Олимпиадный диктант

Олимпиада по русскому языку

Школьный этап олимпиады – юниор для младших школьников

2013 – 2014 учебный год

Ответы и критерии оценивания:

(10 баллов – без ошибок. За каждую орфографическую ошибку вычитается 1 балл, за исправление неграфического характера – 0,5 балла, за пропущенную запятую – 0,5 балла)

Бало! ванный, ба! ржа, аре! ст, дециме! тр, зазвони! т, и! скра (искра!),

и! конопись, ломо! та, монуме! нт, портфе! ль.

(За каждый правильный ответ – 0, 5 балла. Максимально – 5 баллов )

Свет – тьма;  (Ученье – свет, а неученье – тьма)

Труд – лень;   (Труд кормит, а лень портит)

Встречают – провожают;  (Встречают по одёжке, провожают по уму)

Погибай – выручай.  (Сам погибай, а товарища выручай)

(За каждый правильный ответ – 1 балл.  Максимально – 4 балла )

Богатый – богач,                          хитрый – хитрец

Счастливый – счастливец          грубый –  грубиян

Крепкий – крепыш                     весёлый – весельчак

(За каждый правильный ответ – 0,5 балла. Максимально – 3 балла )

Верный друг –

Верное средство –

Верный ответ –

(За каждый правильный ответ – 1 балл.  Максимально – 3 балла )

(За каждый правильный ответ – 0,5  балла. Максимально – 4 балла )

Зарубить на носу – запомнить

Водить за нос – обманывать

Бить баклуши – бездельничать

Попасть в просак – запутаться, оказаться в трудном положении

Раскинуть умом –подумать

(За каждый правильный ответ – 1 балл.  Максимально – 5 баллов )

и,  полевые,  полка,   победитель,  полянка,  заботливый,  забавный.

(За каждое верно выбранное  слово  – 0,5   балла,

за каждое неверно выбранное слово – минус 0,5 балла).

В поля, не кошеных , (сущ. )

Всё утро дождик шёл

Дочь грома капля-егоза,

Кончая свой высотный путь,

Летела с круч, закрыв глаза,

В лицо земли, боясь взглянуть,

Скользнув с небесного

В ладонь цветка она

(За каждый правильный ответ – 0,5   балла. Максимально – 2 балла).

,                                     сапоги – ,                                                              помидоры – ,                                              ботинки –

Мать,  беречь,  вернешься,  ясли,

(За правильный ответ – 1   балл).

Максимальное количество баллов – 42

Олимпиадные задания  по русскому языку в 4 классе

Время выполнения работы 45 минут

Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зелёного тумана по широкому лугу. Стоят тёплые дни и тихие вечера. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывёт звон. Что это звенит?

Вот скатилась капля сладкого сока с берёзовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда. Возвратились из тёплого края журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы.

Ответ: по шоссе–по дороге Д.п., 1-е скл.

Об Отчизне – О Родине П.п. 1-е скл. 2 балла

3. Подберите и запишите такие три слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Ответ: мышь дочь, пень, пеньки и т.д. 3 балл

4. Распределите слова на две группы: вода, водитель, водит, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

Ответ: возможны любые из вариантов 2 балла

А) по смыслу: вода, водичка, жидкость, кипяток.

Водитель, водит, шофёр, таксист

Б)по частям речи: сущ: вода, водитель, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

В) однокоренные слова: вода – водичка, водитель – водит

Слова, не являющиеся однокоренными: жидкость, шофёр, таксист, кипяток

5. Подберите и запишите по два слова с таким же составом полёт, уголок.

Ответ: полёт – поезд, поход, восход и т.д. 4 балла

6. Образуйте от слова СВЕТ семь однокоренных слов.

Ответ: светофор, светлячок, светильник, светить, светлый, подсветка, светает и т.д. 7 баллов

Максимальное количество баллов – 23.

Олимпиада по русскому языку 4 класс II тур

1. Спишите предложения, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите части речи.

Снежное (по) крывало (по) крывало всё поле.

Ведро дало течь, и вода стала течь.

(С) горы (с) бежал поток проворный.

Ответ: Снежное покрывало (сущ.) покрывало (глагол) всё поле.

Ведро дало течь (сущ.), и вода стала течь (глагол).

С горы(сущ.) сбежал (глагол) поток проворный. 3 балла

2. Разберите слова по составу: загадка, засада, рассказ, подушка

Ответ: загадка, засада, рассказ, подушка  4 балла

3. Распределите слова на две группы водитель, громоотвод, водокачка, водопой, приводить, водоворот.

Ответ: водитель, громоотвод, приводить – от “водить”

Водокачка, водопой, водоворот – от “вода”  2 балла

4. Подчеркните лишнее слово стужа, метель, пурга, снег, буран.

Ответ: стужа, метель, пурга, снег, буран, 1 балл

5. Замените одним словом:

Человек, совершающий поездку в любом транспорте -____________ .

