Орфографические навыки у учащихся начальных классов В системе работы по формированию орфографии учащиеся начальной школы участвуют

Орфографические навыки у учащихся начальных классов В системе работы по формированию орфографии учащиеся начальной школы участвуют Экодиктант

Особенности методики проведения словарного диктанта

На уроках используются следующие виды словарных диктантов:

1.  Словарный диктант с «подсказкой». Учитель даёт учащимся часть условий действия орфографического правила, главную операцию дети выполняют самостоятельно.

Учитель называет слово, указывает в какой значимой части слова находится орфограмма, называет ряд опознавательных признаков орфограммы, дети записывают слово.

2. Словарный диктант с самопроверкой

– Написание слова, ряда слов.

-Учитель называет орфограммы для самопроверки.

– Проверка, выделение орфограмм.

3. Словарный диктант с продолжением

Методика словарного диктанта

Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки, в частности, для усвоения правописания словарных слов.

Помимо этого она имеет и организационно-управленческую значимость: особенность методики заключается в том, что она не требует особого процесса запуска и постоянного присутствия учителя.

Для чего предназначена методика словарного диктанта?

В чём состоит организационно-управленческая особенность методики словарного диктанта?

Работа по данной методике организуется в парах сменного состава. Работа в паре идёт так. Один ученик имеет при себе одну карточку (скажем, СС1 (словарные слова 1), а другой ученик – другую (СС2). Первый ученик диктует второму слова своей карточки. Второй пишет их в своей тетради. Первый ученик по своей карточке сверяет правильность написания слов вторым напарником. Когда первый ученик продиктует все слова своей карточки, напарники меняются ролями. Теперь второй ученик диктует слова из своей карточки (в нашем случае это карточка СС 2), а первый записывает их в тетради. Когда все слова продиктованы, ученики заканчивают работу и расходятся.

Предположим, по разделу СС составлено 6 карточек и группа учащихся в количестве б человек некоторое время должна упражняться по этому разделу. Тогда они объединяются в сводный отряд (временная малая группа) и работают совместно следующим образом. Каждый получает по одной, карточке и работает по очереди с остальными, в паре, как это описано выше. Когда все друг с другом поработали по одному разу, группа расходится.

Один из членов группы может выполнять функции координатора. Но тогда он должен каким-то образом у себя отметить, кто с кем уже работал и кто с кем должен поработать. В таких случаях часто используют табличку следующего вида:

ученик 1, ученик 2, ученик 3, ученик 4, ученик 5, ученик 6

Рассмотрим пример дидактического материала. Слова распределены по карточкам следующим образом:

Обратим внимание, что каждое слово встречается в двух разных карточках.

Это делается специально. При необходимости одно и то же слово можно включить в несколько карточек.

Анализ диктанта в ____ классе(на группу учеников)

Мониторинг результатов словарного диктанта

Скачать

Анализ  контрольной  работы  (словарный диктант)

Анализ допущенных ошибок в орфографическом диктанте

Методические разработки, презентации и конспекты

Цель данного этапа: определить эффективность формирующего этапа опытно — экспериментальной работы.

Контрольный эксперимент проводился в середине 4-ой четверти, поэтому, так как это конец 2-го полугодия, количество слов в словарном диктанте (по нормам, прописанным в рабочей программе) составляет 12 слов. Поэтому 36 изученных слов мы разделили на 3 словарных диктанта – это по 12 слов в каждом. В них были включены слова с непроверяемыми орфограммами, предназначенные для обязательного запоминания в 3 классе и изученные учащимися в ходе формирующего этапа эксперимента.

Список слов в словарных диктантах:

1. Праздник, заря, пшеница, понедельник, восемь, картофель, овощи, помидор, огород, компьютер, столица, пирог.

2. Пороша, чувство, лестница, интересный, коллектив, коллекция, аккуратно, килограмм, желать, самолёт, комната, однажды,

3. Кровать, рябина, трамвай, пятница, солома, приветливо, Красная площадь, Московский Кремль, растение, сирень, поэт, гвоздика.

Итоговые словарные диктанты проводились в контрольном и экспериментальном классах. В них принимало участие то же количеством детей, что и на формирующем этапе.

