ТЕКСТ ТОТАЛЬНОГО ДИКТАНТА 2021 ГЛУХОВСКИЙ ГОТОВЫЙ (НЕ 100%!)ТОТАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ 2021 ТЕКСТ
Но к старости, доброта остается только в тех, кто не хотел бы свою жизнь пережить заново, иначе. От них просто идет тепло, и об это тепло можно греть замерзшие руки всегда, и в детстве, и когда повзрослеешь. А мне от моей досталось другое.
Чего вот ей не хватало?
Все компоненты, так называемого женского счастья, в ней присутствовали, она была замужем за любимым человеком, родила от него троих детей, дед в ней души не чаял, и брак их мне казался совершенно безоблачным. С самой их свадьбы ей не пришлось больше ходить на работу, в доме всегда был достаток, она могла целиком посвятить себя детям и себе. Здоровье у нее было отменное, в середине жизни она переборола рак, и вплоть до восьмидесяти лет взбегала на пятый этаж. Можно сказать, что ее жизнь была противоположностью моей.
И все же, мне было ее всегда почему-то жаль.
Помню день, когда она привела меня на тот пляж. Размякшее от жары балтийское море, рыхлый песок, в котором я рыла тоннели. Я полезла в воду, она смотрела на меня внимательно, так жадно, что я позвала ее купаться с собой, мне казалось, что моря точно должно хватить на нас обеих.
Я спросила ее, почему она плачет? Она ответила, что никак не может понять, действительно ли вот это все и есть жизнь? Не должно ли называться жизнью что-то более великое?
Я тогда ей дала обещание, которое старалась выполнить всю жизнь, завиральное детское обещание, прекрасное в своей глупости и чистоте. Именно оно и привело меня сюда.
Я благодарю королевскую академию и досточтимый комитет за оказанную мне высокую честь, и прошу у присутствующих прощения за излишнюю сентиментальность. Спасибо.
10 ноября стало известно имя автора текста Тотального диктанта — 2021: им стал современный российский писатель Дмитрий Глуховский* .
Директор фонда «Тотальный диктант» Ольга Ребковец рассказала, что организационная и образовательная работа в Штабе проекта не утихает в течение всего года. Уже сейчас команда готовит серию научно-популярных лекций и научно-практическую конференцию Тотального диктанта, Филологический совет разрабатывает подготовительные курсы, которые традиционно проходят перед акцией. С сегодняшнего дня проект выбирает новую столицу, куда приедет Дмитрий Глуховский* 10 апреля 2021 года.
«Сейчас на нашем сайте за возможность принять автора соревнуются 13 российских и зарубежных городов: Ижевск, Томск, Рязань, Нур-Султан, Волгоград, Ярославль, Калининград, Стамбул, Майкоп, Берлин, Саранск, Салехард, Якутск. Если участники захотят поддержать любимый город, то могут голосовать за своего фаворита раз в двадцать четыре часа. Голосование закончится 24 ноября. В этот же день будут объявлены пять городов, вошедших в шорт-лист голосования. Победитель будет выбран и объявлен 6 февраля 2021 года на традиционной конференции Тотального диктанта», — поделилась Ольга Ребковец.
Владимир Пахомов, председатель Филологического совета, главный редактор портала «Грамота.ру» и член Орфографической комиссии РАН, посоветовал в течение оставшихся месяцев повторить правила пунктуации при оформлении прямой речи и диалогов, вспомнить, какие слова выделяются запятыми как вводные, а также перечитать параграфы правил, рассказывающие о слитном, дефисном и раздельном написании слов разных частей речи.
Предваряя появление автора, Ольга Ребковец сказала: «С новым автором мы договорились о работе еще в июне. Кандидатура обычно обсуждается и внутри штаба, и внутри Филологического совета, исходя из желания познакомить участников и поклонников акции с качественной современной литературой. Вполне естественно, что автор написал диктант, непохожий на тексты предыдущих лет. Но он совершенно другой прежде всего по эмоциональному состоянию. Я понимала, что можно плакать, прочитав большую книгу или посмотрев кино, но то, что такая концентрация эмоций может содержаться в небольшом тексте, было для меня открытием».
Автором текста Тотального диктанта 2021 года стал Дмитрий Глуховский*.
