Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 сентября 2023 года; проверки требуют 2 правки.
Логотип Тотального диктанта
Почтовая марка России 2020 года, посвящённая акции, с цитатой К. Э. Циолковского из его статьи «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1911—1912)
- Что такое «Тотальный диктант»
- Ежегодно в апреле тысячи людей по всему миру садятся за парты, достают листочки и пишут «Тотальный диктант» по русскому языку. Текст диктанта готовит известный писатель, а проверкой работ занимаются эксперты-филологи. Акция проходит на самых разных площадках — от Международной космической станции до исправительных колоний, — но везде следует принципу добровольности, потому что не терпит обязаловки. О том, как был придуман «Тотальный диктант», как он зарабатывает и почему не проходит в школах, — в рассказе руководителя проекта Ольги Ребковец.
- Как заработать на орфографических ошибках
- Задачи и организация
- Фан и экспертиза
- «Тотальное путешествие»
- Звездный диктатор
- Глоток свободы для тюрьмы и школы
- «Тотальный диктант» как проект
- От депутата Прилепина до иноагента и “уголовника” Глуховского*», — сооснователь «Тотального диктанта» Илья Стахеев
- Сколько букв Н в слове стреляН/ННый.
- Поделитесь результатом
Что такое «Тотальный диктант»
Ежегодная просветительская акция в форме добровольного диктанта для всех желающих. Это общественный проект, который проводится силами активистов и волонтеров. Организатор акции — фонд «Тотальный диктант» (Новосибирск). Текст диктанта каждый год специально для акции создает известный писатель. Участвовать в «Тотальном диктанте» может любой желающий, независимо от возраста, пола, образования, вероисповедания, профессии, семейного положения, интересов и политических взглядов. Подробнее о принципах «Тотального диктанта».
Ежегодно в апреле тысячи людей по всему миру садятся за парты, достают листочки и пишут «Тотальный диктант» по русскому языку. Текст диктанта готовит известный писатель, а проверкой работ занимаются эксперты-филологи. Акция проходит на самых разных площадках — от Международной космической станции до исправительных колоний, — но везде следует принципу добровольности, потому что не терпит обязаловки. О том, как был придуман «Тотальный диктант», как он зарабатывает и почему не проходит в школах, — в рассказе руководителя проекта Ольги Ребковец.
Каждый год во время дней гуманитарного факультета Новосибирского госуниверситета студенческий «Глум-клуб» (изначально он был «Гум-клубом», но потом превратился в «Глум») устраивал разные забавы — например, проводил конкурс душевого пения: участники в купальниках и с мочалками заходили в обычный душ на первом этаже общаги, вставали под струю воды, пели песни, а в коридоре авторитетное жюри ставило оценки и определяло победителя. Но однажды в деканате сказали: «Ребята, все это прикольно, но давайте что-нибудь будет про гуманитарный факультет». И участники «Глум-клуба» — Илья Стахеев, Иван Дедов, Екатерина Косых, Илья Денисов, Константин Пономарев — решили провести диктант.
Диктант был создан как вызов физикам, математикам и представителям других специальностей: пусть вспомнят, как ручку в руке держать и как буквы правильно писать. Первым текстом стал отрывок из «Войны и мира». Первым «диктатором» (шутку придумали в «Глум-клубе», и она прижилась) — преподаватель истории Сергей Куликов. Он был звездой университета, его обожали все студенты — и гуманитарных, и негуманитарных специальностей. Акцию он превратил в настоящее шоу.
После диктанта в «ленинской комнате» общежития, где проводил встречи «Глум-клуб», филологи всю ночь проверяли работы. Никаких единых критериев проверки не было, текст сличали с эталоном, предложенным в сборнике диктантов. Оценки публиковались так: на кафедре список с фамилиями тех, кто получил от пятерки до тройки, с припиской: если у вас два, то в списке вас нет, не расстраивайтесь и приходите еще! Уже тогда была заложена идея, что
мы не стремимся опозорить тех, у кого двойки, а хотим мотивировать людей к обучению и поощрять самых грамотных.
