечать совершеннолетие, ставленник чиновника, труженик и трезвенник, тяжелораненый солдат, учреждённая премия, фасованный сахар, целинный земли, чванный господин, чеканный профиль, эвакуационный госпиталь, электрифицированная территория, юные герои, явственный шум, ячменный кофе.
№ 8 (ПРЕ- и ПРИ-)
Пребывать в городе, прибывать на станцию, превалирующий подход, превзойти всех, призреть сироту, презирать предателя, претворять в жизнь, притвориться больным, придирчивый преемник начальника, придать значение, не прекословить никому, преследовать по закону, непреодолимое препятствие, преклоняться перед гением, приклонить ветки, препираться с преподавателем, старинное предание, преклонный возраст, показать пренебрежение, приоритет социальных программ, привередливый коллекционер, причудливый узор, удобное приспособление, приступить к ликвидации, преступить закон, испытывать притеснения, претерпевать лишения, притерпеться к неудобствам, камень преткновения, знаки препинания, преходящее явление, приходящая няня, преуспевать на поприще, пресечь беззаконие.
№ 9 (сложные существительные и прилагательные)
Силлабо-тоническая система стихосложения, появившаяся мать-и-мачеха, бортмеханик судна, вице-президент фирмы, новое времяисчисление, генерал-полковник артиллерии, отправиться на дровозаготовки, отдыхать в кают-компании, проповедовать псевдоучение и лженауку, танцевать рок-н-ролл, отпраздновать семидесятипятилетие, известный социал-демократ, приехавший южноамериканец, состоять членом яхт-клуба, архитектурно-проектный институт, ближневосточный вопрос, быстрорастворимый кофе, бюджетно-финансовый отчёт, весенне-полевые работы, взаимовыгодное сотрудничество, водно-солевой раствор, военнообязанный гражданин, всемирно-историческое значение, выпукло-вогнутые линзы, вышеприведенный факт, газетно-журнальные публикации, горнодобывающая промышленность, достопамятная встреча, зимостойкий сорт, идейно-политический конфликт, информационно-рекламный щит.
Одно из самых очаровательных воспоминаний детства — это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница первых классов читала нам вслух на уроке «Капитанскую дочку».
Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь. Счастлив человек, которому повезло с первой учительницей. Мне повезло. Александра Ивановна, моя первая учительница, любовь и благодарность к ней я пронес сквозь всю жизнь.
Уже зрелым человеком я прочел записки Марины Цветаевой о Пушкине. Из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая «Капитанскую дочку», с таинственным наслаждением все время ждала появления Пугачева. У меня было совсем другое. Я с величайшим наслаждением все время ждал появления Савельича. Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше. Невероятная трогательность. Разве Савельич раб? Да он на самом деле хозяин положения! Петруша беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и преданности ему Савельича. Он беспомощен против нее, потому что он хороший человек и понимает, что деспотичность именно от любви и преданности ему.
1. Разберите предложение, составьте схему.
2. Подчеркните предложение с обособленным распространенным приложением.
3. Морфологический разбор слова «всеохватывающей».
Воспоминания о лете
Лето после экзаменов я провёл у родителей на даче близ станции Столбовой.
В доме, по преданию, казаки нашей отступавшей армии отстреливались от наседавших передовых частей Наполеона. В глубине парка зарастали и приходили в ветхость их могилы.
Внутри дома были узкие комнаты, высокие окна. Настольная керосиновая лампа разбрасывала огромных размеров тени по углам тёмных бордовых стен и потолку.
Под парком вилась небольшая речка. Над одним из омутов продолжала расти в опрокинутом виде большая старая берёза.
Зелёная паутина её ветвей представляла висевшую над водой воздушную беседку. Там можно было сидеть или лежать. Здесь я обосновал свой рабочий угол. Я читал Тютчева и первый раз в жизни писал стихи.
В гуще этого дерева я за три летних месяца написал стихотворения своей первой книги.
1. Синтаксический разбор предложения.
Синтаксический разбор: Внутри дома были узкие комнаты, высокие окна.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, неполное, осложнено однородными подлежащими).
Синтаксический разбор: Здесь я обосновал свой рабочий угол.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное).
2. Разбор слов по составу: зарастали, продолжала.
3. Выпишите 3 слова с разными орфограммами в корне, орфограммы обозначьте.
Другие диктанты из рубрики «10 класс»
Самые первые предметы, которые уцелели на ветхой картине давно прошедшего, были кормилица, маленькая сестрица и мать.
Кормилица представляется мне сначала каким-то таинственным, почти невидимым существом. Я помню себя лежащим ночью то в кроватке, то на руках матери и горько плачущим. Потом помню, что никто не являлся на мой крик и призывы, что мать, прижав меня к груди, напевая одни и те же слова успокоительной песни, бегала со мной по комнате до тех пор, пока я не засыпал. Кормилица, страстно меня любившая, опять несколько раз является в моих воспоминаниях, иногда вдали, украдкой смотрящая на меня из-за других, иногда целующая мои руки, лицо и плачущая надо мною.
Кормилица моя была господская крестьянка и жила за тридцать верст; она отправлялась из деревни пешком в субботу вечером и приходила в Уфу рано поутру в воскресенье; наглядевшись на меня и отдохнув, пешком же возвращалась в свою Касимовку, чтобы поспеть на барщину. Помню, что она один раз приходила, а может быть, и приезжала как-нибудь, с моей молочной сестрой, здоровой и краснощекой девочкой.
Сестрицу я любил сначала больше всех игрушек, больше матери, и любовь эта выражалась беспрестанным желаньем ее видеть и чувством жалости. Мне все казалось, что ей холодно, что она’голодна и что ей хочется кушать.
(По С. Аксакову) (291 слово)
Задание
Сборник диктантов для учеников 10 класса с заданиями разной сложности. Данный раздел содержит тексты диктантов для десятиклассников, по этому количество слов приблизительно равно 200. К некоторым диктантам разработаны задания, которые рекомендуется выполнить после написания диктанта.