«Сложно не знать о Тотальном диктанте, когда акция достигла такого не просто мирового, а вселенского масштаба. Поэтому на принятие решения у меня ушло приблизительно полторы секунды. Наверняка успех книги «Метро» повлиял на то, что организаторы предложили написать мне что-то апокалиптическое. Но поскольку обстановка сама себя реализовала, и год сам по себе похож на сюжет книги, то я выбрал другой жанр. Перечитав все тексты предыдущих лет, я осознал дефицит простых человеческих эмоций. Наверное, когда тебе поступает такое предложение, то самое первое желание ― написать что-то дидактическое, очень умное, непростое, чтобы подвергнуть испытанию всех пишущих. Я же подумал, что хочу написать живую, проникнутую эмоциями историю, которая вдохновлена событиями, которые произошли в моей семье», ― рассказал о своем решении Дмитрий Глуховский*.
Напомним, что диктант пройдет 10 апреля 2021 года по всему миру.
* Дмитрий Глуховский включен в реестр физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.
Экология по Арсеньеву
Офицеру, учёному, писателю, путешественнику Владимиру Арсеньеву тесны рамки какого-то одного ведомства – армейского, академического, литературного или таёжного. Горький говорил, что Арсеньев объединил в себе Альфреда Брема и Фенимора Купера. Географ и этнограф, лирик и мистик, археолог и борец с браконьерами – всё это Арсеньев, и список нимало не исчерпан. Мы также вправе считать его одним из первых российских экологов.
Дебют Арсеньева в печати – датированный 1906 годом отчёт о деятельности Владивостокского общества любителей охоты. Уже тогда, задолго до экологического бума, разговоров о глобальном потеплении, зелёной экономике и переработке отходов, Арсеньев заявлял о недопустимости потребительского отношения к природе. Выступал за принятие «охотничьего закона», считал, что человек из «злостного всесокрушающего хищника» должен превратиться в мудрого хозяина дарованных ему богатств. С горечью писал о браконьерстве, причём нередко со стороны своих же товарищей – военных.
Арсеньев был убеждён: богатый зверем и лесами Приамурский край вскорости превратится в пустыню, если не принять срочных мер по борьбе с хищничеством. О том же говорил его проводник, товарищ и учитель Дерсу Узала. Начиная с 1911 года Арсеньев провёл несколько особых экспедиций. Он выдворял браконьеров, засыпал звероловные ямы, изымал орудия незаконного промысла.
В отношении к зелёному, растущему, живому Арсеньев представляется антиподом своего предшественника и коллеги – знаменитого исследователя, военного географа и фанатичного охотника Николая Пржевальского. Тот истреблял дичь в невообразимых масштабах, не стесняясь в этом признаваться. В пору Арсеньева богатства Уссурийского края всё ещё считались неисчерпаемыми. Ни крестьянам, ни солдатам и в голову не приходило жалеть казавшееся бессчётным зверьё, что бы ни говорил по этому поводу мудрый арсеньевский проводник. Тайга попросту выжигалась, тигров отстреливали почём зря. Лишь в 1947 году, когда Арсеньева уже не было в живых, тигра в Советском Союзе наконец взяли под защиту, вскоре он стал гордостью и символом Приморья.
Дерсу никогда не стрелял в живое понапрасну. Если продовольствия в отряде хватало, он, имея возможность добыть нескольких изюбрей, мог ограничиться рябчиком. Когда один из солдат забавы ради прицелился в ворону, Дерсу его остановил. Арсеньев говорил, что к идеям охраны природы, разумного пользования её дарами дикарь Дерсу стоял куда ближе многих европейцев, слывущих людьми образованными и культурными.
Сам Арсеньев вёл себя в тайге подобно Дерсу и не убивал зазря. Он с горечью наблюдал за тем, насколько кардинально меняются некогда дикие ландшафты. Первобытные леса вырубались и выжигались, зверья и рыбы становилось меньше, вместо рёва тигра зазвучал свисток паровоза.
В 1975 году японский классик Акира Куросава снял в Приморье фильм «Дерсу Узала». Переводить прозу Арсеньева на язык кино непросто, но режиссёр сумел справиться с этой задачей. И в книге Арсеньева, и в неторопливой философской ленте Куросавы – размышления о прогрессе, ответственности, человеке и его месте в мире.
Путешественник, учёный, писатель Владимир Арсеньев оставил огромное наследие, часть которого, как ни странно, не осмыслена до сих пор, – имею в виду прежде всего дневники и письма.
Арсеньев продолжил начатое русскими первопроходцами открытие Дальнего Востока. По-настоящему освоенным становится только то, что переплавлено в художественные образы. Именно Арсеньев, этот очарованный странник, рассказал миру об Уссурийском крае, сделав его фактом культуры.