Результаты написания словарных диктантов учащимися контрольного класса представлены в Приложении 8, экспериментального класса – в Приложении 9. Сканированные копии работ учеников контрольного класса – в Приложении 16, экспериментального класса – в Приложении 17.

Было выделено 5 уровней сформированности орфографической грамотности: высокий, выше среднего, средний, низкий и очень низкий.

К высокому уровню сформированности орфографической грамотности, относятся дети, которые не допустили ни одной ошибки, к уровню выше среднего – допустившие 1 ошибку, к среднему – допустившие 2 ошибки, к низкому – 3 – 5 ошибок, к очень низкому – более 5-ти ошибок.

Итоговый результат определения уровня орфографической грамотности каждого ученика контрольного класса выведен в таблице Приложения 10, экспериментального класса – в таблице Приложения 11.

Процент каждого уровня рассчитывался по формуле:

У% = КУ х 100% : ОК

где У% – процент заданного уровня

КУ – количество учащихся заданного уровня

ОК – общее количество учащихся в классе

На основании полученных результатов диагностики можно сделать следующий вывод: в контрольном классе высоким уровнем орфографической грамотности написания словарных слов овладели 15 % учащихся, уровнем выше среднего – 20%, средним уровнем – 50%, низким уровнем – 10%, очень низким уровнем – 5%. (рис. 6)

Общее количество ошибок – 121.

Рис. 6. Диаграмма, определяющая итоговый результат написания словарных слов учащимися контрольного класса

Рис. 7. Диаграмма, определяющая итоговый результат написания словарных слов учащимися экспериментального класса

В экспериментальном классе по результатам диагностики делаем следующий вывод: высоким уровнем орфографической грамотности написания словарных слов овладели 35% учащихся, уровнем выше среднего – 50%, средним уровнем – 15%, низким уровнем – 0 %, очень низким уровнем – 0 %. (рис. 7)

Общее количество ошибок – 50.

Из приведённой ниже диаграммы (рис. 8) мы можем наглядно сравнить уровень орфографической грамотности учащихся экспериментального и контрольного классов.

Рис. 8. Диаграмма, определяющая сравнение контрольных результатов написания словарных слов учащимися контрольного и экспериментального класса

Сравнивая результаты контрольного и экспериментального классов, мы видим, что после формирующего эксперимента, во время которого словарно-орфографическая работа велась с применением традиционных и нетрадиционных методов и приёмов, а также основывалась на учёте основного канала восприятия, высокий уровень орфографической грамотности учащихся экспериментального класса, при написании слов с непроверяемыми орфограммами, стал на 20% выше, чем у учащихся контрольного класса. В экспериментальном классе отсутствуют учащиеся с низким и очень низким уровнем орфографической грамотности. В контрольном классе учащихся с низким уровнем – 10%, с очень низким уровнем – 5%.

Рис. 9. Диаграмма, определяющая сравнение количества ошибок допущенных учащимися контрольного и экспериментального классов при проведении словарных диктантов в ходе контрольного эксперимента

Количество ошибок в экспериментальном классе в 2,4 раза меньше, чем в контрольном классе (см. рис. 9).

Мы провели качественный анализ результатов написания словарных диктантов в контрольном и экспериментальном классах и выяснили следующее:

В контрольном классе учениками были допущены ошибки при написании слов заря – 2 чел. (написали зоря), пшеница – 1 чел. (написал пшиница), понедельник – 4 чел.(написали панедельник, понидельник), картофель – 4 чел. (написали кортофель), помидор – 6 чел. (написали помедор, памидор), огород – 1чел. (написал огорот), компьютер – 6 чел. (написали кампютер, кампьютер, компьлютер, комоютер, компютер), столица – 1 чел. (написал сталица), пирог – 6 чел. (написали перог), пороша – 4 чел. (написали пароша), лестница – 2 чел. (написали леснеца, лесница), интересный – 3 чел. (написали интерестный), коллектив – 3 чел. (написали колектив, колекктив), коллекция – 9 чел. (написали колекцыя, коллекцеия, коллекцыя, колеккция, колекция), аккуратно – 7 чел. (написали окуратна, акуратно, акуратна, окуратно, оккуратно), килограмм – 6 чел. (написали килограм, келлограмм, колограмм, килаграмм), желать – 1 чел. (написал жилать), самолет – 6 чел. (написали самалёт, сомолёт), комната – 3 чел. (написали комнота), однажды – 2 чел. (написали однашды, одножды), трамвай – 4 чел. (написали травай, троммай, тромвай, транвай), солома – 3 чел. (написали салома), приветливо – 1 чел. (написал приветлива), Красная площадь – 8 чел. (написали Красная Площадь, Красная площяд, Красная площоть), Московский Кремль – 7 чел. (написали Московский кремль, московский кремале, Мовсковский кремль, московский Кремль), растение – 2 чел. (написали ростение).