Ответ: пассажир 1 балл

6. Поставьте существительные в родительном падеже множественного числа

Ответ: килограммы – килограммов, апельсины – апельсинов, сапоги – сапог, помидоры – помидоров, ботинки – ботинок. 5 баллов

7. Запишите 3 имени существительных, которые не изменяются по падежам

Ответ: пальто, кино, шоссе, кофе, кашне и т.д. 3 балла

8. Поставьте существительные в форму множественного числа: трактор, доктор, шофер, сторож.

Ответ: трактор – тракторы, доктор – доктора, шофёр – шофёры, сторож – сторожа 4 балла

9. Отгадайте и запишите слово, в котором

Корень из слова СНЕЖИНКА

Приставка из слова ПОДЪЕХАЛ

Суффиксы из слова ЛЕСНИК

Окончание из слова УЧЕНИКИ

Ответ: подснежники 1 балл

10. Объясните значение выражений:

Рукой подать; работать, засучив рукава; работать, спустя рукава; бить баклуши.

Ответ: рукой подать – близко; работать, засучив рукава – хорошо, усердно работать;

работать спустя рукава – плохо работать; бить баклуши – лентяйничать, бездельничать. 4 балла

Максимальное количество баллов – 28

Пригревает весеннее солнце. На лесной поляне тает снег. Опустели зимние квартиры в старом пне. Проснулась, выбралась из норы ящерка. Вылез еж. Он помылся, почистился, побежал по поляне искать еду. Ожил под теплым солнышком огромный лесной дом-муравейник. С раннего утра хлопочут муравьи. Они несут то травинку, то сосновую иголку. Подлетели к старому пню птицы. Сухую травинку они положили в ямку около пня.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, 3 КЛАСС

1. Выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв.

2. Кто длиннее: змея или червячок?        Объясни.

3. Какой признак деления слов на 2 группы ты заметил(а)?

Ваза, роза, перо, рука.                          Рот, зуб, ель, ерш.

А. Слова распределены по количеству букв.

Б. Слова распределены по количеству звуков.

В. Слова распределены по количеству слогов.

Г. Слова распределены по родам.

4. Какие слова с непроверяемым написанием ты найдешь в этих клеточках?

5. Проверь, правильно ли написал Незнайка . Поправь его.

Пальцеф унего двацать пять на кашдай руке

Десять на нагах всево двацать.

6. Как из большого

7. Подберите синонимы с удвоенными согласными.

Специальность, обучение животных, популярная игра на льду, скорый поезд, асфальтированная дорога.

Составь группы родственных слов.

Ножичек, треножник, ножны,ножной, ножницы, подножие, сороконожка.

9. Разберите слова по составу

А. Морозный, светлый, домик, лесок, ПОДОРОЖНИК.

Б. Поездка,прорубь, восход,след.

10. Замени фразеологический оборот одним словом.

В час по чайной ложке-

Зарубить на носу-

А. Коль меня напишешь через букву «о»,

Лягу я под дверью дома твоего.

Коль  меня напишешь через букву «и»,

На тарелку лягу я в праздничные дни.

Б. Чтоб отгадать, имей терпенье:

С «л» я часть лица,

А с «б»-растенье.

В. Из писка птиц мой первый слог возьмёте.

Второй –  с бараньей головы.

Откройте печь и там  найдете

То, что не раз едали вы.

12. Объясни значения устойчивых словосочетаний

А. Выбросить из головы____________________________________________

В. Как снег на голову_________________________________________________

Г. Ходить на голове__________________________________________________

13. Вставь подходящие по смыслу названия животных.

Голоден,как_________________; изворотлив, как_________________;упрям,как________________________; хитёр ,как_______________________;

грязный,как__________________;здоров,как______________________; мокрый,как___________________; болтлив,как______________________;

14. Иностранец,недавно начавший изучать русский язык,выразил свои мысли так. Поправь его.

Мальчик сделал родителей испуганными.

Саша сделала  молодых людей знакомыми.

Солнце сделало снег растаявшим.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________15. Поставь имена существительные в форму именительного падежа множественного числа.

16. Из каждой строки выпиши лишнее слово,обоснуй

А. Поёт, летел, зашумит, пение, спел, прокатился.______________________

Б. Шум, шумный, синева, чудо, блин,белила.___________________________

В. Сочный, тихий, спит, сонный, пуховый, жёлтый.________________________

17. Вставь в стихотворение Н. Матвеевой подходящие по смыслу предлоги.

Я___ утра___ лесу гуляю,

___ росы я весь промок.

Но зато теперь я знаю

___ березку и ___ мох,

___ малину, ежевику,

___ежа и ___ ежиху,

___ которой ___ ежат

Все иголочки дрожат.

18. В предложении обозначь известные тебе части речи. Выпиши все известные словосочетания.

В лесной глуши у старой сосны была нора.

19. Какой пример не является словосочетанием?

Б. чудесного  дня.

В. В солнечный день.

Г. Красный и синий.

Д. Вдали от родины.