Самоучка, не имевший академического образования, он стал учёным широчайшего, воистину ломоносовского профиля. За его плечами были только два года юнкерского пехотного училища, всё остальное – самообразование, которое военный географ Арсеньев продолжал всю жизнь. Изучал языки коренных народов, занимался археологией, этнографией и полутора десятками других наук.
Составлял геополитические прогнозы, часть из которых сбылась уже после его смерти, а часть небезынтересна и поныне, помогал царской и советской властям заселять и развивать дальневосточные периферии.
Жёстко критиковал современную ему цивилизацию, не признавая технического прогресса в отсутствие нравственного. Видя, что происходит с природой из-за бездумного отношения к планете и желания поскорее извлечь выгоду, называл человека бичом Земли, самым ужасным, свирепым и беспощадным хищником. Арсеньев считал тайгу храмом и не мог равнодушно смотреть на ее осквернение. В итоге он был вынужден прийти к невесёлой мысли: «Цивилизация родит преступников».
Арсеньев, вне всякого сомнения, незаурядный прозаик, и было бы неверно считать его книги слегка обработанным полевым дневником. Это самобытный философ, тонкий лирик, учившийся описанию и осмыслению природы у русских классиков, и даже мистик.
Важна, конечно, и сама личность Арсеньева – интеллигента, пассионария, человека железной воли. Скрывая многочисленные недуги, он до конца дней ходил в тяжелейшие походы и никогда не жаловался. Твердил: «Работай или умри».
Уроженец Петербурга, он по собственному желанию навсегда перебрался на Дальний Восток, городу всю жизнь предпочитал тайгу. Жизнь его – нечастый для России пример успеха, достигнутого не покорением, а, напротив, оставлением столицы.
Гражданская война на Дальнем Востоке шла дольше, чем в остальной России, – на протяжении почти пяти лет. Советским Приморье стало лишь в конце 1922 года.
Ещё накануне Октября Арсеньев уволился из армии. В Гражданской не участвовал, предложения перебраться за границу отверг напрочь. Охранял морские промыслы, выступал против передачи котиковых лежбищ в частные руки.
Ему, похоже, было всё равно, как называется Российское государство и кто в нём правит – царь, Временное правительство или Советы. При всех властях, в военном мундире или штатском костюме, он защищал интересы Отечества, выступая экологом и государственником в одно и то же время.
Некоторые чересчур резкие заявления Арсеньева сегодня можно счесть проявлением экологического радикализма. При всём при том он заботился не только о природе и государстве, но и о людях. Видел перспективы моржового, соболиного и даже дельфиньего промысла. Но всегда выступал за чёткие правила, жёсткие ограничения и неотвратимую ответственность.
Именно Арсеньев стоял у истоков заповедного дела на Дальнем Востоке. Его работы в этой области интересны доныне, несмотря на то что пехотный офицер ни дня не учился в университете и достиг всего самообразованием. Видя, насколько агрессивно человек атакует природу, как необратимо преобразует её, он предлагал создавать заповедники и заказники. Называл их капиталом, на проценты с которого будут жить потомки.
Вряд ли будет натяжкой назвать Арсеньева одним из отцов российской экологии. В пору его походов тайга изобиловала зверьём, реки – рыбой, а китами, судя по воспоминаниям Чехова, можно было любоваться прямо во Владивостоке. Арсеньев же делал страшные до безысходности прогнозы. Предрекал, что в ХХ веке человек изведёт соболей и китов, на Дальнем Востоке исчезнут тигры, леопарды, олени. Хорошо, что его опасения не оправдались. Это стало возможным во многом благодаря словам и делам самого Арсеньева, который очевидным образом опережал своё время.
Девятисотый
Шёл 1900 год, из-за двух гладких нолей казавшийся Сане похожим на одноместную коляску-эгоистку. И правда — всё вокруг мелькало, с невиданной прежде быстротой менялось и, вдруг замерев, подпрыгивало. Следом подпрыгивало и Санино сердце и, оказавшись где-то в горле, ухало вниз, маленькое, дрожащее и всё-таки — ликующее. Саня не был готов к таким переменам — не поспевал. Он стал скверно спать и за несколько недель вытянулся, почти сравнявшись ростом с мамой. От детских кудряшек не осталось и следа: волосы Сани потемнели, стали жёсткими, прямыми и — к его ужасу и стыду — опушили даже верхнюю губу и подмышки.
Сане шёл двенадцатый год — первая пора отрочества. Зимой управляющий рестораном, осторожный, лёгкий и злой, как хорёк, предложил маме устроить Саню мальчиком, сперва в буфет, а дальше — видно будет. Внешность для холуя — самая подходящая. Опять же, грамоту знает. Ежели за стакан не возьмётся, годам к тридцати до буфетчика выслужится.