Тогда не было даже мысли, что акция когда-нибудь может пересечь пределы университета. Но сразу были заложены те идеи и принципы, которые мы в «Тотальном диктанте» продолжаем продвигать, — добровольности, анонимности, вызова самому себе. Диктант — это в первую очередь яркое событие, которое должно принести удовольствие.
Проведение тотального диктанта основывается на следующих принципах:
Как заработать на орфографических ошибках
Сейчас у диктанта появляется коммерческая сторона. Мы запустили серию книг: ежедневник с блоком правил для деловой переписки, хрестоматия «Тотального диктанта», сборник текстов разных лет. Есть онлайн-курс «Никогда не пиши „ни когда“» — там общие моменты по орфографии и пунктуации. В следующем году мы запустим тестовую версию онлайн-курса по бизнес-русскому, он будет и B2B, и B2C. Уже сейчас делаем корпоративные программы по русскому языку для компаний, отвечая на те боли, которые есть в этих компаниях. Делаем диктанты как мероприятия: например, в прошлом году организовали диктант для «Вымпелкома». Текст написал и продиктовал Александр Цыпкин, была трансляция на пять городов, все желающие сотрудники могли присоединиться.
Замысел этой коммерческой деятельности в том, чтобы меньше зависеть от грантов и спонсоров, иметь стабильное финансирование. Пока мы больше вкладываем, чем получаем, но в будущем хотим третий сегмент финансирования, который обеспечит стабильное существование диктанта. Мы прекрасно понимаем, что президентский грант может кончиться в любой момент.
Задачи и организация
Задачами диктанта являются:
Девиз тотального диктанта: «Писать грамотно — это модно!».
В начале 2000‑х годов студенческий клуб «Глум-клуб» гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета, возглавляемый президентом клуба — выпускницей НГУ Екатериной Косых, предложил идею организации массового диктанта. Первый диктант прошёл в стенах НГУ 11 марта 2004 года в рамках мероприятия «Дни гуманитарного факультета НГУ».
Первые шесть диктантов писали в Новосибирске в стенах НГУ, тексты были взяты из произведений русской классики. Затем мобильный интернет стал общедоступным, и стало понятно, что любой текст классики можно найти в Интернете и списать прямо на диктанте. Что такое возможно, организаторы поняли, когда в одной из работ, претендовавших на пятерку, обнаружили лишние предложения — которые были в тексте произведения, но при этом их не было в предложенном участникам тексте диктанта. Возникла необходимость создавать уникальные тексты, которые бы не публиковались в сети до момента проведения Тотального диктанта. Автором первого текста, написанного специально для ТД, стал писатель Борис Стругацкий. Первые пять диктантов читали преподаватели гуманитарного факультета НГУ. Затем, чтобы сделать мероприятие более зрелищным и более интересным для участников и для СМИ, для чтения начали приглашать известных артистов.
В настоящий момент главный организатор русскоязычного диктанта — Ольга Ребковец, выпускница Гуманитарного факультета НГУ, живёт в Новосибирске.
Главный штаб ТД находится в новосибирском Академгородке.
В разные годы в новосибирском (основном) штабе Диктанта были различные соорганизаторы. В качестве экспертов организаторы привлекали филологов НГУ. Руководителем группы экспертов вот уже несколько лет является доктор филологических наук, профессор Новосибирского государственного университета (НГУ) Наталья Борисовна Кошкарёва.
В 2009 году читать текст пригласили певца Псоя Короленко. С этого момента популярность мероприятия стала расти.
В 2010 году мероприятие проходило не только в НГУ, но и в школах, вузах, библиотеках, магазинах Новосибирска.
В феврале 2011 года «Тотальный диктант 2010» был удостоен престижной премии «Серебряный лучник» (подробнее).
Мероприятие является добровольным как для организаторов, так и для авторов и дикторов текстов. Финансовая поддержка спонсоров используется для закупки канцелярии (ручек, бумаги, планшетов), привлечения участников (листовки, плакаты), оплаты проезда организаторов и труда проверяющих.