Слова, которые учащиеся написали правильно: праздник, восемь, овощи, чувство, кровать, рябина, пятница, сирень, поэт, гвоздика.

В экспериментальном классе учениками были допущены ошибки при написании слов: заря – 2 чел. (написали зарь, зоря), понедельник – 2 чел. (написали понидельник), картофель – 1 чел. (написал кортофель), овощи – 4 чел. (написали овоши, оващи), помидор – 4 чел. (написали помедор, помдор), компьютер – 2 чел. (написали компютер), столица – 1 чел. (написал Столица), пороша – 2 чел. (написали пароша), чувство – 1 чел. (написал чуство), интересный – 1 чел. (написал интерестный), коллекция – 6 чел. (написали коллекцыя, колекция), аккуратно – 4 чел. (написали акуратно), килограмм – 2 чел. (написали келлограм, келограмм), комната – 1 чел. (написал комнота), кровать – 2 чел. (написали кравать), пятница – 1 чел. (написал пятнитца), солома – 5 чел. (написали салома), Красная площадь – 2 чел. (написали Красная площядь), Московский Кремль – 2 чел. (написали Московский кремль, Московский Кремаль), растение – 2 чел. (написали ростение).

Слова, которые учащиеся экспериментального класса написали правильно: праздник, пшеница, восемь, огород, пирог, лестница, коллектив, желать, самолёт, однажды, рябина, трамвай, сирень, поэт, гвоздика.

Исходя из этого делаем вывод, что количество слов, в которых учащиеся делали ошибки вначале уменьшилось к концу эксперимента 1,7 раза благодаря работе, проведённой в ходе формирующего эксперимента.

Рис. 10. График, определяющий динамику результатов написания словарных диктантов учащимися контрольного класса

Наблюдая динамику контрольного класса, мы видим, что количество учащихся с высоким уровнем орфографической грамотности к концу эксперимента снизилось на 5%, а учащихся с низким и очень низким уровнем увеличилось на 5%(Н) и на 5%(ОН) (см. рис. 10).

Рис. 11. График, определяющий динамику результатов написания словарных диктантов учащимися экспериментального класса

Анализируя динамику в экспериментальном классе, видим, что на конец эксперимента учащихся с высоким уровнем орфографической грамотности стало на 20% больше, а с низким и очень низким уровнем не стало вообще (см. рис. 11).

Нами был проведён анализ динамики результатов в каждом классе. Данные контрольного класса представлены в Приложении 12, экспериментального класса – в Приложении 13.

Сравнивая динамику развития уровня орфографической грамотности в контрольном и экспериментальном классах, мы видим, что после проведения формирующего эксперимента в экспериментальном классе у большинства учащихся (у 13-ти учеников) уровень повысился, у остальных (7-ми человек) – остался прежним, понижение уровня не наблюдалось. В контрольном классе у 12-ти учеников уровень остался прежним, у 2-х человек повысился, понизился у 6-ти учеников (см. рис. 12).

Рис. 12. Диаграмма, определяющая сравнение динамики результатов написания словарных диктантов контрольного и экспериментального класса

Исходя из этого, делаем вывод, что увлекательный процесс изучения словарных слов с использованием различных приёмов мнемотехники учащимися экспериментального класса повлёк за собой положительную динамику развития навыка грамотного письма.