20. Закончи пословицы и поговорки

Готовь сани летом,_______________________________________________

Один в поле _____________________________________________________

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

“Гимназия № 5” г. Брянска

«Олимпийские» диктанты с грамматическим заданием

для 5-8 классов

ученица 8 класса Борздыко Ирина

учитель русского языка и литературы

Легоцкая Вера Сергеевна

«Олимпийские» диктанты для 5-8 классов

5 класс. Диктант «Проверяю себя»

Официальный флаг Олимпийских Игр представляет собой изображение олимпийского логотипа на белом фоне. Белый цвет символизирует мир во время Игр. Флаг планировалось впервые использовать на Играх 1916 года, но они не состоялись из-за войны, поэтому впервые флаг появился на Олимпийских играх 1920 года в Антверпене (Бельгия).

Олимпийский флаг используется в церемониях открытия и закрытия каждой Олимпиады. В течение четырех лет флаг остается в здании мэрии города, который готовится к очередным Играм. Флаг МОК представляет собой сочетание олимпийского логотипа и олимпийского девиза. Флаги национальных олимпийских комитетов обязательно содержат эмблему из пяти колец.

1. Укажите склонение всех имен существительных из второго предложения.

2. Из последних двух предложений выпишите слова с проверяемой безударной гласной в корне. Приведите три своих примера, обозначьте орфограмму.

3. Запишите все глаголы третьего предложения поморфемно.

4. Выполните синтаксический разбор первого предложения второго абзаца.

6 класс. Выборочный диктант

Ритуал зажжения священного огня происходит от древних греков и был возобновлен Кубертеном в 1912 году. Факел зажигают в Олимпии направленным пучком солнечных лучей, образованных вогнутым зеркалом. Олимпийский огонь символизирует чистоту, попытку совершенствования и борьбу за победу, а также мир и дружбу. Традиция зажигать огонь на стадионах была начата в 1928 году (на зимних Играх – в 1952 году). Эстафета по доставке факела в город-хозяин Игр впервые состоялась в 1936 году. Олимпийский факел доставляется на главный стадион Игр во время церемонии открытия, где с помощью него зажигается огонь в специальной чаше на стадионе. Олимпийский огонь горит до закрытия Олимпиады.

1. Выпишите все числительные в составе словосочетаний, укажите их разряд по значению.

2. Выпишите и распределите все причастия текста в две колонки: действительные и страдательные. Обозначьте суффиксы причастий.

3. Запишите все глаголы последних двух предложений поморфемно. Образуйте от них деепричастия

4. Выполните синтаксический разбор первого предложения текста.

6 класс. Диктант «Проверяю себя»

Олимпийский флаг-белое шелковое полотнище с вышитыми на нем пятью переплетенными кольцами голубого, чёрного, красного, жёлтого и зеленого цветов.

Распространена версия, что кольца символизируют пять частей света, страны которых участвуют в олимпийском движении: Европу, Америку, Азию, Африку и Австралию.

По завершении Игр 2010 года в Ванкувере олимпийский и паралимпийский флаги переданы городу Сочи – столице следующих зимних Игр.

Записать на доске и объяснить лексическое значение слов паралимпийский, Ванкувер.

1. Выпишите два слова с орфограммой «Безударные гласные в корне слова». Приведите три своих примера.

2. Запишите поморфемно причастия текста.

3. Образуйте все возможные формы причастий от глаголов 2 предложения.

4. Объясните графически пунктуацию в первом предложении.

7 класс. Объяснительный диктант

Сражения мастеров клюшки и шайбы исторически привлекали к экранам и радиоприёмникам миллионы болельщиков по всему миру, а по популярности этот вид спорта вполне сопоставим с футболом. Что такое хоккей?

На залитой льдом площадке 58 на 30 метров с закруглёнными бортами бьются две команды. В пределах коробки одновременно могут находиться те самые «великолепные пятерки и вратарь». Игроки каждой из команд делятся на разные амплуа. Защитники, форварды и вратари. Как правило, на площадке обычно находится вратарь, два защитника и три форварда. Отклонения от правила численного состава происходит в том случае, если та или иная команда оказалась в меньшинстве.

Главными фаворитами на победу на ближайшей Олимпиаде станут сборные Канады, США, России, Швеции и Финляндии.

1. Выпишите из текста диктанта все причастия, выделите суффиксы, укажите постоянные признаки.

2. Выпишите из текста слово с орфограммой «Н и НН в суффиксах наречий». Графически объясните написание. Приведите 3 своих примера.

3. Выпишите наречия из первого предложения и укажите способ их образования.

4. Разберите по составу слова: происходит, закругленными.

5. Выполните фонетический разбор слова хоккей.

8 класс. Выборочный диктант

Прыжки на лыжах с трамплина

Одновременно простой, зрелищный и опасный спорт, входящий в программу зимних Олимпийских игр. Придуман людьми, мечтающими парить в небе, как птица.

Вот только полёт в данном случае длится от 5 до 15 секунд. А происходит всё так. На определенной высоте на горной местности строится специальный стол отрыва, являющийся трамплином. Это место, где летающие лыжники набирают скорость для полёта. Под столом отрыва находится гора приземления, куда после прыжка спортсмен должен приземлиться. Сами соревнования проходят в следующем формате. Спортсмены из разных стран по очереди делают по одному прыжку, после чего согласно количеству набранных баллов за дальность прыжка и выполнение необходимых технических элементов, отсеиваются 30 лучших, которые совершают вторую попытку. Баллы за две попытки суммируются, и счастливец, набравший большее количество очков, признается победителем соревнований.