Фан и экспертиза
Те 650 работ, написанных под диктовку Псоя Короленко, были проверены буквально на коленках — когда мы в машине везли Псоя в аэропорт. Что-то было проверено некорректно. Одна из участниц акции, дочь заведующей кафедрой общего и русского языкознания НГУ, принесла ей этот диктант, проверенный абы как. И тогда филологи университета решили не оставаться в стороне от акции и взять на себя ответственность за экспертную составляющую. В 2010 году у акции появился Экспертный совет, а у участников — возможность приходить на апелляции и на разборы работ. В 2011-м мы начали делать курсы по подготовке к диктанту.
Когда в проект пришли филологи, он встал на обе ноги. Мы, студенты, «продаем» акцию как фан, информационно сопровождаем, придумываем крутые фишки, а мощные эксперты делают так, чтобы люди могли подготовиться к диктанту, а организаторы — поручиться за результат. Людям важно качество.
Вокруг акции началась вдумчивая методическая и научная работа. Когда мы начали делать конференцию «Тотального диктанта», у меня была установка на то, чтобы это стало самым крутым филологическим мероприятием, самой крутой филологической тусовкой в России. В 2013 году это было мероприятие на 35 человек, а сейчас это конференция, на которой проходит заседание Орфографической комиссии РАН. К каждой конференции мы готовим сборник научных трудов (часть статей сделана непосредственно на материалах «Тотального диктанта»), он называется «#Тотсборник», и это, наверное, первый научный сборник, который начинается с хэштега. Кроме того, это, наверное, единственная конференция, которая заканчивается рок-концертом.
«Тотальное путешествие»
Раньше каждый год автор приезжал в Новосибирск и в НГУ диктовал текст, но в 2018 году мы в качестве одной из возможностей развития акции в других городах решили сделать статус столицы диктанта и разыгрывать его. Пятерка городов, победивших в народном голосовании, выходит в финал, и жюри выбирает победителя. Тогда в следующем году автор текста акции приезжает уже туда.
Первой «новой» столицей акции стал Владивосток, и на афтепати родилась авантюра — сделать туда автопробег из Новосибирска. Мы проехали 6300 км. А в этом году столицей стал Таллин — до него от Владивостока 13 007 км. Мы ехали на газелях 29 дней через 28 городов. В каждом городе были стоянки. Мы на улицах людей спрашивали: «А вы знаете, как правильно писать такое-то слово?», давали выполнять упражнения из ежедневника. С нами ехали четверо писателей, которые про это путешествие написали книжку.
«Тотальное путешествие» — это большая агитационная, просветительская кампания. В следующем году поедем из Таллина в очередную столицу — 1 февраля узнаем, куда же именно.
Интервью провели Ксения Романенко, Александра Евтушенко, Мария Багина, Алиса Артемьева — руководитель и участницы студенческой экспедиции «Советская утопия: высшее образование и наука в Новосибирском Академгородке», организованная лабораторией «Развитие университетов» НИУ ВШЭ в рамках программы студенческих экспедиций «Открываем Россию заново».
Звездный диктатор
На первый диктант пришли, по разным версиям, от 120 до 150 человек — я это связываю с тем, что почти все, кто проводил диктант, тогда работали в журналистике и PR, поэтому с самого начала грамотно организовали продвижение акции: составили и разослали пресс-релиз и официальные приглашения, сделали афиши.
Следующие несколько лет «Тотальный диктант» пробовал разные форматы. В 2006 году Илья Стахеев, один из основателей акции и тысячник в ЖЖ, написал текст диктанта на «олбанском» языке — тогда это было модно и тоже стало своеобразным информационным поводом. А в 2009 году мы подумали, что нужно пригласить звезду — может быть, из Москвы. Додумались до Псоя Короленко. У нас не было никаких ресурсов, но сработала теория шести рукопожатий: снова помог Илья Стахеев. Он договорился с Короленко, я выпросила у деканата денег ему на билеты из Москвы, и Псой приехал. Мы написали пресс-релиз, мол, «Звезда из Москвы приезжает диктовать „Тотальный диктант“». В итоге новость о диктанте попала даже в газетки, которые раскладывают бесплатно в почтовые ящики. Пришли 650 человек.