Орфографические навыки у учащихся начальных классов В системе работы по формированию орфографии учащиеся начальной школы участвуют

Рис. 13. Диаграмма, определяющая сравнение высокого, низкого и очень низкого уровня контрольного и экспериментального класса

Сравнивая результаты высокого, низкого и очень низкого уровня орфографической грамотности учащихся контрольного и экспериментального классов на начало и конец эксперимента (см. рис. 13), можно отметить то, что вначале в экспериментальном классе высокий уровень орфографической грамотности на 15% ниже, чем в контрольном классе. Низкий и очень низкий уровень одинаков у учащихся экспериментального и контрольного классов. К окончанию эксперимента высокий уровень орфографической грамотности в экспериментальном классе на 20% выше, чем в контрольном классе. Учащихся с низким и очень низким уровнем орфографической грамотности в экспериментальном классе нет, в контрольном классе он составляет 10%(Н) и 5%(ОН) от общего количества учеников в классе.

Приведенные исследования подтвердили значительную ценность систематической работы, которая базируется на традиционной методике изучения слов с непроверяемыми написаниями, а так же включает в себя занимательную для детей деятельность с применением нетрадиционных способов знакомства со словарными словами и основывается на учете ведущего канала восприятия информации учащимися. Вся проделанная нами работа была нацелена на развития орфографического навыка учащихся 3 класса на уроках русского языка и повлекла за собой повышение уровня грамотного письма.

Выводы по 2 главе

После проведения экспериментальной работы в 3-х классах МОБУ «Агалатовская СОШ» нами были сделаны следующие выводы:

1. Разработанная нами система упражнений, основанная на традиционной методике и нетрадиционных методах и приёмах по изучению словарных слов на уроках русского языка в 3 классе и базирующаяся на учёте ведущего канала восприятия информации, дала при применении в экспериментальном классе высокие результаты.

2. После проведения формирующего эксперимента в экспериментальном классе повысился уровень орфографической грамотности учащихся при написании слов с непроверяемыми орфограммами.

3. Проведенный педагогический эксперимент доказал эффективность систематической работы по изучению словарных слов с применением в совокупности традиционной и нетрадиционной методики.

Анализ и обработка результатов исследования

На констатирующем этапе работы, как уже говорилось выше, был проведен диктант «Цветочные часы» (Приложение 3; Диктант 1). Результаты данного диктанта следующие:


Орфографические навыки у учащихся начальных классов В системе работы по формированию орфографии учащиеся начальной школы участвуют

Всего по списку 27 человек – 100%.

Выполняло работу 24 человека – 89%

«5» – 4 человека – 16.6%

«4» – 11 человека – 45.8%

«3» – 5 человека – 20.8%

«2» – 1 человека – 4.2%

«1» – 3 человека – 12.5%

Средний балл – 3.5

Качество знаний – 64%

Графическое изображение смотри на схеме 1 (см. Приложение 6; схема № 1)

Видно, что средний балл не очень высокий, но удовлетворительный, а качество знаний выше среднего. Самыми слабоуспевающими учениками были Страмнов А. в его работе 13ошибок, Жиглат И. – 9 ошибок, Лепешев Б. – 8 ошибок, Ашимова Л. – 8 ошибок. ( Приложение 4; экран №1)

Самыми распространенными ошибками были:

– безударная гласная в корне слова – 28 ошибок – 35%;

– пропуск буквы, слога – 16 ошибок – 20%;

– написание словарных слов – 15 ошибок – 18.7%;

– падежные и родовые окончания имен прилагательных-8 ошибок – 10%;

– другие ошибки – 13 ошибок – 16.3%;

Всего учащимися допущено 80 ошибок. ( Приложение 6; схема № 2)

Следующим этапом работы был формирующий этап. На этом этапе была проведена работа по повышению результатов (среднего балла и качества знаний) и понижению количества допускаемых ошибок за счет развития орфографической зоркости и привития интереса к предмету у учеников 3 В класса.

На этом этапе были использованы такие приемы и формы работы как: работа с «Волшебным квадратом», ежедневная работа со словарными словами, письмо с комментированием, работа с памятками и алгоритмами, применение загадок и занимательного материала и др. Кроме того, велась обширная индивидуальная работа с учащимися и их родителями. Обо всем этом рассказывалось выше.

В этот период работы каждую неделю проводился словарный диктант. Проанализируем результат одного из них (Приложение 3; Словарный диктант). Дата проведения 7 мая 2006 года.