Выполнение технических элементов оценивается пятью судьями. Они смотрят на качество момента прыжка со стола отрыва, технику полётной фазы и приземление. В фазе полёта прыгун должен развести ноги таким образом, чтобы лыжи образовали латинскую букву V. Это делается для усложнения самого полета, а также для улучшения аэродинамики.

1. Прослушайте текст и выпишите предложения с обособленными определениями. Графически объясните условия обособления.

2. Среди записанных предложений найдите односоставные и укажите их вид.

3. Разберите по составу слова: приземлиться, набранных.

4. Укажите способ словообразования слов: ОДНОВРЕМЕННО (предложение 1), ОТРЫВА (предложение 5).

5. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании САМОГО ПОЛЕТА из последнего предложения.

8 класс. Диктант «Проверяю себя»

Существует немало версий об изобретении лыж. Точная дата, место, имя изобретателя не установлены. Современные исследователи предполагают, что лыжи были изобретены в конце эпохи верхнего палеолита (около 15-20 тыс. лет назад). Вероятно, сначала это были снегоступы – приспособление, увеличивающее площадь стопы и тем самым облегчавшее передвижение по снегу. Известны народы севера, на момент открытия их исследователями пользовавшиеся снегоступами, но не знавшие о лыжах. В процессе развития этого изобретения появились лыжи. Радость скольжения люди узнали в эпоху неолита. Обнаруженные на побережье Белого моря наскальные рисунки, изображающие людей на узких длинных скользящих лыжах с одной палкой в руке (ею не только отталкивались и тормозили, но и орудовали как копьем), были датированы тысячелетием до н. э. Похожие рисунки, сделанные, по мнению археологов, 2-3 тысячи лет назад были найдены у берегов Норвегии. Есть свидетельства того, что племена и народности, населявшие горные массивы Алтая и юг Сибири, пользовались лыжами уже во тысячелетии до н. э.

1. Графически обозначьте обособленные и необособленные распространенные определения.

2. Подчеркните однородные члены и укажите их стилистическую роль в предложении.

3. Укажите вводные и вставные конструкции, определите их значение.

4. Выпишите из четвертого предложения словосочетание со связью примыкание.

Список использованной литературы

1. Кельберер Е. Проверь себя. Олимпийские загадки. / Кельберер Е. // Спорт в школе -2013. -№6.

2 . Мы ждем тебя, Олимпиада! Детскому библиотекарю и педагогу – эксклюзивный материал. – М.: Либерея-Бибинформ, 2012.

3. Озерецкая, Е. Н. Олимпийские игры, или рассказ об афинском мальчике, который побывал на олимпийских играх, о том, что он там увидел и какие необыкновенные события из-за этого произошли. – Л.: Детская литература, 1990.

4. Штейнбах В. Л. Большая олимпийская энциклопедия: В 2 т. — М.: Олимпия Пресс, 2006.

5. Я познаю мир. Спорт: детская энциклопедия. – М.: АСТ : Астрель, 2000.

На 
полянке  были  разбросаны  кусты  можжевельника.  Среди   них  на  краю 
полянки  поднималась  высокая  ель.  На  верхушке  её  сидел  певчий  дрозд.

Если  диктант  написан  безошибочно,  он 
оценивается  15  баллами.  За  каждую  ошибку  вычитается  1  балл,  за 
каждое  исправление  неграфического  характера  вычитается  0,5  балла.

2.  Выпиши  из  текста  диктанта  любое 
имя  существительное,  укажи  всё,  что  ты  о нём  знаешь  (морфологические 
признаки).  Найди  и  подчеркни  имена  существительные,  которые  стоят  в 
предложном  падеже.

Если  указаны  всё  морфологические  признаки – 1
балл,  если  не  указан  один  из  этих  признаков – 0,5  балла.  За  каждое 
подчёркнутое  существительное  в  предложном  падеже – 0,5  балла.

3.  Замени  устойчивое  выражение 
близким  по  значению  словом.

Как  снег  на  голову.

Каждое  правильно  подобранное  слово –  2 балла.

4.  Запиши  10  имён  существительных 
с  безударной  гласной  корня  на  тему  «Школа».

Каждое  правильное  слово – 1 балл.

5.  Спиши,  укажи  части  речи.

Бабка  Дарья  холст 
чернила,

Внучка  пролила  чернила.

За  каждое  правильное  слово – 1 балл.

6.  Спиши,  вставь  пропущенные  буквы, 
поставь  ударения.

За  каждое  правильно  вставленную  букву – 1 балл, 
за  каждое  ударение – 1 балл.

7.  Напиши  цепочку  из  семи 
словарных  слов  так,  чтобы  первая  буква  последующего  слова  была  такой 
же,  как  последняя  буква предыдущего  слова.

Идёшь  в  лес  по  тропинке.  Справа  и 
слева  широким  многоцветным  морем  рассыпаются  луговые  и  лесные  цветы. 
А  у  самой  тропинки  по  обочинам  канав  кланяются  вам  знакомые  весёлые 
ромашки.