В 2010 году мы уже планировали диктант на весь Новосибирск, но понимали, что на десять Псоев Короленко деканат денег не даст. Тогда появилась идея: что, если знаменитость не продиктует, а специально напишет текст? Еще одна причина, по которой мы решили привлечь автора, — это распространение гаджетов с выходом в интернет. Один из участников предыдущего диктанта просто списал текст, не обратив внимания на то, что одно предложение мы из него исключили. Мы решили, что не хотим каждый раз догадываться — человек сам так написал или просто дружит с гуглом.
Мы не нашли никого меньше, чем Борис Стругацкий. Помог новосибирский писатель-фантаст Геннадий Прашкевич, который тесно работал со Стругацкими: по нашей просьбе он обратился к Борису Натановичу, и тот не отказал.
Глоток свободы для тюрьмы и школы
В 2010-м диктант прошел по всему Новосибирску, и, главное, мы попали в федеральные сюжеты. После этого начали поступать запросы из других городов, потому что люди узнали о диктанте на уровне России. Постепенно к «Тотальному диктанту» присоединялись новые площадки, города и страны: так, в 2019 году акция прошла в 81 стране с 236 тысячами участников. Сейчас
сложно найти площадку, где бы еще не писали диктант: писали на Международной космической станции, в Кунгурской пещере, в Антарктиде на полярной станции, дайверы в Карелии писали «Тотальный диктант» под водой.
Пишут в самолетах и на ходу троллейбуса.
Тюрьмы, СИЗО, исправительные учреждения — тоже традиционные площадки, где очень хороший отклик. Пока мы не можем наладить контакт только с армией: как ни странно, соблюсти принцип добровольности там сложнее, чем в тюрьме. В армии нет типов активности, которые предполагают личный выбор и личную свободу, а в колониях есть занятия по русскому языку, и те, кто на них ходит, могут писать диктант. В Нижегородской области в женской колонии был диктант, и одна участница написала стихи для Павла Басинского, который был автором текста в этом году, — там просто слеза, хорошие стихи про чувства. В Новосибирске многолетней площадкой диктанта является наркологический диспансер. К нам обратился его главный врач: мол, хотим у себя диктант провести; мы указали на принцип добровольности, но он опросил пациентов — оказалось, около 20 желающих и персонал. Уже много лет они каждый год проводят диктант.
А со школами мы не ведем системной работы, не считаем школьников своей основной целевой аудиторией, потому что диктант для них — это оскомина, дрожь в коленках и никакого позитива. Учителя, в свою очередь, боятся уронить показатели. Очень долго пришлось работать, чтобы объяснить:
не надо никого специально приводить, не надо никого заставлять, пускай все будет от души.
Сейчас эта система устаканилась, и проводят диктант у себя в школе только те, кто очень хочет и понимает все принципы. Многие школьники сейчас даже воспринимают «Тотальный диктант» как большой спорт: в школе обычные диктанты, а я пойду, как взрослый, напишу «Тотальный». Периодически бывают перегибы: например, недавно на форуме в Петербурге одна школьница мне рассказала, что у них диктант хотят сделать обязательным для всей школы и выставлять оценки в журнал. Я всегда прошу писать мне, если вдруг такое происходит. Такого быть не должно.
Этот раздел представляет собой неупорядоченный список разнообразных фактов о предмете статьи.
Пожалуйста, приведите информацию в энциклопедический вид и разнесите по соответствующим разделам статьи. Списки предпочтительно основывать на вторичных обобщающих авторитетных источниках, содержащих критерий включения элементов в список.
«Тотальный диктант» как проект
В 2010 году мы делали диктант командой друзей, и так бы все и оставалось, но стало ясно, что масштабы акции растут. Поэтому были зарегистрированы торговый знак «Тотальный диктант» и Фонд поддержки языковой культуры граждан «Тотальный диктант», который и занимается организацией акции сейчас. Это формальный инструмент и наша гарантия безопасности.