Всего по списку – 27 человек. – 100%

Работу выполняло – 24 человека – 89%

«5» – 8 человек – 33.3%

«4» – 15 человек – 62.5%

«3» – 1 человек – 4.2%

«2» – —

«1» – —

Средний балл – 4.3

Качество знаний – 100%

В этот момент, формирующий этап уже подходил к концу. Этот словарный диктант подводит итог всей словарной работе, проведенной с классом на уроках русского языка. Видно, что результат очень хороший.

На контрольном этапе был проведен контрольный диктант, который назывался «Майские жуки» (Приложение 3; Диктант 2).

Результаты диктанта представлены на схеме (см. Приложение 6;схема № 3)

Всего по списку – 27 человек – 100%

«5» – 5 человек – 20.8%

«4» – 14 человек – 58.3%

«3» – 5 человек – 20.8%

Средний балл – 4.0

Качество знаний – 81%

На этот раз типичными ошибками были (Приложение 6; схема № 4):

– безударная гласная в корне слова – 15 ошибок – 33.3%;

– разделительный мягкий знак – 10 ошибок – 22.2%;

– неправильный перенос слова – 8 ошибок – 17%;

– другие ошибки – 12 ошибок – 26.6%;

Всего было допущено 45 ошибок. ( Приложение 4 экран №2)

На схеме сравниваются результаты первого и второго диктантов (см. Приложение 6; схема № 5).

Можно сказать, что за этот месяц пройден большой и достаточно трудный путь по формированию орфографической зоркости у учащихся. Результатами этой работы явилось повышение качества знаний на 17% и среднего балла на 0,5%.

Таким образом, систематическое использование методики, разработанной приводит к повышению уровня знаний детей, повышению орфографической зоркости, расширению словарного запаса, развитию интеллекта и привитию интереса к урокам русского языка.

Во время наблюдений за детьми в конце практики, было замечено, что дети стали более уверены в написании словарных слов, стали быстрее находить проверочные слова, выучили падежные и родовые окончания имен прилагательных.

Особенно примечательны успехи учащегося 3В класса Страмного А., слабоуспевающего по русскому языку. Он неоднократно опаздывал на уроки русского языка, старался всячески избегать работы по карточкам, категорически отказывался выходить к доске, хотя на других уроках этого не наблюдалось. По итогам первого диктанта у Андрея отметка – «1». В диктанте огромное количество ошибок: 14.

С мальчиком была проведена беседа о необходимости посещения занятий, несколько индивидуальных занятий по русскому языку, он был записан в группу продленного дня (с согласия родителей). В дальнейшем на уроках опрос Андрея был частым, ему уделялось постоянное внимание. Заметно было, что мальчику очень нравятся игровые моменты, он стал активен на уроках, стал выходить к доске, настроение после урока у него было хорошее и отметки за текущие уроки повысились. Во втором диктанте Андрей допустил 4 ошибки, отметка – «3». Ученик доволен, собирается стареться и дальше.

Если учитель будет продолжать работу в данной системе, то можно предположить 100 % качество и высокую степень владения орфографическими навыками.

Таким образом, на протяжении всей работы следовало помнить, что быстрота и прочность усвоения орфографических навыков находиться в прямой и непосредственной зависимости, как от общего развития детей, так и от развития их отдельных способностей: наблюдательности, внимания, памяти, воли, способности анализировать, а успех всей работы зависел от ряда условий, главные из которых являются: 1)четкое планирование всей работы; 2) тренировочные упражнения, опирающиеся на зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные восприятия; 3) систематический и разносторонний характер работы по орфографии, особенно со слабоуспевающими учениками; 4) постоянный контроль за усвоением пройденных орфограмм.

МБОУ «Уемская СШ»

«Как научиться правильно писать словарные слова»

МБОУ «Уемская СШ»  Приморского района2 класс

Лаврентьева Наталья Николаевна

Один из моих любимых предметов в школе – русский язык. Это наш родной язык. На уроках русского языка мы пополняем свой словарный запас, учимся правильно говорить и писать. Но существует такая категория слов, которую нельзя проверить. Написание таких слов нужно запомнить. Это словарные слова. В русском языке их достаточно много. Поэтому запоминать написание таких слов очень трудно.

Несмотря на то, что ребята из нашего класса учат словарные слова, все равно в словарных диктантах появляются ошибки.