Если  диктант  написан  безошибочно,  он 
оценивается  15  баллами.  За  каждую  ошибку  вычитается  1  балл,  за  каждое
 исправление  неграфического  характера  вычитается  0,5  балла.

2.  Выпиши  из  текста  диктанта  любое 
имя  прилагательное,  укажи  всё,  что  ты  о нём  знаешь  (морфологические 
признаки).  Найди  и  подчеркни  имена  существительные  и  имена  прилагательные, 
которые  стоят  в  творительном  падеже.

Каждое  правильное  выполнение – 1 балл.

3.  Спиши.  Подчеркни  имена 
существительные,  которые  использовал  поэт,  чтобы  так  ярко  нарисовать 
зимний  пейзаж.  Укажи  их  склонение,  запиши,  какой  падеж  здесь 
отсутствует.

На 
сосне  и  на  берёзе – бахрома:

Белой 
пряжей  их   запутала  зима.

И 
оставила  распутывать  весне

Эту 
пряжу  на  берёзе  и  сосне.

За  каждое  правильно  подчёркнутое  существительное
– 0,5 б.,  за  указание  падежа – 1 б.,  за  склонение – 0,5 б.

4.  Спиши.  Найди  к  каждому 
устойчивому  сочетанию   в  левой  колонке  противоположное  в  правой, 
соедини  линией.

За  каждое  правильное  соединение – 2 балла.

5.  Запиши  шесть  слов  с  двумя 
безударными  гласными  е  в  корне.

За  каждое   слово – 1 балл.

6.  Спиши  существительные,  рядом 
запиши  их  во  множественном  числе.

Курица,  морское  судно, 
чудо,  небо,  ребёнок,  человек.

курицы,  куры;   суда,  чудеса,  небеса;  ребята, 
дети;  люди,  человеки (устар.)

7.  Спиши,  распределяя  слова  в  две 
группы.

Существительное,  корень, 
прилагательное,  глагол,  окончание,  предлог,  суффикс,  приставка,  союз, 
местоимение.

За  правильно  выполненное  задание – 2 балла.

Внезапно  у  самого  бота 
лодки  вынырнула  громадная  горбатая  спина  чёрной  рыбы  с  острым,  как 
кухонный  нож,  спинным  плавником.  Рыба  нырнула  и  прошла  под  резиновой 
лодкой.  Должно  быть,  это  гигантская  щука.  Она  могла  задеть  резиновую 
лодку  пером  и  распороть  её,  как  бритвой.

2.  Спиши,  укажи  части  речи.

Из-за  холодных  утренних 
рос  хлеб  рос  медленно.

Простой  трактора 
произошёл  по  простой  причине:  водовоз  не  подвёз  воды.

3.  Письменно  объясни,  как  ты 
понимаешь  эти  выражения.

Делать  из  мухи  слона.

Стрелять  из  пушки  по 
воробьям.

Как  кошка  с  собакой.

4.  Составь  и  запиши  словосочетания, 
употребив  существительные  из  скобок  во  множественном  числе.

У  новых  (скатерти), 
около  речных  (пристани),  пуговицы  от  (наволочки),  ветки  (черешня), 
герои  (басня),  пять  (простыни),  продажа  (полотенца),  шесть  (килограммы) 
(апельсины).

У  новых  скатертей,  около  речных  пристане’й,  
пуговицы  от  наволочек?,

ветки  черешен,  герои  басен,  пять 
просты’нь  или  простыне’й,  продажа  полотенец,  шесть  килограммов 
апельсинов.

5.  Какие  три  правила  требуют 
подбирать  однокоренные  слова  для  проверки  орфограммы  корня?  Допиши  все 
три  правила,  приведя  к  каждому  по  два  примера.

Молодой  месяц 
низко  висел  над  лесом.  Нежный  его  свет  блестел  в  дождливых  тучах. 
Пахло  мокрой  травой.  В  парке  куковала  запоздалая  кукушка.  Потом  луна 
зашла,  загорелись  звёзды,  но  их  скоро  закрыл  рассветный  туман.  Он 
задержался  долго,  пока  не  взошло  и  не  пригрело  землю  спокойное 
солнце.

2.  От  существительных  образуй 
глаголы  с  частицей  «-ся».

Пояс,  правда,  свет, 
земля,  луна,  свобода.

3.  Найди  орфографическую  ошибку  в 
стихотворении.

Бывает  ягода  брусника,

А  есть  ли  ягодка

Глядите-ка  на  Витю –

За  ягодкой  нагнётся,

Сорвёт  и  засмеётся.

А  Таня  и  Наташа –

Так  эти  даже  пляшут.

Весёлые  все  дети,

Грустно  только  Пете.

Не  съел  ли  скучники

Он  вместо  черники?

А  может  быть,  он  вместо 
клюквы

Попробовал  ягодку  злюквы?!

Кто  объестся  этих  ягод,

Тот  может  стать

Скорей  помогите  мне, 
дети,

Найти  веселику  для  Пети!

Выпишите  это  слово,  подбери 
проверочное.

Грустника – грусть.

4.   Сгруппируй  данные  слова  так, 
чтобы  в  каждой  группе  оказались  только  формы  одного  и  того  же  слова.