Сейчас фонд — это организация, на которую мы получаем гранты, которая заключает соглашения с партнерами и с нашими городскими координаторами. Люди, которые в городах делают «Тотальный диктант», — волонтеры и общественники. Они молодцы, но мы с ними заключаем соглашение, где прописываем основные принципы и условия нашего взаимодействия.
Долгое время диктантом управляли один-два человека, но с 2017 года появился штаб «Тотального диктанта», высший исполнительный орган. Сейчас в нем 10 человек, которые живут во Владивостоке, Челябинске, Новосибирске, Страсбурге, Москве и Таллине, за каждым закреплено какое-то направление. Например, Зоя из Челябинска занимается IT, Слава из Владивостока — корпоративными площадками и курсами.
Ни для кого из этих людей «Тотальный диктант» не является единственным местом работы. Есть текучка. Люди уходят, потому что в активные месяцы на пике иногда можно выгореть и это точно отличается от работы в офисе с десяти до шести. Судя по опыту, два-три года в таком режиме — это хороший средний показатель для члена штаба.
От депутата Прилепина до иноагента и “уголовника” Глуховского*», — сооснователь «Тотального диктанта» Илья Стахеев
«Тотальный диктант 2022» в Мраморном дворце в Санкт-Петербурге
В начале апреля по городам прокатился очередной «Тотальный диктант» — непонятно откуда взявшаяся акция, призывающая даже не к грамотности, а к хорошему способу провести время, наконец-то взяв ручку в руки. А вообще-то, «Диктант», придуманный когда-то в новосибирском Академгородке, проходит уже в 43 странах — даже в Японии, Китае, Новой Зеландии и Камбодже русскоговорящая диаспора писала под диктовку текст, подготовленный в этом году дальневосточным автором Василием Авченко.
Один из родителей идеи, Илья Стахеев, рассказал нам, как он до сих пор не зарабатывает на таком масштабном проекте, почему у «Тотального диктанта» нет основателя и откуда вообще взялась акция, которая в этом году отмечает 20-летие.
— Как родился «Тотальный диктант»?
— В двухтысячных мы с друзьями учились в Новосибирском госуниверситете, а там очень большие традиции студенческой самоорганизации — у каждого факультета есть свой юмористический клуб, из участников этих клубов потом составлялась команда КВН. И, естественно, у нас на гуманитарном факультете был свой клуб — «Глум Клуб», где мы организовывали разные студенческие мероприятия: дни гумфака, студенческие капустники, посвящения в первокурсники. Надо сказать, что «Глум Клуб» был нишевый — например, в физфаковском «Кванте» были знаменитые участники и спонсоры, им предоставляли клуб на 1 000 человек в доме ученых Академгородка, мы же были локальным факультетским клубом, им долго и оставались. И мы хотели придумать что-то, что могло бы привлечь внимание негуманитариев, но было бы гуманитарным по своей сути. Осенью 2003 года на одной из прогулок по Академгородку родилась идея сделать диктант.
Что было у всех общего гуманитарного в жизни? Все когда-то писали диктант. Но диктант — стремное мероприятие, никто его не любит, есть ощущение, что диктант — это всегда тоталитарная училка, диктующая текст про стрекочущих иволг.
На тот момент у нас было клевое, еще более нишевое мероприятие в рамках дня гумфака — антинаучная конференция, где мы деконструировали классическую научную конференцию, выходя со смешными докладами, под которые мы подкладывали якобы гуманитарную методологию. Например, я делал доклад, что «Карлсон, который живет на крыше» — это аллюзия и перифраз книги «Апокалипсис» Иоанна Богослова. Карлсон — это Антихрист, он совращает и вводит в грех, и все это я доказывал текстологически. И идея деконструировать диктант (сделать анти-диктант) всем понравилась. Нас было трое, мы пришли в ленинскую комнату и докрутили идею с теми, кто оказался там. Никто из нас не говорит, что идея «Тотального диктанта» принадлежит кому-то из нас. Среди «родителей» — точно Екатерина Косых, Константин Пономарев, Илья Денисов, Илья Булгаков, Иван Дедов и я.