Мама, обычно холодная, как оконное стекло, была в такой ярости, что переколотила дома всю посуду. Хотела даже просить расчёт, но опомнилась: в других ресторанах и своих певиц хватало. Потому мама просто перестала брать Саню с собой, и он впервые оказался предоставлен самому себе. Поначалу Саня робел один выйти наружу, скучал, слонялся, не зная, чем заняться, — то по комнатам, то по двору. Но к весне осмелел настолько, что исследовал сперва окрестные улицы, а потом и весь обитаемый воронежский мир.
Мир этот оказался полон женщинами.
Саня, разинув от восхищения рот, смотрел на проплывающих по Большой Дворянской разодетых дам, похожих на вазы с фруктами и цветами. На гимназисток, вечно державшихся дрожащими стайками, словно мотыльки. На горничных девушек, спешащих по хозяйкиным делам и прошивающих город мелкими аккуратными стежками.
Саня влюбился во всех них сразу — и навсегда.
Июль
К середине лета Воронеж вымирал: приличная публика разъезжалась по имениям, по дачам, мода на которые наконец докатилась и до Черноземья; даже солидный ремесленный люд вдруг вспоминал о своём крестьянском прошлом и, влекомый властным зовом страды, отправлялся в некогда родные деревни, сёла, на дальние хутора. А уж артельных и вовсе было не удержать: снимались с места за ночь все скопом, иной раз бросив недоконченное дело и не получив даже долгожданный расчёт — на горе хозяину, в чистый убыток себе.
Погода вон какая звонкая стоит! Господь управил.
В Воронеже оставался совсем уже неприкаянный народишко, которому не нашлось за городом живого прохладного места, — мелкие чиновники, мастеровые да челядь всех марок и мастей. Ресторан, не разжившийся летней верандой, тоже стоял полупустой, скучный. Почти всех официантов рассчитали до осени, немногие оставшиеся часами подпирали стены. В певицах надобности больше не было, поэтому маму тоже отпустили, и она целыми днями лежала в полутёмной от задёрнутых штор, душной, крупно простёганной пыльными лучами комнате, измученная, угрюмая, изредка опуская слабую руку, чтобы нашарить в стоящей прямо на полу глиняной миске ягоду попрохладнее и покрупнее. Землянику, вишню, а потом и крыжовник Саня таскал для неё с рынка — решётами.
Сам он радовался пустому просторному городу и возможности беспрепятственно слоняться дотемна где угодно — даже по Большой Дворянской, обычно недоступной из-за гимназистов, ревниво оберегающих свои владения от безродных чужаков. Когда чужаков не находилось, гимназисты охотно дрались с семинаристами из духовного училища, которое располагалось тут же, неподалёку. Ещё на углу стояла Мариинская женская гимназия. Здание её, небольшое, строгое, в два этажа, всегда казалось Сане таким же изящным, как и сами гимназистки, на лето разъехавшиеся из города.
В этом году всё: и лето, и безлюдье, и даже невидимые гимназистки — волновало его, как волнует случайно услышанная полька-бабочка. Будоражило.
Гроза
В июле начались грозы — раскатистые, воронежские, страшные. После пары дней тяжёлой неподвижной жары вдруг приходил с воды плотный холодный ветер, грубо ерошил прибрежную зелень, упругой волной прокатывался по улицам, грохал створками ворот, пробовал на прочность кровельное железо. Хозяйки ругались на чём свет стоит, стучали деревянными ставнями, ахая, тянули с верёвок хлопотливо рвущееся из рук бельё. Обмирая от предчувствия, метались заполошные огоньки лампадок, пело и дрожало оконное стекло.
Вслед за ветром приходили тучи.
За пару минут город темнел, будто зажмуривался, и на горизонте, нестерпимо яркая на серо-лиловом фоне, вставала, ветвясь, первая громадная молния. Дома становились ниже, приседали на корточки, зажимали в счастливом ужасе уши. И через секунду-другую громко, с хрустом разрывалось в небе сырое натянутое полотно.
И ещё раз, и ещё.
А потом на обмерший Воронеж обрушивалась вода. Рыча, она бросалась на крыши, на подоконники, хрипела в водосточных трубах, рыскала, нападала — и по вершинам деревьев видно было, как она шла. По мощёным улицам в центре текло, водоворотами закручиваясь на перекрёстках, окраины заплывали живой жирной грязью. Квартирная хозяйка, крестясь, обходила комнаты, бормоча не то молитвы, не то заклинания, и свечной огонёк пытался вырваться из-под её трясущейся ладони. Трусила. Мать тоже, как все, захлопывала окна, накидывала платок на хрупкие плечи, но — Саня видел — не боялась совершенно. Была красивая, холодная, неживая — как всегда. Сам он грозу обожал и после первого же залпа небесной шрапнели выскакивал во двор, радуясь тому, как вскипают лужи, кружится голова и прилипает под мышками и на спине ледяная, с каждой секундой тяжелеющая рубаха.