Читаю,   читал,  час, 
везите,  часы,  чтец,  военный  завод,  военная  походка,  все  были  дома, 
чтецы,  прошёл  мимо,  читка,  скорый,  более  скорый,  скорее,  пройдёт  мимо 
дома,  шум  в  доме.

5.  В  книге   К.  И.  Чуковского  «От 
двух  до  пяти»  говорится  «Когда  ребёнок  услышал,  что  пришедшая  в 
гости  старуха  «собаку  съела»  в  каких-то  делах,  он  спрятал  от  неё 
любимого  щенка».  Может  быть,  мальчик  напрасно  испугался?  Докажите.

«Собаку  съел» – имеет  большой  опыт,  навык, 
основательные  знания  в  чём-либо.  Мальчик  напрасно  испугался, т. к.  он 
понял  фразеологическое  сочетание  «собаку  съел»  в  прямом,  а  не  в 
переносном  смысле.

6.  Составь  словосочетания,  в 
которых  слова  «седой»,   «бархатный»,  «прямой»  употреблены  в  переносном 
значении.

7.  Запиши  существительные,  у 
которых   начальная  форма  совпадает  по  написанию  с  неопределённой 
формой  глагола.

печь,  течь,  стать,  знать.

Директор  предприятия  подписал  документ  и  отдал 
его  представителю  подшефной  фабрики.

Настоящую  песню  скворца  надо 
слушать  лишь  ранним  утром.  Тут  и  кусочки  соловьиных  трелей,  и  резкое 
мяуканье  иволги,  и  сладкий  голосок  малиновки,  и  музыкальное  лепетание 
пеночки,  и  тонкий  свист  синички.

2.  Укажи,  какой  частью  речи  являются 
подчёркнутые  слова.

Я  смотрю – в 
избе  мой  брат,

У  него  шинель 
до  пят.

Он  с  запиской 
отпускной

К  нам  пришёл 
на  выходной.

Шурка – слесарь 
в  мастерской,

Прямо  как  военный.

3.  Выпиши  из  ряда  слов  родственные 
слова  и  формы  одного  и  того  же  слова.

Лес,  лесник,  прелесть, 
лесной,  перелесок,  лесники,   лесенка,  лесничий,  лесником,  лесничество, 
слесарь.

4.  Поставь  существительные  в  форму 
родительного  падежа  множественного  числа.

Яблоко,  помидор,  телёнок, 
килограмм,  чулки,  сапоги,  носки.

Яблок,  помидоров,  телят,  килограмм, килограммов, 
чулок,  сапог,  носок, носков.

5.  Объясни  фразеологизм  «знать 
назубок».

6.  Запиши  имя  мальчика,  в  которое 
можно  вписать  какую-нибудь  букву,  чтобы  получилось  название  деревянных 
шестов  с  заострёнными  концами.  Запиши  получившееся  слово.

Коля – колья.

7.  Соедини  слова  правого  и  левого 
столбиков  так,  чтобы  получить  новые.

Тихонько  жужжит  звук, 
визжит  и  дрожит.

Зяблики  прилетают  к  нам 
в  середине  апреля.  Много  зябликов  гнездится  в  береговом  лесу,  в 
овраге.  О  своём  прилёте  зяблик  оповещает  громким  пением.  Вот  он 
сидит  на  безлистой  ветке  дерева  и  поёт.

2.  Какими  частями  речи  могут  быть 
эти  слова: «дали»,  «пила»,  «соли»?  Составь  с  ними  словосочетания  и 
разбери  по  составу.

3.  Употреби  числительные  «два»  и 
«двое»  с  существительными.

Подруга,  министр,  доярка, 
петух,  курица,  сани,  баня,  щипцы,  огурцы,  сутки,  утки,  брюки,  руки.

4.  Разбери  по  составу.

Подделка,  ссора, 
воссоединение,  конный,  стульчик,  перчик,  переплётчик,  огурчик.

5.  Замени  одним  словом  фразеологизмы.

Мозолить  глаза,  точить 
лясы,  клевать  носом,  бить  баклуши.

Не  тот  хорош,  кто  лицом 
пригож,  а  тот  хорош,  кто для  дела  гож.

7.  Подбери  несколько  эпитетов  к 
словам.

Глаза,  уши,  душа,  улыбка.

глаза – сияющие,  ясные,  потухшие; уши – чуткие, 
музыкальные,  ослиные;  душа – добрая,  чистая,  золотая;  улыбка – натянутая, 
чарующая,  светлая.

На  глинистых   склонах 
оврагов,  лесных  опушках  уже  в  середине  апреля  раскрылись  жёлтые 
соцветия  мать-и-мачехи.  Цветы  сидят  на  стебельках  без  листьев.  Лишь 
после  цветения  появляются  сердцевидные  листья  мать-и-мачехи.  Пощупайте 
их – снизу  они  тёплые  и  мягкие,  сверху – холодные  и  жёсткие.  Отсюда  и 
название  этого  растения – мать-и-мачеха.

2.  Какими  частями  речи  могут  быть 
следующие  слова?

Мели,  окуни,  пряди,  простой.