И родилось название «Тотальный диктант», в котором, с одной стороны, была самоирония: мы же нишевый клуб, кто вообще придет? И тут же мы отвечали — все придут.
Тогда я учился в философской магистратуре и очень увлекался лингвистической философией — идеей Витгенштейна и Хайдеггера, что язык является конечной границей познания мира. Хайдеггер говорил, что это «дом бытия», Витгенштейн писал про «жизненные формы». И идея тотальности языка была вполне оправданной. Плюс было такое заигрывание с тогдашними российскими настроениями — вставаниями с колен и так далее. В апреле 2004 года в рамках дня гумфака мы провели первый «Тотальный диктант».
— Какой текст был первым?
— Он был канонический — тот самый кусочек из Толстого про дуб. И мы не ожидали, что придет так много людей. Целая поточная аудитория была забита желающими, диктовал наш культовый преподаватель Сергей Петрович Куликов (кстати, в этом году в НГУ закосплеили тот первый диктант: пришли те, кто был на самом первом диктанте, читал Куликов).
Поначалу никто из нас не верил, что это будет массово. Но на следующий год собралось уже две потоковые аудитории, потом еще больше. Так «Диктант» и начал развиваться. Была идея, которая на самом деле в основном выглядела как чемодан без ручки: нести тяжело, а бросить жалко. На тот уровень, который есть сейчас, все вывели Ольга Ребковец, моя подруга и выпускница гумфака, и Егор Заикин. Они занялись масштабированием проекта: когда он начал разрастаться в городские и межгородские объемы, мы задумались, что стоит зарегистрировать товарный знак и юрлицо. Появился фонд «Тотальный диктант», где я в попечительском совете. Дальше было сделано несколько правильных шагов по масштабированию и развитию проекта. « Диктант» нужно было раздать как можно большему количеству людей, тогда он начнет развиваться. Хотя денег он не приносит.
— Подождите, но ведь диктуют модные спикеры: Долецкая, Буржская, Водолазкин! Что, вы им не платите?
— Они все приходят исключительно за доброе имя, потому что акция стала публичной и ничего, кроме публичного капитала, у нас нет. « Тотальный диктант» — возможно, это его проблема — выглядит гораздо дороже, чем то количество денег, которые у него есть.
— Наверняка же создатели (значит, и вы) в долях. Акция очень популярная — сколько вам приносит проект?
— Ничего мне это не приносит! Это исключительно социальная вещь. Несколько сотрудников устроены в фонд на зарплаты — и они, прямо скажем, не гигантские. По сути, это франшиза — каждый городской координатор, который хочет провести у себя «Тотальный диктант», получает право на использование бренда и условный пакет документов, после чего может искать у себя в городе партнеров — вещами и деньгами, на чем, наверное, и может заработать. Хоть и выглядит «Тотальный диктант» будто серьезный бизнес, на котором можно озолотиться, но это очень сильно волонтерская история: она приносит уважение, социальный капитал, принадлежность к большому делу. Особенно в региональных городах координатор «Тотального диктанта» — это позиция, которая звучит хорошо. Когда у них есть верительные письма от нашего президентского совета по языку, то так можно попросить партнерство — так люди заходят к мэру города, к губернатору региона. Это символический капитал, а не удачный стартап мобильного приложения, который моментом приносит баснословные деньги.
— Интересен ли «Тотальный диктант» с точки зрения сбора больших данных — например, можно же выносить оценочные суждения об уровне грамотности населения?
— Конспирологи постоянно говорят, что мы чуть ли не образцы почерка собираем.
Невозможно при помощи этого выявить уровень грамотности (да и понятия такого нет — как социолог, я понимаю, что за каждым определением должна быть концептуальная и рациональная рамка). Что такое уровень грамотности? Нужно одних и тех же людей в одинаковых условиях тестировать одинаково. Но авторы и участники из года в год разные — акция длится 20 лет. Если вынести из этого какие-то данные, то только мусорные — мы в социологии говорим garbage in, garbage out.