Гроза рифмовалась с любовью. С этим летом.
Лучшего лета Саня ещё не знал.
У меня тоже так будет!
Как-то раз ливни шли неделю, один за другим, вооружённые до зубов, тяжёлые, страшные. Река почернела, вздулась и начала, облизываясь, жадно подгладывать заборы, прибрежные лавки, дома. Люди бродили по колено в воде, вылавливали покачивающиеся на волнах лавки, иконы, узлы, кое-где причитали уже над утопленниками. По Большой Дворянской лило так, что разворачивало экипажи, лошади храпели, вскидывали перепуганные мокрые морды, извозчики, матерясь, надсаживались, чтобы вывернуть из грязи по ступицу засевшее транспортное средство.
Воронеж замер, остановился — добраться до нужного места можно было либо вплавь, либо по колено в густой скользкой грязи. Саня предпочёл последнее и, засучив штанины, дошлёпал по ледяной каше до похожего на размокший каравай Щепного рынка — сам не зная зачем. Торговли не было, приказчики и лавочники торчали в дверях и судачили, обсуждая убытки. Кто-то со скуки чинил крыльцо, и над рынком прыгал отчётливый, звонкий стук-перестук. Саню — босого, захлёстанного грязью — хотели было шугануть, но он торопливо заговорил по-французски. Залепетал сущую бессмыслицу, стишок Виктора Гюго, который мама заставила вытвердить на память давным-давно, и от него смущённо отстали, приняв не то за удравшего от гувернанток барчонка, не то за городского дурачка.
Неизвестно ещё, что хуже.
Снова заморосило — уже бессильно, как сквозь мелкое сито. Саня, спрятавшись под почерневшим прилавком, за которым, если верить ядрёному запаху, торговали рыбой, увидел, как из ворот выскочила глазастая девушка в наколке и узеньком синем платье, по всему судя — горничная. Она ахнула, приподнимая подол, ужаснулась потоку тёмной быстрой воды и ахнула снова — уже счастливо. Потому что один из приказчиков, крутобровый, плечистый, продуманно — на беду девкам — завитой, вдруг подхватил её, забросил на плечо и перенёс через бурлящую, текущую улицу, бережно, как букет, придерживая под коленки и глупо улыбаясь.
«У меня тоже так будет! Я тоже буду счастливым!» — поклялся себе Саня. И даже зажмурился — чтобы сбылось.
Тотальный диктант презентует вторую книгу «Сто текстов о языке»
3 декабря, в 13:00, на международной ярмарке интеллектуальной литературы Non/fiction состоится презентация второй книги «Сто текстов о языке». В книге 46 научно-популярных текстов от 19 авторов на темы, связанные с тем, как меняется русский язык, почему не стоит бояться заимствований, какие задачи стоят перед лингвистами в начале XXI века.
Проведет презентацию Григорий Мастридер — блогер, автор ютуб-канала «Книжный чел», телеграм-канала «Мастриды» и др.
О книге расскажут:
Владимир Пахомов — научный редактор и автор книги, главный редактор портала «Грамота.ру», председатель Филологического совета Тотального диктанта, научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН;
Екатерина Тупицына — составитель книги, аспирант Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН;
Анна Пестова — один из авторов книги, научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.
Поговорим о том, для кого эта книга, как она устроена и что интересного можно в ней найти. « Сто текстов о языке» — книга не для профессиональных лингвистов, а для тех, кто любит языки и интересуется ими.
Презентация книги состоится 3 декабря, в 13:00, в Авторском зале на международной ярмарке интеллектуальной литературы Non/fiction.
Купить «Сто текстов о языке» можно на стенде издательского дома «Городец» во время ярмарки (с 2 по 6 декабря, стенд С14), вскоре книга появится в книжных магазинах и маркет-плейсах.
Адрес проведения презентации: Москва, ул. Ильинка, дом 4, комплекс «Гостиный двор».
ТОТАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ-2015: АНАЛИЗ ТЕКСТА
Гpyдева Елена Валерьевна
д-р филол. наук, профессор, зав. кафедрой отечественной филологии и прикладных коммуникаций,
Череповецкий государственный университет,
РФ, г. Череповец
студент кафедры отечественной филологии и прикладных коммуникаций,
Череповецкий государственный университет,
РФ, г. Череповец
THE TOTAL DICTATION-2015: THE ***YSIS OF THE TEXT
professor, Doctor of Philological Sciences,
Cherepovets State University,
Russia, Cherepovets
3-d year student, Philology,
Статья посвящена анализу текста Тотального диктанта-2015, написанного Евгением Водолазкиным, с точки зрения количества и качества представленных в нём орфограмм и пунктограмм. Показано, что тексты Тотального диктанта существенно отличаются от норм, предъявляемых к школьным диктантам, по объёму, по степени концентрации орфограмм и пунктограмм, а также по критериям оценивания.
The article is devoted to the ***ysis of the text of the Total dictation-2015, written by Evgenij Vodolazkin, in terms of quantity and quality of the orthogramms and punctogramms represented in the text. It is shown that the texts of the Total dictation differ greatly from the norms, applicable to school dictations, in terms of volume, the degree of concentration of orthogramms and punctogramms, as well as evaluation criteria.
Ключевые слова: Тотальный диктант; русский язык; орфография; пунктуация.
Keywords: Total dictation; the Russian language; orthography; punctuation.
В настоящее время у русского языка появилось сразу несколько злейших «врагов», которые разрушают его изнутри: широкое распространение молодёжного сленга, оскудение русского словаря, повсеместное использование нецензурной лексики и жаргонизмов в речи. Существование этих и многих других проблем ведёт к тому, что наше общество медленно, но верно теряет нравственные ориентиры, а язык всё реже воспринимается как национальное достояние.
Акция проходит под девизом «Писать грамотно — это модно!» За несколько лет существования акции в обществе (прежде всего в молодёжной среде) произошли существенные изменения в отношении к проблемам грамотности, к русскому языку в целом. Многие работодатели сегодня включают в число требований к кандидатам на рабочее место владение устным и письменным русским языком на достаточно высоком уровне, включая грамотность.
Выбор текста для Тотального диктанта, как правило, тоже имеет большое значение. Анализ текстов Тотального диктанта с момента существования акции показал, что в первые годы, когда акция носила внутривузовский хаpaктер, тексты подбирались преимущественно из классической художественной литературы:
2004 г. — «Война и мир» Л. Н. Толстого
2005 г. — «Волоколамское шоссе» А. Бека
2006 г. — «Таймырское озеро» И. Соколова-Микитова
2007 г. — «Сотников» В. Быкова
2008 г. — «Наулак: История о Западе и Востоке» Редьярда Киплинга
2009 г. — «Невский проспект» Н. В. Гоголя.
Начиная с 2010 года, когда акция становится общероссийской, авторами текста выступают известные современные писатели и публицисты: Борис Стругацкий (2010 г.), Дмитрий Быков (2011 г.), Захар Прилепин (2012 г.), Дина Рубина (2013 г.), Алексей Иванов (2014 г.), Евгений Водолазкин (2015 г.). При этом авторы пишут тексты специально для акции. В первые годы тематика текстов была напрямую связана с проблемами языка и грамотности: «В чем причина упадка русского языка и есть ли он вообще?» (Борис Стругацкий); «Орфография как закон природы» (Дмитрий Быков); затем с какими-то другими значимыми социально-гуманитарными проблемами — проблемой общественного и личного равнодушия и безответственностью: «А вам не всё равно?», «Мне — не всё равно»; «И нам не всё равно!» (Захар Прилепин); проблемой влияния Интернета на жизнь людей: «Евангелие от Интернета», «Опасности райских кущей», «Зло во благо или благо во зло?» (Дина Рубина); проблемой формирования любви к малой и большой родине: «На поезде через детство», «Поезд и люди», «Когда поезд вернётся» (Алексей Иванов).
С 2012 года организаторы внесли изменение в условие проведение акции, связанное с тем, что автор готовит три разных текста, объединенных одной общей темой; диктант проводится по часовым поясам, и соответственно Дальний Восток, Восточная Сибирь и зарубежные страны этого часового пояса пишут текст номер один, Урал и Западная Сибирь — текст номер два, а европейская часть России и Европа — текст номер три. Позже всех пишет Америка — тоже третью часть. В 2014 году автор текста Тотального диктанта Алексей Иванов, кроме названий трёх текстов дал еще общее название своей трилогии — «Поезд Чусовская — Тагил», которое диктовалось всем участникам образовательной акции.