Составь  с  ними  словосочетания  и 
разбери  их  по  составу.

3.  Образуй  формы  именительного  и 
родительного  падежей  множественного  числа  от  слов,  поставь  ударения.

Округ,  грамм,  аэропорт, 
помидор,  катер,  апельсин,  носок.

Им. п.                                               
Р. п.

гра’ммы                                             
грамм   и  граммов

носки                                          
         носок  и  носков

4.  Подбери  существительное, 
прилагательное,  глагол,  чтобы  в  каждом  из  них  были  приставка,  корень, 
суффикс  и  окончание.

5.  Объясни,  что  обозначает 
фразеологизм  «белены  объелся».

:     в  деревне  на  задворках  и  свалках  вы 
можете  встретить  высокие  кусты  с  грязно-жёлтыми  в  лиловых  прожилках 
цветами  с  неприятным  запахом.  Это  и  есть  белена – очень  ядовитое 
растение.  Её  семена  напоминают  мак,  но  тот,  кто  их  съест,  становится 
как  бы  безумным:  бредит,  буйствует  и  нередко  умирает.  Теперь  понятно, 
почему  выражение  «он  точно  белены  объелся»  применяется  в  народе  к 
людям,  делающим  всевозможные  глупости,  к  буянам,  чудакам,  к  тем,  у 
кого  «ум  за  разум  зашёл»?

6.  Выпиши  слова,  в  которых  только 
твёрдые  согласные.

Водит,  пашешь,  верит, 
смех,  мел,  можешь, матч.

:     пашешь,  можешь.

7.  Придумай  предложения,  в  каждом 
из  которых  был  бы  один  из  синонимов.

Интересный,  забавный,  внимательный.

8.  Найди  однокоренные  слова.  Выпиши 
их,  выдели  корень.

Дождик  льёт –
кругом  вода,

Мокнут  столб 
и  провода,

Мокнут  кони  и 
подвода,

Дым  над 
крышами  завода,

От  бегучих 
быстрых  вод

А  по  лужам  у 
ворот

Озеро  Лача  самое  крупное 
в  Архангельской  области.  Оно  расположено  среди  болот  и  имеет 
вытянутую  форму.  В  нём  живёт  пятнадцать  видов  рыб:  лещ,  язь,  плотва, 
сиг,  ряпушка,  ёрш,  налим  и  другие.  У  города  Каргополя  из  озера  Лача 
вытекает  река  Онега.  Озеро  мелеет   и  может  превратиться  в  болото.

Примечание: 
предупредить  о  постановке  двоеточия.

2.  Составь  и  напиши  объявление.

Примечание:  Требования 
к  объявлению  в  учебнике «Детская  риторика,

3.  От  прилагательного  «синий» 
образуй  имена  существительные  и  глаголы.

4.  Выпиши  группы  родственных  слов, 
выдели  корень.

Бас,  бассейн,  басня, 
басить,  басенный,  баснословный,  басовитый,  басок,  побасенки,  басовый.

5.  Найди  ошибки.  Запиши  правильно.

Водитель  попросил 
оплатить  за  проезд.

В  этом  рассказе 
рассказывается  про  жизнь  лесных  животных.

Я  хочу  рассказать  за 
новую  книгу.

6.   Вставь  пропущенные  буквы, 
объясни  правописание.

7.  Спиши  предложение,  выпиши  пары 
слов  с  вопросами.  Запиши  название  произведения  и  автора.

К  большому  листу 
подплыла  жаба  и  поставила  туда  ореховую  скорлупу  с  девочкой.

8.  Составь  лесенку  слов  на  букву 
«М»,  чтобы  каждое  следующее  слово  было  на  одну  букву  больше 
предыдущего.

М * * *

9.  К  данным  устойчивым  сочетаниям 
припиши  близкий  по  значению  глагол  в  том  же  лице  и  числе.

Вставляет  палки  в  колёса.

Обведёшь  вокруг  пальца.

Пропускает  мимо  ушей.

Зарубить  на  нос.

10.  Соедини  части  пословиц,  запиши 
получившиеся  пословицы.

В  нашей  стране  создано 
множество  памятников,  воздвигнуты  обелиски  на  могилах  воинов,  павших 
за  свободу  Отечества.  Герой  Советского  Союза  Александр  Григорьевич 
Торцев  родился  в  селе  Жердь  Мезенского  района.  В  нашем  городе  его  именем 
названа  улица.  На  улице  Торцева  находятся  гимназия,  институт, 
управление  образования.  Летом  улица  утопает  в  прелестной  зелени  берёз, 
тополей,  акаций.

2.  Составь  портрет  знакомого 
человека,  используя  как  можно  больше  прилагательных  к  данным  именам 
существительным.

3.  Запиши,  изменив  написание 
предложения  так,  чтобы  изменился  смысл  вопроса.

Зачем  язык  во  рту?

Почему  самолёты  летают?

Зачем  прячется  солнце?

Отчего  утки  летают?

:   За  чем  язык  во  рту?

По  чему  самолёты 
летают?

4.  Выдели  одинаковые  окончания  в 
словах.