Вся акция строится на любви к языку. Многие говорят, что они боялись диктантов в школе, а сейчас поняли, что это весело и клево — кто-то взял ручку в руки и вспомнил, как выглядит его почерк. Плюс мы действительно стараемся всяких веселых людей позвать в дикторы.
Акция важна для небольших и даже не областных городов, где, прямо скажем, не миллион развлекательных и прочих программ, что позволяет провести хорошее мероприятие местным библиотекам и домам культуры. Очень важно, что много пожилых людей ходит на наши мероприятия. А прийти куда-то хорошо одетым и с кем-то познакомиться — очень важный коммуникационный момент.
— Как составляется и подбирается текст?
— Раньше мы паразитировали на брендах больших писателей — в том, что Борис Стругацкий согласился написать первый авторский текст, нам, конечно, очень повезло. С его легкой руки стали соглашаться и другие знаменитые писатели — у нас политическая палитра авторов: от депутата Госдумы Захара Прилепина до иноагента и уголовника Дмитрия Глуховского*. И это наша фишка — мы не политизируем мероприятие. Язык больше политики, он даже над культурой. С определенного момента мы начали знакомить широкую аудиторию «Тотального диктанта» с образцами качественной современной отечественной литературы. Прямо скажем, в России у этих книг не самые большие тиражи, и мы не самая читающая нация — против Великобритании с ее совокупным миллиардом тиражей.
Например, из «Тотального диктанта» появилась Гузель Яхина в литературе — он дал ей серьезную возможность прорваться туда. В этом году мы вообще решили уйти от столичности, и текст готовил дальневосточный писатель Василий Авченко. Конечно, до этого был еще Алексей Иванов со своей уральской идентичностью.
Новосибирцы очень остро переживали, что Новосибирск перестал быть столицей «Тотального диктанта». Мы быстро поняли, что для развития нужна передвижная столица, как у чемпионата мира по футболу. В этом году впервые нестоличный город выиграл звание столицы «Тотального диктанта» — это Нижний Тагил.
— Кстати, а почему бы, чтобы заработать, не сделать участие в акции платной?
— Это вообще не та история. У нас есть добровольные донаты. А платное участие противоречит самому духу мероприятия. Да, платные мероприятия есть, но сам диктант должен оставаться открытым — мы абсолютно против любой разнарядки и загонов. А на бренде «Тотального диктанта» развелось много паразитирующих последователей — их больше 20. И то, что они делают, никак не диктант. На многих из них есть разнарядки, чтобы предоставить студентов, служащих — обеспечить явку.
— А вы сами как-то связаны с государством?
— Как говорил Бродский, идешь в булочную — сотрудничаешь с советской властью. Но дело в том, что организатором является не ведомство, а этот общественный фонд, который участвует в грантах.
— Может, вас кто-то спонсирует?
— Конечно, есть партнеры. Но, к сожалению, в России практически все крупные бизнесы — госкорпорации, — и у них поделены сферы социальной ответственности, мы ни под одну не попадаем. Но нам очень помогает «Яндекс», компания «Берлинго» делает фирменные диктантовские ручки. Есть и другие партнеры, но хотелось бы, чтобы их было больше.
— Можно ли как-то по результатам «Тотального диктанта» отследить судьбоносность и последствия 2011 года — тогда ввели ЕГЭ?
— Я преподаватель с 15-летним стажем. И хейт поколения ЕГЭ мне не близок. Я специализируюсь на социологии знания — и были данные по опросам ВЦИОМа по science literacy (научной грамотности) населения. Помните заголовки, что треть россиян думает, что Солнце вращается вокруг Земли? Получился любопытный расклад, что наиболее научно грамотным является это поколение ЕГЭ. А большее количество неправильных ответов дало поколение самого лучшего в мире советского образования: они считают, что, если молоко прокипятить, оно перестает быть радиоактивным. Поэтому стенания, что молодежь не та, — это абсолютная чушь. Молодежь у нас прекрасная, смелая.