В 2015 году текст для Тотального диктанта вновь (как и в первые годы существования акции) представлял собой фрагмент из художественного произведения, но на этот раз из произведения, которое на момент проведения акции опубликовано еще не было. Текст написал российский литературовед и писатель, ведущий научный сотрудник Пушкинского Дома Евгений Водолазкин. Его первый роман «Соловьев и Ларионов» в 2010 году вошел в «шорт-лист» «Большой книги», а роман-житие «Лавр», по мнению многих критиков и писателей, стал главным литературным событием 2012 года. На одной из пресс-конференций организаторы подчеркнули, что сейчас активно работают над развитием научно-методической составляющей проекта, именно поэтому на роль автора текста была выдвинута кандидатура Евгения Водолазкина, доктора филологических наук. Название трилогии — «Волшебный фонарь», названия частей — «Дача», «Парк», «Невский». Текст посвящен описанию дореволюционного Петербурга и его окрестностей. Главный герой, от имени которого ведётся повествование, вспоминает о том, как он мечтал стать брандмейстером. В одном из интервью Евгений Водолазкин охаpaктеризовал свой текст как лёгкий.
Традиционно организаторы не разглашают полные результаты диктанта (статистические сведения по оценкам), ограничиваясь лишь определением процента отличников. Руководители акции не раз подчёркивали, что «Тотальный диктант» довольно трудно написать на положительную оценку, что это «диктант для взрослых». При этом попробовать свои силы и написать диктант может любой желающий независимо от возраста.
Для того чтобы выяснить, действительно ли «Тотальный диктант» представляет собой более серьёзную проверку грамотности по сравнению со школьными диктантами, мы решили сравнить нормы оценки диктантов для школьников старших классов и критерии выставления оценок за Тотальный диктант. Также мы провели анализ текста с точки зрения качества и количества орфограмм и пунктограмм.
В «Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку» говорится о том, что объем диктанта для 9 класса включает 150—170 слов, причём при подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова. Также рекомендуется подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2—3 случаями, плюс 1—3 случая орфограмм и пунктограмм, изученных ранее. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 9 классе 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм; при этом допустимое число разных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами — 10.
Ниже в таблицах представлены орфограммы (табл. 1) и пунктограммы (табл. 2), присутствующие в тексте, с указанием числа случаев на каждое правило.
Орфограммы, представленные в тексте Е. Водолазкина «Невский», с указанием частоты встречаемости
Издательство СибАК — http://sibak.info
ФИТОХИМИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ DRACOCEPHALUM ARGUNENSE ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
10 09 2023 4:37:48
АРТ-КЛАСТЕРЫ КАК ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА
09 09 2023 8:52:44
ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ В ЭВЕНСКОМ ЯЗЫКЕ
05 09 2023 22:13:13
БОЛЕЗНИ ЦИВИЛИЗАЦИИ В АСПЕКТЕ УЧЕНИЯ В. И. ВЕРНАДСКОГО
02 09 2023 11:37:59
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ В УСЛОВИЯХ НЕВЕСОМОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ТРЕХГЛАВОЙ МЫШЦЫ ГОЛЕНИ У ЧЕЛОВЕКА: ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ЗАДЕРЖКА И МЫШЕЧНО-СУХОЖИЛЬНАЯ ЖЕСТКОСТЬ
30 08 2023 8:59:14
НОВАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАРДИОВАСКУЛЯРНОГО РИСКА НА ОСНОВЕ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЦИРКУМПОЛЯРНОМ РЕГИОНЕ
27 08 2023 2:52:18
ТЕРМИНАЛ СБОРА И ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ НА БАЗЕ МОБИЛЬНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ IRIDIUM
25 08 2023 6:34:47
ВЛИЯНИЕ ПОСТОЯННОГО МАГНИТНОГО ПОЛЯ НА СОСТОЯНИЕ КОСТНОЙ ТКАНИ КРЫС С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ РЕЗОРБЦИИ
24 08 2023 0:17:43
ФИЛОСОФИЯ ТЕЛЕСНОСТИ В СПЕКТАКЛЯХ ТОМАСА ОСТЕРМАЙЕРА
20 08 2023 2:50:13
СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ КАК АСПЕКТ СЧАСТЬЯ
19 08 2023 10:15:42
СПЕЦИФИКА ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ЭКОНОМИКЕ В НЕПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ
16 08 2023 8:59:48
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НОВЫХ ОБЛАСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗВЕСТНЫХ ЛЕКАРСТВ