Мне стало интересно, почему же словарные слова такие труднозапоминаемые, и какие есть приемы, помогающие их запомнить.

Тема исследования: «Как научиться правильно писать словарные слова?»

найти приемы, которые помогут запомнить написание словарных слов.

1) узнать, какие существуют способы для запоминания словарных слов;

их применения на уроках русского языка в моем классе;

3) сделать выводы по работе.

предположим, что  используя определенные приемы запоминания словарных слов, можно научиться правильно их писать.

процесс запоминания словарных слов.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы:

опрос учителей, преподающих в начальной школе;

чтение литературы, поиск информации в сети интернет

2. Основная часть

2.1. Опрос учителей начальных классов

Существует древняя истина: «Повторение – мать учения». Конечно, можно постоянно повторять словарные слова и таким образом запоминать их. Но ведь их так много, поэтому простое и нудное повторение для большинства учеников – долгий, скучный и утомительный процесс, которого по понятным причинам всячески пытаются избежать.

Перед началом работы над темой исследования я решил провести опрос учителей начальных классов с целью ознакомления с приемами работы над словарными словами. Я хотел узнать, какие интересные приемы работы над словарными словами существуют. И вот, что мне посоветовали учителя:

2.2. Приемы запоминания словарных слов

Изучив данные опроса учителей начальных классов, я узнал, что есть увлекательные приемы усвоения трудного материала, в нашем случае, правописания словарных слов, и решил более подробно узнать, проанализировав литературу и информацию из различных источников сети Интернет.

сочиняем небольшой рассказ с использованием словарных слов.

Цель такого сочинения – создать запоминающийся образ, который надолго останется в памяти и вместе с ним запомнятся и трудные слова.

Например, мы с мамой придумали такой рассказ:

живёт дед. Он . У него есть , которые он

: рисуем или раскрашиваем картинки.

Цель – нарисовать яркий запоминающийся образ и отразить на картинке те буквы, правописание которых сложно запомнить.

Например, слово «КАРАНДАШ».

подбор однокоренных слов.

Цель – подбор слов с одинаковым корнем.

Например, подбираем однокоренные слова к слову «ДОРОГА»:

Дорожка – дорожный – подорожник – дороженька – бездорожный – дорожник – придорожный

«запоминание с пониманием».

Цель – запоминание словарных слов в процессе изучения их толкования, смысла, происхождения (этимологии).

Например, слово «ТЕЛЕФОН» произошло от древне-греческих слов «ТЕЛЕ» – расстояние и «ФОН» – звук. Имеет несколько значений:

использование загадок, ребусов, пословиц и поговорок, стихотворений при изучении слов с трудным написанием.

Цель – запоминание словарных слов в процессе отгадывания загадок, ребусов, чтения стихов.

1. Запоминаем слово «ВОРОБЕЙ», отгадывая загадку:

Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет.

Хочет сделать шажок – получается прыжок.

Чик-чирик! К зернышкам прыг. Клюй не робей! Кто это?

2. Запоминаем слово «ЗАЯЦ», разгадывая ребус

Запоминаем слово ИЮНЬ в поговорке:

В июне первую ягоду в рот кладут, а вторую — домой несут.

ПРиёмов на самом деле гораздо больше, но именно эти показались мне наиболее интересными и лёгкими.

С целью проверки р этих способов запоминания словарных слов в нашем классе, я решил провести эксперимент.

На данном этапе была проведена работа по подготовке материалов для применения определенных приемов запоминания словарных слов. Для этого потребовалось изучать словари (толковый, этимологический, орфографический), подбирать картинки, ребусы, загадки и стихи к словарным словам, задействованным в эксперименте.

Изучение словарных слов проводилось по такому алгоритму (см. Приложение 3):

1. Чтение загадки, её отгадывание (либо разгадывание ребуса).

2. Знакомство с толкованием отгаданного словарного слова, его происхождением.

3. Подборка однокоренных слов.

4. Запоминание пословиц и поговорок со словарным словом.

5. Чтение стихов.

6. Раскрашивание картинки, соответствующей словарному слову.

7. Запись слова в собственный орфографический словарик.