И эта поколенческая разница безграмотности из-за того, что разные источники потребления информации. Да, в интернете много чуши, но много и хороших материалов. Куча научных популяризаторов. А что мы смотрим по телевизору? Первый мистический — про пирамиды и марсиан, про то, как санитары съели пациентку. Научного знания чуть-чуть, а псевдонаучной чуши — огромное количество. Поэтому не надо гнать на поколение ЕГЭ.
Самый массовый предиктор — сам текст. Чем легче текст, тем очевидно больше положительных оценок. Прогнозирую, что в этом году будет больше пятерок — я сам читал текст Авченко, он не сложный. Положительных оценок стало больше, когда у нас появилась филологическая комиссия — и мы стали разбирать вариабельность употребления знаков препинания.
Кстати, про сбор данных. У нас есть условие опциональной анонимности: можно написать любое кодовое слово — и никто не узнает, что работу писал ты. А еще у нас есть возможность попросить выделять ошибки, но не оценивать работу. При этом, если ты поставил такую галочку и написал на отлично, мы предложим проставить оценку — ведь отличников награждают: это и книжные призы, и скидки в читалках. Это важная символическая история — тебя позвали, вручили, люди из телевизора приехали снимать.
— Если попытаться систематизировать итоги написания диктанта в этом году, что вызывает больше всего сложностей?
— Как правило, употребление н/нн — это общая история. И если обобщать, то встречаются проблемы в написании слов, которые выходят из употребления, но для поколения постарше это обычные слова. Например, слово «уключина» — как я выяснил, люди до 30 не плавали на лодках и совершенно не в курсе. И подобные штуки — уходящие из активного вокабуляра в пассивный, но для писателей, людей постарше, это обыденность.
— Отразились ли на вас поправки к закону о госязыке, призванные избавить его от засилья иностранных слов?
— Это одно из конвенциональных суждений. Есть масса работ, начиная с социолога Пьера Бурдье, у которого есть большой труд «Различение: социальная критика суждения», что культура в целом — это способ различения классов. Чтобы писать грамотно, ты должен много читать, у тебя должно быть хорошее образование. Все это признаки представительского класса.
— Одновременно с этим мне непонятно, почему «Тотальный диктант» пользуется популярностью, ведь есть корректоры по типу Т9, которые все исправят, — не думаю, что у людей теперь есть потребность писать грамотно и тем самым выделяться.
— Речь — это коммуникация, а в коммуникации важно, чтобы тебя понимали. Для этого ты должен придерживаться правил, которых придерживается и твой реципиент. Молодежь все равно хочет казаться образованной: много читает — возможно, их набор маст-рид расширился по сравнению с моим поколением, поэтому они не успевают охватить все. Более того, у меня есть гипотеза, что молодежь является более грамотной, потому что ей чаще приходится писать. Сейчас письменная речь — основная: мы пишем в мессенджерах, пишем документы, коммерческие предложения, пресс-релизы, технические описания. Обратите внимание, сколько стало профессий, связанных с тем, что ты должен правильно оформить текст. Сейчас сформировался огромный пул профессий, чье основное занятие — работа с текстом. Что писали люди доинтернетовской эпохи? Письмо маме раз в год? Когда они использовали письменную речь, если они не были интеллигентными, обязанными писать статьи и оформлять документацию? Ты ручку тогда брал, только чтобы подпись в зарплатной ведомости поставить. А навык — это навык. Возьмите ревнителя русского языка, который громче всех орет с трибуны, — он не умеет обращаться с языком, а сейчас хоть и с подсказками условного Т9, но люди чаще работают с ним.
Кстати, специально для читателей «Фонтанки» Илья Стахеев и председатель филологической комиссии «Тотального диктанта» Владимир Пахомов подготовили тест:
Сколько букв Н в слове стреляН/ННый.
Вам стоит подтянуть свои знания по русскому языку
Поделитесь результатом
Кажется, вы давно не писали на родном языке без помощи виртуальных помощников
Быть троечником не стыдно, но всегда есть, куда стремиться
У вас крепкая четверка! Еще чуть-чуть, и вы могли бы получить высший балл!
Вы — отличник! Поздравляем!
* Дмитрий Глуховский признан физическим лицом, выполняющим функции иноагента в России.