14 08 2023 10:28:59
К ФЛОРЕ ХРЕБТА ЛЕС ВНУТРЕННЕГОРНОГО ДАГЕСТАНА
13 08 2023 23:11:33
ИЗУЧЕНИЕ КОПИНГ – ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА «МОЙ ДРАКОН»
09 08 2023 8:19:18
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В МОСКВЕ
03 08 2023 18:51:47
МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА МЕТАФОРИЧЕСКИХ ПАРАЛЛЕЛЕЙ
02 08 2023 21:51:39
АЛГОРИТМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ НА ОСНОВЕ МОДЕЛЕЙ И МЕТОДОВ ИДЕМПОТЕНТНОЙ АЛГЕБРЫ
31 07 2023 4:37:32
КУЛЬТУРА ДОСУГА — НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
30 07 2023 3:38:19
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА
29 07 2023 23:35:24
ЭТИКА ЛЕВИНАСА — ТОЧКА ПЕРЕСЕЧЕНИЯ РЕЛИГИИ И ФИЛОСОФИИ
28 07 2023 8:24:38
СБОРКА И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ СОЛНЕЧНОЙ БАТАРЕИ, СОБРАННОЙ СВОИМИ РУКАМИ
27 07 2023 9:13:53
ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В БОДАЙБИНСКОМ ГОРНОМ ТЕХНИКУМЕ
25 07 2023 0:11:25
Дальневосточный федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Центральный федеральный округ
Южный федеральный округ
Еврейская автономная область
Республика Саха (Якутия)
Северная Осетия — Алания
Ханты-Мансийский автономный округ
Чукотский Автономный Округ
Ямало-Ненецкий автономный округ
В приложении «Живые страницы» появился полный текст Тотального диктанта-2020, написанный Андреем Геласимовым. Текст под названием Per aspera посвящен человеку, стоявшему у истоков космонавтики: Константину Циолковскому.
Текст Геласимова дополнен архивными материалами, визуальной и аудиоинформацией, за счет чего наиболее полно рассказывает биографию Циолковского и других героев: Королева, Гагарина, Федорова. Пользователи могут прослушать аудиогид по Музею Космонавтики, а также увидеть, как выглядели чертежи Циолковского, например, интерьер ракеты или схема ее возвращения на Землю.
Также в «Живых страницах» есть специальный раздел «Тотального диктанта», в котором собраны 12 самых сложных слов диктанта этого года и видео с авторским чтением текста — а в разделе «Игры в слова» можно найти задания по орфографии и пунктуации, этимологии и значению слов из диктанта, а также на знание биографии Циолковского.
Напомним, что бесплатное мобильное приложение «Живые страницы» — это совместный проект компании Samsung Electronics, группы Tolstoy Digital и школы лингвистики «Высшей школы экономики»; куратором проекта выступает журналист и телерадиоведущая Фекла Толстая. На сегодняшний день в библиотеку «Живых страниц» входят «Война и мир», «Анна Каренина» и «Воскресение», «Преступление и наказание», «Идиот» и «Братья Карамазовы», «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», «Тихий Дон», «Мертвые души», «Обломов», «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка», «Герой нашего времени», «Кому на Руси жить хорошо». Также пользователи могут прочитать пьесы «Горе от ума», «Ревизор», «Вишневый сад» и «Гроза» в формате чата. Каждая книга сопровождается комментариями экспертов.
Тотальный диктант состоялся 8 апреля 2023 г.
Автором Тотального диктанта 2023 года стал российский писатель и журналист Василий Авченко.
Тексты прошлых лет: 2017, 2018, 2019, 2020, 2021, 2022.
Занимающийся прокачкой коллективной грамотности Тотальный диктант некоторое время назад начал полномасштабную экспансию на территорию книг: так, еще в 2019 году были изданы «Тотальные истории», собранные командой проекта в ходе бесконечных поездок по России, «Хрестоматия Тотального диктанта от Быкова до Яхиной» с написанными специально для акции рассказами и эссе и даже особенный, изо дня в день повышающий грамотность своего обладателя ежедневник.
В 2021 году начинание решили продолжить: в феврале на полках магазинов появятся «Сто текстов о языке», первая часть дилогии, призванной в формате преимущественно коротких текстов, едва ли не ответов на вопросы, рассказать читателям о том, как же этот самый язык устроен. Множество непохожих друг на друга авторов — как члены команды Тотального диктанта, так и их друзья, не всегда даже имеющие отношение к филологии — и сотня текстов, поделенных на пять тематических разделов, от чистой лингвистики до «Языка в мире технологий»: такими вот мазками авторы пытаются нарисовать портрет великого и могучего. Получается у них или нет, вы можете проверить, прочитав отобранные нами фрагменты.