Ежедневно в течение трех месяцев на уроках русского языка мы с ребятами изучали словарные слова с использованием определенных приемов и по установленному алгоритму. Перед нами стояла цель: найти такие приемы, которые помогут запомнить написание словарных слов. В начале, в течение работы и в завершении эксперимента мы писали словарные диктанты. Сравнили полученные результаты (см. Приложение 2 и 3). Оказалось, что во время итоговых диктантов ребята допускали гораздо меньше ошибок при написании словарных слов, чем в первый раз и во время текущего контроля. Количество «двоек» и «троек» за диктант в сумме уменьшилось в среднем в 4 раза, а количество «четверок» и «пятёрок» в сумме увеличилось в полтора раза.

Таким образом, гипотеза о том, что используя определенные приемы запоминания словарных слов,  можно научиться правильно их писать, нашла своё подтверждение.

Думаю, что в дальнейшем нужно продолжить использовать изученные приёмы запоминания словарных слов, а также попробовать новые.

На основании проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

Работая над темой исследования, я ещё раз убедился, что русский язык – это мой любимый школьный предмет. Надеюсь, что мои одноклассники теперь тоже понимают, что изучение словарных слов – это не скучно, а очень интересно и даже весело порой.

1. В.П. Кананыкина. « Работа над трудными словами. М. « Просвещение». 1991.

2. Граник Г. Г. Секреты орфографии: кн. Для учащихся / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М.: Просвещение, 1991.

3. Л.Г. Моршнева. « Занимательные упражнения по русскому языку». Саратов. О АО «Издательство «Лицей». 2004.

Таблица оценок за словарный диктант.

Анализ словарного диктанта первой группы слов

15 процентов ребят написали диктант на «2»;

20 процентов  – на «3»;

30 процентов – на «4»;

35 процентов – на «5».

В завершении практического этапа мы снова писали итоговый словарный диктант. После проверки получили такие результаты:

5 процентов – на «3»;

20 процентов – на «4»;

75 процентов – на «5».

Анализ словарного диктанта второй группы слов

20 процентов ребят написали диктант на «2»;

35 процентов  – на «3»;

35 процентов – на «4»;

10 процентов – на «5».

Итоговый словарный диктант:

0 процентов – на «2»;

20 процентов – на «3»;

45 процентов – на «4»;

Анализ словарного диктанта третьей группы слов

25 процентов  – на «3»;

15 процентов – на «5».

15 процентов – на «3»;

10 процентов – на «4»;

Анализ словарных диктантов 1 группы слов.

Анализ словарных диктантов 2 группы слов

Анализ словарных диктантов 3 группы слов

Эта хищница болтлива,

– это птица семейства вороновых с белыми перьями в крыльях, очень подвижная, издающая характерный крик – стрекотание.

Сорокой также называют слишком болтливого человека

Названия птиц не возникают случайно. Люди часто обращали внимание на какой-то достаточно характерный признак, отличающий одну птицу от другой. Это внешний вид, крик, который издает птица, место ее гнездования, сходство с чем-либо и другие внешние и внутренние качества.

До сих пор точно не установлено происхождение слова

Есть предположение, что своё название она получила от общеславянского исходного , передающего особенности её пения. Сороку называют стрекотуньей, трещоткой.

СОРОКА – СОРКА = “стрекочет, трещит “.

По-арабски сорока значит «воровка».

:  СОРОЧИЙ – ПО-СОРОЧЬИ

Взлетела сорока высоко.

И вот тараторит сорока,

Что сахар ужасно соленый,

Что сокол не сладит с вороной,

Что раки растут на дубе,

Что рыбы гуляют в шубе,

Что яблоки синего цвета,

Что ночь наступает с рассвета,

Что в море сухо-пресухо,

Что лев слабее, чем муха,

Всех лучше летают коровы,

Поют же всех лучше совы,

Что лед горячий-горячий,

Что в печке холод собачий

И что никакая птица

В правдивости с ней не сравнится!

Стрекочет сорока, стрекочет –

Никто ее слушать не хочет:

Ведь в том, что болтает сорока,

Нет никакого прока!

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

1. Не живет сорока без белого бока.

2. Сорока на хвосте вести приносит.

3. Сорока без причины не стрекочет.

4. Сорока стрекочет – гостей пророчит.

Оцените статью
Экодиктант - Помощь