Домов,  столов,  ковров, 
коров,  голов,  основ.

Степей,  ножей,  батарей, 
шей,  ушей,  юношей.

5.  Запиши  глагол,  родственный 
глаголу  «петь»,  который  в  прошедшем  времени  женского  рода  совпадает 
по  звучанию  и  написанию  с  существительным.

6.  Разбери  по  составу.

Слепить  глаза – слепить 
игрушку.

Скупить  книгу – скупой  на 
ласку.

7.  Укажи  части  речи  в  отрывке  из 
сказки  Л.  Кэрролла  «Приключения  Алисы  в  Стране  чудес».

Пырялись  по  наве,

И  хрюкотали  зелюки,

Как  мюмзики  в  мове.

О  бойся  Бармаглота,  сын!

Он  так  свиреп  и  дик,

А  в  гуще  рымит  исполин –

8.  Отгадай  слова,  запиши отгадки.

Корень  мой  ищи  в  «цене»,

В  «очерке»  найди 
приставку  мне,

Суффикс  мой  в  «тетрадке» 
все  встречали,

Вся  же – в  дневнике  я  и 
в  журнале.

Корнем  с 
«дорогой»  роднится,

В  «сборе» 
приставка  таится,

Суффикс – как 
в  слове  «родник»,

Целым  же  в 
космос  проник.

Мой  корень – родственник 
«сраженью».

Приставка – в  слове 
«заявление»,

В  «наборщике»  есть 
суффикс  мой,

А  весь – тружусь  я  под 
землёй.

:   оценка,  спутник,  забойщик.

Весь  мир  знает  имя 
Александра  Сергеевича  Пушкина,  читает  его  произведения.

Солнцем  русской  поэзии 
называют  его  тысячи  жителей  Земли.  В  этом  году  исполняется  двести 
лет  со  дня  его  рождения.  Благодарные  потомки  даже  зимой  у  подножия 
памятника  поэту  оставляют  живые  цветы.

Александр  Сергеевич  Пушкин
– слава  и  гордость  нашей  Родины.

Примечание: 
предупредить  о  постановке  тире  в  последнем  предложении.

2.  Объясни  в  каком  падеже  стоят 
существительные,  докажи  примерами.

Берёза,  руки,  человека.

3.  Запиши,  какие  получатся  слова, 
если  прочесть  их  от  конца  слова  к  началу,  учитывая  звуки,  а  не 
буквы.

Лог,  люк,  парк.

:   кол,   куль,  краб.

4.  К  словам  левого  столбика 
подбери  и  запиши  объяснение  из  правого  столбика.

5.  Прочитай  предложения,  найди 
ошибки.  Запиши  предложения  правильно.

Повар  посолил  суп  солью.

У  Юры  жил  молодой 
котёнок.

На  хрустальной  люстре 
было  много  висячих  висюлек.

6.  Прочитай  и  запиши  слова  путём 
перестановки  букв  и  слогов.  Подчеркни  «лишнее»  слово,  объясни,  почему 
оно  «лишнее».

:   частный,  деловой,  замученный,  разговор.

7.  Запиши,  что  означают  данные 
фразеологизмы.

Задать  головомойку, 
намылить  шею,  голову.

После  дождичка  в  четверг.

За  пояс  заткнуть.

:   сильно  отругать;  никогда;  одержать  полную 
победу,  доказать  бесспорное  преимущество.

Творчество  Александра 
Сергеевича  Пушкина  возвышается  горной  вершиной  у  истоков  золотого  века 
русской  литературы.  Стихи  его  прекрасны!Читаешь  их,  и  будто 
поднимают  они  тебя  над  землёй,  и  ты  чувствуешь,  видишь  всё,  о  чём 
написал  поэт.  Как  много  в  них  тепла,  сердечности,  золотистого  цвета! 
Они  звучат  как  музыка.

2.  Замени  русскими  пословицами, 
выражающими  такой  же  смысл,  пословицы  разных  народов.

Тот  не  заблудится,  кто 
спрашивает.

Тот,  кто  не  учится, 
ходит  в  потёмках.

:   Язык  до  Киева  доведёт.

Учение – свет,  неучение
– тьма.

3.  К  словам  левого  столбика 
подбери  и  запиши  объяснение  из  правого  столбика.

4.  Прочитай  предложения,  определи, 
правильно  ли  употреблены  местоимения.  Запиши  предложения  правильно.

На  берёзах  сидят 
снегири.  Они  занесены  снегом.

Люба  кормила  кошку 
рыбой.  Она  её  любила.

Катя  встала  на  скамейку. 
Она  покачнулась.

5.  Запиши,  что  означают  данные 
фразеологизмы.

Витать  в  облаках.

Плясать  под  чужую  дудку.

Играть  в  бирюльки.

:   блаженно  грезить,  фантазировать  невесть  о 
чём.

Заниматься  ерундой, 
пустяками,  оставляя  в  стороне  главное  и  важное.

6.  Составь  и  запиши  рассказ  по  его
началу.

Кот  Васька  и  старик 
часто  рыбачили.  Старик  удил  рыбу.  Васька  сидел  рядом.

Оцените статью
Экодиктант - Помощь